| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №9. (1996) › Ражнев Г.В. Символика Архангела Михаила | ||||||
Ражнев Г.В.
Символика Архангела Михаила// Гербовед. №9. (1996)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал «Гербовед». 1996. № 1 (9). С. 42-52, цв. вкладки 4-5, с. 162 (обложка) Аннотация: Одним из самых сложных и, к удивлению, малоисследованных символов, распространенных в геральдике, является образ Архангела Михаила. В родовой геральдике он известен как знак Рюриковичей, киевских князей. В городской геральдике изображение Архангела Михаила встречается не только в гербах Архангельска и Киева, но и в гербе Смоленска времен Речи Посполитой, а также в гербах Новогрудка, Кролевца, Малоархангельска, Овруча и Гадяча. Об авторе публикации/статьи: Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 39290 знаков (с пробелами)
4 GИM.G l ИKA. А.РХ 1НГ6l МИХйИЛi см. стр. 42 Киев Овруч Арханrелъск Малоарханrелъск Фрагмент Большого Государственного герба Российской Империи Правый щитодержателъ Архангел Михаил Художник Р Маланичев 5 Г Ражнев, Смоленск GИМВОЛИКЛ ЛРХЛНГ6ЛЛ Лt ИХЛИЛЛ см. рис. на 4 й, 5 й стр. цв. вкладки и 4 й стр. обложки Одним из самых сложных и, к удивлению, малоисследованных символов, распространенных в геральдике, является образ Архангела Михаила. В родовой геральдике он известен как знак Рюриковичей, киевских князей. В городской геральдике изображение Архангела Михаила встречается не только в гербах Архангельска и Киева, но и в гербе Смоленска времен Речи Посполитой, а также в гербах Новогрудка, Кролевца, Малоархангельска, Овруча и Гадяча. О старом гербе Киева опубликованы статьи В. Румянцевой и С. Сергийчука Наука и суспильство на укр. языке, 2, 1988 и 6, 1990 К сожалению, аЕторы этих статей ограничились лишь историко хронологическим описанием герба Киева и, видимо, не ставили перед собой цель провести глубокий анализ символики Архангела Михаила. Поэтому для широкого круга читателей представляет особый интерес всесторонняя, в том числе и эзотерическая, расшифровка символики популярного в христианстве и геральдике образа Михаила Архангела. Начнем с этимологии слова ангел Обычно указывается, что это слово происходит от греческого слова ангелос корень слова аггел то есть вестник. По древнееврейски ангел мелеак иногда пишут малак По латыни оно означает посланник Смысл этого понятия широкий и вмещает в себя значения не только посланника и вестника, носителя благой вести, но и пророка, великого посла. Интересно, что из еврейского слова мелеак малак происходят слова, так или иначе раскрывающие понятие слова ангел работа, труд, делание, миссия, служба, искусство. Однако обращение к более глубоким корням этимологии слова ангел позволяет высказать твердую убежденность, что это слово появилось задолго до появления на Земле древнееврейского этноса, когда в древнеиндийской, а, возможно, даже в праиндоевропейской цивилизациях бытовало популярное слово Ангирас посредник между богами и людьми, мудрец и провидец великий риши которому, кстати, приписывалось составление многих гимнов Ригведы самой древней и значительной из Вед Считается, что Ангирас стал родоначальником целого класса полубогов анrирасов, посредством которых осуществляется связь между богами и людьми. Не вызывает никаких сомнений, что лингвистически слово ангирас трансформировалось в слово ангел и легко редуцируется в е а р обычно превращается в л Тогда ангирас становится ангелом Итак, слово ангел имеет не двухтысячелетнюю, а четырехтысячелетнюю давность, относящуюся к культуре арийских пле ме н. 42 i. 1я нас важно отметить и другие обстоятельства, которые касают е только появления на свет самого Ангираса, но и его бытия. Во первых, по одному из мифологических мотивов он родился из ени Брахмы высшее индуистское божество упавшего на раска ный уголь, то есть он родился от Брахмы и огня. Во вторых, по другому мифологическому мотиву Ангирас ной или приемный сын Агни буквально огонь бога Огня. В третьих, во многих гимнах Ригведы имена Агни и Ангираса ючаются в анаграмму слова, образующиеся перестановкой букв Во всех трех случаях несомненна прямая связь Ангираса с Агни, то ъ с Огнем. Эта связь представляется принципиальной, ибо отражает ненную сущность ангелов как существ, находящихся в переход состоянии между видимым, осязаемым, материальным миром и ом божественным, не видимым и не осязаемым человеком. В е. ставлении древних людей огонь как нельзя более лучше подхо я именно к такой переходной субстанции, которая и стала основой о.нести для посредников между небом и землей Итак, главным смысловым значением слова ангел является редник, посланник, ибо ангелы передают людям божественную J iю. Вот почему название ангел относится к функциональному ержанию миссионерской деятельности, а не к формальному образу ылатого существа. Главная функция ангела заключается в передаче людям дара ьеrо и его Мудрости, поэтому Лар Божий понимается и как анге и. е кий Дар. Таким образом, ангел это высший Посвятитель и Учитель, ающий людей Причастными к таинственной Божьей Мудрости, этому у ангелов есть крылья для быстрого перемещения с небес на rю. Кроме того, крылья ангела выполняют и функцию Проводника, югающего найти выход в самой трудной ситуации. Древнегречес. й мифологический герой Дедал буквально искусный по поруче 1Критского царя Миноса построил подземный лабиринт и был лючен в него вместе с сыном Икаром. Они спаслись только блаrода сделанными Дедалом крыльями. В геральдике крылья ангела сонифиuируются с образом Архангела Михаила, например, в гербе ода Михайлова. В библейском понимании Ангелы это бестелесные, не имеющие оти духовные существа, способные чувствовать и мыслить. Они зilаны Богом намного раньше видимого мира и число их очень s шко. Своим совершенством они не одинаковы и делятся на не лько ступеней. Архангел Михаил архистратиг, то есть один из е ховных, первых ангельских князей вождей Само имя Михаил е эеводится как тот, кто как Бог 43 Все ангелы обладают небесным блаженством, ибо Бог пал им благодать. Смысл блаженства состоит в воплощении в своих деяниях комплекса высших требований нравственных законов. Вот почему нравственное совершенство и блаженство неразделимы как записано в Библии, исполнитель дела блажен в своем действовании Иак. 125 Однако нравственное совершенство относительно, так как абсолютное совершенство принадлежит только Богу, а человек может лишь приближаться к нему. Что же касается благодати, то она понимается не только как христианское учение, но и как высокая духовная ценность это магическая Божья сила, с помощью которой совершается спасение или возрождение высших нравственных качеств у человека, поэтому она часто называется спасительной в том числе и от плотских страстей и людской вражды и изливается на людей в трудные минуты посредством ангелов как Дар Божий. Вошедшая в человека благодать действует так, что человек под ее влиянием способен сделать гораздо больше, чем позволяют его силы. Таким образом, силой благодати совершаются все земные подвиги и возвышенные свершения человека. Потеря благодати, как наставлял иеросхимонах Парфений КиевоПечерский, страшнее всех потерь. Весьма немногие возвращали ее величайшими подвигами. Она дается нам туне, по единому ми. юсердию Божию, но к сохранению ее мы должны прилагать, как подчеркивал Парфений, все свое тщание. Все эти свойства ангелов полностью относятся и к архангелу Михаилу. Но он имеет и специфическую символику, связанную с его особенностями, как вождя небесного воинства. В Библии говорится, как однажды один из самых светлых ангелов Денница не устоял в любви к Богу, воспылал завистью и, задумав стать подобным Всевышнему, возгордился жажда зла стала его сущностью, поэтому превратила его в богоборца дьявола, сатану, дракона, змия И тогда ангел Михаил стал архангелом, архистратигом вождем воинства Господня. Он выступил на войну с дьяволом и низверг его в ад, в глубины преисподн ей. Архангел Михаил персонифицирует поэтому прежде всего высшие качества воина, рыцаря смелость и мужество, решительность и самоотверженность в борьбе за веру. В средневековье христиане считали языческую веру сотворением дьявола, а введение христианст ва на Руси понималось как победа над нечистой силой, злом. Поскольку дьявола победил именно Архангел Михаил, то он стал патроном воинства и покровителем не только Киева, где впервые на Руси введено христианство, но и всех христиан. Об этой чудесной особенности архангела Михаила точно заметил великий украинский поэт Т. Г. Шевченко в поэме Гайдамаки 44 Герб города Кролевец Щит rерба князей Сонцовых из Общеrо гербовника 45 Щит герба князей Сонцовых из гербовника Дурасова Феникс. Рисунок И.Билибина. 19 15 г. Не плачьте, братия, з нас И души праведных, и сила Архистратига Михаила. Страстный борец со злом, архангел Михаил считается еще и ревнителем правды и Божьей истины, справедливости и возмездия, совершающегося от имени небесного правосудия. Поэтому в некоторых гербах его изображают с мечом в одной руке, а с весами правосудия в другой, например, в гербах Кролевца, Новогрудка и Овруча. Символ неотвратимого возмездия архангела Михаила тонко подметил поэт В. Кузмин в стихотворении Не губернаторша сидела с офицером написанном в 1932 1933 годах. Открытым политическим подтекстом Кузмин выразил негодование к происходящему в государстве насилию и беззаконию На золоченом, закрученном стуле Сидела Богородица и шила. А перед ней стоял Михал Архангел. Архангелу владычица сказала Уж, право, я, Михайпушка, не знаю, Что и подумать. Неудобно слуху. Ненареченной быть страна не может. Одними литерами не спастися. Прожить нельзя без веры и надежды И без царя, ниспосланного Богом. Я женщина. Жалею и злодея. Но этих за людей я не считаю. Ведь сами от себя они отверглись И от души бессмертной отказались. Тебе предам их. Действуй справедливо. В апокрифической литературе Архангел Михаил предстает и как ангел, меч и копье которого обладают фантастической, даже мистической силой. Так, например, в легенде о Чуде в Хонех рассказывается, как в селении Хонех был целебный источник и христианская церковь, посвященная Архангелу Михаилу. Когда язычники прокопали ров и направили воды реки на церковь, то пономарь Архип, охранявший храм, стал молиться. Услышав молитву Архипа, появился Архангел Михаил и ударом жезла вверг поток воды в камень и та, клубясь и бурля, ушла под скалы. Этот сюжет, кстати, отражен не только в предании и иконописи, но и в миниатюре в Псалтыри 1397 года, написанной в Киеве Спиридоном. В обыденном понимании Архангел Михаил символизирует Воина, защитника родной земли. Более интересна и загадочна благодаря наличию эзотерического 46 а еще одна особенность символики Архангела Михаила. Дело в что его обычно изображают с так называемым пламенным ю. 1енеющим или огненным мечом, у которого за рукоятью о обычного клинка помещался особый небесный огонь с одним тремя острыми языками пламени. Если обычный меч символ rы и непокоренности, устранения и возмездия, то пламенный не только военное, но и высшее Духовное Оружие, символика poro наполнена глубоким эзотерическим смыслом. Раскрытие его начнем с удивительного сравнения, которое приво я в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова 4 Там записано, Божьи очи как пламя огненное просвещающее святых и опаляю е нечистивых. В этом емком по содержанию замечании выражена ость Божьего огненного пламени, которое является высшей овной силой, несущей свет, знания и культуру, вытесняющие тьму, ежество и зло. стоки Библейского понимания сущности огненного пламени 3ят в глубокую древность, когда люди, заметив благотворное ействие солнечного тепла на землю и людей, видели, что оно осит изобилие и плодородие полям и садам, а поэтому считали, rонь принесет потомство бездетным парам, а женщинам легкие ы. Огонь поэтому стал символом жизни, действия, дерзания и телъства не зря говорят, что грешюtки сами ад топят В древнеиндийской мифологии и философии йоги считалось, что ое мышление возможно лишь тогда, когда сознание при помощи ЕЯ очищается. Поэтому огонь это и символ творчества и вдохнове мысли и озарения. Неспроста говорят в случаях, когда человека 0няет мудрое решение Меня словно озарило осветило 1ногие процессы в природе, связанные с резкими изменениями и ерожден иями, связаны с действием огня, поэтому огонь символиr ет обновление и перерождение, изменение и скачок на новую пень. Яркий тому пример птица Феникс символ возрождения еrда изображающаяся в пламенеющем костре. Все это заметили и древние философы, причислявшие огонь к им из основных элементов nрироды, а основоположник диалектиТ ераклит из Эфеса считал огонь не только первоосновой мира, но и вным элементом. Огонь, писал он, есть основной элемент, все яется видом огня У Гераклита огонь выступает и наиболее екватным символом динамики развития, постепенности постоянных енений. Мир, считал Гераклит, возникает из огня и опять сгорает пределенные периоды Древние греки приписывали действию огня и все благородные чивания в жизни людей, поэтому огонь стал символом духовного ения, бескорыстия в труде, самоотверженности на благо другим, 47 творчества, верности своему долгу и чести. Символика пламени позднее отразилась и на содержании гербовых девизов, написанных рядом с изображением пламени Исполняя свой долг, забываю о благе своем Чем сильнее горит, тем ярче светит Служа другим, уничто жаю себя и т. д. Огню приписывали способность эффективного лечения, считая его всеисцеляющим средством. С античных времен горящий огнем факел стал популярным символом врачевания, исцеления. А склоненный к земле горящий факел стал символизировать смерть. По этому поводу интересно заметить, что именно со склоненным вниз пламенеющим мечом изображался Архангел Михаил в гербе Архангельска. Если в известном справочнике П. П. фон Винклера пламенеющий меч показан с одним языком пламени, то на гербовой гравюре конца XVIII века, хранящейся в Архиве Санкт Петербургского Института истории филиале Института российской истории Российской Академии наук пламенеющий меч изображен с тремя языками пламени. Впервые публикуемое изображение герба Архангельска с этой гравюры интересно своей оригинальностью. Архангел Михаил, ногами попирающий дракона, изображался на гербе Смоленска, утвержденном Сигизмундом III в 16 году. И хотя до нас не дошло изображение того герба, исследователь средневековой Смоленщины С. В. Думин убежден, что этот герб был распространен в городе. Сегодня мы можем предложить читателям лишь реконсрукцию герба, считая, что пламенеющий меч должен изображаться также склоненным вниз. Но действие огня противоречиво. Он является не только благотворной, созидающей и исцеляющей силой, но и могучей разрушительной силой, которая истребляет все злые элементы материального и духовного порядка. С одной стороны огонь созидатель и стимулятор всего доброго, возвышенного и прекрасного, а с другой универсальное дезинфицирующее то есть Очищающее средство. И эти представления об огне уходят в глубокую древ iость вспомним ритуальные огни древних людей, при помощи которых люди отгоняли нечистую силу, ведьм и колдунов, а также их козни, в которых люди видели причины всех бедствий и напастей, обрушивающихся не только на людей, но и на домашних животных, посевы и сады. Вот почему чаще всего огню приписывали очистительную силу, а сам огонь стал символом Очищения. Но сила пламенного меча не только в Божественном огне и Духе Святом символ действия но и в слове Божьем, способном, по выражению А. С. Пушкина, глаголом жечь сердца людей Великого поэта, кстати, увлекал загадочный смысл символики пламенного меча. Неспроста в минуты глубоких раздумий он обращал 48 с Герб города Смоленска, yns. сиnuмундом I в 16 г. Реконструкция Пламенный меч. Герб города Архангельска с гравюры конца 18 века Рисунок А Пушкина 49 ся к этому образу, который настолько волновал его воображение, что в дни создания стихотворения Воспоминание Когда для смертного умолкнет шумный день в рукописи среди текста, поэт рисует пламенный меч и пишет глубоко философские строки и тихо предо мной Встают два призрака младые, Две тени милые, два данные судьбой Мне ангела во дни былые, Но оба с крыльями, и с пламенным мечом И стерегут и мстят мне оба И оба говорят мне мертвым 1языком О тайнах счастия и гроба. В ветхозаветные времена считали, что огонь исходит от бога, а во многих древних религиях изображение огня считали эмблемой, симвоnизирующей священную силу Солнца. Освященный огонь в древние времена носили среди воинов перед сражением. Огонь, как геральдический символ, понимался и как тяжкое испытание. Известен библейский афоризм Огнем будет испытано дело каждого, каково оно В Библии же говорится, что при втором пришествии Иисус Христос явится в пламенеющем огне. Что же касается символики количества пламенеющих языков огня в мече Архангела Михаил а, то здесь возможно два варианта. Если меч изображается с одним клинком, то он символизирует волю Бога. Если меч с тремя языками пламени, то в христианском понимании он символизирует волю Троицы Бога Отца, Сына и Святого Духа В философском понимании три языка пламени символизируют рождающуюся из двух мнений истину. Но если вспомнить, что слово ангел родилось от древнеиндийских слов Ангирас и Агни то важно заметить, что бог Агни имел не только тройственную природу, но и тройственную сущность у него было три языка, три жизни, три силы, три жилища, троякое свечение все это объясняется тем, что Агни родился в трех местах на небе, в воде и среди людей. Вот почему пламенеющий меч Архангела Михаила с тремя языками пламени можно считать более традиционным и более правильным с мифологической точки зрения. Исследование более ранних истоков пламенеющего меча снова ведут нас к индуистской мифологии достаточно вспомнить имевшийся у IIIивы так называемый светящийся меч, который IIIивa, по о.r ной из легенд, передал сакральному королю по имени Калки аватара 1Выражение мертвым языком применено эдесь в смысле очень древнего, незнакомого языка Г. Р 50 ТЕРНАЛЬl П КОНФЕРЕНЦИИ августа 1994 года в Москве в Клубе Министерства обороны zйской Федерации состоялась II Международная rенеалого rераль кая научная конференция, организованная Департаментом ьдии Российского Дворянского Собрания, Отделом науки Всерос ого Геральдического Общества и Отделом военной геральдики и олики Министерства обороны Российской Федерации. работе Конференции приняли участие более 150 членов ВГО и представителей многих других общественных и государственных Ждений и организаций, прибывших из 5 государств. а Конференции были обсуждены следующие доклады О. В. Щербачев Москва Система доказательств дворянского схождения в Департаменте Герольдии Российского Дворянского ания 2. Ю. М. Курасов Волгоград Отражение внешней и внутренней штики Пруссии в ее гербах и флагах 3. И. С. Сметанников Монино Новые гербы Подмосковья К. Ф. Моченов Химки Проблемы коллекционирования гербов начках 5. К и. И. В. Борисов Москва Последние награды Русской М. Л. Черняк Москва Фирма Летописец представляет 7. К н. Г. В. Ражнев Смоленск Из опыта преподавания гераль 1В военной академии Проф. А. Н. Нарбут Москва Художник геральдист Г. Нарбут и одословная 9. В. И. Лавренов Тверь Комплекс тверских сфрагистических Ятников XIV XV вв. как источник по истории российской гераль И О. А. В. Бабич Тверь Тверские монеты XV в. как источник по юнальной геральдике Тверского княжества А. Б. Хрусталев Москва Зарубежная военная корабельная альдика 12. О. В. Свириденко Вологда Новый герб Вологды 13. В. П. Егоров Монино Первый том Гербового Матрикула В Оргкомитет Конференции были также переданы доклады участ ов, не прибывших на Конференцию по различным причинам либо успевших выступить вследствие ограничения по времени работы зференции 1К н. В. Н. Медведев Москва Основные направления развия российской военной геральдики и символики 2. О. В. Ильина Тверь Документы РГ АДА по истории титуnатуры ских монархов XVII в. первой четверти XVIII в З. К. М. Богатев Кишинев, Молдавия Проблемы развития павской территориальной геральдики 5 1 4. К н. А. К. Титов Минск, Белоруссия Герб Смоленска. 16 года 5. К н. М. Е. Бычкова Москва Геральдическая терминология XVII века б. Ю. П. Иванов Новокузнецк О значении символик в воспитании школьников 7. К. В. Наумов Москва Проблемы развития российской купе ческой геральдики 8. И. А. Воронов Санкт Петербург Гностическая символика познания в геральдике 9. И. В. Журавлев Звездный городок Влияние суфизма на символику Западной Европы Средних веков 10. А. Д. Тверитинов Москва История признания рода Тверитиновых в древнем дворянстве В рамках Конференции состоялась презентация первого номера нового альманаха Геральдической Коллегии ВГО Герольдмейстеръ буклета В. И. Лавренова Герб Твери и новой серии значков Гербовый Матрикул ВГО первый значок с гербом главы Общества купцов и промышленников России О. И. Гарцева а также бюллетеня Гералъдическiя вtдомости 3 94 и газеты Дворянский вестник Зи 4 94. На Конференции были вручены Гербовые грамоты rербовладельцам Н. В. Ермошкину Красногорск И. С. Сметанникову Монино П. М. Титаренко Москва В. В. Шведову Суворов Гербовая грамота Американской Геральдической Коллегии была вручена Вице Прези денту ВГО В. П. Егорову, чей герб впервые в истории русско амери канских отношений внесен в Американский Гербовник 23 мая 1994 г. под номером 94. На Конференции были вручены Верительные грамоты конфидентам Геральдической Коллегии ВГО В. И. Лавренову Тверь О. В. Свириденко Вологда а также через доверенных лиц Е. А. Комаровскому Ермоленко Воронеж и В. П. Багаеву Минусинск r В ходе Конференции работали киоски по распространению гераль дических, фалеристических, генеалогических, нумизматических и филотаймических материалов, в том числе новых значков, карманных календарей Тверская геральдика альбомов для значков и проч. 52 GИМВОЛИК4 4РХ4НГ6Л4 МИХ4ИЛ4 см. стр. 42 Гербы городов Российской Империи с изображением Архангела Михаила на значках Фрагмент коллекции Г Ражнева Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ражнев Г.В. Символика Архангела Михаила (1996)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |