Бабич А.В.
Тверские монеты XV века как источник по региональной геральдике Тверского княжества
// Гербовед. №9. (1996)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал «Гербовед». 1996. № 1 (9). С. 66-69
Аннотация: Из большого количества тверских монетных сюжетов указанного периода (имеются в виду изображения как лицевых, так и оборотных сторон) можно выделить особую группу изображений, несущих властную символику и имеющих ярко выраженный прокламативный характер.
Об авторе публикации/статьи:
Бабич А.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17426 знаков (с пробелами)
А Бабич, Тверь
ТВ6Р ЖИ6 МОН6ТЫ XV B6Ki Ki K ИGТО ЧНИК
ПО Р6ГИОlli ЛЬНОЙ Г6РЛЛЬДИК6 ТВ6РGКОГО КНЯЖ6GТВЛ
Из большого количества тверских монетных сюжетов указанного
периода имеются в виду изображения как лицевых, так и оборотных
сторон можно выделить особую группу изображений, несущих властную
символику и имеющих ярко выраженный прокламативный характер.
В отличие от остальных монетных сюжетов, семантика изображений,
входящих в эту группу, вполне читаема. К ней относятся изображения Князь воин типов, различаемых по вооружению и положению
фигуры Голова князя 3 типа Всадник 2 типа с мечом
или с соколом Князь монетчик 1тип Князь н а троне 1тип Два воина 1тип В качестве сюжетов, которые также могут быть
отнесены к этой группе, но чье значение не до конца понятно, можно
назвать Двуглавого орла и Лютого зверя последнее не всегда
можно однозначно идентифицировать
Сопоставление названных выше изображений с остальной массой
сюжетов позволяет выстроить систему иерархии, в которой сюжеты с
властной символикой занимают, безусловно, привилегированное
положение. Рассматривая изображения в комплексе с легендами
монет, можно сделать некоторые выводы о развитии идеи государственной
власти в Великом княжестве Тверском и о ее влиянии на развитие монетного искусства.
2. Первые тверские монеты князя Михаила Александровича имеют
на лицевой стороне изображение воина в профиль с мечом и секирой в
сочетании с легендой Печать князя Михаила а на оборотной сторо не изображение четвероногого животного может быть идентифици
рован как барс окруженного рамкой. Примечательно, что в 50
случаев имеет место именно такое сочетание лицевых и оборотных
систем, различающееся лишь указанными выше деталями. Князь вои.н вероятно, занимает самую привилегированную
позицию в иерархии сюжетов. Практически, он является также самым
массовым изображением и присутствует приблизительно на 35 монет
тверского чекана. Князь воин помещенный как на лицевой, так и
на оборотной стороне 65 на лицевой, 20 на оборотной, 15 на
обеих может сочетаться только с сюжетами рассматриваемой нами
группы зверь, воин или с надписью на оборотной стороне, содержа
щей титулатуру и имя великого князя. Однако, это изображение
никогда не сочетается с сюжетом Ездец о котором речь пойдет
ниже очевидно в силу несовместимости идеологического смысла. Пик популярности этого изображения приходится на княжение
великого князя тверского Бориса Александровича 144 из 269 известных
разновидностей монет что совпадает с известным по летопис 66 1источникам периодом наивысшего развития идеи государственно ержавной власти в Тверском княжестве. При последнем вели r князе Михаиле Борисовиче наблюдается резкое уменьшение qаев использования этого сюжета только 24 из 120 разновидное
В заключение следует отметить, что комплекс монет, несущих на ой из сторон изображение князя воина, имеет ряд интересных и дно объяснимых особенностей, позволяющих ввести также внут.
н нее деление этого комплекса по некоторым особенностям изобра ний, возможно имеющих важное идеологическое значение. Это, в rности 1во всех случаях, когда на лицевой и оборотной стороне rеется изображение, в правой руке воина копье, а в случае сочета изображения и надписи в правой руке меч 2 в сочетании цевых и оборотных сторон Князь воин Лютый зверь кольцевая шись Печать князя великого присутствует на обеих сторонах неты 3 дважды встречающееся в княжение Бориса Александровн и в княжение Михаила Борисовича изображение воина с шаром и
ечом державой, яблоком в сочетании с надписью на оборотной ране, окружено легендой Денга тверская хотя эти изображения ьезно разнесены во времени и стилистически имеют между собой а i 10 общего.
Следующим, по количеству вариантов, изображением описывае Й группы является Ездец Этот сюжет появляется в Тверском няжестве довольно поздно, в княжение Бориса Александровича в то
s e v я, как в Москве он известен с 1389 г., т. е. с княжения Василия Итриевича и с равной вероятностью может быть как заимствован ым, так и возникшим на месте. Ездец помещался как на лицевой, ак и на оборотной стороне монеты и мог сочетаться как с надписью, а.к и с рисунком на другой стороне Интересны варианты сочетания го изображения с легендой на лицевой и оборотной сторонах. На анной проблеме, применитель но к московским монетам, останавпи.s
ается Г. А. Федоров Давыдов в своей красоте Монеты Московской и Также, как и на московских монетах, в тех случаях, когда
Ездец помещен на лицевой стороне, круговая надпись отсутствует
зне зависимости от содержания оборотной стороны. Это, вероятно, ъясняется тем, что данное изображение вполне однозначно иденти ицировалось с образом князя и помещение дополнительной легенды
яснения было бы своего рода идеологической тавтологией. Однако,
з единственном случае, когда Ездец изображен на оборотной старо в сочетании с Гераклом раздирающим пасть льву на лицевой он ружен легендой Князь великий Борис Александрович Этот б 1антический нюанс трудно объясним. Ездец никогда не сочетается 1с одним из сюжетов властной группы, в то же время количество шов Ездец + др. рисунок и Ездец + надпись имя князя без 67
отчества соотносится в пропорции 50 на 50
Третьим типом, обладающим ярко выраженной властной символикой,
является изображение Головы князя варианты в профиль и
фас, с короной и без Изображение впервые п оявляется на монетах
тверского князя Ивана Михайловича в двух вариантах Голова в
короне впрямь и Голова налево В следующий раз этот сюжет
используется только при Михаиле Борисовиче, только на одном типе
монет. Основной особенностью этого сюжета является то, что он
помещался исключительно на лицевой стороне, при Иване Михайлови
че в окружении дегенды Печать князя великого Ивана а при
Михаиле Борисовиче без легенды. Сюжет мог сочетаться с другими изображениями властной группы или с надписью на оборотной
стороне при Михаиле Борисовиче причем в последнем случае в
легенде отсутствуеr отчество князя. В чекане Ивана Михайловича есть
два типа монет, несущих на обеих сторонах легенду Печать князя
великого это типы Голова в короне + Князь воин и Головавлево
+ Барс влево Наличие такого повтора не случайно и указы
вает, вероятно, на особую идеологическую важность изображения. В то
же время упрощенный, стилизованный рисунок и сокращенная, без
отчества, легенда на обороте, появляющиеся на монете описываемого
типа при Михаиле Борисовиче, говорят о падении Идеологической
престижности этого сюжета.
Как занимающие JЭЫсокое место в иерархии сюжетов, можно
охарактеризовать еще два изображения властной группы. Это Князь на троне и Князь монетчик
Сюжет Князь на троне появ ляется в княжение Михаила Борисовича.
Известна всего одна разновидность монет с этим изображением.
Оно помещено на лицевой стороне монеты, надпись вокруг него
отсутствует, что, как и в случае с Ездецом объясняется, видимо,
однозначной идентификацией фигуры на троне с князем. Характерно
то, что в отличие от большинства монет Михаила Борисовича, надпись
на обратной стороне содержит не только имя, но и отчество князя всего таких монет не более 5 Исходя из этого, можно в принципе
считать эту монету портретной а сам сюжет занимающим высшую
ступень в иерархии изображений периода прославления Михаила
Борисовича.
Другим важным в информативном плаие сюжетом является Князь монетчик появившийся Б княжение Бориса Александровича
Вероятно, это не просто изображение мастера де ежника, а именно
князя, чеканящего свои деньги. В доказательство этого можно привес
ти особенность тверского чекана, отмеченную еще И. Г. Спасским.
Спасский утверждал, что тверские великие князья чеканили монету
от своего имени не только в собственных, так сказать коронных
землях, но и в принадлежащих княжеству уделах. Таким образом, в 68 ком княжестве ч Лько великий князь обладал монетным правом ном объеме, что еще раз подчеркивалось выпуском монеты, щей на лицевой стороне изображение Князя монетчика а на тной легенду Печать князя великого Бориса Александрови
реди властных сюжетов на монетах тверских князей от МихаиА.
ександровича до Бориса Александровича не колько обособлен 1есто занимает изображение Лютого зверя как уже указыва выше, оно не всегда однозначно идентифицируется Лютый ь 1не является собственно символом княжеским, это скорее етворение претензии на в ликq е Владимирское княжение и, овательно, на пошпическую гегемонию. Этот сюжет использо 13ал за тверских монетах до середины 15 в., т. к., несмотря на то, что великого Владимирского княжения практически сошла на нет, дание титулом великого Владимирского князя означало обладае
политическим лидерством.
потребление этого сюжета было жестко регламентировано он мог rаться только с изображением Князя воина или Головы князя rкогда с надписью на оборотной стороне. В большинстве случаев, зависимости от того, на какой стороне помещалось это изображе с оно окружено легендой Печать князя великого
Интересен тот факт, что на монетах Михаила Александровича, но кратно получавшего от Орды ярлык на Владимирское княже
Лютый зверь как правило, соседствует с тамгой, которую, в пщипе, можно рассматривать как знак признания вассальной исимости от Золотой Орды.
В заключении следует отметить, что сюжеты тверских монет от ь не являются случайным набором изображений, плодом фантазии ера денежника, а представляют из себя цельную систему со своей rренней иерархией систему, призванную служить пропаганде
еделенных политических идей. 69
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Бабич А.В. Тверские монеты XV века как источник по региональной геральдике Тверского княжества (1996)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|