| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №2. (1992) › Лавренов В.И. Российский государственный орел. История эмблемы и символа. | ||||||
Лавренов В.И.
Российский государственный орел. История эмблемы и символа.// Гербовед. №2. (1992)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1992. №2. С. 9-21 Аннотация: Проблема изучения и осмысления русского геральдического наследия имеет не только историческое, но и национально-политическое значение. Написаны десятки книг и сотни статей, но до сих пор нет четкого представления о том, какие эмблемы входили в состав русской государственной геральдики, символизируя на тот или иной момент концепцию государственной власти. Мало кто может сказать о символическом значении даже двуглавого орла, не говоря уже о таких эмблемах как ездец, меч, лев, единорог, "крест императора Константина" и др. Как это ни странно, но обширная rеральдическая литература не рассматривает историю государственных символов России в контексте мирового эмблематического материала и редко связывает появление новых знаков с конкретными историческими событиями. Об авторе публикации/статьи: Лаврёнов Владимир Ильич Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Лавренов В.И.
в библиотеке найдено еще 15 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 52110 знаков (с пробелами)
ГЕРАЛЬДИКА И МИФОЛОГИЯ Очень бы хотелось, чтобы Общество в год памяти Императора Николая II рассказало о государственном гербе России и его истории А. А. Бороденко, г.Баку J OссlitlсKlitl ТOс l2JA.J с.7ilB HH6ttl O.J U. liснioj l ЭJ иiШЬе 1t с i IO. см. рис. на 1й стр. обложки Проблема изучения и осмысления русского геральдического наследия имеет не только историческое, но и национально политическое значение. Написаны десятки книг и сотни статей, но до сих ор нет четкого представления о том, какие эмблемы входили в состав русской государственной геральдики, символизируя на тот или иной момент концепцию государственной власти. Мало кто может сказать о символическом значении даже двуглавого орла, не говоря уже о таких эмблемах как ездец, меч, лев, единорог, крест императопа Константина и др. Как это ни странно, но обширная rеральдичес кая литература не рассматривает историю государственных символов России в контексте мирового эмблематического материала и редко связывает появление новых знаков с конкретными историческими событиями. История русского геральдического наследия вряд ли должна ограничиваться изучением традиционных геральдических источников нечатей, монет, гербов и флагов. Ведь эти памятники представляют собой вершину материального воплощения национально государст венной идеи, выраженной в эмблемах и гербах. Символика ттодножия этой пирамиды изучена слабо, а отсюда отсутствие четкого представления о семантике знаков, рождение многообразия предполагаемых значений. Данная работа не претендует на исч рпывающее объяснение мблемы и символа двуглавого орла. Она должна положить начало тщательному и последовательному исследованию всех известных 9 науке источников с изображениями двуглавого орла, вне зависимости от их региональной принадлежности. Связано это с тем, что знак двуглавого орла имеет не только высокое национально государственное значение для России, но и является самым глубоким и энергетически мощным после креста символом во всей мировой геральдической традиции. 1 История проблемы В 1897 г. Россия торжественно отметила 400 летие русского госу дарственного герба. Многочисленные публикации, посвященные этому событию, окончательно оформили традиционную версию происхождения герба Российского государства. В самых общих чертах она представлялась так. В результате женитьбы московского князя Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог в 1472 г. произошло слияние гербов Московского государства и Византийской империи. Москву олицетворял всадник на коне, поражающий копьем змея, Византию двуглавый орел. При этом, особо подчеркивалось, что именно орел был ГЕРБОМ империи. Так как самое раннее изображение двуглавого орла как отечественной ГОСУДАРСТВЕННОЙ эмблемы относится к 1497 г. на двусторонней красновосковой печати, то торже Государственная печать Ивана III а лицевая сторона, б оборотная сторона ства 1897 г. были действительно юбилейными. В становление традиционного византийского взгляда на ripoис 10 ождение государственной эмблемы основную лепту внесла русская сториография. Еще В. Н. Татищев в Истории Российской писал, что Иоанн Великий по наследию своея княгини Софии принял за государ Твенный герб орел пластанный с опущенными крыльями и двумя 1оронами над головами О принятии Иваном III герба из Визанчш Татищев прочитал в старой истории Соловетскаго монастыря не сохранив нам такого ценного источника. Печать 1497 г. впервые была у омянута Н. М. Карамзиным, который отметил, что символика русского государственного герб ведет начало от этой печати. С. М. Соло ьев в Истории России лишь вскользь упомянул о гербе Римской мперии подразумевая под ним византийского орла. В. О. Ключевский писал о наглядном выражении в византийском гербе преемственrюсти Иваном III власти византийских императоров. Геральдические очинения ХIХв. подкрепили общую линию русской историографии в 1том вопросе. После 19 17 г. советская историческая наука приняла византийскую версию практически без колебаний, не отказав себе в удовольствии сделать это исходя из классовых позиций Тем не менее существовала и другая версия происхождения русского государственного герба, мало известная широкой публике. Её суть заключается в принятии орла от Западной Европы где с 1434 г. двуглавый орел утвердился гербом Священной Римской Империи. Эту версию активно прорабатывала немецкая историография XIX ека, и факт заимствования двуглавого орла связывала с посольством Германского Императора в Моску в конце XV в. По мнению немец 1шх историков и геральдистов, Иван III стремился подражать власти могущественнейшего европейского монарха В современной отечественной литературе немецкая версия продолжает существовать с некоторыми оговорками. Отдавая должное научной эрудиции и упорству той и другой тороны, следует отметить старое правило, что истина лежит посередине. В этой связи целесообразно рассмотреть геральдические традиции Европы и Византии, чтобы решить проблему Запада и Востока Запад или Восток Вопрос заимствования государственной эмблемы прямо связан с изучением комплекса источников, по которым прослеживается знаковая традиция двуглавого орла. Следует учитывать и сам факт заимствования Россия приняла орла как факт чего Если идеи, то какой Если как интересный рисунок то откуда Обычно эмблемы и гербы существуют на трех основных уровнях государственном, территориальном, родовом личном Они представляют либо национальногосударственную идею, либо определяют правовой статус территории города либо фиксируют лицо род в системе социальной иерархии. Знаки трех уровней объединяются в геральдические системы. Важней шей функцией гербов и эмблем является замещение представления обозначения лица, города, государства в строгой символическо Форме. Носителями этих функций могут быть печати, монеты, знамен и флаги, награды, придворный и форменный костюм, декоративно прикладное искусство. С какого же уровня Россия сняла симво двуглавого орла В Византии основная масса знаков осталась со времен Рима. Высшим отличительным знаком был золотой ромб тавлион на пурпурном плаще императора. Ближайшие его сподвижники носили пурпурные ромбы на белой одежде. Изобразительные мотивы придворного костюма с Х XIII вв. были представлены фигурами птиц и животных орлов, павлинов, львов и слонов. Но подобная орнаментика не являлась римским наследием, а имитировала иранские постсасанидские и мусульманские образцы. Знак двуглавого орла в византийских памятниках заметен уже с XI XIII вв. на золототканных одеждах знати. Источники называют их царскими орлами Византийский историк Георгий Акрополит 12 17 1282 отмечал, что золотые орлы стали украшением не только одежд, но и обуви. Кстати, тело последнего византийского императора Константина XII Палеолога турки отыскали после штурма Константинополя в 1453 г. только по золотым орлам на сапожках. Изображение до этого мы рассматривали письменные упоминания царского двуглавого орла можно увидеть на одной из миниатюр Евангелия XII XV вв., хранящемся в Государственной Публичной Библиотеке им. М. Е. Салтыкова Щедрина. Двуглавый орел золотого цвета увенчан большой цесарской короной. На его груди прорисована монограмма Палеологов. В Акафисте Богоматери XI XV вв., хранящемся в Государственном Историческом Музее, один из инициалов заканчивается головами двуглавого орла. Одна голоЕа пурпурная, другая синяя. Кроме того, мы имеем сведения Г. Эйлифа о мозаичном изображении двуглавого орла в церкви г. Митры Морейского деспотата. Этот факт интересен тем, что деспотом Мореи был отец Софьи Палеолог Фома. Морейский деспотат в с оставе Византийской империи имел тверду о прокатолическую репутацию. Фома постоянно искал союзников на католическом Западе, и после падения деспотата эмигрировал в Италию. Там он получал пенсион от папской курии, перешел в католичество и завещал воспитывать в католической вере своих детей. Важнейшими источниками геральдических изображений с точки зрения западноевропейской геральдики всегда считались печати и монеты, ибо они были носителями госу арственной эмблематики. Отечественная и зарубежная историография не зафиксировала пока ни 12 одной византийской печати с изображением двуглавого орла. В империи вообще не существовало типа государственной печати, как это было в Западной Европе. Функцию скрепления различного вида окументов выполняла ЛИЧНАЯ печать императора. Самым распространенным сюжетом императорских печатей было изображение Христа Пантократора, что и считалось основным знаком верховной власти. Позднее культ Христа Пантократора перешел на Русь, и его изображение было непременной прерогативой княжеской власти. Тем не менее, в империи существовала эмблема, которая на Западе воспринималась как государственный герб Византии. С XIV в. в западноевропейских гербовниках византийский герб рисовался так равноконечный крест с четырьмя греческими буквами между концами, означающими царь царей, правящий царями Эта эмблема очень широко представлена в воинской символике, известна по византийским лабарумам знаменам многим памятникам декоративно прикладного искусства, печатям и монетам. Появление такой эмблемы историки связывают с легендой о знамении императору Константину. В Западной Европе двуглавый орел как геральдическая эмблема утвердился сразу на монетах и печатях правителей уже с XII в., а веком спустя получил самое широкое распространение в Нидерландах, Савойе, Сербии, Румынии, Германии. Естественно. никаких имперских притязаний эта эмблема в то время не выражала. Об имперской сущности двуглавого орла в Европе можно говорить лишь с XV в., когда он стал официальным гербом Священной Римской Империи. Появление орла на монетах и печатях европейских правителей историки связывают с заимствованием крестоносными рыцарями восточной животной эмблематики. Смысл этих эмблем рождался уже на Западе. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Двуглавый орел в Византии не имел отношения к оформлению верховной власти. Его изображение отсутствует даже на личных печатях императора, то есть отсутствует государственно правовой аспект герба. Двуглавый орел не мог выражать имперской идеи, ибо в памятниках античного Рима не встречается его изображение. Все сведения о принятии Римом двуглавого орла в качестве государственной эмблемы носят легендарный характер и родились не раньше XV XVI в. в Западной Европе. Достаточно спорен вопрос даже об одноглавом орле как римском государственном символе. В Византии орел геральдической формы с коронами известен все таки немного раньше, чем в Европе, хотя именно последней принадлежит честь использования его как государственной эмблемы, но не наделенной должной национально государственной идеей. В Византийской империи орел имел четкое значение знака императорского двора. Позднее двуглавый орел стал родовым гербом Палеологов, превратившись в сзоеобразный династийный 13 символ. Иван III принял именно византийский вариант рисунка ар ла подтвердив тем самым факт слияния дома Рюрика с домом Палее логов. Но одновременно русский государь решил и вторую важней шую задачу превращения орла в знак самой высокой власти, точно так же.как эту задачу чуть раньше выполнил германский орел То, что двуглавый орел Ивана III был принят как родовой герб Палеопо гав, подтверждает и расположение орла на государственной печати. Главной эмблемой остался ездец, уступив свое место орлу лишь в первой трети XVI в. В отличие от германского орла который означал соединение королевской и императорской власти, русский государ ственный орел впитал в себя и то значение, которое широко бытовало на Руси и Востоке вообще. Запад с этим, глубинным, значением орла был знаком мало. Поэтому совершенно уместно рассмотреть символику двуглавого орла, попробовать понять его сокровенный смысл и восхититься удивительным даром предвидения русского государственного ума. 1П Левая, правая, где сторона Печать 1497 г. следует рассматривать в двух аспектах сюжет с двуг павым орлом и возникновение данного типа печати об цегосудар ствен юй по идее и вислой двусторонней по форме Что касается аспекта типа государственной печати, то практически все историки усматривают влияние европейской или южнославянской традиции. Что касается иконографии двуглавого орла, то ей посвящена обширная отечественная и зарубежная литература. Но многочисленные публика ции по этой проблеме как то осторожно обходят вопрос о семантике изображения. Да, символическое значение орла менялось с течением времени. Но для нас важно найти то его значение, тот первоначальный смысл, который могли понимать современники. Почти все исследователи отмечают восточное происхождение двуглавого орла. Древнейшие его изображения встречаются на терри тории Хеттского государства в Малой Азии, относящиеся к VII в. до н Это каменное изваяние орла на воротах города Эйпока. В Индии известны скульптуры орла в университетском городе Таксила II в. до н. э. В конском захоронении в Закавказье найден бронзовый колокольчик, датируемый VIII VI в. до н. э. Орлы известны также по цилиндрическим печатям Халдеи, барельефам Каппадокии. Нашим тысячег.етием датируется целый ряд памятников у разных народов. К ним относятся амулет IX X вв. из Гнездовских курганов г. Смо пенек двуглавая птица на фрагменте деревянной капители храма Св. Апостолов на озере Севан 874 г. двуглавая Гаруда на фрагменте росписи в пещерном храме Турфан X XII вв. двуглавый орел на плитках в Старой Загаре Болгария VIII X вв. двуглавая птица Анка 14 Родовой герб Палеолоrов. XV век. Ор наментальный двуглавый орел на тканях Сванетии. XII XIII вв. Двуглавая птица Анка ИЗ манускрипта Каэвини. Начало XIII века. Двуглавая Гаруда на фрагменте росписи в пещер ном храме Турфан X XII вв. 15 из манускрипта Казвини 1203 1283 гг. двуглавый орел на тканях Сванетии XII XIII вв. и т. д. Отечественные памятf ики декоративноприкладного искусства представляют также двуглавую птицу висюльку 1409 г. и множество других археологических находок. Особое внимание следует уделить изображению двуглавого орла на умбонах южных дверей Суздальского Собора 1238 1252 гг., рисунку двуглавого орла на оплечье одежды князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, известного нам по фреске Спаса Нередицы 1256 г., изображению двуглавых орлов на одеждах Святых Бориса и Глеба в новгородской живописи, изображению орлов на посохах князя Ивана III. Помимо памятников искусства сюжеты с двуглавым орлом представлены и памятниками русской нумизматики XV в., например, монетами 70 х гг. XV в. последнего Тверского князя Михаила Борисовича. Кстати, по письменным источникам можно установить и факт изображения двуглавого орла на рукояти мечей Великих князей Тверских. Очень часто двуглавый орел встречается на джучидских монетах XIII XV вв. Подавляющее их количество относится ко време ни правления хана Джанибека 134 357 Орлы джучидских монет не византийского и не европейского рисунка, а имеют восточное происхождение. Гербами орлы быть не могли, ибо у разных монет различная орлиная иконография. Кроме того, в Золотой Орде основой геральдики служила родооая тамга, передававшаяся из поколения в 16 Двуглавый орел на монете Тверского князя М.и аила Борисовича. ХVвек. Двуглавый орел на джучидских монетах хана Джанибека. XIV век. околение. Двуглавый орел в качестве личной эмблемы известен 1шь у ты сячника Бейбарса 1Бейсари, умершего в 1297 г. Таким разом, восточные монеты так же, как и в Европе, знали сюжет с rлом но геральдического, а тем более государственного значения щкучидский орел не имел. Все перечисленные памятники вне зависимости от их врем нного уровня объединяет какая то идея, появившаяся у разных стран и родов Востока, в том числе и у славян. Орел всегда считался царем тиц, точно так же, как лев царем зверей. Поэтому какое то вер овное начало у орла несомненно. Но именно двуглавый орел помимо нарского значения имел еще одно, мало характерное для западно вропейского мировоззрения. Обычно двуглавых орлов помещали над ходом в храм, на дверях зданий. Своим изображением орлы сдв енные фигурки выполняли старую как мир идею ОХРАНЫ ЛЕВОИ И l РАВОЙ СТОРОН. Идея эта родилась в глубокой древности и дожила до наших дней. Еще у древних ассирийцев существовали поверья, что елвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева. В качест 1е ОХРАНИТЕЛЕЙ выступают многие животные, но сдвоенную компо 1ицию представляют обычно птицы,чаще всего орел, что отражено и в 1rамятниках иконографии и эпоса многих народов Востока от Малой Лзии до Китая и Монголии. Аналогичная идея охраны справа и слева, с ТОЙ И ДРУГОЙ стороны.бытовала и в Древней Руси, на что указывает и nрх еологический материал, и орлиный орнамент народной вышивки, и традиция украшения крыш домов двуглавыми коньками обере 1ами. Особую роль охраны двуглавые орлы выполняли посредством v.зображения на одежде. Таким образом, изображение двуглавых существ, главным обра юм, двуглавых орлов, выполняло в разные времена и у разных народов, стоящих на разных ступенях подитической организации, одну и ту же идею ОХРАНЫ СПРАВА И СЛЕВА, С ТОЙ И ДРУГОЙ СТОРОНЫ. Именно поэтому мотив с двуглавым орлом намного древнее политической имперской идеи. Именно на эту идею справа и слева наслоилось множество значений двуглавого орла. В основном, политическая, территориальная символика знаков рождалась на Западе, приобретая характер символа двух империй, притязаний на императорский трон и прочее. Но тем не менее, европейским геральдистам так и не удалось nложить в символ двуглавого орла то значение, которое он уже имел на Востоке и Руси до своего взлета на государственный уровень. Родовой герб Палеологов органично наложился на давнюю народную традицию охраны справа и слева, приобретя в русском государственном гербе совершенно новое геополитическое значение. Кроме того, восточный орел с его идеей охраны справа и слева, соединившись с общеевропейским сюжетом всадника на коне, поражающего копьем змея, породил новую, исключительно национальную эмблему, которая 17 получила и евразийское звучание. Наконец, русский государственны герб стал самой мощной, геральдически безупречной имперско эмблемой. Но проv.зошло это много позднее, в период петровски реформ, когда золотой орел превратился в черного, став символе Великой Российской Империи. IV Символ Российской Империи Характерно то, что о византийском происхождении орла ка имперском гербе русская историография заговорила лишь с начал XVIII в., т. е. с момента рождения Российской Империи. И это не случайно. Петром I была произведена смена всей знаковой системь Московской Руси перенос столицы, переодевание армии, смена шрифта, возникновение новой политической и государственной символики. Естественно, процесс этот начался не сразу, а складывался постепенно Наглядным выражением процесса смены знаковой системы является знаменитая концепция Москва третий Рим С нею тесно связаны два обстоятельства. Первое это изменение титулатуры русских государей, второе трансформация сущности концепции. Что касается титулатуры, то отметим главное. Еще до XVI в. в обосновании права единодержавства достаточно было аппеляции к Рюрикову роду. Но уже в конце XV в., а активно в XVI в. господствовала идея, освящающая власть русского государя не только авторитетом старины, но и авторитетом знатного происхождения. Уже начиная с Ивана Грозного, в политическое самосознание органично начинает входить идея кровной связи русских князей с римскими императорами. Отечественные памятники, такие как Сказание о князьях Владимирских Послание Спиридона Саввы настойчиво проводили династическую линию от Августа кесаря. В этом смысле брак Ивана III с Софьей Палеолог стал козырной картой русской национально политической программы. Государственная геральдика быстро отреагировала на изменение генеалогической идеи. Если на печати 1497 г. двуглавый орел был изображен на ОБОРОТНОЙ стороне, т. е. занимал второстепенное положение, то с 1562 г. он становится главной фигурой герба. Эмблема ездеца окончательно занимает место на груди орла На первый взгляд в становлении генеалогической легенды от древних прародителей на Руси не было ничего особенного. Аналогичные теории складывались во многих независимых политических образованиях в период XIV XVI вв., начиная с Сербии и кончая Польшей. Но в русской национально политической программе генеалогический аспект неожиданно проявил двойственную природу государственного строительства. Превращение России в одну из ведущих держав Европы требовало создание такой легенды, которая бы не 18 1ш 1ько ставила русского государя в один ряд с монархами других t тран, но и освящала его авторитет особой, более сильной духовнонравственной традицией. Эта двойственность и связана со вторым оlк тоятельством, с концепцией Москва третий Рим С одной стороны, она устанавливала связь с высшими духовными с ностями православной Византии. Концепция обосновывала nнагочестие главной чертой и основой государственной силы Москвы. l l ИM подчеркивался теократический аспект ориентации на Византию. другой стороны, Константинополь был вторым Римом.и в контексте r олитической символики подчеркивалась имперская сущность rrnследия. Ведь Византия была мировой империей, наследницей римской государственной мощи. По мнению ряда отече ственных нсториков, в концепции сливаются две тенденции религиозная и 1rолитическая. До эпохи петровских преобразований политическая 1енденция практически никак себя не обнаруживает. Русская полити екая публицистика, русская геральдика XVI XVП вв. почти не дают римеров имперской ориентации. Лишь с эпохи Петра I начинает атушевываться религиозный аспект концепции, и на первый план ныступила связь с первым языческим Римом. После имперской коронации Петр все чаще стал изображаться на медалях и монетах в римской одежде, явно связанной с императорским титулом. Особо имперская сущность наследия проявилась в переносе столицы и её наименовании. Град Святого Петра явно соотносился с названием l 1има. Герб С. Петербурга носит в себе трансформированные черты 1срба Ватикана Рима Известно, что ближайший сподвижник Петра 1 Л, Д. Меньшиков называл С. Петербург Святой землей Но зто была ретензия не на религиозную святость, ибо таким образом унижались московские святыни. В имперском плане святость Петербурга была в его государственности. С Петра Великого начинается процесс обожествления государственности, что наглядно проявилось в смене акцентов государственной символики. До Петра I двуглавый орел за редким исключением был золотого палеологовского цвета. С начала XVIII в. он становится черным на золотом поле. В этой связи усматриnается линия уравнивания цветовой гаммы русского и германского имперского орла. Но зто лишь внешняя сторона цветовой раскраски. Лля нас очень интересно свидетельство Г. IIIтадена, опричника Ивана Грозного, о символическом изображении ЧЕРНОГО двуглавого орла на воротах опричного двора. Впервые после Ивана III русский орел поменял цвет. Вопрос о цвете и его значении выходит за рамки филологических соответствий, когда дело касается аспектов государственной геральдики. Известия, что византийский орел был также черного цвета, не подтверждаются источниками. Исследователи заметили, что в памятниках ХI ХП в., среди двух десятков цветообозначений, черный цвет стоит на втором месте после белого. Он имел неограничен 19 ную сочетаемость и относи лея либо к называемым предметам, либо к монашеству. Кстати, одновременно с черным орлом Ивана Грозного, отечественные памятники сохранили на м и цвет другой государственной эмблемы единорога. На иконе Богоматери Боголюбской 1545 г. с клеймами жития Зосимы и Савватия изображен черно синий шагающий единорог. Помимо окружающих предметов и обозначения монашества, черный цвет нередко ассоциировался с социальной категорией людей. Известный историк прошлого века С. Соловьев пришел к выводу, что слово черный равно как и дикий имело значение общий неопределенный остальной ПРОЧИЙ ер. опричнина В. Л. к известному разряду лиц или предметов. Современный отечественный историк В. Л. Янин в социальном же ракурсе определил, что в категорию черных людей входили СВОБОДНЫЕ люди. Поэтому может быть понятным то, почему Дмитрий Донской вывел на Кулик ово поле войска под черным стягом, ибо красный цвет в то время прочно ассоциировался с нветом ханских грамот ярлыков. Сопоставляя цвет орла с цветом единорога как символом богоносности и личной эмблемой Ивана Грозного, можно сделать следующий вывод. Черный цвет при Иване IV был цветом опричнины, символом которой, по видимому, считался единорог. Возвращение к черному цвету при Петре I можно объяснить следующими обстоятельствами. Уже первые успехи при взятии Ниешанца и Нотенбурга ознаменовались новой регалией царским штандартом на золотом поле черный орел. Петр настолько явно симпатизировал образу Ивана Грозного, что даже под Азов ходил под казанским стягом Ивана Васильевича. В 172 1г., по случаю заключения Ништадского мира, на триумфальных воротах по одну сторону был изображен царь Иван Васильевич, скачущий на коне, и гербы присоединенных им княжеств, по другую конный Петр и гербы новоприобретенных провинций. На первом изображении находилась надпись начал на втором окончил По этому поводу Петр высказался довольно определенно Эта иллюминация самая лучшая во всей Москве, тут представлены мои собственные мысли. Этот государь мой предшественник и пример. Я всегда принимал его за образец Таким образом, в изменении цветовой гаммы русского государственного герба также проявляется известная двойственность. С одной стороны, уравнивание имперских гербов России и Австро Венгрии, с другой явное следование наследию Ивана Грозного. Золотой цвет поля герба тесно перекликается с имперской эмблематикой Византии, где золото считалось имперским цветом, символом вечности и нетленности. Трансформация родового символа Палеологов в имперскую эмблему наделила русского государственного орла чертами геополитическими и придала ему явный евразийский характер. Еще в XVII в. головы двуглавого орла рассматривались с точки зрения геополитики. 20 l например, с присоединением Украины, у орла появляется третья Jюва, что, по видимому, должно символизировать Белую, Малую и никую Россию Но это новшество не нашло поддержки. К концу VII в. российский государственный орел явно воспринимался совреМt нниками как геополитическая и евразийская эмблема. В известном 1ю 1тическом стихотворении эпохи петровских преобразований мвол российской государственности рассматривался следующим разом Тремя венцами орел ВОСТОЧНЫЙ сияет, Веру, надежду, любовь к Богу являет, Крыла простер, объемлет всего мира конца Север, юг, от ВОСТОКА аж до ЗАПАДА солнца Простертыми к рылами добра покрывает, Скипетр заступления в покров простирает Скипетр в царствии крепость, являет честь, славу, Свет содержит, АВГУСТ А восприемлет державу Поэтому есть все основания рассматривать герб Российского 1осударства как геополитическую и евразийскую эмблему. Геополити ский характер орлу придавали две головы, смотрящие на Запад и Восток, охраняя государство СЛЕВА И СПРАВА, С ТОЙ И ДРУГОЙ ТОРОНЫ. Евразийский характер герба подчеркивался совмещением в 1щной композиции ВОСТОЧНОГО двуглавого орла и ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО сюжета всадника на коне, поражающего копьем змея. Таким образом, если в Священной Римской Империи избрание двуглавого орла в качестве имперского герба было связано с механи еским заимствованием византийской родовитости, то в России орел нриобрел черты геополитические и евразийские, и исключительно национальные. Русский государственный инстинкт верно подсказал идею всемирного, национально и географически открытого государства ИМПЕРИИ, гербом которой стал РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВ.ЕН НЫЙ ОРЕЛ. ЛАВРЕНОВ Владимир Ильич, ассистент кафедры историографии и источниковедения Тверского государственного Университета, членкорреспондент Всероссийского геральдического общества, г. Тверь. 2 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Лавренов В.И. Российский государственный орел. История эмблемы и символа. (1992)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |