Митрофанов А.А.
Иконоборчество в эмблематическом пространстве Франции в эпоху Реставрации
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 244-246
Аннотация: Иконоборчество Французской революции было частью политического и культурного процесса начиная с 1789 г. По мере развития Революции старые знаки и эмблемы уничтожались, вначале стихийно, затем в рамках новой государственной политики. Переломными были 1792 и 1793 гг. Геральдическая система Франции Старого порядка была рыхлой, а потому весь этот процесс происходил достаточно быстро, подогреваемый энтузиазмом «протагонистов» Революции.
Об авторе публикации/статьи:
Митрофанов Андрей Александрович (Москва) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и Наполеоновских войн», руководитель Центра информационных технологий Института всеобщей истории; старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Митрофанова А.А.в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11647 знаков (с пробелами)
А Митрофанов
к н., с с. ИВИ РАН
Иконоборчество в эмблематическом пространстве Франции
в эпоху Реставрации
Иконоборчество Французской революции было частью политического и культурного процесса начиная с 1789 г. По мере развития Революции старые знаки и эмблемы уничтожались, вначале стихийно, затем
в рамках новой государственной политики. Переломными были 1792
и 1793 гг. сlay R. Iсonoсlasm in revolutionary Paris. The transformations
of signs. Oxford, 20 12 Mazeau G. R volution et сonstruсtion de l espaсe
publiс. L iсonoсlasme Paris en 1790 Iсonoсlasme et r volutions de 1789 nos jours. сeyz rieu, 20 14. P. 8 193 Митрофанов А Уничтожение геральдики в период Французской революции 1789 1794
Signum. Вып. 9. М., 20 16. С. 177 196 Геральдическая система Франции Старого порядка была рыхлой Черных А Ордонанс 1760 года
Новая и новейшая история. 2022. 4. С. 182 197 а потому весь
этот процесс происходил достаточно быстро, подогреваемый энтузиазмом протагонистов Революции Burstin H. R volutionnaires.
Pour une anthropologie politique de la R volution fran aise. Paris, 20 13
Новая эмблематическая культура формировалась и в периоды Директории, Консульства и Империи. Несмотря на несходство
этих политических режимов, административные элиты, пришедшие на смену революционерам, с одной стороны продолжали начатое в 1789 г., с другой, в русле наполеоновской политики создания
новой имперской знати, положили начало новым геральдическим
традициям, которые должны были охватить все сферы социума.
Этот проект оказался недолговечным. Но и новый режим Реставрации действовал практически теми же методами, что и революционеры в 1793 г. Латентное сопротивление элит было связано с общей
нестабильностью политической системы и неверием в то, что вернувшиеся Бурбоны смогут надолго удержаться на троне Goujon B.
Les monarсhies postr volutionnaires. 18 15 1848. Paris, 20 12 По сложной проблематике визуальных признаков написано мало. Только
два общих труда Э. Пиното и Э. Фюрекса служат опорой при их
исследовании Pinoteau H. Le сhaos fran ais et ses signes. Etude sur la
symbolique de l Etat fran ais depuis la R volution de 1789. La RoсheRigault, 1998. P. 2 15 284 Фюрекс Э. Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции. М., 2022
Геральдическая система дореволюционной Франции восстанавливалась в два этапа до и после Ста дней возвращалось белое
245
знамя, белая кокарда и королевские лилии как основной элемент
герба королевства Pinoteau H. Op. сit. P. 2 17, 223, 226, 232 События, связанные с уничтожением визуальных признаков периода 1789 18 14 гг., привлекали всеобщее внимание. В 18 14 18 15 гг. монополию
власти на легитимное насилие оспаривали непримиримые ультрароялисты. Это был своеобразный способ продолжить циклы взаимной
мести, начало которым положила Революция. Наибольшего размаха
эксцессы достигли в Монпелье и Тулузе эти регионы отмечены
роялистской активностью еще в конце XVIII в. Luсas с. Themes in
Southern Violenсe after 9 Thermidor Beyond the Terror. сambridge, 1983. Р. 152 194 Tr phe P. La symbolique fleur de peau. Dessus de
la politique et dessous de la politisation dans le Midi de la Franсe 18 14 185 1Annales du Midi. 20 12. Oсt. D с. P. 473 488
После 18 14 г. при режиме Реставрации оформляется новое иконоборчество, которое ближе к современному пониманию этого термина. Речь идет о мемориальном иконоборчестве См. Фюрекс Э.
Указ. соч. С. 270 которое уничтожает не только память об определенном режиме или персоне, но все следы целого исторического
периода. Это иконоборчество отличается от революционного, которое целилось в социальные и религиозные знаки, но не стремилось
к уничтожению пластов памяти об эпохе в целом.
Очищение от запрещенных знаков происходило везде, от публичного пространства до частного. Государство предъявляло монопольное право на знаки во всех сферах, кроме домашней. Принцип неприкосновенности частной собственности гарантировался Хартией
4 июня 18 14 г., но нарушался в селах и малых коммунах Фюрекс Э.
Указ. соч. С. 272 Это не похоже на ситуацию II года республики,
но в отдельных регионах такие действия власти вполне вписывались
в политику белого террора Tr phe P. 18 15. La Terreur blanсhe.
Toulouse, 20 17. P. 109 260 Запрещенные знаки приравнивались
к инструментам мятежа, что оправдывало их уничтожение даже
в частном пространстве. Наибольшее внимание местных властей
сосредотачивалось на трехцветных знаменах и кокардах, в которых
усматривали призыв к собранию что уничтожало границу между
публичным и частным. Иконоборчество также служило для проверки
лояльности самих местных властей, которым и поручалось изъятие
запрещенных предметов Fontaine P L. Journal 1799 1853. Paris, 1987. P. 624
Спорные знаки после изъятия подвергались публичному уничтожению Lyons M. Fires of expiation book burnings and сatholiс missions
in Restoration Franсe Franсe History. 1996. Vol. 10. 2. P. 240 266
Иконоборческие костры 18 15 18 16 гг. это не столько подражание
246
религиозным обрядам, сколько выворачивание наизнанку революционной практики, как это происходило, например, в Орлеане Lottin D.
Reсherсhes historiques sur la ville d Orleans. Pt. 3. T. 1Orleans, 1842.
P. 395 Эти акты были повсеместны, несмотря на объявленный правительством курс на примирение. По подсчетам Э. Фюрекса искупительные костры пылали по всей Франции зимой и весной 18 16 г.,
численность их достигала нескольких тысяч Фюрекс Э. Указ. соч.
С. 282 Уничтожению подвергались также бюсты и картины, печати,
знамена, пуговицы, орлы, фригийские колпаки, барельефы, медальоны и даже листы гербовой бумаги. Иконоборчество порой походило на празднество, более гражданское, чем религиозное, так как
духовенство в нем участия не принимало. В регионах, где контрреволюционные тенденции были сильнее, в 18 16 г. организованные властями костры наблюдались реже, так как большая часть подлежащих
уничтожению знаков была сожжена еще в 18 15 г. В более республиканских департаментах власти действовали осторожнее, уничтожая
знаки и эмблемы без шума и праздничных церемоний. Это Юра, Сона
и Луара, Верхняя Марна, Рона, сам Лион, департамент Верхний Рейн Там же. С. 285 286 В Париже аутодафе не проводились. Аутодафе
было метафорой окончательной победы над Революцией, победы, без
которой, как полагали творцы и адепты нового режима, невозможно
сколь нибудь прочное гражданское согласие Ритуал не выполнил
поставленной перед ним цели. Параллельно с этим частыми были
акты протестного иконоборчества, коренившегося в сомнениях касательно прочности и легитимности действующей власти.
В процессе конструирования постреволюционного визуального
порядка иконоборчество проникало из публичной сферы в область
повседневных взаимоотношений. Итогом борьбы, столь ожесточенной в 18 14 18 16 гг., стало то, что иконоборчество обернулось против
самих официальных иконоборцев.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Митрофанов А.А. Иконоборчество в эмблематическом пространстве Франции в эпоху Реставрации (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|