Уханова П.С.
Символическое значение единорога в истории искусства, геральдике и коллекциях современного российского модельера Алены Ахмадуллиной
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 301-307
Аннотация: Целью данного исследования является включение в научно-исследовательский оборот данных о присутствии символа единорога в модной коллекции весна–лето 2019 известного российского дизайнера Алены Ахмадуллиной, показанной в рамках Недели моды в Москве, а также анализ семиотических взаимосвязей данного символа в геральдике, искусстве и моде
Об авторе публикации/статьи:
Уханова Полина Сергеевна (Москва) сотрудник ГБУК г. Москвы "ЦБС ЦАО"
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ухановой П.С.в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 28196 знаков (с пробелами)
30 1
П. С. Уханова Москва
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОРОГА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА,
ГЕРАЛЬДИКЕ И КОЛЛЕКЦИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО
МОДЕЛЬЕРА АЛЕНЫ АХМАДУЛЛИНОЙ
Целью данного исследования является включение в научно исследовательский обо
рот данных о присутствии символа единорога в модной коллекции весна лето 20 19
известного российского дизайнера Алены Ахмадуллиной, показанной в рамках Недели
моды в Москве, а также анализ семиотических взаимосвязей данного символа в гераль
дике, искусстве и моде.
В настоящее время символы, ранее используемые только в искусстве и в геральди
ке, можно встретить во многих сферах жизни, в том числе в современной fashion ин
дустрии. Известные символы используются в коллекциях современных российских
дизайнеров, расширяя сферу своего влияния и бытования и увеличивая присутствие
в современном мире и визуальном пространстве. При этом представители модного со
общества используют знаковую систему не только в декоративном качестве, но и об
ращаются к знаковой системе как к способу репрезентации глубоких символических
смыслов, усиливающих значение вещи, на которую этот символ наносится, превращая
материальный предмет, в данном случае предмет одежды или аксессуар, в опознаватель
ный знак, условное подобие эмблемы, которая позволяет своему носителю, как мини
мум, выделиться, а как максимум заявить о себе определенным образом.
Подобно тому как в Средневековье геральдические символы представляли собой
один из способов социальной идентификации, использование определенных символов
и знаков на одежде и в аксессуарах сегодня помогает человеку репрезентовать себя, свое
место в социуме и даже свои взгляды, настроение и мировоззрение. Такого рода репре
зентация себя через одежду явно проявленный тренд будущего, который в ближай
шие годы будет развиваться и усиливаться на всем пространстве западного мира и нашей
страны. Одежда сегодня больше, чем предмет, защищающий тело от агрессивной внеш
ней среды или нескромных взглядов, это определенный символ, к которому все большее
число людей относится более внимательно, выбирая предметы одежды и аксессуары для
своего гардероба с учетом смыслов тех или иных символов, образов, надписей и т. п.
В ХХ веке модельеры не раз прибегали к искусству, используя известные картины
и модные художественные направления в своих коллекциях, и в наше время все больше
модных домов вступают в коллаборации с современными художниками или используют
историко культурное наследие прошлого, чтобы создать не только вещь для потребления
и бытового использования, но и яркий, привлекающий внимание арт объект, который
302
П. С. УХАНОВА
будет интересен не только с точки зрения функционального использования, но и как
некий артефакт, наделенный дополнительными смыслами и значениями. Практически
все модные дома, использующие в своих коллекциях знаки и символы, известные на про
тяжении многих веков, подчеркивают значение применения тех или иных знаков или
эмблем дополнительными акцентами во время показов или рекламных кампаний. К при
меру, Алена Ахмадуллина, коллекция которой будет рассмотрена в данной статье, исполь
зовала во время фотосъемки средневековую эстетику и мифологию, подчеркивающую
взаимосвязь между средневековым искусством, символикой и современной семиотикой.
В соответствии с традиционным движением моды и трендов от элит к более низким
сословиям, которое существовало на протяжении последних двух тысячелетий, тенден
ция появляется в элитарной, более финансово обеспеченной среде, со временем сте
кая вниз. Нововведения любого рода сначала появляются в высших слоях общества,
потом распространяются на низшие, поскольку вторые стремятся достичь положения
первых 1однако философ и социолог Георг Зиммель понимает моду как сложный со
циальный феномен, который проявляет себя во всех сферах жизни общества, не только
в одежде, но и в манерах, паттернах поведения и т. п.2, так что с определенной долей
вероятности можно ожидать, что через 3 5 лет использование в одежде, аксессуарах
и украшениях символических образов, имеющих отношение к определенным системам
или наделенных особыми смыслами, войдет в повседневный обиход и станет популяр
ным среди широких слоев населения.
При этом исследований на тему бытования средневековых символов, в том числе,
геральдических, в моде XX XXI веков по прежнему немного, хотя еще исследователи
искусства поп арта замечали, что в правильном контексте даже простой, утилитарный
предмет, такой, к примеру, как одежда, теряет первоначальное практическое значение
и становится произведением искусства3. С начала ХХ столетия художники и модельеры
эстетизировали вещи, вырывая их из обычного контекста и помещая в непривычное
пространство, чтобы привлечь к ним как можно больше внимания4 и наделить новыми
значениями и смыслами, выходящими за границы утилитарного использования.
Сегодня, в цифровую эпоху, мода и искусство как никогда раньше готовы использо
вать и трансформировать произведения материальной культуры прошлого, в том числе
геральдическую символику, в знаковую систему своих новых коллекций, а современные
технологии дают возможность для разнообразных экспериментов от цифровой пе
чати на ткани до создания вышивки, в точности повторяющей известный символ, знак
или герб. В данной работе мы рассмотрели символы льва, оленя и единорога, представ
ленные в коллекции известного отечественного дизайнера Алены Ахмадуллиной, кото
рые нанесены на ткани и аксессуары разными способами с помощью печати, вышивки,
аппликации и пр.
В весенне летних коллекциях 20 19 года, представленных в 20 18 м, Алена Ахмадулли
на обратилась к теме средневекового бестиария, сфокусировав внимание на нескольких
символах льве, единороге и олене, изображения которых в виде вышивки или аппли
кации модельер разместила на платьях, верхней одежде, аксессуарах и даже колготках
и чулках. Изображения львов и единорогов были использованы в стилизованном виде
позднесредневековой эстетики, визуально похожие на геральдические символы этих
животных, в частности, известные нам по королевскому гербу Соединенного Королевст
ва Великобритании и Северной Ирландии ил. 1Стилистически близки эти символы
303
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОРОГА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА, ГЕРАЛЬДИКЕ
Ил. 1Королевский герб Соединенного Королевства Великобритании
и Северной Ирландии
Ил. 2. Герб с картушем под короной, который поддерживают по сторонам
лев и единорог. Je main tiendray Бумага, офорт. Инв. ОГ 390585.
Государственный Эрмитаж
304
П. С. УХАНОВА
Ил. 3. Изразец. Инв. ФБ 16 16. Государственный Эрмитаж
Ил. 4. Лев со щитом. Бронза, искусственная коричневая патина.
Инв. Н.ск 2 196. Государственный Эрмитаж
305
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОРОГА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА, ГЕРАЛЬДИКЕ
и известным экспонатам, хранящимся в коллекциях Государственного Эрмитажа, гербу
с картушем под короной, который поддерживают по сторонам лев и единорог, Je main
tiendray и льву со щитом ил. 2
Также в коллекции Ахмадуллиной использовался образ обнаженной Леди Годивы
полулегендарного персонажа, основавшей бенедиктинский монастырь и боровшейся
с непомерно высокими податями жителей Ковентри, английского города в графстве
Уэст Мидлендс, также подчеркивающий средневековую эстетику коллекции. Правда,
у модельера обнаженная женщина с длинными светлыми волосами представлена не
на лошади, а на единороге, однако ее узнаваемый образ легко считывается и узнается
на основании художественной практики.
Согласно Кулакову, однорогое животное, обитавшее в одном из лесов Германии, опи
сывал еще Юлий Цезарь Этот бык похож очертаниями на оленя, из середины лба торчит
один рог, больше и прямее, чем все известные до этого. Из его вершины распространяют
ся ветви, подобно раскрытой руке 5. В мировом искусстве изображения единорога встре
чается неоднократно, в том числе у известнейших мастеров. Наиболее известна серия
шпалер конца XV века Дама с единорогом ныне хранящаяся в собрании парижского
музея Клюни, и Дама с единорогом Рафаэля Санти 1505 1506 годов. В собрании Эрми
тажа представляет интерес голландский изразец XVII веке, где в круге стоит обнаженный
мужчина, с неба на него нисходит благодать, а возле него изображен единорог ил. 3
Серия шпалер XV столетия Дама с единорогом примечательна многообразием
изображенных на них символов, в том числе животных, которые много столетий спустя
были частично заимствованы Ахмадуллиной при подготовке своей коллекции. Дама
на шпалерах представлена в окружении весьма обширного бестиария птиц, гепарда,
пантеры, волка, лисы, собаки, козы, кролика, обезьяны, но главными животными се
рии, безусловно, являются лев и единорог. Их первостепенное значение подчеркнуто
и их размерами, во много раз превышающими фигуры других животных. Кроме того,
практически на всех шпалерах единорог и лев держат знамена с тремя серебряными
полумесяцами на синей перевязи.
В весенне летней коллекции Алены Ахмадуллиной образы льва и единорога близки
именно к стилистике серии шпалер из музея Клюни, смысл изображений на которых
многие исследователи сводят к теме пяти чувств и шестому чувству, выходящему за гра
ницы приличий XV века. На шпалере Зрение дама держит в руках зеркало, в кото
ром отражается единорог, передние лапы которого лежат на коленях девы, на шпалере Слух девушка играет на органе, на шпалере Вкус пробует ягоды и т. д. Современная
мода и индустрия красоты также взаимодействует с женщинами на уровне всех пяти
чувств. Всемирно известные бренды создают одежду, обувь, аксессуары, выпускают аро
маты и косметику с приятными запахами и вкусами, используют символы и узнаваемые
художественные коды искусства прошлого, чтобы привлечь максимум внимания к сво
им товарам ил. 4
На картине Рафаэля маленького единорога держит на руках прекрасная светлово
лосая девушка светлые волосы в эпоху Возрождения считались наиболее красивы
ми, и женщины прибегали ко множеству хитростей высветляли на солнце с помощью
шляп солан,
носили накладные пряди и т. д. Увлечение светлыми волосами также ис
пользовано Ахмадуллиной в коллекции 20 19 года, а художественные параллели с обра
зом девушки из Раннего Возрождения явно представлены как на показе в рамках Недели
306
П. С. УХАНОВА
моды весна лето 20 19, так и в фотосессии и рекламной кампании коллекции. Мане
кенщицы, приглашенные для съемок, рыжеволосые и светловолосые.
У Рафаэля образ единорога соответствует средневековым верованиям о том, что
приручить единорога может только девственница К ней он безбоязненно подойдет,
склонит свой рог и ляжет на колени 6. Возможно, именно благодаря этой вере единорог
в эпоху Средневековья ассоциировался с самим Спасителем, Иисусом Христом, зачатым
непорочным путем, тем более что один из вариантов Благовещения до Тридентского
собора7 называли мистической охотой на единорога а появилась данная трактовка
в позднесредневековом искусстве Германии и Англии.
В произведениях, посвященных теме Благовещения, где изображается единорог,
будущая Богородица предстает в виде приманивающей его девы, а архангел Гавриил
становится охотником, который загоняет диковинное животное в девственное лоно,
как, например, на миниатюре из неизвестной рукописи 1480 1500 х годов из Аугсбурга Германия Правда, такие изображения и трактования непорочного зачатия
были запрещены во время уже упомянутого Вселенского собора католической церкви 1545 года8, однако остались на произведениях искусства и вошли в мировую сокровищ
ницу символов.
В рассматриваемой коллекции Алены Ахмадуллиной, наравне со львами и едино
рогами, мы видим футболки с надписью God is my favourite designer что в переводе
значит Бог мой любимый дизайнер Очевидно, что модельер рассматривает символ
единорога, льва и оленя не только в художественно историческом аспекте средневеко
вого искусства, но и в мифологическом, и символическом, поскольку именно эти три
животных лев, единорог и олень в свое время ассоциировались и сопоставлялись
с Иисусом Христом, хотя и сохраняли противоположное, дуальное символическое зна
чение, как, впрочем, большинство символов, известных человечеству, ведь символ всег
да двойственен, поливалентен и изменчив, не ограничен в проявлениях и может быть
выражен в изображениях, предметах, жестах, ритуалах, верованиях и поступках9, а в рас
сматриваемом нами случае еще и в одежде, и в модных аксессуарах.
В отечественной истории изображение единорога впервые появляется в геральдике
Ивана Грозного в 1560 х годах 10, а о значении данного символа на царских печатях выд
вигается несколько версий. А. Л. Хорошкевич считает, что единорог Ивана Грозного
символизировал верховную власть и силу московского царя Для Грозного этот символ
утверждал его как носителя истинного православия, как представителя законной царской
власти, был для него воплощением силы и непобедимости По мнению А. Л. Юрга
нова, единорог Ивана Грозного был символом не светским, а сакральным, и олицетво
рял собой власть Христа, что было особенно актуально для середины XVI века, когда
эсхатологические ожидания обострились до предела так что появление единорога
в этом контексте вписывается в гипотезу историка о вере во второе пришествие и гряду
щий Страшный суд. Р. А. Симонов предположил, что символ единорога имел на Руси
астрологический смысл и под инрогом подразумевался зодиакальный знак Козерога,
поскольку московские Рюриковичи считали себя потомками императора Августа с ру
бежа XV XVI веков а астрологическим знаком Августа был Козерог, который в образе
единорога мог стать астрологическим управителем Руси.
В коллекции Ахмадуллиной серебряный, лунный единорог помещен также на пла
тье нежно голубого, небесного цвета, так что можно высказать гипотезу, что в данном
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОРОГА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА, ГЕРАЛЬДИКЕ
случае этот символ вполне может рассматриваться и как астрологический. Так или ина
че, а в весенне летней коллекции Алены Ахмадуллиной 20 19 года единорог опреде
ленно использован как художественный символ, близкий к семантике портрета Дамы
с единорогом Рафаэля и серии шпалер из музея Клюни. Единорог, как эмблематиче
ский символ, имеющий разное значение в зависимости от культурного контекста и ам
бивалентный в своей семантике, может символизировать и Христа, и дьявола 12, однако
в изученной нами модной коллекции он, безусловно, имеет положительное, светлое зна
чение, связанное с непорочностью и легендой о деве, которая приманивает фантастиче
ское животное своей телесной и духовной чистотой. 1Свендсен Л. Философия моды. М., 2007. С. 55.
2 Там же. С. 13.
3 Уханова П. Влияние поп арта на развитие
моды второй половины ХХ века. СПб., 20 19.
С. 40.
4 Обухова Живопись без границ. От поп
арта к концептуализму. М, 200 1С. 59.
5 Кулаков С. Бестиарий Галуса. ЛитРес, 20 12. С. 36.
6 Зотов С. Страдающее Средневековье Пара
доксы христианской иконографии. М., 20 18.
С. 199.
7 XIX Вселенский собор католической церкви,
открытый по инициативе папы Павла III
в 1545 году в Тренте.
8 Зотов С. Страдающее Средневековье. С. 202.
9 Пастуро М. Символическая история евро
пейского Средневековья. СПб., 20 12, С. 8. 10 Пчелов Е. Единорог в государственной сим
волике Ивана Грозного семантика и причи
ны появления. М., 20 17. С. 76, 77. Там же. С. 77. 12 Там же.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Уханова П.С. Символическое значение единорога в истории искусства, геральдике и коллекциях современного российского модельера Алены Ахмадуллиной (2021)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|