Кулаков В.И.
Предшественники европейских знаков отличия
// Гербовед. №10. (1996)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1996. № 2 (10). С. 35-41
Аннотация: Римская Империя обладала к началу нашей эры весьма стандартизированной системой государственных наград. Кроме земельных наделов и рабов заслуги перед государством, которое олицетворялось прежде всего персонойимператора, оказанные сенаторами и воинами, отмечались золотыми венками и фалерами (наrрудными украшениями круглой формы). Показательно, что именно данные наградные знаки античной поры дали название области исторического знания – "фалеристике", изучающей наградные системы.
Об авторе публикации/статьи:
Кулаков Владимир Иванович (Москва) кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Российской Академии наук
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кулакова В.И.в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30334 знаков (с пробелами)
В Кулаков, Москва
П.Р6ДШ6GТ.G6ННИКИ 6.GРОП6ЙGКИХ
ЗН4КО.G ОТЛИЧИЯ
екая Империя обладала к началу нашей эры весьма стандартивной
системой государственных наград. Кроме земельных надев
рабов заслуги перед государством, которое олицетворялось
е всего персоной мператора, оказанные сенаторами и воинами,
чались золотыми венками и фалерами наrру дными украшениями ой формы Показательно, что именно данные наградные знаки ой поры дали название области исторического знания фалее
изучающей наградные системы.
а закате Римской им перии становится обычным награждение
в в знак признания оказанных им Императору особых услуг,
несколькими наградами. В их числе появляются и золотые
е цепиJ впоследствии ставшие постоянным элементом наградзнаковой
системы Европы ХШ ХХ вв. Римский историк Флавий
ск так описывает акт награждения им ператором Валерианом
ачальника Проба, осуществленный в 256 257 гг. Совершив уже в трибуна во время Сарматской войны по переходе через Дунай о подвигов, он получил в дар при всех, на воинской К. В. ке четыре копья без наконечников, два венка за взятие валов, гражданский венок, четыре чистых без надписей К. В. энаме rва золотых браслета, одну золотую шейную цепь и одну чашу для воприношений в пять фунтов Властелины Рима. М., 1992, С. 30 1
В IV V веках по Р. Х. закладываются предметные основы одной из ей современной наградной системы Европы появляются предшест.
ики медалей медальоны и брактеаты для ношения на шейной
Ранее, уже в III веке по Р. Х. в Римской Империи существовала тика откупа от набегов варварских дружин полновесной етой. Так закладывалось благоеостояние представителей феодаль верхушки позднейших европейских королевств. В III IV веках ям варварских воинств нередко императорами Рима презентос сь специально отчеканенные медальоны из золота диаметр до изображавшие портрет императора персонификация мощи и
з ичия Римской Империи на лицевой стороне аверс А V и аллеrо
ескую фигуру на обратной стороне медальона реверс RЕ Своим rотипом эти медальоны имели имевшие хождение в Империи отые монеты солиды. Медальоны знаки монаршего внимания,
ретически долженствующие изображать мощь и величие Рима, в щности показывали мирный характер отношений между Империей и еделеннЬ 1м варварским племенем, подчеркивая при этом главен 35
ствующую в нем персону вождя. Этот акт, слабо изученный в современной
исторической науке, модно сравнить с позднейшим понятием инвеститура Этот термин в IX XI веках означал вручение императором
Священной Римской Империи германской нации крупнейшего
государственного формирования в раннесредневековой Европе, или
королем одного из более. мелких государств континента некоего знака драгоценная цепь с крестом, меч, копье или иной символический
предметJзнатному представителю общества. Тем самым последний
наделялся правами вассала, то есть под нередко номинальным верховенством
означенного выше монарха обретал возможность обладания
достаточно обширными властными и имущественными функциями изредка вплоть до королевской власти Подобный по смыслу акт
происходил и при наделении римскими медальонами вождей варвар
ских племен в III IV вв. по Р. Х.
Послы Римской империи обычно наделенные высокими полномочиями
сенаторы или, позднее, представители канцелярии Императо
ра Византии базилевса встречали на границах Империи варварские
воинства. Заключая с незваны ми. пришельцами мирный дого
вор, наделяя их при этом территорией для расселения в пределах
Империи и обязывая нести охрану ее границ, послы обещали новым федератам то есть союзникам Рима покровительство императора.
Видимо, знаком этого покровите,льства германские и кельтские в жди
считали преподносимые им при этом золотые медальоны. Вожди
племен и дружин носили эти знаки высочайшей милости и доверия на
золотых цепях на шее, тем самым подчеркивая важную значимость
этих знаков. lIIeйнoe украшение в Европе уже с эпохи поздней бронзы гальштаттская культура имело сакральное значение. В виде гривн,
имевших центральные круглые медалевидные части, особой популярностью
эти украшения пользовались у кельтов. Судя по всему, священный
смысл этих предметов был перенесен на позднейшие
римские медальоны, носившиеся варварскими вождями IV V вв. на
шейных цепях. Выше уже упоминалось о том, что в римском войске
золотая цепь также считалась высокой наградой. Впоследствии данные
медальоны неоднократно тиражировались германскими и
кельтскими мастерами, украшая затем на золотой uепи шеи преемников
власти вождей победоносных дружин При. этом они
становятся односторонними, имея только лицевую сторону. Обратная
сторона медальона, называемого в данном случае брактеатом, не
воспроизводится. Это связано с технологией германских ювелиров на
заре средневековья, не позволявшей производить двухсторонний
чекан медальона, а предполагавшей изготовление подражавшего ему
одностороннего предмета т. е. брактеата путем тиснения золотой
пластины матрицей с позитивным изображением. Вплоть до конца
эпохи викингов, то есть до середины XI века, в погребениях предста 36 знати археологи находят уже далекие от римских образцов, щиеся на них походить золотые брактеаты и круглые подвес з. изображения на них огрубляются, лишь отдаленно напомиу
римского императора верхом на боевом коне. Со време
а чалу VII века этот рисунок трансформируется в соответствии иями германских ювелиров и их заказчиков в изображение зыческих богов Одина, сопровождаемого его волшебными ами вороном и козлом. Этапы деградации изобра на древнегерманских брактеатах были изучены основополож
uентрально европейской археологии Оскаром Монтелиусом.
Таким образом, носивший этот брактеат властитель
вышедших из под власти Рима германцев отдавал себя под зительство уже не земного владыки одряхлевшей Империи, а авал главенство лишь верховной божественной власти. Тем вождь старался представить себя земным выразителем воли ва, в сущности исключительным носителем его инвеститу.
нтересно, что латинские надписи с императорской титулатурой с времени заменяются магическими текстами, исполненными э. ерманским письмом рунами. Тем самым подчеркивался е важный для их владельца, священный смысл этих предметов. З Ы переводов данных текстов Хьяльд начертал для Кунимунда на вельтском жите римском золоте из Чюрке, округ Блекинигар,
герул, сделал этот оберег из Фьорес, округ Халланд, iя, подтверждают этот вывод. Брактеат в данном виде обозначал пе только высшее в племени социальное положение данного тноrо вождя, но и всю полноту ero мирской и сакральной и над подвластными ему общинниками или воинами. Существует е, что данные находки связаны с существовавшими в древне некой среде культовыми союзами Лебедев Г. С. 1985. С. 33 ное положение не противоречит выводу о принадлежности данных етов вождям игравшим ведущую роль в упомянутых союзах и ещавших в своем лице как мирскую в том числе и воинскую ть, так и прерогативы верховного жреца племени. На финальной развития язычества в Северной Европе, в эпоху викингов IX i ю XI веков традиция ношения брактеатов и родственных им ь. х круглых подвесок, уже весьма отдаленно напоминавших свои зние прототипы, сохраняется лишь у знатных скандинавских
Вследствие прочных контактов между севером и оком Европы данная традиция проникает и в культуру Древней Показательно, что в обоих отмеченных регионах нашего конти а вплоть до утверждения христианства существовал обычай 1раждения гривнами. Данный предмет, глубокий сакральный смысл рога уже упоминался, служил в эпоху викингов средством на 37
граждения князем своих дружинников, практически оплатой их
услуг. Так как гривны обычно изготавливались из драгоценных
металлов, то даже наделение воина частью этого шейного кольца
воспринималось им как получение сакральной силы своего вождя и
как сугубо прозаическая плата за службу в дружине. К XI веку гривной
в Древней Руси называют стандартное средство платежа обладающий
установленным весом слиток серебра различных форм. До
настоящего времени в русском языке память о древней гривне сохранилась
в виде наименования мелкой монеты гривенника
На западной окраине Европы, в захваченной в У веке саксами
Англии, уже затронутой христианством, правда, не пустившим там
глубоких корней, развитие медальонов идет дальше, своеобразным
путем. Посредством добавления к золотым византийским монетам
инкрустированных гранатами и прочими полудрагоценными камнями техника клуазонн фигур в виде священных топоров повелителя
молний Лонара известного в Скандинавии под именем Тор создаются
драгоценные няжеские амулеты в виде крестов, имевших,
разумеется, преимущественно языческий смысл. Они в
полной мере символизирую r сакральную власть князя, передаваясь из
поколения в поколение среди представителей опреленной династии.
Таким образом эти амулеты могли дожить до XII XIV веков времени
появления первых европейских орденских знаков. Последние поразительным
образом по материалам, форме и размерам напоминают
княжеские амулеты VII VIII веков, являясь ripи этом уже христианскими
символами. Показательно, что первые орденские знаки изготовлялись
в Западной Европе из золота с использованием полудрагоценных
красных камней в том числе и гранатов символизировавших
кровь Христову. Эта традиция не обошла и России, где вплоть до
первых лет XIX века орденские знаки украшались на лопастях крестов
имитировавшими драгоценные камни кусочками стекла. Интересно,
что и по размерам позднейшие орденские и прочие наградные крестqобразные
знаки сохраняют древнейшие параметры ок. 4 х 4 см ибо
этот размерный модуль наиболее удобен для производства и наилучшим
образом приспособлен для ношения. Иконография их формы прежде всего наличие центрального медальона не имеет христианских
корней.
К XI в. в Северной и Восточной Европе, принявшими христианство,
распространяются четырехлопастные крестовидные подвески, изготовлявшиеся
из серебряной бляхи носившиеся зажиточными женщинами
в составе ожерелья. Данные предметы по форме и размерам подражают
отмеченным выше языческим амулетам Англии.Пр 1пом, подвески
XI в. в значительной мере отражают уже христианскую идеологию,
правда, соответствуя языческой изобразительной традиции. Интерес 38 iliaя нехристианская форма креста секирообразные лопасти, r е с центральным круглым медальоном с начала XIX века с е ся в России, первоначально как знак народного ополче з. оящее время как основная фигура ордена За личное rsa Тем самым подчеркивается глубоко внедрившаяся в е сознание древняя форма данного креста, создающая сакраль
пу, смысл которой имеет глубинные, дохристианские корни. образом, традиция изготовления и использования шейных зи 1ных и крестообразных знаков уходит в седую древность,
и этом исполненным глубокого смысла. С приходом в Запад
ентральную Европу христианства эту функцию языческих по rщности медальонов перенимают носившиеся также на цепи р е на Руси наперсные кресты. Очень важно отметить,
е. а 1евидные наrру дные украшения и позднейшие кресты в XI ах находят и в погребениях знатных горожан и купцов, причем ритории Древней Руси. Главное отличие данных знаков от Й ПИХ медалей состоит в том, что они изготавливались и везла на определенного персонажа не главой государства или носите 2Е
й властной функции, а самим щ рсонажем. Однако следует J что в раннем средневековье данный знак возлагал на себя человек, в том числе и купец, который достигал на опреде этапе своей жизни крупного общественного или имуществен
южения. В ином случае окружающие его члены родовой иuи ой общины, купеческого коллектива, городского района ан не восприняли бы положительным образом данный достаточ
ый акт. Позднее в средневековой Европе традиция ношения в такого вида становится прерогативой глав и членов городских нлалитетов, важных государственных в том числе и парла ких чинов, в ряде стран и по сей день. В России XIX начала веков подобные знаки, по своим очертаниям напоминавшие Тhоны, по периметру украшенные прорезным орнаментом, носили С7авители государственной и земской власти на местах мировые и. сельские старосты и прочие административные чины низших
в Несмотря на кажущуюся близость к своим позднеантичным
типам, также в варварской среде украшавшимся по гурту шительным декором преимущес твенно зернью знаки местной
и в России, как и их муниципальные и городские аналоги в алной Европе, на своем аверсе имеют уже не портрет монарха, а у арственный городской герб. В новое время, таким образом, на ностных знаках отличия уже не глава государства, а герб олицет ял верховную власть. Аналогичный процесс происходит в XIX веке
в наградном деле. Как в европейских странах, так и в России roсy r твенным гербом украшаются во многих случаях центральные 39
медальоны орденских крестовидных знаков. На медалях государственный
герб появляется в Российской Империи впервые в 183 1г. медаль За взятие Варшавы Итак, можно предполагать на этих
примерах осуществление перехода в системе знаков отличия прежде
всего административного от персонификащш власти через личность
правящего монарха к идее показа через изображение государственного
герба стабильности государственной власти, находящейся выше
личности монарха. Важно учесть, что в позднеантичное время такой
процесс был невозможен ввиду отсутствия самого понятия госу дар
ственный герб Римский орел являлся преимущественно воинской
эмблемой значок легиона византийский двуглавый орел также
являлся преимущественно династической эмблемой императорской
фамилии Комнинов
Замечательно, что сходные по смыслу акнии предпринимались и
европейцами на первых порах освоения ими Америки. Так, например,
в XVIII веке англичане торжественно вручали вождям индейских
племен на территории современных сIIIA нагрудные медали с изображением
короля Великобритании. Индейцы торжественно носили эти
знаки дружественного расположения передавая их по наследству
из поколения в поколение, повторяя тем самым, сами не зная того,
обычаи древнегерманских племенных и дружинных вождей более чем
тысячелетней давности. Не исключено, что именно этими традициями
и руководствовались прекрасно знакомые с лозднеантичной историей
англичане.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы 1Первая в Европе наградная система обретает упорядоченный
вид в Римской Империи к III веку по Р. Х. Непосредственными предшественниками
позднейших наград европейских государств по своему
смыслу и форме являются римские медальоны, вручавшиеся в IV
V вв. по Р. Х. вождям варварских племен в знак признания их
заслуг перед империей и обозначения взаимных союзнических отношений.
2. Появление в VI VII вв. брактеатов, следовавших иконографии
р имских медальонов, но имевших уже сугубо языческий, сакральный
смысл определяет стремление вождей германских племен и дружин
считать себя земной эмана ией царя богов Одина, как бы получая
инвеституру только от него. С этими же аспектами связано появление
на западной окраине Европы крестовидных языческих аму летев,
изготовлявшихся из золота и украшавшихся полу драгоценными камнями.
Эти знаки отличия и сакральные амулеты оказали непосредственное
влияние на создание предметного вида западноевропейских
религиозных и светских орденов XIV XVI веков. Последние предназначались
для обозначения заслуг лишь двух высших слоев средневе 40 щества дворянства и священнослужителей, легитимных f. ов европейской знати lV VII вв. по Р. Х. з оженный выше материал показывает, что на современном этапе 1я отечественной исторической науки появляется возможность еальные раннесредневековые истоки европейской символики и атики, существующей по сей день. Уже установлено, что извест древностям эпохи викингов воинские знамена, богато укра е оружие, не предназначенное для реального боевого использо я предшественник современного парадного и наградного холод
ружия первые воинские знаки, обозначавшие социальный дружинников и ставшие реальными предшественниками позд их воинских прежде всего полковых знаков и геральдичес. зображений все эти предметы возникли в рамках функциони Gния культовых воззрений наших предков. Данные предметы Были 1нены для раннесредневековых жителей Европы глубокого а. 1ьного смысла. Этот аспект отразился на том важном символи м значении, которые упомянутые регалии приобрели в поздней время. Ставший сейчас возможным анализ этого ранее неизвест науке процесса позволит нам окончательно выяснить процесс шрования европейской символики фалеристика, геральдика, нная эмблематика
Hl
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кулаков В.И. Предшественники европейских знаков отличия (1996)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|