Переходенко К.В.
Об особенностях изображений на ремесленных значиках в Российской империи
// Геральдика: исследования и практика (2021)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 235-238
Аннотация: Говоря о ремесленной символике, мы сталкиваемся с различными ее проявлениями. Нам известны ремесленные цеховые значики (знаки) и знамена, печати Ремесленных управ, трости Ремесленных голов, разного рода символические изображения, украшающие грамоты, аттестаты и свидетельства на право заниматься ремеслом, вывески, изображения на знаках, медалях, архитектурный декор.
Об авторе публикации/статьи:
Переходенко Кирилл Викторович (Конаково (Тверская обл.)) Магистр истории, историк-генеалог, член Правления Союза Геральдистов
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Переходенко К.В.в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22423 знаков (с пробелами)
235
К. В. Переходенко Москва
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА РЕМЕСЛЕННЫХ ЗНАЧИКАХ
В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Говоря о ремесленной символике, мы сталкиваемся с различными ее проявлениями.
Нам известны ремесленные цеховые значики знаки и знамена, печати Ремесленных
управ, трости Ремесленных голов, разного рода символические изображения, украша
ющие грамоты, аттестаты и свидетельства на право заниматься ремеслом, вывески, изо
бражения на знаках, медалях, архитектурный декор.
Все это многообразие проявлений можно с некоторой долей условности разделить
на две категории официальные и неофициальные. Условность состоит в том, что
основой деления становится не фактический характер использования, а упоминание
в официальных текстах, законодательно регламентирующих деятельность ремесленно
го сословия, а именно Ремесленном положении 1785 года и Уставе цехов 1799 года 1
В данных документах упоминаются ремесленные цеховые значики знаки печати
Ремесленной управы и трости Ремесленного головы.
И если печати и трости должны содержать городской герб, то о знаках ремесленных
цехов уточнений не имеется. Вся информация о них сводится к фразе Управе иметь
все знаки цехов ремесленных, употребляемые в церемониях 2.
В настоящей статье рассмотрим именно цеховые знаки значики.
Сначала несколько слов о термине значик Следует обратить внимание, что в Сло
варе русского языка XVIII века слово значик указано как разновидность написания
слова значек то есть маленький знак. При этом видно, что в источниках XVIII века
это слово воспринималось не только в современном понимании знака или значка,
но и как флажок, вымпел, прапор, знамя3.
Таким образом, в силу неопределенности термина, мы рассматриваем все предметы,
которые удалось по тем или иным признакам связать термином значика знака
Скажем сразу, что неопределенность термина, а также отсутствие разъясняющих
документов,
по крайней мере в настоящее время нами таких не выявлено, определила
и многочисленность форм предметов, относящихся к подобным знакам.
Нами выявлен ряд предметов и изображений, которые можно отнести к ремеслен
ным знакам в музейных собраниях ряда регионов Центральной России Владимир, Вятка Киров Псков, Рыбинск, Санкт Петербург, Смоленск, Тверь, Углич.
Список этот не является окончательным, и работа по выявлению комплекса источ
ников продолжается.
236
К. В. ПЕРЕХОДЕНКО
Рассмотрим материалы из представленных собраний в соответствии с их визуальны
ми особенностями.
Отдельно следует сказать о коллекции Санкт Петербургских цеховых знамен. В сто
лице Российской империи сложилась полноценная знаменная культура, унаследован
ная во многом от иноземных ремесленных цехов, богато представленных в городской
жизни, начиная практически с момента основания города. Цеховые знаки являлись пол
ноценными знаменами, со всеми полагающимися им атрибутами. В настоящее время
подобных знаменных комплексов более нигде не обнаружено. Останавливаться под
робно на Санкт Петербургских цеховых знаменах в рамках данной статьи мы не будем,
поскольку они уже достаточно подробно изучены в ряде работ С. И. Кузнецовой4.
В Государственном Владимиро Суздальском музее заповеднике находится ряд пред
метов, содержащих цеховые ремесленные символы, среди них трость Ремесленного
головы и знаки сапожного, серебряного, красильного, печного, булочного цехов Вла
димирской ремесленной управы, выполненных в единой манере. Датировка изготовле
ния данных предметов довольно широка 1847 1902 и основывается на наличии знака
булочного цеха, который был основан именно в 1847 году. А поскольку в 1902 году
ремесленная управа была упразднена, то и создание данных атрибутов не может дати
роваться поздней датой.
Атрибуты представителей Владимирской ремесленной управы выполнены в виде
тростей с металлическим навершиями. Знаки представляют окрашенные коричневой
краской деревянные жезлы. Украшения жезлов металлические, золоченые шаровид
ное навершие, фигурный знак и декоративный ободок. На одной стороне знака в цен
тре щитка помещена аббревиатура В У. означающая Владимирская ремесленная
управа по краю щитка размещен плетеный орнамент. На обратной стороне знака
в центре щитка помещено изображение предметов или сюжетов, связанных с конкрет
ным цехом. По краю расположены надписи СТАРШИНА ЦЕХА также украшен
ные орнаментом. Как видим, здесь есть и просто изображения продуктов производства,
и жанровая сцена на знаке старшины печного цеха. серебряный цех изображение книги, потира и иконы под короной печной цех изображение печи и возле нее стоящий печник с кирпичом и молот
ком в руках сапожный цех изображение различной обуви сапог, ботинки, туфли булочный цех изображение хлебобулочных изделий и сверху калач красильный цех изображение отрезов тканей.
Возвращаясь к вопросу о многообразии форм знаков, мы видим, что во Владимире
цеховые знаки выполнены так же как и трость Ремесленного головы в единой цере
мониальной форме, с отличием исключительно в изобразительной части, и соответст
венно осмыслены как должностные знаки знаки старшин цехов. К сожалению, мы не
знаем, существовали ли помимо этих тростей еще какие либо цеховые знаки.
Чаще цеховые знаки приобретали форму значика небольшого флажка, знамени.
Таковы знаки Вятской ремесленной управы, хранящиеся в Кировском областном крае
ведческом музее. Они исполнены в виде двусторонних металлических знамен из жести
с живописными изображениями, на деревянных древках. Размеры знамени прямоуголь
ной формы 25,0 34,5 см. Знамена двусторонние, с одной стороны имеется текст, на
пример Вятской цеховой управы Столярнаго цеха, 1864 года 8 октября На другой
237
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА РЕМЕСЛЕННЫХ ЗНАЧИКАХ
стороне изображение комнаты с мебелью. Или Вятской цеховой управы Кузнечно
Каретнаго цеха 1864 года 8 октября На другой стороне изображение кареты.
К сожалению, полностью изучить эти знамена нам в настоящее время не удалось.
Имеющиеся у нас изображения показывают, что с одной стороны знаков помещены
тексты, а на обратных изображениях сюжеты или предметы, связанные с ремеслом.
Однако
есть упоминания о том, что вместо предметов на некоторых знаках помещены
изображения святых покровителей и, в частности, на знаке Вятской цеховой управы
серебряно меднаго цеха упоминается изображение Нерукотворного Спаса. Само изо
бражение пока получить не удалось.
В данном случае мы видим, по сути, небольшие знамена, и принадлежность их цеховой
управы не должностная.
Интересны цеховые знаки Псковской ремесленной управы. В экспозиции Псковского
государственного музея заповедника в зале геральдики хранятся шесть цеховых знаков
ткачей, портных, серебряников, пекарный цех, производителей медной и серебряной по
суды. Знаки выполнены в виде двусторонних вымпелов знамен с металлической основой
и с живописными изображениями, древки от них, по всей видимости, не сохранились.
Музейная датировка этих знаков вторая половина XIX века, однако мы видим над
традиционным изображением предметов ремесленного производства изображение дву
главого орла, на груди которого щиток с вензелем Александра III, что позволяет уточ
нить датировку не ранее 188 1года и не позднее 1894 года.
На обратной стороне знаков размещено изображение Псковского герба. Надписей
никаких нет, и, судя по всему, это именно знаки цехов.
Интересный знак кузнечного цеха хранится в Рыбинском музее. Это еще один знак,
выполненный на твердой основе дерево носимый на древке. В центре знака поме
щено изображение звезды с надписью Кузнечного Ц Вверху надпись основана
в 1787 году Судя по роду надписи речь идет о Ремесленной управе.
Сам знак состоит из восьми клейм, по четыре с каждой стороны. В каждом клейме
указаны ремесла, вошедшие в состав цеха. Так, мы видим жанровые картины с поясняю
щими надписями каретник, кузнец, колесник, столяр.
Знаки цехов Смоленской ремесленной управы также выполнены в виде металличе
ских знамен, поднимаемых на древках. Хотя в данном случае мы скорее можем говорить
о сходстве с церковными хоругвями, поскольку символы профессии здесь заменены
изображениями святых покровителей.
Время создания знаков музей относит к 1839 году, размер по сравнению с другими
довольно крупный 77 56 см.
Известны знак серебряного цеха с изображением Николая Чудотворца, знак кузнечно
го цеха с Косьмой и Дамианом, знак живописного цеха с изображением Иоанна и Луки.
Интересна коллекция Угличского музея здесь сохранилось двенадцать металличе
ских знаков, которые представляют собой небольшие двусторонние чеканные метал
лические знаки размером 13,2 14,8 см на деревянных древках размером 9 124 см.
На каждом знаке в декоративном картуше размещено изображение предметов, свя
занных со специализацией цеха, и надпись, указывающая на принадлежность, но это
также должностные знаки поскольку на каждом указано мастер такого то цеха Это
первые обнаруженные нами знаки в виде флажков знамен, имеющие явное должност
ное значение.
К. В. ПЕРЕХОДЕНКО 1Грамота на права и выгоды городам Россий
ской империи Полное собрание законов
Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. 22 1784 1788. 16 187. С. 358 384
Устав цехов Часть перьвая Утвержден
г. Гатчина. Ноября в 12 день 1799 года М. 1799
2 Устав цехов. С. 3.
3 Словарь русского языка XVIII века. СПб., 1995. Вып. 8. С. 2 16, 2 17.
4 Кузнецова С. И. Цеховые знамена 1856 года
в собрании Государственного музея истории
Санкт Петербурга Труды Государствен
ного музея истории Санкт Петербурга.
20 16. Вып. 26 Исследования и материалы.
С. 63 72. Ил. Она же. Знамена России ских
ремесленных цехов первои половины се
редины XIX века в собрании ГМИ СПб
Труды Государственного музея истории
Санкт Петербурга.
20 17. Вып. 27 Исследо
вания и материалы. С. 3 16. Ил. Цеховые
знамена ремесленных цехов Санкт Петер
бурга конца XVIII начала XX века из со
брания Государственного музея истории
Санкт Петербурга альбом каталог авт.
сост. С. И. Кузнецова. СПб., 20 19.
Коллекция Углича интересна тем, что содержит также и значики другого рода.
Данные знаки представляют собой деревянные одно и двухсторонние таблички раз
мером 12,0 17,0 14 см, на которых выполнены живописные жанровые изображения.
Таблички имеют металлическое ушко для крепления на стене, по всей видимости, над
столом того или иного цеха в ремесленной управе.
Интересны формулировки этих табличек на них имеется слово значик и указание
на мастерство управы или стол.
Тверская коллекция разделена на два музея Тверской государственный областной
музей и Тверская областная картинная галерея. Всего имеется девять знаков Знак са
пожного цеха Знак портного цеха Знак каретного и столярного цеха Знак сере
бренного цеха Знак печного цеха Знак кузнечного цеха Знак прядильного цеха Знак иконописного цеха и Знак калашного цеха
Любопытна форма знаков, выполненная в виде картин на холсте, и только узнава
емый сюжет и непосредственная надпись помогают нам отнести эти предметы к цехо
вым знакам.
То, что знаки выполнены в виде картин, говорит нам о том, что их использование
ограничивалось
украшением помещения и, видимо, было сходно с обозначением сто
лов ремесленной управы, как и в Угличе.
Поскольку комплекс источников, рассмотренный в настоящем докладе, не является
окончательным, и работа по выявлению новых источников, относящихся к цеховой
ремесленной символике, продолжается, представленные выводы еще не окончательны,
но уже на данном этапе позволяют проследить тенденции и особенности российской
ремесленной символики.
Таким образом, рассмотрев ряд предметов, являющихся знаками цехов, можно с уве
ренностью сказать, что обозначенные в Ремесленном положении и Цеховом уставе
цеховые знаки не регулировались центральной властью по внешнему виду и статусу
и создавались в силу понимания местным Управным начальством отсюда такое мно
гообразие форм. И не только внешних форм, но и понимания, что же все таки пред
ставляют собой эти знаки знаки цехов, должностные знаки и даже вывески.
Наличие явно повторяющихся сюжетов говорит о складывании общей визуальной
культуры, разнообразной в своих проявлениях, но при этом развивающейся в едином
русле.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Переходенко К.В. Об особенностях изображений на ремесленных значиках в Российской империи (2021)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|