Черных А.П.
Надгробие Аликс и Иоланды (утраченный бретонский памятник XIII в.)
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 376-379
Аннотация: Близ Нанта существует аббатство Нотр-Дам де Вильнёв (основано в 1228 г.), частично разрушенное во время Французской революции. Находившиеся там гробницы XIII–XIV вв. были осквернены, прах развеян. Среди них и надгробие герцогини Бретонской Аликс де Туар (1201–† 1221) и её дочери Иоланды Бретонской (1218–† 1272), одно из красивейших в Европе.
Об авторе публикации/статьи:
Черных Александр Петрович (Москва) Кандидат исторических наук, руководитель Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН, член Геральдического совета при Президенте РФ, член-корреспондент Международной академии геральдики (AIH), иностранный член Мадридской Королевской академии генеалогии и геральдики
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Черных А.П.в библиотеке найдено еще 35 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11630 знаков (с пробелами)
А Черных
к н., в с. ИВИ РАН
Надгробие Аликс и Иоланды утраченный бретонский памятник XIII в.
Близ Нанта существует аббатство Нотр Дам де Вильнёв основано в 1228 г. частично разрушенное во время Французской революции. Находившиеся там гробницы XIII XIV вв. были осквернены,
прах развеян. Среди них и надгробие герцогини Бретонской Аликс де
Туар 120 22 1и её дочери Иоланды Бретонской 12 18 1272
одно из красивейших в Европе.
377
Металлические надгробия во Франции отмечены с конца XII в.
Надгробия с геральдическими изображениями распространились
в XIII начале XIV в. Существовало около 50 медных надгробий
с лиможской эмалью, из которых сохранилось не более пяти. Gisants maill s сentre de la сulture du Limousin M di val Электронный
ресурс Режим доступа URL. https www.limousin medieval.сom
gisants en emaux de limoges
Надгробие Аликс и Иоланды известно по акварелям Луи Будана 1687 1709 три из коллекции де Гэньера, один рисунок Ж. Шаперона. Сохранились описания надгробия 1636 г. и 17 г. В 1859 г. на
основе рисунков была сделана эффектная хромолитография с изображением надгробия.
Двойное надгробие было изготовлено после 1272 г., оно покрыто
щитами с гербами брачных союзов и сеньорий. Щитки делались
отдельно и крепились на клёпках или на винтах. На верхней и боковых
сторонах надгробия насчитывалось более 300 гербовых щитов. Многие гербы повторяются. Предполагаю, что повторения не случайны
они связаны с повторением поводов для появления этих гербов.
Аликс де Туар Alix de Thouars 1200 122 1дочь герцогини Бретани Констанции и Ги де Туара. В 1203 г. бретонская знать
и клир избрали Аликс герцогиней, положив начало новой бретонской герцогской династии. Король Франции Филипп Август отдал её
в супруги Пьеру Моклерку. Пьер де Дрё Pierre de Dreux, dit Mauсlerс ок. 87 1250 происходил из Капетингов. В 12 12 г. он женился на
бретонской наследнице Аликс, которой было тогда лет. Это был важный шаг в присоединении Бретани к Франции. Молодая Аликс умерла
при родах и в 1225 г. была похоронена под роскошным надгробием
из позолоченной меди с эмалью, заказанным её дочерью Иоландой.
Эта Иоланда Бретонская 12 18 1272 в 1236 г. сочеталась браком с Гуго XI сиром де Лузиньян 122 250 известном также
как граф д Ангулем с 1246 г. Гуго II Коричневый Hugues II, dit le
Brun и как граф де Ла Марш с 1249 г. Гуго VI, он же единоутробный
брат короля Англии Генриха III. В приданое за нею Пьер Моклерк
отдал графство Пентьевр, так что она обладательница и этого титула.
Иоланда умерла после долгого вдовства и тоже погребена в основанном её матерью и бабушкой аббатстве.
Обе дамы имели и свои сеньории, и обретённые по браку. Исследователи считают, что Иоланда формировала новый круг герцогской
генеалогии. На надгробии из английского родства 44 герба, французского 30 гербов, Лузиньянов 34, бретонских 22, гербы
других крупных родов и сеньорий. Отдельных семейств идентифицированных гербов 180, неидентифицированных 40 сopy J. Y.
378
La revendiсation bretonne du tr ne de Franсe 12 13 1358 Paris, 20 16.
P. 130, 145 Это гербы разных уровней, и в детали легитимности и
значения каждого герба на надгробии я не планирую входить, но очевидно, что привлечены брачные и наследственные связи и с родами первого уровня важности и с прочими, значение которых меньше.
Эти связи вообще ничем, кроме гербов, не было возможности показать. Разумеется, вся геральдическая демонстрация это плод
умственных усилий не упокоенных дам. То есть это не их личная инициатива или амбиции, а политическое предприятие.
На надгробии Аликс де Дрё, герцогини Бретонской, виконтессы
де Туар, дамы де Монлеон и де Тальмон видны гербы родов Дрё шахматный с красной каймой и вольной четвертью горностая и де Туар усеянный геральдическими лилиями в кантоне Тут же усеянный
геральдическими лилиями Франция три леопарда Англия красные клинья с белкой сеньоры де Бельвиль перевязь Шампань
противообращённые рыбы Бар внутренняя кайма из мерлетт возможно, Шемилли В серебряном поле три красных стропила это
гербы рода де Машекуль Maсheсoul младшей ветви капетингского
дома Дрё в Бретани.
Рядом покоится её дочь Иоланда соответственно, герцогиня
Бретонская, дама де Лузиньян, графиня де Ла Марш, имеющая право
на материнские, отцовские гербы и оные супруга. Она изображена
покоящейся на покрывале из ромбовидных по форме гербов Франции, Англии, Лузиньянов и Дрё. Независимо от формы на надгробии
нет никаких дамских гербов, это всё нормальные сеньориальные гербы.
В разветвлённом роду Лузиньянов бытовало, как принято,
несколько гербов. Основной их герб чередование серебряных
и синих поясов. Герб с серебряно синим чередованием и внутренней каймой из 10 красных мерлетт поверх всего герб сеньоров де
Валенс графов Пемброк с 1247 по 1324 гг. У той ветви Лузиньянов,
что были королями Кипра, поверх чередования был красный восстающий лев в золотой короне.
В надгробии Аликс и Иоланды геральдика Дрё, Бретани и Лузиньянов перемешана с английской и французской конца XII конца
XIII вв. Часть гербов уверенно не идентифицируется и какова их
связь с надгробием пока непонятно. Количество гербов, у каждого
из которых можно проследить историю и основания попадания в надгробную геральдическую репрезентацию, исключает поползновения
в сторону деталей и подробностей.
Гербы не намёки, гербы точный идентификатор брачных,
наследственных и сеньориальных связей, не всегда, увы, известный
379
в желанной мере. Гербами представлены все имена и земли, к которым имели отношение обе дамы из новой герцогской династии. Надгробие совокупность огромного количества гербов каждый
со своей собственной историей и своей историей попадания на это
надгробие являет собой истинную демонстрацию сеньориальных
достижений и притязаний, известных и малоизвестных, демонстрацию прав на имена и сеньории, комплекс доказательств на основе
прошлого рода. По выражению Л. Абло геральдические знаки
материализуют геополитическую реальность Hablot L. Briser les
hermines. Les armoiries des viсomtes et viсomtesses de Limoges de la
maison de Bretagne Annales de Bretagne et des Pays de l Ouest. 20 19.
T. 126, N 2. P. 17 1В этом смысл помещения всех этих гербов на надгробие. Главная цель визуализация их в общедоступном пространстве храма то есть в социальном пространстве. Это касается всех
геральдизированных надгробий XIII в. К началу XVII в. герб перестал
быть главной частью репрезентативного погребения, а в Средние века
подобное надгробие было единственным местом, где всем можно
было увидеть выраженные гербами титул, статус и даже генеалогию
сеньора.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Черных А.П. Надгробие Аликс и Иоланды (утраченный бретонский памятник XIII в.) (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|