Пчелов Е.В.
Иконографические особенности кавказских гербов в «Титулярнике» 1672 года
// Геральдика и генеалогия народов Кавказа (2023)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдика и генеалогия народов Кавказа : Материалы Круглого стола, 18 января 2023 г. М., 2023. С. 57-61
Аннотация: Как известно, первые кавказские гербы в контексте российской титульной геральдики зафиксированы в «Титулярнике» 1672 года, созданном в Посольском приказе и представленном царю Алексею Михайловичу. В том же году по распоряжению государя с первого экземпляра «Титулярника» были сделаны две вариативные копии – лично для царя и для его наследника царевича Фёдора Алексеевича, а позднее «Титулярник» стал известен и ещё в нескольких копиях, из которых только в одной имеются изображения титульных гербов (она делалась с царского экземпляра, который ныне хранится в собрании библиотеки Государственного Эрмитажа). Среди 33-х титульных гербов «Титулярника» есть и четыре герба, относящихся к кавказским территориальным объектам.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 22669 знаков (с пробелами)
57
Е Пчелов
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КАВКАЗСКИХ ГЕРБОВ В ТИТУЛЯРНИКЕ 1672 ГОДА
Как известно, первые кавказские гербы в контексте российской титуль
ной геральдики зафиксированы в Титулярнике 1672 года, созданном в По
сольском приказе и представленном царю Алексею Михайловичу. В том
же году по распоряжению государя с первого экземпляра Титулярника
были сделаны две вариативные копии лично для царя и для его наслед
ника царевича Фёдора Алексеевича, а позднее Титулярник стал известен
и ещё в нескольких копиях, из которых только в одной имеются изображе
ния титульных гербов она делалась с царского экземпляра, который ныне
хранится в собрании библиотеки Государственного Эрмитажа Среди 33 х
титульных гербов Титулярника есть и четыре герба, относящихся к кав
казским территориальным объектам. Эти гербы соответствуют следующим
титульным определениям Государь Иверские земли изображён вулкан, пронзённый двумя
стрелами крест накрест Карталинских и Грузинских царей Георгий Победоносец, пронзаю
щий копьём в пасть дракона Кабардинские земли красный гербовый щиток с золотым полумеся
цем рогами вправо влево от зрителя наложенный на две перекрещенные
стрелы, и три золотые шести и остроконечные стрелы в трёх верхних чет
вертях между стрелами Черкаских и горских князей всадник в шлеме и бурке, скачущий
вправо влево от зрителя с копьём на плече.
В Описании гербам конца XVII века эти гербы представлены так Две стрелы накрест, вверх копии, наверху огонь Святый мученик Георъгий на коне, под ногами у коня челюсти змию
колет Две стрелы, посреди их луна наверху и по сторонам 3 звезды Человек на коне в татарском платье с копьём Белоброва О О древ
нерусском Описании гербам конца XVII в. Гербовед. 85. М, 2005.
С. 87
Как видим, здесь выделены некоторые детали, даже порой в ущерб са
мим изображениям так, в описании иверского герба указан огонь, но ни
чего не говорится о самой горе вулкане Некоторые из этих деталей, по
видимому, имели существенное значение для составителя этих описаний
подчёркнуто, что змия святой Георгий колет именно в челюсти, а одежда 58
Е Пчелов
всадника в гербе черкасских и горских князей определена именно как та
тарское платье
Разделение кавказских титулов на четыре компонента произошло ис
кусственно. Первоначально эта титульная часть состояла из двух компо
нентов, каждый из которых включал в себя по два элемента, причём по
следние из них также были двойными Пчелов Е Кабардинская земля
в царском титуле и русской государственной геральдике XVI начала XX
века. Нальчик, 2007. С. 40 5 1Государь Иверские земли Карталинских и Грузинских царей т име
лись в виду Карталинские и Грузинские цари Иверской земли под Грузин
скими здесь подразумевались Кахетинские цари, а под Иверской землёй
вся Грузия, включавшая и Картли, и Кахетию Кабардинские земли Черкасских и Горских князей т черкасские
и горские князья Кабардинской земли.
Иными словами, структура кавказской части титула была такой + 2 1+2 + 2 1+ 2 1+2
В конце XVII века составители Титулярника этого не поняли или не
знали и разделили кавказскую титульную часть произвольно на четыре
компонента, в результате чего структура титула приобрела такой, более
упрощённый вид 1+ 2 1+2 + 3 + 4 1+2
Отсюда семантическая тавтология в определении титульных объек
тов Иверская, т Грузинская земля, получила свой герб, а Карталинские
и Грузинские цари, т владетели той же Грузии свой. Кабардинская зем
ля отдельный герб, а Черкасские и Горские князья, т правители той же
Кабарды отдельный. Получалось тем самым, что первый и третий гербы
были как бы гербами земель, т территорий, а второй и четвёртый герба
ми их, этих земель правителей. Гербы земель носили как бы более общий
символический характер вулкан со стрелами и полумесяц со стрелами
а гербы правителей изображали человеческие фигуры в одном случае
святого патрона, в другом черкесского воина в татарском платье
т имели более конкретный характер.
В то же время все эти четыре герба составляли совершенно определён
но единый комплекс, и потому нуждаются также в комплексном анализе.
Как понимались эти гербы в конце XVII века До некоторой степени
об этом могут свидетельствовать сохранившиеся правда, не в полном
виде геральдические вирши, возможным автором которых мог быть пере
водчик Посольского приказа Стахей Иванович Гадзаловский, шляхтич ро
дом из Вильно Опубликованы в Nilsson N Russian Heraldiс Vir i from the 17th сentury. Stoсkholm, G teborg, Uppsala, 1964
Каждый герб в виршах описан в четырёх формах самой эмблемы т изображения аллегории, анаграммы и аналогиума. Приведём их в крат
ком пересказе для каждого из кавказских гербов. 59
Иконографические особенности кавказских гербов в Титулярнике 1672 года
Иверский XVI по порядку виршей именуется, по сути, Карталинским.
Карталинская гора сопоставляется с иерусалимской горой Сион. Затем с го
рой Синайской, где закон приимали а стрелы с небесными громами,
символизирующими могущество Бога израилева Далее гора в гербе со
относится также с горами Фавор, Ермон и Елеон. Стрелы означают битву.
На горе Фавор произошло Преображение Господне, которое узрели апосто
лы, як стрелою пронзены Наконец, в последней части гора трактуется
как церковный образ, а стрелы как знак креста, обороняющий Карталин
ское государство. Показательно, что нигде эта гора не именуется огнеды
шащей, не описывается в виде вулкана что, конечно, противоречило бы
образам библейских гор
Грузинский XVII по порядку виршей означает мужество христианских
грузинских царей. Грузинское царство стало против сатаны и за свято
го ангела имеет Георгия, который попирает змия, символизирующего грех.
Эта трактовка образа святого Георгия вполне традиционна.
Кабардинский XVIII по порядку виршей демонстрирует луну, находящу
юся на втором небе до которой не может дострелить ни один человек.
Преславная Кабарда ищет луну, имея пресветлое российское солнце.
Луна знаменует церковь, просвещённую Христом. Бог имеет свой престол
на седьмом, эмпирейском небе миновав луну, стрела летит к Богу.
Черкасский XIX по порядку виршей сопоставляется не с северокав
казскими черкесами, а с украинскими казаками черкасами. Автор стихов
именует их наследниками савроматов, которые ходят на врагов Христова
креста.
Иными словами, трактовка всех гербов в виршах исключительно хри
стианская. Для этого есть некоторые основания. Как показал анализ ти
тульных гербов в Титулярнике в их изображениях, действительно, усиле
на сугубо христианская символика, представленная, прежде всего, в форме
креста. В этом смысле крестообразный характер положения стрел в Ивер
ском и Кабардинском гербах вписывается в эту общую изобразительную
тенденцию. Не говоря уже и об исключительно христианском образе свято
го Георгия в гербе Карталинских и Грузинских царей. Здесь он представлен
с нимбом над головою и изображением прямого георгиевского креста на
латах на груди. Однако совершенно очевидно, что христианская семантика
не была для других кавказских гербов основной осмысление её в гераль
дических виршах носит вторичный характер о чём свидетельствует, к при
меру, непонимание смысла слова черкасский Более того, можно думать,
что автор стихов ориентировался не на Титулярник в котором все гер
бы были точно подписаны а на какие то иные изображения, где подписи,
вероятно, отсутствовали. В противном случае он бы не стал именовать
Иверский герб Карталинским. Итак, семантика гербов Титулярника была,
безусловно, разнообразнее, чем чисто христианские аллюзии, и, более того,
странным было бы педалирование христианских символов для заведомо
нехристианских народов, которыми были жители Кабардинской земли. 60
Е Пчелов
Обратимся к изобразительным особенностям рассматриваемых гер
бовых эмблем. Их изображения во всех трёх экземплярах Титулярника
почти идентичны, за исключением двух последних в экземпляре царевича ныне хранится в Российской Национальной библиотеке, Эрм440 Фигуры
в них полумесяц в Кабардинском и всадник в Черкасском повёрнуты вле
во, т в обратную сторону, что может объясняться более низким статусом
того экземпляра книги, который предназначался для царевича Фёдора.
Наиболее насыщенно деталями изображение Георгия Победоносца
в Грузинском гербе. Здесь, помимо уже упомянутых нимба и прямого кре
ста, можно обратить внимание на львиную маску, украшающую шлем Геор
гия, на интересный ракурс самой композиции борьбы, показывающий Геор
гия практически анфас, а также на такие особенности изображения змия
дракона, как четыре лапы, заострённые уши, пятна на перепонках крыльев
и заострённый, наподобие птичьего клюва, конец морды. Такие изобра
жения драконов характерны для искусства эпохи итальянского Ренессан
са XVI века. Шлемы с львиной мордой также встречаются, в частности,
в оружейном искусстве Италии XVI века. Такой, не вполне обычный ракурс
фигуры святого Георгия, как кажется, появляется в художественных памят
никах в начале XVII века, примером чего может служить известное полотно
Рубенса ок. 1605 1607 гг. из собрания музея Прадо. Иными словами,
художники Титулярника явно ориентировались на западноевропейские
иконографические образцы. Выбор же самого святого для символизации
Грузии вполне очевиден и не требует особых пояснений.
Более сложная ситуация с остальными тремя кавказскими гербами.
Хорошо видно, что в рамках всех четырёх кавказских гербов присутствует
взаимная парная соотнесённость. Иверский герб соотносится с Кабардин
ским по наличию двух перекрещенных стрел. Грузинский с Черкасским,
по наличию всадника, вооружённого копьём. Между тем, как можно думать,
в трёх оставшихся гербах их создатели могли как то попытаться отразить
местную региональную специфику. Это в общем неудивительно, поскольку
практически с самого начала своей истории российская титульная гераль
дика стремилась эмблематическим образом обозначить именно конкрет
ные земли и регионы начиная с Большой печати Ивана Грозного конца 1570 х гг
В этом контексте не очень понятен герб Иверский, поскольку на Кавказе
есть горы, но нет вулканов. Возможно, на изображение вулкана могли по
влиять какие то западноевропейские гербы, например, шведский террито
риальный герб Вестманнии Вестманланда с изображением трёх вулканов,
хорошо известный в Посольском приказе по грамотам шведских королей.
Две же перекрещенные стрелы в данном случае вполне отвечали задаче
подчеркнуть христианский характер и самого региона, и Московского царст
ва. Сама же фигура из двух перекрещенных стрел также присутствовала
в западноевропейской территориальной геральдике связанной с парад 6 1
Иконографические особенности кавказских гербов в Титулярнике 1672 года
ной репрезентацией монарха например, в тех же шведских гербах Дале
карлии Даларны и Нериции Нерке В последнем гербе с четырёх сторон
между стрел помещены фигуры пятилепестковых цветков, что до некото
рой степени напоминает звёзды в гербе Кабардинском.
На центральную фигуру Кабардинского герба полумесяц в гербовом
щитке бесспорно, повлиял герб салтана Турского из того же Титуляр
ника серебряный полумесяц рогами влево с восьмиконечной звездой
в красном гербовом щите французской формы. Похожую композицию нахо
дим и в Кабардинском гербе, за исключением звёзд, вынесенных за преде
лы щитка. Вполне очевидно, что создатели Кабардинского герба ориентиро
вались до некоторой степени на Турецкий, исходя из религиозной общности
местного населения, к тому времен уже принявшего ислам, и Османской
империи. В то же время перекрещенные стрелы иконографически соотно
сили Кабардинский герб с Иверским.
Наконец, герб Черкасских и Горских князей явно отсылал к местной
специфике. Об этом недвусмысленно свидетельствует татарская одежда
всадника, прежде всего, кавказская бурка. Копьё же в его руке, опять таки
иконографически, до некоторой степени соотносило его с гербом Грузин
ских царей.
Такая насыщенная семантика и иконографическая программа изобра
жений титульных гербов в Титулярнике показывает, что эти изображения
были глубоко продуманными, находились в контексте тогдашней европей
ской геральдики и, в то же время, были призваны каким то образом отраз
ить местные особенности тех или иных подвластных Московскому госуда
рю земель.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Иконографические особенности кавказских гербов в «Титулярнике» 1672 года (2023)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|