Кулаков В.И.
Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов
// Гербовед. №4. (1993)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1993. № 2 (4). С. 50-61, цветная вкладка 14
Аннотация: Проблема rеральдики указанных в заглавии статьи родов России впервые была поставлена А. Б. Лакиером. Более подробно этот вопрос рассматривался в статье С. Тройницкого, опубликованной в январской книжке журнала "Гербовед" за 1913 rод. Принимая "прусское" происхождение соответствующих родов за историческую реальность, упомянутые выше авторы справедливо для их времени сравнивали гербы Романовых, Шереметевых, Яковлевых, Кутузовых и др. с эмблематикой позднесредневекового прусского государства.
Об авторе публикации/статьи:
Кулаков Владимир Иванович (Москва) кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Российской Академии наук
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кулакова В.И.в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31946 знаков (с пробелами)
14
ИСТОКИ ГЕРАЛЬДИКИ РОССИЙСКИХ ВЫЕЗЖИХ ИЗ ПРУССИИ РОДОВ см. стр. 50
Герб графов IIIереметевых Jс. OK J Т 7 A i6 JK J
J Oсс JtlсK 1X ВЫ З кtа JЗ Jl.7 сс J J J O OIJ см. 14 ю стр. цв. вкладки
В.КУЛАКОВ
Проблема rеральдикд указанных в заглавии статьи родов России
впервые была поставлена А. Б. Лакиеромl. Более подробно этот вопрос
рассматривался в статье С. Тройницкого, опубликованной в январской
книжке журнала Гербовед за 19 13 rод2. Принимая прусское
происхождение соответствующих родов за историческую реальность,
упомянутые выше авторы справедливо для их времени сравнивали
гербы РОМ J.НОвых, Шереметевых, Яковлевых, Кутузовых и др. с
эмблематикой позднесредневекового прусского государства.
Современное состояние исторических дисциплин, прежде всего
археологии, позволяет по новому осветить эту проблемуЗ, анализ
которой в расширенном контексте ранней европейской геральдики
предлагается ниже. Легенды о выездах прародителей значительной части российских
дворянских родов выводят их из прус территориально из
пределов княжества курфюршества Пруссии, известных жителям
России в XVI XVII вв. Если ранее в исторической науке эти данные
считались информацией, не засr.уживающей доверия, то в настоящее
время В. Н. Бочков на основе многопланового анализа материалов определяет их в совокупности как достаточно надёжный источник,
правильно отражавший тенденции складывания русской военной силы
и служилого класса 4. Данный автор на базе письменных источников
доказал правомерность легенд о пришедших из земли пруссов
Михаила Прушанина и Гланда Камбилы, сына Дивониса, появившихся
на Руси, соответственно, первый до 123 1года, второй до 1283 г.5
Учитывая допустимость реального происхождения этих исторических
лиц из земли пруссов, есть смысл сравнить геральдику родов России, выезжих из Пруссии с дохристианской прусской эмблематикой.
Для выяснения характера эмблем, легших в основу геральдики
упомянутых выше русских родов, следует прежде всего кратко представить
условия, в которых происходило становление европейской
геральдики.
Первые гербы феодальной Европы традиционно датируются серединой
XI в. Германия б и несут изображения пернатых орёл и
четвероногих лев хищников. Устойчивые эмблемы власти возникают
в Западной Европе ещё на рубеже I в. до н. э. 1в. н. э. Они пред 50
ставлены фигурами жертвенных животных кабан, лошадь, петух на шта ндартах противостоящих Риму варварских дружин. Эти
изображения воспроизводили финальный акт культового действия
выставление останков жертвы и были призваны отпугивать как ебесных, так и земных противников людей, участвовавших в жертво иношении7. Поднимать такие штандарты уже тогда могли лишь о, 1о вые вожди и военачальники, что подтверждало их высокий ющественный и социальный статус.
С У в. н. э. в декоративном искусстве франков, наследников адиций ранних германцев эпохи Цезаря, появляется композиция водан и вороны Являясь по сути дела языческой иконой олице зорявшей мощь царя богов германского пантеона, это устойчивое зображение представляло собой обобщённую неперсонифицирован ю эмблему вождей франкских дружин, воспринимавшихся как шые эманации верховного божества8. В V XI вв. эта эмблема Зображалась на рукоятях мечей и на наконечниках их ножен сначала
западных, а затем и у северных германцев. В эпоху становления нне еодальных государств данная э 1блема, социально чуждая авителям христианской Европы, исчезает. Правда, мифологические тники Водана dдина ворон и волк в романском искусстве г.нсформируются в орла и льва государственных и личных uов9.
Ворон как символ дружины впервые появляется в Скандинавии в нuе VIII в. на знамени легендарного Рагнара ЛодброкаlО. Это могло 7 и обозначением сакрального спутника бога Одина, и вполне ьным, известным в современной этнографии способом отпугнуть хищных птиц предвестников.несчастья lногократны находки изображения ворона в земле пруссов. Это некие налобные подвески миндалевидной формы бронзовая основа ыта серебряны 1листом ll, до мельчайших деталей имитирующие шский щит. К Х в. на западной окраине балтского мира впервые в юпе проходит полный цикл становления геральдического изобра
ния от многовариантного символа к стандартной эмблеме на во 1парадном щите, многократно копировавшейся в уменьшен
размерах. Предметы последней позиции, являясь социальным значением прусских дружинников, являлись не только первыми ьдическими изображениями в прямом смысле слова, но и древ
ими воинскими знаками в Европе рис. 1а
Социальным показателем члена дружины в Балтии X XI вв. кроме того, и наконечник ножен меча формы, близкой к очерта щита, с геральдическим изображением того же ворона рис. 1б е. 1ины XI в. его место здесь занимает древо с трёхчастной кроной 2 Этот факт по времени совпадает с началом исхода из земли 5 1
пруссов профессиональной дружины 12. Данное событие мог вызвать
лишь конфликт между феодализирующейся вое НОЙ знатью и жреческой
верхушкой общества, традиционной руководящей силы в прусской
конфедерацииlЗ. Основа конфликта борьба за власть. На рубеже
XI XII вв. полностью исчезают памятники археологии, соответствующие
по инвентарю и чертам обряда независимой прусской дружи
не. Побеждают жрецы во главе с языческим первосвященником Криве
Кривайтисом 14 неограниченным властителем священного царства
пруссов. Местопребывание верховного жреца центральное прусское
святилище Ромове близ совр. г. Мамонове, Багратионовский р н
Калининградской обл. где рос сакральный дуб, считавшийся оби
Б
Рис. 1Раннегеральдические изображения пруссов X Xl вв.
А налобная подвеска коня из поrр. 52 могильника Ирзекапинис Зеленоградский р н
Калининградской обл около 1000 1050 гг.
Б наконечник ножен меча из поrр. 92 могильника Ржевское Славский р н Калининградской обл. около 975 г. 52 хетил позднейшей части прусской геральдической оппозиции изображение ехчастной кроной, по сторонам которого условные изображения драконов елей. Наконечник ножен меча из погр. 6 могильника Логвиново Зеленоградский р н Калининградской обл. около 1075 50 гг. 53
телью богов. Это священное древо впервые для декоративного искусства
пруссов появляется на датируемой началом VIII в. золотой ритуальной
гривне, найденной в 1798 г. у пос. II 1тробьенен 15 ныне пос.
Куликово, Зеленоградский р н Калининградской обл Дуб, посвященный
прежде всего владыке молний Перкуно и почитавшийся всеми
пруссами общинниками, стал с середины XI в. новой эмблемой для
части воинов пруссов, оставшихся на родине на службе у жрецов.
Итак, на социальной основе в эмблематике практически в
геральдике пруссов возникла изобразительная оппозиция ворон и дуб Первая эмблема принадлежала не зависимой от жречества
прусской дружине X XI вв, позднее ушедшей в Польшу могильник с
прусскими находками в Лютомерске Новгород возникшая до 12 15 г.
Пруская улица в Литву дружинные могильники окрестностей г. Каунаса
с прусскими чертами в обряде и инвентаре Вторая эмблема
соответствует оставшимся в земле пруссов немногочисленным профессиональным
воинам и представителям родовой знати, включённым в
систему жреческой администрации в виде руководителей народного
ополчения duсes et сapitanei 16. Попутно следует отметить, что подобная
расстановка сил в прусском обществе уход воинов профессионалов
и т. п. сыграла в XIII в. отрицательную для пруссов роль в ходе
борьбы с войсками Тевтонского Ордена.
Обращает на себя внимание факт сохранения данной оппозиции в
городской геральдике Пруссии XVI XVII вв. 17
Последнее явление, в первую очередь, связано с секуляризацией
Орденского государства, предпринятой в 1525 г. последним Тевтонским
Магистром и первым курфюрстом Пруссии Альбрехтом Гогенцоллерном.
Гербом молодого государства стал чёрный орёл, снабжённый,
в отличие от прежней орденской эмблемы, посаженной на шею
птицы королевской короной. Под ней на груди орла располагался
серебряный вензель S Обе последние детали герба символизировали
вассальную зависимость Пруссии от польского короля Сигизмунда I.
Отошедшие в 1466 г. по Торуньскому миру к Польше бывшие ранее под
властью Ордена земли к западу от устья р. Висла, получившие неофициальное
название Западная Королевская Пруссия также обрели в
нач. XVI в. свой герб. Он представлял собой чёрного, восходящего по
своей иконографии к орденским временам орла, лишённого, в отличие
от прусского, скипетра и державы. IIleя орла была также увенчана
польской королевской короной, над которой из под шеи направо
выходила латная рука с мечом рис. 3
Отражением тенденции городов отстоять в борьбе с государством
свою муниципальную независимость под флагом борьбы за неё в
Пруссии прошел весь XV в. являются элементы альтернативной
городской геральдики мотив древа с трехчастной кроной. 54
Повысившийся в эпоху Возрождения интерес к прошлому пруссов
отражен прежде всего в публикации, основанной во многом на мест
ных преданиях Прусской хроники Симона Грунау 1526 г Именно
этим автором впервые было текстуально представлено развернутое
описание святилища пруссов Ромове с центральным объектом поклонения сакральным дубом 18. Изображение последнего дано в рукопи
Рис. З. Герб Западной Пруссии, 1542 г. 55 i rma ftutenorurn.ь
Рис. 4. Смоделированный в XVI XVIl вв. герб пруссов по рукописи Я. Мельмана 56 Я. Мельмана сhroniсa und Besсhreibung des Landes Preussen und len и датируется 1548 г. 19 Оно представлено в виде нашлемника у
юделированного герба языческих пруссов рис. 4 Это же изобраение
появляется на аверсе монет Данцига. Самым неожиданным, залось, образом прусская геральдическая оппозиция XI XII вв. зрождается четырьмя столетиями позднее. Однако, учитывая выход Zнцига из под контроля Пруссии уже в середине XV в., эта оппозиция ъяснима. Формируя собственную эмблематику, население южного ерега Гданьской бухты обратилось к древней местной традиции,
Рис. 5. Герб графа Б. П. Шереметева с 1698 г 57
вернувшейся к нему со страниц печатных и рукописных книг XVI в. Из
двух эмблем прусской геральдики XI XII вв. одна уже была задействована не исключено и прямое влияние на германскую символику
эмблем дружин см. выше в виде княжеского чёрного орла. Жители
Данцига использовали вторую часть прусской геральдической оппозиции кумиропоклонный дуб, тем самым ещё раз подчеркнув свою
независимость от княжества.
При первом взгляде на гербы российских. родов, возводимых к прусам возникших в массе не ранее начала XVIII в., явствует
калькирование ими геральдической номенклатуры Данцига XVI в.
Этот тезис справедлив, во всяком случае, по отношению к гербам
родов Шереметевых, Боборыкиных, Колычевых, Яковлевых и др.,
восходивших к Гланду Камбиле20. Вполне логично предположить, что
наиболее ранний из этой серии герб Бориса Петровича Шереметева рис. 5 появившийся в 1698 г. после его путешествия в Краков, Вену и
на Мальту, был взят с монет Данцига Гданьска. Поданная в Герольдию
в 1798 г. легенда родов Шереметевых и Яковлевых, содержавшая
данные о Гланде Камбиле2 1в принципе базировалась на текстах
польских историков XVII в., восходивших к единому протографу
упоминавшейся ранее Прусской хронике Симона Грунау. Таким
образом. ясно, что Б. П. Шереметев материалы и для герба, и для легенды потомков Камбилы получил во время пребывания в 1697 г.
в Польше, к чему приводят материалы, собранные С. Тройницким.
Как справедливо отмечал данный автор, особняком среди гербов
потомков Гланда Камбилы стоит эмблема Романовых рис. 6,а В принципе
являясь симбиозом гербов Западной Пруссии, Померании и
Латгалии, романовский грифон в правой лапе держит меч, в левой
щит с орликом чёрным не исключено, что в действительности он
находился не на верхнем краю щита, а в его центре Это сближает его
с гербами потомков Михаила Прушанина и воеводы Гаврило. Основой
для последних был чёрный орёл княжества Пруссия Салтыковы,
Iriеины, Кутузовы рис. 6,6 Можно предположить, что Михаил Прушанин,
появившийся в Новгороде ещё до орденской экспансии, был
одним из вождей дружины скандинавская параллель хёвдинг,
русская боярин покинувших землю предков ввиду конфликта со
жрецами. Логично, что его хотя бы близкие потомки сохраняли
традиции дружинной символики. Показательно, что раскопки новгородских
слоёв XIII в. и памятников археологии Киевщины дают
находки перстней с изображением одноглавой хищной птицы22 прусский
ворон Весьма трудно предполагать сохранение такой традиции
в России XVI XVII вв. С другой стороны, вряд ли при создании гербов
потомков прус в XVII в. существовала ишь ориентация на эмблематику
недавних противников в Ливонской войне. Напротив, судя по 58 зе 1ениям родословных, собранным А. Б. Лакиером, гербы потомков
Lхаила Прушанина базировались на эмблематике Пруссии как на евнейшем гербе Прусского воеводства не курфюршества и не няжества Это можно объяснить лишь тенденцией возвести данные ербы к древнейшей прусской символике, а.быть может. и наличием ходящих в толщу веков родовых традиций и преданий.
В таком случае, учитывая характерную черту герба Романовых орлик черный можно предположить, что и Гланд Камбила не томлен будучи во бранях противу крыжаков и выехал в Россию в ередине XIII в., то есть не был членом жреческой администрации. огда его символом было бы сакральное древо. Скорее всего Гланд, аки Михаил Прушанин, являлся знатным дружинником, ушедшим на жбину ранее XIII в. Даже его имя транскрибируется на основе
русского языка 23 как Блеск Большой Секиры напоминая скорее
зоинские имена эпохи викингов. В прусском ономастиконе XI I
вв. аналогов этому имени по семантике пока не обнаружено.
А
Рис. 6. Гербы потомков прусов продолжающие раннюю часть прусской геральдической
оппозиции
А герб Н. И. Романова до 1655 г
Б герб Кутузовых XVIII в 59
Выводы 1Геральдическая оппозиция ворон древо реальный
результат развития дружинных отношений в прусском обществе
XI XII вв.
2. Акцент в легенде родов потомков Михаила Прушанина поставлен
на возведение гербов к эмблеме древнейшего Прусского
воеводства без прямой связи с позднейшей орденской и княжеской
геральдикой Пруссии. Можно пока лишь предполагать о существовании
определённой родовой традиции, сохранявшей в XVI XVII вв.
информацию об эмблематике XI XII вв. Сходная тенденция читается и
в письменных источниках эпохи Ивана IV24.
3. Возрождение геральдической оппозиции ворон дуб в
гербах Пруссии и Данцига XVI в., как и в русской геральдике XV VIII
вв., скорее Есего искусственное. Оно является как следствием
политических спекуляций, так и влиянием книжной традиции.
4. Предварительный анализ гербов потомков Михаила Прушанина
и Гланда Камбилы, как и выводы В. Н. Бочкова о легендах предполагает
возможность наличия реальных исторических элементов,
лежащих у истоков геральдики выходцев из прус
Возможно, не следует однозначно декларировать, что лишь искусственное
возрождение геральдической прусской оппозиции отрази
лось и в гербах потомков Гланда Камбилы Романовы воевода Никита
Иванович, 1655 г. в гербе, кроме явно вторичного грифона, имели орлика чёрного нашлемником гербов Шереметевых и других родов
служил дуб с трёхчастной кроной.
5. Сохранение у представителей данных фамилий геральдических
реалий XI XII вв. в непосредственном виде маловероятно. Их знакомство
с прусской эмблематикой на примере графов Шереметевых
могло в массе восходить к Прусской хронике Симона Грунау. Тем
более интересно, что, как и в Хронике 25, разные ветви одного
первоначального рода отождествляли себя с разными социальными
группами условно воины и жрецы что и отразилось на геральдическом
материале.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Лакиер А. Б. Русская геральдика. СПб., 1855.
2 Тройницкий С. Н. Гербы потомства Гланда Камбилы Гербовед, СПб., январь 19 13 г. С. 7 17.
3 Кулаков В. И. Геральдика пруссов и генеалогические корни родов, возводимых в
России к выходцам из прус Генеалогия источники, проблемы, методы исследования.
м., 1989. с. 7, 8.
4 Бочков В. Н. Легенды о выезде дворянских родов Археографический ежеrод 60
за 1969 rод. М., 197 1С. 92.
5 Бочков В. Н. Легенды о выезде С. 79, 80.
6 Suhle А. Deutsсhe Mйnz und Geldgesсhiсhte von den Anfangen Ьis zum 15. Jahrhun
Berlin, 1974, S. 83, 99.
7 Кулаков В. И. Знамёна дружин Балтийского региона СА, 1989, 4. С. 6 170.
8 Кулаков В. I. Коваленко В. П. Мечi конунri в Скандiнавii i князi в Pyсi Друга нiriвська областна наукова конференция з iсторичноrо краезнавства, вип. Чернiriв ilзин, 1988. с. 18.
9 Кулаков В. И. Птица хищник и птица жертва в символах и эмблемах IX Xl вв. 1988, 3. с. 6, 7. 10 Гуревич А. Я. Походы викингов. М., 1966. С. 162. Кулаков В. И. Ритуальный комплекс в могильнике у Клинцовки КСИА, 1980, 160, рис. 2. 12 Кулаков В. И. Дружинные элементы в могильниках пруссов VII начала XI вв. хеолоrические памятники Европейской части РСФСР. Погребальные памятники. М., вв. с. 140. 13 Кулаков В. И. Земля пруссов и прусские земли Балто славянские исследова 1985 rода. М., 1987. С. 100, 10 4 Матузова В. И. Хроника земли Прусской Петра из Дусбурrа Вопросы истории. 86, 7. с. 66.
l5 Jenny W. А. Zum Goldreif von Strobjehnen Studien zur Vor und Frйhgesсhiсhte, сarl
Sсhuсhhard zum aсhtzigsten Geburstag dargebraсht, Berlin, 1940, S. 88.
l6 Sсriptores rerum prussiсarum, Bd. I, Leipzig, 186 1S. 53. Anm. 3. 17 Hupp О. Deutsсhe Ortswappen, Н. 1Neue Reihe, Bremen, 1933. 18 Simon Grunau s Preussisсhe сhronik, Leipzig, 1876, Bd. 1S. 78.
38. 19 Simenas V. Priisu herbas ir Videvutio legenda Ku ros barai, Vilпius, 1990, N 1р. 1
20 Тройницкий С. Н. Указ. соч. С. 9 5.
2 1Лакиер А. Б. Указ. соч. С. 298.
22 Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода X XV вв М., 198 1С. 137,
23 Топоров В. Н. Прусский язык. М., 1975. С. 222 М., 1979. С. 260.
24 Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М. Л., 1955. С. 97.
25 Simon Grunau s Preussisсhe сhronik S. 62.
КУ АКОВ Владимир Иванович, кандидат ист орических наук,
старшин научныи сотрудник Института археологии Российской Академии
наук, г. Москва. 6 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кулаков В.И. Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов (1993)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|