Афанасьев А.Л.
Некоторые мысли о структуре большого герба
// Гербовед. №4. (1993)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1993. № 2 (4). С. 106-109
Аннотация: Эзотерическая сторона геральдики не ограничивается символикой составных элементов герба, но заключается также в самой его структуре. Сопоставляя гербы различных стран - как государственные, городские, так и родовые - и отбрасывая составляющие их детали, строим общую схему конструкции большого герба.
Об авторе публикации/статьи:
Афанасьев Андрей Леонидович (Бендеры) художник-геральдист, автор герба города Бендеры, член-корреспондент Всероссийского Геральдического Общества
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 13046 знаков (с пробелами)
8 ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА
H KO. l076t д6tс., II
О с.JГ J I с l li0., 6ШО.ТО Тt li.A
А. АФАНАСЬЕВ
Эзотерическая сторона геральдики не ограничивается символикой
составных элементов герба, но заключается также в самой его структуре.
Сопоставляя гербы различных стран как государственные,
городские, так и родовые и отбрасывая составляющие их детали,
строим общую схему конструкции большого герба.
Эта схема принимает следующий вид 1сердцевой щиток
2 составляющие щита
3 щит
4 орден, опоясывающий щит
5 шлемы, бурелеты, короны,
клейноды, привязь намета
6, 7 щитодержатели
8 девизная лента, награды
9 мантия 10 корона пояс гербов земель, сос
таляющих данное государство
Схема эта может варьироваться в сторону исключения каких либо
элементов, но при этом не нарушается разделение пространства на
2
о 106
внутреннюю 1и внешнюю 2
составляющие, границей которых
является контур щита,
Даже в тех случаях, когда щит
как таковой отсутствует герб
СССР, Албании, Ирана, КНР,
Непала и т. д. пограничная
зона выражена неявно и читается
различием составляющих
элементов.
Прежде чем дать общий анализ слоев, обратим внимание на струк
туру буддистской сакральной диаграммы МАНДАЛА.
Мандаhа санскритское слово, имеющее различные значения
круг, диск, шар, орбита, округ, территория, страна, множество, группа,
общество, магическая диаграмма. Мандала более известен слово
мужского рода как ритуальный предмет. Практическое применение мандала довольно разнообразно 1жертвенное блюдо, с которым лама обходит находящихся в храме
и на которое последние кладут деньги, печенье, конфеты и прочие J,ары 2 ритуальные изображения, иногда одноразовые, сделанные на
день или даже несколько часов, посвященные как высшим божествам
пантеона, так и высокопоставленным ламам З диаrраммы, рисуемые
на потолке, на полу или на алтарях в храмах, символически означаю
щие метафизическую структуру вселенной Н. Л. Жуковская. ЛАМА
ИЗМ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИ. Наука. М. 1977
Рассмотрим мандалу как диаграмму вселенной. Геометрическая
схема его такова круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь
вписан в круг. Квадрат осуще
ствляет раздел между сутью
посвящения и внешней, вселен
ской атрибутикой, взаимосвя
занной с заданной сутью. Сутью южет быть божество, высоко
поставленная личность или
священное понятие, характе
ризующее данное вероучение.
Эта суть может быть изображена
самой личностью или ее симво
лом. Она занимает центр манда
лы. Вокруг нее размещено ее ближайшее окружение и очерчены поля,
строго ориентированные по сторонам света. Затем следует мноrослой
ный квадрат с Т образными воротами на середине сторон, охраняемы
ми соответствующими божествами. Внешнее поле занимают символы
более общего характера, как во времени, так и в пространстве, а также
защитные слои огня, ваджры мифическое древнеиндийское оружие
Эти слои предназначены для постигающего, чтобы последний, осозна
вая свои отрицательные и положительные стороны, начиная с физичес
кого плана, оставлял их на периферии слоев и, совершенно очистив 107
шись, смоr бы слиться с высшим объектом медитации.
При сопоставлении схем большого rерба и мандалы, сразу бросается
в rлаза сходство между ними.
Ключевое значение играют щит и квадрат, как межа между внутренним
и внешним пространствами. Мы говорили о строгой направленности
квадрата мандалы то же самое можем сказать о щите. Щит,
невзирая на принятую форму, имеет четыре направления верх, низ,
правое и левое.
Рассмотрим подробнее элементы, составляющие большой rерб.
Во мноrих rербах наличествует сердцевой щиток Это щит в щите,
точнее щит в сердце щита, суть сути, иначе rоворя. Значение ero
столь же существенно, что и символ в сердце мандалы. Окружающие
ero фиrуры развивают и уточняют характерные особенности владельца.
В некоторых случаях, как в гербе Российской Империи, второй
символ становится щитодержателем, вернее было бы сказать щитоносителем
сердпевоrо щитка, который говорит вот что в сердце моем
То же мы можем проследить в пределах квадрата мандалы.
Выходя за пределы щита, самость владельца вступает во взаимосвязь
с ero окружением эrреrором что находит отражение в символике
околощитовоrо оформления. Владелец и окружение. Это может
быть личность или организация и общество город, реrион и страна
государство и мир. Рассмотрим подробнее эту взаимосвязь во всех
случаях мы имеем дело с эманацией монады владельца в ауре окружения.
Возникает реакция окружения на эту монаду и, в зависимости
от степени принятия данной эманации, принимающей конкретную
форму действия, владелец возводится в определенный ранr структуры
окружения. О ранrе владельца мы читаем во rлаве над щитом 5 по
сторонам щита располагаются слуrи, играющие роль защитников,
щитодержатели 6, 7 а награждения размещены у подножия щита 8
здесь же чаще всеrо можно прочесть девиз. На этом основании отпадают
все споры вокруг вопроса о местоположении медали Золотая
Звезда на rербах rородов rероев.
Коrда ранr принимает особый статус, приближающий ero к правлению
общества, вся атрибутика герба располагается на мантии 9
которая создает защитную ауру, качество которой читается снова во
rлаве, на этот раз мантии 10 Это rлава всех rлав.
В некоторых случаях большой rерб завершается поясом гербов
земель составляющих данную империю, что соответствует огненному
поясу мандалы. Здесь уже налицо защитный пояс на физическом
плане.
Не подлежит сомнению тот факт, что герольдмейстеры, разрабатывавшие
основы геральдики и выведшие структуру герба, не опирались
на законы построения мандалы, если вообще имели о нем понятие.
Правда, предполагается, что раскладка цветов и металлов, их взаимо 108
связь с первоэлементами физического плана и планетами Солнечной
системы привезена с Ближнего Востока во время Крестовых походов,
но мандала,как структура мира,еще не был известен на Западе. Тем не
менее, это схематичное изображение структуры мира встречается у
древних народов обоих полушарий, что лишний раз подчеркивает
универсальность этого закона.
Герб форма познания, призванная раскрывать нам объект не
только на физическом, но и на более высоких планах, поэтому сходство
этих двух структур не просто является плодом любопытных
совпадений, но может стать еще одним шагом к раскрытию истинного
значения геральдики как науки, символически отражающей глубинную
сущность личности или общества. К тому же некоторые утверждают,
что судьба государства, города или человека предопределена
именем, но то же самое можно сказать о гербе. Имя и герб отличаются
лишь воздействием на разные органы восприятия. Раскрывается еще
одна сторона геральдики, при которой вышеприведенный анализ
становится лишь предварением более rлубокоrо сравнительного
изучения. С другой стороны он предостерегает о необдуманном,
случайном использовании символов при составлении новых гербов.
АФАНАСЪЕВ Андрей Леонидович, художник геральдист, автор
герба города Бендеры, член корреспондент Всероссийского Геральдического
Общества, г. Бендеры. 109
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Афанасьев А.Л. Некоторые мысли о структуре большого герба (1993)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|