| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдический сборник № 2: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2019-2020 (2022) › Пчелов Е.В. Титульная геральдика Московского царства | ||||||
Пчелов Е.В.
Титульная геральдика Московского царства// Геральдический сборник № 2: Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2019-2020 (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Геральдический сборник № 2 : Материалы семинара «Геральдика – вспомогательная историческая дисциплина» 2019-2020. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 235-246 Аннотация: Под титульной геральдикой подразумевается комплекс территориальных гербов, символизировавших те земли, названия которых входили в объектный или территориальный титул монарха. Объектный титул русских государей начал формироваться еще в середине XV века, при Василии II, но в качестве непрерывной традиции он прослеживается с середины 1470-х годов, то есть со времени великого княжения Ивана III. Эта часть титула прошла длительную эволюцию, постепенно увеличиваясь и изменяясь, и в конечном итоге достигла более полусотни наименований во второй половине XIX века. Гербы титульных земель являлись важной частью как территориальной, так и государственной геральдики России. Впервые титульные эмблемы зафиксированы в эпоху Ивана Грозного. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 72743 знаков (с пробелами)
235 ТИТУЛЬНАЯ ГЕРАЛЬДИКА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА Е. В. Пчелов Под титульной геральдикой подразумевается комплекс территори альных гербов, символизировавших те земли, названия которых входи ли в объектный или территориальный титул монарха. Объектный титул русских государей начал формироваться еще в середине XV века, при Ва силии II, но в качестве непрерывной традиции он прослеживается с се редины 1470 х годов, то есть со времени великого княжения Ивана III 1 Эта часть титула прошла длительную эволюцию, постепенно увеличи ваясь и изменяясь, и в конечном итоге достигла более полусотни наиме нований во второй половине XIX века. Гербы титульных земель являлись важной частью как территориальной, так и государственной геральдики России. Впервые титульные эмблемы зафиксированы в эпоху Ивана Гроз ного. Первым памятником сфрагистики, включающим значительный комплекс титульных эмблем названных печатями является Большая печать Ивана IV, время создания которой исследователи относят к концу 1570 х го дов до 1578 года 2. С этого времени и до конца XVII века за допет ровский период известно несколько вещественных источников, на кото рых присутствуют титульные гербы в той или иной комбинации, а также и росписи печатей, в которых описаны титульные эмблемы. Первый перечень таких вещественных памятников был представлен еще А. Б. Лакиером в его классическом труде по русской геральдике. Ла киер упомянул четыре таких источника, включая саму печать Ивана Грозного. Помимо печати это также завеса трона московских царей под которой на самом деле, как выяснилось позднее, следует подразумевать саадачный покровец Большого наряда тарелка царя Алексея Михайло вича сделанная мастером Юрием Фробосом в 1675 году и рисунок госу дарственного герба из дневника Иоганна Георга Корба, секретаря импер ского посольства, побывавшего в России в 1698 1699 годах3. Последний источник не является рисунком герба с государственной печати, посколь ку печати такого типа вовсе в тот и более ранние период неизвестны, а, возможно, представляет собой рисунок изображения на каком то пред мете или в каком то письменном памятнике или даже вовсе некую ре конструкцию, имевшую, впрочем, реальные прототипы, по крайней мере, в изображениях титульных гербов4. Однако рисунок Корба из нашего рассмотрения опустим, поскольку он относится уже к петровскому време ни В начале XX века в научный оборот был введен еще один, важнейший источник по русской допетровской геральдике Царский титулярник 1672 года по экземпляру Российского государственного архива древних актов РГАДА изданный типографским способом5. Титульные гербы были воспроизведены в этом издании в черно белом варианте. В послевоенный период настоящий прорыв в исследовании русской ти тульной геральдики был совершен А. А. Ураносовым, который в 1952 году в Московском государственном историко архивном институте, чьим вы пускником являлся, защитил кандидатскую диссертацию, оставшуюся, к сожалению, неопубликованной6. И хотя некоторые ее материалы были Ноябрь 2020 236 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина учтены в учебнике Е. И. Каменцевой и Н. В. Устюгова, многие конкретные наблюдения автора не вошли в актуальную историографию. Заслугой А. А. Ураносова явилось привлечение к исследованию письменных источ ников, включая первую сохранившуюся роспись печатей среди которых были и печати с территориальными эмблемами датирующуюся 1626 го дом. Однако Ураносову остались неизвестны некоторые вещественные памятники. Впоследствии как в конкретных, так и в обобщающих исследованиях накапливались данные по истории отдельных титульных гербов и дела лись попытки, более или менее успешные, определить их происхожде ние7. Попытка в 198 1году представить обобщающий свод изображений, построенный, впрочем, по алфавитному принципу а не по порядку пе речисления объектов в титуле добавила к уже имеющимся источникам лишь знамя гербовное царя Алексея Михайловича 1666 1678 годов, описание которого было опубликовано еще в середине XIX века8. Между тем, круг источников как изобразительных, так и письменных может быть существенно расширен, в том числе и за счет музейных памятников, оставшихся вне поля зрения А. Б. Лакиера и последующих исследовате лей. Поэтому назрела необходимость заново очертить источниковую базу вопроса и провести сравнительное исследование комплекса титульных эмблем в их историческом развитии. Большая печать Ивана Грозного была создана в период Ливонской войны, и это обстоятельство, по видимому, определило саму структуру изображения на ней. Печать, безусловно, подражала подобным печатям европейских государей и была призвана символически обозначить новые территориальные приобретения московского царя, выраженные также и в титуле в форме господарь земли Лифлянские в многочисленных вариациях На этой двусторонней печати были впервые представле ны эмблемы земель, расположенные в соответствии с их упоминанием в объектном титуле самый титул обозначен в легенде печати На обеих изоб ражено по двенадцать печатей земель, всего двадцать четыре. Три последние печати печать рижского архиепископа, города Ревале на самом деле Вендена и магистра Лифлянския земли а также печать По лот цкая с колюмнами Гедимина которые, собственно, и символи зировали новые подвластные территории, являются чистыми заимствова ниями более или менее точными из европейской геральдики. Таким же заимствованием является и изображение с печати смоленской идущий медведь которое по ошибке было отнесено в общей композиции к пе чати тверской инверсия была вызвана соотношением рисунка матрицы и оттиска сам же медведь как обозначение Смоленской земли известен в сфрагистике и геральдике Великого княжества Литовского9 Поэтому, собственно, к русским можно отнести девятнадцать эмблем 10. Если рассмотреть эти эмблемы в комплексе, то будет очевидно, что большинство из них представляют собой композиции, состоящие из од ной фигуры как правило, животного происхождения Достаточно услов ный, эмблематический характер имеют только четыре печати т. е. при мерно часть Это печать новгородская со сложной композицией, центр которой занимает ступенчатое возвышение место с положен ным на нем посохом, казанская с изображением коронованного дракона, 237 Титульная геральдика Московского царства астраханская с изображением волка и короны над его головой, тверская названная в легенде смоленской с троном и лежащим на нем венцом. Двенадцать печатей примерно от общего числа эмблем представля ют собой изображения различных животных, из которых девять зверей, две рыбы и одна птица. Наконец, на трех печатях изображено оружие лук со стрелой, сабля, стрела Иными словами, в большинстве случаев, как можно думать, эти тер риториальные эмблемы характеризуют или местную природу, или про мысловую охота возможно, коневодство и военную деятельность. В этом смысле они, бесспорно, являются символами конкретных земель а вовсе не неких отвлеченных понятий хотя эта символизация далеко не всегда очевидна и ясна. Среди вполне логичных символических сопоставлений можно отметить, к примеру, обозначение Югорской земли белкой, Бело зерской и Ярославской земель рыбами, Сибирской земли стрелою, Перм ской, Удорской и Обдорской земель пушными зверями. Иной смысл вкладывался в сугубо эмблематические образы новго родской, казанской, тверской и, вероятно, астраханской печатей. Как можно думать, по крайней мере новгородская эмблема прошла опреде ленную предшествующую эволюцию Вполне очевидным кажется и со поставление казанской эмблемы с циклом литературных памятников, по священных взятию Казани 12. Как бы то ни было, печать Ивана Грозного была, очевидно, первой попыткой геральдической символизации земель, подчиненных московскому царю, и в этом смысле является важным на чальным шагом в формировании самого представления о территориаль ном гербе на русской почве. В комплексе этих титульных эмблем можно увидеть прототип всей дальнейшей традиции территориальной и городской геральдики России. Это сравнительно редкое использование чисто эмблематических изобра жений по типу европейских эмблемата и стремление отразить конкре тику данного региона с помощью природных и отчасти хозяйственных образов. Собственно, то, что и было характерно для территориальной ге ральдики имперского периода, особенно в определенные, наиболее про дуктивные периоды ее истории. Изображение с лицевой стороны Большой печати Ивана IV было вос произведено на доспехе Лжедмитрия I, части которого в настоящее время хранятся в Военно историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге. Доспех был создан в 1605 1606 годах по за казу Лжедмитрия в миланской мастерской прославленного оружейни ка Помпео делла Кьеза, но не был отправлен в Россию в связи с гибелью заказчика 13. Уже в XIX веке его приобрел в Европе известный коллекци онер А. П. Базилевский, передавший затем предмет в дар Александру II. На обоих оплечьях доспеха помещены чеканные изображения лицевой стороны Большой печати по видимому, только ее оттиск был отправлен вместе с заказом. Надо сказать, что, несмотря на высказывавшиеся иные мнения 14, западноевропейские мастера довольно точно воспроизвели все территориальные эмблемы благодаря чему появляется возможность более определенной идентификации некоторых эмблем, например югорской белки Единственное исключение астраханская печать, на которой вместо хищного зверя по видимому, волка изображено некое животное Ноябрь 2020 238 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина с рогами на одном из воспроизведений печати на доспехе Иными сло вами, бесспорным образцом для геральдической композиции на доспехе послужила печать Ивана Грозного, изображения с которой не претерпели никаких существенных изменений. Желание Лжедмитрия поместить госу дарственные геральдические символы Ивана Грозного на доспехе понятно. После смерти Ивана Грозного Большая печать не использовалась его пре емниками, и только, как известно, Лжедмитрий вновь начал пользоваться ею, желая подчеркнуть свою преемственность мнимому отцу. Геральдиче ский доспех также входил в ряд этой репрезентационной традиции. Новый этап в истории титульной геральдики начался с воцарением на русском престоле новой династии Романовых. Ко времени правления царя Михаила Федоровича относится первое описание титульных эмблем, ко торое входит в Роспись всем государевым печатям Согласно исследова нию А. А. Ураносова, роспись датируется 1626 годом и представляет собой опись сфрагистического имущества Посольского приказа, составленную после известного московского пожара 10 мая 1626 года. В этой росписи пе речислены в том числе и десять земельных печатей из чего можно сделать однозначный вывод, подтверждающийся и сохранившимися оттисками, что печати титульных государств существовали в реальности 15. Роспись дает описания печатям новгородской, псковской, Казанского государства, астраханской, Сибирского государства, нижегородской, смоленской, ря занской, тверской и вятской их перечисление не вполне соответствует порядку перечисления территориальных объектов в титуле. Из них шесть печатей по своим изображениям совпадают с титульными печатями вре мен Ивана Грозного, а четыре не совпадают полностью или частично. Примечательно, что изображения на смоленской и тверской печатях кото рые были перепутаны на Большой печати Ивана Грозного по причине зер кального воспроизведения на матрице соответствуют таковым же с печа ти Ивана Грозного иными словами, к 1626 году как сохранялись печати старого образца, грозненской традиции так и появились новые. Из абсо лютно новых печатей в Росписи отмечены астраханская, сибирская и ря занская, а также видоизменена вятская к луку со стрелой добавлена рука Комплекс этих изображений почти полностью воспроизведен на тре ть ем по времени вещественном источнике с изображениями титульных гер бов, который также относится ко времени правления Михаила Федоровича. А. Б. Лакиер называл его завесой или пеленой 16, поскольку этот пред мет действительно когда то висел на задней стенке двойного трона царей Ивана и Петра Алексеевичей. Однако на самом деле это саадачный покро вец Большого наряда, в Описи Московской Оружейной палаты датиро ванный широко XVII веком 17. Известно, что саадак Большого наряда был создан в мастерских Московского Кремля иностранными мастерами в 1627 1628 го дах 18. Именно тогда происходило масштабное обновление царских регалий. По видимому, и покровец Большого наряда мог быть также сделан в конце 1620 х годов. В таком случае образцом для изображений титульных печатей на нем могли послужить печати, упомянутые в росписи 1626 года. Центральное место на покровце занимает государственный двуглавый орел с ездецом на груди, а на широкой кайме помещены изображения две надцати титульных печатей причем их порядок расположения не соот ветствует порядку перечисления в титуле. Эти двенадцать печатей эмблем 239 Титульная геральдика Московского царства следующие новгородская, казанская, астраханская, тверская, псковская, сибирская, пермская, рязанская, вятская, болгарская, ростовская, нижего родская. Из титульных земель в порядке их перечисления в титуле были пропущены смоленская, югорская и черниговская, но, если пропуск смо ленской печати можно объяснить утратой реального контроля над Смо ленском, хотя в титуле этот объект продолжал сохраняться, то пропуск югорской и черниговской эмблем объяснения не находит. Из двенадцати печатей покровца изображения по меньшей мере на пяти не совпадают с изображениями печатей времен Ивана Грозного, но четыре из них соот ветствуют описаниям по росписи 1626 года это печати астраханская, си бирская, рязанская и вятская. Изображение ростовской печати отличается от печати времен Ивана Грозного теперь вместо птицы на ней помещался олень, однако описание этой печати отсутствует в росписи 1626 года. Кро ме того, на покровце была исправлена инверсия смоленской и тверской эмблем. Теперь место с шапкой стало тверской печатью, а смоленский ранее ошибочно тверской медведь был усвоен Пермской земле пермская печать времен Ивана Грозного представляла изображение какого то зверя с относительно длинным хвостом, возможно россомахи Таким образом, создатели покровца ориентировались на земельные печати, упоминавши еся, в том числе, и в росписи 1626 года что, кстати, подтверждается изоб ражением земли на некоторых из них, особо оговоренной в росписи однако в некоторых случаях в состав титульных эмблем были внесены определенные коррективы исправлена инверсия тверской и смоленской эмблем, а смоленская была перенесена на пермскую Можно полагать, таким образом, что в 1626 1627 годах произошла но вая реформа титульной геральдики Московского государства, которая была связана в том числе с созданием нового корпуса царских регалий. Новые изображения титульных эмблем в большинстве своем не эволюцио нировали из старых, а были созданы заново. В некоторых случаях эти эмб лемы имели природную семантику сибирские соболя с кедровым дере вом, ростовский олень в других носили чисто символический характер, частью связанный с образами или регалиями власти астраханский венец с саблей, рязанский человек с мечом Второй геральдический саадачный покровец, атласный, голубой, в Описи Московской Оружейной палаты также датируется XVII веком, хотя в 1687 году был уже достаточно старым 19. Здесь по периметру во круг двуглавого орла помещено десять клейм с титульными эмблемами. Это новгородская, казанская, астраханская, псковская, тверская, пермская, сибирская, ростовская, вятская и рязанская печати. Как видим, здесь про пущены не только те же эмблемы, что и на предшествующем покровце, но также болгарская и нижегородская. Изображения территориальных эмблем повторяют аналогичные изображения на первом покровце, но вы полнены более художественно. Судя по особенностям изображения дву главого орла, этот покровец был выполнен еще до войны с Речью Поспо литой при Алексее Михайловиче, во всяком случае, до 1667 года. Следующий этап формирования государственной символики и репре зентации царской власти датируется временем правления Алексея Михай ловича, а точнее периодом войны с Речью Посполитой в 1654 1667 го дах, в особенности ее окончательного этапа. В преддверии завершения Ноябрь 2020 240 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина войны и в первые годы после Андрусовского перемирия происходило мас штабное переформатирование визуальных признаков царской власти, ознаменовавшееся созданием нового варианта государственного герба в 1667 го ду, формированием первого государственного флага для репре зентации военной мощи России в международных водах флаг корабля Орел строившегося в 1667 1669 годах наконец, изменением самого комплекса титульных гербов, завершившимся созданием Титулярника 1672 года. Причем начало этого масштабного процесса относится еще к середине 1650 х годов, когда появились принципиально новые вариан ты царского титула изменения титула были первичны и новый вари ант государственного орла на печати нового, Малороссийского приказа. В контексте этого процесса появилось и новое знамя государя. По указу Алексея Михайловича от 13 октября 1665 года в 1666 году было построе но гербовое гербовное знамя, которое расписывал мастер Станислав Ло пуцкий с помощниками. В соответствии с указом на этом знамени долж ны были изобразить двенадцать печатей государств то есть титульных гербов. Их описание позволяет уточнить, что именно подразумевалось под конкретными изображениями. Это были печати новгородская престол с посохом, двумя медведями и двумя рыбами лодогами казанская васи лиск в короне астраханская золотой венец с саблей сибирская кедровое дерево с двумя соболями псковская рысь бежащая тверская престол с царским венцом пермская медведь идущей вятская рука с луком болгарская барс идущей нижегородская лось ступает рязанская воин с саблей ростовская олень 20. В документе от 167 1года указано, что Лопуцкий изобразил четырнадцать печатей в гербах здесь, по видимому, посчитаны еще центральное изображение с двуглавым орлом и ездецом и печать смоленская, по описаниям знамени на нем присутствующая. Судя по тем же описаниям, на знамени были также изображены гербы киевский и владимирский, то есть общее количество титульных эмблем не считая дву главого орла с ездецом на самом деле должно было равняться пятнадцати. Но на опубликованном рисунке знамени присутствует только тринадцать эмблем если не считать московского ездеца на груди орла есть смолен ская, но нет киевской и владимирской. На знамени также имеется надпись, что оно написано 10 апреля 1678 года2 1чем и вызвана его датировка в описаниях XIX века как 1666 1678 годы. Как бы то ни было, изображения на печатях, которые должны помещаться на знамени, были зафиксированы уже в тексте указа 1665 года. В составе титульных эмблем отсутствуют неко торые изображения, соответствующие бывшим землям Речи Посполитой, хотя их названия и перечислены в составе царского титула, помещенного на знамени Полоцкий, Черниговский и т. д. зато присутствует новая ти тульная эмблема смоленская. Она представляет собой совершенно новую эмблему изображение пушки с сидящей на ней птицей, что, вероятно, свя зано с отвоеванием города у Речи Посполитой прежний, литовский, герб Смоленска с изображением медведя уже давно перестал быть актуальным В 1667 году произошло еще одно важное событие официальное объ явление наследником престола царевича Алексея Алексеевича. С этим было связано создание еще одного саадака в 1667 году22 специально для царевича. На нем помещено изображение Московского кремля под двугла вым орлом, а кроме того, и титульные эмблемы новгородская, казанская, 24 1 Титульная геральдика Московского царства астраханская, сибирская, псковская, тверская, пермская на налуче ря занская и смоленская на колчане Всего, таким образом, саадак украшало девять геральдических клейм. Изображения всех титульных эмблем иден тичны предшествующим на саадачных покровцах и гербовом знамени за исключением сибирской. В ней вместо дерева между соболями представ лена стрела острием вниз. На смоленской же эмблеме изображена пушка, но без птицы на ней. Этот герб на саадаке оказался последним по порядку расположения хотя в титуле обозначение Смоленска занимало более вы сокую позицию, перед Тверским вероятно, как наиболее близкое тер риториальное приобретение. В конце 167 1начале 1672 года в Посольском приказе была создана Большая государева книга, или Корень российских государей называ емая обычно Царским титулярником или просто Титулярником 23. Его первый экземпляр был поднесен Алексею Михайловичу 23 мая 1672 го да, ныне он хранится в РГАДА24. Затем, в том же 1672 году, с него были сняты две копии лично для царя и для его нового наследника, цареви ча Федора Алексеевича. Царская копия ныне находится в собрании Эрми тажной биб лиотеки25, экземпляр царевича в Российской национальной библиотеке РНБ 26. К сожалению, эрмитажный экземпляр сохранился не полностью, однако о его миниатюрах дает представление копия этого экземпляра, сделанная в начале XVIII века и также хранящаяся в РНБ27. Ти тулярник был первым русским гербовником. В него, в частности, впервые были включены титульные гербы русских царей в таком большом объеме. Каждый объект царского титула был проиллюстрирован соответствующим изображением. Всего Титулярник включает тридцать три титульных герба. Часть гербов была заимствована из геральдики и эмблематики тех стран и земель, названия которых вошли в царский титул в связи с их при соединением с конца XVI по вторую половину XVII века. Таковы комплекс гербов бывших земель Речи Посполитой литовский, волынский, подоль ский, полоцкий, витебский, мстиславский и герб карталинских и грузин ских царей изображение Георгия Победоносца, убивающего дракона Значительная часть старых титульных гербов была изменена. Измене ния заключались прежде всего в дополнениях гербовых изображений но выми эмблемами. Так, в новгородском гербе престол, а вернее, степень сту пенчатое возвышение была заменена троном, увенчанным три свечником, а к посоху добавился скипетр. В сибирском гербе атрибутами соболей ста ли лук со стрелами и корона, что объясняется составным характером этого герба, включившего эмблемы нескольких сибирских административных центров28. Часть дополнительных элементов носила подчеркнуто христи анский характер. Так, к псковскому гербу была добавлена выходящая из облаков рука, к пермскому Евангелие, к вятскому крест, к болгарско му хоругвь. По видимому, изменения этих гербов должны были под черкнуть христианский характер Московского царства и усилить христи анскую семантику символической репрезентации Российской державы. В Титулярнике зафиксирован и целый ряд абсолютно новых гербов киевский, владимирский, югорский, черниговский, ярославский, бело зерский, удорский, обдорский, кондинский и др По видимому, частично при их создании ориентировались на опыт западноевропейской титуль ной и земельной геральдики29. Ноябрь 2020 242 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина Геральдический характер эмблем Титулярника подтверждается также и тем, что принадлежность его экземпляров маркировалась с помощью не которых изменений титульных гербов, в частности, поворота фигур и даже дополнительных элементов30. Это еще раз подчеркивает, что титульные эм блемы воспринимались именно в качестве гербов, в рамках формирующей ся геральдической культуры русского общества второй половины XVII века. Как бы то ни было, представленный в Титулярнике свод титульных гербов был наиболее полным из всех имеющихся источников допетров ского времени. Совершенно очевидно, что его созданию как и унифи кации уже имеющихся гербов способствовало окончание войны с Ре чью Посполитой в 1667 году и формирование новой редакции царского титула. К концу XVII века относятся и некоторые письменные источники, описывающие или интерпретирующие титульные гербы России. Это так называемое Описание гербам текст, по видимому, 1670 х годов, в ко тором представлены описания титульных гербов3 1и геральдические вир ши, созданные на рубеже 1670 1680 х годов неким носителем славянской культуры Великого княжества Литовского, возможно виленским шляхти чем Стахеем Ивановичем Гадзаловским, служившим переводчиком в По сольском приказе32. О. А. Белоброва полагала, что Описание гербам служило образцом для создания гербов Титулярника но на самом деле сопоставление описаний и изображений заставляют усомниться в этом выводе. Описание гербам очевидно, принадлежит к несколько иной эм блематической традиции, близкой, но не идентичной той, которая пред ставлена в Титулярнике Вирши же, хотя и не могут, по видимому, слу жить примером официальной интерпретации гербов к сожалению, они сохранились не полностью но чрезвычайно интересны с точки зрения их восприятия представителями культурного слоя того времени. Следует подчеркнуть, что эти интерпретации носят, как правило, сугубо христи анский характер. Иными словами, гербовые фигуры титульных эмблем понимались в духовном, религиозном смысле, что в определенной степе ни соответствует тому усилению христианской семантики эмблем в Титу лярнике которое было упомянуто выше. К 1670 х годам относятся еще два памятника, на которых изображе ны титульные гербы. В 1673 году к Пасхе мастерами Оружейной палаты во главе с Прокофием Андреевым для царя Алексея Михайловича был сделан новый саадак, при этом на налуче вышит вид московского крем ля, над которым помещалось изображение двуглавого орла ср. с саадаком 1667 го да а вокруг в клеймах гербы новгородский, казанский, псковский, сибирский, тверской и пермский, на колчане же рязанский и смолен ский33. Их изображения повторяют изображения гербов с саадака 1667 го да, составляя таким образом единую традицию. Новации Титулярника 1672 го да не нашли никакого отражения в гербах саадака 1673 года не смотря на то, что создание обоих памятников разделяет год. По видимому, Титулярник не являлся образцом для мастеров Оружейной палаты, про должавших воспроизводить прежние изображения с более ранних вещей. Единственной любопытной деталью отличается новгородский герб ко личество рыб в нижней его части составляет не две, а три в эрмитажном экземпляре Титулярника предназначавшегося для царя, их четыре 243 Титульная геральдика Московского царства Такое изображение новгородской эмблемы уникально, но находит подтверждение в еще одном письменном источнике. Это недатирован ное Описание печатей царя Алексея Михайловича которое представ ляет собой роспись печатей сибирских городов и острогов, предварен ную описаниями четырех титульных печатей казанской, астраханской, новгородской и псковской и еще двух других Терского города и Уфы 34. Описание новгородской печати полностью соответствует ее изображе нию на саадаке 1673 года там упомянуты как раз три, а не две рыбы. Таким образом, это описание можно соотнести с саадаком и датировать временем до начала 1670 х годов по иным признакам оно датирует ся даже еще более ранним периодом 1656 1665 годами35 Вероятно, варианты эмблем Описания как и саадаков представляли собой бо лее архаичную линию в развитии титульной геральдики, нежели гербы Титулярника 1675 годом датируется золотая тарель, сделанная мастером Юрием Фробосом для Алексея Михайловича36. На ней представлены шестнадцать гербов, именуемых печатями окружающие центральное изображение государственного герба. Восемь этих печатей большого размера, восемь маленького. Восемь больших это печати новгородская, казанская, астра ханская, сибирская, псковская, смоленская, тверская и пермская. Восемь маленьких нижегородская, болгарская, рязанская, вятская, ярославская, ростовская, объединенная удорская и обдорская и еще одна, неидентифи цируемая, но по своему изображению похожая на новгородскую37. Фробос очевидно был знаком с Титулярником и пользовался им, об этом, в част ности, говорит объединение удорской и обдорской эмблем в одном щите. Присутствует среди территориальных эмблем и печать ярославская с мед ведем. Однако в ряде случаев он продолжал ориентироваться на старую традицию изображений, известную по саадакам и покровцам. Так, сибир ская печать у Фробоса представляет собой двух соболей со стрелой между ними, а новгородская ступенчатое место с посохом и двумя медведями. Все это свидетельствует о некоторой двойственности титульной геральди ки в это время, когда наряду с новыми эмблемами, продолжали использо ваться и их прежние варианты. Еще одна тарель, приписываемая также Фробосу, датируется 1694 го дом. Она была подарена царицей Натальей Кирилловной своему внуку, царевичу Алексею Петровичу38. На этом, небольшом по размеру, предме те помещены восемь щитков с гербами новгородским, астраханским, казан ским, сибирским, псковским, смоленским, тверским и пермским. Само их расположение показывает, что мастер, бесспорно, ориентировал ся на тарель 1675 года. Точно так же воспроизведены и титульные гербы, правда, в иной стилистической манере. Таким образом, оба этих памятни ка представляют собой единую линию эмблематической преемственности. Изображение же печати из Дневника Корба в плане титульных гер бов практически точно воспроизводит рисунки из Титулярника 39. Ясно, что в дипломатической практике именно они выполняли функцию офи циальной репрезентации, и потому были известны иностранцам, участво вавшим в международных делах. Не так давно М. Ю. Романов опубликовал обнаруженные им в стокголь мском Музее армии три ротных знамени 13 го Московского стрелецкого Ноябрь 2020 244 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина полка, которые были сделаны в марте 169 1года и захвачены шведами во время Северной войны в 1703 году. На этих знаменах сохранились один надцать из двенадцати титульных гербов, помещенных в декоративно оформленные барочные клейма всего знамен было больше, но они не до шли до нас в полном комплекте На знаменах представлены гербы киев ский, владимирский, новгородский, казанский, астраханский, сибирский утрачен псковский, литовский, югорский, великопермский вятский и болгарский на каждом по четыре клейма40. Б льшая часть гербов со ответствует Титулярнику но остальные обнаруживают некоторые отли чия, причем порой весьма существенные. Так, владимирский лев изобра жен стоящим не на задних лапах, а на трех с поднятой одной из передних в новгородском гербе отсутствуют рыбы и трисвечник над престолом, ко торый увенчан короной в болгарском гербе вместо барса изображен лев. Но особенно удивителен великопермский герб именно так назван титул на самом знамени Вместо ожидаемого медведя с Евангелием, увенчан ным крестом, на спине на знамени изображен слон, над головой которо го помещен крест. Эта замена пока не находит убедительных объяснений высказывавшееся предположение об изображении в виде слона мамонта вряд ли кажется обоснованным В любом случае оригинальные изображе ния титульных гербов на ротных знаменах показывают ту самую вариатив ность в территориальной геральдике, которая прослеживается и по другим памятникам. Официальные изображения в Титулярнике были в большей степени некими обобщенными образами эмблем, нежели нормативными образцами для их повсеместного воспроизведения. Подводя итоги, можно сделать несколько важных выводов. 1В истории титульной геральдики России допетровского времени четко выделяются три этапа, когда происходили наиболее существенные изменения в ее составе и в самих изображениях гербов. Во первых, это эпо ха Ивана Грозного, точнее период Ливонской войны, когда, по видимому, с ориентацией на западноевропейские образцы был создан первый ком плекс титульных эмблем частично, возможно, на основе предшеству ющей сфрагистической традиции Во вторых, это время царствования Михаила Федоровича, и особенно период конца 1620 х годов, характери зовавшийся созданием нового комплекса регальных предметов и связан ный с необходимостью символической репрезентации новой династии в период после Смуты. В третьих, это эпоха Алексея Михайловича, точнее период конца войны с Речью Посполитой воспринимавшейся как война за ранее утраченные отчины и дедины и после нее, когда создавались новые формы символической репрезентации царской власти в новом ста тусе московского государства и государя. 2. В начальный период создания титульной геральдики значительную роль играли не только символические изображения чисто эмблематиче ского характера, но и изображения, буквально отражавшие природные или хозяйственные особенности определенных регионов. Затем симво лический характер титульных эмблем усиливался, что придавало им б льшую геральдичность. Этот процесс, возможно, происходил под влия нием западноевропейской геральдики, некоторые фигуры которой были заимствованы для титульной геральдики России. Понимание титульных эмблем именно в качестве гербов стало абсолютно очевидным к началу 245 Титульная геральдика Московского царства 1670 х годов и отразилось в таком памятнике, как Титулярник Об этом свидетельствуют и генезис некоторых эмблем в частности, сибирской и особенности их изображения в разных экземплярах Титулярника в за висимости от их статуса и соответствующей принадлежности. В то же время в Титулярнике была усилена христианская семантика титульных гербов, отражавшая идеологему России как православного царства. 3. Унификация гербовых изображений происходила постепенно и не носила нормативного характера. Во второй половине XVII века со существовали разные традиции изображения одних и тех же титульных гербов, более архаичные и более новые, кроме того, заметна и некоторая вариативность в деталях. Это могло быть связано также с разной тема тической принадлежностью дипломатия, военная репрезентация, цар ский обиход и различным статусом тех памятников, в состав которых помещались гербовые изображения. 4. Для обозначения титульного герба в допетровской Руси использо вался, тем не менее, термин печать отражавший и реальность, посколь ку печати титульных земель существовали в действительности. Хотя к концу XVII века уже можно вполне однозначно говорить о российских титульных эмблемах как о чисто геральдическом явлении. 1Подробнее см. Пчелов Е. В. Территориальный титул российских государей структура и принципы формирования Российская история. 20 10. 1С. 3 15. 2 St kl G. Testament und Siegel Ivans IV. Westdeutsсher Verlag Opladen, 1972 Хорош кевич А. Л. Герб Герб и флаг России, X XX века. М., 1997. С. 178 180. 3 Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990. С. 177, 178. 4 См. также Осипов И. А. Рисунки в сочинениях иностранных писателей о Моско вии XVII века заимствования, интерпретации, фантазии История и культура Российского Севера в исследовательском, образовательном и просветительском измерениях материалы I съезда историков Республики Коми. Ч. 2. Сыктывкар, 20 18. С. 98 13 1Он же. Герб России в дневнике И. Г. Корба и его правка Г. Гюйс сеном Геральдика сегодня. 20 14. URL http www.ogerbah.ru heraldry sсienсe papers 766 korb osipov дата обращения 0 0.202 1с примеч. Д. Иванова 5 Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672 г. СПб., 1903. 6 Ураносов А. А. Русские областные и городские печати и гербы в период образо вания и укрепления Русского централизованного многонационального государ ства XV XVII вв. дис. канд. ист. наук. М., 1952. 7 Обзор см. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963. С. 124 134, 140, 14 1 8 Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1С. 194 203. 9 Пчелов Е. В. Бестиарий Московского царства животные в эмблематике Москов ской Руси конца XV XVII вв. М., 20 С. 172, 173. 10 Хорошкевич А. Л. Герб. С. 184 186. Пчелов Е. В. Новгородский герб на тарели 1675 г., созданной мастером Юрием Фробосом Новгородика 2006 материалы международной научной конфе ренции. Ч. 1Великий Новгород, 2007. С. 309 3 17. 12 Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. С. 133, 134. 13 Ефимов С. В. Холодная красота. Доспехи великих европейских оружейников XVI ве ка в собрании Военно исторического музея артиллерии, инженерных войск Ноябрь 2020 246 Геральдика вспомогательная историческая дисциплина и войск связи Война и оружие. Новые исследования и материалы. Ч. 1СПб., 20 12. С. 367 373. 14 Там же. С. 369. 15 Российский государственный архив древних актов. Ф. 136. Д. 1Л. 3. 16 Лакиер А. Б. Русская геральдика. С. 177. Парадоксально, что эта атрибуция Ла киера до сих пор встречается в историографии см. Молчанова О. В. Двой ной трон Низвергнутые троны российского престола. М., 20 18. С. 43. Причем автор полагает, что эта завеса трона утрачена 17 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 4. Кн. 3. М., 1885. С. 336, 337. 18 Мартынова М. В. Московская эмаль XV XVII веков каталог. М., 2002. С. 65. 19 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 4. Кн. 3. С. 340, 34 1 20 Яковлев Л. П. Русские старинные знамена. М., 1865. Ч. 2. С. 34. Приложения. С. 4 1Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 3. Кн. 1М., 1884. С. 47, 48. 2 1Яковлев Л. П. Русские старинные знамена. С. 33. 22 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 4. Кн. 3. С. 330, 33 1 23 Царский титулярник. Т. 12. М., 2007 современная публикация экземпляра Российского государственного архива древних актов 24 Российский государственный архив древних актов. Ф. 135. Древлехранилище. Отд. V. Рубр. III. 7. Л. 1244. 25 Государственный Эрмитаж. Инв. 28 78 172. 26 Российская национальная библиотека. Эрмитажное собрание. 440. 27 Там же. Основное собрание рукописей. F. IV. 764. Об этом также см. Косцова А. С. Титулярник собрания Государственного Эрмитажа Труды Государственного Эрмитажа. Т. 3 Русская культура и искусство. Вып. 1Л., 1959. С. 16 40. 28 Пчелов Е. В. Как сформировался герб Сибирского царства в XVI XVII веках Тру ды Государственного Эрмитажа. Т. 92 Геральдика исследования и практика. СПб., 20 18. С. 64 66. 29 Пчелов Е. В. Скандинавская геральдика в территориальной символике России XVI XVII вв. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гу манитарного знания материалы XXI Международной научной конференции. М., 2009. С. 300 303. 30 См. Пчелов Е. В. Изображения титульных гербов России в различных экземпля рах царского Титулярника Труды Государственного Эрмитажа. Т. 102 Ге ральдика исследования и практика. СПб., 2020. С. 9 19. 3 1Белоброва О. А. О древнерусском Описании гербам конца XVII в. Гербовед. 2005. 85. С. 8 188. 32 Nilsson N. A. Russian heraldiс virsi from the 17th сentury. A manusсript in the dioсesan and сounty library at V ster s, Sweden. Stoсkholm G teborg Uppsala, 1964. 33 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 4. Кн. 3. С. 327, 328. 34 Российский государственный архив древних актов. Ф. 27. Д. 359. Л. 2, 2 об. 35 См. подробнее Пчелов Е. В. Описание печатей Алексея Михайловича и титуль ная геральдика Московского царства Нумизматические чтения Государствен ного исторического музея 20 19 года материалы докладов и сообщений. М., 20 19. С. 190 194. 36 Мартынова М. В. Московская эмаль XV XVII веков. С. 123, 124. 37 Пчелов Е. В. Несомненное мастерство и геральдическое невежество Юрия Фробоса тарель 1675 г. из собрания Оружейной палаты эмблемы и символы Ювелирное искусство и материальная культура. СПб., 20 15. С. 62 66. 38 Мартынова М. В. Московская эмаль XV XVII веков. С. 242. 39 Хорошкевич А. Л. Герб. С. 248. 40 Романов М. Ю. Знаменные регалии 13 го Московского стрелецкого полка Ста рый цейхгауз. 20 14. 6 1С. 4 13. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Титульная геральдика Московского царства (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |