| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №8. (1995) › Смирнова Т.Н. Герб рода графов Шереметевых | ||||||
Смирнова Т.Н.
Герб рода графов Шереметевых// Гербовед. №8. (1995)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1995. № 2 (8). С. 56-70 Аннотация: Основу иконографического материала, привлеченного к работе над темой, составили изображения шереметевского герба, помещенные именно на произведениях искусства и предметах быта. Большая часть этих геральдических памятников сохранилась в музее "Кусково", бывшей парадной резиденции графов Шереметевых. Многочисленные гербовые изображения, различные по технике исполнения, художественным стилям и размерам, органично включены в архитектурно-парковый ансамбль. Об авторе публикации/статьи: Смирнова Т.Н. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 58127 знаков (с пробелами)
Т Смирнова, Москва Г6РБ РОД4 ГР4ФО.G Ш6Р6М6Т6.GЫХ Основу иконографического материала, привлеченного к работе над темой, составили изображения шереметевского герба, помещенные именно на произведениях искусства и предметах быта. Большая часть этих геральдических памятников сохранилась в музее Кусково бывшей парадной резиденции графов IIIереметевых. Многочисленные гербовые изображения, различные по технике исполнения, художественным стилям и размерам, органично включены в архитектурно парковый ансамбль. Некоторые из них играют роль украшения архитектурных деталей фронтонов, стен, падуг мебельного гарнитура спинок стульев или осветительных приборов детали торшеров Монументальные лепные и гри зайльные геральдические панно сообщают парадным интерьерам Дворца особенно торжественное звучание. Запечатленные на живописных плафонах Юнона и Слава рода Ыереметевых гербы становятся фрагментами многофигурных барочных композиций. Главным мотивом произведений искусства шереметевский герб является на картине и резной доске, служивших в свое время элементами оформления гостиных и усадебных ворот. Характерные особенности различных типов герба позволяют уточнить атрибуцию ряда произведений искусства, в частности, из собрания кусковского музея. Например, шатер от походной палатки фельдмаршала Шереметева, украшенный геральдическими фигурами, можно датировать временем не ранее 1695 г. не позднее 17 19 г. год смерти гр. Бориса Петровича Печать фельдмаршала с изображением мальтийского и андреевского крестов позволяет ограничить временные рамки при датировке письменных документов не ранее 1702 г. когда Б. П. IIIереметев, имевший уже мальтийский крест, становится кавалером андреевского ордена не позднее 17 19 г. Сотрудник ГРМ Б. А. Косолапов исправил ошибку в атрибуции портрета, считавшегося портретом неизвестного гетмана, и установил, что на нем изображен Борис Петрович Ьlереметев благодаря имеющемуся на портрете r рбу Бориса Петровича, почти точно воспроизводящему изображение герба на гравюре Льва Тарасевича в книге Петра ТЕРЛЕЦКОГО и букв инициалов по его углам Б. Б. П. III. 28, которые Косолапов расшифровал как Боярин Борис Петрович IIIереметев К атрибуции Косолапова можно добавить уточнение датировки портрета не ранее 1695 г. не позднее 1706 г. когда боярин Б. П. IIIереметев уже становится графом Гербовые изображения гр. Петра Борисовича помогают определить время 56 я памятника благодаря помещенным в них орденским знакам з. адельца. Так, например, произведения искусства с изображе е ба с андреевской звездой, должны датироваться не ранее не позднее 1788 г. год смерти гр. П. Б. lIIереметева Тип утвержденный Общим Гербовником, определяет нижнюю нную границу не ранее 1798 г. 1бражение же шереметевского герба на плафоне Юнона 3 1яет, на наш взгял, не только точнее датировать этот памятник, юдтвердить авторство французского художника Луи Лагрене. DАечалось выше, запечатленный на плафоне герб не мог появить з. J,нее 176 1г., т. к. с этого времени получило начало бытование типа герба. В то же время, герб не мог быть написан раньше г., т. к. включает, по нашему мнению, орден Белого Орла, полу tый гр. Петром Борисовичем в этом году. Авторство плафона в еднее время оспаривалось в. пользу художника Карла Легрена. еденные доказательства, основанные на стилистическом анализе о произведения и якобы более точном прочтении подписи худож. r a, не подкрепленные архивными материалами, не представляются таточно убедительными. Герб помогает, с нашей точки зрения, зергнуть авторство Карла Легрена, скончавшегося в 1757 году писанное не ранее 1758 г. гербовое изображение исключает возмож ть создания плафона этим живописцем. Учитывая, что автор Юно Луи Лагрене работал в России с осени 1760 г. до весны 1762 г., жно более точно датировать это произведение временем не ранее ени 1760 г. не позднее 176 1г. Изучение родового герба гр. lIIереметевых позволило выделить я. r вопросов, рассматриваемых в статье, а именно происхождение, эволюциlQ и типологические особенности герба, символическое значе ие его элементов, использование геральдических изображений для трибуции памятников культуры. О шереметевском гербе А. П. Барсуков написал в прошлом столе Еи замечательную фразу Мы решительно не можем сказать ничего ложительного о том, когда и кем он герб был составлен или спи ан 1 Самым ранним изображением герба lIIереметевых считается авюра Льва Тарасевича в книге поляка Петра Терлецкого Слава ероических деяний ясновельможного его милости пана Бориса Петровича lIIереметева 2 На титульном листе сообщается, что книга освящена героическим подвигам полководца Бориса lIIереметева, вершенным им при взятии четырех турецких крепостей, и напечата на в 1695 году.3 С этого времени было положено начало военной славе Бориса Петровича, позднее принимаемого повсюду в Польше, Вене, в Риме и на Мальте как победителя неверных Герб, помещенный В 57 панегирике Терлецкого почти в точности повторял герб города Гданьска Данцига и появлением своим обязан легенде о происхождении рода Шереметевых от владетелей прусских потомок которых выехал из Пруссии в Россию как свидетельствовали родословн ьщ книг Наиболее полный рассказ. о родине и предках прародителя Ыереметевых содержится в записке герольдмейстера С. А. Колычева Историография вкратце собранная из разных хроник и летописцев 1722 г Повествование его начинается с короля Вейдевута, которому брат, прусский король Прутено, в 373 г. по Р. Х. остави свое королевство, а сам пошел первым языческим жрецом к идолослужению в Ромове, где при слиянии двух рек, на равнине, находился священный вечнозеленый дуб необыкновенной толщины и высоты В 1283 г. дети князя Дивана, потомка одного из сыновей Вейдевута, князь Руссинген и его брат Камбила, нареченный Гландою, тесни ые в своем владении, на берегах реки Прегель, крестоносцами, прибыли к Великому Московскому князю Данииле Александровичу, который крестил их в знак греческого исповедания. Того Камбилу стали звать КобылаS. Записка Колычева получила практическое применение в 1797 году, когда, ссылаясь на нее, гр. Николай Петрович lIIереметев сообщал в Герольдию о своем родовом гербе Герб сей до ныне употребляется некоторыми в Пруссии городами, как то Гданьском, во всей точности онаго описания. Не во многом разнствует от Кенигсбергского, Ельбинrского и прочих, издревле потомкам Вейдевутовым, Глянде Камбиле и брату его Руссингену Дивоновичам принадлежавшим 6 Таким образом, в конце XVII столетия не позднее 1695 г. прототипом для герба Шереметевых был избран герб одного из городов, принадлежавших, по летописным преданиям, предкам этой фамилии. Заимствовав гданьский герб, Шереметевы укрепили версию происхождения рода от владетелей прусских. Переходя к вопросу об эволюции герба и толковании символического значения его фигур, обратимся к истории появления их в гербе Гданьска. В начале XIV в., в числе других земель Балтийского поморья, населенных пруссами, Гданьск оказался во владении Тевтонского ордена, магистр которого присвоил городу герб с двумя равноконечными лапчатыми крестами в щите. По форме фигуры эти повторяли крест тевтонских рыцарей и свидетельствовали о господстве крестоносцев. Появление над крестами общегеральдической короны связано с другим периодом истории Гданьска. В 1457 г. польский король Казимир IV Ягеллон повелел навечно поместить в гданьском гербе золотую корону в знак покровительства этому городу со стороны Польши. Позднее, на рубеже XVI XVII вв., на гданьских монетах стало 58 1Самое раннее изображение г е евскоrо герба 1695 rода. б перегравирован В. Бобровым для 1го тома Рода epe ЗЫ.X с грав юры Льва Тарасевича zz e П. Терлецкоrо Slawa heroiсznyс.h asn wjelrnosnoego j. т. Pana Borisa iсza Szeremety Чернигов, 1695 r Иmt. 3. Гравюра П. Аятипьева в кн. Письма Петра Великого, г.иСАНКЫе генерал фельдмаршалу гр. Б. П. ереметеву М., 1774 r ерб Б. П. lliереметева с видоизме ненным мзлътийским крестом Rnn. 2. Грв.вюра, воспроизводяЩАЯ рисунок с гербовой печати графа Б. П. Шереметева. Из кн. Жизнь, анекдоты, военные и политические деяния Российского генерал фельдмаршала Б. П. Шереметева СПб., 1808 г. И.пл. 4. Фрагмент шатра от походной палатки rp. Б. П. Шереметева. Россия, к. XVII н. XVIII в в. Сукно, кажа, мех, ВЬШJИВКА, аппликвция. Музей Кусково 59 нередко изображаться дерево, т. е. сакральный дуб, почитаемый пруссами во времена язычества и упоминаемый в записке С. А. Колычева. 7 Но если иконографически шереметевский герб восходит к образцу герба Гданьска, то символическое значение его фигур трактовалось в течение времени по разному. Так, в описании проекта герба 1797 г. кресты обозначены как фигуры, имеющие отношение к крыжакам Лакиер же в Русской геральдике 1855 г. представляет ю символом обращения Камбилы и его потомков в христианскую веру Г. В. Вилинбахов обратил внимание на символику рыцарских крестов как креста охранительного, победоносного, помогающего в борьбе с врагами христианства.В О символике рыцарского креста говорится в речи магистра Мальтийского ордена, возлагавшего на Бориса Петровича lIIереметева кавалерский крест Сие знамение, которые носим на одеждах наших телесных, носим же то и в сердцах наших. Сие знамение видяще на хоругвах наших, враги креста господня и всего христианства впадают в страх и вдаются бегству 9 Вероятно, для военачальника Б. П. lIIереметева, успешно разгромившего турок в 1695 г., автором панегирика П. Терлецким был избран герб не просто города, принадлежавшего, по сказаниям, предкам прославляемого, но знамя, несущее рыцарские кресты и, следовательно, по своей символике как нельзя лучше подходящее победителю неверных Что касается щитовой короны, то на протяжении всего времени форма ее менялас ь. Корона изображалась и как общегеральдическая, и как старинная королевская герб древних владетелей прусских В отдельных случаях можно видеть над крестами графскую, а также российскую императорскую корону. На начальном этапе бытования шереметевского герба фигура эта, в отличие от двух крестов, играла второстепенную роль и могла отсутствовать вообще или выносилась над щитом. Фигура дуба обозначала кумиропоклонный дуб, с которым связано имя одного из прародителей Ыереметевых. В редких случаях нашлемник дуб отсутствовал печать гр. Петра Борисовича IIIереметева мог быть заменен на Фигуру креста печати супруги гр. П. Б. lIIереметева гр. Варвары Алексеевны и сына гр. Николая Петровича 1О. На одной из печатей гр. Бориса Петровича lIIереметева вместо дуба помещена роза. У словно можно выделить три периода бытования родового герба гр. Ыереметевых. Первый период начинается не позднее 1695 года и связан с именем первого гербовладельца рода, сподвижника Петра I, генерал фельд 60 рафа Бориса Петровича IIIереметева ум. 17 19 г терной фигурой одного из типов герба этого времени запе z о в книге П. Терлецкого, тезисе 17 13 г., на значке фельдмар 1яется т. н. венчик с возникающим из него дубом, располо над щитом. По мнению В. К. Лукомского, этот элемент означа ко камней у подножия дуба 2. Нам представляется вероят ая версия символического значения венчика Балтийское е, в том числе и Гданьск, издавна называли янтарным бере оскольку местность эта славилась исключительным обилием я. Поэтому можно предположить, что в шереметевском гербе tещено янтарное ожерелье в память о том, что добыча и а янтаря была самым древним и распространенным промыс 2 1аньске. аменательно, что аналогичные ожерелья изображены на шеях олуобнаженных женских фигур, украшающих гербовый картуш авюре Л. Тарасевича в книге Слава героических деяний ереметева 13 тодержателей, львиных леопардов, в этом типе герба отличают rливо обвитые вокруг лапы и туловища хвосты. ной вид гербового изображения представляет рисунок оттиска с й из печатей фельдмаршала, точно воспроизведенный на гравюре ц t е Жизнь, анекдоты, военные и политические деяния Россий генерал фельдмаршала Б. П. lIIереметева СПб., 1808 г Только шчие от печати, герб на гравюре наложен на княжескую мани включает девиз, отсутствовавший во времена первого rербовла а Два льва поддерживают испанский щиток, в поле которого реста без короны. Эти фигуры вписаны во французский щит, чанный короной с 7 ю зубцами, из которой возникает дуб. Фран с.кий щит наложен на мальтийский крест и скрещенные в форме еевского креста фельдмаршальские жезлы. Кавалером мальтий о креста боярин Б. П. IIIереметев стал в 1698 r первы в России, и стр ордена наказал, чтобы знак сей непрестанно бы носил он на е платье и внес оный в свой герб. 14 t. зоначалъно же этот тип герба с печати был гравирован П. Антипье для книги Письма Петра Великого, писанные к rенерал фельд n алу, тайному советнику, мальтийскому, св. апостола Андрея, го Орла и Прусского ордена кавалеру графу Б. П. IIIереметеву а.ной в 1774 г. Но в этом случае в гербе был преднамеренно видоиз ен мальтийский крест, изображенный как якоревидный и оттенен штриховкой, обозначающей натуральный цвет Сочетание го рода креста с андреевским, напоминающим элемент хризмы ченное в круг, воспроизводит одну из разнообразных форм а царя Константина, изображенную в византийской рукописи IX 6 1 века с пророческими словами Сим знаком победишь 15 Знамение этого креста, как известно, предопределило победу константинова войска над врагами христианства Т ким образом, интерпретация сочетания двух орденских знаков фельдмаршала в виде победоносного креста Константина, закрепляла за IIlереметевым статус прославленного победителя неверных Итак, на первом этапе существования шереметевскоrо герба изображения его отличает отсутствие шлема, намета, девиза и графской корооны, которая не появилась в бытность Бориса Петровича после присвоения ему первому титула Российского графа в 1706 году. Характерными деталями разных типов герба этого времени являются т. н. венчик возможно янтарное ожерелье а также сочетание мальтийского креста с андреевским. 16 Заимствование городского герба, почти в точности повторенного в качестве родового, является своеобразной иллюстрацией к начальным временам отечественной геральдики, не имевшей до появления Герольдии сколь нибудь строгих правил составления гербов. Присвоение IIlереметевыми герба, подтверждающего предание о происхождении рода, отражает процесс формирования дворянского самосознания в России на руб же XVII XVIII вв., в котором важное место в этот период занимает древность и богатство фамилии. Второй период бытования герба гр. IIIереметевых относится к середине второй половине XVIII столетия и связан с именем старшего сына и наследника фельдмаршала графа Петра Борисовича IIlереметева, генерал аншефа, обер камергера и сенатора времен Екатерины В гербовых изображениях неизменно присутствуют основные фигуры дв.а креста под короной и нашлемник дуб. Щитовая корона теперь постоянно фигурирует в гербе и изображается только как общегеральдическая, в отличие от предыдущего этапа, когда форма ее менялась корона могла быть общеrеральдической, королевской и сочиненной с 7 ю зубцами Нашлемник дуб принимает разный облик иногда в виде трилистника эмблемы единства и гармонии, в отдельных случаях предстает двухъярусный дуб, вероятно, символизирующий два поколения графской линии Шереметевых. А на деревянном панно по воле резчика место дуба заняло дерево с листьями иной формы. Все гербы Петра Борисовича представляют собой различные орденские композиции. lJlитовые фигуры вписываются в центр одного из орденских знаков графа, обрамленного другими его орденами. Изображения эти часто дополнялись военными трофеями а также атрибутами полководца шлем, фельдмаршальские жезлы с двуглавыми орлами на концах К мечу и державе, неизменно присутствующим 62 500. 127 5. Рисунок с печати графа ереметева с изображением герба. ИШI. 6. Фрагмент плафона Юнона r ЕННК А. т. Князева 1785 г. Тройницким СПб., 19 12 г., 500 с изображением герба гр. Б IIlереметева Худ к Лаrрене, л. Ж. Р. в России 1760 1762 гг Х., М. Му ей Кусково ИmL 7. Герб графа П. Б. Ыереметева. оративное панно.Россия, 1762 1788 гr. 1f. Музей Кусково Ипn. 8. Фрагмент столешницы с изображением герба П. Б. lIIереметева. Васильев Н. Стол для хранения нот. Россия, 1780 е гг. Дуб, красное дерево, карельская береза, чинара, орех, черное дерево. Столярная и наборная работа. Музей Кусково 63 всегда в лапах щитодержателей, теперь добавляются другие императорские регалии российская императорская корона, которой гении венчают главные фигуры шереметевского герба в центре андреевской звезды знамена с государственным гербом и вензелем императрицы Екатерины II, государственная печать. Эти символы верховной власти свидетельствуют о служении гербовладельца Отечеству и государыне, а также о покровительстве последней роду Illереметевых. В гербовых изображениях этого периода появляется графская корона. Обращает на себя внимание присутствие в одном из типов герба трех корон одновременно над крестами общегеральдической, над ней российской императорской и поверх орденской звезды графской короны. Такое обилие корон в одном гербе свидетельствует об исключительно важной роли, которую стали играть эти фигуры в геральдике П ой половины XVIII столетия в качестве символов верховной власти и знаков дворянского достоинства. На втором этапе бытования шереметевскоrо герба в него включается девиз Deus сonservat omnia Бог хранит все. перекликающийся с интерпретацией одной из эмблем в книге Емвлемы и символы Изображение в виде короны, венчающей крест, трактуется фразой Божья сила с нами. 17 Характерной особенностью гербовых изображений гр. П. Б. lIIереметева стало сочетание двух девизов родового и орденского. Торжественно героическое звучание композиций повлекло за собой замену щитодержателей львиных леопардов вооруженными львами, своим экспрессивным обликом органично дополнившими помпезный сюжет. Можно выделить несколько видов гербовых изображений этого периода. Один из них представлен в Гербовнике А. Т. Князева. Это рисунок с оттиска печати Петра Борисовича. Круглый щит с главными фигурами вписан в центр креста, являющегося элементом звезды ордена Белого Орла, кавалером которого граф стал в 1758 г. В нижней части подвешены на лентах кресты трех орденов Шереметева Белого Орла, св. Анны и св. Александра Невского, присвоенные ему в 1742 и 1744 годах. Иной тип герба запечатлен на плафоне Юнона художника Луи Лагрене в Столовой кусковского Дворца. Uентром геральдического изображения становится звезда ордена св. Александр Невского, на которую наложен овальный щит с главными фигурами. Под щитом, на бантах помещены, один под другим, анненский и александровский кресты, повторяющие композиционное расположение гербовых крестов. Третий орденский знак на голубой ленте, обрамляющей звезду, не прочитывается, поскольку размыт красочный слой. Нам представляется, что это орден Белого Орла. Противопоставить такому предположе 64 ъко версию, что на голубой ленте был помещен андреев 7Вертый и последний орден графа. Одна 1ш, присвоение 6 1г. Шереметеву ордена Андрея Первозванного повлек начало бытования другого типа гербового изображения. н утверждать, что герб на плафоне Юнона был написан я 176 1г. или до 1762 г К этому вопросу мы вернемся попыткой привлечь изображенный герб для уточнения афона. е а, существующий после 176 1г., имел особое значение для тева. Г. В. Вилинбахов обратил внимание на то, что апостол яясь братом апостола Петра, одновременно с последним, н м Петра Великого, 18 а по сути, всех, носящих имя Петр. t rреевский орден для Петра Борисовича являлся не только в иерархии российских орденов, но и знаком его патрона. з гербовое изображение отличало торжественное звучание, енность деталями и многокрасочность. Вместо щита за исключением львы поддерживают андреевскую звезду, нную орденской цепью. В центральной части звезды помещены евские два креста под короной. Изображение дополнено с с Я орденскими знаками графа, трофеями атрибутами полка z эмблемами императорской власти. Исключительно важная зе ена внешним украшениям, сообщающим о личных заслугах аншефа и обер камергера перед государыней и Отечеством. 19 е ий период бытования шереметевского герба наступает с г. его Высочайшего утверждения в 1798 г., при сыне гр. Петра Бо э Еча Николае Петровиче Шереметеве, обер камергере Павла I колькими годами ранее статский советник А. Т. Князев, сооб Е атерине состоянии дел в дворянской геральдике, писал, что из преимуществ дворянства является пользование гербами как iи заслуг дворянского рода перед государем и Отечеством, а но должно санкционироваться правителями. Однако, отмеча i алее, при подаче прежних родословных представлены были т от самомалейшей части дворянских родов и всем прежним кроме новейших времен не только Высочайшим подписанием, никакими определениями утверждения не было. 20 К числу 2наемых Князевым гербов относится и шереметевский. Появив не позднее 1695 г., т. е. задолго до начала в России официальной ъ. щки, он, как и многие дру r ие дворянские гербы, самостоятель з.Jанные в роду или воспринятые в силу преданий о происхожде но не представленные своевременно в Герольдию, остался не и трированным и неутвержденным. к отмечалось выше, в 1706 г. боярин Борис Петрович ереметев 3ь i у достоv. лея титула Российского графа. Однако, до настоящего 65 времени неизвестно о существовании диплома Бориса Петровича на графское достоинство или других документов, свидетельствующих об утверждении его герба. В книге Девизы русских гербов СПб., 1882 г. отмечается, что герб графа IIIереметева был Высочайше утвержден в 1706 году Но дата эта заключена тем не менее в скобки, что, вероятно, означает лишь предположение за неименением доказательств. По всей видимости, родовой герб гр. IIIереметевых оставался неутвержденным вплоть до включения его в 1798 г. в Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи ч. II. л. 10 Внесение герба в Общий Гербовник предполагало, в соответствии с указом Павла I, представление первоначально его проекта от гербовладельцев. Проект шереметевского герба с мотивированным его описанием, поданный в 1797 г. в Герольдию графом Н. П. lilереметевым, был схож по композиционному построению с одним из видов rербоЕого изображения отца просителя.2 1 Овальный щит, обрамленный лавровым венком, с двумя серебряными крестами имеющими отношение к крестоносцам и золотой королевской короной гербом древних королей Прусскихн в его красном поле, предлагалось поместить в золотом французском щите, наложенном на андреевскую звезду, обрамленную четырьмя орденскими знаками графа Петра Шереметева. Над графскою короною поверх. щита обозначался дуб под коим отправлялось идолослужение и где Прусский и Аланский король Прутено был первым жрецом По сторонам дуба две звезды. Золотые лбы щитодержателей львиных леопардов должны были означать страх на сопротивныя по другой версии коронованные главы 22, а скипетр и держава в их лапах самодержавство потомков Вейдевутовых Во ртах щитодержателей изображались лавровая и масличная ветви. Проект герба включал и другие новые элементы. По сторонам быnи помещены два укренившихся дуба с обрубленными сучьями в виде трофеев в честь древним героям На вершину тех дубов надеты графские стенные короны, а под ними привешены ключи от взятых предками сего рода вражеских неприятельских городов, тут же изображены разных наций знамена и воинские орудии или завоеванные. Горлатная шапка, служившая отличием для бояр, и три свитка с надписанием городов, месяцев и чисел, представляющие мирные с поляками договоры, заключенные боярином Федором Ивановичем IIIереметевым и фельдмаршалом графом Борисом Петровичем Шереметевым Сверх же того жезлы фельдмаршальские, кавалерские украшения и камергерский ключ, просителю принадлежащие. 23 В нижней части помещался девиз Deus сonserva t omnia Таким образом, в проекте шереметевского герба было предусмотрено присутствие м ногочисленн ых атрибутов, свидетельствующих с, 66 Иrш 9. ЭкСimбрис графа il. epeмfтeвa. К. XIX в. НmI. Изображение rерба н предметах столовоrо сервиза ч лия, 1882 r фаянс, кобальтовая tt.втъ. Музей Кус ково ИmL 10. Экслибрис графа А. Д. Ыереметева. К. XIX в. Х пu.U 1n, ho 2 t l, h U.,tut i, ь 67 Илд. 12. Гербы потомства Гланды Камбилы. Эмблематический Гербовник, изд. В. К. Лукомским. М., 1944 г. заслугах не только членов графской ветви рода, но и их предков. Однако, Герольдия отказала в утверждении герба со всеми окружающими его внешними украшениями, на чем настаивал проситель. И 30 июня 1798 года был Высочайше утвержден II том Общего Гербовни ка, в который вощел герб гр. IIIереметевых, имеющий несколько иной вид. Герб приобрел формы, выработанные общими правилами для изображения каждой части герба, помещаемого в Гербовник. Как все гербы, шереметевский получил французский. щит, шлем и намет. Из введенных в проект внешних деталей в окончательном варианте были оставлены только звезды по сторонам дуба, лавровая и масличная ветви, горлатная шапка и девиз. Горлатная шапка расположилась надскрещенными копьем мечом и полумесяцем фигурами, заимствованными из проекта герба шереметевских однородцев Яковлевых 24. Такое сочетание фигур, разместившихся в нижней части французского щита, символизировало награду за победы мечом и копьем над. неверными 25 Лавровая и масличная ветви вместе с лавровым венком означали победы и мир 26 Кумиропоклонный дуб изображен был трехъярусным, что, вероятно, должно трактоваться как три поколения графской линии lIIереметевых. Графская корона повторялась дважды над щитом и над шлемом. Герб дворян lIIереметевых, включенный в 1799 г. в ч. III Общего Гербовника, отличался от графского только короной достоинства. Так, предпринятая в конце.ХVШ в. попытка кодификации русских дворянских гербов, а также утверждение в искусстве стиля классицизм нашли отражение в изображении нового типа шереметевскоrо герба. Утвержденный герб отличался строгой и уравновешенной композицией и лаконично выражал идею служения предков гербовладельца государю и Отечеству. Идея эта звучала и в пр9екте герба, однако, там она была воплощена слишком многословным и тяжелым художественным языком. Таким образом, рассмотренная эволюция родового герба rp. lIIереметевых дает возможность проследить рост самосознания русского дворянства с конца XVII до конца XVIII столетия, когда оформленное законодательно еще при Екатерине II привилигерованное положение дворянского сословия стало обосновываться уже не столько древностью и знатностью происхождения рода, сколько заслугами его предков. В Общий Гербовник вошли также и гербы многих шереметевских однородцев Сухово Кобылиных II, 26 Лодыrиных IX, 13 Колычевых II, 27 Яковлевых 28 Бобарыкиных У, 19 Коновницыных 1 39 гр. Коновницыных Х, 7 Неплюевых VI, 9 Кобылиных VI, 10 и Епаниных XIII, 23 Общность происхождения от одного предка сказалась на общности гербов его потомства все эти гербы включали в разных сочетаниях фигуры гданьского знамени два креста под короною и дуб27 68 я на Высочейшее утверждение, герб гр. Шереметевых не ьнейшем постоянно неизменного вида. Так, например, в королевской короны могла быtь помещена корона граф ссийская императорская. Некоторые гербовые изображе ают мантию, схожую с княжеской, но увенчанную графской оме изменений геральдического характера шереметевский ь ттал влияние и художественной фантазии. Дуб мог быть 1ена в форме трилистника или трехъярусного дерева с мно о тветвляющихся стволов, означающего, видимо, родовое чти до неузнаваемости изменена форма основных фигур авшего единственным украшением предметов столового изготовленного в Англии для праправнука фельдмаршала ргея Дмитриевича Шереметева 1844 19 18 гг едние гербовладельцы графского рода Сергей Дмитриевич и Александр Дмитриевич использовали родовой герб в своих исах. Но если Александр Дмитриевич поместил на книжном игуры утвержденного герба, то историк Сергей Дмитриевич гев избрал наиболее раннее изображение родового герба, бразом, вернув его в конце XIX столетия к жизни. На одном из тибрисов старинный герб предстает в виде печати или талисма а r овладельца, на другом играет роль декоративного знака, ента, помещенного на свитке. К. Лукомский, как известно, выделял гербы на вещественных яиках в отдельную группу геральдических источников, которые информацию о владельцах, месте и времени создания предмета. этого, он акцентировал внимание на том, что такие гербовые ажения являются, в то же время, частью произведения искусст заключение хочется отметить, что изучение в разных аспектах rного родового герба позволяет получить ценный материал к истории становления и развития русской дворянской гераль отразившей процесс утверждения дворянского сословия в i а также обратить внимание на исключительно важную роль s как исторического источника. ПРИМЕЧАНИЯ Барсуков А. П. Род Шереметевых. СПб., 188 1г., кн. 1с. 12. erleсki, Р. Stawa heroiсznyсt drief jasn wjelmosnoego j. m. Pana Borisa Petrowiсza у Чернигов, 1695 г. РГБ, отдел редких книr r Н. Тройницкий в ст. Гербы потомства Гланды Камбилы ж. Гербовед 19 13 г., z ошибочно указывает 1698 год издания, считая появление этой книги и герба з 1ем путешествия Б. П. Шереметева на Запад в 1697 1699 гr. Эта ошибка в последст з орялась в литературе со ссылкой на статью С. Н. Тройницкого. о,r ословная книга князей и дворян Российских и выезжих. М., 1787 г., ч. с. 279. 69 5 Барсуков А. П. Указ. соч., с. 6. 6 РГИА, ф. 1088, оп. 46, д. 166 1Дело о внесении герба рода rp. Шереметевых в Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи 7 акиер А. Г. Русская геральдика. М., 1990, с. 30 1 8 Вилинбахов Г. В. Крест царя Константина в средневековой воинской геральдике Европы. в сб. Художественные памятники и проблемы культуры Востока. Л., 1985 г. 9 Вилинбахов г. В. Указ. соч., с. 189. lO Гербовник А. Т. Кi язева 1785 г., изд. С. Н. Тройницким в СПб., 19i2 г., с. 127, 500 502. Лукомский В. К. Гербы потомства Гланды Камбилы. в кн. Летописный и лицевой изборник дома Романовых. М., 19 13 г., вып. 2, с. 123. 12 Лукомский В. К. Указ. соч., с. 3. 13 На переrравированном В. Бобровым в 1880 г. для I кн. Рода Шереметевых гербе фигуры эти отсутствуют. 14 Известия о предках графа Шереметева, с. 36 ГИБ 15 Вилинбахов Г. В. Указ. соч., с. 194. 16 Лесючевский В. И. в ст. Походная церковь палатка фельдмаршала Б. П. Шереметева в кн. Записки историко бытового отдела ГРМ. Л., 1928 r с. 45 отмечал, что таким сочетанием моr пользоваться в петровскую эпоху только один человек Борис Петрович Шереметев. 17 Максимович Амбодик, Н. Емвлемы и символы. СПб., с. 42, 165. 18 Вилинбахов Г. В. Отражение идей абсолютизма в символике петровских знамен. в сб. ст. Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования. Л., 198 1г. 19 Любопытно, что и на надгробии своего отца в Лазаревской усыпальнице Алексан дро Невской Лавры гр. П. Б. Шереметев поместил герб, включающий четыре его собствен ных ордена, т. е. тип изображения, бытующий после 176 1г. В 179 1г. этот знак был возоб новлен на саркофаге графом Николаем Петровичем 20 Барсуков А. П. Обзор источников и литературы русского родословия. СПб., 1887 r с. 22 23. 2l РГИА, ф. 1343, оп. 46, д. 166 1Дело о внесении герба рода rp. Шереметевых в Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи 22 РГИА, ф. 1088, оп. 1д. 3. Заметки о роде Шереметевых кон. XVIII нач. XIX вв. 23 РГИА, ф. 1343, оп. 46, д. 166 1Дело о внесении 24 Яковлевы и Колычевы однородцы Шереметевых, одновременно с последними подавшие в Герольдию проекты гербов. 25 РГИА, ф. 1088, оп. 1д. 3. Заметки о роде ереметевых кон. XVIII нач. XIX вв. 26 Там же. 27 Тройницкий С. Н. Гербы потомства Гланды Камбилы. в ж. Гербовед 19 13 г., январь Лукомский В. К. Эмблематический Гербовник. М., 1944 г., табл. IX. 28 Заозерский А. И. Фельдмаршал Б. П. lIIереметев. М., 1989 г., с. 288. СМИРНОВА Татьяна Николаевна, старший научный сотрудник Государственного музея керамики и Усадьба Кусково XVIII в. член корреспондент Всероссийского Геральдического Общества, г. Мо сква. 70 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Смирнова Т.Н. Герб рода графов Шереметевых (1995)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |