Черняева О.В.
Штемпельные конверты общегосударственной почты первого периода (1848–1863)
// Геральдика: исследования и практика (2021)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 184-190
Аннотация: С января 1844 года в России был введен единый тариф за пересылку простой внутренней корреспонденции без учета расстояния в размере 10 копеек за письмо весом в 1 лот (12,8 г). Это позволило Почтовому департаменту ввести в почтовое обращение в декабре 1845 года первые знаки почтовой оплаты России – «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга, благодаря которым существенно сокращалось время, затраченное на отправку корреспонденции. В феврале 1846 года появились аналогичные конверты для городской почты Москвы.
Об авторе публикации/статьи:
Черняева О.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 24464 знаков (с пробелами)
184
О. В. Черняева Санкт Петербург
ШТЕМПЕЛЬНЫЕ КОНВЕРТЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ
ПЕРВОГО ПЕРИОДА 1848 1863
С января 1844 года в России был введен единый тариф за пересылку простой вну
тренней корреспонденции без учета расстояния в размере 10 копеек за письмо весом
в 1лот 12,8 г Это позволило Почтовому департаменту ввести в почтовое обращение
в декабре 1845 года первые знаки почтовой оплаты России штемпельные куверты
для городской почты Санкт Петербурга, благодаря которым существенно сокращалось
время, затраченное на отправку корреспонденции ил. 1В феврале 1846 года появи
лись аналогичные конверты для городской почты Москвы 1
Штемпельные конверты значительно облегчили работу городской почты, при ко
торой почтовым служащим не надо было рассчитывать количество верст и вычислять
сумму оплаты. Но новая форма отправки корреспонденции была доступна только жите
лям Санкт Петербурга и Москвы. К тому же, существующий в Почтовом ведомстве по
рядок, по которому письма оплачивались весовым сбором при подаче их на почту, был
сопряжен с некоторыми неудобствами. Не у всех имелась возможность подавать письма
лично, поэтому приходилось прибегать к услугам посыльных, которые нередко теряли,
а порой и умышленно утаивали вверенные им деньги, а письма уничтожали. При таком
положении вещей государственная казна лишалась принадлежащего ей дохода, подры
валось доверие к почте и терялся интерес населения к почтовым услугам2.
Для предотвращения подобных явлений в 1847 году Главноначальствующим над По
чтовым департаментом генерал адъютантом графом Владимиром Федоровичем Адлер
бергом был предложен способ пересылки по почте частных писем внутри Российской
империи и в Великое княжество Финляндское без приложения к ним причитающихся
весовых денег в штемпельных конвертах3 трех номиналов для писем весом 12 и 3 лота.
Письма в штемпельных конвертах не предназначались для отправки в Царство Поль
ское и за границу по причине того, что почтовые платежи за данную корреспонденцию
взимались по особым таксам4. Воспрещалось отправление в штемпельных конвертах
и писем на высочайшее имя, так как подобные послания должны были пройти осо
бую регистрацию. Предложенный способ был утвержден 26 января 1848 года мнением
Государственного Совета5. Он позволял без визита в почтовое учреждение отправлять
письма в любое удобное время в любом удобном месте, где имелся вывешенный улич
ный почтовый ящик.
Вес конвертов был рассчитан так, что каждый из них при вложении одного листа
обыкновенной почтовой бумаги и запечатывании сургучной печатью весил не более 185
ШТЕМПЕЛЬНЫЕ КОНВЕРТЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА
Ил. 1Штемпельный конверт для городской почты Санкт Петербурга.
Инв. ГКП 36 105. Центральный музей связи имени А. С. Попова
Ил. 2. Штемпельный конверт общегосударственной почты. Инв. ГКП 36 109.
Центральный музей связи имени А. С. Попова 186
О. В. ЧЕРНЯЕВА
одного лота. Соответственно, при вло
жении двух листов не более двух лотов
и трех листов не более трех6. Иметь дома
весы было необязательно ил. 2
Но письма в штемпельных конвертах,
опущенные в ящики, все же взвешивались
до отправления по почте. В обязатель
ном порядке взвешивание производилось
в почтовых учреждениях. Если выясня
лось, что вес письма превышал указанный
на штемпеле конверта, то оно оставалось
неотправленным и убиралось на хранение
после занесения записи в особой книге
учета7. Возврат неотправленных писем ад
ресатам, изъявившим желание забрать их,
осуществлялся в Экспедиции приема про
стой корреспонденции по предъявлении
печати, которой письмо было запечатано8.
В данном случае частные печати выступа
ли не только как гарант целостности кор
респонденции, но и несли идентификаци
онную функцию.
По разработанному в Почтовом де
партаменте проекту, бумага для конвертов
общегосударственной почты, в отличие
от городских кувертов изготавливалась
с водяными знаками. По мнению дирек
тора Экспедиции заготовления государст
венных бумаг действительного статского
советника Я. Я. Рейхеля, она едва ли мо
гла быть подделана злоумышленниками
в ущерб почте9.
Основу рисунка водяного знака составлял герб Почтового ведомства, который соче
тал в себе герб Российской империи, символизирующий государственную принадлеж
ность почты и размещенные под ним перекрещивающиеся почтовые рожки.
Водяные знаки были трех типов герб Почтового ведомства, заключенный в прямоугольную
рамку 142 3 мм тип I 10, окруженную со всех сторон диагонально распо
ложенной сеткой ил. 3 и герб Почтового ведомства, заключенный в овал, обрамлен
ный прямоугольными рамками 13 186 и 128 83 мм типы II и III в обрамлении
такой же сетки ил. 4 Отличие типов II и III незначительное и заключается в основном
в разносе рожков по внешнему краю. Из за того что изготовление конвертов, включав
шее операцию по фальцеванию, производилось вручную, фактические их размеры на
несколько миллиметров могли отличаться от циркулярных 12. Водяной знак I типа ис
пользовался в первых четырех выпусках штемпельных конвертов общегосударственной
Ил. 3. Рисунок водяного знака тип I
Ил. 4. Рисунки водяных знаков типы II, III 187
ШТЕМПЕЛЬНЫЕ КОНВЕРТЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА
почты с 1848 по 1855 год и в шестом выпуске декабрь 1862 года II типа в пятом и ше
стом выпусках 186 1и 1862 годов, III типа в последнем, седьмом выпуске 1863 года 13.
Процесс изготовления конвертов общегосударственной почты осуществлялся в следующем
порядке после вырезания по определенному шаблону раскроя клапанов
которые существовали в трех вариантах, и фальцевания, рисунок водяного знака с гер
бом ограниченный рамкой, должен был занимать лицевую часть конверта, сетка
располагалась на клапанах. Склеенный конверт помещали в пресс печатного станка,
с помощью которого в центре верхнего клапана печатался определенный штемпель 14,
который выступал в качестве знака почтовой оплаты.
Склейка конвертов и наложение на них штемпелей производилась при Почтовом
департаменте 15. Судя по записи из журнала Департамента государственной экономии
от 29 ноября 1847 года, в одном из почтовых зданий подготовили помещение для изго
товления конвертов и кладовую для их хранения, а также был четко определен порядок
рассылки готовых конвертов, форма регистрационных книг и отчетности 16.
Как уже упоминалось, штемпельные конверты выпускались трех номиналов для пи
сем весом 12 и 3 лота. Поскольку почтовые тарифы для простой иногородней кор
респонденции составляли по 10 копеек серебром с каждого лота веса письма, то были
изготовлены клише штемпелей трех достоинств в 10, 20 и 30 копеек 17.
Рисунки штемпелей для всех трех видов конвертов были однотипными и отлича
лись лишь текстом. Для штемпелей разных номиналов использовали краску различных
цветов черную для однолотных писем, синюю для писем в два лота и красную для
писем в три лота.
На рисунке оттиска, в центре силуэт герба Почтового ведомства в обрамлении круглой
рамки с текстом, гравированным отдельно для каждого из трех номиналов 10 коп
за лотъ 1коп за конв 20 коп за 2 лота 1коп за конв и 30 коп за 3 лота 1коп
за конв 18.
Штемпеля, напечатанные на конвертах первого выпуска, который поступил в обра
щение 1декабря 1848 года, заметно отличаются от последующих, что позволяет доста
точно просто атрибутировать их. Орлы на штемпелях этого выпуска с так называемыми
широкими хвостами, ил. 5 соединенными с лапами. Начиная со второго выпуска, ко
торый состоялся в конце того же 1848 года, орлы на штемпелях уже с узкими хвостами,
четко отделенными от лап 19.
Следует отметить, что силуэтное изображение орлов контрастировало с детально
прорисованным изображением орлов на конвертах городских почт Санкт Петербурга
и Москвы, способствуя их более явному визуальному отличию и, возможно, предотвра
щая путаницу, так как использование штемпельных конвертов общегосударственной
почты было альтернативным. Со штемпельными конвертами городских почт и обык
новенными конвертами они существовали параллельно.
Перед отправкой писем штемпели на конвертах перечеркивались от руки пером для
предупреждения пересылки нескольких писем в одном и том же конверте20 ил. 6
Если взглянуть на клише штемпелей, выполненных из меди, то в глаза сразу бросает
ся существенное различие с оттиском ил. 7, 8 и возникает ряд вопросов. Для чего было
выгравировано, причем с четкой детализацией то, что находится в углублении, является
пробельным элементом клише и не воспроизводится на оттиске Почему на конвер
тах отсутствует рельефно выпуклое изображение, выполненное техникой конгревного 188
О. В. ЧЕРНЯЕВА
Ил. 5. Штемпельный конверт общегосударственной почты.
Инв. ГКП 36 108. Центральный музей связи имени А. С. Попова
Ил. 6. Штемпельный конверт общегосударственной почты.
Инв. ГКП 36 3. Центральный музей связи имени А. С. Попова 189
ШТЕМПЕЛЬНЫЕ КОНВЕРТЫ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЧТЫ ПЕРВОГО ПЕРИОДА
тиснения, которое характерно для исполь
зования подобных штемпелей. Качество
конвертной бумаги не позволило сохра
нить рельеф до наших дней, или же изна
чально, по какой то причине, отказались
от использования при печатании пуансо
на контрштампа Документального отве
та на эти вопросы нет. Поэтому остается
только предполагать.
Штемпельные конверты общегосударственной
почты первого периода выби
ваются из общего ряда других почтовых
конвертов. Только для изготовления дан
ных конвертов использовалась бумага
с водяными знаками как для ценных бумаг.
Хранить конверты надлежало вместе с де
нежной корреспонденцией, с соблюдени
ем установленных для хранения послед
ней правил.
Для руководства процессом изготов
ления конвертов и рассылкой их по всей
стране в Почтовый департамент были
определены два чиновника с предостав
лением полномочий, которыми пользо
вались контролеры департамента. Чинов
никам назначили солидное жалование
и определили совместную серьезную от
ветственность2 1Почтовый департамент
снабдил их весьма подробной инструкци
ей, детально прописывающей все рабочие
моменты изготовления и распростране
ния конвертов, которой им надлежало неуклонно
придерживаться, в особенности
в вопросах надзора.
За подделку штемпельных конвертов предусматривалось достаточно суровое нака
зание на основании 587 й статьи Уложения о наказаниях уголовных и исправитель
ных от 15 августа 1845 года22. Виновные по этой статье приговаривались к потере всех
прав и преимуществ и к ссылке на проживание в Иркутскую или Енисейскую губернии
с заключением на время от двух до шести лет и запретом выезда в другие сибирские
губернии в течение определяемого судом времени от восьми до десяти лет, либо, если
не освобождались по закону от телесных наказаний, то к наказанию розгами и отправке
в исправительные арестантские роты гражданского ведомства на срок от шести до вось
ми месяцев23.
Повышенное внимание к мерам, препятствующим нанесению материального ущер
ба для казны, с одной стороны, позволяет предположить, что гравировка элементов
Ил. 8. Штемпель для печатания конвертов
общегосударственной почты с узким
хвостом орла. Инв. ГКП 100228.
Центральный музей связи имени
А. С. Попова
Ил. 7. Штемпель для печатания конвертов
общегосударственной почты
первого выпуска с широким хвостом орла.
Инв. ГКП 100244.
Центральный музей связи имени
А. С. Попова
О. В. ЧЕРНЯЕВА 1Илюшин А. С. Цельные вещи общегосударственной
почты Цельные почтовые
вещи Альманах. М., 2006. Т. 2. С. 14.
2 Центральный государственный историче
ский архив Санкт Петербурга. Ф. 1289. Оп. 1
Д. 807. Л. 83.
3 Там же. Л. 84.
4 Там же. Л. 285.
5 Там же. Л. 286.
6 Там же. Л. 28 1
7 Там же. Л. 279.
8 Там же. Л. 280.
9 Там же. Л. 27. 10 Илюшин А. С. Каталог цельных вещей Рос
сийской империи 1845 19 17. М., 2007. С. 36. Там же. 12 Илюшин А. С. Цельные вещи общегосудар
ственной почты. С. 19. 13 Там же. С. 39, 40. 14 Там же. С. 18. 15 Центральный государственный историче
ский архив Санкт Петербурга. Ф. 1289. Оп. 1
Д. 807. Л. 32. 16 Там же. Л. 155. 17 Илюшин А. С. Цельные вещи общегосудар
ственной почты. С. 15. 18 Там же. 19 Илюшин А. С. Каталог цельных вещей Рос
сийской империи 1845 19 17. С. 38.
20 Центральный государственный историче
ский архив Санкт Петербурга. Ф. 1289. Оп. 1
Д. 807. Л. 233.
2 1Там же. Л. 59.
22 Там же. Л. 7.
23 Там же. Л. 122.
24 Вознесенский С. В. Первые сто лет истории
Экспедиции заготовления государственных
бумаг, 18 18 19 18 гг. СПб., 2009. С. 396.
изображения двуглавых орлов, не присутствующих на оттиске, могла быть сделана для
отличия оригинальных клише от поддельных, а с другой, напротив, наводит на мысль,
что до подделки штемпелей дело вряд ли бы дошло.
Семь крупнотиражных выпусков, разумеется, предполагали стирание, износ клише
штемпелей и необходимость их своевременной замены. Изготовлялись они в мастер
ских Экспедиции заготовления государственных бумаг, где еще до появления конвер
тов общегосударственной почты с мая 1839 года для производства печатных форм из
меди применялась гальванопластика, которая помогала достичь точности и абсолют
ной повторяемости печатного изображения24. То есть с воспроизведением штемпелей
проблем не было. Поэтому выполненная в углублении гравировка вполне могла и вовсе
не нести функциональной нагрузки, являясь выражением фирменного стиля Почтового
департамента.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Черняева О.В. Штемпельные конверты общегосударственной почты первого периода (1848–1863) (2021)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|