| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №1. (1992) › Ражнёв Г.В. Тайны и загадки птицы Гамаюн | ||||||
Ражнёв Г.В.
Тайны и загадки птицы Гамаюн// Гербовед. №1. (1992)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1992. № 1 (1). С. 13-25 Аннотация: Кроме гербов Смоленска и смоленских городов, птица Гамаюн (райская птица) изображена во многих гербах тех фамилий, которые произошли от смоленскоrо князя Ростислава Мстиславовича (девятое колено от Рюрика). Достаточно назвать Вяземских, Кропоткиных, Ржевских, Карповых, Татищевых, Шаховских, Дашковых, Прозоровских, Дмитриевых, Всеволожских и многих других. Птица Гамаюн изображена также в гербах выезжих дворян: Болотниковых, Купреяновых, Бобриковых, Коробковых и Радковичей. Об авторе публикации/статьи: Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ражнева Г.В.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 6579
2.
ID: 6580
3.
ID: 6581
4.
ID: 6582
5.
ID: 6583
6.
ID: 6584
7.
ID: 6585
8.
ID: 6586
9.
ID: 6587
10.
ID: 6588
11.
ID: 6589
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 54207 знаков (с пробелами)
AllHht Jl 1lU l,ht А АЮНо С.Д с 13 Смоленскiй гербъ изъ малаго Титулярника царевича 0еодора Алексt.евича. 1672 г. Райская птица на гербt, Радковича. 19 17 1 Изъ фондовъ ЦГИА. Публикуется n сp 1t ТАЙНЫ И ЗАГ АдКИ ПТИЦЫ Г АМАЮНЪ Въ работt гербовtда одной изъ увлекательныхъ и трудныхъ задачъ является расшифровка символики изображенныхъ въ repбt фиrуръ. Кромt rербовъ Смоленска и смоленскихъ rородовъ, птица Гамаюнъ райская птица изображена во мноrихъ гербахъ тъхъ фамилiй, которыя произошли отъ смоленскаrо князя Ростислава Мстиславовича девятое колtно отъ Рюрика Достаточно назвать Вяземскихъ, Кропоткиныхъ, Ржевскихъ, Карповыхъ, Татищевыхъ, IIIаховскихъ, Дашковыхъ, Прозоровскихъ, Дмитрiевыхъ, Всеволожскихъ и многихъ другихъ. Птица Гамаюнъ изображена также въ rербахъ выtзжихъ дворянъ Болотниковыхъ, Купреяновыхъ, Бобриковыхъ, Коробковыхъ и Радковичей. Пнтересно, что въ началt 1992 t 1года на одномъ изъ зас данш 1Президiума Верховнаrо Совъта 1 J tf Республики Узбекистанъ при обсужденiи проекта Государствен 6 6 наго герба Республики У збекистанъ его основнымъ элементомъ была утверждена птица Гамаюнъ узбекскiй вариантъ птица Хумо 1 Вот почему интересъ къ птицъ Гамаюнъ въ редt геральдистовъ Россiи и Узбекистана рtзко возросъ, а потребность въ глубокой расшифровкt символики мифической птицы становится насущной. Государственный rербъ независимаrо Узбекистана При попыткt глубокой расшифровки символики Гамаюна rербов t дъ неминуемо столкнётся съ большими трудностями въ имtющейся литературt по мифоrюгiи свt,дtнiя о фантастической птицt Гамаюнъ отсутствуютъ, а въ немногихъ работахъ по геральдикt до сихъ поръ символика райской пт иl lil раскрывается противор hчиво, а п орой и невtрно. Такъ, наприм tръ, одни авторы сообща а 1ъ,что райская птица символъ тщеславiя и суетности Другiе изслtдователи, изучавшiе смоленскiй гербъ, расшифровывали смыслъ Гамаюна, неглубоко проникая въ его символику, предостерегая, однако, читателей отъ отождествленiя его съ символикой друrихъ райскихъ птицъ сириномъ, алконостомъ и фенпксомъ. Что же на самомъ дьлi символизируетъ птица Гамаюнъ l ступая къ псесторонней рас ифровкt Гамаюна, обратимся сначала къ его скрытымъ мифологическимъ источникамъ, изъ которыхъ вытекала его м огоз ач ая симnолика. Во многомъ они обусловливались тъми взглядами чсnов t ка на rпицt, которые исходпш 1изъ его ерво ачалы 1ыхъ воззрtнiй на природу2 Тысячслtтiями создавая обобщенный образъ птицы, человtкъ ставил передъ собой II творческую цtш, с мволическп выразить не 13 только пр родныя явленiя, но и мiроощущt о шп, искалъ общiя свойства, присущiя какъ птицамъ, тn и 1н l 11нрироды. Он нашелъ ихъ въ необузданной ст хiн щ 11I 1пща стала отшетворять вtтеръ, громъ, молнiю, огонь, 1ю 1т р l, 1Въ греческой r шфологiи богамъ грома сопутствовали 10 1ш 1шн орёнъ и соколъ, а въ русскомъ фольклорt аистъ и ястреб с 1т 1нщ 1l ТИцами, связанными магическими силами съ огнёмъ. Человtкъ замtтилъ также разумное пов 1щ i 11щъ, ихъ совершенство и изящество. Онъ сталъ приписывать м 1мудрость и даже называть ихъ вtщими. Древнiе люди полагали, что тп 1качества присущи многимъ птицамъ, напримtръ, совt и даже таким розаическимъ птицамъ, какъ воронъ, курица и кукушка. Съ завистью наблюдая за птицами, человtкъ мечталъ о полётt, скорости и rармонiи. Онъ уступалъ имъ въ этомъ и поэтому приписывалъ птицt чудесную силу. Позднtе челов ческое воображенiе создало образы фантастическихъ птицъ, надtлённыхъ сказочной силой. Извtстны преданiя о способностяхъ птицъ оживлять мёртвыхъ, изгонять нечистую силу, переносить людей на большiя разстоянiя, плtнять ихъ чарующимъ пtнiемъ. Чудесную силу усматривали также въ перьяхъ, гнtздахъ, яйцахъ, когтяхъ и даже въ изображенiяхъ и тtняхъ птицъ. Такъ, вtра въ магическую силу перьевъ нtкоторыхъ птицъ была настолько глубока, что ихъ использовали при гаданiяхъ и ритуальныхъ дtйствiяхъ. Болtе того, считалось, что само изображенiе птицы обладаетъ магической силой и является отвратителемъ бtдъ. Человtкъ издавна восхищался красотой и безупречностью формъ птицы. Естественно, что ея изображенiе стало выполнять и декоративную функцiюЗ Украшая орнаментами орудiя своего труда, одежду и оружiе, человtкъ постоянно обращался и кт, образамъ птицъ. Мы находимъ ихъ въ предметахъ декоративно прикладного искусства, особенно въ монетахъ, эмблемахъ, печатяхъ и гербахъ. Вот почему анализъ символа Гамаюна въ состав герба долженъ учитывать и то, въ какой степени ея изображенiе реализуетъ декоративную функцiю. Таковы въ общихъ чертахъ мифологическiе источники представленiя людей о птицахъ. Они въ полной мtpt относятся и къ Гамаюну. Такъ, напримtръ, въ среднiе вtка Гамаюнъ изображался съ мощнымъ краснымъ клювомъ, а такой клювъ символизировалъ молнiеносный ударъ стрtлы ядра которымъ птица поражаетъ всякаго, кто попадается на ея пути. Неспроста въ фольклорt подъ влiянiемъ этихъ воззр 1нiй появилась загадка летитъ птица во рту спица, на носу смерть. Ещё болtе разрушительной силой, какъ считалось по народнымъ повtрьямъ, обладали хищныя птицы, терзающiя животныхъ, или rштающiяся падалью орёлъ, коршунъ, ястребъ. Гамаюнъ, по древнимъ преданiямъ, питался только костями. Сохранились стихи, приписываемые Саади Хума потому превосходитъ всtхъ птицъ, Что питается костями, не терзаетъ животныхъ4. 14 Бъ одномъ изъ стиховъ Джами говорится Ты на поверженнаго т 1шь не бросишь съ дерева си дра Х ума на немъ свила rнtздо, къ моимъ костямъ еи не стремитьс я 15 Ботъ почему въ этомъ смысл 1i Гамаюнъ символизировалъ фантасп 1чески мощную разрушительную силу и мtткость. Вмtстъ съ томъ, феноменъ Гамаюна выражаетъ и рядъ особенностеii вьщsляющихъ ero изъ всtхъ мифологическихъ птицъ. Прежде всего замtтимъ, что этимологiя слова r маюнъ древне ранская Хума й Хумо й въ переводt на руссюи языкъ означаетъ птица, приносящая счастье, благородств о, власть, богатство, поб вду и спасительную силу. По предположеюю совtтска о ченаrо О. Н. Трубачёва, имя птицы Гамаюнъ восходитъ къ мла авье 1кому перiодv письменности, когда употреблялось слово хумаиа что значить хитроумная, чудодtйственная. Какъ Гамаюнъ, такъ и другiе мифолоrическiе образы восточныхъ птицъ фениксъ, симурrъ, rаруда, сайена и др. берутъ свое начало отъ ещё болtе древняrо общеарiйскаго начала. Къ восточнымъ славянамъ эти иранскiе образы могли и перейти отъ скифовъ, сарматовъ или фраriйцевъ nотомковъ с tвеr,ныхъ арiевъ, контактировавшихъ со славянами въ Причерноморьt. Слово Гамаюнъ мо ло осъсть в Смоленскt и съ возникновенiемъ города, и въ перюдъ активнои торговли ero съ Востокомъ. Изслtдователь торговыхъ связей С о енска Н Усачевъб отмtтилъ, что торговля Смоленска съ Перс 1еи и l раномъ была болtе интенсивной, ч 1мъ съ Византiей. Этотъ выводъ подтверждается. многочисленными находками арабскихъ монетъ въ Смоленскt, свидtтельствами, изложенными въ тру дахъ восточныхъ эюшклопедистовъ Ибнъ Хордадбеха и Ибнъ Илфакила, а также археологическими находками nодъ Смоленскомъ персидскихъ юв елирныхъ и дtпiй. В. Я. Янинъ установилъ, что въ Гн tздовскихъ курганахъ арабскiя монеты, найденныя въ кладахъ,составили 90 Народы Лревняго Востока слагали легенды о птиц Хума и приносящей челоЕtку величiе счастье и почетъ. По предашямъ, тотъ, кто увидитъ Хуму, или на кого паде 1ъ ея тtнь, обрtтаетъ власт ь, становится богатымъ, счастливымъ, достигаетъ всt,хъ жизненныхъ благъ и можетъ стать шахомъ или царёмъ. Iародныя сказанiя на ли отраженiе въ персо таджикской литературt, rдi Хума предстаетъ типичнымъ литературнымъ героемъ. Однако см словые оттtнки, вкладываемые въ образъ Хумы, столь разнообразны, что слt дуетъ обратить вниманi на н 1которые изъ нихъ. О Гамаю упоминаетси въ 1ю 1мt А. noи Языкъ птицъ 7 Отговорка Гuмаюна t t,чь павёлъ Гамаюнъ бл скомъ лytJ iй изъ луч шхъ. Jй, сказалъ онъ, великiй ш 1стаn шо, забпуд 11хъ lfинъ высокiй мой стош,ко ofip t пъ бла о,rщти, lто подъ с t ныо моей рсстот, благодати. Лучше въ сбо вс арю н свсрка ощ мъ взм llyсп, 3I0 1J, мои крылы риста ищс ахамъ 15 А. Навои замъчаетъ, что Гамаюнъ обит е сщ ебесь 1гдъ царствуетъ мiръ ангеловъ, поэтому воля Гамаю 0 юнн бого ъ Да найдутъ свой прiютъ на небесномъ npeстoJ И да вступятъ подъ сtнь Гамаюновой воли Въ ругой поэмt А. Навои Смятенiе праведныхъ Хума предстаетъ какъ олицетворенiе мудрости, самоотверженно ти, справедливости. и добродtтели властелина, сравниваемаго съ эпическимъ Джамомъ. Въ эпической поэм t Ст tна Искандара Навои использует образъ Хумы для раскрытiя смысла противоположностей Быть можетъ, схожа съ ворономъ Хума, J Io рознь ихъ непостижна для ума Мысль о томъ, что Хума это счастье, добываемое самимъ человt комъ, пронизываетъ откровенiя Саади Хотtл я, чтобъ Хумай Ш рококрылый Отрадой озарилъ мой домъ унылый. Но разумъ говоритъ Хумая нtтъ 8 Афоризмы и пословицы, отличающiеся глубокой восточной мудростью, съ эстетической ёмкостью характеризующiе Хуму, содержатся въ энциклопедическихъ мемуарахъ Мухаммада Хакимъ хана Мунтахабъ атъ таварихъ переведённыхъ нtсколько лtтъ назадъ узбекскимъ ученымъ востоковъдомъ Энваромъ Хуршутомъ съ персидскаго на узбекскiй языкъ9 Никогда изъ гнtзда грифа Хума не поднимется такъ говорятъ на Востокt, когда хотятъ подчеркнуть невозможность чего либо въ данныхъ условiяхъ Переложить грузъ слона на муравья, а дtло Хумы поручить совt въ литературt Востока символика совы противоположна символикt Хумы и по смыслу означаетъ запущенность, разруху и безтолковость Не жди отъ зловtщей совы счастливаго предзнаменованья Хумы Пророческую вtщую силу приписываетъ Хумt А. Джами Сладкоголосый соловей, ты сталъ красивымъ, какъ цавлинъ,Так хочетъ въщая Хума, попавшая ко мнt въ полонъ. 10 Въ началt ХХ в tка къ образу Хумы обращался И. Бунинъ. Въ разсказt Тtнь птицы написанномъ во время по tздки въ Константинополь, онъ точно обрисовалъ сущность Хумы, тtнь которой, по его словамъ, приноситъ царственность, красоту и безсмертiе. Производное отъ слова Хума прилагательное хумаюнъ искаженное написанiе гамаюнъ переводится на русскiй языкъ какъ прiятный добрый, хорошiй, а также какъ благородный, процвtтающiй, благословенный, высочайшiй, августtйшiй благополучный, шахскiй, императорскiй. Слово хумаюнъ означаетъ и качество, отличающее Гамаюна отъ другихъ птицъ какъ самую почтеннtйшую и царственную, поэтому символизирующую самое уважительное отноше нiе. 16 Хумаюнъ это и собственное мужское имя. Так звали сына индiйскаго императора и полководца Бабура. Его дочь написала о нёмъ книгу Хумаюнъ намэ Въ Дели сохранился величественный памятникъ архитектуры мавзолей Хумаюна, построенный во второй половинt XVI вt ка. Терминъ гамаюнъ какъ прилагательное широко применялся для выраженiя превосходной степени антропоморфнаго содержанiя. Въ этомъ смыслъ онъ часто употреблялся въ состав титулованiя при обращенiи къ высокопоставленному лицу въ дипломатическихъ грамотахъ и статейныхъ спискахъ отчетахъ пословъ въ среднiе вtка. Такъ, напримtръ, въ статейномъ сnискt, князя А. Звенигородскаго за 1590 годъ записано Гамаюнове повелtнье то есть. Того величества Въ царской грамот султану, датированной 1667 годомъ, говорится Гамаюна подражателю и доброму прiятелю нашему 12 Въ ещё бол tе величественномъ смыслt, слово гамаюнъ примtнено Борисомъ Годуновымъ въ посольской грамотt Аббасъ шаху его царскаго величества во царяхъ свtтлообразнъйшему и избранному гамаюну подражателю, славнtйшему государю Перситцкiя и ирванскiя земли, начальнику Иранскому и Тиранскому Аббасъ шахову 13 Такое пониманiе слова гамаюнъ нашло свое отраженiе и въ другой практикt изображенiе птицы Гамаюнъ украшало мундиры царскихъ сокольничихъ. Гамаюнъ украшалъ и знамя сокольничихъ какъ сообщилъ русскiй историкъ Ю. В. Арсеньевъ, въ Рижскомъ походt царя Алексtя Михайловича имълось знамя чёрной тафты, въ центрt котораго была вышита птица Гамаюнъ. Знамя принадлежало сотнt царскихъ сокольничихъ. 14 Разнообразныя значенiя слова гамаюнъ переходили съ Востока на Русь различными путями, отражаясь и въ личныхъ знакахъ, гербахъ и географическихъ названiяхъ. Примъръ тому личный знакъ князя 8еодора Юрьевича Ромодановскаго. Мtста, которыми влад 1iлъ князь Ромодановскiй, народъ назвалъ Гамаюнщиной На территорiи Россiи сохранились и офицiальные топонимы, происходящiе отъ слова гамаюнъ Въ справочной книг 1Пермской губернiи за 1869 годъ nодъ номеромъ 3264 числится посёлокъ Гамаюнъ. Совсъмъ рядомъ съ этими мtстами, недалеко отъ Свердловска, на озерt Исетскомъ есть мысъ Гамаюнъ. Примъчательно, что по названiю этого мыса археологи, исходя изъ топонимическаго принципа, дали названiе культурt древнъйшихъ народовъ,проживавшихъ въ Зауральt со второго тысячелътiя до Р. Х. до VI въка н. э., гамаюнская культура Предположительнr 1 мысъ Гамаюнъ получилъ своё названiе въ глубокой древности Зауралье было зоной контактовъ между древними арiями и мtстнымъ финно угорскимъ населенiемъ Урала и Западной Сибири. Въ русскомъ говоръ слово гамаюнъ иногда ошибочно толкуютъ какъ производное отъ гомонить много говорить Поэтому въ простонародьt слово гамаюнъ получило различные смысловые оттънки, характеризующiе шумныхъ непос ьдъ и трудягъ, а также людей противоположнаго типа. И сейчасъ можно услышать поговорку 17 онъ у насъ такой rамаюнъ, нп мпнуты б 11нн 11Въ этомъ с 1ыс. ь слова далъ фамплiю Гамаюнъ срою ш 1t, ти Моё поко. 1t,нiе писатель Б. Горбатовъ. Въ уральсю 1хъ же rоворахъ. rамаю 0мъ нtниваrо, нера,J 1шаrо человtка. На Руси nт ца Гамаюнъ, какъ и сиринъ, алr 0 1юс 11щитялась чу есной силой пьнiя, способной очаровать чсн о э rомъ, напримt,ръ, разсказывается въ притчt Тысяча Л tТI, юидс яко ень еr.пнъ двухлистовой лубочной картинкt ХШ кt 1на этотъ сюжетъ. lеrенда повtствуетъ объ инокt, который, увлскш с 11iемъ райской птицы, ходилъ за ней, как ему показалось, не болt е трехъ часовъ. Вернувшись въ монастырь, он никого не узналъ, такъ какъ с. 1ушалъ волшебное п Sнiе триста л 1тъ. 15 Въ духовныхъ стихахъ пъсняхъ, исполняемыхъ каликами перехожи ш, райскiя птицы поютъ архангельскими голосами царскiя п ьсни. Совьтскiй писатель Д. И. Ерёминъ въ историческомъ роман t Кре тевскiй холмъ использовалъ подобныя упоминанiя о Гамаюнt д. 1я характеристики образованности княжича Константина. Jальн sйuiее развитiе представленiй о Гамаюнt шло въ Россiи по пути насыщенiя его романтическимъ содержанiемъ. Въ этомъ смыслt упо 1янулъ Гамаюна И. С. Турrеневъ въ разсказt Касьянъ съ Красивой Iечи Ро 1мантизацiя райскихъ птицъ выразилась и въ томъ, что въ наро,Jно 1ъ творчествt, ихъ стали изображать не только съ головой, но и грудью женщины. Даже въ геральдикt Сирина и Алконоста художники рисовали въ видъ птицы съ женской головой. Но Гамаюнъ, благодаря творчеству И. Я. Билибина, не сталъ птицей дt.вой. Въ справочникt. по rеральдик t художникъ изобразилъ rамаюна въ видъ величавой, 1ужественной птиuыl б. Райская птиuа. Рисунокъ И. Я. Билибина, 19 15 г. 18 Фраrментъ росписи фарфороваго блюда. Художникъ В. А. Городничевъ. 1989 г. I нтересный Гамаюнъ изображенъ на герб смоленскаrо дворянина Радковича. Здъсь райская птица яркоголубоrо цвъта съ длинными лирообразными перьями см. рис. на 2 й стр. обложки Настоящимъ шедевромъ можно назвать экслибрисъ И. А. Всеволожскаrо художник А. Э. фонъ Фелькерзамъ rд t роскошная птица Гамаюнъ гармонично вписана въ изысканную компоэицiю герба Смоленска. Фраrментъ э слибриса И. А. Всеволожскаго Экслибрисъ И. А. Всеволож 1aro. 48х77 мм. Конецъ XIX в. Публикуется впервые И3Ъ БИ6.7 0.ТЕКИ Вмъстъ съ тъмъ въ изобраэительномъ искусств Х 1Х начала ХХ вtка намtтилась тенденцiя превращенiя Гамаюна въ многозначный символъ мистическаго характера. Этому способствовала эстетическая атмосфера того времени съ моднымъ тогда символизмомъ. Онъ отразилъ стремленiе художниковъ углубиться въ мiръ утонченныхъ эмоцiй, гд r, они искали мистическiй смыслъ познаваемаrо. Въ практику символистовъ вошли иносказанiя и новыя слова, смыслъ которыхъ моrъ им 1ть подтекстъ и визуальное выраженiс. Этому подходило и слово гамаюнъ достаточно назвать литературный сборникъ Гамаюнъ съ иллюстрацiей А. М. Арнштама. Васнецщн отдавая дань символизму, написалъ картину Гамаюнъ на которой изобразилъ птицу въ глубокомъ тревожномъ раздумьt Васнецовскiй Гамаюнъ имълъ уст,хъ не только у симnолистовъ. 1аходясь почти подъ гитютичсскимъ впсчатлснiемъ отъ этой карти ы, Л. Блокъ написалъ вдохновенное стихотворенiе Гамаюнъ, птица ntщ 1tя Въ стихотворенiи есть такiя строки ГН,щастъ иго з ых 1татаръ, Н,щаетъ ю 1з ей rядъ кронаnыхъ, И трусъ, и гололъ, и пожаръ, лодьсвъ сипу, гибель правыхъ 19 Несомнtнно, что подъ впечатленiемъ тих 1rтрощ t аписалъ П ьсню Гамаюна Н. А. Клюевъ, талантлиDый 0 t, 0 этъ, чья трагическая жизнь оборвалась въ 1937 годr, когд t нr 1хоз нщагося четвертый rодъ въ ссылкъ, повторно арестовали и рн 1с 1рt,ляли по постановленiю тройки Только въ 1989 году стало извъстно о его стихошор и Пъсня Гамаюна которое хранилось какъ приложенiе къ nрото 1o y допроса 15 февраля 1934 года. Какъ вtщее предостереженlе зnучатъ строки ст хотворе ня, въ ко оромъ поэтъ nредсказалъ поруганно сталинщинои и застоинымъ пер 1одомъ время Къ намъ въсти rорькiя пришли, Что зыбь Арала въ мёртвой тинt, Что рtдки аисты на Украинt, Моздокскiене звонки ковыли Намъ тучи в tсти занесли, Что Волга синяя мелt,етъ 17 Современникъ А. Блока, талантливtйшiй русскiй поэтъ К. д. Бальмонтъ, написалъ у 1ивительно музыкальное стихотворенiе, въ кото ромъ I амаюнъ раиская птица, услаждающая людей И если звономъ нt,жныхъ струнъ Ты убаюканъ, засыпая, Такъ это птица Гамаюнъ Поётъ въ безвtстномъ, голубая. На эти строки отозвался В. Высоцкiй стихотворенiемъ Пtсня о Россiи rдъ Гам юнъ въщаетъ не страшное будущее, а пробужденiе родины, которая раскисла, опухла отъ сна Словно семь завtтныхъ струнъ Зазвенtли въ свой черёдъ Это птица Гамаюнъ Надежду подаётъ Грязью чавкая, жирной да ржавою, Вязнутъ лошади по стремена Но влекутъ меня сонной державою, Что раскисла, опухла отъ сна. Словно семь боrатыхъ лунъ На пути моёмъ встаётъ Это птица Гамаюнъ Надежду подаётъ До Высоцкаго подобный смыслъ въ образъ Гамаюна вложилъ м. А. Раповъ в 1историческомъ романt Зори над Русью Болt,е того, Раповъ вве ъ Гамаюна для завязки главной сюжетной линiи романа освобожденш Руси отъ татарскаrо ига. Въ истинно фольклорномъ смыслъ примънилъ образъ Гамаюна въ историч комъ романt, эпопеъ Иван III государь всея Руси другой совtтскш писатель В. И. Язвицкiй. Онъ глубоко изучилъ богатый 20 фольклорный матерiалъ и для бол Ъе яркаrо описанiя перехода от отрочества къ возмужалости будущаrо государя использовалъ народную притчу, которую вложилъ въ уста стараго мудреца, звонаря Илейки, приставленнаго къ молодому княжичу Ивану. Притча повъствуетъ о Степанъ богатырt, котрый въ отрочествt жилъ въ беззаботномъ весельt пока Баба Яга не подарила ему коrотокъ отъ Гамаюнъ птицы в Бщей. Съ тtхъ поръ Степанъ сталъ видt.ть окружающiй мiръ по другому съ его бъдами, несправедливостями и жестокостями. Коrотокъ Гамаюна сталъ въ притчь и въ роман t, символомъ прозрtнiя, взрослtнiя богатыря, а въ подтекстt символомъ познанiя Иваномъ необходимости трудной борьбы за созданiе Русскаrо централизованнаrо государства, символомъ осознанiя сущности объединительной политики будущаrо государя Ивана III. Съ символикой птицы Гамаюнъ связана увлекательная загадка изображенiе Гамаюна безногой и безкрылой птицей, похожей на пушистаrо дикообраза. Такой птицей Гамаюна изображали въ теченiе двухъ столt.тiй въ XVII и XVIII въкахъ, а во мноrихъ книгахъ того времени писалось, что Гамаюнъ ноrъ не имtетъ. rГР ri 1l j. l,U f l.,jс, У 1о r i Гербъ Смоленска изъ книги И. Корба Дневникъ путешествiя въ Московiю 1699 г. Рисунокъ печати Смоленскаrо юшжества. 1725 г. Изъ фондовъ ЦГИА Публикуется впервые Видные спецiалисты поrеральдикt. XIX вtка не смогли освобо,rт ипr. я отъ идеологическихъ позицiй и разъясняли этотъ фактъ шовин с тчески, съ явнымъ антипольскимъ уклономъ. По словамъ А. Лакiера 18 райская птица на смоленскомъ герб изображена безъ ногъ потому, что она символизируетъ во.ждел нные и недосягаемые предметы, а такимъ предметомъ для Польши и Литвы всегда былъ Смоленскъ. Ещё болъе категориченъ былъ П. Винклеръ 19. Онъ писалъ, что Гамаюнъ это символъ Польши, а безъ ногъ она потому, что русская 2 1 пушка отстрълила у нея ноrи. Политическая тенденцiозность подобныхъ про 1тенiй repoa очевидна Мы же попробуемъ разгадать э.у заrадку по другому. Пзвt,стно, что во время круrосвtтнаrо плаванiя Магеллана одинъ изъ l tолуккскихъ султановъ въ 152 1году вручилъ мореплавателю шкурки невиданныхъ райскихъ птицъ. Эль Кане, замt,нивwiй погиб шаrо Магеллана, привёзъ въ Европу вмъстъ со шкурками и фантастическiе разсказы объ удивительныхъ особенностяхъ этихъ дивныхъ по красотt, птицъ. Но всt доставленныя шкурки, къ изумленiю испанцевъ, были безъ ноrъ. Сказочно нъжной и яркой окраски пышный хвостъ птицы заканчивался двумя длинными лирообразными перья ми. Ловкiе купцы въ nослъдующiе годы привозили чучела безноrихъ птицъ, ещё больше раздувая невt,роятные вымыслы о божьихъ птицахъ. Ихъ перьямъ приписывали магическую лtчебную силу, а имъ самимъ особый образъ жизни, при котромъ ноги просто не нужны, такъ какъ вся ихъ жизнь и даже высиживанiе потомства проходятъ въ полётt. Участникъ экспедицiи А. Пигафетта выступилъ съ опроверженiемъ нелtпостей о птицахъ, но его посчитали лжецомъ. Даже врачъ и математикъ Д. Кордано страстно и убъдительно повторялъ фантастическiе разсказы объ экзотическiхъ птицахъ, облекая повъствованiе въ научную форму. Легенды о прекрасныхъ птицахъ жили ещё долго. Гербъ княжества Смоленскаrо изъ книги профессора Ф. Дильтея Опытъ россiйской reorpa фiи 177 1г. Гербъ Смоленска. Рисунокъ Г. В. Ражнёва. 1987 г. Но наступило время, когда орнитологи доказали, что сказочный мифъ о райскихъ птицахъ плодъ изощрённой фантазiи, подоrр tтсй алчными торговцами. Однако феерическая легенда о безноrихъ пти 22 цахъ осталась увtков ьченной дважды. Выдающiйся натурапистъ К. Линней въ системt классификацiи птицъ спецiально назвалъ самый крупный видъ с.емейства Paradiseidaeбeзнoгoй райской птицей, а въ геральдикъ мифъ остался увtковъченъ въ гербъ Смоленска XVII вък являя собой уникальный фактъ въ исторiи не только отечественноа и, но и мiровой геральдики. Въ западноевропейскомъ искусств t иконографiя Гамаюна представлена въ образt Синей Птицы. Она получила широкую извъстность послt 1908 rода, когда М. Метерлинкъ создалъ поэтическую пьесу сказку Синяя Птица Используя фольклорную основу, М. Метер линкъ придалъ Синей Птицt яркiй ореолъ символики, лучи которои играютъ красками устремленности къ великой цъ ли, въчной борьбы н а пути къ истинt, самоотверженности, великодушiя и неудовлетворенности достигнутымъ. Во время постановки Синей Птицы въ Берлинъ въ 1926 rоду дирекцiя театра заказала И. Я. Билибину обложку программы, на которой художникъ изобразилъ Синюю Птицу въ видt стилизованнаго Гамаюна. Интересный образъ Гамаюна запечатльлъ въ 1983 году народный художникъ СССР М. М. Тараевъ на парадномъ занавъсъ Смоленскаг драматическаго театра въ составt смоленскаго герба. Въ уд чнои находкt Тараева пушка своимъ жерломъ напоминаетъ духовои ин струментъ, а птица Пегаса. Этимъ приёмомъ въ символику птицы Гамаюнъ гармонично включается и символика Пегаса. Еще болtе смtлое рtшенiе образа Гамаюна выполнилъ прославленный мастеръ Дулёвскаго фарфорового завода В. А. Городничевъ, который создалъ въ 1989 году блюдо Гербъ Смоленска Талантливый художникъ переступилъ через Ь привычные каноны профильнаго изображенiя пушки съ птицей и изобразилъ ихъ торцомъ. Саму же птицу Городничевъ изобразилъ въ духъ дре 3нерусскаго фольклора съ женскимъ лицомъ и грудью и полураскрытыми крыльями. Этими прiёмами въ символику Гамаюна вложена торжественность и святость. Заканчивая анализъ символики птицы Гамаюн ь и показавъ его древнеиранское происхожденiе, слъдуетъ оговориться, что попытки проникнуть къ болъе др внимъ истокамъ происхожденiя Гамаюна весьма предположительны и связаны съ новыми тайнами и загадками. Но одна изъ нихъ настолько увлекательна, что достойна вниманiя гербовt довъ. Обращенiе къ древнекитайскому искусству и мифологiи говоритъ 0 томъ что сюжеты съ райскими птицами широко прим t нялись и въ и к с вt Древняго Китая. Распространённой райской птицей была п иц Фэнхуанъ. Самое удивительное, что слово Фэнхуанъ составлено изъ двухъ словъ Фэнъ которое переводится какъ чудесна птица небесный государь, какъ высшая божественная сила, небесныи духъ и символъ неба. Слово хуа ъ та же употребляется какъ чудесная птица, но женскаго рода. Jlo значенiе слова хуанъ въ кита скомъ языкъ нъсколько другое. Считается, что хуанъ это птиш 1соп,утству щая миру и процвt танiю, а п авное смысловое значеюе слова хуанъ въ nонят 123 яхъ авrустtйшiй, верховный то есть, тождестл 10 аченiю иранскаго слова хумаюнъ хума Но если учесть, чт I итайская Хуанъ гораздо старше иранской Хумы и что въ ира скомъ II кусствt птица Хума изображалась почти такъ же, какъ и въ Дре всмъ Китаt птица Хуанъ, то можно предположить, что мифическая иран кая птица Хума происходитъ отъ древнекитайской птицы Хуанъ. Въ ещё болtе раннихъ матерiалахъ изъ древнекитайскихъ письменныхъ источниковъ просматривается космическая гипотеза появленiя образа птицъ Хуанъ и Фэнъ. Пересказывая ихъ, Лисевичъ И. С. сообщаетъ, что въ третьемъ тысячелi тiи до Р. Х. въ бассейнt рtки Хуанхэ дtйствовали космическiе пришельцы2 1которыхъ называли совершенномудрыми сыновьями Неба Появленiю ихъ на Землt предшествовало сiянiе великой молнiи а затомъ огромная звtзда, словно ковшъ, опустилась на цвtтущiй островъ Главнаго первопроходца сыновей Неба китайцы называли Хуанъ ди августtйшiй императоръ Его сподвижника называли Фэнъ цзы. Во время вознесенiя въ Небо Фэнъ сжёгъ себя въ кучt пламени и вознесся это описа нiе похоже на стартъ космическаго корабля Посл t этого Фэнъ временно умеръ и возродился черезъ 200 л tтъ Видимо, отсюда берётъ свои истоки мифъ о птицt Фениксъ, возрождающейся изъ пепла. Въ матерiалахъ, касающихся дtятельности Хуанъ ди и его сподвижниковъ нетрудно увидъть описанiе сиrарообразнаго космическаго корабля, самодвижущейся коляски и даже скафандра. Въ источникахъ упоминается, что Хуанъ ди со своей группой возвратился, якобы, обратно въ районъ своей звtздной системы Сяньюань Регулъ наиболtе яркой системы изъ трёхъ звtздъ въ созв tздiи Льва, свtтимостью въ 169 разъ больше солнечной, разстоянiе до которой равно 84 свtтовымъ годамъ, что по современнымъ космическимъ мtркамъ совсtмъ недалеко. Опираясь на древнекитайскiе источники, можно предположить, что словомъ Хуанъ назвали одного изъ космическихъ пришельцевъ, приобщившихъ дикихъ аборигеновъ къ цивилизацiи. Слово хуанъ стало означать Небесную птицу, птицу Счастья, которая затомъ трансформировалась въ птицу Хума, а черезъ нtкоторое время въ птицу Гамаюнъ, красующуюся нынt въ составt смоленскаго герба. Въ личной бесtдt съ авторомъ этой статьи видный китаевtдъ И. С. Лисевичъ въ апрtлt 1992 года высказалъ одобренiе версiи о космическомъ происхожденiи птицы Гамаюнъ, о трансформацiи китайскаrо слова хуанъ въ иранское слово хума и въ конечномъ итогt въ слово rамаюнъ Такимъ образомъ, каждая историческая эпоха накладывала свой отпечатокъ на развитiе символики этой удивительной. птицы, въ которой сочетается и реальное, и мифическое, и гипотетическое. Но при каждомъ новомъ толкованiи символики Гамаюна старое не отбрасывалось, а бережно сохранялось и приумножалось. Вотъ почему и намъ слtдуетъ хорошо знать, свято хранить и помнить то, что понима ли люди подъ птицей Гамаюнъ въ прежнiя времена. 24 ПРИМЪЧАНIЯ 1Государственный герб ь независимаrо Узбекистана. В liстникъ rеральдиста, 1992, 5, с. 4. 2 Афанасьевъ А. Н. Поэтическiя возэрtнiя славянъ на природу. Т. 1М., 1865 Шеппинrъ д. о. Обозрtнiе звt ринаrо эпоса Западной Европы. М., 1868 Проппъ В. Я. Историческiе корни волшебной сказки ЛГУ, 1946. 3 Моранъ Анри де. Исторiя декоративно прикладного искусства отъ древнtйшихъ времёнъ до нашихъ дней. Пер. съ фр. М., 1982. 4 Хакимъ ханъ М. Мунтахабъ аттаварихъ. Рукопись Института востоковtдtнiя АН УзССР. Ташкентъ, 593, л. 255а. 5ирано таджикская поэзiя. М., 1974, с. 398. 6 Усачёвъ Н. И. Торговля Смоленска съ Висби, Ригой и сtверогерманскими городами въ Xll XlV в. Авторефератъ диссертацiи на соиск. учен. степ. канд. историч. наукъ. М., 1952. 7 Навои А. Сочиненiя. Въ 10 т. Т. 8. Языкъ птицъ. Ташкентъ, 1970, с. 47. 8 Ирано таджикская поэзiя. М., 1974, с. 209. 9 Хакимъ ханъ М. Указ. соч., л. 1776, 2 19а. 10 Джами А. Избранныя произведеиiя. T. I. Душанбе, 1972, с. 249. Памятники дипломатическихъ и торrовыхъ сношенiй Московской Руси съ Персiей. т. I. Труды восточнаго отдtленiя императорскаrо русскаrо археологическаго общества. Т. 20. Спб., 1890, с. 247. 12 ЦГ АДА, ф. 89, оп. 1д. 8, л. 248. 13 Памятники дипломатическихъ и торrовыхъ сношенiй Указ. соч., с. 228. 14 Арсеньевъ Ю. В. О знамёнахъ съ геральдическими изображенiями въ русскомъ войскt XVII въка. Смоленскъ, 19 с. 14 16. 15 Ровинскiй Д. А. Русскiя народныя картинки. Спб., 1900, т. 2, с. 336, 7 16. 16 Лукомскiй В. К., Типоnыъ Н. А. Русская геральдика. Пr., 19 15. 17 Клюевъ Н. Разруха. Циклъ неопубликованныхъ стиховъ. Огонёкъ, 1989, 43, с. 8 Лакiеръ А. Русская геральдика. Кн. 1Спб., 1855. 19 Винклеръ П. П. Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской имnерiи. Сnб 1900. 20 Юань Кэ. Мифы древняrо Китая. М., 1965, с. 100, 150. 2 1Лисевичъ И. С. Древнiе мифы о Хуанъ ди и гипотеза о космическихъ пришельцахъ. Азiя и Африка сегодня. 1974, р АЖНЁВЪ Геннадiй Владим i ровичъ, кандидатъ философскихъ наукъ, доценть, чяенъ Президиума Всероссiйскаrо rеральдическаrо общесmа, г. Смоленскъ. 25 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ражнёв Г.В. Тайны и загадки птицы Гамаюн (1992)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |