Лс7Bb 7 IссK 2JB07.ЯIIсK 7с7Б
М.БЫЧКОВА
ассовая подача дворянских родословных росписей в 80 е г.
3. после указа 1682 г. об отмене местничества привела к тому, что ось большое число рукописей родословных книг, где после зосходящих к официальным редакциям, добавляются новые и семейные документы, относящиеся к деятельности одной е ольких семей, имеющих общего предка. Такой родословной г.Вляется недавно обнаруженный список с генеалогическими ам и Нарбековых, Державиных, Парецких, считавших своим 1урзу Багрима, выехавшего служить к великому князю ас И J Васильевичу. После родословца в 2 1главу здесь помещены
трех указанных семей, списки грамот Нарбековых 50 х и 1в., публикуемое ниже стихотворное сочинение о предке з х и рисунок их герба 1и документы Нарбековых надо рассматривать в комплексе. н е место здесь занимает стихотворное сочинение о подвигах вановича Нарбекова при взятии Казани в 1552 г. Со стихот
связан текст списка грамоты царя Ивана IV от 2 1июня 155 1г. пятину, где Д. И. Чуваш Нарбеков назван Иваном Дмитри
нем сказано, что Нарбеков отставлен от службы, так как зани грамота написана за год до ее взятия глаз выстре у него оторвало из пушки Возможно, при составлении
был использован подлинный документ, полученный еще до взятия Казани. ерба является как бы иллюстрацией к стихотворному
шите не только воспроизведены все подвиги Дмитрия
на примере эмблем, помещенных вокруг щита, автор з е отношение к генеалогии и геральдике.
рение о Нарбековых интересно не только потому, что
е. инственное известное поэтическое произведение по
re альдике XVII в. Автор не ограничился красочным 1r a z зшов Чуваша под Казанью и его страданий от получен ел уложить в стихотворную форму легенду о выезде в 1оскву, поколенную роспись Нарбековых, сведения з а. ениях семьи. В специальных разделах своего стихот объясняет, что навой и коруна помещенные над ыза. От происхождение Нарбековых от правящей татар 33
Рисунок герба рода Нарбековых
из рукописи 80 х годов XVII века 34
n f i
Герб рода Нарбековых
из Общего Гербовника ОГ IV, 45 з еленном горизонтально на две части, в верхней е на левой стороне находится серебряная крепость v.з коих на средней видна серебряная луна, а на з олотой звезде. На правой стороне изображен сти на коне воин, пораженный в глаз стрелою, и 1торвана у него рука, держащая меч. В нижней
з ютом поле на середине означена перпендику юса. На левом голубом поле изображены
н ним корона и внизу луна, рогами вверх 35
ской династии, а лук и стрела свидетельствуют о том, что татарская по
происхождению семья рассеяла своих потомков по всему свету. В
заключение, обращаясь к мудрейшему читателю автор сообщает,
что герб принадлежность благородных воинских семей, его крепце
употребляют поганские языцы и западных стран народи В этих
рассуждениях виден уровень генеалогических и геральдических
представлений рядового дворянства России ХVП в.
Герб Нарбековых, очевидно, первый оршиналъный дворянский
герб. Рисунки других гербов, приложенные к росписям 80 х гг. XVII в., Грушецких, Эверлаковых и др. воспроизводят соответствующие
гербы Польши и IIIвеции.
Рисунок герба Нарбековых еще не имеет четкой системы расположения
эмблем в щите, свойственной ев пейской геральдике. Скорее
он напоминает многосюжетные композю ш в некоторых русских икон,
где на одном поле, в одной плоскости р ещено несколько эпизодов
ИЗ ЖИЗНИ СВЯТОГО.
В щите слева направо скачет всадник, з паскивая из глаза стрелу
уже оторванной рукой. Есть изображеШ е варварина которого он
проткнул копьем, и всадника, ранивше е сзади. Городская стена, с
которой стреляет пушка, изображена чно натурально. Внизу
щита рисунок, изображающий митр Чуваша на одреце под
которым разведен огонь.
Но эмблемы, помещенные вок
составлены в соответствии с но
щите всего лишь иллюстрируе, завой чалма и корона, е алъ ики. Если рисунок в
эти э 1блемы позволяют
автору выразить свою общую гера. ь z о
В XVIII в. при создании ге а я Общего гербовни
ка дворянских родов был кау з.ан и этот рисунок. В
верхней части щита в краев е й стороне находится
серебряная крепость с тремя ба.аrн й стороне изображен
скачущий к крепости на коне вс 1в глаз стрелою, и
пушечным ядром оторвана у неrс еч 2 Над щитом
красная чалма пером, над ней 3 й стрелой. Как видно,
Нарбековы в основу своего ге а зз ение подвига Дмитрия
Чуваша, а все детали, помещеНRЫе s m сборника XVII в.,
сюда не вошли. Но гералъдич
со стрелой попали в герб I з.
Памятуя, что однородп
заманчиво предполо
этому роду. Некоторые
предположить, что его
ша М. Б. роженым на ержавины, было бы издавна присущ rении позволяют
е, из него Чува
во здравии но
ванне.
ПРИМЕЧАНИЯ 1РГАДА, ф. 18 1ед. хр. 385.
2 Общий Гербовник дворянских родов. СПб., 1799. Ч. IV. С. 45.
ЭПИГРАММЫ
На воина
оружен воин блаrоверен варварина побеждает
копием его явно яко змия храбро прободает, tужественно поразив, с коня его на землю назлаrает,
Христе хвалясь, благочестивого своего царя прославляет.
На имя он воин Иван Дмитриевич Нарбеков, Чюваш рекомый, д градом Казанью з благоверным царем Иваном знакомый, абро и мужски и доблественне против бусорман ратуя, за веру християнскую и за государя ц8 ря своего мужески поборая,
ему, государю своему, во всем служа верне,
яко богу со страхом работая блаrоrовейне.
всему воинству православно российскому храбро себе показуя,
врагов креста Христова Бусорманом страшно себе повествуя.
На раны и крепость мужа еэбедно же и самому ему то преминуло. щшятельское оружие его самого зелне уязвило скочив созади безбожный варварин копием его ураняет, пес зелне его и жестоце уядает. ругой в око его сопротив стрелою уранил,
змий жалом его люте уязвил.
На крепость
убо храбрый муж непобедим пребывая,
епце себе на коне уязвлен удерживая, с.СЬ неприятелем себе страшна и храбра показати,
очесе своего желая стрелу вонзену бодрено изяти, ж крепце и бодростно приимая,
мления болезненаго раны себе освобождая, млет сугубо тяжкую смертную рану
и тую руку у себе ис пушки оторвану. 37
На rерб славный и честнейшей породы Нарбековых.
Из градских убо казанских врат по тои ис пушки застреляют,
И от телесе яко ветвь от древа жестоце отрывают.
Он же во всех сих язвах крепце на кони удержася
И всему воинству храбро явственно показася.
По том же зле ранена с победы в станы провождают,
И цареви благочестивому о храборстве его изъявляют.
Благочестивый убо царь милосерд его призирает
И врачевати его со тщанием повелевает.
И многими дар ми его обдаряет,
И милосердно его чесностью прославляет.
Врачеве же раны его разумев быти смертны,
И ко врачеванию себе возложиша смотрительны,
Уразумеша, яко аще стрела будет из главы изята,
Абие жизнь и дыхание от него будет отъята.
Умыслиша во оце стрелу сопреди приломити,
Созади же оной железо в конце притупити.
И тако абие тое сотвориша,
И оное врачевание учиниша.
Ибо зиме же тогда люте належаще,
Теми убо раны он, храбрый муж, зелне беляше.
В станех убо сродные его о нем промышлене творяше,
И врачеве его снабдевая раны врачеваше,
И убо тогда в станех теплого крова не имяше,
Дабы ему такому в болезни сущу отраду подаваше.
И некто от приятель его, об нем попечение имяше,
О здравии его промышление творяше,
К покоению его в куще над огнем одрец устрояше,
И на нем возложе, мал огнец под одром возгнещаше,
Дабы ему болну сущу, раны его нагревали,
И в тацей болезни по немалу отраду подавали.
Ему же, болна сущу, на оном одре лежащу
И оными тяжкими раны зелне болящу.
В тыя же дни, паки агаряне казанскии из града изшедъше
И на обоз российских ратных безвестне нападше,
И в полцех ристиянских воинство зле возмятоша,
И сами врази христови явствено подаша.
Российское же воинство из обозу противу им выежжают,
Их, врагов обжиих, аки зверей крепце побеждают.
Сродницы же онаго храбраго и сверстницы против поганых успевают,
И его, болна суща, единаго в стенах оставляют. 38
Он же немощен бяше зело, не яко себе отчаяв,
На одре оном над огнем лежав себе болна почаяв,
На друrи бок себе нужно превращает,
I со Ьдром оным во огонь безсилием упадает.
Ero же изъяти тогда со огня иному не сущу,
Самому же ему бяше немощнейшу,
Невозможе со оного огня себе двиrнути
iI конечнаrо боления паки избавити.
Ему же на друrий бок во огни тогда зrарает,
Паки сугубо болезни себе прибавляет
Стрелою же раненою око,
lI раны зrорелаrо бока
Со отъятою рукою
Вопиют к богу собою.
Еrда же благочестивый российский царь Иван Васильевич всеа Росии
Прият град Казань, сотворяется варваром оным властодержец,
В царствующий град Москву с победою возвращается,
Оный же храбрый муж Дмитрий Иванович Чюваш во свояси провождается.
В Новгородские пределы вотчину свою с родными отъезжает, 1по толицех ранах тяшких боr вышний ero уздравляет. от оного смертного одра и от ран содетель возставляет, пятьдесят лет жизни ему вышний творец к летом ево прибавляет, чадородием ero на старость обдаряет ко Аврааму сына в старость возставляет,
трем перворожденным четвертого по летех мнозех сына раждает,
Jваном ero любезне называет.
Тои же муж храбрый по тящких ранах жив 19 годин, всех дней живота его семьдесят и Один. о господу в вечное и ко отцем по писанием себе преселяет,
И по себе 4 х сынов оных Федора, и Самуила и Потапа и Ивана оставляет.
Тому убо славному и храброму мужу буди во оном блаженстве вечное
с праведными упокоение небесное вечное веселие. 1ам же, из него роженным наследником его, живым сущим во здрави
благодарственное многолетне о Христе веселие,
J ни в чем оскудение.
На фамилию
lомовство и род Нарбековых издавна славою и честию слыло, поколенья измаилыескаго и Златой Орды в Российское царство
прибыло.
Во дни великаго князя Васиг.ья Васильевича рекомаго Темнаго, росий 39
скаго самодержца.
В Росийских странах предний род Нарбековых нача умножатся.
Именем Багрим муж честен, он первый во дни оныи в Руси явися,
И самем оным великим князем Васильем святым крешением просветися.
Он, великий князь, ему от купели святыя быв восприемником,
И многому имению и отчинам сотворяет его наследником.
Даде ему в Нижегородских пределах отчину село Толоконnово з деревнями.
И в Володимерских пределах вотчины село Поречье на реки Нерли с
угодьями,
И иные многия веси в розных краях многолюдны,
И ни в чем всяцеми благостьми нескудны.
Иныя же веси и села чада его и наследницы
Придаша в помяновение его ко святей Троице
И Сергию преподобному чюдотворцу во обитель за душа их,
Да вечное помянование бывает по них.
Потом же наследницы его бывают в Новгородских пределах иным
отчинам иметели
И в Бежецкой пятине многим селом владетеш 1
Имянуютца же тые веси и до днесь прозванием онаго Гора Чювашева
И села Михайловское и Орехово и Коршакова.
Полетех же многих тем странам от войны и юру сотворись запустение.
Та ж Нарбековых наследницы и тем отчина. того для себя сотворяют
улишенья,
И вместо тех во других краях себе иных отчин доступают.
Тыя ж новгородския ж веси по царьскому указу многим в поместья
роздавают,
И днесь владомы многими славными дворяны,
Кому те вотчины в поместье розданы.
Епиграмма на завой и коруну
Новой челмы в бусорманских народех на главах носити обыкоша,
Государьские их домы тако же на завое венец носити изящество
прияша.
Из такого суще славнаго дому Усман и Усеин бека Нарбековых порода.
В Российском государьстве служити начаша отнюда же многие года.
Тым домовством и породою себе Нарбековых род познавают,
И поистине не в ложь ся ими прославляют.
Род Нарбековых ис поколенья златоотдынских владетелец Усманских
влекомый,
И в Российском государстве посреде славных знакомый.
То являет в роде Нарбековых корона татарска,
Яко род Нарбековых издавна княжестР.а и рода сарацынска. 40
На с стрелу
Лук и стрела Нарбековых породу знаменует татарску,
Яко от Изwаила влек ому древле аrарянску.
Луком и стрелою И шаила боr ero обдаряет,
И мужа силы ero прославлиет.
Руки всех на неrо и ero на всех положены быти являет,
И во всех странах род ero и потомство розсевает,
И s0 Gлаrочестu християнства от кореие ero просвещает.
У сеин бека и Златой Орды славна С IЯтым крещением прославляет.
Из того д0м Нарбековых ваставляет и прочих фамилий прозванием
умножает.
На шлем ваперие
Шлем в середине зброи являет, яко он храбрых муж издавна,
Jревле и тая брою. рыцерству от века дана.
Род Нарбеков х слу iебою и храбрством себя проявляет
И мужеством, и правдою, и шобоаmо, и верою прославлиет.
В том знаменует нs враrи одоление и крепость,
II к царем и rосударе С росийским во всем покорение и верность.
Зсе, что есть в сем rербе прибрано, о купно в род Нарбековых эа знамение дано. ыми ся знаки род Нарбековых славит 10 конца веR 1ю 1еттпош, ц w.xnmi i
тое знамение в рати за счастье имея, врагов побеждает
блаrочестивейшему царю государю свotU,iy верно ус.пужает. ыя признаки яко клейноты на персех носят,
тыми между разумными ся возносят.
Епиграwма на 1Uttaтe.Q
дрым сему поревновати достойно,
веже то коемуждо в род имети подобно.
ев Росии и обычая в том не имеют, ве дерзнути на то не смеют.
ии в том от неведения не блаrоцоляют, е разсуждения премудра в нем не употребляют. бы тое таинство, поразумели, з том содержит, мнози бы с радостию то имели. не пщую вразумитися любо восхотят
е воспияти с радостию благоволят. бо ради кто возневшевал непотребно, е бы разсудил здраво, и то бы было и всем годно. 4 1
Мордва и черемиса и прочие народи древа знаменует,
И в нашем мудрейшем народе сие често ради не употребляют.
Мудрейши читателю, о сем вразумися
И в любомудрии сего знамени умудрися,
И сему буди любезный рачитель,
И от того ся имети буди умудритель.
Аще кто возмнит сему быти неудобно,
Сам себе не разумети быти и творити неподобно.
И аща хощеши сему вразумитися,
Потреба от некоего мудрейшего умудритись.
Иде же некто благоволил написати,
Сказуй праведному и приложит приимати.
Аще и ты возмнишь вышереченному в роде оном знамени сему быти
неверно,
Понеже и ты сам о себе поразумети не хощешь благо и честно.
Ты же, читателю благий, бывай благоразсудный,
И себе и другому возмни сие быти потребный.
Над всим сим зачало премудрости страх господень,
И по том по всем будеши богови благоугоден
И аще хощеши в том таинство поразумети,
Зри прилежно и разумевай всех стран сие имети.
Во всех странах сие крепце употребляют,
И тым ся к сим даров честию прославляют.
Не точию християнскии народи сии возлюбиша,
Но и поганскии язьщы и прости народи употребиша
Немецкие и полские и западных стран народи,
Тое вси купно имеют во своей породе.
И тацами ся знаки знаменуют,
Во окрестных странах познавают.
Тому ж подобно и во время рати дают гасло,
Дабы страшно неприятелем и супостатам ясно.
БЫЧКОВА Маргарита Евгеньевна, кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Института Российской истории Российской
Академии наук, почетный член Историко Родословного Общества
в Москве, г. Москва. 42