| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021) › Трипольская А.А., Чистяков А.Ю. Буддийские символы в гербах республик Бурятия и Калмыкия | ||||||
Трипольская А.А., Чистяков А.Ю.
Буддийские символы в гербах республик Бурятия и Калмыкия// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 350-357 Аннотация: Геральдика Республик Бурятия и Калмыкия сформировалась в 1990-е годы. В этот период утверждалось современное федеральное устройство России, и в национальных субъектах федерации – республиках – актуализировался процесс поиска региональной идентичности, основанной на этнокультурных характеристиках местных сообществ (титульных народов). Как отмечают исследователи, «характерной чертой современных социокультурных практик в России и в мире является актуализация этнических ценностей, что предполагает существенное изменение в системе представлений о реальности, т. е. в картине мира». В этих условиях гербы и флаги становились одним из способов визуального выражения этничности. Об авторах публикации/статьи: Трипольская Анна Александровна (Санкт-Петербург) Чистяков Антон Юрьевич (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 41806 знаков (с пробелами)
350 А. А. Трипольская, А. Ю. Чистяков Санкт Петербург БУДДИЙСКИЕ СИМВОЛЫ В ГЕРБАХ РЕСПУБЛИК БУРЯТИЯ И КАЛМЫКИЯ Геральдика Республик Бурятия и Калмыкия сформировалась в 1990 е годы. В этот период утверждалось современное федеральное устройство России, и в национальных субъектах федерации республиках актуализировался процесс поиска региональной идентичности, основанной на этнокультурных характеристиках местных сообществ титульных народов Как отмечают исследователи, характерной чертой современных социокультурных практик в России и в мире является актуализация этнических ценно стей, что предполагает существенное изменение в системе представлений о реальности, т. е. в картине мира 1В этих условиях гербы и флаги становились одним из способов визуального выражения этничности. Буряты и калмыки два родственных народа, хотя и проживающие сейчас в различ ных частях нашей страны. Их связывают историческое происхождение, родство языков оба языка принадлежат монгольской языковой группе традиция кочевого скотоводст ва, религия буддизм Современные буряты расселяются на территории трех субъектов федерации Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Их предки монгольские племена байыргу байырку или баргуты и курыканы обитали в VI веке н. э. на зем лях, известных в Средние века под названием Баргуджин Токум или Баргуджин Тукум Эта территория идентифицируется исследователями либо как долина р. Баргузин, либо более широко как земли вокруг озера Байкал2. С XIII века область расселения бурятов вошла в состав Монгольского государства, а с XVII века в состав России. Калмыки сформировались на основе западных монгольских племен ойратов ойротов Этноним калмык фиксируется в русских источниках с XVI века и, по видимо му, имеет тюркское происхождение. В XVII веке ойратские племена торгуты, дербе ты и др. переселились с востока из Джунгарии и Восточного Казахстана в Поволжье. Так возникло зависимое от России Калмыцкое ханство, упраздненное императрицей Екатериной II в 177 1году после перекочевки части калмыков обратно в Джунгарию3. Именно в правобережье Волги находится современная Республика Калмыкия. Буддизм распространялся в среде монголов с XIII века, проникнув первоначально в слои правящего класса. Буряты официально приняли буддизм на собрании при Хух Нуре в 1576 году вместе с другими монгольскими племенами. Широкое распростра нение буддизма среди ойратов датируется уже XVII веком в 1640 году в Джунгарии в местности Тарбагатай ныне Северный Казахстан состоялся съезд ойратских князей 35 1 БУДДИЙСКИЕ СИМВОЛЫ В ГЕРБАХ РЕСПУБЛИК БУРЯТИЯ И КАЛМЫКИЯ и духовенства, на котором буддизм был провозглашен религией, общей для всех ойра тов4. Монголы, буряты и калмыки стали приверженцами тибетского варианта буддизма, известного в прошлом под названием ламаизм Принятие и дальнейшее укоренение новой религии способствовало этнической консолидации бурятов и калмыков хотя в их культуре сохраняются и элементы добуддийских верований шаманизма оказало влияние на их культуру и менталитет, определив, среди прочего, и пути развития сим волической традиции. В советский период буддизм подвергся гонениям. К началу 1940 х годов на терри тории СССР не осталось ни одного монастыря или храма. Вскоре буддизм получил легальный статус лишь на территории проживания бурят калмыки в 1943 1944 годах были депортированы, Калмыцкая АССР упразднена В 1945 году открылись два дацана Иволгинский Республика Бурятия и Агинский Забайкальский край а в 1946 году было образовано Центральное духовное управление буддистов СССР, правопреемни ком которого ныне является Буддийская традиционная сангха России. Антирелигиозная политика была характерна и для социалистической Монголии, в которой буддизм нахо дился на полулегальном положении до 1990 года5. В Калмыкии первая буддийская община была зарегистрирована в 1988 году. Вскоре возникло Объединение буддистов Калмыкии 199 1состоялись выборы шаджин ламы, установлены связи с буддийскими центрами Монголии, Тибета, Бурятии6. К концу XX века в Калмыкии действовало четырнадцать хуралов и молитвенных домов, а в Эли сте был возведен грандиозный Хурульный центр. В Бурятии в 1990 году стали действо вать Гусиноозерский и Цугольский дацаны, а к 199 1году количество дацанов увеличи лась до двенадцати. По данным социологов, в XXI веке буддизм играет роль важного маркера этничности калмыков и бурятов, обладая высокой степенью значимости для их этнической самоидентификации среди народов России только буряты, калмыки и ту винцы традиционно исповедуют эту религию 7. Не удивительно, что приверженность буддизму повлияла и на выбор символов, представленных в современной геральдике обеих республик. Герб Республики Бурятия В Бурятии конкурс на создание республиканского герба состоялся в 1994 году спустя два года после утверждения флага. О характере представленных проектов их было бо лее тридцати можно косвенно судить по решению конкурсной комиссии, заявившей об отказе от вариантов, избыточно использовавших как буддийские и в целом восточ ные символы, так и типично советские например, хлебных колосьев Победителем конкурса стал проект члена союза художников России А. Ф. Хорёнова 1952 1995 8. Этот герб ил. 1который геральдисту правильнее именовать эмблемой, был ут вержден республиканским законом в 1995 году. Он имел сложную, близкую к кругу форму, обретая тем самым сходство с гербом Монголии и с некоторыми гербами республик Российской Федерации, использующих круглый щит. Отсутствие щита как основы герба элементы выходили за границы круга и наличие надписи Республика Бурятия вызвало обоснованные возражения Государственной герольдии при Пре зиденте РФ. В 1999 году был утвержден новый вариант прежняя эмблема была по мещена в серебряный щит традиционной формы а название республики удалено9. 352 А. А. ТРИПОЛЬСКАЯ, А. Ю. ЧИСТЯКОВ В таком виде герб был внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением номера 989 ил. 2 Герб Бурятии использует цвета республиканского флага лазурь, серебро и золото. Синие волны озера Байкал и зеленые вершины гор символизируют природу региона. Выделение значимых природных объектов и их символическая визуализация прием, который встречается во многих региональных и муниципальных гербах России напри мер, в геральдике Северного Кавказа 10. Оригинальным элементом герба является зо лотое соёмбо, названный в законе традиционным символом вечной жизни который объединяет солнце, луну и очаг. Эта сложная фигура описывается в геральдической тер минологии как составленная из шара безанта сопровождаемого вверху огнем о трех языках, а внизу полумесяцем Элементы соёмбо осмысляются через образы традиционной культуры. Огонь у мон голов и бурят издревле ассоциировался с очагом, теплом, жизнью, светом, возрождени ем, благополучием, продолжение семьи, рода являлся символом чистоты, хранителем дома. Три языка пламени соёмбо символизируют прошлое, настоящее и будущее, ука зывая на непрерывность и преемственность истории, процветание народа в прошлом, настоящем и будущем. Солнце и месяц представляют собой мифических предков мон голов народа, чей отец молодой месяц, чья мать золотое солнце 12. Кроме того, идеологи предлагают видеть в соёмбо общемонгольский магический символ, заключающий в себе культурный код этноса. По словам бурятского истори ка Батора Егорова, соёмбо это старинная идеограмма, закодированная программа всего монгольского народа, которая берет свое начало еще со времен гуннов. На бу рятском же флаге вынесены только три элемента монгольского соёмбо языки пла мени, солнце и месяц. Эти же три элемента соёмбо изображены на флаге Внутренней Монголии 13. В действительности термин соёмбо происходит от санскритского слова сваямб ху что означает сотворение самого себя самозародившийся Так называют один из вариантов монгольской письменности, разработанный в XVII веке на основе индий ского письма для корректного перевода буддийских текстов с санскрита и тибетского языка. Создателем письма считается Ундур гэгэн Дзанабадзар первый монгольский богдо гэгэн то есть светлейший владыка правитель и одновременно глава монголь ских буддистов, живший в 1635 1723 годах Монголия в это время была частью импе рии Цин Выбор названия для письменности соёмбо дзояди самозародившийся Ил. 1Герб Республики Бурятия 1995 года Ил. 2. Герб Республики Бурятия 1999 года 353 БУДДИЙСКИЕ СИМВОЛЫ В ГЕРБАХ РЕСПУБЛИК БУРЯТИЯ И КАЛМЫКИЯ свет был связан с тем, что, по легенде, Дзанабадзар пребывал в состоянии созерцания и, выходя из него, увидел в небе знаки письма. Кроме того, соёмбо назывался один из знаков этого письма, маркировавший начало и конец текста 14. Впоследствии именно этот знак стал использоваться в монгольской геральдике. Строго говоря, соёмбо из герба и флага Бурятии это лишь элемент фигуры ее верх няя часть Полное изображение соёмбо ил. 3 представляет собой композицию, вклю чающую еще ряд элементов два треугольника вверху и внизу оба вершиной вниз два прямоугольника под верхним треугольником и над нижним знак, похожий на символ инь и ян и два больших прямоугольника по бокам. Каждый элемент имеет устояв шуюся трактовку. Треугольники считают наконечниками копья или стрелы симво лом победы и готовности народа отстаивать независимость. Прямоугольники в верхней и нижней частях соёмбо символизируют прямоту, честность и благородство пусть каждый и низы, и верхи будет честен и прямодушен в служении родине Знак в цен тре изображение двух рыб, которых в буддизме называют никогда не смыкающие глаз Рыбы бесконечно вращаются по замкнутому кругу, символизируя бдительность, разум и мудрость. Два вертикальных прямоугольника по бокам соёмбо обозначают дружбу и стойкость Пусть весь народ будет дружен, сплочен, и тогда он будет подобен нерушимой каменной крепости 15. Золотой цвет соёмбо неслучаен это традиционный цвет буддизма, который буряты называют желтой верой шара шажин 16. Соёмбо в полной версии еще в 19 году стало символом Монголии после объяв ления ей независимости от Китая и оставалось таковым до 1940 года. Затем Монголия использовала герб, построенный по образцу символики союзных республик СССР, а также весьма схожий с гербом независимой до 1944 года Танну Тувинской Народной Республики. В варианте герба 1960 года изображение соёмбо появилось вновь, хотя и не было столь явным его поместили в центр красной пятиконечной звезды, вен чавшей композицию эмблемы. На флагах Монголии соёмбо сохранялось весь социа листический период, но в варианте 1940 года было дополнено желтой пятиконечной звездой, размещенной выше пламени. В современных государственных символах Мон голии соёмбо по прежнему занимает центральное место ил. 4 17. Таким образом, включение соёмбо в герб Бурятии подчеркивает историческую и культурную близость бурятов и монголов. Следует отметить, что частичное исполь зование соёмбо в республиканском гербе вызывало и вызывает определенную критику у некоторых этнических активистов, так как, по их мнению, это умаляет магическую Ил. 3. Соёмбо Ил. 4. Герб Монголии 1992 года 354 А. А. ТРИПОЛЬСКАЯ, А. Ю. ЧИСТЯКОВ силу оберега 18. Они предлагают использовать полное изображение соёмбо, аналогич ное монгольскому. В гербе Бурятии присутствует еще один элемент традиционной культуры голу бая лента хадак которая описывается в законе герба как символ гостеприимства на рода Бурятии 19. Хадак это длинная полоса шелковой или хлопчатобумажной ткани ее описывают иногда как шарф или платок которую приверженцы тибетского буддиз ма вручают в качестве презента друг другу или же используют как подношение в храм. Именно из Тибета хадак пришел в культуру монгольских народов и с тех пор применя ется в различных обрядах, направленных на укрепление социальных связей или связей с миром духов и богов. Заключая мир, монгольские племена непременно обменивались многометровыми полотнищами хадаками. Сватая невесту, родственники жениха подно сили хадак ее родителям. В новой юрте хадак прикрепляли у самого входа, чтобы она оберегала жилище от злых духов, плохих людей, природной стихии20. В начале ХХ века путешественник П. К. Козлов после встречи с Далай Ламой в Урге сравнил хадак с ви зитной карточкой европейцев Я возложил на его руки светлый шелковый хадак, на что в ответ одновременно получил от Далай ламы его хадак, голубой и тоже шелковый, очень длинный, роскошный 2 1Изображение хадака в гербе Бурятии соответствует его положению во время церемонии дарения хадак держат на обеих протянутых вперед руках так, что оба конца свешиваются вниз. Так же и в гербе лента равномерно один раз с каждой стороны нижней части круга обвивает герб. Концы ее ниспадают по обе стороны герба над его основанием 22. Не случаен и выбор цвета хадака бывают белые, синие, желтые, зеленые, красные ха даки В гербе изображен голубой хадак, который преподносят родственникам, друзьям, уважаемым и почитаемым гостям. У монгольских народов синий голубой это цвет вечного синего неба, почитаемого с древности23. Голубые хадаки популярны именно в бурятской культуре Далай лама, сразу определяет выходцев из Бурятии, прибывших на его учения, по синему цвету хадаков 24. Герб Республики Калмыкия Процесс формирования официальной символики Республики Калмыкия занял не сколько лет. Конкурс на создание символов был объявлен еще при Калмыцкой ССР ле том 199 1года. На основании его результатов в 1992 году были утверждены гимн и первый вариант флага. В 1993 году после избрания президентом Калмыкии К. Н. Илюмжинова работа над республиканской символикой возобновилась. В этом же году республикан ский парламент утвердил новый вариант флага, действующий по сей день. 8 февраля 1994 года было издано Постановление парламента 148 IX, утвердившее герб, флаг и гимн Республики Калмыкия. В 1996 году их статус был подтвержден законом 44 I З О государственных символах Республики Калмыкия 25. Герб Республики Калмыкия был внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 150 ил. 5 Автор герба и флага Б. Б. Эрдниев 1955 использовал в своих проектах буддий ские символы. Основные цвета герба золотой желтый и красный непосредствен но связаны с религиозной традицией. Калмыки называли буддизм не только желтой, но и желто красной верой шарулан шажин Это объясняется тем, что в калмыцкой 355 БУДДИЙСКИЕ СИМВОЛЫ В ГЕРБАХ РЕСПУБЛИК БУРЯТИЯ И КАЛМЫКИЯ среде наряду с желтошапочной школой гэлуг характерной и для бурятского буд дизма большое влияние имели привер женцы красношапочных школ26. Центральной фигурой герба являет ся улан зала красная кисть элемент мужского головного убора, официально введенный в обиход в 1437 году ойратский правителем Тогой тайшой. Он предписал всем ойратам калмыкам носить красную кисть как отличительный знак от других народов. Кисть крепили на макушку головного убора, ее красный цвет осмысляли как огонь часть солнца на земле 27. Символизм этого элемента породил самоназвание народа улан залата хальмг то есть калмыки красной кисти Ношение красных кистей на головных уборах сохранялось до начала ХХ века28. В наши дни традиция возродилась в несколько иной форме красные кисти украшают автомобили, сумки, детские ранцы и т. п.29 Улан зала содержит в себе религиозный символизм. При молитве и медитации, со гласно учению Будды, на затылке человека открывается белый лотос. Поэтому молящи еся складывают ладони обеих рук и заносят их над головой, открывая дверь сознания а затем касаются руками области подбородка, рта и груди, тем самым открывая двери речи и души. Этот ритуал направлен на очищение и познание истины. Улан зала, носи мая на головном уборе, находилась таким образом на месте священного белого лотоса и символически напоминала о нем30. Белый лотос тоже присутствует в гербе как символ чистоты, ясности и просветлен ности3 1Он помещен под щитом, выполняя роль подножия. Точно такое же положение фигура белого лотоса занимает и в современном гербе Монголии. Подобная компо зиция обусловлена традицией. Сам Будда и буддийские божества часто изображаются стоящими или сидящими на лотосовых тронах или пьедесталах, а буддийский рай рас полагается на цветах лотоса32. Нашел свое место в гербе Калмыкии и хадак калмыцкое хадыг В отличие от бурятской символики, он изображается белым, а не голубым в описании герба цвет хадака не упомянут Белый цвет призван указывать на мирные взгляды и дружеские отношения со всеми народами33. Еще один символ в гербе связан не с буддизмом, а с историей калмыков дорин тоолг четыре кольца, соединенные между собой и напоминающие о неразрывном единстве четырех ойратских племен дербетов, хошутов, торгутов, олётов Эти племена объединились и образовали в конце XIV века союз Дербен Ойрат, с которого началась история калмыков34. Анализ геральдических символов Бурятии и Калмыкии показывает, что их создатели рассматривали буддизм как важный компонент этнокультурной самобытности титуль ных народов республик. Таким образом, символы, связанные с буддийской традицией, при помещении их в территориальные гербы приобрели функцию этнических. Кроме того, рассмотренные гербы имеют некоторое сходство с государственным гербом Монго лии композиционные параллели, соёмбо, лотос, как подножие герба что подчеркива ет принадлежность бурятов, калмыков и монголов к единому культурному пространству. Ил. 5. Герб Республики Калмыкия 356 А. А. ТРИПОЛЬСКАЯ, А. Ю. ЧИСТЯКОВ 1Амоголонова Д. Д. Образы культурной памя ти в конструировании бурятской этносфе ры Вестник Магнитогорского универ ситета Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. Т. 70. С. 242. 2 Коновалов П. Б., Цыбикдоржиев Д. В. Истори ческий Баргуджин Токум исконная роди на бурятского народа Известия Иркут ского государственного университета. 20 17. Т. 19. С. 137. Серия Геоархеология. Этно логия. Антропология 3 Очиров У. Б. Формирование калмыцкого этноса Калмыки. М., 20 10. С. 35 46. 4 Бакаева Э. П. Буддизм Калмыки. М., 20 10. С. 407 4 10 Житенев Т. Е. Буддизм в Рос сии вехи истории Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Тольятти, 20 Вып. 7. С. 192 203. Серия Гумани тарные науки и образование 5 Сабиров Р. Т. Тибетский буддизм в России и Монголии в начале XXI в. Вестник Калмыцкого института гуманитарных ис следований РАН. 20 17. Т. 3 1Вып. 3. С. 12, 17. 6 Кукеев А. Г. К вопросу о современном со стоянии буддизма в Калмыкии Научная мысль Кавказа. 20 Ч. 2. С. 125. 7 Баженова О. С. Буддизм как этноинтегриру ющий фактор глазами жителей Республики Бурятия Научные ведомости Белгород ского государственного университета. 20 10. 14 85 Вып. 13. С. 103. Серия Фило софия. Социология. Право Четырова Л. Б. Роль буддизма в конструировании этнично сти калмыков и монголов Четвертые вос токоведческие чтения памяти О. О. Розен берга. СПб., 20 С. 196. 8 Раднаев Ц. С. Официальная символика Ре спублики Бурятия особенности возникно вения и развития Россия и монгольский мир вектор на сближение. Улан Удэ, 20 17. С. 99, 100. 9 Закон 243 II О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия О Государственном Гербе Республики Бу рятия от 25 августа 1999 года Геральди ка.ру. URL https geraldika.ru symbols 138 дата обращения 3 103.2020 10 Чистяков А. Ю. Современная геральдика на циональных регионов Северного Кавказа Труды Государственного Эрмитажа. Вып. 98 Геральдика исследования и практика Ма териалы научной конференция, посвящен ной памяти С. Н. Тройницкого. СПб., 20 18. С. 200, 20 Закон 243 II О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия О Государственном гербе Республики Бу рятия от 25 августа 1999. 12 Сампилов М. Соембо на бурятском флаге реферат Алые паруса Проект для одаренных детей. URL https nsportal.ru ap library drugoe 20 17 10 18 referat natemu soembo na buryatskom flage дата обращения 30.0 12020 Батырева С. Г., Мягмарсайхан А. Символика традиционного орнамента в дизайне монгольского каше мира Искусство Евразии. 20 19. 2 13 С. 23. 13 Никитина Т. Символика органов государст венной власти в Бурятии до сих пор вызыва ет неоднозначные мнения MK.RU Улан Удэ. 03.20 15. URL https ulan.mk.ru artiсles 20 15 03 simvolika organovgosudarstvennoy vlasti v burya do sikh porvyzyvaet neodnoznaсhnye mneniya.html дата обращения 30.0 12020 14 Цендина А. Д. Монгольские традиционные азбуки конец XVI начало ХХ в. Про блемы современного образования. Интер нет журнал. 20 14. 6. С. 4 6. 15 Никитина Т. Символика органов государст венной власти в Бурятии до сих пор вызы вает неоднозначные мнения. 16 Абаева Л. Л. Буддизм в этнической Бурятии ретроспектива развития Власть. 20 15. Т. 23. 9. С. 173 Сапрыков В. Золотое соём бо Бурятии Сайт Геральдика.ру URL https geraldika.ru artiсle 25585 дата обра щения 13.02.2020 17 Монголия гербы и флаги Сайт Ге ральдика.ру URL https geraldika.ru region 224 дата обращения 13.02.2020 18 Вдовин Б., Рыжов П. Под знаком Соёмбо. В гербе Бурятии сочетаются традицион ные обереги и древние символы Наци ональный акцент. URL http nazaссent.ru сontent 1736 1pod znakom soyombo.html дата обращения 13.02.2020 БУДДИЙСКИЕ СИМВОЛЫ В ГЕРБАХ РЕСПУБЛИК БУРЯТИЯ И КАЛМЫКИЯ 19 Закон 243 II О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия О Государственном Гербе Республики Бу рятия от 25 августа 1999 года. 20 Вдовин Б., Рыжов П. Под знаком Соёмбо. 2 1Козлов П. К. Тибет и Далай Лама. Пг., 1920. С. 68. 22 Закон 243 II О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия О Государственном Гербе Республики Бу рятия от 25 августа 1999 года. 23 Хадаки значение их в буддизме разных стран и республик Буддизм. Все об учении Будды. URL https buddistt.ru traditsii hadaki znaсhenie ih v buddizmeraznyh stran i respublik.html дата обраще ния 3 103.2020 24 Хадак символ гостеприимства, чисто ты, и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострада ния Калмчат. Общение для всех. URL http kalmсhat.сom 20 19 02 12 xadaksimvol gostepr stva сhistoty i beskorystiyadaryashhego druzheskogo i radushnogootnosheniya a takzhe sostradaniya дата обра щения 3 103.2020 25 Гунаев Е. А. Государственные символы Кал мыкии в ХХ начале ХХI вв. исторические и политико правовые аспекты Вестник Калмыцкого института гуманитарных ис следований РАН. 2009. 1С. 17 19. 26 Бакаева Э. П. Буддизм. С. 4 10. 27 Там же. С. 149 Одежда и украшения 28 Там же. С. 173. 29 Улан зала Калмыкия online Информаци онный портал. URL http kalmykia online. ru tradition ulan zala дата обращения 3 103.2020 30 Герб Республики Калмыкия Геральдика. ру. URL https geraldika.ru symbols 224 дата обращения 3 10 12020 3 1Сапрыков В. Белый лотос Калмыкии Геральдика.ру. URL https geraldika.ru artiсle 227 дата обращения 3 10 12020 32 Бир Р. Тибетские буддийские символы справочник. М., 20 16. С. 27 Буркхардт Т. Са кральное искусство востока и запада Прин ципы и методы. М., 20 14. С. 154. 33 Сапрыков В. Белый лотос Калмыкии. 34 Санчиров В. П. Формирование этнической общности ойратов предков калмыков Калмыки. С. 29 30. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Трипольская А.А., Чистяков А.Ю. Буддийские символы в гербах республик Бурятия и Калмыкия (2021)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |