КРУГОЗОР
В прошлом году морская авиация Краснознаменного
Тихоокеанского флота отметила свое 75 летие.
Начиная с момента своего рождения в начале
30 х годов, выдержав суровые испытания Великой
Отечественной войны и войны с Японией, она шаг
за шагом накапливала воздушное мастерство,
достигнув своего расцвета в 70 80 годы двадцатого
столетия. И в наше сложное время, когда Вооруженные
Силы поставлены в новые социальноэкономические
и политические условия, когда
продолжается их реформирование, авиация ТОФ,
имея на вооружении мощные ракетоносцы и противолодочные
комплексы, продолжает во взаимо
Геральдика
буклет, отражающий весь боевой путь авиации ТОФ,
а также знак в виде медали на пятиугольной колодке,
обтянутой муаровой лентой шириной 24 мм.
Лента желтого цвета с голубой полосой в центре и
красными полосками по краям, круг знака размером
32 мм, толщиной З мм фото 1
В 1982 году отмечалось 50 летие Военно воздушных
сил Тихоокеанского флота. Это были годы расцвета
морской авиации, период триумфа, могуществ
а и высочайшего уровня летного мастерства авиаторов
тихоокеанцев.
В этот славный юбилей было выпущено два разных
по дизайну фалеронима. Первый знак фото 3
IИJ f lfВi iJ i OO xf JOO ff
действии с силами флота успешно решать боевые
задачи.
В состав ВВС и ПВО Тихоокеанского флота входят
десятки частей и подразделений, разбросанных по
всему побережью океана. Это тысячи и тысячи людей высококлассных авиационных специалистов. У
каждого своя судьба, свой нрав, свои проблемы. Но
их объединяет любовь к своей профессии и мастерство.
Это они, авиаторы тихоокеанцы, в суровых
климатических условиях прокладывали первые воздушные
трассы в тихоокеанском небе, успешно решали
задачи по поиску авианосцев и подводных лодок вероятного противника в Тихом и Индийском
океанах, в кратчайшие сроки освоили вертикальный
и укороченный взлет и посадку на тяжелые авианесущие
крейсеры Минск и Новороссийск
Многим воинам, служившим в морской авиации
ТОФ, поставлены памятники. Но памятники бывают
не только из гранита и мрамора. За эти годы было
выпушено несколько интересных памятных знаков и
других образцов символики, на примере которых
можно проследить славную историю авиаторов тихоокеанцев.
Это значки, вымпелы, шевроны, нашивки
и другая геральдическая атрибутика, которую с
гордостью носят и которой гордятся крылатые моряки
Тихоокеанского флота.
Почти все юбилейные даты и события как ВВС и
ПВО ТОФ в целом, так и отдельных воинских частей
отмечались выпуском знаков и вымпела фото 2
Так, в честь 75 летия авиации ТОФ были выпушены
fll
выполнен в виде медали на колодке. В круге золотого
цвета изображен горизонтально летящий труженик
неба самолет Ту 16, поступивший на вооружение
ВВС ТОФ в конце пятидесятых годов сначала в
торпедоносном, а затем ракетоносном и разведывательном
вариантах. После принятия на вооружение
этого самолета части минно торпедной авиации
получили приставку дальнего действия
В верхней части круга фалеронима надпись в две
строки 50 и ВВС ТОФ а под самолетом слово лет В нижней части круга звезда и расходящиеся
от нее влево и вправо дубовые ветви. На обратной
стороне круга в центре изображены даты 1932 1982 Круг при помощи ушка и кольца соединяется
с прямоугольной колодкой, обтянутой голубой
муаровой лентой, для командного и начальствующего
состава и колодкой, покрытой голубой
эмалью, для других категорий личного состава.
Второй знак, выпущенный к 50 летнему юбилею
авиации ТОФ, двухуровневый фалероним в виде
развернутого полотнища голубого цвета, на фоне
которого изображен авианесущий крейсер золотистого
цвета. На его профиле имеется накладка в виде
самолета палубной авиации Як 38 серебристого
цвета. В нижней части знака располагается красная
развевающаяся лента с надписью 50 лет ВВС
ТОФ Вверху ленты справа красная пятиконечная
звезда. Знак изготовлен из так называемых тяжелых
металлов и покрыт силикатными эмалями на основе
жидкого стекла по горячей заливке.
ОРИЕНТИР 9.2008 1932
Фото 1Фото2
Особо хочется выделить один из боевых полков,
личный состав которого стал обладателем этих знаков.
В августе 1976 года директивой Генерального
штаба Вооруженных Сил был образован З й корабельный
штурмовой авиационный полк с базированием
на ТАКР Минск и сухопутном аэродроме Романовка Пристань. Полк вооружался самолетами
Slк 38 и МиГ 2 1Первым командиром полка в октябре 1976 года был назначен опытнейший летчик и
умелый руководитель майор Вячеслав Свиточев. Он
первым посадил на палубу Минска самолет вертикального
взлета и посадки Як 38. Первыми, кто успешно
освоил новый самолет вертикального взлета
и посадки, стали летчики капитан В. Юров, заместитель
командира эскадрильи капитан Ю. Чурилов
впоследствии полковник, командир З го полка,
единственный в мирное время летчик тихоокеанец,
получивший высокое звание Героя Советского Союза
за освоение новой авиационной техники.
Переход ТАКР Минск с запада на Тихоокеанский
флот, проведение полетов показали, что рождение
корабельной авиации, ее начальный этап становления
и ее первенец самолет Як 38 имеют множество
нерешенных вопросов. Самолет, к примеру, не
мог летать в тропических широтах. Переход дал основание
для принятия кардинально новых решений
в развитии палубной авиации, повышении тактических
возможностей корабельных штурмовиков.
С 1976 по 1985 год летчики и техники полка выпал
КРУГОЗОР
ФотоЗ Фото4
нили шесть боевых служб на борту авианесущих
крейсеров Минск и Новороссийск Многие из
них были награждены высокими государственными
наградами.
Но, к сожалению, 1сентября 1995 года полк, а
вместе с ним и вся штурмовая авиация ВВС ТОФ
прекратили свое существование. В связи с расформированием
3 го ОКШАП был выпущен памятный
знак в виде медали на прямоугольной колодочке,
покрытой простыми эмалями фото 4 Колодочка
представляет собой белое полотнище с голубым диагональным Андреевским крестом, в нижней части
которой располагается символ ВВС распростертые
крылья со звездочкой в центре. Медаль имеет
вид круга диаметром 30 мм с изображением во
внутреннем круге авианесущего крейсера, идущего
по волнам, и летящими самолетами вокруг него.
В правой части внутреннего круга располагаются
даты формирования и расформирования полка. По
окружности вверху надпись ВВС ТОФ разделенные
звездочками. Внизу надпись Романовка
Пристань пункт дислокации полка.
Юрий АХМЕТШИН,
ветеран морской авиации
Тихоокеанского флота Продолжение в следующем номере
КРУГО30Р
Исторические вехи развития морской авиации Тихоокеанского
флота отмечены выпуском ряда фалеронимов,
посвященных юбилейным датам. Так, в 1998 году к 40 летию Отдельного Краснознаменного
противолодочного вертолетного полка ОКПЛВП
был учрежден нагрудный знак фото 1Отдельный
противолодочный полк ТОФ имеет славную историю,
которую ведет от образованного в 1958 году
7 10 го вертолетного полка. В задачи последнего
входило несение боевой службы на противолодочных
кораблях. Однако до середины 60 х годов ХХ века
на кораблях Тихоокеанского флота базировались
лишь одиночные машины и экипажи из состава пол
Геральдика
Среди фалеронимов, посвященных дальней разведывательной
авиации Тихоокеанского флота,
можно отметить значок, выпущенный в 1988 году к
60 й годовщине со дня основания 304 го Отдельного
гвардейского дальнего разведывательного авиационного
полка ОГДРАП фото 2 Полк был сформирован
на основе 32 й авиационной эскадрильи в
составе 13 й авиабригады Северо Кавказского военного
округа. С началом Великой Отечественной
войны полк, перебазированный на аэродром Хороль Приморский край стал кузницей летных кадров
для частей авиации действующих флотов. Было
подготовлено и отправлено на фронт около тридца
ка. Только в 1967 году была сформирована специальная
эскадрилья на базе вертолетов КА 25, которая
предназначалась исключительно для палубного
базирования.
Летчики этой эскадрильи уже в 1968 году приняли
участие в дальнем походе кораблей ТОФ, направленных
для несения боевой службы в акваторию
Мирового океана. В 1970 году впервые в истории
авиации ВМФ СССР корабли ТОФ с летательными
аппаратами на борту несли боевую службу в
восточной части Тихого океана, у берегов американского
континента. Совместная программа боевой
службы моряков и авиаторов была успешно
выполнена.
Фалероним, посвященный 40 летию ОКПЛВП,
двухуровневый, накладной. Он представляет из
себя венок из лавровых ветвей, перевитых вверху
лентой с датами образования и расформирования
полка. Внизу венка развевающаяся лента с надписью Новонежино В центре композиция золотого
цвета, состоящая из якоря с распростертыми
крыльями, двумя перекрещенными мечами и
летящим вертолетом КА 25. Внизу якоря выпуклая
надпись 7 1О поверх которой расположена аббревиатура ОКПЛВП Вверху дата 40 Знак
имеет чернение под старинный металл. благодаря
тому что его части наложены друг на друга с видимыми
просветами, знак приобрел особую легкость
и даже воздушность.
Продолжение. Начало в 9
ти экипажей, которые громили врага под Москвой,
Сталинградом, Севастополем и Одессой, в небе советского
Заполярья. С 8 августа 1945 года летчики
этой авиационной части участвовали в боевых
действиях против империалистической Японии.
В сентябре 1945 года за образцовое выполнение
заданий командования и проявленные при это доблесть
и мужество полк награжден орденом Красного
Знамени, часть преобразована в гвардейскую. Во
второй половине 60 х годов ХХ века полк стал самым
мощным формированием авиации Тихоокеанского
флота. Вооруженный дальними самолетамиразведчиками
Ту 95РЦ он несколько десятилетий
безупречно выполнял задачи командования по
стратегической разведке морских группировок вероятного
противника. К сожалению, в ходе реформ
Вооруженных Сил РФ июня 1993 года 304 й
ОГДРАП был расформирован и прекратил свое существование.
Юбилейный знак в честь 60 летия ОГДРАП изготовлен
в виде развевающихся военно воздушного и
военно морского флагов СССР, наложенных друг на
друга. На фоне военно морского флага имеется
стилизованное изображение самолета разведчика
Ту 95. В нижней части флага, справа, располагается
выпуклая цифра 60 вверху в левой части знак Гвардия Значок одноуровневый, покрыт простыми
алкидными эмалями.
Имеют свою юбилейную символику и авиаторытранспортники
ВВС Тихоокеанского флота. Транс
ОРИЕНТИР 10.2008
портная авиация ТОФ начинала свой путь в тридцатые
годы ХХ века. Летные экипажи выполняли и выполняют
перевозки личного состава, военной техники
и других грузов, в том числе v. за пределы СССР и
России. Осуществляют задачи по десантированию
людей и грузов, проводят поисково спасательные
операции, выполняют полеты на ледовую разведку в
восточную часть Ледовитого океана, т обеспечивают
боевую деятельность основной ударной силы
флота надводных кораблей и подводных лодок.
Особо выделяется 593 й отдельный транспортный
авиационный полк один из старейших в ВВС и ПВО
Тихоокеанского флота. Он ведет свою историю с 1936 года, когда в гарнизоне Романовка начала
формироваться 125 я минно торпедная авиабригада,
в состав которой входил 16 й отдельный авиаотКРУГОЗОР
майоров В. Филиппова, В. Дремова, подполковника
А. ключника и многих других, а в 1995 году личный
состав полка принимал участие в ликвидации последствий
землетрясения в Нефтегорске о. Сахалин
за что несколько экипажей самолетов были
награждены высокими государственными наградами.
В 1997 году 593 й полк был переформирован в 7 1ю
отдельную транспортную авиационную эскадрилью ОТАЭ ВВС и ПВО ТОФ, которая в 2006 году отпраздновала
свое 70 летие. В связи с этой датой были
выпущены юбилейный знак фото 3 и памятный
вымпел.
Юбилейный знак двухуровневый, накладной, в
качестве элементов его композиции использованы
лаврово дубовый венок, военно воздушный и военряд.
Он принимал
активное
участие в боевых
действиях
у озера Хасан.
В годы Великой
Отечественной
войны
на базе 16 го
авиационного
отряда была
сформирована 122 я от Фото 1Фото2
но морской
А н д р е е в с кий
флаги. В
его средней
части два
п е р е к р е щенных
якоря
с распущ
е н н ы м и
крыльями из
металла зол
о т и с т о г о
цвета, со
дельная авиа щ и т о м
эскадрилья. Ее экипажи несли постоянное боевое
дежурство на Тихоокеанских рубежах, многие летчики
участвовали в боях на советско германском
фронте. Среди них командир эскадрильи капитан
Егоров, старшие лейтенанты Желтухин. Платонов,
Морозов, старшина Сулин. В августе сентябре 1945
года эскадрилья принимала активное участие в боевых
действиях против милитаристской Японии. Особо
отличился летчик майор Ф. Чмыхов, который за
мужество и героизм был трижды награжден орденом
Красного Знамени, а два воспитанника полка,
майор Друздев и капитан Курочкин, удостоились
высокого звания Героя Советского Союза.
В 1947 году на базе отдельной эскадрильи сформировался
593 й отдельный транспортный авиаполк
с базированием на аэродроме Южно Угловая Приморский край С середины 70 х годов экипажи
полка начали осваивать международные линии для
оказания помощи развивающимся странам. Экипажи
работали с аэродромов Эфиопии, Сомали, Вьетнама,
Пакистана, Индии, Йемена, Кореи. В числе
первых вышли на международные трассы экипажи
французской формы в центре. Щит с полем белого
цвета с синим диагональным Андреевским крестом.
В верхней части во главе аббревиатура ОТАЭ Щит увенчан золотистой граненной пятиконечной
звездочкой. Знак как бы охвачен ниспускающимися
развевающимися флагами справа Андреевским,
слева авиационным. Между навершиями
знамен располагается шильдик с выпуклой датой
образования полка 1936 коронованный большой
российской императорской короной. Внизу венка
развевающаяся лазоревая синяя лента с надписью ВВС ТОФ Основа знака сделана из металла
серебристого цвета, накладная деталь из металла
золотистого цвета перекрещенные якоря с
крыльями и щитом в центре Знак покрыт силикатными
эмалями на основе жидкого стекла по горячей
заливке.
Юрий АХМЕТШИН,
ветеран морской авиации
Тихоокеанского флота Окончание следует
КРУГОЗОР
Повседневная деятельность морской стратегичес кои разведывательнои и ракетоноснои, вертолет
ной, палубной, транспортной авиации Тихоокеанского
флота была бы невозможна без качественного тылового,
радиотехнического и специального обеспечения.
В составе ВВС и ПРО ТОФ имеются несколько
частей обеспечения, в честь которых учреждено немало
фалеронимов, вымпелов и других образцов геральдической
продукции.
Так, в 2006 году 123 й отдельный полк связи и радиотехнического
обеспечения ВВС и ПВО ТОФ отметил
свой полувековой юбилей. К этой дате был разработан
и выпущен юбилейный знак фото 1Он вы
полнен из металла серебристого цвета в виде венка
из лавровых и дубовых ветвей. В его центре два перекрещенных
якоря с распростертыми крыльями из
металла золотистого цвета, со щитом французской
формы в центре. Щит с полем белого цвета с синим
диагональным Андреевским крестом. В центре щита
цифра 123 а в верхней части аббревиатура ОПС Щит увенчан золотистой граненной пятиконечной
звездой. Знак охвачен ниспускающимися
развевающимися флагами слева Андреевским,
справа авиационным. Между навершиями флагов
располагается шильдик с выпуклой датой образования
полка 195 1коронованный большой российской
императорской короной. Внизу венка развевающаяся
лазоревая синяя лента с надписью ВВС и
ПВО ТОФ Знак двухуровневый, накладной. Основа
знака выполнена из металла серебристого цвета, а
накладная деталь из металла золотистого цвета перекрещенные якоря с крыльями и щитом в центре
Знак покрыт силикатными эмалями на основе
жидкого стекла по горячей заливке. Он очень схож п о
своему дизайну со знаком авиаторов транспортников,
за исключением отдельных деталей.
Имеет свою символику и сформированная в 1950
году в одном из самых живописных мест Приморья
авиационно техническая база гарнизона Николаевка.
В ее задачу входит обеспечение полетов летчиков
противолодочной авиации. На протяжении более
чем полувека личный состав базы высоко держит
марку морских авиаторов, благодаря его мастерству
Окончание, начало в 9, 10.
iii
Геральдика
самолеты морской авиации качественно обслуживаются
на земле, проходят предполетную и послеполетную
подготовку, регламентные работы. В 2005 году
базе исполнилось 55 лет, и в честь этого юбилея
был выпущен памятный знак фото 2
Знак овальной формы, в середине на фоне выложенной
бетонными плитами ВПП помещено стилизованное
изображение авиационного топливозаправщика,
а на дальнем фоне слева поднимается в
воздух пара крылатых машин. Внизу расположены
шильдик с надписью Николаевка и красная звезда,
наложенная на эмблему авиационно технической
службы. Шильдик с названием базы, красная звез
да и эмблема обрамлены лавровыми веками. На ленте,
выходящей из под венка с обеих сторон, выполнены
выпуклые надписи АТехБ авиационно техническая
база и ВВС и ПВО ТОФ. В верхней части знак
а размещена военно геральдическая эмблема
ВМФ России, увенчанная большой императорской
короной. В середине эмблемы щит алого цвета, на
котором имеются золотые цифры 55 и надпись лет
Свою символику имеют и части, занимающиеся
ремонтом и восстановлением специальной автомобильной
техники, без которой невозможно качественное
обеспечение вылетов боевых летательных
аппаратов. Этим важным делом занимался до
недавнего времени 839 й отдельный ремонтновосстановительный
батальон ВВС и ПВО ТОФ, дислоцированный
в с. Романовка Приморского края в
июне 2006 года 839 й ОРВБ был переформирован
в отдельную ремонтно восстановительную роту
Батальон был сформирован в 1978 году и ведет
свою историю от образованной в апреле 1942 года
приказом командующего ТОФ 3 й автомобильной
мастерской в составе отдельного автотранспортного
батальона автотранспортной ремонтной базы
ВВС ТОФ.
Свой 65 летний юбилей часть встретила с высокими
показателями в боевой учебе и профессиональной
подготовке. Она считается одной из лучших
частей тыла ВВС и ПВО флота. В связи с 65 летием
были выпущены памятный одноуровневый
знак фото 3 и вымпел фото 4
ОРИЕНТИР 2008
КРУГОЗОР
Фото 1Фото2 Фотоз Фото4
В центре знака, посвященного юбилею
839 го ОРВБ, уже встречавшаяся
нам геральдическая композиция якорь
с распростертыми крыльями и щитом
французской формы. На щите эмблема
военных автомобилистов. Массивная
якорная цеnь как бы окружает крылатый
якорь замыкаясь вверху в своеобразный
замок эмблему технической
службы перекрещенные молоток и гаечный
ключ с наложенной н а нее красной
пятиконечной звездой. В нижней
части знака развевающаяся лента с
надписью ОРВБ МА ТОФ. Над ней
Фото5
В целом все знаки. вымпелы боевых и
тыловых и обслуживающих частей авиации
ТОФ, как и другая геральдическая
продукция, выполнены в манере и традициях
Российской армии. Основу полковых
знаков, как правило, составляет венок
из лавровых лаврово дубовых ветвей.
Эта основа выполнена из металла
серебристого или золотого цвета, иногда
с чернением. Наиболее часто встречающаяся
центральная композиция, символизирующая
морскую авиацию, якорь с
распростертыми крыльями или перекрещенные
якоря с крыльями и щитом франшильдик
с номером батальона 839 В центре вымпела графическое изображение фалеронима, посвященного
юбилею 839 го ОРВБ. Его композиция украшена
также двумя ниспадающими знаменами no
бокам знака справа Андреевским, слева военновоздушных
сил. Внизу надпись Отдельная ремонтно
восстановительная рота и ее номер 18 1
Имеет свою символику и аэродромная служба авиации,
в частности, 73 й отдельный инженерно аэродромный
батальон, сформированный в 1950 году.
В 1998 году 73 й ОИАБ был переформирован в отдельную
инженерную роту и перебазирован из с. Романовка
в гарнизон Кневичи Приморского края. По
случаю переформирования части был выпущен памятный
двухуровневый знак фото 5
Фалероним выполнен из металла серебристого
цвета в виде венка из лавровых и дубовых листьев.
Венок увит лентой, на которой слева нанесена дата
образования части 1950 а справа дата ее переформирования 1998 На венок наложен якорь, который
венчает авиационная эмблема крылышки с пропеллером
В центре круге нанесенными надписями Романовка и ВВС ТОФ и технической символикой.
В нижней части знака расположен фигурный шильдик
с выпуклой крупной надписью 73 ОИАБ
цузской формы в центре. Многие знаки имеют несколько
наложенных друг на друга уровней, это делает
и х зрительно более объемными. Нередко и совершенно
оправданно создатели знаков, значков и вымпелов
используют и другие популярные элементы военной
символики военно геральдическую эмблему
ВМФ России, военно воздушный и военно морской
Андреевский флаги, якорные цепи, пятиконечные
звезды, гвардейские символы, стилизованные изображения
самолетов, вертолетов и автомобильной
техники, а также устоявшиеся эмблемы авиационную крылышки с пропеллером технической службы и военных
автомобилистов.
В этих знаках, значках, вымпелах, шевронах как в
зеркале отражается 75 летняя история ВВС и ПВО
Краснознаменного Тихоокеанского флота. А это
судьбы многих тысяч преданных морской авиации
людей, вся жизнь и деятельность которых посвящена
службе Родине, охране и обороне ее Тихоокеанских
рубежей.
Юрий АХМЕТWИН,
ветеран морской авиации
Тихоокеанского флота