| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №5-6. (1994) › Кулаков В.И. Предшественники эмблемы Византии | ||||||
Кулаков В.И.
Предшественники эмблемы Византии// Гербовед. №5-6. (1994)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1994 № 1-2 (5-6). С. 5-11 Аннотация: В современной науке считается, что двуглавый орел стал эмблемой Византии с конца XIII в. К этому времени феодальная Европа уже обладала геральдическими эмблемами, которые, по мнению ряда авторитетных исследователей, восходят к сакральным символам IX-X вв. Об авторе публикации/статьи: Кулаков Владимир Иванович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кулакова В.И.
в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 30898 знаков (с пробелами)
ГОСУдАРСТВЕННАЯ ГЕРАЛЬдикА Предшественники эмблемы Византии В. И. КУЛАКОВ В современной науке считается, что двуглавый орел стал эмблемой Византии с конца XIII в. 1К этому времени феодальная Европа уже обладала геральдическими эмблемами, которые, по мнению ряда авторитетных исследователей, восходят к сакральным символам IX X вв.2 Не касаясь деталей дискуссии вокруг определения самого понятия герб подробно изложенных Н. А. Соболевой,3 следует отметить общепризнанные ведущие моменты осознания данного историко культурного феномена. Герб это особые фигуры или символические изображения эмблемы служащие постоянным, отличительным признаком определенного лица, рода, целого государства. 4 Этим признакам во многом отвечала византийская государственная эмблема XIII в., послужившая основой для официальной эмблемы Священной Римской Империи и с 1494 г. для российского герба.5 К середине ХХ в. в исторической науке укрепилось мнение о непосредственной связи византийской эмблемы с мусульманской изобразительной традицией Х ХП вв., а через нее и с монгольским искусством. Л. Л. Галкин считает, что мусульманские и центральноазиатские изображения двуглавой птицы, как и хеттские орлы VII в. до н. э., воспроизводили образ мифической Анки Гаруды, служивший оберегом.6 Из тщательных изысканий С. А. Яниной7 и Л. Л. Галкина следует, что данная иконография на монетах династий Зенгидов и Джучидов существовала с 1200 по 1357 гг. независимо от византийской эмблематики, будучи относителыю ее первичной. Роль восточной традиции изображения двуглавой птицы хранителя в формировании государственной эмблемы Византии действительно неоспорима. Первые раннесредневековые изображения двуглавой хищной птицы в Малой Азии относятся к рубежу X XI вв. рис. 17 Птица в руках держит двух львов. Эта иконографическая черта восходит к ахеменидской традиции IV в. до н. э., возродившейся ввиду объективных политических условий в III IV вв. н. э.8 В рамках общей для всех ираноязычных народов изобразительной традиции ворон сокол Варагн представлялся держащим в лапах зайца, змею, человека. Характерно, что сасанидский Варагн и двуглавый византинский орел Х XI вв. встречаются в сходном наборе сопутствующих на изобразительной плоскости животных. В этом ряду, кроме ворона или орла, изображались львы и грифоны.8 Таким образом, персидские корни иконографии малоазиатского орла X XI вв. достаточно ясны. Единст 5 венное его отличие от Варагна сдвоенная голова. Подобная черта становится изобразительной нормой для бестиария мусульманского Востока в X XII вв. Симметричные фигуры сдвоенных или двуглавых птиц и зверей являлись для декорируемой поверхности ткани, поверхности стены здания и т. п. орнаментальной сеткой, системой из раппортно повторяющихся элементов без центральной оси симметрии. 9. Показательно, что образ двуглавого орла, продолжателя изобразительной идеи оберега Варагна, встречается как в виде многократных изображений на парче, так и в ряду других однократно представленных животных оберегов на алтарных преградах церквей рис. 19 Так или иначе, одиночные изображения двуглавой птицы в Малой Азии до XIII в. неизвестны. В раннем средневековье одиночные изображения двуглавой птицы встречены в дружинном декоративном искусстве Балтийского субрегиона. Они представляют принесенную в жертву, рассеченную вертикально птицу на последнем этапе культового действа. Он заключался в том, что распластанная птица крепилась к столбу или стене. Данное изображение стало символом власти князя, приносившего жертву богам для процветания подвластной ему дружины. 10 Самый ранний предмет этой серии, имевшей несомненно северно или восточноевропейское происхождение, это подвеска из Гнездовского клада 1867 г. рис. 13 датируемого по основной массе украшенийll в соответствии с североевропейскими аналогиями 12 в рамках 950 1000 гг. Позднейший вариант изображения жертвенной птицы представлен на наконечнике ножен меча из погр. 175 могильника Линкунен ныне Ржевское Славского р на Калининградской обл. рис. 16 относящемся ко времени не ранее 1000 г. Следует обратить внимание на два признака данных изображений поперечную полосу на крыльях птицы в традициях стиля Еллинг подчеркивающих их расположение на вертикальной плоскости, и крест, расположенный между частями головы распластанной жертвы. Этот крест, не имеющий отношения к христианской символике, связ н с культом Тора Перуна 13 и составлен из топориков, символов бога громовника. Впервые такой языческий крест в сочетании с частью расчлененной жертвенной птицы появляется на подражании диргему рис. в кладе 952 953 гг. на о. Готланд. 14 Первый из вышеозначенных признаков поперечные полосы на крыльях сразу появляется на ранних изображениях двуглавого орла в Византии рубежа X Xl вв. рис. 17, 9 Характерно, что малоазийские мастера использовали этот прием при создании только двуглавой птицы. Второй признак крест реже и явно вторично полумесяц между двумя птичьими головами воспроизводится позднее, в начале XIII в. рис. 2, 13 Оба эти признака, не имеющие прототипов в раннесредневековом искусстве Передней Азии, могут указывать на определенную связь ранних византийских и мусульманских изобра 6 жений двуглавых орлов с предшествующими им по времени образами жертвенной птицы в искусстве дружин Балтийского субрегиона. Данная изобразительная схема родственна по смыслу и конструкции первым парадным знакам Рюриковичей. Их главное различие в том, что первый иконографический вариант этой схемы рис. 15 представляет птицу, направленную головой вверх. Знаки Рюрикови чей в основном реализует образ птицы, направленной корпусом вниз. Этот вариант первоначально возник в прусской дружинной среде не позднее середине Х в. Он становится известным в Восточной Европе в виде знаков Рюриковичей,в то же время в виде парадного и линей ноrо вариантов,и постепенно из общего символа княжеской власти превращается в персональные эмблемы конкретных князей. 15 Первый вариант изображения жертвенной птицы представлен в Восточной Европе в течение краткого времени не более чем с 950 по 1000 гг. Его возможное влияние на византийское декоративное искусство можно связать только с появлением в Константинополе в 988 г. варяжской дружины. 16 Первоначально этот языческий образ оказал влияние на орнамент византийских тканей. Представленные там з вуглавые орлы, в принципе наследующие традицию Варагна АнкиРух, приобретают несвойственные им ранее поперечные полосы на крыльях. Многократные изображения птиц оберегов тогда еще не имели геральдического значения. Византийский орел получает его позднее, изображаясь или однократно, или многократно, но в миндалевидном щите рис. 0, Эти признаки устойчивых символических изображений, близкие смыслу понятия герб для образа жертвенной птицы варяжских дружин 950 1000 гг. являлись неотъемлемыми атрибутами. Не исключено, что этот образ был представлен на щитах варяжской дружины, из состава которой рекрутировались телохрани тели византийских императоров. Таким же образом и ворон нашел свое место на щитах дружинников севера Европы. Первоначально тела воронов могли прибиваться на щиты непосредственно. Сохранились изображения головок гвоздей как на имитирующих эти щиты наконечниках ножен мечей, так и на самих представленных там фигурках воронов. Вороны на щитах викингов были призваны отпугивать стаи аналогичных пернатых хищников предвестников несчастья в бит веJ7 Именно здесь находятся непосредственные истоки современной европейской геральдики. Эмблема с изображением ворона, появив шаяся в IX X вв., предтеча гербов Европы. Аналогичным явлением южно считать изображения на наконечниках ножен мечей, повторяю ди х рисунок щитов с распластанной жертвенной птицей. В отличие от ворона, отпугивавшего реально существовавших птиц, вертикально ассеченная птица жертва петух обозначавшая совершенное жерт зоприношение, должна была охранять воинов от враждебных дейст зий потусторонних сил. В случае справедливости данной гипотезы 7 получают объяснение изображения вертикально рассеченных птиц хет тов и индусов, помещавшиеся на зданиях. Над символом солнца, которому посвящался язычниками индоевро пейuами петух, над фронтонами домов Пруссии двуглавая птица изображалась еще в XVIII в. 18 Итак, все вышеизложенное позволяет выдвинуть предположение о том, что раннегеральдическое изображение жертвенной птицы повлияло на отдельные черты иконографии византийского орла рубежа Х XI вв. Этот образ являлся тогда орнаментальной деталью. В XII в. он приобретает, кроме полученных ранее поперечных полос на крыльях, новые черты эмблемы варяжских дружшrников вертикальную линию рассечения на туловище рис. 18, гребешки и бородки на головах и длинные хвостовые перья рис. 18, 10, 12, 13 Последние черты, не имеющие уже никакого отношения к пернатому хищнику орлу, подчеркивают ориентацию византийских и мусульманских мастеров на образы, в истоке имеющие прототип жертвенной птицы петуха. Не позднее рубежа XII XIII вв. изображение двуглавого орла в Византии и Западной Европе становится единичным, без сопровождения на соседствующей декорируемой плоскости аналогичных птиц или иных животных. Орлы в это время воспроизводятся в пределах очертаний круглого или миндалевидного щита. Это дало возможность современным исследователям сделатъ выЕо о появлении личных гербов печатей в Западной Европе уже в XII в. 19 При зенг идском султане Сингара Ирак в 87 г. появились первые монеты с двуглавым орлом. Вполне логично предположитъ, что основой для этого изображения послужил сасанидский Варагн. Однако немаловажно отметитъ, что распластанные жертвенные птицы изображались в технике граrоитти или даже чеканились рис. на диргемах, обнаруженных в кладах, составленных дружинниками Севера и Востока Европы. Перспектива непосредственной связи между этими сакральными и раннегеральдическими изображениями и первыми арабскими монетами с двуглавым орлом требует специального исследования. В любом случае, наличие прямых контактов между мусульманским миром и варяжскими дружинами у современных специалистов сомнений не вызывает. С другой стороны, на малоазийское и североевропейское искусство могли влиять и финно угорские традиции. В декоративном искусстве Северо Востока Европы известны многочисленные изображения двуглавых сакральных животных эпохи среднего железа. Однако, учитывая обширный материал по данному вопросу, проблемы влияния финно угорских декоративных традиu.ий на становление образа двуглавого орла следует также выделитъ в отдельную тему. Окончательная стабилизация смысла изображения двуглавого орла Е Византии происходит в конце XIII в. При Андронике II на хрисо 8 зуле из Монемвасии 1293 г. двуrлавый орел, бывший ранее одним из орнаментальных мотивов в искусстве Малой и Передней Азии, вnер вые выступает в роли государственной эмблемы. Два признака жертвенной птицы Х в. поперечные полосы на крыльях и крест между раздвоенной головой надолго вошли в иконографические схемы византийского и русского искусства, где прослеживаются с конца Х в. вплоть до XVI в.20 Еще в XII в. изображение двуглавой птицы птицы жертвы помещалось на вотивных украшениях Новгорода Великого рис. 4 применявшихся при пережиточных языческих церемониях 2 1 Приведенный выше анализ изображений двуглавой птицы в искусстве Передней Азии, Северной и Восточной Европы Х ХШ вв. позволяет сделать следующие выводы 1К концу Х в. в декоративном искусстве Византии на каменных алтарных преградах церквей и на тканях появляются изображения двуглавой птицы. Они возрождают традицию сасанидского Варагна, наряду с другими фантастическими животными служившим и в Пер сии, и в Византии оберегом. Как и у других персонажей в изобрази тельном ряду мусульманского и византийского искусства X XI вв., хищная птица приобретает две симметрично расположенные головы на одной шее. 2. В дружинном искусстве Севера и Востока Европы в середине Х в. возникает не исключено, что под финно угорским влиянием образ принесенного в жертву богу rромовнику петуха Данное изображение становится эмблемой неперсонифицированной княжеской власти и служит основой для формирования знаков Рюриковичей. З. Эмблема жертвенной птицы, направленной рассеченной головой вверх, к началу XI в. исчезает в искусстве народов Балтийского субрегиона. Одновременно ее черты появляются в изображении rвуrлавого орла Византии. Этот факт, видимо, связан с появлением в 988 г. в Константинополе варяжской дружины. Ее воины могли нести на своих щитах раннегеральдические изображения,22 среди которых находилась и эмблема жертвенвой птицы. Следует отметить, что геральдические изображения традиционно для Западной Европы восходят к жертвенным образам.23 4. Влияние раннегеральдических изображений варяжских дружин, а затем и рыцарской геральдики Западной Европы, также уходившей орнями в духовную культуру эпохи викингов, способствовало возникновению государственной эмблемы Византии и раннегеральди еских мотивов в мусульманских государствах Передней Азии. Их изобразительной основой явился понятный местным жителям образ рагна Анки Рух восточного искусства. Решающим импульсом для ансформации этого изобразительного мотива в однократно изобра жавшийся геральдтеский символ послужило появление в Византии 9 Пpсmmmы ВИ38ИПIЙСIСОЙ эмбnеwы 1Подражание диргему из клада 952 953 гг. Туер П, Готланд 2. ИзобР,ажение на под весках из Киева и Белгорода, Х в. 3. Подвеска из клада 1867 г. в Гнёздове t950 1000 гг 4. Изображение на костяном изделии Х в. с городища Палянивщина Черкасская обл 5. Наконечник ножен меча с поселения Крутик ок. 950 г., Вологодская обл 6. Наконечник ножен меча из погр. 175 могильника Ржевское конец Х в., Калииииградская обл 7. Изо бражение на византийской па че ок. 1000 г 8. Камеииый рельеф 1208 г. из Амиды Си рия 9. Камеииый рельеф Х J х п вв. из Старой Загоры Болгария 10. Изображение на парче ок. 1200 г. из Зиrбурга Германия Подвеска Х ХШ вв. из дворца Тилледа Германия 12. Камеииый рельеф ХШ в. из монастыря Бания Сербия 13. Камеииый 12ельеф ХШ в. из Маркова монастыря Сербия 14. Булавка ХШ в. из Неревского раскопа Щовrород Великий 10 эмблемы княжеской власти варяжских дружин. Последние, как известно, играли в то время не последнюю роль в политике Империи. Тем самым выбор такой государственной эмблемы Андроником II, боровшимся за власть в пораженной политическим кризисом Византии, вполне объясним. В отличие от знаков Рюриковичей, ставших в конце концов личными эмблемами отдельных князей, варяжский герб в Константинополе обозначал символ власти без личных персоналий. Такой же чертой обладала впоследствии и государственная эмблема Византии. Как она, так и ее наследник герб России в принципе не менялись при монархах различных династий. ПРИМЕЧАНИЯ 1Solovjev А. V. Les emЫёmes hёraldiques de Byzanсe et les slaves Seminarium Kondakovianum. VII. Praha. 1935. р. 12 1 2. Paulsen Р. Prunkwaffen der Niederlausitz Altsсhlesien. Bd. 7. 1937. Н. 7. 3. Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1с. 8 10. 4. Каме Щева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974. С. 5. 5. Лакиер А. Русская геральдика. СПб., 1855. ч. I. С. 222. 6. Галкин Л. Л. Символика джучидских монет Проблемы советской археологии. м., 1978. с. 222, 228. 7. Янина С. А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1953 1954 гг. МИА. 6 1М., 1958. С. 399. 8. Луканин В. Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977. С. 9 1209. 9. Лелеков Л. А. Наследие звериного стиля в искусстве средневековья и Древней Руси Скифа звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976. С. 226, рис. 13. 10. Кулаков В. И. Птица хищник и mица жертва в символах и эмблемах IX XI вв. СА. 1983. 3. С. 2. Гущин А. С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X XIII вв. Л., 1936. табл. III, 4 П. 12. Graham сampbell J. Viking Artefaсt. А seleсted сataloque. London, 1980. р. 47. 13. Paulsen Р. Axt und Kreuz in Nord und Osteuropa. Bonn, 1956 2 16. 14. сorpus nummorum saeсulorum IX XI, qui in Sueсia reperi sunt. Stoсkholm, 1977. р. 7, 225. 15. Рыбаков Б. А. Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси X XII вв. СА. VI. 1940. С. 295. 16. Васильевский В. Г. Варяrо русская и варяrо анrлийская дружина в Константино поле в XI и XII веке Труды Императорской Акадеt.mи наук. СПб., 1908. С. 382. 17. Сага о Сверрире. М., 1988. С. 65, 87. 18. Dethlefsen R. Bauernhausen und Holzkirсhen in Ostpreussen. Berlin, 19 АЬЬ. 24. 19. Oswald G. Lexikon der Heraldik. Leipzig, 1984. АЬЬ. 10 1 20. Чернецов А. В. О языческом дружинном культе Черниrовщины Чернигов и его руга в IХ ХШвв. Киев, 1988. рис. 1Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. табл. 9. 2 1Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл Переплут СА. 196 12. С. 9 1Седоы М. В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода X XV вв М., 198 1С. 82. 22. Heath I. Тhе Vikings. London, 1985, р. 25. 23. Кулаков В. И. Геральдика пруссов и генеалогические корни родов, возводимых в xani к выходцам из прус Генеалогия источники, проблемы, методы исследования. 1989. с. 7. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кулаков В.И. Предшественники эмблемы Византии (1994)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |