| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №9. (1996) › Кудяков В.И. Легендарные гербы Пруссии | ||||||
Кудяков В.И.
Легендарные гербы Пруссии// Гербовед. №9. (1996)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал «Гербовед». 1996. № 1 (9). С. 02 (обложка), 6-17 Аннотация: Формирование гербов земель и областей в Восточной Европе, включая и Баnтию, приходится в основном на 16 в. Эпоха Возрождения характерна значительно возросшим по сравнению с периодом средневековья интересом к фольклорным источникам. Это проявлялось в самых различных слоях европейского общества. Соответствующая тенденция коснулась и геральдики. Об авторе публикации/статьи: Кудяков В.И. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 30725 знаков (с пробелами)
Л6Г6НД РНЫ6 Г6РБЫ ПРVGGИИ см. стр. 4 Легендарный герб пруссов из рукописи Г. Мельмана 1548 1552 тт. В Кулаков, Москва Л6Г6ПД РНЫ6 Г6РБЫ ПРУGGИИ см. рис. на 2 й стр. обложки Формирование гербов земель и областей в Восточной Европе, включая и Баnтию, приходится в основном на 16 в. Эпоха Возрождения характерна значительно возросшим по сравнению с периодом средневековья интересом к фольклорным источникам. Это проявляnось в самых различных слоях европейского общества. Соответствующая тенденция коснулась и геральдики. Одним из источников для создания новых гербов стали данные местных легенд и преданий, сохранявших свои дохристианские корни 1С. 157 159 Они оставили заметный след, в частности, в балтийской территориальной геральдике. Выяснению роли местного фольклора в формировании гербов земли пруссов после крушения орденского государства в 1525 г. посвящена предлагаемая статья. Совсем недавно, в 1986 г. в городском архиве г. Гданьска была обнаружена рукопись Георгия Мелъмана Хроника Пруссии и Литвы архивное хранение N АВТ.4 10, N 64 датируемая 1558 г. 2. р. 2 В 1989 г. в фонде Borussia Библиотеки Литовской Академии наук найдена рукопись Иоганна Хенеманна fondas NIS. sifras ЗMLF III Последняя является изготовленной в 1602 г. копией работы Г. Мелъмана. Правда, хранящаяся в Литве рукопись достаточно авторизована и в определенной степени отличается от своего прототипа. В обеих рукописях, ранее не публиковавшихся, представлены раскрашенные от руки рисунки гербов. В старшей рукописи такой рисунок датирован 1548 г. Не согласующиеся непосредственно с текстами хроник, эти гербы подписаны как Arma Prutenorum и Wapen Waffen der Prussen то есть герб пруссов в латинском и старо немецком вариантах. Данный герб на своем щите характерной для раннего Барокко формы имеет подписанные по прусски изображения трех прусских языческих богоЕ. Ими являются Перкуно властитель небес, повелитель грома и молний, Патримпо бог юности и цветения природы, Патолло бог старости и смерти рис. 1а, б Гербовой щит венчается шлемом традиционной для Германии 16 в. формы с зубчатой языческой короной рис. 1а Нашлемником ему служит дуб, наложенный на скачущую направо белую лошадь. В варианте 1602 г. корона герба приобрела оч ертания, близкие к общепризнанной в средневековой европе королевской короне З. С. 9 1Щитодержателями в обоих вариантах герба представлены справа персонаж с дубиной в руках, увенчанный языческой короной в варианте 1602 г. королевской короной слева старец со сложенными перед грудью руками. Интересно, что если дубина являлась традиционным оружием пруссов 13 16 вв., то сложенные перед грудью или перекрещенные в области 6 таза руки явно, судя по данным погребального обряда пруссов 12 14 вв., обозначали жест культового значения. Обе мужские фигуры одеты в просторные одежды белого цвета без видимых застежек, у старцв на голову накинут капюшон. Следует отметить, что у пруссовязычников, как и у многих других древних народов Евразии, белый цвет считался священным. Обе фиrуры подписаны соответственно Wudewuto и Brudeno Все персонажи, изображенные на гербе, взяты его автором авторами из Прусской хроники монаха Симона Грунау, впервые опубликованной в 1526 г., или из текстов его непосредственных nоследователей. Три верховных божества прусского языческого пантеона, вечнозеленый кумиропоклонный дуб, находившийся до победы Тевтонского Ордена над пруссами в центральном местном святилище Ромове Рикойто, белая лошадь как излюбленное пруссами жертвенное животное и братья Брутен первосвященник с ритуальным именем Криве Кривайто и Видевут вождь дружины, мирской владыка пруссов постоянно присутствовали в местных хрониках основанных в определенной мере на местных легендах еще с конца 15 века. Авторы гербов 1552 г. и 1602 г. свели в них воедино все основные действующие лица этих хроник и легенд, сохранявших некоторую долю исторических фактов 4. р. 56, 57 Информация о них могла дойти до Симона Грунау как в письменном виде, в качестве утраченных к настоящему времени записей первого епископа Пруссии Христиана, составившего их за время своего пребывания в прусском плену в 123 238 гг., так и в форме устной народной традиции. Интересно, что первый легендарный герб языческой Пруссии wopin des konigs Witowudi смоделировал сам Симон Грунау 5 77 В его описании на гербе присутствовало изображение человекообразного существа с отверстым ртом б. р. 19 II итодержателями этого щита на этом гербе являлись две белые лошади рис. 2, 3 В позднейшем литовском народном творчестве эта схема неоднократно использовалась и воспроизводила образ бога огня солнца Перкунаса влекомого по небесам парой коней рис. 2, 2 Возможно, хронист мог наблюдать некое прусское культовое изображение жреческий жезл или языческую икону, воспринятое им как герб Одним из примеров композиционно устойчивого языческого изображения божества языческая икона является железная, украшенная серебряной инкрустацией таушировка обоймица стремени начала в. из могильника прусских дружинников Ирзекапинис рис. 2, 1Данная археологическая находка интерпретируется как изображение бога Перкуно с арой священных коней. Подобного рода культовые образы, оставив шие глубокий след в средневековой европейской символике, были ПИроко известны в древностях запада нашего континента в 1тысяче. етии по Р. Х. 7. С. 125, 126 Таким образом, результат rеральдичес 7 r J IП ofHсarпa.ti о, f i f Рис. 1Легендарн m герб пруссов, смоделированнъIЙ по тексту Симона Грунау в вариантах а из рукописи Г. Мельмана 1548 1552 гг. в 6 из рукописи И. Хенеманна 1602 г 9 Рис. 2. Герб короля Бидевуrа изображенный Каспаром Хеннебергером по описанию Симона Грунау и аналогии к нему l обоймица стремени вождя прусской дружины начала XII в. из погр. 1могильника Ирзекапинис окресmости совр. г. Зеленоградска Калининградской обл. железо с серебряной таушировкой 2 деревянное навершие фронтона крестьянского дома из дер. Пакарклис Кедайняйский район Литвы 3 герб короля Видевуrа 10 кого творчества Симона Грунау мог иметь свой местный культовый прототип, неоднократно тиражировавшийся позднее в народном искусстве родственных литовцев. В свою очередь, геральдический материал из рукописей Г. Мельмана и И. Хенеманна не имеет прямых корней среди прусских археологических реалий. Упомянутые гербы авторски полностью смоделированы на базе геральдических традиций Германии эпохи Возрождения. данная акция показывает стремление интеллектуальной элиты Пруссии к поискам нестандартных геральдических образов в возникшей после крушения орденского государства новой политической ситуации. Важным аспектом этих поисков является неприятие традиционной для прежней Европы христианской идеологии и обращение к местным, негерманским духовным корням. Реформация стимулировала возрождение реликтов доорденскоrо, этнически прусского т. е. западнобалтскоrо мировоззрения. Одним из звеньев этого пока еще малоизученного процесса является создание неофициальных вариантов герба Пруссии. С определенной долей условности его можно отнести к разряду территориальных эмблем. В рукописи И. Хенеманна представлен второй прусский герб рис. 3 В верхнем его поле на rеральдическом синем в рукописи темно голубом фоне представлена золотая королевская корона, в нижнем поле герба изображение, обратно симметричное относительно горизонтальной оси щита по очертаниям и цветовому решению 8, р. 0 Надо полагать, что этот герб был призван отразить характер правления землей пруссов, осуществлявшийся задолго до 13 в. легендарными вождями братьями Видевутом и Брутеном. Возможно, мирскую вернее военно административную власть первого брата символизировала золотая корона в верхней половине герба, кулыовомистическую власть второго обозначала нижняя, перевернутая корона. Uветовая гамма данного герба синий и золотой цвета вплоть до современности удивительно, что и при советской власти использовалась в прикладном искусстве и дизайне земли пруссов, соответствуя uветам неба моря и песка Янтарного берега. Близким по смыслу было и происхождение цветов утвержденного в 1560 1568 гг. флага королевсrва l Iвеции золотой крест на синем поле 9. С. 38, 39 соответствовавших цветам шведского королевского герба. Посредством знамен войск гетмана Мазепы эти цвета оказались на флаге Украины, ставшем удивительным образом похожим по размещению цветовых полей на второй прусский герб рис. З В создании этого позднее не воспроизводившегося герба использовались элементы символики городов Кёнигсберrа 10, С. 59, рис. 1и Данц га. Автор герба пруссов в хронике Г. Мельмана также использовал все известные к середине 16 в. традиции северогерманской геральди Рис. 4. Герб Б.П Шереметева 3. Герб древних пруссов из рукописи И. Хенеманна. 12 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кудяков В.И. Легендарные гербы Пруссии (1996)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |