| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021) › Белова Г.В. Правовой статус герба муниципального образования в современной региональной геральдике [на примере Чувашской республики] | ||||||
Белова Г.В.
Правовой статус герба муниципального образования в современной региональной геральдике [на примере Чувашской республики]// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 322-336 Аннотация: Актуальность исследования темы обоснована сложностью процесса формирования муниципальной геральдики России на современном этапе, несовершенством процедуры юридической легитимации муниципальных атрибутов, которые относятся к категории официальных символов и нуждаются в государственном регулировании. Правовые отношения – это общественные отношения, регулируемые нормами права. Отношения в сфере геральдического обеспечения, взаимоотношения между людьми, публично-правовыми образованиями, государственными органами и иными организациями в сфере герботворчества также требуют правового регулирования. Об авторе публикации/статьи: Белова Герта Витальевна (Чебоксары) Просмотр публикации в формате PDF: › Белова Г.В. Правовой статус герба муниципального образования в современной региональной геральдике [на примере Чувашской республики] (2021)
› См. также другие статьи Беловой Г.В.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 59966 знаков (с пробелами)
322 Г. В. Белова Чебоксары ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ Актуальность исследования темы обоснована сложностью процесса формиро вания муниципальной геральдики России на современном этапе, несовершенством процедуры юридической легитимации муниципальных атрибутов, которые относятся к категории официальных символов и нуждаются в государственном регулировании. Правовые отношения это общественные отношения, регулируемые нормами права. Отношения в сфере геральдического обеспечения, взаимоотношения между людьми, публично правовыми образованиями, государственными органами и иными организа циями в сфере герботворчества также требуют правового регулирования. В этих отно шениях можно выделить три компонента а содержание юридические права и обязанности участников геральдико правовых отношений б субъекты публично правовые образования, участвующие в правоотношениях в сфере геральдики в объекты официальные символы, по поводу которых возникают геральдико пра вовые отношения. В современном законодательстве впервые компоненты геральдико правовых отно шений зафиксированы в ст. Федерального закона 154 ФЗ от 28 августа 1995 года о местном самоуправлении. Здесь четко выделены субъекты муниципальные образо вания и объекты символика геральдико правовых отношений. В качестве уточнения перечисляются объекты символики гербы, эмблемы, иная символика 1В данной пра вовой норме объектом геральдико правовых отношений прописан термин символи ка который является крайне расплывчатым и многозначным понятием. В ст. 9 Феде рального закона 13 1ФЗ от 06 октября 2003 года основной признак геральдического объекта назван более конкретно официальные символы муниципальных образований. Правда, в законе отсутствует перечисление геральдических знаков, которые подхо дят под понятие официальные символы Такой перечень содержится в Положении о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации п. 3 который к официальным символам органов местного самоуправления и иных муниципальных образований относит флаги, гербы, эмблемы2. По определению Геральдического совета к официальным символам относятся гербы, флаги, должностные и наградные знаки, эмблемы, которые в своем единстве образуют комплекс геральдического обеспечения муниципального образования. В муниципальном образовании могут быть учреждены 323 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ как все названные виды официальных символов, так и часть из них в формах и объе ме, необходимых конкретному муниципальному образованию. Для полноценного функционирования официальной символики муниципальных образований в постсоветском обществе потребовалось совершенствование теоретико правовых основ геральдической научной дисциплины. Новое формирующееся гераль дическое пространство российского государства способствовало повышению роли правового компонента геральдической науки и выразилось в принятии нормативно правовых актов разного уровня, регулирующих процесс принятия и использования геральдических атрибутов. Понятия являются важными структурными элементами любой науки, в том числе и геральдики. На основе анализа правовых положений российского законодательства рассмотрим формирование научного понятия муниципальное образование изме нение его структурного и количественного состава. Реформирование государственно административного устройства России в 90 е годы XX века привело к изменению ста туса и названия органов местного самоуправления и их территориальных образований. Советы как органы власти на местах канули в лету. Во многих субъектах Российской Федерации стали применяться различные исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов, что вызывало определенные сложности в их приме нении в нормативно правовых актах. Для юридической терминологии в целях рацио нального использования научно правовых понятий потребовалось унифицированное определение территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Так в юридической литературе, позже в российском законодательстве, появилось обо бщающее понятие муниципальное образование Н. Працюк утверждает, что в законодатель стве термин муниципальное образование был использован впервые разработчиками Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ для обозначения нового субъекта гражданского права собственников муниципального имущества, и закреплен легально в части первой ГК РФ 1994 года3. Далее термин был включен в нормативно правовой акт, регулирующий принципы организации местного самоуправления в Российской Федера ции4. В ст. 1данного федерального закона приведено определение, что муниципальное об разование городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления5. В юридической литературе долго шли споры по научному определению понятия муниципальное образование С одной сто роны, это территориальное образование со своей муниципальной властью, представлен ное системой органов местного самоуправления. С другой это территориальное объе динение граждан, представляющее институт непосредственной демократии и созданное в целях осуществления местного самоуправления. Понятие муниципальное образова ние относится к числу неоднозначных терминов в российской юридической науке6. В приведенной терминологии основным критерием, определяющим признак муни ципального образования, выступает территория. Если сравнить европейскую практику, где муниципальное управление организуется в каждом поселении независимо от чи сленности населения, то российские ученые и управленцы посчитали такой подход не рациональным. Малое количество людей в ряде поселений, например, Сибири, ставит вопрос оптимизации расходов на осуществление муниципального управления. В связи 324 Г. В. БЕЛОВА с этим российские законодатели отказались от реализации поселенческого принципа му ниципального управления и за основу взяли территориальный принцип формирования муниципальных образований. Однако сложности возникли не только с определением сущностных признаков понятия муниципальное образование но и с отражением его структуры. В вышеприведенном нормативном определении перечислен ряд субъектов муниципального образования 1городское поселение, 2 сельское поселение, 3 несколь ко поселений, объединенных общей территорией, 4 часть поселения, 5 иная населенная территория. Здесь четко выделены два наименования городское и сельское поселение, а далее приводится расплывчатая неопределенная структура, которая не позволяет определить официальное наименование перечисленных субъектов муниципального образования. Работа над дальнейшим определением структуры муниципального образования продви галась постепенно. И только через восемь лет, когда начался новый этап реформирования местного самоуправления в России, в нормативном документе о местном самоуправлении были перечислены следующие три наименования муниципальных образований 1муни ципальный район, 2 городской округ, 3 внутригородская территория города федерального значения7. На этом процесс преобразования муниципальных образований не завершился. На ос новании Федерального закона 136 ФЗ от 27 мая 20 14 года появилось еще два новых вида муниципальных образований 1городской округ с внутригородским делением городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования 2 внутриго родской район внутригородское муниципальное образование на части территории город ского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и или через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральным законом 87 ФЗ от 1мая 20 19 года был введен новый вид муниципальных образований муниципальный округ, состоящий из несколько объединенных общей территорией населенных пунктов без городских и сельских поселе ний в его составе, менее двух третей населения которых проживает в городах и или иных городских населенных пунктах. Для преобразования подходящих в эту категорию тер риторий в муниципальные округа определен переходный период до 1января 2025 года. Таким образом, реструктуризация муниципального устройства России, растянувша яся на длительный период, создает определенные сложности для геральдического обес печения муниципальных образований. Во первых, резко увеличилось количество му ниципальных образований, обладающих правом на официальные символы. Во вторых, так как процесс реорганизации не завершился, в ходе оптимизации муниципального управления во многих регионах происходят преобразования состава и статуса муници пальных образований, наблюдается тенденция объединения мелких структур в более крупные. Например, по состоянию на 20 19 год полностью упразднены все муници пальные районы Калининградской, Магаданской, Московской и Сахалинской областей с преобразованием их в городские округа. Это, несомненно, вызовет споры в определе нии тех или иных официальных символов, если до объединения муниципальные об разования имели легитимные гербы и флаги. Изменение видового разнообразия отра зилось и на количественном составе муниципальных образований в целом по Российской Федерации. По данным Росстата, на 1января 2008 года в России насчитывалось 24 15 1 муниципальное образование, а к 20 19 году данное количество сократилось на 2650 еди ниц и составило 2 150 1муниципальное образование. 325 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приложение ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АЛАТЫРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Алтышевское Атратское Ахматовское Иваньково Ленинское Кирское Кувакинское Восходское Междуреченское Миренское Новоайбесинское Октябрьское Первомайское Сойгинское Староайбесинское Стемасское Чуварлейское 326 Г. В. БЕЛОВА Приложение ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АЛИКОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Аликовское Илгышевское Ефремкасинское Питишевское Яндобинское Большевыльское Раскильдинское Тенеевское Таутовское Крымзарайкинское Чувашско Сорминское Шумшевашское 327 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приложение ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВУРНАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Алнерское Азимсирминское Алгазинское Большеторханское Буртасинское Вурманкасинское Большеяушское Вурнарское Сявалкасинское Ермошкинское Санарпосинское Калининское Шинерское Ойкас Кибекское Малояушское Ершипосинское Хирпосинское Кольцовское Янгорчинское 328 Г. В. БЕЛОВА Приложение V ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОЧЕТАЙСКОГО РАЙОНА Красночетайское Атнарское Большеатменское Хозанкинское Питеркинское Испуханское Штанашское Староатайское Пандиковское Акчикасинское 329 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приложение V ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПОРЕЦКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Порецкое Анастасовское Мишуковское Сыресинское Напольновское Кудеихинское Октябрьское Сиявское Рындинское Никулинское Семеновское Козловское 330 Г. В. БЕЛОВА Приложение VI ГЕРБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЯЛЬЧИКСКОГО РАЙОНА Большетаябинское Большеяльчикское Кильдюшевское Лащ Таябинское Малотаябинское Новошимкусское Сабанчинское Яльчикское Янтиковское 33 1 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Наука стремится все видовые разнообразия субъектов государственно территориального устройства унифицировать, определить единую научную дефиницию, что привело к возникновению более сложной юридической категории публично правовое образование. Данный термин в российском законодательстве также впервые был приме нен в ГК РФ в статье 66, п. 5, где прописано, что участниками хозяйственных обществ могут быть граждане и юридические лица, а также публично правовые образования. Приведенное правило существует в редакции закона 20 14 года, и новеллой в нем является использование термина публично правовое образование ранее никогда не при менявшееся в нормативно правовых актах. При этом содержание термина в статье не приводится8. Потребность в таком обобщающем понятии появилась с признанием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо ваний самостоятельными субъектами гражданского права9. Таким образом, публично правовое образование это более обобщающее понятие, отражающее государственное устройство Российской Федерации и объединяющее трех самостоятельных субъектов гражданско правовых отношений. Правовой статус публично правовых образований определен Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, входя щих в Российскую Федерацию, законами, уставами краев, областей, автономной обла сти, автономных округов, городов федерального значения, уставами муниципальных образований. Почему так много внимания пришлось уделить муниципальному устройству Впер вые со времен Екатерины II спустя двести двадцать лет в законодательном порядке было закреплено право муниципальных образований на символику. Если статья 28 Городового Положения 1775 года закрепляла право городов иметь герб 10, то статья Федерального закона 154 ФЗ 1995 года и статья 9 Федерального закона 13 1ФЗ 2003 года предоставили данное право и другим видам муниципальных образований, поставив их в равноправное положение в сфере геральдического обеспечения. Здесь нужно отметить, несмотря на правовую норму, прописанную в статье Федерального закона 154 ФЗ 1995 года, разрешающую иметь официальные символы и сельским поселениям, до следующего этапа реформы 2003 2006 годов они не воспользовались данным правом. И только после 2006 года зарождается процесс герботворчества сель ских муниципальных образований России. Если взять Чувашскую Республику, то до реформы 2003 2006 годов местное самоу правление представляли 2 1район и 9 городов. Из них четыре города обладали гербами с екатерининских времен Алатырь 1780, 1979 Цивильск 178 989 Чебоксары 178 969 Ядрин 178 980 которые были обновлены в советское время. На сегодняш ний день приведены в соответствие с правилами геральдики два исторических герба Алатырь 2009 и Цивильск 2002 совмещенный с Цивильским районом. Остальные пять городов стали обладателями гербов в разное время в 1976 году Канаш и Шумерля, в 199 1году Мариинский Посад, в 1993 году Новочебоксарск и в 200 1году Коз ловка. В постперестроечное время впервые свою символику начинают разрабатывать районные центры Чувашии село Порецкое 199 1поселки Ибреси 1993 Вурнары и Урмары 1996 Районы также воспользовались данным правом, и из двадцати одно го района Чувашии в конце XIX начале XX века успели обрести свои гербы десять районов в 1996 году Шемуршинский, Урмарский и Янтиковский, в 1997 году Ала тырский и Чебоксарский, в 1998 году Красночетайский, в 2002 году Козловский, 332 Г. В. БЕЛОВА Моргаушский и Шумерлинский, в 2007 году Аликовский. Нужно отметить, что на тот момент в Чувашии еще не утвердилось верное понимание геральдики как науки и как фактора геральдической культуры, поэтому все вышеперечисленные символы насле довали ошибки советской псевдогеральдики наличие даты основания, наименования, каймы, тиражирование национального узора в виде трех листов дуба, наложение цвета на цвет и т. д. Многочисленные нарушения геральдических правил, применение цве товой гаммы российской символики, неумелое сочетание геральдических фигур, негра мотное составление геральдического описания блазона не позволили вышеперечи сленным гербам пройти геральдическую экспертизу для государственной регистрации и войти в правовое геральдическое пространство России. Думаю, данная тенденция, со провождающаяся наследием советской псевдогеральдики, была характерна для многих регионов России, что осложняло процесс формирования официальной символики му ниципальных образований. Расширение геральдического пространства привело к со зданию большого количества нелегитимных символов. Геральдический совет отреаги ровал на данную ситуацию и разработал методические рекомендации по составлению официальных символов. Главной задачей государственного регулирования в области геральдики является создание и функционирование четкой системы визуальных зна ков публично правовых образований и государственных органов. Чтобы упорядочить и систематизировать герботворчество был введен государственный учет официальных символов через геральдическую регистрацию. Это привело к усложнению процедуры юридической институализации официального атрибута сегодня. В связи с этим рассмотрим юридическую природу герба как официального символа муниципального образования на современном этапе. Обратимся к законодательным до кументам. Правовой статус герба муниципального образования четко отражен в статье 9 Федерального закона о местном самоуправлении 13 1ФЗ от 2003 года, характеризу ющий его как официальный символ. В данной статье закона отражены все сущностные признаки герба муниципального образования как официального, легального, легитимного и правового символа. Остановимся подробнее на характеристиках герба. Официальный символ. Понятие официальный в словаре трактуется как государствен ный или исходящий от государства либо его органов. Официальный характер символа отражается в том, что герб обозначает статус и присущие муниципальному образова нию частично властные полномочия, хотя органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Для этого герб должен быть правомерен и правомочен, то есть обладать легальностью и легитимностью как основными при знаками официального символа, что определяет двойственный характер юридической природы герба. Смешение понятий легальности и легитимности герба, отсутствие представления о сущности данных категорий ведет к распространению ошибочных су ждений, сдерживающих развитие современной территориальной геральдики России. Легальный символ. В политической энциклопедии под легальностью понимается фор мально юридическая узаконенность, официальная разрешенность, признание полити ко правового статуса различных организаций, институтов и иных форм социальной жизни Легальность официального символа муниципального образования обеспечи вается определенной процедурой его утверждения органом местного самоуправления в соответствии с законодательством, которая называется легализацией герба. Легальность герба соответствует понятию законность герба то есть указывает на соблюдение 333 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципальным образованием процедуры его утверждения в соответствии с законом. Правовой нормой легализации герба выступает п. 1ст. 9 Федерального закона 13 1 ФЗ от 6 октября 2003 года, разрешающей муниципальным образованиям устанавливать официальные символы 12. Факторы легализации герба как официального символа муниципального образования должен исходить от конкретного субъекта геральдико правовых отношений муниципального образования разрабатываться с соблюдением геральдических правил представлять собой отличительный репрезентативный знак, состоящий из опре деленных фигур и цветов финифти отражать характерные признаки муниципального образования как субъекта гер ботворчества исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности иметь условный конвенциональный характер должен быть установлен в соответствии с законом. Таким образом, легализации процесс утверждения официального символа в установленном законом порядке. Результат легализации герба выражается в возможности выполнения официальным символом своей опознавательной функции как основного средства ви зуальной идентификации муниципального образования, отличия его от других субъ ектов геральдико правовых отношений. Концепт легальности относится к юридической категории, определяющий законность происхождения и утверждения официального символа. Исходя из вышеизложенного можно предложить следующее определение легальный герб официальный символ муниципального образования, отражающий исторические, культурные, национальные и иные особенности, созданный с соблюдением геральдических правил и установленный в законодательном порядке. Легитимный символ. Более сложным является понятие легитимность герба. Legitimus в буквальном смысле означает законный, узаконенный как и легальность так как латинский корень leg у терминов одинаковый. Однако понятие легитимность имеет иное правовое значение и другую процедуру признания официального символа, поэто му легитимность правомочность герба и его легальность правомерность не являются синонимами. Двойственный характер юридической природы герба выражается в сосу ществовании двух различных, не тождественных друг другу сущностных характеристик официального символа. Необходимо выделить следующие качественные характери стики легитимного герба муниципального образования как официальный символ по преимуществу обозначает власть или властные полномочия обозначает правовой статус муниципального образования служит основным средством обозначения определенных прав и обязанностей муни ципального образования обозначает муниципальное образование как субъекта геральдико правовых отношений является средством легитимной деятельности муниципальных образований в офи циальном делопроизводстве является основным геральдическим знаком, на базе которого строятся другие сим волы муниципального образования флаг, эмблемы, знаки различия и отличия 334 Г. В. БЕЛОВА В процессе легитимации герба как официального символа необходимо учитывать следующие факторы 1Изображения, текст и символы на гербе муниципального образования субъекта Российской Федерации или муниципального образования не должны совпадать с государственным гербом Российской Федерации государственными гербами субъектов Российской Федерации гербами муниципальных образований Российской Федерации с государственными гербами иностранных государств не должны применять чужие статусные знаки. 2. Правильное оформление нормативно правовых актов об официальном символе. 3. Законодательное закрепление основного символа герба его легализация. 4. Обязательная регистрация герба муниципального образования как завершающая стадия легитимации официального символа. В ходе анализа легитимности герба необходимо отметить особый механизм обре тения легитимности официального символа. Легитимация герба это процедура реали зации правомочности официального символа в ходе его регистрации. Юридическая легитимация опирается на установление или признание какого либо института пра вом 13. Правовой нормой легитимации герба выступает пункт 2 статьи 9 вышеназванно го закона о местном самоуправлении, где прописано, что официальные символы муници пальных образований подлежат государственной регистрации в порядке установленном Федеральным законодательством 14. Герб муниципального образования проходит государственную регистрацию в со ответствии с распоряжением Президента РФ от 13 октября 2003 года Порядок выдачи свидетельств о регистрации официальных символов и отличительных знаков в Госу дарственном геральдическом регистре РФ 15. Право на официальный символ появляет ся у муниципального образования с момента выдачи свидетельства о регистрации герба. Исходя из вышеизложенного можно предложить следующее определение легитимный герб официальный символ муниципального образования, утвержденный и прошедший государствен ную регистрацию в порядке, установленном законом. Таким образом, процессы обеспечения легальности и легитимности герба как офи циального символа муниципальных образований различны. Придание гербу легитим ности называется легитимацией и приводит к признанию официального символа не только в пределах данного государства, но и на международном уровне. Однако сама процедура легитимности герба базируется на легальности символа, которая обеспечи вается процедурой его легализации. Можно констатировать, что легитимация герба от носится к сложной по структуре юридической категории, состоящей из двух уровней на начальном этапе происходит легализация символа, а завершающим этапом является государственная регистрация официального знака. Правовой символ. Юридическим выражением категорий легитимность герба и ле гальность герба как официального символа муниципального образования выступа ет нормативность, способность воплощаться через нормы права и функционировать в рамках законности. Правовой аспект герба как официального символа чрезвычай но важен. Герб не только опознавательный знак, но прежде всего правовой знак, обо значающий правовое поле деятельности органа местного самоуправления. На современном этапе в России формируется нормативно правовая база государственного 335 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЕРБА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ регулирования официальной символики на уровне законодательных актов высшей компетенции, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образо ваний, которые призваны обеспечить юридический характер официальных атрибутов. Правовой символ официальный символ герб муниципального образования легитимного характера. Важным является и то обстоятельство, что при разработке официального симво ла герба необходимо руководствоваться геральдическими правилами в соответствии с пунктом 1статьи 9 Федерального закона 13 1ФЗ. Но на практике муниципальные образования часто пренебрегают правилами геральдики, прописанными в методических рекомендациях Геральдического совета, которые разработаны в соответствии с между народными нормами и российскими традициями. Проблема легитимности это в зна чительной мере проблема признания правомочности герба как официального симво ла муниципального образования и возможности реализации его правовых функций в своей практической деятельности. Неспособность осознания данного факта приводит к использованию официального герба только как отличительного знака и сувенирного продукта, нивелируя его значимость как правового символа. Данная тенденция сформи ровалась в советский период и служит на современном этапе препятствием для оконча тельной легитимации многих официальных атрибутов советского времени, сочиненных с нарушением геральдических правил, однако законодательно утвержденных в тот пери од, то есть легальных, но не легитимных в соответствии с российским законодательством. Рассмотрим данную тенденцию на примере Чувашии. С 1969 по 2007 год в республике было создано девять городских, четыре поселковых районных центров и десять районных гербов нелегитимного характера. Первым легитимным городским гербом, прошедшим федеральную регистрацию, стал герб г. Мариинский Посад с малой импе раторской короной, утвержденный 20 мая 1999 года 577 16. Первый легитимный рай онный герб был создан на основе исторического герба г. Цивильска и утвержден 29 мая 2002 года 965 17. Первый легитимный герб Шоршелского сельского поселения Ма риинско Посадского района с изображением Сокола, обозначающего космонавта Анд рияна Николаева, был утвержден 24 ноября 2006 года 2822 18. Позитивная практика создания легитимных гербов Чувашии была отражена мною в докладе Особенности юридической институализации официальных символов муниципальных образований Чувашской Республики на научной конференции по геральдике в феврале 20 16 года 19. Было отмечено, что создание легитимных официальных символов связано с деятель ностью В. А. Шипунова, который тесно сотрудничает с Геральдическим советом и при слушивается к его мнению в своем творчестве. Из двадцати трех нелегитимных гер бов более половины им приведены в соответствие с канонами геральдики. В процесс герботворчества с 2006 года активно включились и сельские поселения. В настоящее время в Чувашской Республике насчитывается 3 17 муниципальных образований, из них 2 1муниципальный район, 5 городских округов, 7 городских и 284 сельских поселений. Больше половины сельских поселений обладают легитимными гербами. В последние годы В. Шипуновым были созданы официальные символы сельских муниципальных образований Алатырского, Аликовского, Вурнарского, Красночетайского, Порецкого, Яльчикского районов приложение I VI На современном этапе российской государственности проблеме легитимности герба как официального символа публично правового образования придается большое зна чение. Механизмом для укрепления легитимности герба является возможность влияния Г. В. БЕЛОВА власти через законотворчество и деятельность Геральдического совета при Президен те Российской Федерации на процесс геральдического обеспечения муниципальных образований, на повышение геральдико правовой культуры социума. Научное осмысление происходящих изменений в сфере геральдики на современ ном этапе не только объективная потребность, но и необходимая насущность. Игно рирование положений геральдики как научной теории, а также нормативно правовых актов в сфере геральдического обеспечения порождает массу негативных последствий в процессе разработки и принятия официальных символов. Изучая и обобщая практи ку, научная теория формулирует понятия и определения геральдико правовых явлений, позволяющие понять сущность происходящих изменений. Научная значимость гераль дики как теоретической основы во многом определяется ее связью с практической де ятельностью, способностью удовлетворять назревшие потребности реальной действи тельности. Большое значение имеет и деятельность органов местного самоуправления в сфере геральдического обеспечения, определяющая цели теоретического исследова ния. Таким образом, познание геральдико правовых явлений осуществляется для того, чтобы сама практика также развивалась на научной основе. 1Федеральный закон 154 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации му ниципальные образования вправе иметь собственную символику гербы, эмблемы, другую символику от 28 августа 1995 года Собрание законодательства Российской Фе дерации. 1995. 2 Бюллетень Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. М., 2005. Вып. 1С. 44. 3 Працюк Н. И. Категория публично право вого образования в гражданском праве Известия АлтГУ. 20 18. 6 104 С. 184. 4 Федеральный закон 154 ФЗ Об об щих принципах организации местного са моуправления в Российской Федерации от 28 августа 1995 года Собрание зако нодательства Российской Федерации. 1995. 35. Ст. 3506. 5 Працюк Н. И. Категория публично правово го образования в гражданском праве. С. 184. 6 Сергеев Д. Б. Понятие и сущность муни ципального образования противоречия в российском законодательстве Труды Камчатского филиала Дальневосточного государственного университета. Петропав ловск Камчатский, 2004. С. 85 88. 7 Федеральный закон 13 1ФЗ Об об щих принципах организации местного са моуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 40. Ст. 3822. 8 Працюк Н. И. Категория публично правово го образования в гражданском праве. С. 183. 9 Ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года 5 1ФЗ. 10 Полное собрание законов. СПб., 1830. Т. 20. Ст. 14 392. С. 229 304 Указ императрицы Екатерины II от 7 ноября 1775 года Учре ждения для управления губерний Всерос сийской империи Политическая энциклопедия в двух томах. М., 1999. Т. 1С. 6 14. 12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. 40. Ст. 3822. 13 Юридический энциклопедический сло варь гл. ред. О. В. Кутафин. М., 2003. С. 238. 14 Собрание законодательства Российской Фе дерации. 2003. 40. Ст. 3822. 15 Бюллетень Геральдического совета при Президенте Российской Федерации. С. 45. 16 Шипунов В. А., Шипунова Г. Н. Гербы и фла ги современной Чувашии. Чебоксары, 20 17. С. 46. 17 Там же. С. 2 17. 18 Там же. С. 202. 19 Труды Государственного Эрмитажа Гераль дика исследования и практика материа лы научной конференции 19 20 февраля 20 16 года. СПб., 20 17. С. 7 135. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Белова Г.В. Правовой статус герба муниципального образования в современной региональной геральдике [на примере Чувашской республики] (2021)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |