Шипунова О.А.
К вопросу о истории и современном использовании геральдики
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Modern Science. 2022. № 3-2. С. 94-98.
Аннотация: В статье автор обращается к истории и эволюции геральдических принципов. Освещены причины появления геральдики в средневековой Европе и Московском государстве. Выявлены тотемические истоки гербов. Дана характеристика основным элементам герба, цветам и символам, которые использовались при составлении герба. Сделан вывод о том, что и в современном мире геральдика продолжает оставаться актуальной и востребованной в официальной и в личной сферах.
Об авторе публикации/статьи:
Шипунова О.А.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 25961 знаков (с пробелами)
Шипунова О
Южно Уральский государственный аграрный университет
К ВОПРОСУ О ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГЕРАЛЬДИКИ
Аннотация
В статье автор обращается к истории и эволюции геральдических принципов.
Освещены причины появления геральдики в средневековой Европе и Московском государстве.
Выявлены тотемические истоки гербов. Дана характеристика основным элементам герба,
цветам и символам, которые использовались при составлении герба. Сделан вывод о том,
что и в современном мире геральдика продолжает оставаться актуальной и
востребованной в официальной и в личной сферах.
Ключевые слова геральдика, герб, крестоносцы, средневековая Европа, Московское
государство, башкиры, геральдические символы.
Keywords heraldry, сoat of arms, сrusaders, medieval Europe, Mosсow state, Bashkirs, heraldiс
symbols.
В современном мире понятие геральдика хорошо известен многим, хотя мало кто
может прочитать эмблему или расшифровать скрытый смысл герба. Ассоциативно
геральдику чаще всего связывают с периодом европейского Средневековья, рыцарской
культурой, крестовыми походами, турнирами и поединками. Впрочем, это не говорит о том,
что геральдика уходит в прошлое. Она продолжает оставаться востребованной и в
современности, и на административном, официальном уровне и на личном, частном.
Существует Государственный геральдический реестр РФ перечень описаний и
изображений символов, получивших официальное одобрение в Российской Федерации.
Например, не так давно приказом Президента были официально учреждённые казачьи гербы 133 что говорит о преемственности и восстановлении исторической традиции. Что
касается частной заинтересованности в последнее время на волне интереса к истории быта
и истории отдельных родов, весьма популярным стало составление генеалогического древа
и создание герба своей семьи 3,68 В Интернете даже есть ресурсы по он лайн созданию
гербов и эмблем. Таким образом, несмотря на отсутствие в современном обществе
сословных делений, отсутствие рыцарей и титулованных особ в современной России, можно
с уверенностью говорить об актуальности изучения геральдики.
Геральдика гербоведение лат. heraldus глашатай вспомогательная историческая
дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их
использования.
Исторические корни геральдики следует искать в культуре первобытности, прежде
всего в тотемах.
Обычай тотемизма состоит в избрании родом или племенем какого либо животного
или растения в качестве прародителя и покровителя, от которого все члены племени ведут
свое происхождение. У древних славян были тотемы, священные животные сокол, волк,
медведь деревья дуб, орешник, осина, калина растения верба, папоротник
Среди азиатских народов тюркского и монгольского происхождения существует
аналогичный обычай тамга, знак родовой принадлежности, изображение животного, птицы
или оружия, которое изображается на знаменах, эмблемах, выжигается на шкуре животных.
В легендах и преданиях нередко приводятся сведения о том, что тамги башкирским родам и
племенам были розданы Чингисханом 2, 17 1Мировоззрение башкир представляло собой
своеобразную смесь древнего тенгрианства, язычества и мусульманства, наглядно это нашло
выражение в развитой родовой символике тамга, уран, дерево, птица 10,83 38 Боевой
клич уран оран использовался не только тюркскими и монгольскими племенами, но был
хорошо и европейцам, трансформировавшись позже в девиз, помещаемый на гербе. Прообразы
гербов различные символические изображения помещались на военные доспехи, знамена,
перстни, личные вещи 4,58 Но эти знаки не подчинялись никаким правилам и не
заносились ни в какие реестры геральдикой 9, 107
Лишь некоторые эмблемы островов и городов античного мира использовались
постоянно на монетах, медалях и печатях, были общеизвестны и хорошо узнаваемы в
пределах ойкумены Афин сова, Коринфа Пегас, Самоса павлин, острова Родос роза
В этом уже можно усмотреть зачатки государственной геральдики 9, 107
Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI
веку 4,58 Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000 года.
Учитывая невысокий уровень грамотности того времени, очевидно что использование
гербового символа успешно заменяло личную подпись на документах. Знак был понятен в
независимости от грамотности и начитанности адресата Поэтому исследователи
предполагают, что гербы появились вначале на печатях, а уже затем на оружии, одежде и
других предметах как знак собственности 7
Достоверные свидетельства существования геральдики как самостоятельной ветви
эмблематики появляются после первых крестовых походов. Самое раннее такое
свидетельство эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Готфрида V Анжуйского 3 5 1где на голубом поле размещены 4 золотые льва, стоящие на задних лапах 6
Исследователи называют английского короля Ричарда I 57 99 по прозвищу
Львиное Сердце из династии Плантагенет первым, кто имел личный герб. Изображенные на
его щите 3 золотых леопарда как символ отваги в схватке использовались с тех пор всеми
королевскими династиями Англии.
Еще одной причиной появления гербов в Европе называют формирование особой
рыцарской культуры и популярность рыцарских турниров. Своеобразным входным
билетом на турнир был герб, хранящий и транслирующий информацию о своем владельце,
его сословном происхождении, личных качествах. Постепенно гербов становится все
больше, что породило необходимость их систематизации и упорядочивания самих норм и
принципов составления гербовой символики.
Герольды начинают вырабатывать принципы и общие правила создания и описания
герба, что получило название блазонирование геральдический язык От распорядителей
торжеств требовались обширные знания о генеалогии феодальных родов, чьи отпрыски
принимали участие на рыцарских поединках. Так герольды из глашатаев превращаются в
профессионалов по эмблематике, а геральдика гербоведение превращается в
самостоятельную научную сферу с отчетливым прикладным характером.
По распоряжению французского короля Карла VII Победителя 1403 146 1главный
герольд королевства Берри объехал с инспекцией всю страну, изучая гербы и составляя
официальные родословные знатных семей. На основе собранных данных он составил
внушительный труд Реестр дворянства Le registre de noblesse 5,7 1После этого
герольды во Франции регулярно обновляли генеалогические списки.
В XVI в. аналогичная работа по изучению гербов и их классификации была проведена в
Англии. Королевские чиновники во время так называемых геральдических визитов
посещали аристократические семейства, регистрировали гербы, проверяли их законность.
Примечательно, что большинство древних гербов, составленных до 1500 г. не были
пожалованы королевской властью, а присваивались феодалами себе сами. Информация,
собранная в результате этих поездок легла в основу английской генеалогии и геральдики.
На Руси существовали знаки и эмблемы, которые обозначали родовую принадлежность
и указывали на собственность княжеской династии 3,68 Также были эмблемы предтечи
городских гербов, к примеру, личным знаком князей Владимиро Суздальской и Галицкой
Руси был лев, и именно лев позже становится центральной фигурой на гербах Владимира и
Львова 4,59 С течением времени, из всего объема символов и эмблем, используемых в
Московском княжестве выделились следующие всадник, разящий копьем змия и
двуглавый орел. Первая из известных русских печатей, где обе эмблемы изображены одна
на лицевой, другая на оборотной сторонах помещена на грамоте, датируемой 1497 годом.
Можно с уверенность говорить, что в Западной и Восточной Европе в период развитого
и позднего Средневековья складываются основные законы геральдики как науки о
происхождении гербов, их составлении, описании и обосновании символических значений
геральдических образов, науки весьма востребованной и актуальной в условиях феодального
общества.
Если говорить прикладной стороне вопроса, необходимо обратиться к элементам, из
которого составляется герб и к значению этих элементов.
Пожалуй, первое, на что обращаешь внимание, изучая историю геральдики,
рассматривая гербы, это цвета, которые использовались для оформления герба форма щита
и фигуры, используемые для украшений.
По форме щитов гербы можно разделить на следующие виды французский,
английский, испанский, итальянский, немецкий, польский, варяжский, а также
ромбический, круглый, квадратный.
При составлении гербов принято использовать 7 цветов 2 металлических желтый и
белый, символизирующих золото и серебро соответственно и 5 эмалевых червлень красный, лазурь синий, черный, и добавившиеся к ним позже пурпур и зелень
К специфическим видам геральдических цветов можно отнести меха беличий и
горностаевый, также используются противогорностаевый и противобеличий. Вероятно, их
использование восходит к обычаю обивать щиты шкурами животных. Мех, согласно законам
того времени, был знаком исключительности, поэтому его могли использовать только
представители королевских династий и некоторые представители титулованной знати.
Такое небольшое количество цветовых решений связано, прежде всего, с тем, что в
условиях ведения боя в период военных кампаний или турниров герб должен быть хорошо
читаем, следовательно при окрашивании предпочтение отдавалось ярким и насыщенным
тонам. Именно поэтому металл наносился на эмалевый фон, а эмаль на металлический.
Также не стоит забывать о технологической стороне вопроса красителей в эпоху
Средневековья было не так уж и много. К тому же, ограниченное количество цветов и их
комбинаций легче поддавалась систематизации и стандартизации.
Помимо формы и цвета, гербы отличались и фигурами, причем как геометрическими
так и зооморфными. Почетными геральдическими фигурами были глава, перевязь, крест,
столб и другие произошли от элементов вооружения рыцаря, что лишний раз напоминает о военном прошлом гербов.
К негеральдическим элементам относятся фигуры животных и растений реальных и
мифических небесных светил, оружия, фортификационных сооружений.
Что касается символической составляющей, вероятнее всего, что самые древние гербы
использовали цвета и изображения, не наделяя их особым смыслом. Но достаточно быстро
ситуация меняется. Средневековой Европе вообще был свойственен иррационализм,
мистицизм, интерес к символизму, поискам скрытых смыслов, поэтому геральдические
элементы стали придавать конкретное значение. Например фигура быка символизировала
трудолюбие и терпение, леопард смелость и отвага в бою, волка победу на алчным и
злым противником, а гарпия могла быть помещена на герб как свидетельство победы над
низменным, порочным врагом. Голубь символизировал чистоту и смирение, собака
преданность и послушание. Еще одним символом, часто используемым во Франции и в
Итальянских государствах была пчела. Среди символических характеристик пчелы
трудолюбие, усердие, благоразумие, бдительность, бережливость, польза 8,2 16 Цвета
также были наделены особым смыслом золото богатство, серебро невинность,
червленый красный мужество и храбрость, голубой синий красота и величие, зеленый
изобилие, пурпурный могущество и верховная власть цвет правителей черный
мудрость и печаль.
Сейчас каждый человек или любая организация может создать для себя герб, в не
зависимости от сословного происхождения или иного статуса.
Одно из занятий кружка Актуальные проблемы философии, педагогики, истории и
языкознания было посвящено изучению геральдики и освоение геральдического языка, а
также студентам было предложено самостоятельно создать герб первого курса
специальности Ветеринария За основу конечно был взята символика Южно Уральского
государственного аграрного университета, поэтому мы остановились на квадратной форме,
для щита были выбраны зеленый и синий цвета. Центральную часть занимают раскрытые
ладони в оберегающем жесте и белый зайчик, на круглом желтом фоне. Для ладоней был
выбран зеленый цвет как символ медицинской помощи, для зайчика белый, как символ
беззащитности, для фона желтый, как символ тепла и защиты.
Подводя итог, можно сказать, что геральдика, уходя корнями в дописьменную эпоху,
прошла долгий и интересный путь, выполняя разные функции, но всегда оставалась
востребованной. Объяснить это можно информативностью и наглядностью той информации,
которую содержат гербы. Поэтому и в современном мире геральдика остается актуальной
научной сферой с явно выраженным прикладным характером.
Литература 1Агафонов О. Истоки казачьей геральдики О. Агафонов Родина. 20 10. 6. С. 33
37
2. Башкиры Этническая история и традиционная культура. Н Бикбулатов, Р Юсупов,
С Шитова, Ф Фатыхова. Уфа Научное издательство Башкирская энциклопедия
2002. 248 с.
3. Бровина О Основы геральдики на занятиях внеурочной деятельностью О. Н. Бровина
Академический журнал Западной Сибири. 20 14. Т. 10. 150 С. 67 68.
4. Закутнов О Исторические этапы изучения геральдики О. И. Закутнов Альманах
современной науки и образования. 20 12. 8. С. 58 6 1
5. Иванов К Многоликое Средневековье. М. Алетейа, 1996. 432 с.
6. История геральдики Электронный ресурс Режим доступа https сlсk.ru eYKWH дата
обращения 18.02.2022
7. История гербов и геральдики Электронный ресурс Режим доступа
https exсurs.ru history Heraldry history.htm дата обращения 18.02.2022
8. Пчелов Е Пчёлы в европейской и русской эмблематике и геральдике Е. В. Пчелов
Труды Русской антропологической школы. 20 12. 10. С. 2 15 223.
9. Славкина Т. Брендинг культурного наследия на примере большого собрания изящных
искусств ASG Т. Славкина Мир искусств Вестник Международного института
антиквариата. 20 14. 3 07 С. 106 5. 10. Чернова Т Российское государство и башкирский край эволюция отношений и
проблемы взаимодействия середина XVI середина XVIII вв. специальность 07.00.02 Отечественная история диссертация на соискание ученой степени кандидата
исторических наук Чернова Татьяна Анатольевна. Челябинск, 20 19. 336 с. Чернова Т Условия башкирского подданства как пример формирования
добрососедских отношений середина XVI В. Т. А. Чернова Сборники конференций
НИЦ Социосфера. 20 13. 5. С. 135 143.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шипунова О.А. К вопросу о истории и современном использовании геральдики (2022) Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|