| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья (2012) › [Символическая история европейского Средневековья:] Коронование льва | ||||||
Пастуро М.
[Символическая история европейского Средневековья:] Коронование льва// Символическая история европейского Средневековья (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012. С. 48-65 Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 74243 знаков (с пробелами)
КОРОНОВАНИЕ ЛЬВА Как в средневековом бестиарии появился царь зверей Откуда на средневековом Западе столько львов Ответить на этот вопрос не так то просто. Для этого нам придется вторгнуться на территорию самых разнообразных источников и дисциплин, начиная с зооархеологии и истории зверинцев и заканчивая изобразительными свидетельствами и литературными текстами, не забыв при этом лексикологию, зоологию, социальные коды, геральдику, антропонимику и фразеологию. Зато гораздо проще констатировать тот факт, что львы встречаются повсюду, в любых местах, в любых контекстах иногда львы самые настоящие из плоти и шерсти, но чаще всего львы рисованные, скульптурные, лепные, вышитые, вытканные, представляющие собой предмет повествования или описания, львы выдуманные, воображаемые. Лев вездесущий Дикие львы исчезли из Западной Европы уже очень давно вероятно, за несколько тысячелетий до нашей эры. Римляне регулярно привозили их в большом количестве для цирковых забав из Северной Африки или Малой Азии, а иногда и из более отдаленных земель. К эпохе Средневековья лев уже давно не являлся представителем местной фауны. Однако мужчины и женщины феодальной эпохи могли видеть львов вживую конечно, не каждый день, но, возможно, не так уж и редко, как могло бы показаться на первый взгляд. На самом деле существовало множество передвижных зверинцев, которые кочевали с ярмарки на ярмарку, с рынка на рынок. Среди довольно разнообразной 48 Коронование льва фауны там можно было увидеть медведей, которые плясали и проделывали акробатические трюки, а время от времени и льва, а то и нескольких. Последние, разумеется, были настоящими звездами и люди иногда проделывали долгий путь, чтобы на них посмотреть. Помимо этих скромных бродячих зверинцев существовали и более крупные зверинцы, иногда стационарные, порой передвижные, и львы в них по праву занимали первое место это зверинцы княжеские и королевские66. В средневековой Европе эти зверинцы всегда являлись знаком власти. Так было уже в Античности и так будет в Новое время. Поначалу такими зверинцами владели только короли, крупные сеньоры и иногда аббатства. С XIII века им стали подражать некоторые города, капитулы и отдельные состоятельные прелаты. Назначение их состояло вовсе не в том, чтобы удовлетворить любопытство публики, жаждущей поглазеть на хищных или необычных зверей, а в том, чтобы явить миру живые эмблемы и символы власти, покупать, содержать, дарить или обменивать которые могли только самые могущественные люди. В этом смысле всякий зверинец являлся сокровищем 67. К сожалению, источников, рассказывающих о зверинцах, не так много и обычно в них содержатся весьма скудные сведения. В частности, мы не располагаем описями или перечнями, которые дали бы нам представление о составе конкретного зверинца того или иного князя, в тот или иной момент времени, в том или ином месте Хоте В данном исследовании я везде употребляю слово m nagerie зверинец Прим. перев. в его современном значении, каковое оно приобрело в XVII в. В старо и среднефранцузском языке это слово обозначает не место, где содержат и показывают диких или диковинных зверей, а управление хозяйством или домом. Совет духовных лиц при епископе. Прим. ред. Создать типологию зверинцев непросто, так как обозначающие их термины неустойчивы и двусмысленны. Чаще всего встречаются слова bestiarium, vivarium и сlaustrum но они обозначают как рвы и клетки, так и парки с заповедниками. Кроме того, они многозначны словом vivarium, к примеру, называют одновременно зверинец с хищными зверями, олений парк, кроличий садок, живорыбный садок и даже фруктовый сад. Такие термины, как pardarium, leopardarium или ferarium используются реже, но имеют более конкретное значение речь идет о рве, в котором находятся львы, леопарды и пантеры. Птичьи вольеры, в отличие от вивариев, также имеют вполне прозрачные названия aviarium, сolumbarium. 49 ЖИВОТНОЕ лось бы побольше узнать и о соотношении местных и экзотических зверей, диких и домашних, опасных и безобидных, крупных и мелких, о том, какие животные были представлены в единственном экземпляре, а какие в некотором количестве. Внимательное изучение состава зверинцев было бы полезным во многих отношениях. В зверинцах раннего Средневековья преобладают медведи, кабаны и львы. В феодальную эпоху кабаны и вовсе из них исчезают, медведей становится меньше, а вот львов, а также леопардов и пантер наоборот, больше. В конце Средних веков растет популярность экзотических животных, как северных моржи, северные олени, лоси так и азиатских пантеры, верблюды и африканских слоны, дромадеры, обезьяны, антилопы, дикие ослы Но, как и прежде, главной звездой зверинца остается лев непременный атрибут любого носителя власти Таким образом, увидеть живого льва в средневековой Европе можно было не так уж и редко, даже в сельской местности. Но львы нарисованные, скульптурные, вышитые или лепные, конечно, попадались на глаза куда чаще. Точнее говоря, практически ежедневно настолько часто встречаются изображения львов в церквях, на светских зданиях и надгробиях, на объектах искусства и предметах материальной культуры. В церкви, как романской, так и готической, львов можно увидеть повсюду снаружи и внутри, в нефе и на хорах, на полу, на стенах, на потолке, на дверях и на окнах целых львов и львов гибридных, изображенных отдельно или в составе сцены. В изобильном де В ту же эпоху возрастает число оленьих парков олень имеет христо логическое значение, и охота на него отныне считается более благородной, чем охота на кабана. Состав зверинцев и круг живых животных, которыми владели князья, следует сопоставить с чучелами животных bou s en huile прокипяченными в масле по среднефранцузски, а также с отдельными частями животных кожа, мех, шерсть, волосы, кости, зубы, когти и т. д. которые хранились в светских или церковных сокровищницах. Здесь самыми популярными вплоть до Нового времени были крокодилы, змеи и драконы. Со зверинцами также тесно связаны зрелища и бои с участием животных если le gieu des ours et des lions, то есть битва медведя со львом излюбленный мотив песен о деяниях в конце Средних веков уже отошла в прошлое, то бои львов с быками отнюдь не редкость, особенно в Испании и Италии. В целом, во второй половине XV в. повышается интерес к быкам и к бою быков. Но эти зрелища, несмотря на то, что о них иногда пишут, по всей видимости, не являлись продолжением античных ритуалов, в которых участвовали быки. 50 Коронование льва коре церквей, где бестиарию отводится существенное место, скульптурные львы встречаются сегодня чаще, чем львы нарисованные. Впрочем, значительная часть последних исчезла как и большинство настенных изображений, и к тому же мы не можем быть уверены в том, что все скульптурные звери, которых мы принимаем за львов, как таковые задумывались и таковыми воспринимались. Иногда это просто некие хищники семейства кошачьих, или даже просто четвероногие, которых нельзя отнести к какому то определенному виду. Иногда мы также склонны путать льва с медведем в Библии, в сочинениях Отцов церкви и в иконографии, которая их иллюстрирует, два этих зверя составляют пару. Только хвост и грива позволяют с определенностью отличить одного от другого. Еще чаще мы пытаемся назначить львом любого хищника или чудовище с разинутой пастью, которое будто бы глотает или изрыгает человека. Во многих случаях такое отождествление не обосновано, так как является чрезмерно конкретизирующим. И тем не менее львы встречаются в избытке, особенно в скульптурном декоре романской эпохи. Но это касается не только скульптуры. Например, в иллюстрированных рукописях львов ничуть не меньше льва здесь изображают чаще всего. В некоторых книгах лев присутствует на каждом развороте и в основной миниатюре, и в буквицах, и в декоре полей. Вне зависимости от того, на какой поверхности или в какой технике выполнено изображение, лев в любом случае является звездой средневекового бестиария, весьма и весьма превосходящей по популярности остальных животных. Редко где и редко когда взгляд не натыкается на льва или сразу на нескольких. Лев, в полной мере являясь частью повседневности, заставляет историка поразмыслить над обоснованностью противопоставления в средневековой культуре местных животных и животных экзотических На современные классификации и представления здесь опять таки следует опираться с большой осторожностью. Геральдическая фауна Господствующее положение льва в изобразительном бестиарии обнаруживается и в сфере эмблем и социальных кодов. Например, на льва прозрачно или отдаленно намекают многие собственные 5 1 ЖИВОТНОЕ имена крестильные имена, образованные от корня leo Leo, Leonardus, Leonellus, Leopoldus фамильные имена, содержащие слово лев Lionnard, L wenstein, Leonelli а также имена или прозвища выдающихся личностей Генрих Лев, Ричард Львиное Сердце или литературных персонажей Роберт Лев, Лион Бурж ский, Лионель кузен Ланселота Однако начиная с XII века особенно богатым материалом в этой области нас снабжает не антропонимика, а геральдика. Лев действительно, самая часто встречающаяся фигура в средневековой геральдике илл. 12 Он присутствует более чем на 15 гербов. И это весьма значительный процент, так как вторая по частотности фигура, пояс геометрическая фигура в виде горизонтальной полосы встречается менее чем в 6 случаев, а орел, единственный соперник льва в геральдическом бестиарии, не более чем в 3 Лев первый всегда и везде как в XII, так и в XV веке, как в Северной Европе, так и в Южной, на гербах знати и на гербах людей незнатных, на гербах юридических лиц и на гербах лиц физических, в реальной геральдике и в геральдике литературной или воображаемой68. Известная поговорка у кого нет герба, тот носит льва появилась в XIII веке в рыцарских романах и все еще вполне обоснованно цитировалась в учебниках по геральдике XVII столетия. Можно заметить, что, за исключением императора и короля Франции, все наследные правители нехристианском Западе в тот или иной момент своей истории помещали на свои гербы льва или леопарда каковой в геральдике является особой разновидностью льва Эту общую картину следует, однако, дополнить некоторыми географическими и хронологическими нюансами. Наиболее многочисленны львы во Фландрии и в Нидерландах в альпийских областях и, как правило, в горных районах вообще они встречаются реже всего. С другой стороны, с XIII по XVI век индекс средней частотности льва везде ощутимо падает. Однако причина этого кроется в возрастающем разнообразии репертуара гербовых фигур, а отнюдь не в снижении количества самих львов. Лев повсеместно держит первое место. Первый по статистике, он также оказывается первым стараниями герольдов и авторов геральдических трактатов, составляемых с середины XIV века. Все они единодушно делают льва царем зверей и признают его гербовой фигурой par exсellenсe. Так же как авторы бестиариев 52 Коронование льва и энциклопедий, они наделяют его всеми качествами предводителя и воина силой, смелостью, гордостью, щедростью, справедливостью к которым иногда добавляются христологические черты милосердие, жертвенность, сострадание Огромная популярность льва в средневековой геральдике часто констатируется, но остается практически необъясненной. Конечно, львы в большом количестве обнаруживаются на многих эмблемах и знаках отличия уже в Античности и раннем Средневековье. Но в большинстве регионов Европы орел, кабан, медведь и ворон встречаются на них, по крайней мере, не реже. Более того с VI по XI век лев, если сравнивать с тем положением, которое он занимал в греко римском мире, определенно теряет позиции в политической символике и воинской эмблематике, причем процесс этот затрагивает весь западный мир69. Но вот внезапно, начиная со второй половины XI века и на протяжении всего XII столетия, происходит массовое нашествие львов и рыцарей со львом рыцарей с щитом или знаменем, на которых помещен лев сначала в качестве изобразительных элементов живописного и скульптурного декора, затем в качестве литературных мотивов. Откуда взялись все эти пред и протогеральдические львы Я думаю, что определяющую роль здесь сыграло не влияние крестовых походов и заимствование франками византийских и мусульманских знаков отличия и эмблематических практик, а скорее регулярный ввоз с Ближнего и Среднего Востока тканей и предметов искусства, на которых часто изображались львы, и иногда почти в геральдических позах. Именно отсюда скульптура, живопись, литература и зарождающаяся геральдика позаимствовали фигуру, поддающуюся любым изобразительным и символическим преобразованиям. Но это объясняет далеко не все. Геральдика появляется как раз в тот момент, когда лев стремительно завоевывает иконографию и область воображаемого. Во второй половине XII века щит со львом становится стереотипным щитом христианского рыцаря во всех произведениях латинской, французской и англо нормандской литературы. Он противопоставлен щиту с драконом, характерному для языческого воина70. Только германские области еще в течение нескольких десятилетий продолжают сопротивляться распространению львов в начале XIII века кабан по прежнему остается здесь условным атрибутом литературного героя. Но это продлится недолго. Так, 53 ЖИВОТНОЕ например, с 1230 х годов в Германии и Скандинавии такой почитаемый герой, как Тристан, меняет свой традиционный щит с кабаном на щит со львом то же самое произошло на два три поколения раньше во Франции и в Англии, а чуть позже произойдет также в Австрии и северной Италии7 1В конце XIII века во всех уголках Западной Европы лев в качестве гербовой фигуры становится обязательным атрибутом всякого литературного героя. Тройное наследство Прежде чем ставить вопрос о символике льва в собственно средневековой христианской традиции и пытаться выяснить, каким образом она объясняет или не объясняет обилие львов на изображениях и гербах, следует напомнить о месте этого животного в контексте трех культурных традиций, которые достались христианскому Средневековью по наследству библейской, греко римской и варварской германской и кельтской В библейские времена дикие львы все еще водились в Палестине и на всем Ближнем Востоке. По сравнению с африканскими, здешние львы leo persiсus были меньше по размеру и нападали главным образом на скот, реже на людей. Многочисленная популяция львов, обитавшая в этих областях в течение нескольких тысячелетий, к периоду римского завоевания сократилась, а к эпохе крестовых походов почти совсем исчезла. В Библии лев упоминается довольно часто, при этом особо подчеркивается его сила побороть льва это подвиг, все цари и герои, отличающиеся незаурядной силой, сравниваются со львами. Тем не менее с символической точки зрения мы имеем дело с неоднозначным животным бывает хороший лев, а бывает плохой. Последний встречается чаще. Опасный, жестокий, свирепый, хитрый, нечестивый, он олицетворяет силы зла, врагов народа израильского, тиранов и дурных царей, людей, живущих в пороке. Важное место ему отводится в Псалмах и в книгах Пророков, где он представлен страшным зверем, от которого нужно бежать не раздумывая, моля Бога о защите спаси меня от пасти льва взывает псалмист72 его молитву будут повторять на протяжении всего Средневековья. Новый Завет заходит еще даль 54 Коронование льва ше и воплощает в нем образ Дьявола Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердою верою 73. Но есть и хороший лев, который служит силой своей общему благу, и рычание его являет слово Божие. Он самый отважный из всех животных и является эмблемой колена Иудина, самого могучего колена израильского74. На этом основании он ассоциируется с Давидом, его потомками и даже с Христом не плачь вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее 75. Греческие и латинские авторы, как и Библия, тоже часто вспоминают о льве. Им он хорошо известен хотя бы по цирковым зрелищам, для которых требовалось огромное количество львов многие приписывают ему нечто вроде верховенства над всеми остальными животными. Однако никто, даже сам Аристотель, прямо не провозглашает его царем зверей А Плиний, кажется, даже предпочитает видеть в этой роли слона, с рассказа о котором начинается восьмая книга его Естественной истории посвященная четвероногим животным. Шесть веков спустя Исидор Севильский, напротив, начинает свои рассуждения о диких зверях de bes s именно со льва и называет его гех, ео quod prinсeps sit omnium bestiarum76 Он царь, не потому, что является царем всех животных гех animalium a потому, что он первый среди диких зверей rex bestiarum В данном случае мы имеем дело с восточной традицией скорее иранской, чем индийской которая практически неизвестна греческим и римским авторам классической Античности, занимает скромное место в библейских текстах и медленно проникает на Запад в эпоху эллинизма. У кельтов, чья мифология долгое время оставалась непроницаемой для средиземноморских и восточных традиций, ничего подобного мы не находим. До христианизации лев кельтам неизвестен и никак не представлен в эмблематической и символической фауне. Трон царя зверей занимает медведь сам король Артур носит имя, происходящее от слова медведь однако ряд животных кабан, олень, ворон, лосось составляют ему в Царь, сиречь глава всех диких зверей лат Прим. перев. 55 ЖИВОТНОЕ рамках мифологического бестиария сильную конкуренцию. Германские традиции более сложны и разнообразны. В самых древних пластах германо скандинавской мифологии нет, конечно, даже намека на львов. Однако с давних пор, задолго до христианизации, варяги, поддерживающие в районе Черного моря торговые и культурные контакты с обществами Центральной Азии и Среднего Востока, начинают привозить на Запад отчеканенные на металле, вырезанные из слоновой кости, вышитые на тканях изображения львов и грифонов. Эти изображения быстро приобретают совместимый с германскими традициями символический смысл. Грива, в частности, особенно возвышает льва в глазах германцев, поскольку длинная и пышная шевелюра всегда являлась у них знаком силы и власти. Когда в германские земли проникают первые миссионеры, привозя с собою Библию со всеми ее львами, этот хищник уже прекрасно знаком местным язычникам и даже занимает некоторое место в зооморфной символике и мифологии. Рождение леопарда Противоречивый символизм библейского льва проявляется в христианской символике раннего Средневековья. Вслед за Августином, заклятым врагом льва и всех хищных зверей, большинство Отцов Церкви видят в нем дьявольского зверя он необуздан, жесток, тираничен силу свою он использует не во благо, его пасть напоминает бездну адову борьба со львом это борьба с Сатаной победить льва, как это сделали Давид и Самсон, значит совершить ритуал перехода, который увековечивает славу героев и святых. Однако некоторые Отцы и еще ряд авторов Амвросий, Ориген, Рабан Мавр77 придерживаются иной точки зрения опираясь главным образом на Новый Завет, они считают льва владыкой зверей и, следовательно, видят в нем образ Христа. Тем самым они готовят почву для будущего возвышения льва в контексте христианской традиции оно прослеживается в текстах и изображениях с конца каролингской эпохи и особенно начиная с XI века. Это возвышение происходит под влиянием латинских бестиа риев, берущих начало от греческого Физиолога составленного в Александрии во II веке78. В согласии с восточными традициями, 56 Коронование льва в частности с басенной, лев в бестиариях почти всегда предстает как гех omnium bestiarum, царь всех диких зверей а не как гех animalium, царь животных 79. Царем всех зверей вообще он станет позже, в XIII веке, когда появятся большие энциклопедии, составленные Фомой из Кантемпре, Варфоломеем Английским и Винсентом из Бове80. Все трое называют льва гех animalium и посвящают ему длинные пассажи, уделяя куда больше внимания, чем всем прочим животным. Они подчеркивают его силу, смелость, щедрость и великодушие все те качества, которые свойственны королям и которыми уже в самых древних ветвях Романа о Лисе ок. 70 75 был щедро наделен король Нобль. Лев окончательно был превращен в царя зверей. Между тем, опять таки под влиянием латинских бестиариев, лев приобретает важное христологическое значение. Все его свойства и чудесные качества восходящие к восточным традициям, связываются с Христом. Лев, заметающий хвостом следы, чтобы сбить с толку охотников, это Христос, который скрывает свою божественность, облекаясь плотью во чреве Марии он тайно перевоплощается в человека, чтобы тем самым ввести в заблуждение Дьявола. Лев, который щадит поверженного противника, это Господь, который в милосердии своем щадит раскаявшегося грешника. Лев, спящий с открытыми глазами, это Христос в склепе человеческая его оболочка покоится, но божественная природа бодрствует. Лев, который на третий день оживляет дыханием своих мертворожденных детенышей, олицетворяет Воскрешение8 1 С того момента, как лев приобретает выраженное христологическое значение и улучшает свои позиции во многих сферах, перед писателями и художниками встает щекотливый вопрос а как же быть с негативными характеристиками льва Что делать с плохим львом, о котором твердят Книга Псалмов, святой Августин, Отцы Церкви, а вслед за ними и значительная часть представителей церковной культуры раннего Средневековья Какое то время бестиарии, изображения, эмблемы пребывали в подвешенном состоянии. Затем на рубеже XI XII веков было найдено решение сделать из плохого льва отдельное животное, со своим собственным именем, так, чтобы не путать его со львом христо логическим, который уже практически занял трон царя зверей. Таким запасным животным становится леопард. Не настоящий 57 ЖИВОТНОЕ леопард, а леопард воображаемый, который обладает многими качествами и внешними формальными признаками льва однако не имеет гривы но отличается дурной натурой. С XII века он часто встречается в литературных текстах и недавно возникшей геральдике, где предстает в качестве свергнутого льва, полульва и даже противника льва. В последней роли леопард предстает животным, родственным дракону, или союзником оного. Рассмотрим на примере гербов роль и значение этого нового, странного зверя. Формально геральдический леопард это всего навсего лев, изображенный в определенной позе голова всегда анфас, тело в профиль, чаще всего в горизонтальном расположении в то время как у льва, напротив, голова и тело всегда изображены в профиль82. Вся разница и весь смысл заключены именно в анфасной постановке головы в средневековой зооморфной иконографии изображение животного анфас почти всегда имеет уничижительное значение. У леопарда голова анфас, а у льва в профиль, значит, леопард это плохой лев. Можно поразмыслить не являются ли все эти бесчисленные хищники, изображаемые в романской скульптуре с головой, развернутой анфас, и с широко раскрытой пастью, именно леопардами Собственно геральдическое происхождение леопарда связано с эволюцией герба Плантагенетов во второй половине XII века. Останавливаться на этом подробно не позволяют рамки данной главы83, упомянем только, что именно Ричард Львиное Сердце первым начал с 94 95 годов использовать герб с тремя леопардами, который затем будут воспроизводить все его преемники его отец Генрих II уже, возможно, использовал щит с двумя леопардами До середины XIV века во всех гербовниках животные с телом, изображенным в профиль, а головой анфас, продолжают называться леопардами, несмотря на все негативные коннотации. Но с этого момента герольды английских королей начинают избегать этого слова, предпочитая ему выражение львы шагающие стерегущие горизонтально расположенные львы с головой анфас которое окончательно закрепляется в конце XIV века, в эпоху Ричарда II84. Эта странная терминологическая замена имеет под собой одновременно политические и культурные основания. В разгар Столетней войны французские герольды не перестают подвергать английского леопарда пло 58 Коронование льва хого льва, зверя бастарда, плод совокупления львицы с самцом пантеры, пардуса латинских бестиариев насмешкам и нападкам. Вся зоологическая литература, начиная с XII века, действительно представляет леопарда в весьма неблагоприятном свете85. В гербах литературных или воображаемых персонажей мифологических существ, персонифицированных пороков а также в гербах персонажей, живших до возникновения геральдики библейских фигур, античных героев леопард становится уничижительной фигурой par exсellenсe. В артуровских романах противопоставление щита со львом и щита с леопардом часто маркирует противостояние хорошего и плохого рыцарей точно так же в эпических песнях щит со львом противопоставлялся щиту с драконом 86. Таким образом, английские короли сочли невозможным по прежнему сохранять в качестве геральдической эмблемы животное со столь дурной репутацией. Не меняя своего облика, путем простой терминологической замены их леопард в 1350 1380 годах окончательно превращается в льва. Каковые и по сей день красуются на гербе королевы Елизаветы И. Ноев ковчег До XIII века лев предстает главой зверей не только в бестиа риях и энциклопедиях, но также в многочисленных изобразительных источниках иконография отводит ему особое место, как с количественной, так и с качественной точек зрения. Рассмотрим для примера сюжет, который часто становится предметом изображения с раннехристианской и вплоть до феодальной эпохи и демонстрирует нам весьма примечательную вереницу животных, Ноев ковчег. На первый взгляд кажется, что изображения ковчега не могут дать историку какую то существенную информацию. Но только на первый. Ведь эти изображения на самых разнообразных поверхностях демонстрируют тщательно составленный бестиарий, и уже сам выбор животных является красноречивым историческим свидетельством. На самом деле в книге Бытия, когда говорится о животных ковчега, не упоминается ни одного конкретного вида. В ней говорится только о том, что Бог повелел исполнить Ною Введи также в ковчег из всех животных, и от 59 ЖИВОТНОЕ всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых 87. Так что художники и иллюстраторы относительно свободны в выборе животных для ковчега, и этот выбор очевидным образом отражает те системы ценностей, те способы мышления и восприятия, те знания и зоологические классификации, которые актуальны для определенной эпохи, а также определенной страны или общества. Пространство, которым располагают художники для изображения ковчега и его обитателей, способно вместить лишь ограниченное число животных, однако библейский текст оставляет большую свободу выбора. Несколько лет назад я занялся изучением бестиария ковчега по средневековым изображениям. В результате этих изысканий, отчасти эмпирических в плане поиска источников, я на сегодняшний день собрал около 300 миниатюр из рукописных книг библий, псалтырей, молитвенников, требников, всемирных хроник и исторических компиляций которые переписывались и иллюстрировались на Западе с конца VII по начало XIV века. К этому корпусу источников следовало бы также привлечь изображения, выполненные на других носителях, с тем чтобы равномернее охватить материал во времени и пространстве и всерьез применить к нему количественные методы88. Но даже и без того имеющийся на сегодня корпус изображений дает нам много полезной информации. В частности, становится понятно, что бес тиарий ковчега каролингской эпохи отличается от бестиария XIII века и тем более от бестиария конца Средневековья и что единственное животное, которое присутствует в ковчеге всегда, во все времена и на всех изображениях, это лев. Не во всех изображениях ковчега, плывущего по водам потопа, фигурируют животные. Но когда они присутствуют то есть в четырех случаях из пяти, среди них всегда есть лев. С ним соседствуют другие крупные четвероногие если воспользоваться средневековым понятием в различном составе. Чаще всего это медведь, кабан и олень. Следовательно, животное это прежде всего существо четвероногое, причем дикие четвероногие будто бы животнее других животных. Затем следуют домашние животные, которых иногда трудно идентифициро 60 Коронование льва вать с должной точностью Птицы появляются еще реже всего на трети изображений за исключением ворона и голубя, важнейших участников истории о потопе. Еще реже встречаются грызуны и змеи никогда не изображаются насекомые в современном смысле этого слова и рыбы место последних под ковчегом, в воде. Примерно в одном случае из трех фигурирует не пара животных одного вида, а единственный представитель, чья половая принадлежность не обозначается. Даже на изображениях большого размера в ковчеге редко когда находится больше десяти различных видов часто их число ограничивается четырьмя или пятью, иногда их еще меньше. Зато на изображениях, где животные заходят в ковчег или выходят из него представлен более богатый и разнообразный бестиарий. По таким изображениям можно также изучать иерархию видов в животном мире во главе идет лев или медведь, за ним крупная дичь олень, кабан затем домашние животные замыкают шествие мелкие животные, за которыми иногда следуют крысы и змеи Эта иерархия показательна по ряду параметров. Особенно если учесть, что с течением времени она видоизменялась. В иконографии раннего Средневековья у животных было, по всей видимости, двое предводителей медведь и лев, так же как и в древних традициях медведь был главой животных в германской и кельтской традициях, лев в библейской и греко римской. В феодальную эпоху медведь окончательно отдает первенство льву и занимает место на ступень и даже не на одну ниже в звериной иерархии. В XIII веке на изображениях ковчега появляются новые виды животных, либо те, что уже присутствуют, начинают фигурировать чаще это слон, верблюд, крокодил, единорог, дракон. Хотя бестиарий становится экзотичнее, граница между реально существующими животными и вымышленными остается размытой и будет таковой вплоть до XVII века На В средневековых изображениях часто трудно различить баранов, телят и собак по крайней мере, если они без ошейника Некоторые животные действительно отличаются четко выраженными иконографическими признаками, другие нет. Так, если среди птиц можно легко узнать орла, лебедя, сову или сороку, то другие виды неразличимы и нераспознаваемы. Впрочем, их идентифицируемость не входила в задачи художников. Изучение размещения различных видов внутри ковчега также познавательно. Существуют более и менее почетные места. 6 1 ЖИВОТНОЕ конец, особо примечательно появление лошади, которая долгое время отсутствовала в бестиарии ковчега. В восприятии людей феодальной эпохи лошадь гораздо больше, чем просто животное, это почти человеческое существо. Поэтому писатели и художники не торопились включать ее в бестиарии ее место не среди животных, а рядом с человеком. Начиная с XIII века лошадь постепенно утрачивает свое привилегированное положение она снова становится обычным животным, как и все остальные, и занимает место в ковчеге, рядом со львом, оленем и кабаном. Раз и навсегда. Свержение медведя Вернемся к нашему льву и попробуем ответить на вопрос, когда он окончательно становится царем зверей в западных традициях. Несмотря на все, что было изложено выше, ответить на этот на вопрос труднее, чем кажется. Здесь нужно учитывать сложные культурные обстоятельства, как пространственного, так и временного характера. В масштабах всего Запада особое значение имеет ярко выраженное различие между Европой германской и кельтской, где главой животных является или же являлся медведь, и Европой латинской, где эту роль играет лев. Только после 1000 года лев почти повсюду начинает брать верх над медведем. Решительную победу он одерживает в XII веке, причем в основном благодаря позиции Церкви. С эпохи палеолита культ медведя был одним из самых распространенных зооморфных культов в Северном полушарии. Связанная с ним необычайно богатая мифологическая традиция продолжала существовать в бесчисленных сказках и легендах даже в XX столетии медведь остался главным образом героем устных преданий89. Именно медведя настойчивее всего наделяют антропоморфными характеристиками. С человеком, особенно с женщиной, он вступает в тесный, иногда насильственный, контакт. Тема сексуальной связи между медведем и женщиной повсеместно засвидетельствована как в литературных, так и в изобразительных источниках. Медведь это волосатый зверь, masle beste, а в широком смысле дикий человек90. Но в первую очередь медведь это царь леса и животных, которые в нем обитают. В кельтских, скандинавских и славянских традициях 62 Коронование льва царская функция медведя которая в других культурах, видимо, исчезла довольно рано достаточно широко представлена и в эпоху Средневековья. Эти два аспекта зоофилия и царская власть могут к тому же совмещаться фигурирующие в некоторых повествованиях короли или предводители являются медвежьими сынами то есть сыновьями женщин, которых похитил и изнасиловал медведь9 1 Подобный зверь мог внушать раннесредневековой Церкви только ужас. Медведь не только обладает необычайной силой, он еще похотлив и жесток. Кроме того, внешним видом, способностью ходить на задних ногах и своим сексуальным поведением он напоминает человека. Ведь начиная с Плиния, который неверно интерпретировал пассаж Аристотеля, все бестиарии и энциклопедии утверждают, что медведи совокупляются more hominum, а не так, как это делают другие четвероногие Стало быть, медведь сородич человека, с которым опасно иметь дело. Наконец, в отличие от льва, медведь исконно обитает во всех уголках Западной Европы люди часто видят его, восхищаются им, боятся его и почитают. Фактически, в каролингскую эпоху в значительной части германо скандинавских областей Европы он по прежнему остается объектом языческих культов, связанных с календарными праздниками, и по прежнему считается царем диких зверей в Южной Европе, как мы видели, эту роль уже играет лев. С этого времени Церковь начинает вести против медведя войну, стремясь низвергнуть его с трона. С VIII по XII век она всячески содействует возвышению льва, животного экзотического, а не местного, выходца из письменной культуры, а не из устных традиций, и уже поэтому укротимого и предсказуемого, в отличие от медведя. Церковь повсюду ходит львом против медведя. И повсюду ожесточенно на него нападает92. Действует она тремя методами сначала демонизирует медведя, затем укрощает и, наконец, высмеивает его. Опираясь на Библию, где медведь всегда показан с дурной стороны93, и подхватывая фразу святого Августина ursus est diabolus 94, медведь есть дьявол Отцы Церкви и христианские авторы каролингской Они совокупляются в начале зимы, не тем способом, которым обычно это делают четвероногие, а обняв друг друга, лицом к лицу Pline. Histoire naturelle. Livre VIII, сhap. LIV, d. A. Ernout, Paris, 1952, p. 67 63 ЖИВОТНОЕ эпохи отводят ему место в бестиарии Сатаны кроме того, если верить им на слово, Дьявол часто принимает облик медведя, в котором приходит пугать и мучить грешников. Большинство авторов замалчивают легенду, согласно которой медведица, облизывая своих мертворожденных детенышей, оживляет их, легенду двусмысленную, унаследованную от Плиния которую можно было бы толковать как символ воскрешения, и постоянно подчеркивают пороки медведя жестокость, злобность, похотливость, нечистоту, обжорство, лень, гневливость Затем медведя превращают в ручное, а вернее, прирученное domestiсus животное. Теперь с медведем расправляется агиография. В житиях святых часто рассказывается о том, как божий человек своим примером, своими добродетелями или своей силой победил и подчинил себе страшного дикого медведя. Так, святой Аманд понуждает медведя, который растерзал его мула, нести поклажу. Точно так же поступает святой Корбиниан по дороге в Рим, а святой Ведает заставляет медведя, сожравшего быка, тянуть вместо него плуг. Святой Рустик в Лимузене сходным образом поступает с медведем, который убил и уволок быков, впряженных в погребальную колесницу с телом его ученика, святого Вьянса Святой Колумбан заставляет медведя освободить ему место в пещере, чтобы укрыться от холода. А святой Галл, взяв себе в помощники медведя, сооружает вместе с ним скит, Плоть их белая и бесформенная, размером они чуть больше мыши, без глаз, без шерсти, только когти выпущены. Облизывая детенышей их мать постепенно преображает их Ibid. Отметим, что в позднесредневековой традиции считалось, что медведица сильнее самца и является примерной матерью. С этой точки зрения значим тот факт, что в текстах зоологического характера два единственных зверя, самки которых считаются сильнее самцов, являются в то же время соперниками льва это медведь и леопард. Самки медведей сильнее и смелее самцов, точно так же, как самки леопардов пишет, к примеру, Фома из Кантемпре ок. 1240 г. в своей энциклопедии Liber de natura rerum. Кн. IV, гл. сV H. Boese Hg. Berlin, 1970, p. 168 С XIII в. медведь даже становится видной фигурой в бестиарии семи смертных грехов, ведь с ним ассоциируются по крайней мере четыре из них гнев ira похоть luxuria праздность aсedia и чревоугодие gula См. Kirsсhbaum Hg. Lexikon der сhris сhen Ikonographie, Freiburg im Breisgau. 1990, Sp. 242 244 новое издание Французская народная форма имени святого Викентия Винцен тия Прим. перев. 64 Коронование льва который впоследствии станет влиятельным монастырем Святого Галла. Этот знаменитый эпизод широко распространен в иконографии, особенно в прирейнских областях Швейцарии95. Наконец, демонизированного и укрощенного медведя начинают высмеивать. В основном это происходит после 1000 года. Церковь, хотя и настроенная враждебно по отношению к любым зрелищам, связанным с животными, более не возражает против показа медведей. В наморднике и на цепи, медведь бродит вместе с жонглерами и фиглярами от замка к замку, с ярмарки на ярмарку, с рынка на рынок. Некогда царственный зверь, приводивший в восхищение и наводивший ужас, становится цирковой скотинкой, которая пляшет, проделывает трюки и забавляет публику. С XIII века медведь уже не королевский подарок, каковым он считался еще в каролингскую эпоху теперь его не встретишь даже в княжеских зверинцах там ему больше не место. Только белые медведи, которых преподносили в подарок короли Дании и Норвегии, до начала Нового времени все еще сохраняли некоторую престижность, ибо они являлись сuriosa. Вот так на рубеже XII XIII веков все и решилось лев, вытеснив медведя, становится царем зверей не только в восточной и южной традициях, но и в северо западной. Отныне в Европе есть только один царь зверей, и об этом в полной мере свидетельствуют различные ветви Романа о Лисе составленные в последние десятилетия XII века и в первые десятилетия века ХШ го у льва Нобля нет соперников его королевскую власть никто не оспаривает кроме Ренара, но причины здесь иные медведь Брюн всего лишь один из его баронов неуклюжий тугодум, которого лис то и дело поднимает на смех96. В ту же эпоху, как мы уже знаем, лев, оставив далеко позади всех прочих животных, занимает первое место также и в геральдике, в которой медведю отводится весьма скромная роль Лев царит повсеместно. Медведь редко встречается в средневековых гербах. Индекс его частотности не превышает 5 у льва, повторим, он составляет 15 Медведь главным образом используется как говорящая фигура, обыгрывающая по созвучию имя владельца герба. В этой связи следует подчеркнуть контраст между обилием антропонимов и топонимов, образованных от корня, отсылающего к медведю, и редким присутствием самого медведя на гербах. Тот же контраст наблюдается в отношении лисы и ворона. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Коронование льва (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |