| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья (2012) › [Символическая история европейского Средневековья:] Судебные процессы над животными | ||||||
Пастуро М.
[Символическая история европейского Средневековья:] Судебные процессы над животными// Символическая история европейского Средневековья (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья. [пер. с фр.]. – СПб.: Alexandria, 2012. С. 23-47 Об авторе публикации/статьи: Мишель Пастуро (р. 1947) (Париж) Просмотр публикации в формате PDF: › Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Судебные процессы над животными (2012)
› См. также другие статьи Пастуро М.
в библиотеке найдено еще 19 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 91257 знаков (с пробелами)
ЖИВОШОБ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ НАД ЖИВОТНЫМИ Образцовое правосудие Долгое время историки почти не интересовались животными. Последние были вытеснены в область исторического анекдота куда обычно попадали все сюжеты, которые казались историкам пустыми, развлекательными или маргинальными. Лишь некоторые филологи и археологи обращали внимание на тот или иной специфический материал, так или иначе касавшийся животных. Посвящать же им отдельное исследование или целую книгу было просто немыслимо. За последние двадцать лет ситуация изменилась. Благодаря работам нескольких историков первопроходцев, среди которых в первую очередь следует упомянуть Робера Делора6, а также благодаря все более и более частому сотрудничеству с исследователями из других областей археологами, антропологами, этнологами, лингвистами, зоологами животное стало, наконец, полноправным объектом истории. Отныне его изучение даже переместилось в авангард научных исследований и стало центром пересечения целого ряда дисциплин. И в самом деле, оно не может быть иным, кроме как трансдокументальным и междисциплинарным и пусть сегодня эти два прилагательных и впрямь несколько затерты из за чрезмерного употребления, они все же прекрасно характеризуют то, какого рода исследования должен проводить всякий историк, интересующийся животными. Животное, будучи воспринято в контексте его взаимоотношений с человеком, входит в сферу важнейших интересов социальной, экономической, материальной, культурной, религиозной, юридической и символической истории. 25 ЖИВОТНОЕ В пробуждении такого непривычного интереса к животному миру главную роль сыграли медиевисты. Тому есть несколько причин. Первая, пожалуй, связана с их безграничным любопытством, а также с тем, что им удалось раньше других и весьма успешно сломать барьеры между слишком жестко разделенными сферами исследования. Это позволило сопоставить данные, полученные в результате анализа различных типов документов, обогатить проблематику, а также облегчило налаживание контактов со специалистами из других наук, как общественных, так и естественных Но первопричина также заключается и в самих средневековых документах животные встречаются в них на каждом шагу в контексте отношений с мужчинами, с женщинами, с обществом. Прежде всего это, разумеется, тексты и изображения, но также археологические материалы, социальные ритуалы и коды, геральдика, топонимика и антропонимика, фольклор, пословицы, песни, ругательства за какие бы источники ни взялся историк медиевист он всюду наткнется на животное. Кажется, ни одна другая историческая эпоха в Европе не осмысливала, не описывала, не изображала животное столь же часто и с таким же усердием. Животные проникают даже в церковь, составляя добрую часть ее убранства и фигуративного антуража живописного, скульптурного, лепного, тканого, который каждодневно созерцают клирики и верующие. К великому возмущению некоторых прелатов, которые, как святой Бернард в своей знаменитой обличительной речи, разносят в пух и прах свирепых львов, поганых обезьян и составных чудовищ что наводняют церкви и отвращают монахов от молитвы7. Отношение к животным в христианском Средневековье Однако нужно подчеркнуть, что, несмотря на это видимое неприятие, духовенство и вся средневековая христианская культура в целом относились к животным с заметным интересом, Именно это уже в течение нескольких лет происходит в рамках семинара Франсуа Поплена при Национальном музее естественной истории в Париже. В семинаре, который носит название Естественная и культурная история реальных животных плодотворно сотрудничают зоологи, историки, историки искусства, археологи, этнологи и лингвисты. 26 Судебные процессы над животными и их отношение выразилось в двух очевидно противоположных тенденциях осмысления и восприятия оных. С одной стороны, нужно было как можно резче противопоставить человека, созданного по образу и подобию Божьему, и животное существо подчиненное, несовершенное и даже нечистое. Но, с другой стороны, у некоторых авторов присутствует более или менее выраженное понимание, что между всеми живыми существами есть некая связь и что человек с животным состоят в родстве не только в биологическом, но и в трансцендентном. Первая тенденция доминирует, и это объясняет тот факт, что животное так часто обращает на себя внимание или становится предметом изображения. Систематическое противопоставление человека животному и превращение последнего в низшее существо, в тварь, оттеняющую по контрасту достоинства человека, приводят в итоге к тому, что о животном говорят постоянно, поминают его при всяком удобном случае, делают из него ключевую фигуру всех метафор, всех примеров всех сравнений. Одним словом, животное символически осмысляют если воспользоваться известной формулировкой одного антрополога8. Это также приводит к суровому подавлению всякого поведения, которое содержало бы намек на смешение человека и животного. Отсюда, к примеру, совершенно недейственные и потому беспрестанно повторяемые запреты переодеваться в животное9, подражать поведению животного, чествовать или прославлять животное и, более того, иметь с ним такие отношения, которые считались преступными, начиная от чрезмерной привязанности к отдельным прирученным особям лошадям, собакам, соколам и заканчивая самыми дьявольскими и гнусными злодеяниями, такими как колдовство или скотоложство. Вторая тенденция выражена слабее, но является, пожалуй, более современной. Она восходит одновременно к Аристотелю и апостолу Павлу. От Аристотеля идет идея об общности живых существ, рассеянная по ряду его произведений, в частности, содержащаяся в сочинении О душе которое Средневековье усваивало в несколько этапов, причем последний из них в XIII веке был самым значимым 10. Однако усвоению аристотелевского наследия в данном случае способствовало то, что внутри самой христианской традиции существовало похожее 27 ЖИВОТНОЕ отношение к животному миру хотя и обусловленное иными причинами Это отношение, которое можно проиллюстрировать известнейшим примером Франциска Ассизского, восходит, вероятно, к словам апостола Павла, в частности к одному месту в Послании к римлянам сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих Эта фраза оказала влияние на всех теологов, которые ее комментировали 12. Одни размышляли над смыслом этих слов действительно ли Христос пришел спасти всех живых созданий и действительно ли все животные являются детьми Божьими То, что Иисус появился на свет в хлеву, расценивалось некоторыми авторами как доказательство того, что Спаситель спустился на землю, чтобы спасти также и животных 13. Другие, увлеченные схоластикой, задавались вопросами, которые обсуждались в Сорбонне еще в конце XIII века. Например, по поводу будущей жизни животных воскреснут ли они после смерти Попадут ли на Небеса Или окажутся в специально отведенном для них месте Все или только по одной особи от каждого вида Или по поводу их земной жизни могут ли они работать в воскресенье Следует ли заставлять их поститься И главное можно ли на этом свете рассматривать их как существ, морально ответственных за свои поступки 14 Все эти многочисленные вопросы, тот интерес, с которым средневековый Запад взирал на животных, говорят о том, что христианство стало для последних реальным шансом улучшить свое положение. В библейские времена и в греко римской Античности к животному не проявляли интереса, презирали его или приносили в жертву христианское Средневековье, напротив, выводит его на авансцену, наделяет более или менее разумной душой и размышляет, ответственно ли животное за свои поступки. Перемены просто разительные. Вопрос о моральной ответственности как раз и выводит нас на весьма интересный материал, связанный с судебными процессами над животными, которые имели место начиная с середины XIII века. Хотя процессы эти представляют огромный интерес, они, к сожалению, пока еще не дождались своих исследователей 15. Долгое время их относили к историческим анекдотам иногда они становились предметом сочинений, выставлявших 28 Судебные процессы над животными в смешном виде нравы и верования древних обществ и издававшихся на потребу публике, падкой до всяческих курьезов 16. Подход совершенно анахроничный, свидетельствующий о полнейшем непонимании того, что такое история. Эти процессы, по видимому не имевшие место до середины XIII века 17, встречаются нам на протяжении трех следующих столетий. В то время западное христианство стремится замкнуться на себе, и Церковь превращается в колоссальное судилище создан церковный суд, учреждены инквизиция и процедура дознания Все это, по крайней мере отчасти, объясняет то, каким образом велось следствие по подобным делам. Мне удалось отыскать сведения примерно о шестидесяти таких процессах, проведенных во французском королевстве с 1266 по 1586 год. Некоторые дела основательно подтверждены документами, как, например, дело свиньи детоубийцы из Фалеза 1386 о котором я расскажу подробнее. Другие же, коих большинство, известны только по косвенным упоминаниям, чаще всего по записям в расходных книгах. Но Франция отнюдь не единственное место, где рассматривались подобные дела. Они встречаются по всему Западу, особенно в альпийских областях, где процессы против насекомых и червей как и процессы против ведьм возбуждались, судя по всему, чаще и прекратились позже, чем где бы то ни было 18. Остается пожелать, чтобы будущие исследования ознакомили нас с ними подробнее. Материалы следствия, процессы, документы и затронутые в связи с ними проблемы столь сложны, что их изучение должно, бесспорно, стать предметом коллективной работы. Фалезская свинья В начале 1386 года в Фалезе, в Нормандии, произошло событие по меньшей мере необычайное. Свинью в возрасте примерно трех лет, одетую в человеческую одежду, проволокли, привязав к кобыле, по улицам от замковой площади до предместья Гибре, где на ярмарочной площади был установлен эшафот. Там, в присутствии весьма разношерстной толпы, состоявшей из виконта Фалеза и его свиты, жителей города, крестьян из близлежащей деревни и множества свиней, палач изуродовал ее, порезав 29 ЖИВОТНОЕ ей рыло и срезав мясо с ляжек. Потом, надев на нее нечто вроде маски в виде человеческого лица, ее подвесили за задние ноги к специально для этого установленной Y образной виселице и оставили в таком положении, пока не наступила смерть. А смерть, разумеется, наступила быстро, потому что из ран животного ручьями лилась кровь. Но на этом зрелище не закончилось. Снова привели кобылу, а труп свиньи, после имитации удушения, привязали к решетке и приступили к позорному ритуалу волочения. Наконец, когда кобыла прошла по площади несколько кругов, изуродованные останки несчастного животного были помещены на костер и сожжены. Нам неизвестно, что сделали с прахом, но мы знаем, что некоторое время спустя по приказу виконта Фалеза в церкви Святой Троицы было создано большое настенное панно, дабы увековечить память об этом событии 19. Событие это необычно по нескольким причинам. Переодевание свиньи в человека, телесное изувечение, двойное ритуальное волочение и особенно присутствие на месте казни ее сородичей свиней все это и в самом деле необыкновенно. Зато, вероятно, более привычным делом в конце XIV века была публичная казнь животного, которое, совершив преступление или серьезный проступок, mesfet, представало перед судом светских властей, судивших его, а затем приговаривавших к смерти. Это и произошло со свиньей из Фалеза, виновной в смерти младенца но в отличие от многих других процессов, этот процесс оставил след в архивах20. В большинстве случаев об этих странных церемониях мы узнаем именно из документов судебных архивов. Но еще чаще на след таких процессов историка наводит не рассказ в редчайших случаях о казни и даже не документ, содержащий текст приговора, в котором выносится соответствующее решение, а просто записи в расходных книгах. В ожидании суда животное содержалось в тюрьме стало быть, нужно было его кормить, платить тюремщику, а при необходимости и хозяину помещения. Заключение могло длиться от одной до трех недель. К тому же нужно было заплатить палачу и его помощникам, а также плотникам, каменщикам и различным ремесленным гильдиям, которые устанавливали эшафот или изготавливали орудия наказания. Кроме того, поиск виновного животного, конвоирование его до тюрьмы, сопровождение к месту свершения его неизбежной уча 30 Судебные процессы над животными сти требовали участия судебных приставов и стражников. Наказывать за преступление весьма и весьма дорогостоящее занятие в Средние века Так что все суммы тщательно фиксировались в расходных книгах судебных властей или нотариуса, туда же вносились имена получателей и иногда некоторые уточнения по поводу выполненных работ. По делу о фалезской свинье из расписки от 9 января 1386 года, составленной письмоводителем нотариуса по имени Гийо де Монфор, мы, к примеру, узнаем, что городской палач получил за свою работу десять турских су и десять денье чем остался весьма доволен а затем еще десять су для покупки пары новых рукавиц. Более чем значительная сумма для пары рукавиц, но предыдущие, видимо, были настолько сильно запятнаны как в прямом, так и в символическом смысле, что данное обстоятельство нужно было компенсировать чем то сверх обычного вознаграждения. Об этом деле, одном из наиболее подробно задокументированных среди шести десятков процессов, засвидетельствованных во Франции с XIII по XVI век, нам известен еще целый ряд подробностей. Виконта, то есть королевского бальи так как в этом районе Нормандии судебные округа назывались виконтствами, звали Реньо Риго. Он был виконтом Фалеза с 1380 по 1387 год. Бесспорно, именно он огласил приговор и возглавил церемонию экзекуции. И вероятно, именно ему пришла в голову удивительная мысль собрать на казнь крестьян не просто с семьями, но и со свиньями, дабы это зрелище преподнесло им урок 2 1И, наконец, именно он заказал панно для церкви Троицы, чтобы увековечить память об этом событии. Судьба панно сложилась довольно бурно. Написали его на стене нефа вскоре после казни, но осенью 14 17 года, во время тяжелой осады города королем Англии Генрихом V оно было уничтожено вместе со значительной частью церкви. А затем восстановлено на стене южной части трансепта, когда точно Особенно, если преступник животное и его хозяин считается невиновным в этом случае суд не может рассчитывать на какие бы то ни было денежные компенсации. Чиновник, выполнявший административные и судебные функции. Прим. ред. 3 1 ЖИВОТНОЕ неизвестно, и не очень понятно, по какому образцу. Оно сохранилось до начала XIX века, но в 1820 году церковь побелили, и это любопытнейшее настенное панно было утрачено навсегда. Однако некоторые авторы оставили нам его описание Это своеобычное художество представляет собой фреску, выполненную на западной стене южного крыла трансепта церкви Святой Троицы в Фалезе. На этой стене, рядом с лестницей на колокольню, изображены растерзанный ребенок и его брат, лежащие в колыбели друг возле дружки. Далее, ближе к середине стены изображены виселица, свинья в человеческой одежде, которую палач вешает в присутствии виконта тот, на лошади, в шляпе с плюмажем, уперев руку в бок, наблюдает за исполнением приговора22. Нам даже известно, что свинья была одета в куртку и короткие штаны, штаны были на задних ногах, а на передних белые перчатки ее повесили по приговору, вынесенному за отврати тельное преступление Преступление это было совершено в начале января. Младенцу было около трех месяцев его звали Жан Ле Mo, и его отец был каменщиком. Празднобродная свинья, хозяева которой нам неизвестны, обглодала руку и часть лица ребенка, от чего тот умер 24. Процесс длился девять дней, в течение которых свинью нужно было кормить, а также надзирать за ней. У свиньи был deffendeur, адвокат. Пользы от него было немного да и задача у него, по правде сказать, была нелегкая и его клиентку приговорили к смерти, нанеся ей перед этим те же увечья, которые она причинила своей жертве Виконт потребовал, чтобы казнь была осуществлена в присутствии хозяина животного, чтобы посрамить его и отца младенца в наказание за то, что тот не присматривал за ребенком 25. Приговор был зачитан жи Подобная практика, видимо, не является чем то исключительным в XV XVI вв. И другим животным перед казнью точно так же наносили увечья в тех местах, в которых они калечили или ранили свои человеческие жертвы. Можно сопоставить эту практику с калечением, иногда применяемым в качестве наказания к фальшивомонетчикам, ворам, насильникам, лжесвидетелям и богохульникам, а также с нанесением увечий агрессорам в тех местах, в которых они сами изувечили своих жертв. См. Gonthier N. Le сh timent du сrime au Moyen Age. Rennes, 1998, p. 140 146. 32 Судебные процессы над животными вотному в тюрьме, точно мужчине или женщине. Впрочем, священника, который мог бы выслушать исповедь свиньи, никто не пригласил. Подобный распорядок, видимо, вообще характерен для такого рода процессов. Владелец животного, в частности, никогда не нес уголовной ответственности Иногда от него требовали совершить паломничество, но обычно уже тот факт, что он лишался свиньи, лошади или быка, рассматривался как достаточное наказание. Виновным считался не человек, а животное И именно к животному хотя, видимо, в исключительных случаях применялась пытка. Так, например, в 1457 году, в Савиньи сюр Этан в Бургундии одна свинья созналась под пыткой, что убила и частично сожрала пятилетнего Жеана Мартена, разделив эту зловещую трапезу со своими шестью поросятами26. Что касается пыток, то очевидна следующая закономерность чем более поздним временем датируется процесс, тем чаще животное, обвиненное в совершении преступления, мучают перед исполнением казни. Имело бы смысл сопоставить эволюцию наказаний, применяемых к животным и применяемых к человеку с XIII по XVII век. Причиняют ли мужчинам и женщинам, приговоренным к смертной казни, все больше и больше физических страданий перед смертью точно так же, как и животным, начиная с XIV века Особенно если преступление было совершено в отягчающей форме или при отягчающих обстоятельствах, таких как коварство и предумышленность, беспощадность к жертве, проявление крайних форм жестокости и насилия, большое количество пролитой крови и т. д.27 Эти отягчающие обстоятельства Зато несет ее, если животное виновно не в совершении преступления, а в причинении вреда то есть в гражданском правонарушении воровстве, опустошении садов, проникновении в лавки и амбары, причинении ущерба различного рода, бродяжничестве За это судил не уголовный, а гражданский суд, наказывая взысканием штрафа. Подобные случаи, в которые были вовлечены животные, чрезвычайно часто становились предметом распрей и тяжб между соседями. Чтобы подчеркнуть невиновность владельца животного, вспоминают слова из книги Исход 2 128 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть а хозяин вола не виноват 33 ЖИВОТНОЕ иногда учитывались в процессах против животных, определяя те наказания или ритуалы, которые предшествуют казни или следуют за ней выставление напоказ, волочение, калечение, осквернение и уничтожение трупа. Иногда отягчающим обстоятельством считался день или определенный период в году, в который было совершено преступление. Так, в 1394 году в Морте не в Нормандии свинья перед повешением была подвергнута волочению и поруганию не просто за то, что убила ребенка, но и за то, что наполовину сожрала его, и случилось это в пятницу, и OR в постный день Историография, не оправдавшая ожиданий Несмотря на то, что эти процессы, засвидетельствованные в различных областях Западной Европы начиная с XIII века, представляют огромный интерес, как в историческом и юридическом, так и в антропологическом плане, они по большей части еще не дождались своих исследователей. Только несколько юристов и историков права XIX начала XX веков проявили к ним интерес. Некоторые посвятили этой забавной развлекательной и даже пикантной, по их мнению, теме часть своей диссертации или даже всю диссертацию целиком29. Одним из первых, кто высказал иную точку зрения и осознал всю значимость изучения подобной темы, был Карл фон Амира 1848 1930 реформатор этноистории германского права, дисциплины, основы которой были заложены в эпоху романтизма. К сожалению, он посвятил этой теме лишь одно небольшое исследование, которое не имело почти никакого резонанса30. Так что процессы против животных по прежнему оставались сюжетом исторических анекдотов наравне с другими сuriosa ridiсulosa прошлого. По правде говоря, работать над подобной темой непросто. Зачастую архивные материалы по таким процессам сводятся к мизерным крохам, рассеянным по запутанным лабиринтам хранилищ. Как во Франции, так и в соседних странах старые судебные учреждения устроены настолько сложно, что исследователи подчас не решаются забираться в их архивы. А между тем, для Забавными диковинами лат Прим. перев. 34 Судебные процессы над животными изучения истории повседневности, как и для изучения особенностей мировосприятия эпохи, судебные архивы, несомненно, являются самыми содержательными из всего, что оставило нам позднее Средневековье. Кроме того, некоторые юристы XVIXVII веков уже частично подготовили почву для изучения интересующей нас темы задавшись вопросом о законности и эффективности подобных процессов, они составили несколько сборников судебных случаев, а порой и самых настоящих трактатов, которые, несмотря на свой отрывочный характер, могут послужить точкой отсчета для наших исследований3 1 Среди этих юристов следует упомянуть Бартелеми де Шаснё сhasseneuz, 1480 154 1бургундского магистрата, более известного под именем Шасне сhassen e Он начал свою карьеру как королевский адвокат в судебном округе Отён 1508 а закончил ее в должности председателя парламента Экса, на влиятельном судейском посту, занимая который, он боролся против вальденских деревень Прованса 1532 Шасне оставил после себя множество трудов, в том числе книгу комментариев к Бургундской кутюме и, самое главное, сборник разъяснений по различным вопросам юриспруденции. В первой части книги он затрагивает ряд вопросов, касающихся порядка судебных процедур, применяющихся против вредоносных животных В легенде более позднего происхождения, возможно, выдуманной протестантским автором с целью высмеять Шасне, утверждается, будто в 15 17 году Шасне пришлось по долгу службы защищать перед церковным судом Отёна крыс, наводнивших город и его окрестности. Искусство выступать в суде, должно быть, создало ему репутацию добропорядочного и талантливого адвоката 32. Шасне не пишет об этом деле в своей книге, но, упомянув несколько похожих дел, составляет список наиболее вредоносных животных, которые наносят урон урожаям в него попадают Вальденсы последователи религиозного движения, которое, в частности, было распространено на юге Франции и расценивалось церковью как ересь. Вальденсы ратовали за возвращение к апостольским идеалам, отказ от собственности, бедность и аскетизм, свободное чтение Библии. Прим. перев. Свод местного обычного права. Прим. перев. 35 ЖИВОТНОЕ крысы, лесные мыши, полевки, долгоносики, слизни, майские жуки, гусеницы и другие вредители Затем он ставит ряд вопросов и пытается на них ответить, опираясь одновременно на мнение властей, на нормы обычного права и на уже существующие судебные прецеденты. На вопрос о том, следует ли привлекать всю эту мелкую живность к суду, он без раздумий отвечает утвердительно. Нужно ли вызывать в суд самих вредителей Да. Если имеет место неявка в суд, может ли вместо них представительствовать доверенное лицо адвокат назначенное судом Да. Какой суд правомочен рассматривать эти дела Церковный суд, то есть суд епископа. Имеет ли суд право предписать грызунам и насекомым покинуть территорию, которой они наносят вред Да вместе с тем Шасне признает, что большинство из них поедают урожай потому, что это их естественное занятие Каким способом следует с ними расправляться Посредством заклинаний, проклятия, анафемы и даже отлучения от церкви33 Именно так некоторые прелаты, кажется, и поступали на протяжении нескольких столетий. Во Франции самое раннее свидетельство правда, сомнительное касается ланского диоцеза где в 20 году епископ Бартелеми проклинает и отлучает лесных мышей и гусениц, наводнивших поля, так, точно имеет дело с еретиками34. Год спустя он тем же способом расправляется с мухами. Возможно, со временем обнаружатся и более ранние свидетельства подобных случаев35. С XIV века количество таких дел несколько возрастает и не снижается до начала Нового времени. Например, в 15 16 году епископ Труа Жак Рагье приказывает hurebets разновидность саранчи наводнившей виноградники в районе Вильнокса, покинуть его диоцез в течение шести дней, иначе ее отлучат от церкви. Пользуясь случаем, он напоминает своей пастве о том, что следует воздерживаться от всяких преступлений и честно платить установленную обычаем десятину 36. Те же угрозы в диоцезе Баланса в 1543 году звучат в адрес слизней37, а в диоцезе Гренобля в 1585 году в адрес гусениц38. В последнем деле официал прежде чем огла Территория, на которую распространяется власть епископа. Прим. ред. Чиновник, заведовавший церковным судопроизводством. Прим. ред. 36 Судебные процессы над животными сить решение об отлучении, любезно предлагает гусеницам удалиться на невозделанные поля, которые им специально для этого предоставят. Впечатления на гусениц это не произвело. Тем не менее подобные предложения насекомым будут иногда делать и в XVII, и даже в XVIII веке последние засвидетельствованные случаи в Пон дю Шато в Оверни в 17 18 году39 и в районе Безансона около 1735 года40 Эти коллективные дела, возбужденные против грызунов и вредителей изучены лучше, чем дела индивидуальные касающиеся крупных домашних животных, и оставили больше следов в архивах, особенно в альпийских областях, возможно, просто потому, что попали под юрисдикцию церковного правосудия4 1 Недавно вышедшее замечательное исследование, посвященное экзорцизму и процессам против животных в диоцезе Лозанны в конце Средневековья и в начале Нового времени, вновь привлекло к ним внимание. В работе речь идет о том, как перед судом епископа сходятся в лице своих представителей в тяжбе за урожай и прочие дары земли местное население и вредители В исследовании показывается, что в борьбе с такими бедствиями, которые порой в буквальном смысле сваливались с неба саранча, майские жуки, мухи Церковь применяла множество литургических профилактических средств различные покаяния, процессии с молебном об урожае, окропление святой водой, выставление реликвий и только потом переходила к таким ритуальным действиям, как заклинания, экзорцизм и, наконец, отлучение. Остается пожелать, чтобы эта прекрасная книга, написанная Катрин Шэн42, стала примером для новых исследований по другим областям. Типология процессов Вешать или сжигать свиней не совсем то же самое, что отлучать от церкви крыс или насекомых. Между делом фалезской свиньи и делом овернских крыс или вильнокской саранчи дистанция огромная. Посередине же располагаются другие дела, по которым перед различными, как светскими, так и церковными судами предстает целый бестиарий. Тем не менее эти процессы можно распределить по трем категориям. Прежде всего это ин 37 ЖИВОТНОЕ дивидуальные дела, возбужденные против домашних животных свиней, крупного рогатого скота, лошадей, ослов, собак одной конкретной особи, которая убила или тяжело ранила мужчину, женщину или ребенка Это уголовные дела церковная власть в них не вмешивается. Далее коллективные процессы либо против крупных диких млекопитающих кабанов, волков которые разоряют земли или угрожают населению, либо чаще против мелких животных грызунов, насекомых, вредителей которые уничтожают урожаи. Это бедствия. На первых светские власти организуют облавы, вторыми надлежит заниматься Церкви, которая прибегает к экзорцизму и порой предает их анафеме, проклиная43 или отлучая от церкви44. В связи с этим вспоминают о том, как Бог проклял змея, который в начале книги Бытия стал орудием Сатаны45. Подобные практики, сочетающие в себе черты литургического ритуала и ритуала судебного, требуют участия и экзорциста, и официала диоцеза. Наконец, есть третий тип процессов в них фигурируют животные, замешанные в таком преступлении, как скотоложство. Изучение этих дел сопряжено с трудностями, так как документы по подобным процессам часто исчезали, возможно, одновременно с виновниками. Иногда мужчину или женщину и животное которое считалось соучастником помещали живыми в один мешок вместе с подлинниками протоколов следствия и сжигали на костре видимо, для того, чтобы не осталось никаких следов столь ужасного преступления Трудно понять, насколько часто в Средние века имели место эти скудно задокументированные преступления, Напомним, что дела о кражах, причиненном ущербе или бродяжничестве, возбужденные против животных, рассматривались гражданским судом. Fleuret et L. Perсeau F. Les Proс s de best t Paris, 1920, p. 14 15. Сжигание материалов дела факт совершенно исключительный, настолько чуждый для судопроизводства конца Средневековья и начала Нового времени, что можно задаться вопросом, не касалось ли это символическое уничтожение одних только черновиков или даже копий, а все таки не оригинальных документов. Впрочем, в судебных архивах осталось так мало следов преступлений и соответствующих процессов, связанных со скотоложством, что можно поставить вопрос о том, не уничтожались ли они умышленно в тот или иной момент времени. См. два хорошо документированных дела XV в. одно бургундское, другое лотарингское приведенных в Niсole Gonthier. Le сh timent du сrime au Moyen Age, op. сit., p. 163. 38 Судебные процессы над животными связанные со скотоложством Все, что написано по этой теме, имеет мало отношения к серьезным научным исследованиям. Кроме того, обвинения в скотоложстве порою требуют подтверждения, заставляя исследователя погружаться в дела весьма туманные, где спустя столетия отличить правду от лжи становится очень непросто. Возьмем, к примеру, печальную историю Мишеля Морена. В 1553 году в возрасте шестидесяти пяти лет этот виноторговец из анжуйского Боже был обвинен своей молодой женой Катрин, известной в округе бой бабой и женщиной легкого поведения, в том, что приобрел овцу для плотских наслаждений и совершил с ней соответствующий акт три раза 13 ноября, 25 ноября в день Святой Екатерины и 1декабря. Любезный сосед, местный аптекарь и любовник молодой женщины, утверждал, что Морен признался ему в том, что предпочитает своей жене овцу Слуга супружеской четы, некий Жанно, также, несомненно, пользовавшийся расположением Катрин, подтвердил его слова. Судья и прево Боже арестовал Мишеля Морена 13 декабря. Последний отрицал, что совершал действия, в которых его обвиняют, и утверждал, что его жена, слуга и аптекарь состоят в заговоре, так как хотят завладеть его состоянием. Судья решил, что Морену нужно устроить допрос с пристрастием. Морен же, увидев приготовления к пытке, начал вопить и сознался в том, что купил овцу с вышеназванной целью, но совершил с ней телесное соитие только раз 15 января 1554 года он был приговорен к смерти через повешение и сожжение в одном мешке с овцой. Его имущество было конфисковано в пользу жены. Через два года после казни престарелого мужа последняя вышла замуж за аптекаря46. Еще более специфичны дела о колдовстве или ересях, в которых тем или иным образом замешаны животные кошки, собаки, козлы, ослы, вороны Подобные случаи ставят перед исто В XVI в. число их, по видимому, несколько возросло. Альфред Соман сообщил мне, что он зафиксировал 54 дела о скотоложстве, заслушанных в парижском парламенте с 1536 по 1600 гг. Фауна, которая в них фигурирует, не очень разнообразна ослица, кобылы, собаки, козы и коровы. Свиньи отсутствуют. Я горячо благодарю А. Сомана за сведения, которыми он со мной поделился. 39 ЖИВОТНОЕ риком разнообразные вопросы и требуют отдельных исследований, для которых я признаю себя недостаточно компетентным. Кроме того, вопреки весьма расхожему мнению, эти дела касаются в основном не Средневековья, а главным образом XVI XVII веков. Мои собственные изыскания касались исключительно первого случая, то есть процессов над крупными домашними животными, каждое из которых самостоятельно совершило преступление в основном дето или человекоубийство. Иногда в материалах процесса о преступлении или проступке, в котором обвиняют животное, говорится весьма расплывчато. Так, в Жи зоре в 1405 году быка повесили за его провинности 47. А в 1735 году в Клермон ан Бовези ослицу расстреляли из аркебузы за то, что она плохо приняла свою новую хозяйку. Однако самые тяжкие и наиболее часто встречающиеся преступления это человеко и детоубийства. По этим делам через суд проходит целая вереница коров, быков, коней, кобыл, баранов и особенно свиней. Во Франции с XIV по XVI век правосудие, кажется, почти всегда действует согласно одному и тому же ритуалу животное берут живым и заключают под стражу в тюрьму, принадлежащую местному суду по уголовным делам суд составляет протокол, проводит расследование и привлекает животное к ответственности судья выслушивает свидетелей, сопоставляет данные следствия и выносит приговор, который зачитывается животному в тюремной камере48. С вынесением приговора полномочия суда заканчиваются, животное отныне находится в распоряжении местных властей, на которые возложено исполнение наказания. Наказание могло осуществляться через повешение чаще всего сожжение на костре, удушение редко обезглавливание применялось к крупному рогатому скоту утопление или закапывание в землю49. Наказание, как мы видели, могло сопровождаться ритуалами выставления, поругания или калечения. Если по той или иной причине предусмотренная казнь не могла быть осуществлена, осужденное животное выпускали на волю и возвращали хозяину. Так, в 1462 году в Боресте, приходе, находящемся под юрисдикцией аббатства Святой Женевьевы, 40 Судебные процессы над животными свинья, которая сожрала ребенка в то время, как его родители находились в церкви, была освобождена ввиду отсутствия возможности ее повесить монастырская виселица упала из за того, что прогнила сheues par poureture 50. Если личность виновного животного не могла быть установлена или животное не представлялось возможным поймать, то подчас брали любую случайную особь того же вида, заключали под стражу, судили и приговаривали вместо него хотя не казнили Однако для замены виновного животного, которое ускользнуло от правосудия, чаще, видимо, прибегали к другому методу он состоял в осуждении и казни чучела, замещающего животное. Самый ранний документально подтвержденный случай во Франции датируется 1332 годом. На территории прихода Бонди в окрестностях Парижа в результате несчастного случая, причиной которого стала лошадь, погиб человек. Этот приход, находившийся под юрисдикцией приората Сен Мартен де Шан, был известен весьма строгими порядками. Поэтому владелец лошади поспешил отогнать животное на территорию, находящуюся под юрисдикцией другого суда. Но хитрость была раскрыта, и его арестовали. Он был приговорен к выплате штрафа, эквивалентного стоимости лошади кроме того, его обязали предоставить суду Сен Мартен де Шан фигуру лошади которую проволокли по улицам и повесили, как того требовал привычный ритуал5 1 Почему так часто судят свиней Однако звездой этого судебного бестиария является вовсе не лошадь, а свинья. В девяти случаях из десяти именно она предстает перед судом. Так что для исследователя история этих процессов очень быстро превращается в историческую антропологию свиньи. Тот факт, что свинья занимает здесь центральное место, обусловлен различными причинами. Главная, бесспорно, состоит в численной закономерности. Среди млекопитающих поголовье свиней было в Европе, пожалуй, наиболее многочисленным до начала Нового времени. Овцы, вопреки общепринятому мнению, занимают лишь второе место. Конечно, поголовье свиней распределялось неравномерно и, по всей видимости, сокращалось, 4 1 ЖИВОТНОЕ начиная с середины XVI века тем не менее фактор численности не теряет своего значения. Зооархеология не дает свидетельств в пользу столь многочисленного поголовья свиней. Ее подсчеты в области скотоводства и потребления мяса основываются на количестве найденных костей, и потому возникает тенденция недооценивать поголовье свиней относительно поголовья овец или коров. Поступая так, зооархеологи в действительности забывают, что свинья всем хороша и что из ее костей изготавливают массу предметов и продуктов в частности, клей Кроме того, с методологической точки зрения, допущение, что число домашних животных, живших в конкретную эпоху на конкретной территории, пропорционально числу их останков, найденных на данной территории, является по меньшей мере спорным52. Свиньи не только были самыми многочисленными из домашних животных, но, что еще важнее, обладали наибольшей свободой перемещения. В городе, где они исполняли роль мусорщиков, их можно было встретить везде, на всех улицах, во всех садах и даже на кладбищах где они пытались раскапывать могилы Несмотря на запреты муниципальных властей, повторяющиеся вновь и вновь во всех городах Европы с XII по XVIII век, бродячие свиньи были частью повседневной жизни. В некоторых городах например, в Неаполе так продолжалось вплоть до начала XX века. Поэтому неудивительно, что празднобродные свиньи причиняли ущерб или становились причиной несчастных случаев чаще, чем все прочие домашние животные Но есть еще одна причина, объясняющая присутствие свиньи в суде ее родство с человеком. В действительности для древних обществ наиболее близким человеку животным был не медведь несмотря на его внешний облик и предполагаемый обычай спаривания more hominum и еще того меньше обезьяна только в XVIII веке сходство стало допускаться всерьез а именно свинья. Медицина, с Античности и до XIV, а иногда и вплоть до XVI века изучавшая анатомию человеческого тела на основе препарирования свиных туш, не ошибалась относительно сходства во внутреннем строении двух существ что полностью под На человеческий манер лат Прим. перев. 42 Судебные процессы над животными тверждает современная медицина в отношении пищеварительной и мочеполовой систем, тканей и кожного покрова Кроме того, в христианской Европе эта практика позволяла обойти запреты Церкви, до самого позднего времени осуждавшей вскрытие человеческого тела. Поэтому анатомию человека в медицинских школах изучали, препарируя хряков или самок свиней54. От недр телесных до недр души один шаг. И некоторые авторы пытались его совершить, или, по крайней мере, задумывались о том, не следует ли из анатомического родства родство иного свойства. Отвечает ли свинья за свои поступки, подобно человеку Способна ли она отличить добро от зла А если говорить не только о свинье, можно ли считать всех крупных домашних животных существами моральными и способными к самосовершенствованию Душа животного Большая часть процессов как раз и выводит нас на все эти немаловажные вопросы. Юристы и теологи размышляли над ними с давних пор. Например, в конце XIII века Филипп де Бо мануар, знаменитый составитель Кутюм Бовези утверждает, что устраивать суд над свиньей, убившей ребенка, напрасное правосудие ибо звери не знают, что есть зло, и не способны осознать смысл налагаемого на них наказания55. Однако это не самое распространенное мнение. Популярность оно завоюет лишь через несколько веков. В XVI веке многие юристы по разным причинам по прежнему считали, что животных, виновных в че ловеко или детоубийстве, надлежит наказывать. Они видели в этом способ осуществить акт образцового правосудия и показать, Поэтому ткани и органы свиньи используются в современной медицине при лечении кожных повреждений, при пересадках и для проведения экспериментов. Хотя процент совпадения ДНК у человека и свиньи ниже процента совпадения ДНК у человека и обезьяны, свинью в лабораторных целях используют чаще с одной стороны, это распространенное животное, поэтому приобрести ее проще и дешевле с другой стороны, она не числится среди охраняемых видов и вызывает у нас меньше сочувствия, нежели обезьяна. 43 ЖИВОТНОЕ что оно касается всех. Так, Жан Дюре, автор Трактата о наказаниях и штрафах вышедшего в 1572 году и до падения Старого режима несколько раз переиздававшегося, пишет Если животные не просто ранили, а убили или съели человека, что, как показывает опыт, часто происходит с маленькими детьми, которых пожирают свиньи, то за это они должны поплатиться жизнью. Их следует приговорить к повешению и удушению, дабы сохранить память о чудовищности их поступка56 Чуть позже его коллега Пьер Эро, автор труда Судебный порядок, процесс и следствие впервые опубликованного в 1575 году, но остававшегося библией правосудия и для французских юристов XVII века, высказывает такое же мнение. С его точки зрения, животные, несомненно, лишены разума и не могут осознать, в чем их обвиняют. Однако основная цель правосудия преподнести урок поэтому, если мы видим на виселице свинью, наказанную за то, что она съела ребенка, то цель этого предупредить отцов, матерей, кормилиц и слуг, чтобы они не оставляли детей без присмотра и чтобы получше запирали животных, дабы те не могли нанести вред или причинить зло 57. Теологи, в свою очередь, подчеркивают, что Библия советует умерщвлять животных человекоубийц, ибо они одновременно и преступны, и нечисты. В книге Исход говорится так Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть а хозяин вола не виноват 58. Кроме того, по мнению некоторых средневековых авторов, животное частично ответственно за свои поступки. Как и все живые существа, оно обладает душой которая сначала понималась как дыхание жизни и которая после смерти возвращалась к Богу Эта душа не только вегетативна то есть наделена началом, связанным с питанием, ростом и репродукцией как у растений, и чувственна наделена началом восприятия как такового но также отчасти рассудочна, так же как душа человека, по крайней мере, у высших животных Действительно, некоторые ав Anсien R gime Старый режим в другом переводе Старый порядок Принятое во французской историографии выражение, означающее политический и социально экономический строй, существовавший до Великой французской революции. Прим. ред. 44 Судебные процессы над животными торы отмечают, что животные видят сны, умеют узнавать, делать выводы, помнить, могут приобретать новые повадки. Проблема состоит, однако, в том, чтобы понять, обладают ли животные также мыслительным и духовным началом, как человек. Фома Аквинский решительно утверждает, что два этих свойства присущи исключительно человеку высшее животное, конечно, наделено способностью чувственного познания, некоторым практическим разумом и, кроме того, способно испытывать различные эмоциональные состояния, но оно не воспринимает нематериальное оно может воспринять некий конкретный, знакомый ему дом, но абстрактное понятие дома недоступно для его понимания59. Альберт Великий, утверждавший, что животное порой способно к дедукции, делает другую оговорку, подчеркивая, что даже для самого умного животного знаки всегда остаются сигналами и никогда не становятся тем, что мы сегодня назвали бы символами60. Вот два основных различия, которые устанавливают между зверем и человеком непроницаемую границу. Животное воспринимает только случайное, конкретное никакая религиозная или этическая идея, никакое абстрактное понятие для него непостижимы. Поэтому Фома Аквинский выступает против процессов над животными последние могут распознать некоторое количество res и signa но они не могут отличить добро от зла6 1 Это не мешает схоластической теологии задаваться множеством вопросов относительно будущей небесной или земной жизни животных, о которых упоминалось выше, и размышлять по поводу того, следует ли их считать морально ответственными за свои поступки. Несмотря на авторитет Фомы Аквинского, многие позднесредневековые теологи и юристы продолжают утвердительно отвечать на последний вопрос. В XVII веке вопрос этот почти потерял свою актуальность. Некоторые философы резко выступают против аристотелевской концепции души. Декарт, к примеру, полагает, что у животных души нет и что они лишены разума. Это почти механические машины чуть позже Ламетри распространит эту теорию и на человека 62. Мальбранш считает, что животные не испытывают Вещей и знаков лат Прим. перев. 45 ЖИВОТНОЕ страданий, так как последние являются следствием первородного греха, к которому они не имеют никакого отношения. По мнению других авторов, число которых все увеличивается, полагать, что животные это моральные существа, отвечающие за свои поступки и способные к совершенствованию, просто абсурдно63. Так, Расин в своей комедии Сутяги 1668 высмеивает суд над собакой, которая стащила каплуна и которую судья Данден приговорил к каторге64. Итак, по сравнению со Средневековьем, в Новое время дистанция между животным и человеком увеличилась. Теория Дарвина о происхождении видов дело будущего. На заре Просвещения пугающей картезианской и посткартезианской теории о животных машинах защитники животных могут по прежнему противопоставить только аргументы из Священного Писания Иисус родился в хлеву он явился в этот мир, чтобы спасти всех живых созданий, ибо, как утверждает апостол Павел, все живые создания дети Божьи65. Справедливое правосудие В средневековой культуре все иначе животное всегда в том или ином смысле служит для назидания. С точки зрения правосудия, привлекать животных к ответственности, судить их и выносить им приговор или оправдывать означает совершать образцовый судебный ритуал. Это вовсе не напрасное правосудие как считает Бомануар, напротив, это акт, необходимый для утверждения справедливого правосудия От которого никто не может ускользнуть, даже животные. Всякое живое существо является субъектом права. Я довольно давно заинтересовался вопросом о количестве дел, возбужденных против домашних животных. Часто ли заводились подобные дела Возможно. Но в таком случае, почему в архивных документах сохранилось так мало свидетельств напомню, что известно около шестидесяти документально подтвержденных процессов, имевших место во Франции с середины XIII до конца XVI века Связано ли это со случайными обстоятельствами хранения и передачи архивных документов Или с умышленным уничтожением материалов дел Или все таки такие дела заво 46 Судебные процессы над животными дились редко, и даже очень редко, а значит, ритуал судебного процесса и зрелище казни привлекали к себе тем большее внимание, выполняя роль показательную и назидательную На данный момент именно второе предположение кажется мне более вероятным. По крайней мере, относительно позднесредневеково го периода. Процессы над животными, проводившиеся с XIII века, представляют собой настоящие ритуализованные exempla. Они показывают пример идеального отправления справедливого правосудия основанного на инквизиционном процессе со всеми его ритуалами исполняемыми до мельчайших деталей Кроме того, правосудие в данном случае не подвержено риску подкупа свидетелей или отказа подсудимых от ранее данных показаний, как часто бывает в других случаях. Здесь все образцово показательно. В этом отношении данные процессы должны в будущем особенно заинтересовать историков, занимающихся правом и судебными ритуалами. Однако интерес к этим процессам не ограничивается сугубо юридической сферой. Эти дела лишний раз, и зачастую нагляднее, чем любой другой материал, демонстрируют нам самую большую опасность, которая подстерегает историка, исследующего отношения между человеком и животным миром в обществах прошлого опасность анахронизма. Некоторые приведенные выше вопросы сегодня вызовут у нас лишь улыбку законно ли заставлять животных работать в воскресенье следует ли заставлять их поститься куда они попадут в ад или в рай И совершенно напрасно. По крайней мере, в том случае, если мы занимаемся историческими исследованиями, а значит, не имеем права проецировать на прошлое наши собственные представления и знания о мире. Они отличаются от тех, что были у нас вчера и будут отличатся от тех, что появятся у нас завтра Наши сегодняшние знания вовсе не абсолютная и непререкаемая истина, а всего лишь один из этапов не склонной к постоянству истории познания. Если исследователь не будет отдавать себе в этом отчета, то он рискует впасть в научный редукционизм, который не только неприемлем идеологически, но также является источником опасных с методологической точки зрения неясностей, заблуждений и нелепостей. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пастуро М. [Символическая история европейского Средневековья:] Судебные процессы над животными (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |