| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №9. (1996) › Лавренов В.И. Тверская геральдика конца ХIV-ХV веков | ||||||
Лавренов В.И.
Тверская геральдика конца ХIV-ХV веков// Гербовед. №9. (1996)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал «Гербовед». 1996. № 1 (9). С. 26-33 Аннотация: Тверская геральдика как система знаков, объединенных общностью территории, назначения и содержания, имеет три крупных этапа: Период независимости (XIV - 1485 гг.); Период московского царства (XVI - XVII вв.); Период российской империи (XVIII-XIX вв.). Подобная схема довольно удобна для обозначения вех региональной истории и подкреплена соответствующему каждому периоду кругом источников). Об авторе публикации/статьи: Лаврёнов Владимир Ильич Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Лавренов В.И.
в библиотеке найдено еще 15 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 36590 знаков (с пробелами)
В Лавренов, Тверь Т.86РGКЛЯ Г6РЛ 1ьДИКЛ KOtiЦA XIV XV КОВ Русская геральдика в своем становлении прошла несколько этапов 1Конец XIV конец XV вв. формирование русской геральдики, основание которой заложено в эмблематике монет, печатей и памятников декоративно прикладного искусства удельного периода. В XV в. появляется тенденция к символизации идеи власти и как таковой, и наделенной определенными чертами территориального и национально государственного характера. 2. XVI XVII вв. возникновение и развитие территориально титу льных эмблем, их постепенная геральдизация и выполнение, главным образом, роли представления громкого титула русского государя. 3. XVIII XIX вв. формирование имперского стиля русской геральдики, выполнение ею функции внешнего оформления национально государственной идеологии. Нижний хронологический рубеж первого этапа обусловлен следующими обстоятельствами началом монетной чеканки в крупных политических центрах Москва, Тверь, Новгород, Псков и др. и появлением на монетах и печатях государей ряда изображений светского характера. Конечно, не все знаки являются гербами в полном смысле этого слова и в соответствии с более развитой европейской геральдической традицией. Тем не менее, устойчивый характер ряда изображений на протяжении длительных промежутков времени, определенная иерархия знаков и цветовой гаммы, функции представления, обозначения власти, что свойственно геральдическим символам, позволяют предполагать, что в русском обществе их считали таковыми. Соответственно предложенной выше периодизации, тверская геральдика как система знаков, объединенных общностью территории, назначения и содержания, также имеет три крупных этапа Период независимости XIV 1485 гг. Период московского царства XVI XVII вв. Период российской империи XVIII XIX вв Подобная схема довольно удобна для обозначения вех региональной истории и подкреплена соответствующему каждому периоду кругом источников Период независимости 1247 1485 гг. обеспечен источниками довольно неравномерно. По традиции основными геральдическими источниками являются печати, монеты, памятники декоративноприкладного искусства. Все известные памятники довольно плавно укладываются в две крупные для Твери эпохи 1Борьба с Москвой за главенство в объединительном процессе борьба за великое Владимирское княжение до 1380 х гг. 2. Обеспечение независимости Твери, существующей как самостоятельное политическое образование наряду 26 сквой конец XIV XV вв Ранний период представлен nечатями е ских великих князей с религиозной эмблематикой, характерной я русской сфрагистики XIII первой половины XIV вв. Среди этой уппы памятников наиболее интересна печать Михаила Ярославича зерскоrо с изображением архангела Михаила с крестом и державнь 1м F оком в руках как знаков власти.2 Образ архангела Михаила был s сьма популярен в Твери. Этому свидетельствуют и изображения на зух змеевиках из собрания А. С. Уварова. На лицевой стороне релье. ное изображение в рост архангела Михаила с мерилом с круглым iгвершием и зерцалом сферой и лабарумом Мерило завершается я, юугольным навершием и имеет высоту, равную фигуре архангела. Зе uало в ви,nе круга, архангел держит в левой руке. Крылья t 1око развернуты и имеют перистую разделку З Архангел Михаил по з ей видимости изображался на тверских стягах, чему свидетельству глухие упоминания источников.4 На печати 70 х гr. XIV в. великого тверского князя Михаила ександровича изображено четвероногое животное влево с поднятой авой лапой и загнутым вверх хвостом, оканчивающимся стреловидч 1наконечником.5 Подобное изображение позднее, в первой четвер Х в. характерно для новгородской сфрагистики. Две трети новго ских печатей носят на себе аналогичное изображение, называемое тым зверем По мнению Н. П. Лихачева, эту эмблему можно 1ать почти гербом Новгорода.5 Изображение лютого зверя на F з ородских печатях вызывало множество толкований. Его называли антастическим зверем барсом животным вроде тигра грифа f львом 6 Сфрагистическая и геральдическая задачи определе я зверя, изображенного на печатях Новгорода, Твери, тесно связаны азрешением лингвистической проблемы какое животное называ ь в древнерусском языке лютым зверем Эту проблему успешно ил И. Э. Клейненберr в специальной работе, посвященной новго кой сфрагистике.7 На основании лексикографических и иконо а ических данных исследователь пришел к выводу, что в течение ольких веков в разных землях, словосочетанием лютый зверь зывали льва.8 Таким образом, на печати великого тверского князя аила Александровича изображен лев лютый зверь Аналогич печати изображение представлено на бронзовом перстне XIV эв., который может быть отнесен ко времени правления Михаила сандровича.9 Кроме того, найденные в Твери фрагменты белока ных масок, позволяют предполагать наличие на фасадах храма z a Преображения резной декорации. В ризниuе собора хранились зние ткани, на которых были вышиты золотом грифы и чудовищ ицы свидетельствующие об интересе к звериной орнаментике r ей Твери. 10 Появление льва как геральдической эмблемы шро суздальских князей домонгольского периода было замече 27 но еще академиком А. И. Соболевским. А. И. Некрасов склонен был считать изображение льва родовым знаком sладимиро суздальских князей, и даже их rербом. 12 Археолог А. В. Арциховский считал знак льва зачатком княжеских гербов, зародившихся в домонгольское время. 13 На рубеже XIV XV вв. подчеркивание прерогатив великого владимирского князя как через ханский ярлак, так и через геральдический знак льва, было довольно важным символом общерусской политической программы. 14 В ситуации московско тверских войн второй половины XIV в. и получения Михаилом Александровичем ярлыка на великое владимирское княжение, изображение льва на его печати вполне соответствовало престижности его значения и характеристике самого князя яко бе муж страшен и сердце его яко сердцу лву. 15 К концу XIV в. Тверь окончательно проиграла Москве соревнование за главенство на Руси. С этого времени уже четко проявляется стремление Твери идти собственным, независимым от Москвы путем. Начавшийся при Михаиле Александровиче процесс внутренней концентрации княжества, ставил Тверь более независимо по отношению к Москве и великому княжению всея Руси. 16 В XV в. довольно четко проявилось разделение исторических перспектив Москвы и Твери. Если Москва усвоила идею земли русской переняв важную часть киевской политической традиции, то Тверь искала пути обоснования значения Твери и земли Тверской как одного из государств Руси. Эта самодержавная независимость последовательно и четко реализуется как в актовых документах и публицистике XV в., так и в целом комплексе ноЕых геральдических символов 7 Печати тверских князей XV в. демонстрируют нам новый тип знаков изображение всадника на коне, вооруженного мечом. Наиболее интересна печать князя Михаила Борисовича 1462 г. с рисунком всадника, поражающего дракона. 18 Светский характер знаков говорит о символизации личности князя, его власти, знатности и независимости. В рисунках печатей наблюдаются довольно близкие аналоги с литовской погоней что вполне могло иметь место как результат особых литовско тверских отношений. Важным источником по геральдике являются тверские монеты, поддерживающие традицию светского характера княжеской эмблематики XV в. Разнообразие монетных типов вписывается в пределы почти столетия независимого существования Твери. Анализ иконографических особенностей изображений на монетах XV в. показывает преобладание светских мотивов мифологических, бытовых, политических нередко, отражающих региональную идую власти. Именно монетные типы XV в. вплотную подводят нас к становлению геральдики как отражению в знаках и символах феодальной идеологии. Символический язык изображений на тверских моне 28 х занимает место между исторической миниатюрой, реально отража ей идею власти, и иносказательными мотивами декоративно при г ного искусства. 19 Среди сюжетов тверских монет важно отметить е ующие группы 1Изображение воина князя с различными предметами вооруже я копье, меч, щит, сабля, топор и знаками власти жезл, корона, с естол Эти сюжеты следует рассматривать как представление о з асти князя в реальном образе правителя, воина, судьи и т. д. 2. Изображения символические сцены охоты, борьбы человека и v.зотного Помимо реальной бытовой сцены, подобные рисунки но трактовать как отражение борьбы князя с политическими е. ами. В этом смысле, то или иное изображение можно привязать нкретному историческому событию. 3. Мифологическая символика представлена так называемой ераклеадой и изображениями грифонов, кентавров, единорогоЕ и Попытки прочитать некоторые тверские монеты в контексте ческой мифологии, уже были предприняты рядом отечественных риков.20 В этой группе знаков наиболее интересны изображения авра, грифона и единорога. Символ кентавра связан с представле rn о нем как о свободолюбивом и воинственном существе. Самый rnи й тип тверского кентавра в политической символике, это рылатый кентавр китоврас влево, держащий обеими руками ьё или меч Рисунок. кентавра этого типа помещен на оборотной не городненской монеты великого тверского князя Ивана Михай ш ча 1399 1425 На лицевой стороне монеты помещено изображе е всадника с занесенным мечом вправо. 2 1Этот тип кентавра зе тен по керамике и миниатюрам XV XVI вв., и связывается с алъной эмблематикой.22 Совмещение на одной монете вооружен всадника и кентавра указывает на определенную связь с литов й геральдикой. В текстах заnаднорусских летописей, описывающих ен 1арную историю Литвы, есть сведения о замене герба Китаурас Китов рас на литовский вариант ездеца погоня Эта замена ает этап вытеснения эпическим героем героя мифического в периода образования независимого государства.23 тавление с письменными источниками говорит о смешанном я нии античных и национальных сказочных сюжетов на образ авра. Грифон играл важную роль в светской символике и симво овал добрые, охранительные силы. Изображения грифонов ны по многим памятникам скифов, староболгарского искусства. 3 зантии грифон очень рано проник в светскую эмблематику. ьники воинских дружин имели знаки грифона своими символа аже назывались грифами Постепенно, грифон стал эмблемой чина в Византии. В западно европейской геральдике и 29 эмблематике в грифоне на первый nлан стали выходить его устрашаюш, ие черты, подчеркивающие его хищный характер. Это связано как раз с тем, что европейская геральдика в основании своем имеет начало личное. В русской культурно исторической среде грифон в славянской традиции наг сохранил охранительно покровительственный характер24 Еще в памятниках дохристианской Руси известно его почетное положение рядом с княжеской тамгою, например, на турьем роге из Черной могилы в Чернигове s Во владимиро суздальской эмблематике грифон занимает второе место после льва по числу изображений, что говорит о внимании княжеской власти к его образу б Судьба эмблемы грифона проявилась в памятниках тверской нумизматики и декоративно прикладного искусства. Охранительный характер грифона, его связь с сюжетом полета Александра Македонского на небо, можно предположить в рисунках кувшина с эмблематическими клеймами середины XV в., найденном при раскопках Тверского кремл 27 Поэтому символика грифона выполняла ту же политикопрокламативную функцию преемственности Тверью как государственных, так и культурно исторических традиций Владимира Суздальской земли, где грифон имел победный, триумфальный характер. 4. Изображения птиц и четвероногих животных. Не все рисунки на монетах поддаются видовому определению, и могут быть отождествлены с хищником, львом, орлом, цаплей, голубем и т. д. Эта группа очень близка декоративному искусству Владимира Суздальской Руси. Изображение льва на монетах в моменты противостояния двух общерусских центров, не только поднимало ранг монетного чекана, но и носило определенный характер средства политической борьбы. Подобная групповая классификация довольно условна. До сих пор не расшифрована семантика большинства изображений, которые вполне могли дополнять или заменять друг друга. Довольно важным фактом яв nяется наличие одних и тех же сюжетов как на серебряных, так и на медньiх монетах. В тверской геральдике периода независимости особое место занимает символика двуглавого орла на монетах великого князя Михаила Борисовича 1462 1485 28 В отечественной литературе этот факт рассматривался либо как обозначение вассалитета Твери по отношению к Москве, либо как заимствование Тверью восточной ордынской эмблематики.29 Сразу следует оговориться, что некоторые отечественные историки считают возможным чеканку монеты с двуглавым орлом в Твери уже в первой четверти XV в., как символ особой региональной идеологии.30 Появление двуглавого орла в тверской геральдике может иметь несколько объяснений. Во первых, как знака власти, знакомство с которым в этом качестве состоялось еще во время княжения Ивана Михайловича, как результат преобладания западных контактов Твери. Во вторых, как своеобразного родового символа. Тверские князья, по видимому, состояли в 30 тве со Св. Михаилом Черниговским, да и вообще, слишком много е о в орнаментике, знаковой системе Твери с Черниговской тради Z. В Чернигове на стенах каменных nалат Борисоглебского Собо с оруженного в 23 г., как усыпальницы черниговских князей, помещено высеченное изображение двуглавого орла.32 Позднее, е т sа тьдике Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполи 1эмблемой Чернигова был черный двуглавый орел.33 Лишь с вхож 1rем украинских земель в состав Российского государства, черни Е ий орел потерял одну голову.34 Подобная схема появления в РИ Dвуглавого орла может существовать как гипотеза. Таким образом, тверская геральдика периода независимости с. Е ит в ряде сюжетов близкие аналоги в искусстве Чернигова и r мира. Со второй половины XIV в. и в начале XV в. в Твери не ощутимы романизирующие тенденции эмблематики. Длитель е контакты с Литвой наложили отпечаток на художественную 4 ыуру орнаментики и символики. В 30 50 е гг. XV в. тверская ътура переориентировалась на греческий стиль Афонских монас й, что объясняется изменением политической ситуации в Литве, ве и Твери.35 В целом, тверская геральдика XV в. и предшествую ей изображения на печатях тверских князей XIV в., являются бытной формой развития владимиро суздальского культурно ического и политического наследия. ПРИМЕЧАНИЯ См. Лавренов В. И. Тверская rеральдика XV XIX веков в печати См. рисунок печати Лавренов В. И. Герб Твери. Исrория эмблемы и сим.вола. 1994. С. З. Рис. 1З. Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты змеевики. М., 199 1Борзаковский В. С. ИС ория Тверского княжества. СПб., 1876. С. 152 ПСР Л. СПб., 1863. Стб. 432. 5iюrn В. Л. Актовые печати Древней Руси X XV вв. М., 1970. Т. 2. 423. s 16 1См. об этом Клейненберr И. Э. Лютый зверь на печатях Веmrкого Новгорода XV Всnомоrательные исторические дисциплины. Л., 1969. Вып. 2. С. 176 187 ез Н. П. Печати Bemn oro Новгорода, ero посадников и тысяцких. АрХИБ АН СССР. 23. л. 88. Цит. по Каме щева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и 7 г. a. М., 1963. С. 86. Прим. 4 rей ненберr И. Э. Указ. соч. Z. ам же. С. 188. нзвевский А. К. Описание тверского музея. Археологический отд ел. М., 1888. Воронин Н. Н., Лазарев В. Н. Искусство среднерусских княж X XV веков усскоrо искусства. Т. 3. М., 1955. С. 2 1Соболевский А. И. Медные врата Русская икона. СПб., 19 14 Сб. 1С. 60. 3 2. Некрасов А. И. Из влз.димиро4 уздалъских впечатлений Среди коллекционе ров. 1924. 5 6. С. 38 39 Он же О гербе суздальских князей Сборник Отдела русского языка и словесности АН СССР. Л., 1928. Т. 1Вып. З. С. 406 409 Необходимо отметить, что против этого у.верждения резко выступил Н. П. Лихачев, приводивиrnй аргументированные возражения См. Лихачев Н. П. Маrериалы для истории русской и визанrийской сфрагистики. Л., 1930. Вьm. 2. С. 269 13. Арциховский А. В. Древнеруса Ие областные гербы Уч. зап. МГУ. 1946. Вып. 93. кн. 1с. 53 55. 14. Янин В. Л. Актовые печати С. 22 23, 37 38 Федоров Давыдов Г. А. Монеты Московской Руси Москва в борьбе за независимое и централизованное государство М., 198 1с. 133 134. 15. Борзаковский В. С. Указ. соч. С. 173. 16. Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII XV столетия. Пr 19 18. С. 348. 17. См. об этом Kmor Э. Княжество Тверское 1247 1485 Тверь, 1994. С. 3 16 325 Рубцов М. В. Деньги великого княжества Тверского. Тверь, 1904. С. 224 Лавренов В Российский государственный орел. История эмблемы и символа Гербовед. 1992. 2. С. 16 Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV начала XV I в. М Л., 1960. С. 39 8. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV XV вв. М Л., 1950. 63. С. 573 Изображение печати см. Ла.вренов В. И. Герб Твери. С. 5 Сахаров И. Записки о русских гербах. Ч. 1Московский герб. СПб., 1856. С. 23. 19. См. об этом Чернецов А. В. Феодальная э мблемаrика в чекане русских горо ов XIV XV вв. Славянская археология. Труды V Международного Конrресса. Киев. 18 25 сентября 1985 г. М., 1987. Т. Ш. С. 144 152 Он же Феодальная светская эмблематика XIV XV вв. Автореф. дисс. докr. ист. наук. М., 1986. 20. Сотникова М. И. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века СГЭ. Л., 1982. Вып. 47. С. 79 82 Токарева М. Н. Изображения на тверских монетах XV века. Дипломная работа кафедры историографии и источниковедения исторического ф та МГУ. М., 1970 Рукопись 2 1ОрешJtИКов А. В., Русские монеты до 1547 г. М., 1896. С. 66. 22. Чернецов А. В. Об изображениях кентавра, обнажающего меч КСИА. М., 198 1Вып. 166. С. 57. Рис. 1С. 58. С. 59. Рис. 2. 2З. Чернецов А. В. Древнерусские изображения кентавров СА. 1975. 2. С. 4 Арсенъев Ю. В. Геральдика. М., 1908. С. 195, 196, 277. 24. Вагнер Г. К. Скульптура Влад имиро Суздальской Руси, г. Юрьев Польский. М., 1964. с. 8. 25. Вагнер Г. К. Ука соч. 26. Там же. с. 6. 27. ТНИИР Центр Тверской научно исследовательский, исrорико археолоrический и реставрационный центр Рукописный Архив. Отчет А. Н. Хохлова 199 1г. о работах в Тверском кремле Белоrлинян ный кувшин с зеленой поливой, украшенный двумя рядами клейм с изображением грифона и человека в короне с поднятыми вверх руками. Сюжет полета Александра Македонского на небо с грифонами А. Грабар рассматривал как апофеоз возносящегося на небо Александра и открывшейся ему с высоты полета видимый мир. См. Grabar А. Le suссes des arientaux а la сour byzantine sous les Maсedoniens Mtin сhen Lahrbuсh der Ьieldenden Kunst. Folge 3. Bd. 2. Mtinсhen 195 47. В этой связи интересно замечание Р. Голдмана о символическом тождестве грифона и льва. См. Goldman R. The developrnent of the Lion Griffin Ameriсa ournal of Arсheology 1960. v. 64. N 4. 28. Орешников А. В. Указ. соч. С. 52. 32 1322. 32 29. Qбозначение вассалитета Орешников А. В. Материалы к русской нумизматике до о о периода древнейшее русское изображение двуглавого орла Труды Москов Нумизматического Общества. Т. 2. Вып. 1М., 1899. С. 12 Восточное влияние З.Ва В. Откуда двуглавый с,рел на деньгах Тверского великого князя Михаила Борисо Отдельный оттиск. б. г. РГАдА ф. 2478 1Библиотека Яюmа С. А. Джучидские из раскопок и сборов КуйбЬШJевской Археологической экспедиции в Болrарах в 1954 гг. Материалы и исследования по археологии СССР. 6 1Труды Куйбьшzев археологической экспедиции. Т. 2. М., 1958. С. 399 400. Рис Известный ъдист и нумизмат XIX в. Б. В. Кёне в своей работе Рыцарство и двуглавый орел эзал предпочтение западной версии появления двуглв.вс о орла на Руси именно через ь РГИА ф. 1493. оп. 1ед. хр. 22. Л. З. Рукопись на франц. языке 3 См. об этом Лавренов В. И. Тверская геральдика XV XIX вв. в печати 3 1См. об этом Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси Триста веков искусства. сство Европейской части СССР. М., 1976. С. 24 1242 Воробьева Е. В. Семантика и овка черншовских капителей Средневековая Русь. М., 1976. С. 175 183. 32. Румтщева В. В. Эмблемы земель и гербы городов Левобережной Украины перио еодализма. Киев, 1986. С. 26 27. 33. Румянцева В. В. Указ. соч. С. 5 1 34. Там же. С. 73. 35. Рындина А. В. Малоизвестный памятник Тверского искусства XV века Древне ое искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 220 Фонкич Б. Л. Греческое купьтурные связи в XV XVII вв. Греческие рукописи в России М., 1977. Попов Г. В. Кашински й чин и культура Твери середины XV века Древнерусское о. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С, 223 262 Kmor Э. Указ. соч. 33 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Лавренов В.И. Тверская геральдика конца ХIV-ХV веков (1996)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |