Пчелов Е.В.
Эмблематический контекст печати петербургской Академии наук 1735 года
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы XXXV Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 6–7 апреля 2023 г. − М., 2023. С. 290-292
Аннотация: 25 ноября 1734 г. президент петербургской Академии наук барон И.-А. фон Корф, незадолго до этого приступивший к своим обязанностям, на заседании Академической конференции обозначил задачу создания для Академии новой печати. На ней должна была быть отражена символика Академии, условно говоря, её герб (чего раньше не было).
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 13264 знаков (с пробелами)
290
Е Пчелов
к н., зав. кафедрой ВИД ИАИ РГГУ
Эмблематический контекст печати
петербургской Академии наук 1735 года
25 ноября 1734 г. президент петербургской Академии наук барон
И. А. фон Корф, незадолго до этого приступивший к своим обязан
ностям, на заседании Академической конференции обозначил задачу
создания для Академии новой печати. На ней должна была быть
отражена символика Академии, условно говоря, её герб чего раньше
не было Дело поручили профессору публичной юриспруденции
Иоганну Симону Бекенштейну, который хотя и был правоведом,
в России оказался геральдистом поневоле Как известно, он соста
вил первый систематический курс геральдики в России, изданный на
немецком языке в 173 1г., принимал участие в создании гербов для
знамён слободских полков и тому подобном. Бекенштейн предста
вил несколько проектов рисунка печати, и после обсуждения в конце
декабря того же года работа была завершена. Доклад Академии наук
о новой печати получил высочайшее одобрение императрицы Анны
Иоанновны 4 февраля 1735 г. Работавшие при Академии художники
супруги Георг и Доротея Мария Гзелль создали рисунок, по которому
в марте 1735 г. печать и была вырезана литерным мастером И. Купи.
На ней помещён государственный двуглавый орёл, согласно
описанию, чёрный в золотом поле, на груди которого красный фигур
ный щит картуш. В нём изображена сидящая Паллада в шлеме, с гор
гонейоном на груди, с копьём и со щитом, а у её ног извивается сим
вол мудрости змея. Одеяния Паллады бело серебряно голубые.
Нетрудно заметить, что по своему колориту это изображение вторит
государственному гербу, где на груди орла также располагался крас
ный щит с Георгием Победоносцем в бело голубых одеяниях. Суще
ственно также, что в описании печати богиня мудрости именуется
Палладой, а не Минервой, отсылая, тем самым, не к Древнему Риму,
а к Древней Греции, где, собственно, и возникла самая первая в мире
Академия.
Паллада Минерва не в первый раз появлялась в отечественном
академическом контексте. Уже на виньетке самого первого издания
петербургской Академии речей на первом публичном заседании
27 декабря 1725 г. был представлен двуглавый орёл с эмблемати
ческим круглым картушем на груди, по сторонам которого стояли
Церера и Минерва. Атрибутом Минервы при этом была не змея,
а сова, сидевшая рядом с нею. Однако композиция с орлом, по словам
29 1
Г. Ф. Миллера, академикам не понравилась, и впоследствии была
разработана композиция с Минервой, авторство которой Миллер,
впрочем, приписывает конференц секретарю Академии, математику
Х. фон Гольдбаху. Иными словами, Минерва как бы перешла из
разряда щитодержателей в центральный картуш на груди орла.
Впрочем, издание речей, опубликованное в 1726 г., и создание печати
в 1734 г. разделяет почти десятилетие. Тем не менее, показательно,
что символом мудрости Минервы на печати стала не более традици
онная сова, а менее популярная применительно к Минерве в изобра
зительном искусстве того времени змея.
Однако эмблематика российских академических изданий неиз
бежно ориентировалась на аналогичные издания западноевропейских
Академий. Так, виньетка Записок петербургской Академии со всей
очевидностью восходит к аналогичной виньетке трудов Академии
французской. А в изданиях Французской Академии наук традици
онно помещался фронтиспис, где центральной фигурой как раз была
Минерва, державшая портрет того или иного короля. Эту Минерву
окружали атрибуты различных наук, весьма разнообразные, а симво
лом мудрости самой богини выступала сова, со временем занявшая
место на её шлеме. Французский фронтиспис повлиял и на фронти
спис издания трудов мисцеллании Королевского научного обще
ства в Берлине, где Минерве также принадлежало центральное место
в сложной композиции, переполненной разными научными деталями,
а сова всё так же сидела на её шлеме. Нет сомнений, что оформление
всех этих изданий, безусловно, знакомое петербургским академикам,
могло также повлиять и на эмблематику академической печати.
Ещё один немаловажный аспект заключается в том, что с Минер
вой устойчиво ассоциировались российские императрицы. Эта тради
ция началась с Екатерины I, сохранялась при Анне и Елизавете, а при
Екатерине II образы государыни и Минервы и вовсе слились воедино.
При Анне Минерва, в частности, известна в медальерном искус
стве, призванном прославлять правителя. Женское лицо российской
монархии XVIII в. как нельзя лучше подходило к образу Минервы,
как покровительницы наук и искусств петербургская Академия в то
время была и Академией художеств что и отразилось в композиции
печати, главной идеей которой было показать, что Академия или
науки под Всемилостивейшим защищением Вашего Императорского
Величества безпрестанно продолжатися и процветати будут на это
указывал и девиз
И здесь вновь очевидна аналогия с государственной геральди
кой. Всадник драконоборец, занимавший место на груди двуглавого
орла, традиционно сопоставлялся именно с фигурой государя. Это
292
был государь в образе святого, защищающий веру и свою страну от
врагов. Также и Минерва на груди орла символизировала не только
богиню мудрости, но и государыню в её образе покровительницы
наук и искусств.
Т Пьянова
гл. библиотекарь ЦУНБ им. Н Некрасова
Записные книжки А Покровского в фонде Центральной
универсальной научной библиотеки имени Н Некрасова
Александр Александрович Покровский 1879 г., Нижний Нов
город 1942 г., Чарджоу советский библиотековед и библио
граф, основатель Московской центральной публичной библиотеки,
ныне Центральной универсальной научной библиотеки имени
Н Некрасова. Подробно о жизни, библиотечной работе и научных
взглядах Покровского можно прочитать в монографии, написанной
его коллегой Ю Григорьевым Григорьев Ю А Покровский 1879 1942 М., 1965
На протяжении многих лет Александр Александрович Покров
ский вел записные книжки. Более 30 записных книжек хранятся
в отделе рукописей Российской государственной библиотеки, ком
плекс датируется 1907 1942 гг. Материалами из них пользовался
Ю Григорьев во время работы над биографией Покровского. На их
исключительную ценность как исторических источников и художе
ственное своеобразие обратила внимание историк книги О Андре
ева Андреева О Книга в России 19 17 194 1гг. Источники изуче
ния М., 2004. С. 66 69
Три записные книжки Покровского ранее не привлекали внима
ния исследователей, они хранятся в библиотеке им. Н Некрасова.
Их порядковые номера, проставленные, вероятно, самим Покров
ским 9, 10 и записи в них относятся к 19 18 1920 гг. Внешне
они отличаются друг от друга. Девятая книжка имеет цельноткане
вый переплет с блинтовым и золотым тиснением, есть карман для
бумаг и петля для карандаша на нижней крышке размер 16 10,5 см
Записная книжка 10 в цельнобумажном переплете с блинтовым
и бумажным тиснением, есть карман для бумаг размер 14,3 8,5 см
Записная книжка похожа на записные книжки, хранящиеся
в РГБ, заключена в ледериновый переплет размер 17,5 см
Если по внешнему виду эти записные книжки различаются,
то по содержанию они похожи. Покровский записывал стихотво
рения, цитаты из художественных произведений и высказывания
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Эмблематический контекст печати петербургской Академии наук 1735 года (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|