Ражнев Г.В.
Герб села Новоспасское
// Гербовед. №5-6. (1994)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1994 № 1-2 (5-6). С. 85-87, цветная вкладка 8
Аннотация: Среди тысяч небольших российских сел есть несколько таких, которые особенно дороги сердцу русского человека: Ясная Поляна, Михайловское, Карабиха. Особое место среди них занимает Новоспасское - родина великого русского композитора М. И. Глинки.
Об авторе публикации/статьи:
Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) кандидат философских наук, доцент военного университета в Смоленске
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 12657 знаков (с пробелами)
8
Гер б села новоспасское см. стр. 85 ГОРОЛСКАЯ ГЕРАЛЬдикА
Г РАЖНЕВ
Герб села Новоспасское см. рис. на 8 й стр. цв. вкладки Новоспасское рай земной, жаль,
на короткий срок еду
М ГЛИНКА
Среди тысяч небольших российских сел есть несколько таких,
которые особенно дороги сердцу русского человека Ясная Поляна,
Михайловское, Карабиха. Особое место среди них занимает Новоспасское родина великого русского композитора М. И. Глинки.
Здесь, в живописнейшем месте России, в 18 километрах от герои
ческой Ельни, прошли детские годы композитора, во время которых
он так полюбил русские народные песни, что став композитором,
вспоминал, что песни, слышанные им в Новоспасском, были первой
причиной того, что впоследствии я стал разрабатывать народную
русскую музыку
В Новоспасском гений русской музыки написал ряд сцен для
оперы Жизнь за царя Иван Сусанин фрагменты оперы Руслан и
Людмила сделал наброски народной симфонии Камаринская здесь
созданы многие фортепианные пьесы и романсы.
Познавательна история Новоспасского. Известное с XVIII века,
неприметное село начало подниматься при деде композитора, секундмайоре
Николае Алексеевиче Глинке. При нем в 1784 1786 году была
построена усадебная родовая церковь Глинок. Сын Николая Алексеевича Иван Николаевич, состоятельный помещик, владел не только
земельными угодьями, но также конным, кирпичным и винокуренным
заводами, мельницей и восхитительным по красоте парком, усеянным
цветами цветочный парк тянулся на 6 верст с озерами, каскадами,
причудливыми мостиками, галереями, беседками и дивными полуостровками.
Иван Николаевич, отец композитора, построил в 18 10 18 12 годах
новый, двухэтажный, с 27 комнатами дом на каменном фундаменте.
Главный подъезд с колонной смотрел на огромный фруктовый сад, а с
противоположной стороны дома, тоже с колоннами, располагался
уютный газон, спускавшийся к красивой Десне, протекавшей рядом.
После смерти наследницы композитора, младшей сестры Ольги,
дом продали и перевезли в Коломну, где он сгорел. А в 1943 году от
артиллерийского обстрела гитлеровцев сильно пострадала церковь и
колокольня. В послевоенные годы Новоспасское запустело, стало
зарастать, заброшенное в бездорожье глубинки Смоленщины.
Но в 1976 г. началась активнейшая работа по восстановлению
усадьбы и созданию там Дома музея великого композитора. Неоцени 85
мую помощь в этом благородном деле оказали местные энтузиасты
директор Новоспасской школы Александр Илларионович Швайкин и
его жена Тамара Кузьминична Королева, учительница литературы,
которые долгие годы кропотливо собирали материалы о жизни и
творчестве композитора и поддерживали связь с его родственниками.
Весной 1982 года, всего за шесть лет, был восстановлен Главный
дом, внутри которого развернута музейная экспозиция, включая и
вольер с певчими птицами, который был при жизни М. И. Глинки.
Экспозиция и сегодня пополняется.
Памятным для Новоспасского стало и начало 1994 года. 30 января
в Новоспасском состоялся уникальный концерт колокольной музыки,
возвестивший о возрождении звонницы родословной церкви Глинок.
Восстановление колоколов провел один из лучших звонарей России
В. М. Петровский, который настраивал колокола в храмах Василия
Блаженного, Софии Новгородской и Соловецкого монастыря.
А ровно через два дня произошло еще одно историческое для
Новоспасского событие местные власти утвердили разработанный
мной проект герба Новоспасского. Инициативу сразу же поддержали
директор музея усадьбы М. И. Глинки Виктор Федорович Кугаков и
научные сотрудники.
Утверждением герба Новоспасского было положено начало новой
геральдической традиции в России разрабатывать гербы для тех сел,
где были усадьбы известнейших людей России.
Что представляет собой герб Новоспасского
В скошенном слева щите гармонично размещены три фигуры.
Число три уже несет мощную символическую нагрузку эзотерического
содержания положительного, счастливого и даже религиозного
оттенка троичность сущность Троицы Этим числом эзотерически
раскрываются слова М. И. Глинки Новоспасское рай земной
Что представляют собой эти три фигуры
Первая вольная часть. В этой почетной геральдической фигуре
изображен герб Смоленска, показывающий принадлеУ. аость Новоспасского
Смоленщине. Вторая фигура родовой герб Глинок Тржаска Обломок Предки Глинки вышли из Польши, уже имея герб в
лазуревом поле два сломанных белых меча упираются в золотой
полумесяц рогами вверх. Легендарное происхождение этого герба
относится к началу XI века, ко времени правления польского короля
Болеслава Храброго.
Польские геральдисты Папроцкий и Несецкий, описывая герб
Глинок Тржаска рассказывали, что когда в одной из битв неприятель
стал напирать на самого короля, то один из рыцарей, закрывая его
собой, доблестно отбивал мечом атаки врага. Однако после одного из
мощных ударов меч сломался. Король, увидев это, отдал рыцарю свой
меч. Тот вступил в бой с удвоенной силой и поразил много врагов. 86
Случилось так, что и этот меч в самом конце сражения сломался.
После выигранного сражения в награду за отвагу и самоотверженность
король пожаловал рыцарю герб Тржаска символизирующий победу
над неприятелем золотой полумесяц и напоминающий о двух сломанных
в бою мечах см. рис. на 8 стр. цв. вкл
Третья фигура в гербе изображение иконы Спас Нерукотворный
на красном поле. Красный фон усиливает идею Спаса, говоря о
жертвенной и спасительной крови Христа Спасителя. Сама же фигура
Спаса в гербе многозначна. Во первых, это говорящая фигура герба,
делающая и сам герб говорящим раскрывающим происхождения
топонима Новоспасское Во вторых, лик Спаса напоминает о том, что
в селе, кроме музея усадьбы М. И. Глинки, есть еще одна интересная
достопримечательность действующая церковь, колокольный звон
которой в операх Глинки он созвучен идее Спаса с упоением слушал
когда то маленький Глинка. Впоследствии страсть Глинки к колокольному
звону помогла ему найти гениальное решение финала оперы Жизнь за царя где звучит величавый колокольный звон.
Справа щит обрамляют три ветки ели, говорящие о том, что Новоспасское
входит в Ельнинский район, а слева щит украшают цветущие
три ветки яблони в знак того, что Новоспасское славилось изысканным
садом. Число веток справа и слева дают эзотерическое число 33
символ Христа Спасителя, усиливая говорящую символику герба.
Группы веток перевиты Гвардейской лентой напоминание о том, что
именно в этих местах родилась советская Гвардия.
Башенная корона о двух зубцах красного цвета указывает, что
герб принадлежит не городу.
В 1994 году исполняется 190 лет со дня рождения великого русского
композитора. Российская геральдика сделала в честь этого события
двойной подарок разработала герб Новоспасскоrо и выпустила значок
с гербом этого замечательного и дорогого всем русским села. 87
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ражнев Г.В. Герб села Новоспасское (1994)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|