Шуткина М.А.
Медальный портрет эпохи Просвещения
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 408-410
Аннотация: Русский XVIII век традиционно считается «золотым веком» портрета. Как и в Европе, в России увлечение портретной живописью становится не просто модой, но и знаком развития художественных вкусов общества и возникающего в этот период подчеркнутого интереса к внутреннему миру человека. По сравнению с живописным, медальный портрет как западноевропейский, так и русский, — сложная и пока еще не полностью исследованная тема.
Об авторе публикации/статьи:
Шуткина М.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9690 знаков (с пробелами)
М Шуткина
к.иск., с с. Отдела нумизматики ГИМ
Медальный портрет эпохи Просвещения
Русский XVIII век традиционно считается золотым веком
портрета. Как и в Европе, в России увлечение портретной живописью
становится не просто модой, но и знаком развития художественных
вкусов общества и возникающего в этот период подчеркнутого интереса к внутреннему миру человека. По сравнению с живописным,
медальный портрет как западноевропейский, так и русский, сложная и пока еще не полностью исследованная тема.
Вероятно, одной из отправных точек для перехода от парсуны
к портрету можно назвать первое европейское путешествие Петра I Великое посольство в 1697 1698 гг. Хотя в числе основных
целей этой поездки было, прежде всего, освоение различных ремесел и уровня научного и технического развития Европы, не осталось
409
в стороне и знакомство с западноевропейским барочным портретом.
В результате, к 17 10 м годам с появлением работ Ивана Никитина
в истории русского искусства явственно наметились признаки развития жанра портрета в русле европейского искусства. Становление и существование русского медального портрета
привлекает внимание ученых, в основном, в аспекте принадлежности тому или иному времени, школе или автору. В то же время место
медального портрета в общем прогрессе изобразительных искусств
той или иной страны, его бытование в контексте развития философских и стилистических проблем современного ему общества не
слишком часто анализируется исследователями. Проблема эта многогранная и обширная, и требует рассмотрения с самых различных
точек зрения.
Разумеется, в рамках одной статьи ответить на множество связанных с темой медального портрета вопросов невозможно. Нам
хотелось бы обратить внимание на следующую грань его бытования соотношение философии Просвещения, литературы и живописных портретов второй половины XVIII в. с русскими медальными
портретами того же периода. Принято говорить об обобщенности и известной сдержанности медальных портретов, называть их геральдичными, обращаться
к технико технологическим подробностям исполнения, мало уделяя
внимания внутреннему, переданному художником состоянию модели.
Это объяснимо до конца XIX в. вряд ли можно найти более официозное по характеру искусство, имевшее, казалось бы, раз и навсегда
утвержденные каноны.
В то же время, рассматривая творчество мастеров этого периода художников, скульпторов, медальеров, литераторов и так
далее можно выделить некий, объединяющий их портреты, момент.
Т. Иванов, С. Юдин, Ф. Рокотов, Ф. Шубин, Г. Державин каждый
из этих авторов, характеризуя свою модель, почти обязательно пользуется понятием приятность именно тогда вошедшем в моду. Это
хорошо видно, например, в работах такого известнейшего гравера как
Тимофей Иванов. Четкие и суховатые медальные портреты его ранних работ В память установления исправной монеты 1763 г. сменяются произведениями с более мягкой лепкой и совершенно иным
выражением лица В память мира со Швецией 1790 г Такие же
изменения можно увидеть в работах известнейшего медальера Карла
Леберехта. Его портреты Александра I на монетах 180 8 10 гг.
демонстрируют поэтапное изменения в восприятии модели автором
и отражение этого процесса в медальных портретах, что объяснялось
не только изменением творческой манеры мастера.
4 10
Традиционно, веком Просвещения называют вторую половину
XVIII и начало XIX в. Пришедшие тогда из Европы представления
о том, что цивилизованность социума зависит от уровня распространенных в нем знаний, а человек цивилизованный это человек,
прежде всего, просвещенный и прямое следствие невежества это
утрата им своего достоинства и социального положения утверждается, пусть и с некоторой задержкой, и в русской среде. Возможности
дальнейшего развития общества начинают напрямую связывать с просвещением самого общества во всех отношениях. Важным частью
этого процесса становится признание изобразительных искусств как
одного из основных составляющих Просвещения, дающего знания
об окружающем мире. И главное, теперь в России искусство воспринимают как существенный фактор влияния, который, используя свои
художественные средства, должен формировать публичное мировоззрение, эстетические и художественные вкусы. Идеи Просвещения жили в самых различных направлениях изобразительного искусства и литературы второй половины
XVIII века в классицизме, сентиментализме, романтизме и даже
в просветительском реализме. И у всех этих художественных направлений была определенная единая идея человек просвещенный
живущий в естественном единении с природой. Конечно же, медальерное искусство не могло не откликаться на современные запросы
общества. Не оставаясь в стороне от существующих в обществе идей,
оно вырабатывает собственный, соответствующий моменту язык.
Возможно, результат эпохи Просвещения и не был столь значителен, как от него ожидали. Тем не менее, он сыграл большую роль
в истории развития художественной культуры и искусства. И только
изменения во внешних обстоятельствах нашествие Наполеона
сводит на нет характеристичные черты Века Просвещения. На смену
ему приходит ампир с совершенно другими философскими и эстетическими пристрастиями Изменившееся время изменяет и медальный
портрет.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шуткина М.А. Медальный портрет эпохи Просвещения (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|