Борисов И.В.
Роль Е.И. Каменцевой в воспитании студентов
// Гербовед. №7. (1995)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1995. № 1 (7). С. 22-24
Аннотация: Безусловно, главную и существенную роль в моем формировании [как историка] сыграла Елена Ивановна Каменцева. Елена Ивановна, подметив мой интерес ко всему, что несет на себе эмблему, стала этот интерес развивать строго в научном направлении, предложив подготовить курсовую работу под названием "Медная монета второй половины XVIII столетия".
Об авторе публикации/статьи:
Борисов Игорь Владимирович (1937–2011) (Москва) Доктор исторических наук, входил в состав Геральдического совета при Президенте РФ; научный эксперт Русской геральдической коллегии и научный редактор журнала «Гербовед»; действительный член Историко-Родословного Общества в Москве; возглавлял Экспертную комиссию Московской герольдии при мэре города.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Борисова И.В.в библиотеке найдено еще 79 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14077 знаков (с пробелами)
И БОРИСОВ
РОЛЬ Е. И. КАМЕНЦЕВОЙ В ВОСПИТАНИИ
СТУдЕНТОВ а то в своей краткой биографической справке для словаря Ь кто в геральдике см. Геральдические ведомости 1стр. 5 я уже упоминал о Елене Ивановне Каменцевой и ее
Uliti I на мое формирование как ученого. До поступления в инсти нравились многие вспомогательные исторические дисциплины 1М тика, бонистика, фалеристика и др. несмотря на то, что я подозревал об их столь высоком научном предназначений тя любого дилетанта это были лишь красивые предметы, оллекционирования. Осознание их как науч ого предназна юnло гораздо позднее, на кафедре вспомогательных истори rвсциплин. Видимо, во мне от рождения была некая склон RсточникоЕедению ибо листая сейчас студенческие сочинения, ь в вновь с удовольствием перечитываю их страницы, возвраща
т незабывэемыiJ мир познаний и открытий, мир библиотек и L Как в старом кино мелькают названия моих курсовых
x z. a середины 60 х годов Наркомnрос во главе научных учрежде в ервые годы Советской власти Государственный архив XVI Письма и дневники офицеров и солдат о последних D.нях z й Оrечественной войны 194 145 гг. и другие из тех, конечно,
ра.нились в домашней библиотеке безусловно, главную и существенную роль в моем формирова рал.а Елена Ивановна Каменцева. По своему характеру я очень 15zающийся и разбрасывающийся во все стороны чеr.овек. Мне ыло интересно все пожалуй, это в какой то степени сохрани
ейчас Елена Ивановна, подметив мой интерес ко всему, что 2 1
несет на себе эмблему, стала этот интерес развивать строго в научно
направлении, предложив подготовить курсовую работу под названи Меднея монет второii половины XVIII столетия Мне всегда каэ.слось,
что пишу я легко, образно, с выдумкой что мне и говорили eu E
в школе И вот, вдруг, на собственном тяжелейшем опыте, я узна.
что я ничего не умею. Надо было учиться писать по научному, занов
Это открытие стало очень неожиданным ударом для меня было с
че 1O опустить руки. Елена Ивановв а, по моему, тоже была в отчаян
и, видимо, начала весьма сожалеть, что к ней прибился какой т.
бесталанный студент. Она была жестка, безжалостна, бескомпромиссна,
иногда даже жестока. Я учился писать заново так, как если бь.
начал снова зубрить азбуку и таблицу умножения. Мои меднш
монеты давались мне не малой, а большой кровью. При этом я отдгвал
себе отчет, что с точки зрения сохранения здоровья и спокойстввs
ей эти деньги было гораздо леrче написать самой и не мучиться.
В конце коnцов рабо 1а была написана, доклад мой сделан, и всs
логика событий показала, что нам надо разойтись подзльше друг от
друга. Однако, к моему великому недоумению, этого не произошло s
снова пришел на кафедру в архивную гордость нашего института, да z
всей Москвы, в так называемый Теремок правильную палату
Синодальной типографии в прошлом, ныне десятки лет стоящей
пустой, заколоченной и разворованной Мое изумление усилилось
еще больше, когда я увидел милого мягкого интеллигентного препо
давателя, очень дружески настроенного ко мне. Решился как то сраз.
и вопрос с дипломом, при этом мне было ска, 3ано, что во мне что
есть и это что то именно эмблематического характера, посему эТЕ
мои наклонности и надо развивать и продолжать. Диплом мой назывался Памятные медали XIX начала ХХ вв. как историческиi
источник Как он писался и как мы работали вместе с Еленой Иванов
ной может рассказать роман, принадлежащий только перу М. Зощенкс это я теперь так считаю. Тогда то я так не думал Читая теперь неко
торые из ее сохранившихся записок рецензий рекомендаций, s
вдруг с удивлением вижу сейчас такие, теперь прекрасно знакомые
фамилии, как Н. Амбодик, В. Белинский, А. Ларионов, В. Лукомскш
и т. д. Т. е. еще тогда, в конце 60 х начале 70 х гг., когда даже про
фессиональные историки знали о геральдике понаслышке, Елен
Ивановна вполне уверенно оперировала геральдическими познаниями,
рекомендуя их впервые в такую специфическую область как
медальерное дело. Так что благодаря ей я и прочел труды первых
геральдистов. Это было первое осмысленное прикосновение к русской
геральдике, тому, что потом стало делом моей научной работы Е
жизни. Случайно с дипломом познакомились С. О. Ымидт и М. Т. Бе
лявский, которым он даже понравился мы работали вместе в перво 22 IE si J J re Общества охраны памятников истории и куnьтуры г. Мо словом, эмблематика все больше захватывала меня. азителъно в это же время мне попались в руки две книги юфессора А. И. Ларионова Марки Сергея Грузенберга и rарочный том, увиденный мной в квартире В. Ленина в
БЗ.Вервое, это было нечто, приуроченное к двадцатилетию ll Ж J В 1905 г В этих обеих книгах меня поразили художественно
DIEiiir., 1tКИе, но в то же время очень изящные эмблемы профсоюзов, малой плоскости художник виртуозно изображает и сZ компонует разные предметы, присущие той или иной про
8 8 1iЕ ЬВОЙ деятельности человека. Так родилась идея кандидат е
ртации об эмблемах профсоюзов, с которой я, разумеется,
Е.,еве Ивановне. Когда то, прощаясь со мной пос е оконча
тута, она сказала мне, что всегда готова помогать, если я
чу продолжать свое образование не только в области источ Е е. е ння, во и в области вспомогательных исторических дисцип
э rому времени вышла ее замечательная работа Основные L советской эмблематики в 1970 году Мои соображения по r 1v ZчОФсоюзной эмбnематики вполне ложились на общеполагаюЕ ЬШО, ы
Елены Ивановны. Начав собирать материал, глубже проблемой и ее деталями, я к своему удивлению увидел, вая работа не может увидеть света во первых, потому, что г. в r ось очень мало эмблематического материала, и во вторых, снять изображения в той или иной эмблеме, надо было объяс
смысл, символику, а это уже геральдика. Поэтому в любой тической проблеме человек обязательно придет к геральдике,
э. сделал я. И только теперь, спустя двадцать с лишним лет, я т., 1себе вернуться к профсоюзной, цеховой эмблематике и,
Х 2 ЕО, только теперь работа, наверное, может получиться. Но для ЕJЖВа была дорога и опыт в десятки лет У ТО на занятиях Елена Ивановна обмолвилась, что редкие
эее х ие марки это неизученное эмблематическое богатство. Меня не принуждал к изучению этого материала, но слова Е. И. Камен
r тубоко запали в меня и в результате, потратив годы на изуче. т
ориографии и проблемы, я написал статью Об изображениях на ных марках Филателия 1977 г., 2 и 4 Это, на мой взгляд, из немногих статей, показывающих всю эмблематическую палит
сской филателии. И таких примеров немало. На кафедре, и х бенно вокруг Елены Ивановны Каменцевой, всегда тозшились
JErepeсRЫe, Меор,tинарные люди, занимавшиеся самыми разными темами. Объяснение этому единственное она специалист в п,ной области. Таких как она немного. Как то недавно В. Н.
llе ведев, начальник отдела военной геральдики и символики Минис 23
терства обороны РФ, сказал о геральдистах замечательную фразу
том, что это люди штучной выделки Это совершенно правильно
полвостью относится к нашему учителю Елене Ивановне Каменцевоz.
система знаний и преподавания которой уникальна, ювелирна.
Кто то из читателей может заметить Вот, мол, Борисов, говорит Е. И. Каменцевой, и себя не забывает Но это неверно. Говоря о себе,
попытался показать, как из среднего студента, может быть и энающеr
что то в каких то областях, но не умеющего ни рассказать об зто
внятно, ни тем более проанализировать материал и сделать правилъ
ные выводы, Е. И. Каменцева настойчиво, ежедневво, упорно работая
ним, доводит его до уровня специалиста. Именно поэтому, мы все
полным правом и можем на3вать ее своим учителем, а она нас
своими учениками, которых у нее, по всем городам и весям бывше
СССР множество. Пожелаем Х е ей все вместе долгих лет жизни
активной работы. Пусть годы, которые как известно, точат все, облс
мают эдесь свои зубы. 24
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Борисов И.В. Роль Е.И. Каменцевой в воспитании студентов (1995)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|