| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья (2012) › [Символическая история европейского Средневековья:] Свойства дерева | ||||||
Пастуро М.
[Символическая история европейского Средневековья:] Свойства дерева// Символическая история европейского Средневековья (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012. С. 81-101 Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 74801 знаков (с пробелами)
РАСТЕНИЕ СВОЙСТВА ДЕРЕВА К символической истории материалов Чтобы понять, какое значение для средневековых людей имела древесина в контексте их верований, представлений, социальных кодов и символических практик, необходимо изучить источники самого различного плана, касающиеся не только сферы знаков и образов, но также технической и материальной культуры, феодально юридических структур статуса лесов, лесного права и экономических интересов. Материал и символика в этом случае связаны, возможно, прочнее, чем в любом другом они неразрывны и при анализе мы не можем и не должны их разделять. Тем не менее, учитывая, что археологи и историки техники уже начали осваивать некоторые области к примеру, строительство мне представляется вполне логичным обратиться к сфере воображаемого, а также к обычаям, которые этим воображаемым обусловлены. Впрочем, по настоящему глубоко проработать эти вопросы будет возможно только тогда, когда будет проанализировано большее число деревянных предметов и памятников, оставленных нам Средневековьем, и будут установлены породы дерева, из которых они сделаны. Поэтому здесь я представляю лишь предварительные выводы, сделанные на основе анализа некоторых знакомых мне типов источников лексика, имена людей и названия мест, энциклопедии, литературные тексты, эмблемы и изображения. Между культурой ученой и культурой народной если понятие народная культура вообще применимо к средневековым обществам я попытался выделить некую область, потенциально отражающую среднюю, 83 РАСТЕНИЕ рядовую культуру, оставив в стороне все, что казалось мне слишком умозрительным, эзотерическим, анекдотичным или не выходящим за пределы конкретного случая. Живой материал Для средневековой культуры древесина это прежде всего живой материал. В этом смысле она часто противопоставляется двум мертвым материалам камню и металлу, и в большинстве ценностных иерархий символики материалов стоит выше как первого, так и второго. Конечно, она не такая прочная, но зато более чистая, более благородная и, главное, более близкая человеку. Дерево и в самом деле не похоже ни на один другой материал оно живет и умирает оно подвержено болезням и имеет недостатки оно в высшей степени индивидуализировано. Альберт Великий в XIII веке отмечает, что у дерева можно обнаружить наросты и аномалии развития, трещины и червоточины как человек, дерево может чувствовать боль, разлагаться или страдать от раны как человек, оно может быть заражено червями 15 1 Существует множество средневековых латинских метафор, сопоставляющих плоть дерева с плотью человека, а некоторые авторы подчеркивают антропоморфный характер не только дерева, но и древесины, материи, которая, подобно человеку, имеет вены и гуморы humores оживает, напитываясь соками, содержит большое количество воды, сильно зависит от климата, местности и окружающей среды, подчиняется ритму суток и смене времен года 152. Это живое существо, почти животное. Некоторые средневековые авторы не только демонстрируют глубокие познания технического свойства, но и делают дерево предметом подлинно гуманистического дискурса 153. Ни о камне, ни о металле, ни даже о земле или о ткани подобного дискурса не существует. Дерево стоит выше других материалов, потому что оно живое. В частности, оно стоит выше камня, который, как и дерево, часто ассоциируется с сакральным, но представляет собой безжизненную материю, грубую и неизменную по этой же причине он, впрочем, нередко ассоциируется с вечностью Поразительный факт большинство суеверий о статуях, которые разговаривают, 84 Свойства дерева передвигаются, кровоточат, плачут, связаны именно с деревянными статуями, а не с каменными 154. Причины этого кроются в хронологии расцвет подобных феноменов пришелся приблизительно на рубеж тысячелетий, а затем на начало романской эпохи, когда статуи из камня еще были редкостью но также связаны с символикой материалов дерево живое и развивающееся, камень нет. Стоит задуматься а не было ли сопротивление, с каким в феодальную эпоху чаще, чем обычно считается встречали переход от деревянных замков к каменным, вызвано предубеждениями символического порядка, а не только экономическими и техническими причинами, как принято полагать 155. В феодальной культуре, как правило, и впрямь невозможно четко отделить материальное от символического, технологию от идеологии. Несмотря на возведение укрепленных замков и соборов и на то, что обладание подобной крепостью представляло немалую политическую ценность, идеология камня, как мне кажется, в действительности складывается только в конце Средневековья. До этого же люди с неутомимым упорством, несмотря на бесконечные пожары, многократно заново отстраивают из дерева то, что было сооружено из дерева. Не только потому, что на это требуется меньше времени, усилий и денег, но также и прежде всего потому, что дерево предназначено для одних объектов, мест и обычаев, а камень для других. Переход от дерева к камню мог выражать политические амбиции, отражать экономический интерес или технологические достижения, но также мог быть знаком символического уничижения 156. Об этом мы, к примеру, узнаем из любопытных легенд, рассказывающих о том, как ту или иную деревянную статую наказали и переделали в каменную за то, что она не выполняла своих обязанностей культовых или защитных, исполнения которых от нее по праву ожидали. Переход от дерева к камню понимается в этом случае как наказание, почти как смертный приговор 157. Между тем оппозиция дерево камень это оппозиция двух ценных и престижных материалов. Она не столь резка, как оппозиция дерево металл, в которой сталкиваются чистый материал, освященный идеальным образом Святого креста, и материал зловещий, порочный, почти дьявольский. В средневековом 85 РАСТЕНИЕ восприятии металл как драгоценный, так и нет всегда в той или иной степени инфернален он был добыт в недрах земли, а потом обработан огнем который является злейшим врагом дерева Он порожден тьмой и подземным миром, это продукт некоей преобразовательной операции, которая в каком то смысле схожа с колдовством 158. Поэтому в ценностной шкале ремесел кузнец и плотник противопоставлены друг другу. Кузнец, разумеется, человек в социальном плане весьма востребованный и влиятельный, но он еще и колдун, который имеет дело с железом и огнем 159. Плотник, напротив, ремесленник скромный, но уважаемый ведь он работает с благородным и чистым материалом 160. Не случайно традиция издавна сделала Иисуса сыном плотника, хотя канонические тексты не говорят ничего конкретного о занятии Иосифа Плотник не соприкасается с грязью, его нельзя заподозрить в чем то недозволенном, он работает с живым материалом и делает честь самому званию ремесленника. В конечном счете, в Средние века очень немногие профессии считались столь же безупречными 16 1 На практике оппозиция дерева и металла часто выражается в сочетании этих двух противоположных материалов ведь дереву приписывается способность смягчать вредоносный металл, особенно железо, самый коварный металл среди всех анонимный автор, цитируемый Фомой из Кантемпре, называет его ferrum dolosissimum 162 Считается, что как часть некоторых предметов, орудий или инструментов, сделанных из дерева и металла топоры, лопаты, плуги железо концентрирует в себе силу и производительность и при этом отчасти лишается зловещих свойств, благодаря рукояти или иной деревянной детали. Дерево будто бы укрощает металл и легитимирует его использование 163. Другая важная для средневековой культуры оппозиция это оппозиция растительного и животного. Как и в древних культурах в частности, библейской а также в мусульманской традиции, мир растительный в целом ассоциируется с идеей чистоты, а мир животный с идеей нечистоты. Подобно деревьям, лис Как на иврите, так и по гречески tek n слово, обозначающее род деятельности Иосифа, указывает не на профессию плотника, даже если просто иметь в виду мастера, работающего с деревом латинское сarpentarius а только на обобщенное понятие ремесленник 86 Свойства дерева тьям или цветам с плодами несколько иной случай древесина чиста, тогда как животное а вместе с ним и все то, что оно дает человеку чистым не является. Тем самым, если при изготовлении изображений или предметов встает выбор между деревом и костью, деревом и рогом, деревом и пергаментом, что предпочтительное использование дерева может быть продиктовано, помимо прочих причин, стремлением выбрать чистый материал, отказавшись от нечистого. Материя par exсellenсe Дерево живое, чистое, благородное вызывает уважение и располагает к себе, является объектом всевозможных транзакций и рабочим материалом для ремесленников, оно присутствует везде, при любых обстоятельствах, как самых незначительных, так и самых торжественных, ив этом смысле является столь ценным сырьем, что и в повседневной жизни, и в мире воображаемого предстает в качестве материи par exсellenсe, materia prima которая до XIV века часто идет во главе списка при перечислении материалов, которые используются или обрабатываются человеком. Мы с трудом можем себе представить, какое место занимало дерево в материальной культуре и повседневной жизни людей Средневековья, так как деревянные предметы и памятники дошли до нас в ограниченном количестве, даже в ничтожном по сравнению с предметами и памятниками из камня или металла Тем не менее до XIV века дерево играло необычайно важную роль, особенно в Северной и Северо Западной Европе. Древеси Плод, кажется, единственный растительный элемент, которому средневековые традиции приписывали некоторую нечистоту, или, по крайней мере, не считали его абсолютно чистым. Возможно потому, что всякий плод есть прежде всего воплощенное состояние переходности. Возможно также, потому что всякий плод отсылает к тому, что съела Ева по наущению змея и который стал причиной грехопадения. Первая главная материя лат Прим. ред. Что делают из дерева в данном конкретном обществе Это могло было стать темой обширного исторического исследования, которое еще только предстоит предпринять. 87 РАСТЕНИЕ на являлась здесь одним из главнейших богатств, будучи одновременно и распространенным экспортным товаром вывозимым главным образом в исламские страны, где лес всегда был в большом дефиците и продуктом широкого потребления. Во всех странах крестьяне ожесточенно защищают свои права на пользование общинными лесами и заготовку древесины. Последняя, помимо символического значения, имеет и значение экономическое и то и другое являются составляющей частью целой цивилизации леса в рамках которой историк с трудом может провести четкую границу между техническими задачами, финансовыми интересами и идеологическими горизонтами. По крайней мере, если речь идет о северной Европе. В южных областях проблемы несколько иные, потому что лесов здесь меньше и древесина представляет ценность уже поэтому ее берегут, ее почитают, к ней относятся почти как к драгоценному материалу например, в культовой сфере К концу XIII века появляются первые признаки изменений, которые ждет долговременное развитие. С начала второго тысячелетия раскорчевка, технологический прогресс, крупная торговля причинили европейским лесам большой ущерб. За три века Запад истратил значительную часть своих лесных ресурсов, и за периодом изобилия последовал период относительного дефицита эту общую тенденцию следует, конечно, детализировать по разным странам и во времени Поразительно то, что в конце Средневековья этот экономический спад а в некоторых отношениях также и технологический сопровождается, по всей видимости, относительным снижением символического значения дерево отныне не является единственной материей par exсellenсe все более и более сильную конкуренцию ему начинает составлять текстиль. Действительно, с XII по XV век текстильная промышленность, несмотря на трудности самого различного характера, становится настоящим мотором развития западноевропейской экономики. Ткани делаются разнообразнее, спрос и потребление растут от десятилетия к десятилетию. Кроме того, в социальных практиках ткани и одежда играют все более и более значимую роль не только как предметы обмена и торговли, но и как носители знаков, а именно знаков идентичности 164. Одежда говорит, кем человек является, какое место или положение занимаем Свойства дерева ет, к какой семейной, профессиональной или институциональной группе принадлежит. Таким образом, в социальной символике и в воображаемом текстиль постепенно выдвигается на первое место, опережая все прочие материалы. Все эти перемены находят отражение в лексике. Сравним, к примеру, латынь и французский. В средневековой, как и в классической латыни термин materia означает, прежде всего, строительный лес в отличие от слова lignum, которое означает скорее древесину как топливо и затем, в расширительном смысле, любой материал и даже материю вообще. Последняя, стало быть, является, наряду с прочими словами, одним из обозначений древесины. Несколькими веками позже изменения в ценностных системах получат свое отражение в лексике среднефранцузского языка отныне именно одно из слов, обозначающих ткань, будет обозначать любой вид материала и даже материю вообще это слово toffe. Но в данном случае семантический сдвиг происходит в обратном направлении. В XII и XIII веках слово toffe происходящее из германских языков, но имеющее спорную этимологию означает вообще любой материал это эквивалент латинского materia. Затем постепенно его семантическое поле сужается и специфицируется, и в конечном итоге слово начинает обозначать только один особый вид материала, а именно текстиль. Так что во французском языке конца XVI века toffe и текстиль становятся, наконец, синонимами, при том, что текстиль считается toffe то есть материей par exсellenсe 165. Позже, в эпоху промышленной революции в культуре и воображаемом европейцев текстиль, в свою очередь, должен будет снова уступить титул materia prima, теперь уже металлу Лесоруб и угольщик Среди ремесленников, которые работают с деревом, мы уже упоминали плотника, подчеркнув, что в средневековых традициях он часто был противопоставлен кузнецу. На самом деле слово сarpentarius охватывает различные профессии и часто озна Стоит ли говорить, что во второй половине XX в. появилась, в свою очередь, тенденция приписывать эту функцию уже не металлу, а пластику 89 РАСТЕНИЕ чает любого ремесленника, работающего с деревом и того, кто занимается постройкой деревянных конструкций, и тех, кто изготавливает из дерева предметы, мебель, орудия и инструменты столяров, сундучников, каретников, бочаров, мастеров по изготовлению сабо, оконных и дверных рам, а также сит, мер и т. д. В городе это специализированные ремесла, которые подчинены строгим цеховым правилам, но в деревне и в монастыре плотницкие профессии многофункциональны 166. Остановимся на двух профессиях, имеющих отношение к дереву, которые в средневековом обществе считались исключительно нечестивыми, почти проклятыми, на профессиях лесоруба и угольщика. Различные источники литературные тексты, хроники, пословицы, фольклор очень негативно обрисовывают этих персонажей, живущих в дремучем лесу, в одиночку или маленькими группами. Нищие, грязные, лохматые, свирепые кочевники разрушители, отрезанные от человеческого общества, они переходят с места на место, рубя или калеча деревья и выжигая лес кто это, как ни посланцы дьявола Кроме того, в лесу они иногда встречают еще одного колдуна о котором говорилось выше, кузнеца. Лесоруб, угольщик и кузнец, наряду с мельником куркулем и спекулянтом и мясником богатым, жестоким и кровожадным составляют пятерку самых позорных и сомнительных профессий в крестьянской культуре 167. Лесоруб орудует железом и высекает топором искры это враг всех деревьев, сarnifex одновременно палач и мясник леса. В XIII веке сложился корпус сказок и легенд, посвященных лесорубу, просуществовавший практически в неизменном виде до XIX столетия лесоруб в них наделен необычайной силой, он никогда не расстается со своим топором и сторонится деревенских жителей кроме того, он вор и забияка и выходит из леса только затем, чтобы помародерствовать или ввязаться в ссору наконец, он живет в самой суровой нищете. В литературных текстах и устных традициях периодически повторяется сюжет о том, как дочь или сын бедного лесоруба волею судьбы или благодаря личным достоинствам в конце концов выходит замуж за короля или женится на принцессе 168. Угольщик еще беднее, грязнее, презреннее и вызывает еще меньше доверия, чем лесоруб. Орудуя уже не железом, а огнем злейшим врагом леса, он и в самом деле представляет из се 90 Свойства дерева бя персонажа откровенно демонического. Угольщик не женится и не имеет потомства. Он выходит из леса только затем, чтобы скрыться в другом лесу и снова взяться за истребление и сжигание деревьев. Его боятся деревенские жители всех областей 169. В литературных текстах, особенно в куртуазных романах, авторы иногда изображают доблестного рыцаря, который заблудился в лесу и вынужден спрашивать дорогу у страшного и ужасного угольщика. Для читателей XII или XIII века такая встреча воплощала столкновение двух крайностей это самый дикий социальный контраст, который только можно себе представить. В этих текстах угольщик всегда описывается по одной и той же схеме маленький, черный, волосатый, с красными, глубоко посаженными глазами, с кривым и зло перекошенным ртом это архетип человека, находящегося в самом низу социальной лестницы одновременно убогого, звероватого и демонического Выжиг угля тем не менее насущная необходимость для некоторых отраслей промышленности, главным образом для металлургии и производства стекла. Древесный уголь, кроме того, легче транспортировать, чем сырую древесину он лучше горит и выделяет больше тепла, чем тот же объем древесины. Средневековые люди это знали и широко применяли на практике. Но производство древесного угля ведет к уничтожению лесов, и с XIII века их повсеместно стараются оберегать. Удалось подсчитать, что в эпоху Филиппа Красивого требовалось примерно десять килограммов древесины, чтобы произвести килограмм угля, и что в одной угольной яме за месяц могло таким образом сжигаться до ста гектаров леса 170. Поэтому самый злейший враг деревьев даже не лесоруб, а именно угольщик. Известно, что в Новое время угольщики объединялись в сообщества, некоторые из них в Италии и в других странах стояли у истоков тайных революционных обществ Я не обнаружил в Средневековье каких либо предшественников карбонариев Европы Нового времени ни в описании реальных фактов, На миниатюрах угольщик представлен как персонаж, объединяющий в себе черты волосатого дикого человека и черного, почти зооморфного демона. Само собой разумеется, что первые карбонарии далеко не все были угольщиками, однако они присвоили имя, символику и цеховую организацию угольщиков, в частности, в Неапольском королевстве. 9 1 РАСТЕНИЕ ни в репрезентациях воображаемого. Средневековый угольщик всегда нелюдим и даже будучи отверженным, он никоим образом не пытается перевернуть социальный порядок или восстать против какой бы то ни было власти. Как и многие другие в той или иной степени подозрительные персонажи кузнец и лесоруб, о которых шла речь, а также охотник, свинопас, отшельник, изгнанник, разбойник, беглец или призрак, он обитатель опасного и таинственного мира средневекового леса. Лес это место встреч и метаморфоз. Туда бегут от мира, в поисках Бога или дьявола, там обретают новые силы, изменяются, устанавливают связь с силами природы и ее созданиями 17 1Пребывание в лесу делает человека silvatiсus, дикарем Этим средневековая символика в очередной раз напоминает, что является дочерью филологии Топор и пила Символика древесины неотделима от символики орудий, с помощью которых валят деревья, топора и пилы. Конечно, можно было бы многое рассказать и о других орудиях, применяемых при работе с деревом 172 например, о молотке, являющемся в определенном контексте символом власти или грубой силы или же о рубанке, который в средневековой Европе начали использовать довольно рано, но к которому тем не менее еще долгое время относились с подозрением Однако топор и пила являют собой показательные примеры хотя оба эти орудия служат для того, Французское слово sauvage дикий происходит от латинского silva лес Диким silvatiсus является тот, кто живет в лесу или часто там бывает. Это этимологическое родство прослеживается также в германских языках. В немецком, к примеру, существует очевидная связь между существительным Wald лес и прилагательным wild дикий Как напильник и пила, рубанок жульничает потому что не в открытую нападает на материал, а стачивает его. В феодальную эпоху этот инструмент считается коварным. Однако когда в период позднего Средневековья терпение становится уважаемой добродетелью, рубанок реабилитируется и занимает почетное место в ценностной шкале орудий, так что даже такой влиятельный князь, как Иоанн Бесстрашный, герцог Бургундский, берет его себе в качестве эмблемы в начале XV в. что было бы немыслимо двумя веками ранее 92 Свойства дерева чтобы валить и разделывать деревья, в символическом плане они представляют два совершенно противоположных полюса. Топор является одновременно орудием и оружием как таковой, он прописан сразу в двух различных ценностных системах, и эта функциональная двойственность составляет его особенность. Среди орудий его применение, по мнению некоторых средневековых авторов, считается самым оправданным, или, по крайней мере, наименее вредоносным. Напротив, среди оружия он, если можно так выразиться, простой солдат копье и меч, два вида наступательного рыцарского оружия, превосходят его в благородстве но при этом сам он обнаруживает превосходство перед оружием, которым пользуются простолюдины и все, кто сражается пешим перед ножом, дубиной, киркой, палкой, рогатиной, пращой. Благодаря этой своей многофункциональности топор в Средние века встречается повсюду и используется в различных обстоятельствах 173. По сравнению с Античностью он почти не претерпел заметных технологических изменений это инструмент тысячелетия, прочный, простой в изготовлении, удобный в применении и долговечный. Античный топор издавна отличался неоспоримым техническим совершенством возможно, поэтому его использовали в военных целях. При всем этом в средневековой Европе существовало большое разнообразие топоров, значения и предназначения которых никогда не смешивались например, если говорить о ремесленниках, работающих с деревом, большой топор лесоруба сogn e с длинной рукояткой и узким лезвием имеет мало общего с топором плотника doloire с короткой рукояткой и ассиметричным лезвием Однако несмотря на различное применение, топор орудие всегда содержит в себе один и тот же символический смысл это предмет, который бьет и рассекает, производя шум и искры. Он обрушивается как молния, высекая свет и огонь, и по этой причине ему приписывается плодовитость, даже когда речь идет о рубке деревьев. Он рубит, чтобы производить. У пилы совсем другая репутация. Принцип ее действия известен с доисторических времен, но в ремесленный и профессиональный обиход она вошла не сразу. Средневековые люди хотя и пользуются ей, но при этом испытывают к ней отвращение этот инструмент считается дьявольским. Действительно, в тек 93 РАСТЕНИЕ стах и изображениях до XII века она предстает исключительно в качестве орудия пыток ею пилят не ветки на деревьях, а тела праведников и святых, претерпевающих мучения. В иконографии среди тех, кто подвергся мученической смерти через распиливание, самый известный пророк Исайя, которого, согласно легенде, распилили вместе с деревом, в дупле которого он укрывался 174. За несколькими исключениями, лесорубов, которые распиливают дерево после того, как срубили его топором, можно увидеть на изображениях только в конце Средневековья. В реальности же пилу, по всей видимости, стали использовать раньше, и начиная с XIII века ее применение вошло в привычный обиход. Существуют, однако, существенные региональные различия тогда как в Восточной Европе пила остается неизвестной вплоть до конца XVII века, а в некоторых западных диоцезах даже в XIV веке епископы осуждают ее применение и отлучают от церкви тех, кто ей пользуется, в северной Италии уже в XII веке появляются гидравлические пилы позволяющие распиливать вдоль 175. Чем же так не угодила пила Претензий к ней немало. Прежде всего, ее критикуют за то, что она непрочна и сложна в применении, так как требует участия двух человек, тогда как с топором справляется и один. Потом за то, что она дорого стоит и ее трудно поддерживать в хорошем состоянии и чинить. Затем за то, что она производит относительно мало шума и потому позволяет пилить деревья тайком. Наконец, главным образом, за то, что она работает медленно и вяло, хитрит с материалом, грубо обходится с древесиной, портит древесное волокно, не оставляет ветвям возможности заново отрасти от ствола или от пенька, потому что отпиливание часто приводит к загниванию древесной ткани 176. Одним словом, на дерево и древесину проецируются страдания Исайи и святых, казненных через распиливание Симона, Иуды, Кира 177. В некоторых текстах подчеркивается также, что при работе с пилой нужно проявлять терпение пила в них сравнивается с напильником он тоже не решительно воздействует на материал, а расправляется с ним постепенно, повторяя одно и то же действие. Это жен Пилы приводили в действие с помощью водяных мельниц. Прим. ред. 94 Свойства дерева ские орудия, орудия обманщики, орудия предатели, которые достигают результата благодаря продолжительности воздействия. В средневековом восприятии распиливание и обтачивание имеет нечто общее с ростовщичеством, во всех смыслах этого слова так как оба эти вида деятельности играют на временной протяженности, присваивают время 178. Уничижительная трактовка пилы распространяется далеко за пределы самого инструмента и круга тех, кто им пользуется. В репрезентативных системах все зазубренное, изрезанное, зубчатое как лезвие пилы, является негативно окрашенным. Ломаная линия, по сравнению с прямой или изогнутой, это плохая линия. Ее широко используют в геральдике и иконографии, чтобы подчеркнуть презренную, в том или ином смысле, сущность персонажа как в одежде, так и в гербах узор из ломаных линий с зубовидной, зубчатой, зигзагообразной, стропиловидной структурой часто имеет уничижительное значение. Тот, кто его носит, находится за пределами социального, этического или религиозного порядка. Подобная одежда и подобные гербы нередко принадлежат вероломным рыцарям, палачам, проституткам, шутам, бастардам, еретикам и язычникам 179. Благотворные деревья Символика древесины неизбежно смешивается с символикой дерева, от которого она происходит. Дерево занимает важное место в средневековой культуре, хотя после Античности Средневековье не добавило от себя почти ничего нового. Христианство, на самом деле, в большей степени обновило символику животного, а не растительного мира. Но и здесь в распоряжении средневековой культуры оказалось тройное наследство библейское, греко римское, а также наследство варварских культур, особенно германской цивилизации, где мифология деревьев и леса занимала значительное место. Отцы Церкви и их продолжатели столкнулись с непростой задачей, так как им пришлось учитывать различия географических условий и растительного мира разных Usure, ростовщичество по французски также означает износ истощение Прим. перев. 95 РАСТЕНИЕ стран как, например, в Северо Западной Европе толковать библейскую символику маслины или пальмы двух деревьев, которые высоко ценились в средиземноморских культурах, но были неизвестны в северных областях В любой деревенской культуре деревья делятся на хорошие и плохие на благие и пагубные, на те, которые сажают, и те, которые вырубают. Таким образом, перед историком встает ряд важных вопросов. Как между собой связаны символическое значение самого дерева и символическое значение его древесины Всегда ли хорошие деревья дают ценную и нужную древесину Избегают ли люди плохих деревьев Обладает ли древесина, которая происходит от деревьев, считающихся женскими липа, ясень, бук также женскими свойствами В какой мере при использовании древесины в расчет, помимо ее физических и химических свойств, цены и доступности, принимаются также репутация и мифология дерева, от которого она происходит Не избегают ли, к примеру, делать распятия или статуи особо почитаемых святых из древесины деревьев с дурной репутацией Существует ли, таким образом, в скульптуре иерархическая и символическая классификация древесных пород, которая берется в расчет наряду с такими факторами, как доступность и стоимость древесины, технические достижения и художественный замысел Вырезают ли, грубо и условно говоря, Христа из дуба, Богоматерь из липы, апостолов из бука, Иуду из ореха А если говорить о производстве предметов повседневного обихода, то существует ли связь иногда всегда между сферой применения того или иного вида древесины и символическим значением дерева, от которого она происходит Делают ли из вяза, который часто сажают в местах, где осуществляется суд, инвентарь, имеющий отношение к отправлению правосудия Существовала ли тенденция изготавливать из древесины тиса, который сажали на кладбищах и который, как считалось, имеет тесную связь со смертью, гробы или предметы погребального культа Я специально привожу здесь примеры, которые покажутся наивными. Однако ответить на эти вопросы не так просто, как кажется. Ведь археологи и историки искусства едва ли ими задавались, а значит, во многих случаях работа по анализу и установлению пород древесины, использованной при изготовлении сохранив 96 Свойства дерева шихся предметов, произведений искусства или зданий, остается делом будущего Обратимся, однако, к символике некоторых деревьев и поразмыслим над тем, как она могла влиять на использование их древесины. Я оставлю в стороне самые известные или слывущие таковыми деревья дуб, каштан, маслину и сосну, и в качестве примеров возьму те деревья, которые привлекали меньше внимания историков техники и ботаников. Судя по многочисленным текстам, посвященным липе, именно это дерево снискало особое расположение средневековых людей. Авторы видят в ней только достоинства ни разу и насколько мне известно, это уникальный случай она не представлена с плохой стороны. В первую очередь восхищаются ее величественностью, пышностью, долголетием. В Германии, где уже в Средневековье проявлялась тяга к рекордам, в некоторых источниках рассказывается о липах, окружность ствола которых достигала в основании необычайных размеров так, в 1229 году липа в Нойштадте, в Вюртемберге, якобы имела окружность, равную нашим двенадцати метрам 180. Но еще больше, чем размер или древний возраст, восхищает запах липы, ее музыкальность жужжание пчел и изобилие даров, которые можно от нее получить. Об этом средневековые, равно как и античные авторы говорят не умолкая 18 1Прежде всего, липа звезда фармакопеи используется ее сок, кора, листья и главным образом липовый цвет, чьи успокоительные и даже наркотические свойства были известны с Античности. С XIII века липу начинают сажать возле лепрозориев и больниц эта практика была широко распространена даже в Новое время Из липового цвета, любимого пчелами, получается мед, которому приписываются разнообразные лечебные, профилактические и вкусовые свойства. Из сока липы получается нечто вроде сахара. Листья идут на корм скоту. Из лыка, гибкого, прочного и богатого волокнами, получают текстильный материал, луб tilia из которого делают мешки Я горячо призываю к проведению такого анализа, особенно в отношении древесных пород, которые использовались для создания произведений искусства. Только такой анализ позволит по настоящему изучить символические связи между породой дерева и тем, в каком качестве его используют в социальном, художественном, культовом и идеологическом контекстах. 97 РАСТЕНИЕ и колодезные веревки. Это полезное и почитаемое дерево также связано с покровительством и властью сеньора ее сажают перед церквями, под ее кроной вершат правосудие эту роль она делит с вязом и дубом в конце Средневековья ее даже используют как декоративное дерево и высаживают липовые аллеи тем не менее в этом качестве она станет в широких масштабах использоваться по всей Европе только в XVII веке 182. Повлияли ли все заслуги и достоинства липы на то, как использовалась древесина этого дерева Мягкая и легкая, простая в обработке, с плотной и однородной структурой, липа в Средние века была излюбленным материалом скульпторов и бондарей. Являлось ли это следствием ее неоспоримых физических свойств Или же следствием положительных символических качеств Как эти свойства и качества обогащали друг друга Считалось ли, что статуя святого целителя, вырезанная из липы, обладает более сильным лечебным и профилактическим эффектом, чем статуя того же самого святого, вырезанная из другого дерева Если в конце Средних веков из липы часто изготавливали музыкальные инструменты, то значит ли это, что такой выбор мотивировался мягкостью и легкостью ее древесины или же на него повлияло воспоминание о музыке пчел, у которых липа была любимым деревом, как об этом пишет уже Вергилий в четвертой книге Георгик Есть масса вопросов, на которые при нынешнем состоянии наших знаний ответить едва ли представляется возможным, но которые историк не может перед собой не ставить, и касаются эти вопросы не только липы, но и других деревьев. Например, почитаемый германцами ясень, выполняющий роль посредника между небом и землей, который, как считалось, притягивает молнию и грозу, в Средневековье использовался для изготовления большей части метательного оружия копий, дротиков, стрел объяснялось ли это гибкостью и прочностью древесины или же древним мифологическим значением ясеня, который считался деревом небесного огня, орудием воинов на службе у богов 183 А чем объясняется то, что ветви березы, белого дерева, которое светится на зимнем солнце, в Северной Европе повсеместно использовали в качестве розог для бичевания одержимых и преступников, чтобы изгонять из них зло, гибкостью самих ветвей или чистотой ее цвета В английском языке даже одно и то 98 Свойства дерева же слово birсh обозначает одновременно и березу, и розги, и бичевание. И опять таки, что лежит в основе обычая наказывать березовыми прутьями физические свойства дерева или же его символика и мифология Пагубные деревья Те же самые вопросы точно так же возникают в связи с деревьями с дурной репутацией. Но в этом случае они представляются еще более сложными, так как верования, связанные с деревьями, не всегда согласуются с тем, как в действительности используют древесину этих деревьев. Рассмотрим два примера тис и орех. Все средневековые авторы подчеркивают пагубную и опасную природу тиса 184. Мрачный и одинокий тис не только растет там, где обычно не растут другие деревья на песчаных равнинах, торфяниках но он еще и странным образом никогда не меняется, всегда остается зеленым, всегда равным самому себе, как будто, заключив сделку с дьяволом, он приобрел нечто вроде бессмертия. Действительно, в легендах и преданиях он ассоциируется с потусторонним миром и смертью, об этой ассоциации свидетельствуют его названия в немецком Todesbaum и итальянском albero d lia morte Это погребальное дерево, которое встречается на кладбищах и которое связано с трауром и самоубийством в некоторых версиях истории Иуды он кончает жизнь самоубийством не повесившись на смоковнице, а проглотив сильнейший яд, добытый из тиса Тис устрашает, потому что в нем все ядовито листья, плоды, кора, корни и особенно сок, который входит в состав многих ядов, например, яда, от которого в пьесе Шекспира умирает отец Гамлета. Более того, ни одно животное не притрагивается к тису, а его латинское название taxus само по себе напоминает о понятии яда toxiсum тис дерево ядовитое и из него добывают яды пишет Исидор Севильский, а вслед за ним и большинство средневековых энциклопедистов 185. Не по причине ли этих смертоносных качеств из древесины тиса в Средние века чаще всего изготавливали луки и стрелы Не было ли тут расчета сразить врага с помощью яда, содержа Дерево смерти. Прим. перев. 99 РАСТЕНИЕ щегося в соке и волокне тиса Не считалось ли, что древесина этого дерева смерти способна сеять смерть Или же, просто напросто, из тиса делали такого рода оружие, потому что его древесина гибка и прочна почти как дуб Ответить трудно. Однако следует констатировать, что в Англии, Шотландии и Уэльсе средневековые лучники в самом что ни есть массовом масштабе использовали луки и стрелы, изготовленные именно из тиса. Иными словами, в трех странах, наследующих традициям древней кельтской культуры, тис, в большей степени, чем где бы то ни было, предстает как дерево устрашающее и одновременно почитаемое 186. В отношении ореха вопрос о сложных взаимосвязях между дурной репутацией дерева и качествами его древесины стоит еще острее. Все авторы опять таки сходятся во мнении, что орех это дерево пагубное и является одним из деревьев Сатаны 187. Его ядовитые корни не только губят всю растительность вокруг, считается также, что они провоцируют смерть домашних животных, если подбираются слишком близко к стойлам и конюшням. У мужчин и женщин есть все основания опасаться этого зловредного дерева заснуть под орехом значит не только заработать лихорадку и головную боль, но прежде всего подвергнуть себя риску встречи со злыми духами и демонами подобные суеверия были засвидетельствованы в различных областях Европы даже в середине XX века 188 Исидор Севильский, отец средневековой этимологии, устанавливает прямую связь между существительным орех пих и глаголом вредить посеге название ореха происходит от того, что его тень или дождевая вода, стекающая с его листьев, вредит окружающим деревьям 189. Как тис или ольха орех дерево опасное и зловредное. Однако столь дурная репутация, кажется, не нанесла ущерба Ольха, чаще всего встречающаяся во французских широтах, еще одно дерево, которое, наряду с тисом и орехом, получает весьма негативную оценку она странным образом связана с водой и тоже зачастую произрастает там, где не растут другие деревья торфяники, болота она горит почти без дыма и сбрасывает листья зелеными это подозрительное дерево, призрак в тумане вспомним стихотворение Гёте Erlknig В переводе В. А. Жуковского Лесной царь буквально Ольховый царь Прим. перев. вступивший в сговор с дьяволом она даже кровоточат когда ольху рубят, ее желтая древесина краснеет она всем внушает страх. 100 Свойства дерева ни его плодам, ни листьям, ни коре, ни древесине. Орехи, которые средневековое население потребляет в большом количестве, используются в медицине и идут в пищу из них делают масло и всякого рода напитки не вредные и не опасные. Корни и кора ореха применяются при изготовлении красителей, позволяющих окрашивать в коричневый и что в средневековой Европе всегда представляло трудность в черный цвет. А древесина ореха твердая, тяжелая, прочная у краснодеревщиков и скульпторов считается даже одной из самых красивых и ценных. Таким образом, имеется существенный разрыв между символическим и мифологическим дискурсом об орехе, верованиями, которыми он окружен с XV века это ведьминское дерево и теми полезными и важными функциями, которые выполняют в материальной культуре получаемые от него продукты, особенно плоды и древесина. В конце Средневековья в одной и той же деревне крестьяне не позволяют детям и скоту находиться вблизи ореха, но вместе с тем сундучники с большой охотой и пользой работают с его древесиной. Как воспринимать такое противоречие Что оно означает Что, мертвый орех утрачивает свою вредоносность Но кто же отважится его срубить Или, возможно, это значит, что область ремесел, техники и экономики постепенно обособляется и даже порывает с миром знаков и грез, с которым она некогда составляла единое целое Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Свойства дерева (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |