| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №10. (1996) › Матевосян Р.И. Истоки армянской геральдики | ||||||
Матевосян Р.И.
Истоки армянской геральдики// Гербовед. №10. (1996)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1996. № 2 (10). С. 02 (обложка), 46-66 Аннотация: Древняя и средневековая Армения имела свою фамильную (родовую) и царскую (государственную) символику. Протогеральдические знаки и эмблемы были налицо уже в эпоху Урарту (название Армении в IX-VI вв. д. н. э.). Об авторе публикации/статьи: Матевосян Рафаел Иванович (Ереван) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Матевосяна Р.И.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 49844 знаков (с пробелами)
ИGТОКИ РМЯНGКОЙ Г Р ЛЬДИКИ см. стр. 46 Современный герб Республики Армения Художник В Рожков Приемная комиссия 362 72 3 1 Служба трудоустройства студентов 362 72 89 Контакты по научной работе 362 56 33 Р Матввосян, Ереван ИGТОКИ с 1РМЯНGКОЙ Г6Рс 1ЛЪДИКИ см. рис. на 2 й стр. обложки Древняя и средневековая Армения имела свою фамильную родовую и царскую государственную символику. Геральдические знаки и эмблемы были налицо уже в эпоху Урарту название Армении в IX VI вв. д. н. э О геральдике древнейшего объединенного армян ского государства царства династии Ервандуни нам пока ничего не известно, она еще не изучена. Преемником государства Ерванидов было царство Арташесидов 189 1гr. д. н. э. особенно могуществен ное при Тигране Великом 95 55 г. д. н. э Раскопки столицы государ ства города Арташата выявили богатый материал по культуре эпохи эллинизма. Кроме того, в разных регионах страны обнаружено более двух десятков каменных печатей глиптики древнеармянского и эллинистического периодов. Но материал по глиптике и геральдике еще ждет своего исследователя. В специальной литературе указывается лишь на геральдический рисунок на короне Тиграна II парные птицы, между ними восьмико нечная звезда. Вне сомнения это геральдический знак, по всей види мости, лишь один из компонентов династического герба фото 1 Намного богаче представлена армянская геральдика эпохи средне вековья, особенно периода развитого феодализма IХ ХШ вв Феодальные фамилии имели свою родовую символику уже в эпоху раннего феодализма III VIII вв Первые письменные свидетельства о гербе влиятельных княжеских родов, в частности Мамиконянов, Арцруни имеются в сочинении историка V в. Фавстоса Бюэанда и относятся к IV в. Особенно ценно уникальное свидетельство истори ка описание композиции герба Мамиконянов орел, в когтях тетива лука, вариант вышеупомянутой композиции. Со временем вариант с тетивой был вытеснен, во всех известных нам последующих примерах в когтях орла животное баран или другое До наших дней дошли прекрасные барельефные изображения орлов на капытеях храма Звартноц, двуглавый когтящий орел в селе Дсех Лори вотчине Мамиконянов оба VII в Барельефная скульптура когтящего орла имеется и на пилястре Дворцовой церкви в Ани, построенной в VIII в. при Камсараканах. Что касается царствующей династии Аршакидов I начало V в. н. э. то один из барельефов входа в родовой склеп династии в Ахце ныне на окраине одноименного села Аштаракского района Р А пост роенного в 60 е гг. IV в., является геральдическим знаком гербом династии или его составным элементом. Это барс, нападающий на оленя. 46 ФотоЗ Фото 1 Фото2 Фото 4 47 Много геральдических знаков имеется на геммах VI VIII вв., обнаруженных раскопками крупнейшего города раннего средневековья, административного и торгового центра страны Двина. На них встречается эмблематика Баrратуни, Мамиконянов, Арцруни и других княжеских фамилий, но принадлежность многих знаков той или иной фамилии еще не установлена. Здесь предстоит большая исследовательская работа. Большой культурно исторический интерес представляет композиция герба древнейшего армянского аристократического рода Баrратуни. Для правильного осмысления композиции необходимо учесть родовые предания о славном происхождении рода и историческую ситуацию той эпохи, когда сформировался герб. Наиболее ранний образец баrратидской родовой символики, ныне известный нам, это рисунок миниатюра в Евангелии, написанном в середине IX в. 85 1862 гг. известное в науке под названием Евангелие царицы Млке Млке царица, супруга царя Васпуракана Гагика Арцруни На рисунке изображены парные львы, между которыми древо жизни. Под львами арки фото 2 Фон львов синий, сами фигуры львов и древо золотые, полуарки красно оранжевые. В основе композиционного сюжета родового герба лежит легенда о Ланииле во рву львином. На рисунках и барельефах Даниил всегда изображается в середине между двумя львами. В гербе Багратидов Даниила заменило древо жизни, на других, более поздних образцах Баrратидской фамильной символики древо заменяет крест, прямоугольник или ромб. В сюжете композиции отражено легендарное сказание об иудейском происхождении рода Багратуни, о чем имеется сообщение у отца армянской истории Мовсеса Хоренаци V в Эта легенда, родившаяся в период освободительной борьбы в Армении в V в. за независимость, была призвана доказать приоритет рода Багратуни перед другими феодальными фамилиями, связав происхождение Багратуни с пророком Давидом и Богоматерью. В действительности, как показали исследования ученых Б. Пиотровского, Ас. IIIахнаэаряна, А. Г. Капанцяна, С. Бархударяна и др., те феодальные роды, фамилии которых оканчивались на урартский суффикс уни Арцруни, Багратуни, Аматуни, Рштуни и др. образовались уже в эпоху Урарту и перешли в эпоху феодализма как древние армянские аристократические фамилии. Конец VIII начало IX вв., начало качественно нового периода армянского средневековья эпохи развитого феодализма, которая 48 D з аJпась до XIV в. Одновременно IX в. является окончательным рьбы за свержение зависимости от халифата и восстановле ственной государственности. Эту борьбу в IX в. взамен осла амиконянов возглавили Багратуни. В 885 г. Халифат признал Е z rnс.имостъ Армении, образовалось армянское царство во главе с z е Баrратуни. инципу государственного устройства в начальный период оно собой унию союз всех крупных княжеств Арцруни, Сюни, и др. признававших Баrратидского великого князя царем t J r п и. Геральдическая символика этого периода пока не изучена. z период начинается с середины Х в., к этому времени уния с лась, образовался ряд удельных царств Васпураканское Карсское 96 1г. Лорийское или Кюрикидское 966 г. или Сюникское 970 г Однако Багратидам удалось собрать бывнатов в новый союз по принципу федерации союзное государrлаве с Баrратидским царством. Столица последнего г. Ани с ыла одновременно и столицей федерации до падения Баrратидарства в 1045 г алъдика этого периода довольно богата и разнообразна z образцы удельной и общегосударственной символики, лич бов великих удельных князей и царей. ералъдических знаках Багратидской династии и ее побочных ж преобладает изображение льва, что исходит от общеродовой mческой фигуры льва парных львов Лев был гербом царей Абаса 929 953 Кафедральный собор в Карее Гагика 1 20 камень с барельефом из Ани фото 3 и Агарцинский монасОбращает внимание очертание морды льва здесь помещена пророка Даниила туловище составляет нос льва, простертые брови, голова Даниила в виде ромба, который в миниатюрах и днческих композициях заменяет древо жизни. еральдическая скульптура льва имеется и в окрестностях крепо ори Х в., до образования Лорийского царства Изображение в й символики парные львы имеется на главных воротах сред овой крепости в Талине IIIиpaк резиденции царя Ашота IV 104 1гг Багратидскую эпоху существовала традиция вассалы царя или ра, участвовавшие в строительных работах своего сюзерена, в ости возведения епархиальных церквей или Кафедральных ров в столицах Карее и Ани получали право на милость ещать свои гербы на внешних фасадах зданий или внутри интеръе. r агодаря этому имеется возможность определить состав ближайокружения сеньора царя или удельного князя выявить некото оменты вассально сюзеренных отношений, о которых умалчива 49 ют письменные источники. На некоторых сеньоральных церквах до нас дошли геральдические знаки тех феодальных фамилий, в пределах родовых владений которых пока геральдической символики не обнаружено. дошли геральдические знаки тех феодальных фамилий, в пределах родовых владений которых пока геральдической символики не обнаружено. Типичным примером указанной традиции являются культовые сооружения, построенные царем Абасом Багратуни Кафедральный собор в Карее и церковь Аствацацин Богородицы в Санаине, еще до основания там монастыря при преемнике Абаса Ашоте III. Внутри собора в Карее, на четырех тромпах участники строительства оставили свои знаки на двух тромпах это геральдические знаки орел и бычья голова на двух других человеческие головы. Две бычьи головы, человеческая голова и голова барана имеются на парусах санаинской церкви Аствацацин. Геральдические знаки указывают, кто именно из вассалов царя участвовал в строительстве, причем некоторые из них строили оба храма, поскольку одна пара символов совпадает. Основной геральдический символ эпохи Багратидов государственный герб на Главных воротах столицы Ани. Герб имеет сложную композицию и состоит из трех элементов прямоугольная рама, внутри которой помещен барс. Сверху лежит квадратный предмет, имеющий кольцеобразную выемку овал. Оба эти элемента помещены в общую внешнюю раму. Над ними крест фото 4 Геральдический рисунок составлен в традиционной для армянской символики схеме. Это трехступенчатая композиция, основание которой составляет ведущий элемент в данном случае барс овал или розетка крест. Герб на анийских воротах символизирует армянскую государственность Анийского периода Баrратидской эпохи 96 045 это герб федеративного государства. Геральдические знаки часто встречаются и в миниатюрах рукописных книг. Для изучения символики X XI вв. исключительную ценность представляет Евангелие, написанное в середине XI в. в монастыре Сандхкаванк область Аршаруник Багратидскоrо домена Здесь творил прекрасный художник миниатюрист Ованес. После падения Ани он перешел в Ахпат. В расписанном эдесь Евангелии известным в науке под названием Могнийского множество рисунков с гераль дическими изображениями. Известная исследовательница армянской миниатюры Т. Измайлова недавно в 1986 г. опубликовала альбом, посвященный творчеству миниатюриста. В миниатюрах представлены гербы феодальных домов эпохи 50 9 Фото5 5 1 Фото 6 52 з том числе герб Багратуни в различных вариациях. На Ке пара львов лев и львица в геральдической позе, над них древо жизни фото 5 ер. с рисунком из Евангелия в вассалов Багратидов в рисунках художника можно рб рода Пахлавуни бык фото б Принадлежность некото ов тому или иному роду пока не установлена. не Ташир Дзораrета территория Кюрикидского царства Eill рекрасные примеры геральдики Кюрикидов. Хотя они и периоду после падения Лорийскоrо царства, которое было Е Е селъджуками на рубеже XI XII вв., однако сохраняют l X XI вв. периода удельного царства 966 3 гг Часть в после падения царства перешла в родовое владение в авуш, часть осталась на месте и в XII в., при правлении в принимала активное участие в культурной жизни своего в 8 1г. в Санаинском монастыре, при активном участии ских княгинь был построен большой притвор. Здесь капители сгато декорированы, в частности помещены скульптурные ення животных по паре голов бычьих и барса. Это геральди аки, в частности барс герб Кюрикидов фото 7 нце 70 х годов XII в. на реке Дебед княгиня Ванени, сестра салара Закаре, построила мост в память умершему в юном 1т0 супругу А басу Кюрикяну. Мост является уникальным ным сооружением армянского средневековья, к тому же, е четырьмя крупными скульптурами диких животных из rва кошачьих. Эти геральдические фигуры, представляющие н рийских Кюрикидов барс, фото 8 и их побочных ветвей. zи ческие знаки Кюрикидов имеются и в других монастырях, г.r ер Хоранашате XIII в., область Гардман. ха Багратидов оставила богатейшее культурное наследие, в и геральдика занимает свое достойное место. Дальнейшая вательская работа выявит, несомненно, новые образцы симво. з охи. ie падения Багратидского царства часть армянской знати, в стоятельств, перешла в Киликию и смежные с нею области. В князь Рубен из рода Багратуни основал в Киликии армянское з тво, которое вскоре настолько усилилось, что в 98 г. было з лашено царство. Первый царь Левен 198 12 19 Хотя в графин династию князя Рубена его именем называют Рубенидв действительности в Киликии возродилось государство Багра княжество, затем царство. При дворе перешедших в Киликию тидов были восста овлены традиции и структура анийского кроме того царь Левон, считая себя наследником Багратидских 53 Фото. 7 Фото. 8 Фото 9 Фото 9а 54 аХ ов принял их герб на личной и государственной в 1i3 онетах Левона II и его преемников изображен лев с е ер. герб Ани На других монетах изображен царь ающий на спине двух львов, заменивших собой трон i.iL a Киликийского армянского государства продолжила t Jl z z rратидской символики и является составной частью наследия Анийской Армении. В определенной степени 2 ет ее и содействует более глубокому ее изучению. олетие после сельджукского вторжения и опустошения 0 1г. после поражения от сельджуков в битве при Маназадной Армении Византия окончательно потеряла захваченнекие территории началась освободительная борьба ap.S с I O народа против иноземных захватчиков. Ее возглавил феоЗакарянов сами они считали себя отпрысками Багратияны, в лице ее высшей знати Саргиса Великого, его s а.каре и Иване, сплотили армянских феодалов, установили енно политический союз с Грузинским царством. Была t d tr нa большая часть страны, образовалось княжество во главе Закарянов. Начался второй этап развитого феодализма 15 i.я четверть XII XIV вв. дическая символика Закарянов представлена барельефныптурами на церковных фасадах, построенных ими же их 1ь J 1В первую очередь следует отметить скульптуру церкви сr i ШИН монастыря Арич. Монастырь находится в Восточном е недалеко от Гюмри. В XI в. он принадлежал князьям Пахлаву разорен сельджуками. В начале XIII в. Закаряны приобрели ежних владетелей и возобновили монастырь. Церковь Аст ва ыла закончена в 12 15 г., об этом Закаре амирспасалар сделал D ствующую надпись. очный фасад церкви украшен барельефной композицией, r 1венчает крест, под ним скульптурный портрет ктиторов в Закаре и Иване, в руках у них модель церкви ныне не сохра Слева от фигуры Закаре скульптура сирина с короной на е на спине у него ветвь древо жизни Это герб княжеского рода rянов фото 10 На 10 лет раньше была закончена Главная цер угоrо монастыря, далеко от IIIиpaкa, но во владениях Иване ер. Агстев ныне Иджеванский район РА Это монастырь Мака застроен Закарянами в конце XII начале XIII вв. Украшения тарной стены церкви являются шедеврами армянской средне 55 Фото 10 56 Q барельефной скульптуры. Здесь множество фигур мифичес еств, животных птиц, рыб растительного орнамента. Имеется и скульптура сирина, а также герб вассалов Закарянов князей ачутян орел с жертвой. К главной церкви пристроен притвор Над его входом помещена скульптурная композиция про эатый прямоугольник окно по обеим сторонам которого ы справа сирин, слева схватка быка со львом фото т притвора Макараванка и церкви в Аруче очень схожи. Другой rляр скульптурного изображения герба сирина на камне был r тжен н. Марром во время раскопок в Ани. бую ценность в историко геральдическом аспекте представляет тура из монастыря Нор Вараrаванк ныне Тавушский район Р А парадный вход главной церкви Аствацацин богато украшен ефами, выполненными на цветных плитках красноватого и ватого оттенков Среди рельефных изображений на библейские ы, геометрических узоров и изображения животных, имеется и IЬдическая символика герб Кюрикидского князя Васака, постро о в начале XIII в. церковь вассал ЗакарянЬв и герб другого а князей Вачутянов. Но особый интерес представляет герб Закарянов это сирин, имеющий два туловища и одну голову с вой и традиционная ветвь символ древа жизни фото 12 Этот нr родового герба Закарянов представлен в единственном образуникален, он, по нашему убеждению, символизирует единство iомов рода под эгидой старшего. rатую геральдическую символику в ее различных вариантах могущественный и древний по древности не уступающий Багра армянский род Мамиконянов. Он имел тесные родственные и с влиятельным в XII XIV вв. родом Хахбакянов Прошянов нчески они две ветви одного рода. Этим объясняется общность оэиции их фамильной символики. Выше было указано несколько г зцов символики Мамиконянов из эпохи раннего феодализма. чнтельное количество их имеется и по эпохе развитого феодализ ни разбросаны на обширной территории фамильных владениях ашир Дзорагете, области Сюник и других областях. Это монастыри Кар область Вайоц дэор в Сюнике, середина XI в. монастырь а.де Гладзорский университет, основанный в конце XIII в. часов з селе Гомер Вайоц дзор, XIII нач. XIV вв., фото 13 средневеко поселении Маратус XIII в Имеются образцы геральдики Мамиков и в культовых постройках долины р. Агстев владении Иване аряна где лорийские Мамиконяны, как вассалы, участвовали в ительстве монастырей Агарцин и Макараванк. Богат геральдической символикой крупный культурный центр XIII едующих веков монастырь Гегард. Монастырь эдесь существо 57 Фото. Фото 12 58 е, но был разорен арабскими набегами. В начале XIII в. 3 sЕ ы начали возрождение древнего духовного центра, в 12 15 г. нчено строительство Главной церкви, к которой в 1225 г. оен притвор. В этот период в строительец3е монастыря сз sa. m вассалы Закарянов Вачутяны и Хахбакяны. Позднее IEВ n.rpъ приобрели Хахбакяны, при них строительство продолжаъ Прош в 1283 г. построил пещерную церковь, где находит f L., С и ВИца его рода и высечено барельефное изображение герба. тметитъ особо это парадный вариант герба Хахбакян Ма в ЕЕ нов. Он имеет сложную композицию, состоящую из трех эле. традиционный копящий орел, с двух сторон его охраняют 1S с 1J nанители, связанные между собой цепью. Композицию венчает ова, во рту которой кольцо, соприкасающееся с цепью. разом, все три элемента свя заны воедино и составляют ж s.Li rарадный образец родового герба Фото 14 n z о источниковедческое значение данного герба не говоря о геральдическом исключительно велико. В подавляющем стве случаев геральдика Мамиконянов Хахбакянов nредставовным элементом копящим орлом. Известны лишь два ерба, где налицо полный вариант символа это барельеф Маратусе и часовни в Гомере, но они в художественном в r Юiи не могут сравниться с гегардским барельефом. й выдающийся в историко художественном отношении В еральдики Мамиконянов находится в их древней вотчине Лори, родина поэта Ованеса Туманяна, родословная котородит к Мамиконянам Здесь сохранились два культовых ения в лесистом ущелье монастьфь св. Гриrора известен од названием Бардзракаш в полуразрушенном состоянии рыло древней церкви VII в. в самом селе. Церковь украшена rъной барельефной скульптурой когтящий двуглавый орел со I S S J сохранителями сохранился лишь левый, правый вьmетрился вый образец в армянской символике известный нам в настоя емя с двуглавым орлом. рой образец появился через шесть столетий в XIII в., в монасардзракаш. Главная церковь эдесь построена в 122 1г., в 1259 1tВ 1Пюр. Материальное содействие Лорийским родичам в строителъста ПС 1стыря оказъmали и Хахбакяны, в частности упомянутый выше Прош. На южном фасаде притвора изображен герб Дсехской амиконянов двуглавый когтящий орел фото 15 геральдических барельефа в Дсехе и герб Хахбакянов в а е. теснейшим образом связаны композиционной схемой и разли лишь наличием или отсутствием отдельных элементов. Они 18ЗЫВают на генеалогическую связь двух фамилий Мамиконя 59 Фото. 13 Фото. 14 Фото 15 60 ов и Хахбакянов что подтверждают и письменные источники. Так ералъдика оправдывает свое призвание вспомогательной историчес ой дисциплины. О геральдике Гегарда будет еще сказано ниже. Настоящей сокровищницей армянской феодальной символики ляется церковь Аствацацин в Егварде. Построена в 130 1г. князем зиэбеком Азизбекяны побочная ветвь Хахбакянов Церковь вухэтажная, первый этаж был княжеской усыпальницей. Фасады еркви богато орнаментированы. На каждом фасаде имеется главное ульптурное украшение это геральдические фигуры разных фео алъных родов Мамиконянов орел Азизбекянов горный козел, такой же герб имеется и в Гегарде и царской династии Аршакуни ена охоты барса на оленя, фото 16 Последняя повторяет барельеф довой усыпальницы Аршакидов в Ахце. Появившийся вновь, через сячелетний промежуток мотив представляет олъшой интерес и двигает ряд вопросов, связанных с предпосылками его возрождея. Возможно, это герб одной из феодальных фамилий отпрысков ршакуни, но носящую в последующие эпохи новую фамилию. Это вполне возможно, поскольку такой могущественный род, как Арша ни после падения своего царства 428 г. не мог бесследно исчезнуть. Таков общий обзор геральдики средневековой Армении эпохи азвитого феодализма. Кроме указанных здесь примеров имеется ого образцов символики и других феодальных родов, например рцруни парные орлы, в клюве держащие кольцо Орбелянов Сюника акже когтящий орел и другие. Фамильная принадлежность целого яда геральдических знаков еше не определена. В целом символика XIV в е. довольно богата и содержательна и представляет большую улыурно историческую ценность. Армянская геральдика, как способ отражения политических стремлений данного аристократического рода, его славного прошло родовых традиций и т. д. имела закономерности развития, каноны традиции, согласно которым формировалась фамильная и общеrосу арственная символика. При анализе композиционных сх м геральдических знаков отчетво выявляются структурные детали, которые составляли элементы имвола и начальная схема, служащая основой для создания герба, з.к сказать, схема базис. Для геральдических знаков Х ХШ вв. базо й схемой служили композиция баrратидского герба миниатюра 2 г. фото 2 и государственный герб в Ани фото 4 Выше было азано, что анийский герб трехступенчатый т. е. имел три основных 6 1 Фото 16 62 нента барс, овал, крест. Главенствующей фигурой, служащей й схемы пьедесталом, является фигура барса. Структурное же ение родового герба Багратидов являло собой типично феодальалъдическую модель парные львы в геральдической позе, т. е. 1J ично расположенные по разным сторонам оси фигуры, а между сь символ веры, культа и т. н. или его заменитель. Многие rические композиции Х XI вв. строятся по этим двум базовым часто сочетая элементы и той и другой. В XII XIII вв. в эпоху У ов схема претерпевает некоторые изменения, но ее костяк с.я неизмененным. схеме модели Багратидскоrо герба составлен герб на фасаде а Главной церкви в Гехарде. Здесь две фигуры орел с жерт б Вачутянов и лев компонент герба Хахбакянов расположе ральдической позе, между ними крест, а под ним большой овал ниже которой прямоугольник окно Под фигурами зверей озетки меньшей величины фото 17 Верхняя половина компоочностью повторяет схему герба Багратидов, нижняя половина ена. Овал или розетка над вытянутым прямоугольником в в. являлись самостоятельным компонентом геральдики и присутствуют на церквях княжеских епархиальных центров и государства Кафедральный собор в Ани Он является эле государственной символики. о проявляется влияние анийской модели в геральдике фаса 7 вардской церкви. На гербе западного фасада, принимаемым за символику Аршакидов фото 16 также три компонента еф собственно герб над ним овал, а крест передвинут и поме зу. Вся композиция помещена в раму, имеющую выступ, как в ой модели. По такой же схеме построена композиция северного горный козел На схеме южного фасада орел незначительные ения. ест, часто присутствующий в геральдической символике, традипомещался в верхней части композиции. Он олицетворял zуховную и идейную опору светской власти княжеской и й, т. е. государства. В то же время он, т. е. крест церковь ся на светскую власть, которая являлась его защитницей. Этот ический и политический союз нашел свое отражение в гералъ rр ичем имеются образцы, где идея взаимного союза и опоры и государства дается с отклонением от общей схемы. Так, в Фной группе одного из хачкаров крестных камней в средне й крепости Лори крест опирается прямо на голову феодала, а овой три гербовых знака вассальных князей бык, лев и орел Эта композиция уникальная, известны и другие образцы, где пирается прямо на голову феодала напр. в Гегарде но они без компонента княжеских гербов 63 Фото 17 Фото 18 64 опирающийся на розетку как бы вырастающий из нее i аненная структурная модель армянских хачкаров в вв. В анийском гербе крест также как бы вырастает из овала 7 В лорийском хачкаре крест вырастает из головы феодала. влияние композиционного построения структуры хачка мпозиционную структуру геральдических знаков. ходимо также дать разъяснения относительно одной распро й барельефной скульпrуры сцены схватки быка и льва. Это акого либо феодала или рода. Это общая для всей феодальной nэолика мощи и силы феодала или его княжества. Она поме в. есте с родовым знаком того или другого феодального рода и ним составляла геральдическую пару. Такова композиция арююЕ в Макараванке фото Но имеются и отклонения от емы, что характерно для армянской геральдики. Например, фасаде Главной церкви в Гегарде эта скульптура помещена ткой и над парадным входом без пары фото 19 Другой отклонения в монастыре Цахацкар церковь св. Карапет шконянов помещен на южном фасаде, а его парный компо а северном, но они вместе составляют одну общую компози обный пример имеется и в часовне села Гомер, где один с z нт герба когтящий орел на одном фасаде часовни фото 13 а мпонент бык и лев на другом. rючение укажем, что в Х XIII вв. сдожилась геральдическая иuиалъной символики. В нее вошли компоненты княжеской й геральдики. Ранние образцы такой символики имеются уже ом и Санаинском монастырях Х в. Кафедральном соборе в более полный ее вариант известный на сегодняшний день на восточном фасаде церкви Аствацацин Аручского монасты е,сь крест расположен прямо над символом светской власти ф братьев Закарян под барельефом второй компонент. и прямоугольник имеется в Анийском соборе, на фасаде а в Геrарде, Ахпатской церкви Анапат XIII в. и других ных сосружениях и две арки родовой герб Багратидов фо видно из изложенного материала, армянская средневековая 1rческая символика сохранилась в основном в виде барельеф rьптуры на культовых и инженерных сооружениях средневе енный материал имеется и в миниатюрах рукописных книг, о ическом матер iале и т. д. В период, когда в России и Европе з. авались Гербовники, Титулярники с описанием фамильных эпоха позднего феодализма Армения не имела государствен здесь не писались подобные книги. Отсутствие Гербовников яет исследовательскую работу геральдиста. Однако имеющие 65 ся на историко архитектурных памятниках, археологическом материа ле и предметах прикладного искусства образuы количество которых намного превышает число перечисленных здесь примеров подтверж дают, что древняя и средневековая Армения, как и другие эллинистические и феодальные государства, имела свою символику. Последняя является составной частью средневековой культуры и истории армянского народа. На 2 й стр. обложки представлено изображение современного герба Республики Армения, воссозданное художником В. К. Рожковым на основании данных, полученных из Посольства Р А в России, Конституции Р А, журнала Наука и жизнь газеты Украинского Геральдического Общества Знак и архивов Uентра флаrоведения и геральдики Символ МА ТЕВОСЯН Рафаел Иванович, доктор исторических наук, сотру дник Института истории Национальной Академии наук Республики Арыения, главный консультант по геральдике и генеалогии Совета Союза Арыянских Дворян, г. Ереван. Фото 19 66 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Матевосян Р.И. Истоки армянской геральдики (1996)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |