| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021) › Кузнецова С.И. К вопросу о возобновлении знамен ремесленных цехов Санкт-Петербурга в середине – второй половине ХIХ века (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) | ||||||
Кузнецова С.И.
К вопросу о возобновлении знамен ремесленных цехов Санкт-Петербурга в середине – второй половине ХIХ века (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга)// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 191-215 Аннотация: До недавнего времени бытовало мнение, что корпоративная ремесленная геральдика была распространена только в странах Западной и Восточной Европы, а в Российской империи не получила развития. Однако это не так. В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) хранится уникальная коллекция знамен ремесленных цехов конца ХVIII – начала ХХ века. Это крупнейшее собрание в стране. Оно включает сорок семь знамен: двенадцать знамен Иностранной ремесленной управы и тридцать пять знамен Российской ремесленной управы Санкт-Петербурга. История цеховых знамен в России началась в 1785 году с учреждением ремесленного сословия и Ремесленного управления. Впервые ремесленные знаки упоминаются в Ремесленном положении, вошедшем в состав «Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II, где говорится: «Ремеслы разделить на цехи или Ремесленные Управы <…> Управе дать ремесленное Положение, ремесленный значик и Управную печать». Об авторе публикации/статьи: Кузнецова С.И. Просмотр публикации в формате PDF: › Кузнецова С.И. К вопросу о возобновлении знамен ремесленных цехов Санкт-Петербурга в середине – второй половине ХIХ века (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) (2021)
› См. также другие статьи автора: Кузнецова С.И.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 62264 знаков (с пробелами)
19 1 С. И. Кузнецова Санкт Петербург К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА В СЕРЕДИНЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКА из собрания Государственного музея истории Санкт Петербурга До недавнего времени бытовало мнение, что корпоративная ремесленная геральдика была распространена только в странах Западной и Восточной Европы, а в Российской империи не получила развития. Однако это не так. В Государственном музее истории Санкт Петербурга ГМИ СПб хранится уникальная коллекция знамен ремесленных це хов конца ХVIII начала ХХ века. Это крупнейшее собрание в стране. Оно включает сорок семь знамен двенадцать знамен Иностранной ремесленной управы и тридцать пять знамен Российской ремесленной управы Санкт Петербурга. История цеховых зна мен в России началась в 1785 году с учреждением ремесленного сословия и Ремеслен ного управления. Впервые ремесленные знаки упоминаются в Ремесленном положе нии, вошедшем в состав Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи Екатерины II, где говорится Ремеслы разделить на цехи или Ремесленные Управы Управе дать ремесленное Положение, ремесленный значик и Управную печать 1В Уставе цехов Павла I, изданном в 1799 году, также упоминаются знаки цехов ремесленных, употребляемых в церемониях 2. Именно упоминаются, поскольку никакого регламента, положения, где было бы подробно расписано, какими они долж ны быть, не последовало ни тогда, ни после. В итоге в каждом регионе Российской империи сформировалось свое понятие о цеховом знаке. В ходе исследования было установлено, что сохранившиеся в отдельных музеях Российской Федерации цеховые знаки представляют группу чрезвычайно разнородных предметов по материалу, техни ке, размеру, функциональному назначению. Подобные значики значки или знаки по сути, просто обозначают соответствующее ремесло, именно обозначают, представ ляя наиболее узнаваемые его атрибуты. Из известных нам знаков подавляющее боль шинство выполнено из металла. Целиком металлические знаки Владимира и Углича с масляной живописью по жести и железу знаки Вятки, Рыбинска, Калуги и Красно ярска по холсту знаки Твери и Пскова в виде двусторонней иконы в окладе знаки Смоленской ремесленной управы и т. д. Диапазон размеров 10,2 7,5 см Владимир, 25 34 см Вятка, 32 32 см Калуга, 34 35 см Псков, 45 34 см Рыбинск, 67 56 см Красноярск и 77 56 см Смоленск. Следует отметить, что цеховые знаки Твери односторонние, заключены в деревян ную раму и, по всей видимости, участвовали только в церемониях, проходивших в сте нах Ремесленной управы, тем более что они представляют собой жанровую картину 192 С. И. КУЗНЕЦОВА довольно большого размера например, знак Сапожного цеха 7 15 88,3 см Ни каких геральдических изображений, таких как герб города либо двуглавый российский орел, на этих знаках нет. Лишь на оборотной стороне знаков Красноярска, Калуги и Пскова изображены гербы этих городов стоящий лев с заступом и серпом в лапах Красноярск щит с серебряным волнообразным поясом и императорской короной вверху герб Калужской губернии идущий барс на обороте и на лицевой стороне вверху изображен двуглавый орел с малым щитком с вензелем императора Александ ра III А III на груди Псков. Возможно, материал и небольшой размер, а главное, меньшая степень участия в раз личных церемониях по сравнению со столичным Санкт Петербургом, позволили этим знакам сохраниться без возобновления. Живопись на знаках, видимо, поновлялась, но сами знаки никогда не меняли целиком. В то время как большая часть цеховых знамен из собрания Государственного музея истории Санкт Петербурга дошла до наших дней в возобновленном виде. Основная причина возобновления это недолговечность мате риала, из которого выполнены знамена, шелк с масляной живописью. Основные це ремонии с участием знамен проходили на открытом воздухе, зачастую в зимнее время, и были весьма продолжительными. Из архивных материалов, к примеру, известно, что в декабре 1796 года печальная процессия, сопровождавшая перенесение тела императо ра Петра Федоровича из Александро Невского монастыря в Зимний дворец, продолжа лась на сильном морозе два с половиной часа3. А затем уже при совместных похоронах императрицы Екатерины II и Петра III печальное шествие до Петропавловского собо ра длилось 1час 40 минут4. Поэтому век цехового знамени был ограничен 30 40 очень редко 50 годами. Это следует хотя бы из того, что выполненные в 1856 году знамена цирюльного, портного, сапожного и слесарного цехов требовали возобновления, за их ветхостью уже в сере дине 1880 х годов. Но за прошедшие десятилетия многое изменилось появились новые технологии, другой стала мода. Ремесленники выпускали продукцию в соответствии с требованиями времени, вкусами горожан. Как влияло это на изображение цеховых эмблем при возобновлении знамен Ведь многие эмблемы включали изображение про дукции цеха, которая со временем устаревала. Чтобы ответить на данный вопрос, надо иметь представление о том, какими были цеховые знамена изначально или хотя бы на момент последнего возобновления. По чти все цеховые знаки Санкт Петербурга были учреждены в 1785 году. Несомненно, образцом для их создания послужили шелковые, с масляной живописью знамена не мецких цехов, ведь иностранные ремесленники работали в Санкт Петербурге чуть ли не с основания города. Петербургские мастера позаимствовали размер, материал, тех нику и отчасти даже геральдику. При отсутствии надлежащего положения о цеховых знаках работа над их созданием вовсе не была бесконтрольной самодеятельностью ремесленников. Образование каждого цеха, его знак и печать по представлению Реме сленной управы учреждались Указом 1го Департамента Санкт Петербургского горо дового магистрата5. Отдельные вопросы выносились на рассмотрение гражданского гу бернатора, а иногда министра внутренних дел, в чьем ведении были обе Ремесленные управы Санкт Петербурга Российская и Иностранная. В 1850 е годы по предписанию городской Распорядительной думы коллежский советник К. Грот составил Обряды Уставы цехов. Эти Обряды обсуждались на цеховых собраниях и в Ремесленной 193 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА управе, рассматривались Городской думой, после чего были представлены на утвер ждение гражданскому губернатору Санкт Петербурга, который не встретил препят ствия к утверждению означенных обрядов 6. Таким образом, в Санкт Петербурге дея тельность ремесленных цехов строго контролировалась и регламентировалась. В связи с этим просто не могло быть серьезного отступления от ранее утвержденного цехового знака при его возобновлении. Установить это стало возможным с помощью рисунков таблиц в книге Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го 7, а также, что особенно важно, и о чем будет сказано далее, сургучных оттисков цеховых печатей. До недавнего времени считалось, что самая ранняя публикация цеховых знамен из собрания ГМИ СПб относится к 1885 году. На трех снимках альбома Внутренние виды ремесленной выставки. Его императорскому высочеству великому князю Владимиру Александрови чу есть изображения знамен из музейной коллекции8. Однако существует еще более ранняя публикация в упомянутой выше книге Описание погребения блаженной па мяти императора Николая 1го с присовокуплением исторического очерка погребе ний царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей изданной в Санкт Петербурге в 1856 году. Книга издана в трех томах в первом описание церемониала, а во втором и треть ем альбомы с рисунками, черно белыми во втором и цветными в третьем На четы рех таблицах с XIX по XXII изображены ремесленники Санкт Петербурга, участники печального шествия. Согласно церемониалу, в VII отделении шли Депутаты иностран ных ремесленников перед каждым цехом старшина, со значком своего ремесла, при двух ассистентах ил. 1за ними следовали Депутаты русских ремесленников, точно также со старшиной и двумя ассистентами для каждаго ремесла. Наверху значков Импе раторский орел из вызолоченной бронзы 9 ил. 2 На рисунках представлены знамена шестидесяти двух цехов тридцати иностранных и тридцати двух российских. К сожа лению, не все знамена удалось определить, так как не всегда читается эмблема, скры тая старательно прорисованными драпировками. Попытка установить принадлежность знамен через порядок построения в шествии по участкам или разрядам пока не дала результата. Хотя вряд ли построение было произвольным. Следует отметить, что полотнища большинства знамен иностранных цехов двад цать два из тридцати светлых тонов, в основном белые шесть синего тона, одно в полоску. То есть налицо преобладание двух цветов белого и синего. Та же картина в цветовом решении двенадцати иностранных знамен из собрания ГМИ СПб лишь два синего цвета, остальные светлых тонов. Российские знамена более разнообразны по цветовой гамме. И это отчасти объясняет многоцветье цеховых знамен, возобновлен ных в 1880 е годы. Полотнища зеленого, желтого, коричневого и даже розового тонов, хотя большинство знамен имеют полотнища синего цвета, белых совсем мало всего три. Нетрудно заметить, что знамена очень разные, не только по цвету, но и по разме ру, композиции, оформлению. Одинаковые только навершия древков в виде двуглавых орлов. В собрании ГМИ СПб есть знамена, которые участвовали в данной церемонии. Со поставление оригиналов с их изображениями убедительно доказывает достоверность этих рисунков. Из знамен Иностранной ремесленной управы Санкт Петербурга здесь представлены 194 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 1Депутаты иностранных ремесленников со знаменами в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Рисунок ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифр 18.4 14 2 Российская национальная библиотека 195 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 2. Депутаты российских ремесленников со знаменами в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Рисунок ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифр 18.4 14 2 Российская национальная библиотека 196 С. И. КУЗНЕЦОВА Знамя кузнечного цеха, 1785 год ил. 3 На рисунке ил. 4 драпировка пересекает полотнище, и виден только фрагмент щита с темной подковой. Вверху силуэт птицы нашлемник в виде журавля, внизу изогнутая светлая полоса лента с надписью. Знамя мясного цеха, первая половина XIX века ил. 5 Светло голубого шелка, вид ного на рисунке ил. 6 и сильно выцветшего и порыжевшего на знамени с изображе нием рыжего быка в темном медальоне. Знамя шорного цеха, первая половина XIX века ил. 7 Голубое, очень выцветшее со временем, но сильно подсиненное на рисунке ил. 8 с изображением предметов конской сбруи шлеи выездной и двух уздечек с удилами по бокам. Художник не забыл указать даже широкий галун, который идет по периметру полотнища. Из знамен Российской ремесленной управы это, конечно, знамена, возобнов ленные именно к этой церемонии медно бронзового цеха с изображением люстры ил. 9, 10 кузнечного с изображением инструментов и готового изделия подковы ил. 2 а также часового цеха, где представлены солнечные часы в виде башни с крупным прямоугольным циферблатом ил. 13, 14 На всех знаменах одна дата 18 февраля 1855 года день кончины императора Николая I. А 27 февраля они уже принимали участие в печальном шествии, изображенном на рисунках. В следующем, 1856 году, в процессе подготовки к коронации императора Алексан дра II был возобновлен целый ряд знамен. Среди знамен Иностранной ремесленной управы, изображенных на рисунках, есть знамя скорняжного цеха ил. 15 Через год оно будет не красного, а светло зеленого цвета, с прежней эмблемой, но иным рас пределением цветовых пятен ил. 16 В центре щит, скошенный справа на белое поле с черными отметинами горностаевый мех и красное с изображением белого голубя. Пышный намет, стянутый бурлетом, изображен и на оттиске печати этого цеха конца XVIII века из собрания ГМИ СПб 10. Но художник прорисовывал явно не все детали, стараясь запечатлеть главное. Знамя малярного цеха ил. 17 с изображением на белом фоне красного щита с тремя белыми малыми щитками и рыцарским шлемом полностью сохраняет свою изначаль ную композицию и цветовую гамму ил. 18 На знамени оружейного цеха до возобновления главным элементом эмблемы были перекрещенные ружья ил. 19 На оттиске печати цеха кроме ружей изображены писто леты и образцы холодного оружия. После возобновления знамени в эмблеме оставлены те же составляющие за исключением предметов холодного оружия только скомпоно ваны в другом порядке, более органично и грамотно. На перекрестье двух ружей поме щен щит с изображением пистолетов образца середины XIX века ил. 20 Предположительно, автором этого знамени был Карл Мекет, мастер Санкт Петербургского живописного цеха. Именно ему Российская ремесленная управа Санкт Петербурга поручила возобновление цеховых знаков к церемонии коронации им ператора Александра II, которая была назначена на 26 августа 1856 года. В подписке К. Мекета о создании знамен говорилось, что он обязуется сделать вновь четыре цехо выя живописныя значка на двойном гроденапеле Но, главное, величиною как значек брилиантоваго цеха Так каким же был этот знак, который, как следует из надписи на более позднем зна мени цеха, 1885 года, был утвержден в 1836 году Вероятно, именно тогда было создано первое знамя цеха, ставшее для Мекета примером. Оно изображено на XXII таблице 197 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 3. Знамя немецкого кузнечного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1785. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 74 94 64 88 без бахромы Инв. V A 27 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 4. Ремесленники немецкого кузнечного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 198 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 6. Ремесленники немецкого мясного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 5. Знамя немецкого мясного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. Первая половина ХIХ века. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 8 10 98,0 69,0 9 15 без бахромы Инв. V A 38 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 199 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 8. Ремесленники немецкого шорного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 7. Знамя немецкого шорного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. Первая половина ХIХ века. Шелк, масло, галун, бахрома нить х б и металлическая нить. 73,0 84,0 62,0 77,5 без бахромы Инв. V A 9 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 200 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 10. Ремесленники медно бронзового цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 9. Знамя медно бронзового цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 82 76 70 69 без бахромы Инв. V A 8 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 20 1 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. Знамя кузнечного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 83,0 69,0 70,5 63,0 без бахромы Инв. V A 36 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 12. Ремесленники кузнечного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХII из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 202 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 14. Ремесленники часового цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 13. Знамя часового цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1855. Мастер М. Лисицын Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 86 79 73 72 без бахромы Инв. V A 35 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 203 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 15. Знамя немецкого скорняжного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Шелк, масло, галун. 9 02. Инв. V A 20 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 16. Ремесленники немецкого скорняжного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 204 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 17. Знамя немецкого малярного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Шелк, масло. 82,0 93,5. Инв. V A 22 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 18. Ремесленники немецкого малярного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 205 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА книги. Эта же дата стоит на сургучном оттиске печати цеха на одном из архивных до кументов, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве Санкт Петербурга на Аттестате для Бриллиантовых, Золотых, Серебреных и Граверных дел Подмастерьев выданном мастером Устиновым подмастерью Броунеру. В нем говорит ся Александр Броунер жил у меня три года и три месяца вел себя хорошо и поведения чеснаго в чем и атестую. А. Устинов 12. Чтобы стать подмастерьем ученик постигал азы данного ремесла три года и три месяца, после чего делал управный урок сдавал экзамен для получения аттестата об изучении и знании в потребной для него степени мастерства 13. Мастер Александр Устинов в 1855 году был старшиной бриллиантового и серебря ных дел цеха 14. Согласно церемониалу, знамя полагалось нести главе цеха, и, скорее всего, на рисунке именно Устинов несет цеховое знамя. Его сопровождают сборщик податей Александр Блюм и десятский Иван Гринфельдт 15. На знамени и оттиске печати одна и та же эмблема изображены знаки ордена Андрея Первозванного восьмиконеч ная звезда и цепь с крестом. Надо заметить, что Карл Мекет взял за образец не только величину знака, как сказано в подписке, но и само знамя как таковое. На знамени бриллиантового и серебряных дел цеха ил. 26 на белом фоне выделяется цветной ярко голубой медальон с изображением эмблемы. Он обрамлен лавровым венком, перевязанным внизу лентой, и увенчан импе раторской короной. Такое оформление цехового знака появляется в Санкт Петербурге в середине 1830 х годов и, как уже говорилось ранее, было заимствовано у российских военных знамен. Возможно, именно с этого времени начинается процесс превраще ния ремесленных значиков в цеховое знамя, выполненное по геральдическим нормам и правилам. Его продолжил и завершил Карл Мекет. Взяв за основу композицию и оформление знамени бриллиантового и серебряных дел цеха, Мекет в своих знаменах усиливает выделение медальона и делает его вшивным на лицевой стороне, для полотнища и медальона использует контрастные тона гроде напля темно синий и белый. И на этом уже готовом фоне выполняет изображение цеховой эмблемы. На знамени каретного цеха та же эмблема, что и до возобновления карета ил. 2 1Но Мекет превратил изображенный на рисунке весьма декоративный ре месленный значик ил. 22 в строгое цеховое знамя. На знамени обойного цеха вместо экипажей, представлявших экипажно обойное ремесло, Мекет, сохранив двухъярусную композицию, изобразил образцы продукции цеха, которая в то время пользовалась на ибольшим спросом изделия мебельно обойного и волосяного ремесел Всего К. Ме кет выполнил девять знамен. Сохранились только пять. Все они в собрании ГМИ СПб знамена каретного, обойного, ситцепечатного, переплетного и трубочистного цехов. В знаменах Мекета все просто, лаконично и строго. Он взял лучшее из ранних знамен и создал свою схему построения цехового знака, которая стала классической. По этой схеме были возобновлены цеховые знамена в середине 1880 х годов. Поводом к возобновлению стало празднование в 1885 году столетнего юбилея учре ждения в России Ремесленного управления и ремесленного сословия. В течение 1884 1885 годов были возобновлены двадцать цеховых знамен из собрания ГМИ СПб. Знамя шляпно шапочного цеха до возобновления это еще один ремесленный значик с раз рисованным полотнищем. В эмблеме представлены отличительные знаки профессии, результаты труда двууголка бикорн и цилиндр с очень низкой тульей. На знамени 206 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 20. Ремесленники немецкого оружейного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 19. Знамя немецкого оружейного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Мастер К. М. Мекет Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90 96 78 90 без бахромы Инв. V A 33 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 207 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 2 1Знамя каретного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1856. Мастер К. М. Мекет. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90,0 94,0 78,0 86,5 без бахромы Инв. V A 2 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 22. Ремесленники каретного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 208 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 24. Ремесленники шляпно шапочного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 23. Знамя шляпно шапочного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1884. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 9 10 96,0 78,5 90,0 без бахромы Инв. V A 17 з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 209 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 26. Ремесленники бриллиантового и золотых дел цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХII из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 25. Знамя бриллиантового и золотых дел цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1885. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90 96 78 90 без бахромы Инв. V A з. Государственный музей истории Санкт Петербурга 2 10 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 27. Знамя столярного цеха. Лицевая и оборотная стороны. Санкт Петербург. 1885. Шелк, масло, бахрома нить х б и металлическая нить. 90 96 78 89 без бахромы Инв. V A 4 1з. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 28. Ремесленники столярного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХI из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 2 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 29. Ремесленники немецкого шорно седельного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека Ил. 30. Ремесленники немецкого трубочистного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека 2 12 С. И. КУЗНЕЦОВА Ил. 3 1Ремесленники немецкого фонарного и паяльного цеха со знаменем в печальном шествии 27 февраля 1855 года. Фрагмент рисунка ХIХ из альбома Описание погребения блаженной памяти императора Николая I, с присовокуплением исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Шифры 18.4 14 2 18.4 14 3 Российская национальная библиотека цеха 1884 года сохранена двухъярусная композиция, но вместо цилиндра изображение вошедшей в моду меховой шляпы ил. 23, 24 Знамя бриллиантового и золотых дел цеха ил. 25 возобновленное в 1885 году, стало повторением первого в истории цеха знамени 1836 года по размеру, композиции, эмблеме, цветовому решению ил. 26 То же самое можно сказать и о знамени столярного цеха 1885 года, в эмблеме которо го инструменты рубанок, угольник и циркуль ил. 27 Эта композиция явное заимст вование у иностранной ремесленной геральдики, о чем свидетельствует оттиск печати немецкого столярного цеха из собрания ГМИ СПб 16, где есть дата 1775 год, а также знамя столярного цеха Малой гильдии Риги 17, знак которого был утвержден в 154 1году. Есть все основания полагать, что изображенное на рисунке знамя не изначальное, а вто рое в истории цеха, возобновленное. Ведь согласно надписи на знамени из нашего собрания, знак цеха был утвержден в 1785 году. Но в конце XVIII века не могло быть изображения тумбы с ампирным декором, которая служит подставкой, а также медальо на, обрамленного венком и увенчанного короной ил. 28 То есть знамя 1885 года уже третье в истории цеха. На рисунках, представляющих печальное шествие, художник изобразил толь ко лицевую сторону знамен, по которой, если читается эмблема, легко определяет ся их принадлежность к тому или иному цеху. На оборотной же стороне с самого начала истории цеховых знамен в Петербурге изображался двуглавый орел под тре мя императорскими коронами со скипетром и державой в лапах и щитком с гербом Санкт Петербурга на груди. Поскольку цеховое знамя являлось геральдическим пред метом, а каждому историческому периоду соответствовал определенный тип орла, 2 13 К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА Ил. 32. Оттиск печати немецкого шорно седельного цеха. Санкт Петербург. Конец ХVIII начало ХIХ века. Бумага, сургуч, рукопись. Диаметр оттиска 3,7 мм. Инв. III A 858 д. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 33. Оттиск печати немецкого трубочистного цеха. Санкт Петербург. Конец ХVIII начало ХIХ века. Бумага, сургуч, рукопись. Диаметр оттиска 4,8 мм. Инв. III A 858 д. Государственный музей истории Санкт Петербурга Ил. 34. Оттиск печати немецкого фонарного и паяльного цеха. Санкт Петербург. Конец ХVIII начало ХIХ века. Бумага, сургуч, рукопись. Диаметр оттиска 4,5 мм. Инв. III A 860 д. Государственный музей истории Санкт Петербурга 2 14 С. И. КУЗНЕЦОВА то художник при возобновлении знамени должен был следовать геральдическим пра вилам того времени. Поэтому изображенный на оборотной стороне знамени немецко го кузнечного цеха 1785 года ил. 3 государственный орел времени императрицы Ека терины II, который явно был на всех первых знаменах, при возобновлении отдельных знамен был заменен. В первой половине ХIХ века двуглавым Александровским ор лом под одной императорской короной с золотыми молниями перунами факелом и лавровым венком в лапах и щитком с гербом Санкт Петербурга на груди ил. 5, 7 А в середине ХIХ века существовавшим в это же время вторым типом государствен ного орла с поднятыми крыльями и шестью титульными гербами на них ил. 17 а временами и без гербов ил. 3, 19, 2 1Интересно, что на знаменах 1855 года представлены оба типа орлов первый Александровский на лицевой и второй на оборотной сторонах ил. 3 На знаменах, возобновленных в 1880 е годы, изобра жен соответствующий этому периоду тип орла. Под тремя императорскими коронами с Андреевской лентой, со скипетром и державой в лапах и щитком с гербом С. Петер бурга на груди, окруженным цепью ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, со знаком ордена под щитком с восемью титульными гербами в щитках на крыльях ил. 23, 25, 27 В заключение можно с уверенностью сказать, что при возобновлении знамен цехо вые символы оставались прежними, коррективы вносились только в эмблемы с изобра жением образцов продукции, чтобы придать им более современный вид, соответству ющий эпохе. Эмблемы бережно сохранялись, но здесь важно другое изменялись сами знамена. Каждое возобновление это этап эволюции цехового знака от разношерст ных ремесленных значиков к цеховому знамени. И главная роль в этом процессе при надлежит Карлу Мекету. Ввиду отсутствия положения о цеховом знаке он разработал образец цехового знамени, стандарт, которому следовали все мастера при возобновле нии знамен во второй половине XIX века. Надо сказать, что при изучении цеховых знамен был впервые использован как исторический источник уникальный материал сургучные оттиски цеховых печатей из коллекции ГМИ СПб и фонда Петроградской ремесленной управы Центрального государственного исторического архива Санкт Петербурга. Один только факт, что це ховая эмблема изображалась как на цеховом знаке, так и на печати цеха, позволил уста новить, какими были эмблемы цехов, знамена которых не сохранились. Подтвержде ние тому рисунки печального шествия, где есть изображения не дошедших до наших дней знамен немецких цехов шорно седельного, трубочистного, фонарного и паяль ного ил. 29 3 1По этим рисункам можно выявить однозначное соответствие между эмблемами на знаменах и оттисках печатей этих цехов конца XVIII начала XIX века из собрания ГМИ СПб ил. 32 34 1Полное собрание законов Российской им перии. СПб., 1830. Т. 22 1784 1788. 16 188. 123. С. 366. Здесь и далее текст документов приводится с сохранением особенностей орфографии и пунктуации. 2 Там же. Т. 25 1798 1799. 19 187. 12 ноября 1799. Устав цехов. С. 866. 3 Российский государственный исторический архив Ф. 473. Оп. 1Д. 202 б. Л. 8 1об. 4 Там же. Л. 83. Об. 5 Центральный государственный историче ский архив Санкт Петербурга. Ф. 223. Оп. 1 Д. 5 14. Л. 22, 43. 6 Там же. Ф. 253. Оп. 4. Д. 80. Л. 4 об. К ВОПРОСУ О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ЗНАМЕН РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ САНКТ ПЕТЕРБУРГА 7 Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го с присовокуплени ем исторического очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. Санктпетер бург, 1856. 8 Альбом Внутренние виды ремесленной выставки Его императорскому высочеству великому князю Владимиру Александрови чу. Фотограф С. Рубинович. Санкт Петер бург. 1885. Нью Йоркская публичная библиотека. 9 Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го. С. 98. 10 Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. III А 859 д. Центральный государственный историче ский архив Санкт Петербурга. Ф. 223. Оп. 1 Д. 2 194. Л. 9. 12 Там же. Д. 597. Л. 5. 13 Там же. Д. 660. Л. 1об. 14 Там же. Д. 2070. Л. 185. 15 Там же. Д. 2070. Л. 185. 16 Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. III А 858 д. 17 Die Gesсhiсhte der Kleinen oder St. Johannes Gilde in Wort und Bild zum Jubil umsjahr 190 1 von Friedriсh Brunstermann. Riga, 1902 450. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецова С.И. К вопросу о возобновлении знамен ремесленных цехов Санкт-Петербурга в середине – второй половине ХIХ века (из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга) (2021)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |