| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. (1974) › Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов | ||||||
Постникова-Лосева М.М.
Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов// Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. (1974)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Постникова-Лосева М.М. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI-XIX вв. М.: Наука, 1974. С. 185-200 Об авторе публикации/статьи: Постникова-Лосева Марина Михайловна (1901-1985) (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Постникова-Лосева М.М. Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов (1974)
› См. также другие статьи Постниковой-Лосевой М.М.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 130485 знаков (с пробелами)
Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов Чем дальше в глубь веков, тем меньше знаем мы о мастерах золотого и серебряного дела древней Руси. Имена их лишь редко встречаются в надписях на выполненных ими произведениях ювелирного искусства. Мало сведений дают и документы XII XV вв. Братила и Коста поставили свои имена на массивных серебряных кратирах, сделанных ими в XII в. в Новгороде. Но кто были эти замечательные серебряники, каковы были условия их работы, что еще создали они, кроме широко известных кратиров, все остается для нас не известным. Мы знаем, что в битвах с литовцами погибли серебряники новгородцы Страшко в 1200 г. и Нежила в 1234 г.2, но этим ограничиваются сведения, которые дает о них летописец. Три выдающихся мастера XV в. сами обозначили свои имена на сделанных ими драгоценных предметах Иван па новгородском панагиаре 1435 г.3, Иван Фомин на золотой сканной оправе чаши из красно кирпичного мрамора, которую он выполнил в 1449 г. для вклада Василия Темного в Троице Сергиев монастырь 4, и инок Амвросий на золотой оправе складня 1456 г.5 Но и об этих одаренных ювелирах мы ничего не знаем, кроме их имен. Сведения о мастерах серебряниках обогащаются, начиная с XVI в., благодаря сохранившимся и частично изданным книгам переписи посадского населения и лавок ремесленников 6, а также приходо расходным книгам, где записывались выполненные работы и их оплата. Однако редки случаи, когда можно связать имена мастеров того времени с дошедшими до нас золотыми и серебряными изделиями. Из расходной книги Московского казенного двора стали известны имена четырнадцати серебряников, которые 24 августа 1585 г. получили царскую награду за то, что сделали серебряную раку в Троице Сергиеву лавру. Награждены они были отрезами тафты и сукна в разных количествах, по видимому, в зависимости от своей квалификации 7. О золотого дела мастерах и серебряниках XVII в. сохранилось значительно больше данных, характеризующих экономические и социальные условия, в которых они жили и работа ли. Документы архива Оружейной палаты и Патриаршего приказа дают много сведений о мастерах, трудившихся в Золотой, Серебряной и Патриаршей палатах в Московском Кремле об их происхождении, быте, условиях работы и ее оплате, о взаимоотношениях между мастерами и об ученичестве8. Изучая эти документы, можно в некоторых случаях опознать сохранившиеся работы отдельных московских мастеров и составить себе представление о круге их деятельности и об особенностях применяемых ими приемов обработки и украшения золотых и серебряных изделий. Многие, до сих пор остававшиеся безымянными, предметы теперь связаны с определенными авторами, о жизни и условиях работы которых собраны по крупинкам сведения, разбросанные в документах различных архивов нашей страны. Нам известно имя мастера ювелира Третьяка Пестрикова, сделавшего в 1624 г. вместе с сыном прекрасный, массивный золотой ковш, украшенный чернью, жемчугом и драгоценными камнями Даниила Осипова, исполнившего в 16 16 г. золотое кадило в форме московского одноглавого кубического храма Ивана Попова, покрывшего эмалями яркой, радостной расцветки золотую оправу царского 1седла в 1637 1638 гг. Нам известны имена и работы лучших скан щиков Серебряной палаты Василия и Федора Ивановых 1660 1680 гг. сделавших в 1662 г. костяную братину в серебряной оправе со сканью и эмалью, отличающейся свежей яркостью колорита их ученика Лариона Афанасьева 166 692 гг. выполнившего в 1685 г.г вместе с Лукой Мымриным, Филатом Фоминым и Артемием Киприановым серебряный сканный с эмалью оклад на икону Смоленской богоматери в Новодевичий монастырь, и других серебряников, из которых многие внесли новое в рус 185 ское ювелирное дело и оставили прекрасные образцы своего мастерства. Нельзя не упомянуть имя выдающегося чеканщика Гавриила Овдокимова, сорок лет проработавшего в Серебряной палате 1630 1670 Список его работ велик и разнообразен. Им была сделана изящная, четкая чеканка на оправах посольских топоров с узорами вьющихся трав на матовом канфаренном фоне и он же выполнил чеканное серебряное изображение царевича Димитрия, со скульптурной головой в эмалевом венце с драгоценными камнями. Мы можем теперь сравнивать и говорить об отличительных чертах работы черневых дел мастеров XVII в. Михаила Михайлова, Андрея Павлова, Матвея Агеева, Петра Иванова, о том, что нового внесли в ювелирное искусство талантливые резчики по серебру Афанасий Трухменский и его ученик Василий Андреев. Сохранившиеся памятники русского средневекового искусства местных центров редко удается связать с известными именами мастеров серебряников. Это трудная задача, требующая просмотра большого документального материала и тщательного, всестороннего анализа серебряных изделий, разбросанных по разным музеям. Исследуя памятники новгородского серебряного мастерства, удалось шесть предметов питьевой посуды четыре больших стакана, ковш и кружку хранящихся в разных музеях Москвы и Ленинграда, определить как работу одного мастера, работавшего в Новгороде в 1670 х годах. Документы Псковского областного архива и различных фондов, хранящихся в ТДГАДА, подтвердили определение и дали сведения о жизни и работе выдающегося новгородского резчика по серебру Григория Иванова или, как он чаще назван в документах, Григория Новгородца. Богатые сведения о посадских серебряниках дают переписные и дозорные книги древнерусских городов. Из них мы черпаем сведения о числе мастеров в различных художественных центрах, узнаем о том, что в военное время наи более зажиточные серебряники выходили в бой вооруженные пищалями, а менее обеспеченные копьями и бердышами что одни из них владели собственными лавками для продажи своих изделий, другие полулавкой, а третьи торговали в наемном помещении, на помосте или на скамье узнаем и о том, что в некоторых городах, как, например, в Нижнем Новгороде, ремеслом многие занимались только зимой, тогда как в летнее время все занятия были связаны с торговлей, перевозкой рыбы и хлеба вниз по реке и различных товаров из других торговых пунктов обратно в свой город о том, что далеко не все серебряники имели свои жилища и дворы, а многие жили в наемных помещениях, одни или вместе с домохозяевами. Иногда переписные книги рисуют картины страшных бедствий, когда город наполовину вымирал от морового поветрия или сильные пожары уничтожали значительную его часть, а обнищавшее население покидало свои жилища и разбредалось в поисках куска хлеба. А через несколько лет опустевшие дворы серебряников заселялись пришлыми людьми которые, несомненно, приносили из других художественных центров новые приемы работы, новые формы и орнаментальные мотивы. Но все эти сведения, хотя и дают яркую картину жизни посадских серебряников, не позволяют нам связать сохранившиеся памятники серебряного мастерства с именами их авторов. Эту связь в виде исключения удается еще иногда осуществить с помощью монастырских приходо расходных книг, в которых можно встретить точные записи о количестве серебра, выданного посадскому мастеру на изготовление какой либо вещи, указание веса готового изделия и даты окончания работы, совпадающей с датой и весом сохранившегося предмета. Только с введением в XVIII в. городских клейм, указывающих на место производства, и клейм именников, т. е. носящих инициалы автора драгоценного изделия, устанавливается постоянная и прямая связь между именами, которые сохранились в документах многочисленных архивных хранилищ нашей страны и теми золотыми и серебряными предметами, на которых выбиты клейма и которые до последнего времени хранились не опознанными в музеях и у частных лиц. Происхождение клеймения в России прямым образом связано с процессом образования русского национального рынка. Только новый период русской истории примерно с 17 века пишет В. И. Ленин, характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это вызвано было не родовыми связями оно вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок 9. Клеймение золота и серебра производилось в XVII в. в Москве в серебряном ряду. Торговые ряды выходили на Красную площадь и тянулись в глубь Китай города, бывшего торговым центром Москвы. Однородные товары сосредоточивались в рядах в определенных местах. Серебряный ряд был единственным местом в Москве, где законом разрешалось торговать изделиями из драгоценных металлов. В наказе старостам серебряного ряда сказано а на площади, и в женском ряду, и по всем рядам серебряными 186 никакими делами ни кому торговать не давать, опроче серебреного ряду 10. Серебряный ряд был не только местом торговли. Он имел значение и как организация, объединявшая мастеров серебряников, работавших на продажу, и торговцев изделиями из драгоценных металлов и. Вступить в ряд и торговать в нем можно было только торговым людям и ремесленникам, давшим по себе поручные записи, т. е. обязательства торговать и делать против указу великого государя Мастера ремесленники, кроме поручной записи, далжны были еще представить образец своей работы. Никаким другим лицам торговля в ряду не разрешалась. В наказах старостам говорится а стрельцам и боярским людям в лавках сидеть не велеть и серебреными делы не торговать 12 А не записным торговым и мастеровым людям, и без поручных записей, и без образцов в том ряду никому не торговать 13. Во главе серебряного ряда стояли два старосты, которые выбирались торговыми людьми из своей среды. Выбранные старосты приводились к присяге, и нм давался из Приказа серебряного дела позднее из Серебряной палаты наказ. Нам известен целый ряд таких наказов на протяжении XVII в., в которых подробно перечисляются обязанности старост. Они должны были прежде всего следить за тем, чтобы торговля шла согласно царским указам, чтобы серебро делалось не ниже указанных образцов, проверять у торговцев весы и гири, сравнивая их с казенным фунтом ставить клейма на проверенные товары и следить за тем, чтобы не было продажи неклейменного золота и серебра. У них в лавке, в серебряном ряду, хранились выдававшиеся им вместе с наказом образцы серебра, клейма для клеймения товаров и образцовый фунт. Старосты принимали желавших вступить в ряд, и они же должны были препровождать в Приказ серебряного дела провинившихся и уличенных в злоупотреблениях. Несмотря на строгое преследование неповиновения, указы соблюдались плохо, и не только мастерами и торговцами, но и самими старостами, о чем говорит ряд документов, показывающих постоянные уклонения от правил, предписанных законом. Определение качества металла производилось в XVII в. в России способами, применявшимися еще в глубокой древности греками и римлянами, т. е. оно определялось по изменению цвета вследствие накаливания на огне. Его также определяли при помощи пробирного камня. В торговой книге конца XVI начала XVII в. даются указания об испытаниях этими двумя способами качества серебра и золота при покупке иностранных монет и слитков А будет вам ся покажет, кое самое чисто серебро белое, в пожи ганье и на осле придет против денег. А кое золото на пожоге, или на взрезе внутри, или на осле хоть маленько побелее золотого окажется, то дешевле емлите 14. В наказах старостам серебряного ряда XVII в. им предписывается орлить т. е. клеймить всякие серебряные дела пожигачи Из наказов же мы видим, что старостам вменялось в обязанность производить испытание качества металла и клеймить товары безвозмездно всякие товары клеймить торговым и мастеровым людем безо всяких убытков и мотчания и пожп гальных денег нисково ни почему не имать и не збирать 15. Однако, несмотря на это, в 1684 г. были вызваны на допрос старосты Ивашка Степанов и Тимошка Иванов, обвинявшиеся в том, что они брали с мастеров плату за клеймение по 10 денег с фунта. В Серебряной палате не было найдено указа о взимании платы за клеймение, и обвиняемым был задан вопрос о том, на каком основании они брали деньги с мастеров и торговых людей и почему полученные ими деньги не были принесены в Серебряную палату 16. Старосты отвечали, что они действительно брали деньги и на эти деньги нанимали палатку, в которой клеймили серебряные товары, да в той же палатке был у них сторож, серебряные товары пожигал и что они де по жигальных денег от орленья имали с мастеровых людей, против прежних старост, которые были в прошлых годех 17, т. е. выяснилось, что не только они, но также и предшественники их не соблюдали указов и брали деньги за испытание качества и клеймение. Подобных примеров невыполнения указов можно привести целый ряд. Что касается клеймения золота, мы можем сказать очень мало. Клейм на золотых вещах XVII в. мы не знаем из архивных же документов пока удалось найти лишь один ветхий, с истлевшим краем, столбец, содержащий доклад и данный в связи с ним указ 1688 г. В докладе говорится о необходимости выдать в серебряный ряд образцы для клеймения золотых изделий, ввиду того, что в 1684 г. было указано делать в серебряном ряду золотые изделия против образцового золота и ни в каком случае не примешивать в золото серебра и меди, а по заявлению старост Ивашки и Фильки Игнатьевых образца для золотых дел дано не было. Старосты указывают, что без образца они не могут проверять и клеймить золотых изделий 18. Царский указ, данный в связи с этим докладом. 12 октября 1688 г. предписывает учинить в приказе золотых дел золоту для золотых дел образец лучший против Угорского золотого, а делное розными ценами первой по сороку алтын, другой по рублю, тре тий по двадцати по шести алтын по четыре деньги золотник 1R7 во всяких делах золото делать против образцов, кто против которого образца похочет, а делное золото плоше третьяго образца ни в каком деле не делать и в слитках не продавать И в тех золотых делах и в слитках серебряного ряду старостам золота досматривая клеймить ис цельных золотых против Угорского золотого, а делное против первого, и второго, и третьего образца, для ведома розных цен розными клеймами, каковые ими даны будут клеймы по на казу ис приказу золотых дел 19. Так как в настоящее время этот указ является единственным встретившимся нам в архиве упоминанием о клеймении золота в XVII в. и, как уже указано выше, клейм, на дошедших до нас золотых вещах XVII в., мы не имеем, то, оставляя этот вопрос до более тщательной проработки, мы в дальнейшем будем касаться только вопроса о клеймении серебра. Первое известное нам русское клеймо относится к 165 652 гг. С этого времени до 1684 г. и позднее с 1700 по 1740 г. основное изображение на московских клеймах двуглавый орел в различных начертаниях. Вид орла обычно соответствует изображениям на монетах и печатях того времени. На самом раннем из известных нам клейм орел изображен с опущенными, заостренными книзу крыльями, в щитке ромбической формы. По сторонам орла помещены буквы славянского алфавита, т. е. дата клеймения. Таким образом, ранее московское городское клеймо соединялось в одном щитке с клеймом годовым. Мы не можем точно определить, каков был вид клейм на серебре в первую половину XVII в., так как пока не удалось найти ни описания, ни самих клейм на памятниках ранее 165 1г. Все же можно предполагать, что и в первой половине XVII в. для клеймения серебряных изделий было клеймо с изображением двуглавого орла, так как старостам серебряного ряда предписывалось у мастеров всякие серебряные дела орлить великого государя орлом Вид орла на этих клеймах, вероятно, соответствовал изображениям на монетах и печатях того времени, так что не выясненным для нас остается размер и форма клейма и вопрос о том, сопровождалось ли изображение орла какими либо буквами или знаками. В XVII в. не было никакой надобности удостоверять доброкачественность серебра в вещах, сделанных в царской мастерской, Серебряной палате, для дворцового обихода. Клеймилась совершенно другая категория предметов работы ремесленников, сделанные для продажи в серебряном ряду. Здесь была необходима проверка качества, клеймение и строгое преследование злоупотреблений. Из сохранившихся указов XVII в. ясно, что давались они для определенной группы ремесленников и торговцев, объединенных рядом. Там говорится в серебряном ряду торговым и мастеровым людям всякие серебряные дела делать и продавать против указу Поэтому большую часть сохранившихся клейм мы находим на памятниках носящих рядовой, ремесленный характер, как однотипных небольших чарках, окладах икон венцах, цатах, тарелях, стаканах. Этим объясняется и сравнительно незначительное количество дошедших до нас клейм на серебряных изделиях XVII в. и совершенное отсутствие клейм на сохранившихся золотых вещах. Памятники рядовых гибли в XVII в. в большом количестве, они переплавлялись как ветошное серебро и шли в казну на изготовление денег, или же из слитков вновь делали другие предметы быта. Кроме того музеями и коллекционерами собирались преимущественно вещи не ремесленного характера, а более высокие по качеству, уникальные, сделанные в Серебряной палате для феодальной верхушки, именные вклады в церкви и монастыри, вещи жалованные. Исключение составляет, как уже указывалось выше, собрание ГИМ, в котором имеется значительное количество бытовых предметов, носящих ремесленный характер, давших нам возможность довольно полного подбора клейм второй половины XVII в. Богатый материал в этом отношении, вероятно, могут также дать памятники культовые, еще очень мало изученные. Первые известные нам клейма на серебре имели целью удостоверить доброкачественность металла. Это еще не была проба в точном смысле слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но самый образец не имел точно определенной пробы. Закон строго преследовал всякое злоупотребление в этом отношении. В указе 1649 г. говорится А будет золотых и серебряных дел мастеры возьмут у кого золотое и серебряное дело и учнут в золоте и серебре мешати медь же и олово и свинец и их по сыску за то бити кнутом 20. В наказах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича старостам серебряного ряда сказано учинить торговым и мастеровым людям заказ крепкой под смертною казнью, чтоб в нечистом серебре никаких дел не делали и не продавали а буде которые торговые люди учнут торговать всякими серебряными делами и мастеры учнут делать не против великого государя указу, или какое дело объявится без орла т. е. незаклейменным. М. П. и тех людей с теми делами старостам приводить в приказ серебреного дела 2 1 Как образцы для сравнения и определения качества серебра старосты серебряного ряда получали из Серебряной палаты иностранные 188 талеры, носившие у нас название ефимков Ioaсhimstaler В приказе Большой казны старостами и торговыми людьми серебряного ряда выбирались из талеров наиболее высококачественные, известные под названием любских ефимков проба которых была от 83 до 85 пробы серебра и выше. В Серебряной палате из выбранного любского ефимка высекалась четверть, на которую ставилось государственное клеймо, после чего она передавалась под расписку старостам, которые, пользуясь ею как образцом, орлили серебряные изделия против любского ефимка т. е. ставили на них клейма с изображением двуглавого орла, удостоверявшие доброкачественность серебра. Остальная часть любского ефимка хранилась в Серебряной палате. В наказе старостам серебряного ряда, данном при Михаиле Федоровиче, им предписывается следить, чтобы мастеры делали серебряные всякие дела против любского ефимка, а хуже любского ефимка серебра не было б и никакого дела не делали 22. В указах Алексея Михайловича и Федора Алексеевича также предписывается делать и продавать серебро против любского ефимка В последней четверти XVII в. законом допускается и более низкопробный образец левок Вопрос о клеймении против левка был поднят в связи с указами о скупке ефимков и высококачественного серебра в государственную казну на денежный передел. В 7 185 г. 1676 1677 гг. из Большой казны был дан наказ гостю Киприяну Климшину о скупке в казну ефимков и серебряных изделий самого доброго чистого серебра, которое б в денежное дело годилось 23. В связи с этим в том же году старосты и торговые люди серебряного ряда бьют челом царю, прося разрешить им против левка в товарах серебро держать т. е. торговать изделиями более низкой пробы, чем это разрешалось законом, указывая на невозможность доставать ефимки, которые скупались правительством. В ответ на это 2 октября 1679 г. был дан указ, предписывающий по прежнему делать и продавать серебряные изделия против любского ефимка а против челобитья серебреного ряда торговых людей, что они били челом ему великому государю, чтоб в серебреном ряду серебреные товары держать и против левка, в том им отказать 24. Мастера серебряники из рядов так же, как и торговые люди, стремились добиться права делать и продавать левковое серебро. 3 октября 168 1г. они подают челобитную, в которой просят, чтобы им впредь промыслов своих не отбыть и в конец не разориться разрешить старостам клеймить серебряные изделия против левка указывая, что старосты у них всяких серебряных дел ниже любского ефимка не орлят, а им на всякие серебряные дела любских ефимков купить негде, потому что прислана в серебреный ряд к старостам и к торговым людям память велено ефимки и левки и делное серебро приносить и продавать в его государеву казну на денежный передел. А они де покупают всякое ветошное серебро, немецкое и русское, и то серебро против любского ефимка не приходит. А в серебреном ряду торговые люди во всяких делах не орленого серебра у них не покупают Далее мастера указывают, что в 1677 1678 гг., по царскому указу, серебряные изделия было разрешено клеймить против ефимка и левка и что старостам были даны, как образцы, из Приказа серебряных дел ефимок и левок за печатью боярина дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово. В докладе об этой челобитной сказано А в Серебреной палате такова указу, что в серебреном ряду серебреные товары держать и печатать против левка, не сыскано В подтверждение сказанного в челобитной мастеров, серебряного ряду старосты Василий Леонтьев с товарищи подали в Серебреной палате левок, за печатью боярина и дворецкого и оружейничего Богдана Матвеевича Хитрово, а сказали, что тот левок за печатью в серебреный ряд дан из Серебреной палаты во 186 году т. е. 1677 1678 гг. а велено серебряные дела орлить против того левка 25. Можно предположить, что указа не сыскано было умышленно, так как это было не в интересах правительства. Во всяком случае, указ этот, если он и существовал, имел силу лишь очень непродолжительное время, около одного года, так как 2 октября 1678 г., как уже было сказано выше, было запрещено клеймить и продавать левковое серебро. В ответ на вышеприведенную челобитную мастеров также не было дано разрешения, и 15 декабря 168 1г. было указано в лавках серебреные товары держать и серебреного дела мастеровым людем всякие дела делать против любского ефимка нынешних выходов Таким образом, если оставить пока в стороне невыясненный указ 1677 1678 гг., мы можем сказать, что до 1684 г. разрешалось клеймить и продавать серебряные изделия не ниже любского ефимка т. е. 83 85 пробы и выше и что на эти вещи ставилось клеймо в виде двуглавого орла. Только 5 ноября 1684 г. вводится, наконец, кроме ефимковой еще левковая проба, что потребовало и введения двух различных клейм для клеймения серебряных товаров. Было указано выдать из Серебряной палаты яфимок люб ской, да левок, выбрав самые добрые а в серебреном ряду всякие серебряные товары 189 делать против тех обрасцовых яфимка и левка хто как похочет, а для свидетельства класть на тех товарах клейма, и для того в Серебреной палате зделать нарочно два клейма розными обрасцы, какими пристойно, и отдать те клейма в серебреный ряд старостам с роспи скою На следующий день после указа в Серебряной палате были сделаны железные клейма, а на клеймах потписи на одном в кайме яфимок, а на другом в кайме левок 26. Клейма с надписью яфимок найти на памятниках нам не удалось. Нам известно лишь одно ефимковое клеймо, полностью сохранившееся на чарке из собрания Государственного Исторического музея27. По видимому, его надо отнести к 1697 г. или позднее, так как оно вполне отвечает описанию клейма, выданного в числе пяти старостам серебряного ряда в 1697 г. на ефнмочном Е да како, промеж ними точка, на верху фита 28. С введением новой пробы большинство товаров стали, по видимому, делать из левкового серебра, на что указывает большое число лев ковых клейм, сохранившихся на памятниках. Удалось установить пять различных типов левковых клейм. Первым из них, относящимся к году введения этого клейма, надо считать полностью написанное, в овальном клейме, слово левок как это и предписывалось указом 1684 г. Несколько таких клейм имеется на предметах недатированных, а клеймо на кадиле из села Нахабино датируется надписью о вкладе слуги князя Бориса Ивановича Прозоровского в 1684 г., т. е. как раз в год введения левкового клейма указом29. Установить последовательность введения остальных четырех типов левковых клейм которые все состоят из трех букв в круге на основании просмотренного вещевого и архивного материала пока не представляется возможным. Получается довольно неопределенная картина, заставляющая предполагать, что разные типы левковых клейм существовали одновременно. Кроме клейм, определяющих доброкачественность серебра, его пробу в XVII в. ставились клейма годовые, указывающие в каком году предмет был заклеймен. В памяти старостам серебряного ряда Никите Матвееву и Петру Савельеву 1697 г. говорится вам старостам те товары клеймить ефимочным и левковым и годовым клеймы а без годового клейма одним ефимочным и левковым клеймы, никаких серебреных товаров им старостам не клеймить, для того чтоб всякие серебреные товары были ведомы, которого году клеймения 30. Так же как и другие, это распоряжение плохо соблюдалось, и мы постоянно встречаем на вещах одно левковое клеймо без годового и, наоборот, одно годовое без левкового. В 1683 г. в последний раз в XVII в. мы встречаем годовое клеймо в виде орла с буквами РЧВ т 7 192 год. В том же году вводится клеймо из трех букв РЧВ под титлом, в круглом щитке. Такой тип клейма устанавливается с этого времени вплоть до 169 692 гг. 6 ноября 1684 г., по именному царскому указу, боярин и оружейничий Петр Васильевич Большой Шереметьев приказал сделать в Серебряной палате печать и три железных клейма ефимковое, левковое и годовое, описанное следующим образом на третьем клейме кайма иным образом, а в кайме Г три слова РЧГ год выбраны Сделать печать и клейма было поручено мастеру Серебряной палаты Осипу Астраханцу3 1и ноября в 8 день тое печать и клейма, он Осип, против вышеописанного великих государей указу сделал и в Серебряную палату принес 32. В 1688 г. старосты серебряного ряда Ивашка да Филка Игнатьевы бьют челом, прося выдать им новые образцы и клейма взамен сгоревших во время пожара в рядах. В докладной выписке против этой челобитной говорится А во 194, и во 195, и в прошлом 196 м году из Серебряной палаты в серебреной ряд старостам, для клеймения серебреных товаров, дава ны наказные памяти и клейма, против прошлого 193 году, по всея годы, и обрасцы на тех клеймах вырезаны, такими же обрасцами, как писано выше сего 33. 14 сентября 1688 г. был издан указ о делании в серебряный ряд клейм по образцу предыдущих четырех лет сделав против прошлых 193 г., 194 и 195, и 196 годов, по вся годы 34. Происшедшая в 1684 г. замена клейма в виде орла клеймом из трех букв под титлом совпадает со временем введения двух различных проб ефимковой и левковой. Несомненно, что до 1684 г. единственный известный нам тип клейма двуглавый орел с годовыми буквами был одновременно и пробирным, и годовым клеймом, т. е. показывал и качество серебра не ниже любского ефимка, и год клеймения. В 169 692 гг. годовое клеймо выражается одной буквой С слово т. е. 200, или 7200 г. В круглый щиток вписана буква слово под титлом, и, очевидно для заполнения пространства, выбрапы звездочка и подобие крылышка. В дальнейшем, до изменения в связи с введением реформы летосчисления, в 1700 г., годовое клеймо состоит из двух букв в круге, под титлом. По указу от 2 октября 1697 г. были выданы старостам серебряного ряда Никите Матвееву и Петру Савельеву пять клейм, из которых на годовых дву клеймах по слову да по зелу пот титлом 35. 190 В конце XVII в. московскими клеймами могли клеймить также и серебряные товары, привозившиеся для продажи на Макарьевскую и Свенскую ярмарки как москвичами, так и приезжими из других городов. Для клеймения этих товаров посылались из Москвы выбранные из серебряного ряда торговые люди, которым давались образцы и клейма. Выбранные лица приводились к присяге, и им вручались грамоты к монастырским властям 36. В 169 1г. для посылки на ярмарки был выбран из серебряного ряда торговый человек Пахомий Аврамов, которому были выданы из Серебряной палаты обрасцовые четверть ефимка и четверть левка да два клейма железные, и на них вырезано 199 го году в кайме, и меж словами звездки Ему было указано следить строго за тем, чтобы все серебряные товары были за тем Московским прямым клеймом и против обрасцов В 1692 г. для клеймения товаров на Макарь евской ярмарке были выбраны из серебряного ряда Алексей Романов и Дмитрий Андреянов. Им также были выданы под расписку из Серебряной палаты образцы и два клейма железных, чем клеймить серебряные товары, а на них вырезано на одном клейме двусотой год, а около того слова две точки, да снизу черта а на другом, левковом клейме люди да есть, а под теми словами черта ж 37 В собрании Оружейной палаты есть ряд серебряных предметов XVII в. с клеймами в виде двуглавого орла, причем часть этих предметов относится к первой половине XVII в., а часть к середине и концу. Клейма эти отличаются от других известных нам клейм на серебре они несколько рельефнее, щитки их фигурной формы, соответствующей контурам орла. По видимому, их следует рассматривать как особую группу знаков, служивших не для определения доброкачественности серебра, а имевших другое назначение 38. Клейма в виде двуглавого орла на предметах из Оружейной палаты несомненно являются знаками, отмечающими принадлежность предмета к дворцовому имуществу, подобно тому, как, в том же собрании, клеймо в виде благословляющей руки на податочных кубках, отмечает принадлежность к Патриаршей казне, а двуглавые орлы на предметах оружия являются клеймом Большой казны. Интересно отметить, что эти клейма встречаются на определенной группе серебряных предметов блюдах, сковородах и ковшах, т столовой и кухонной посуде, которая при проверках дворцового имущества могла быть заклеймена в целях охраны. В приходо расходной книге купчины Коцмово го дворца Трофима Васильева 1686 1687 гг. помещен следующий указ, также подтверждающий наше предположение Да ему ж меднун и оловянную и деревянную старую всякую посуду, которая ныне на лицо не заорлена и которая впредь куплена будет и вновь сделана и починена, з а о р л и т ь, чтоб никакая посуда на. Кормовом Дворце в запасе без орлов отнюдь не была также которая посуда куплена будет по указам великих государей, к ним. великим государям в хоромы и по росписям для походов, и тое посуду отдавать заорля а не заорля, никакой посуды не отда в а т ь 39. В записи расходов за 1677 г. упоминается об отпуске творогу в дворцовое приемочное орленое ведро 40. В 169 1г. было велено купить царице Наталии Кирилловне в новую мыленку два кунгана ведерных новых итое посуду з аорля отдать с распис к о ю 4 1 Одинаковые клейма, поставленные при проверках дворцового имущества, мы видим на предметах, относящихся к разным годам XVII в. Так, например, на двух золоченых блюдах е надписью Божиею милостью царь и великий князь Михаил Федорович 42 мы встречаем то же клеймо, как и на двух блюдах царей Иоанна, Петра и Софьи43. Изображение орла на этом клейме совсем не сходится с изображениями па монетах и печатях времени Михаила Федоровича, когда встречается орел с далеко откинутыми в сторону, опущенными и заостренными книзу крыльями, тогда как на клейме он дан с поднятыми кверху короткими, дробящимися на перья крыльями. Этот же тип клейма в виде двуглавого орла встречается и на золоченом блюде ц. Алексея Михайловича гамбургской работы44. По видимому указ 1686 1687 гг. распространялся не только на медную, оловянную и деревянную посуду, но и на серебряную. Русские клейма XVII в. дают нам, таким образом, лишь два указания пробу серебра и дату клеймения. Личность мастера остается неизвестной. По клеймам XVII в. не всегда можно судить и о месте производства, так как в провинции до 1700 г. серебро не клеймилось, в Москве же в серебряном ряду могли клеймить как работу московских ремесленников, так и серебряные изделия других городов. С 1700 по 17 10 г. мы видим в Москве клейма с изображением двуглавого орла различных начертаний в круглом щитке. Обычно над головами орла помещена корона, иногда сопровождаемая точкой в лапах орла скипетр и держава. Так же, как и в XVII в., после 1700 г. годовые клейма имели начертание букв славянского алфавита, сначала по старому летосчис 19 1 лению, а с 170 1г. уже по новому. Иногда они состоят из двух букв, а цногда из трех. Клейма мастеров, т. е. именники из двух или. трех букв, а иногда и монограммы в щитках различных форм появляются с 1700 г. С 17 г., когда серебряный ряд перешел в ведение Канцелярии правительствующего Сената, до 17 19 г., когда он оттуда был передан в Камер коллегию, московским клеймом оставалось изображение двуглавого орла с приподнятыми крыльями в щитках различной формы. Эти клейма датируются сопровождающим их годовым клеймом или надписью на самой вещи. Все годовые клейма этого периода состоят из славянских букв, только 17 16 г., по неизвестным причинам, обозначен арабскими цифрами. Щитки клейм того времени большей частью круглые, иногда с полоской или точками по краю. Цифр обычно три, а не четыре, т. е. без указания тысячелетия. В 17 19 г. клеймение изделий на короткий срок перешло в ведение Камер коллегии. С этого времени годовое и городское клейма объединяются в одном клейме. Так, в 17 19 г. на левом крыле орла изображена цифра 19, в 1720 г. буква К т 20, в 172 1г. цифра 2 1 В 172 1г. серебряный ряд переходит в ведение Берг коллегии, и клеймо вновь изменяется. Оно принимает вид двуглавого орла с обозначенным под ним славянскими буквами 172 1г. Местонахождение и расположение цифр в клеймах 1722 1728 гг. различно они помещены или на одном крыле, или под крыльями иногда их сопровождает буква М т. е. Москва расположенная то на туловище орла, то на хвосте. Наконец, в клейме 1725 г. цифра 25 помещена на левом крыле, как в 17 19 г. и 172 1г. Пробирные мастера стали, по видимому, ставить на изделиях свои именники лишь с 172 1г. С этого времени известны клейма пробирных мастеров Эрнста Руха, работавшего с 17 10 г. на Денежном дворе, и Михаила Макеева, который был пробовальным мастером в Купецкой палате. Годовое клеймо до 1729 г. было соединено с московским клеймом. С 1729 г. годовое клеймо делается самостоятельным, а именник пробирного мастера, написанный латинскими буквами, соединяется в одном щитке с орлом. С 1733 г. для Москвы вводится клеймо с изображением двуглавого орла с подписью Москва В 174 1г. московским клеймом становится герб города Москвы изображение Георгия Победоносца на коне с годовой датой под чертой. Это изображение в щитках различной формы, с датой или без даты а в XIX в. иногда даже в одном щитке с пробой сохраняется до 1896 г. Что касается годовых московских клейм, то они состоят главным образом из начертаний арабских цифр в прямоугольном щитке. С 1734 по 174 1г. годовые клейма объединяются в одном щитке с именниками пробирных мастеров, написанными латинскими буквами. С 174 1г. именник пробирного мастера отделяется от годового клейма и состоит из двух букв латинского шрифта в прямоугольнике. С 1749 г. мы встречаем именник пробирного мастера Ильи Шагина, состоящий из двух букв русского алфавита. Кроме перечисленных клейм, в Москве в XVIII в. было введено клеймо альдермана по качеству состоящее из трех букв в сердцевидном щитке, из которых первая всегда буква А. Альдерман должен был ставить клеймо только ежели то сделанное явится доброго мастерства С 175 76 1гг. известно также клеймо производителя В. М. Кункина, возглавлявшего первую фабрику серебряных изделий, состоящее из букв ПВК в фигурной форме щитка. Самым ранним клеймом для Петербурга мы считаем изображение двуглавого орла в круге, с буквами СП Санкт Петербург имеющееся на серебряных изделиях 17 13 17 14 гг. С 1730 по 174 1г. под тем же изображением двуглавого орла в щитках прямоугольной формы ставятся три буквы СПБ С 174 1г. вводятся клейма с гербом Петербурга два перекрещенных якоря и скипетр, в щитках различной формы, то с датой, то без даты, а в XIX в. иногда с пробой и именником пробирного мастера. Таким образом, московское клеймо Георгий Победоносец и петербургское скрещенные якоря и скипетр до конца XIX в. остаются почти без изменений. Меняется лишь форма шитка. и иногда герб соединяется в одном щитке с датой, а в конце XIX в. также и с инициалами пробирера. Клейма всех русских городов подчиняются тем же правилам, как и клейма Москвы и Петербурга. Среди ранних годовых клейм XVIII в. на серебряных изделиях с характерными особенностями различных художественных центров встречаются годовые клейма с обозначением года буквами славянского алфавита в прямоугольном щитке. Например, 1704 на большом серебряном чеканном венце типично новгородской работы с пятью круглыми эмалевыми дробницами в собрании Новгородского историко художественного музея 70 1на сереб 192 ряной звездице в Казанском музее 45 17 15 на серебряной чеканной водосвятной чаше в Ярославо Ростовском музее заповеднике45. Можно предположительно считать их первыми провинциальными клеймами, но для того, чтобы утверждать это, пока не найдено документальных данных. Самое раннее из известных нам городских клейм на изделиях провинциальных мастеров относится к 17 17 г.46 Как правило, в городском клейме изображался геро города и клеймо изменялось сообразно изменениям герба. В некоторых городах на ранних клеймах около изображения герба ставились буквы, как, например ВН Великий Новгород, ГСК город Соликамск, ГВ город Вологда, ГС город Суздаль. В некоторых городах, как, например, в Великом Устюге, Галиче, Калуге, Каменец Подольске, Новгороде, Туле, в определенные годы встречается вместо герба города клеймо с изображением двуглавого орла с буквами ВУ Великий Устюг, ГГ город Галич, ГК город Калуга, КП Каменец Подольск, ВН Великий Новгород, ГТ город Тула. Таким образом, мы находим на клеймах г. Астрахани корону и меч Владимира льва, стоящего на задних лапах, с крестом в передних Вологды руку, выходящую из облака и держащую державу и меч, в различных в разные годы щитках Воронежа двуглавого орла и опрокинутый сосуд, из которого вытекает вода река Воронеж Для городов Сибири два соболя, поддерживающих лук, две стрелы и графскую корону. Это клеймо в Иркутске сопровождалось буквами ГИ, а позднее заменилось изображением герба Иркутска тигр, несущий в зубах соболя. В Тобольске на клейме изображалась пирамида на пьедестале с воинской арматурой, со знаменами, барабанами и алебардами. В Орле орел на воротах города, в Пензе три снопа, в Оренбурге возникающий двуглавый орел и андреевский крест, разделенные рекой Урал в Петербурге ранние клейма двуглавый орел с буквами СП или СПБ, а позднее, в разных щитках, с датой или без даты два якоря и скипетр. В Полоцке это возникающий двуглавый орел и скачущий влево всадник в Пскове барс, идущий влево и над ним выходящая из облака рука в Суздале сокол и буквы ГС, а позднее сокол в княжеской короне в Твери корона на подставке в Торопце лук в верхней части клейма и башня в Туле два шпажных клинка, ружейный ствол и два молотка в Угличе фигура царевича Димитрия в рост с мечом в руке в Уфе бегущая куница в Херсоне крест и три короны, в Чернигове орел в короне с крестом в левой лапе. Таким образом для всех городов в XVIII и XIX вв. накладываемые пробирерами клейма состояли из 1клейма с гербом города, с годом или без года, в щитках различной формы 2 клейма с начальными буквами имени и фамилии именником пробирного мастера с годом или без года, всегда в прямоугольном щитке 3 клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, т. е. число золотников чистого золота или серебра в лигатурном фунте 96 золотников всегда в прямоугольном щитке. Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма именники до предъявления изделий государственному пробиреру. Клейма с двумя или тремя начальными буквами именником имени и фамилии мастера помещались в щитках разнообразной формы и с различным начертанием букв. Иногда мастера ставили на именнике полную свою фамилию. Придворные мастера фирмы и фабрики XIX XX вв. вместе с именником имели право ставить на своих изделиях клеймо с изображением государственного герба двуглавый орел Возникшие в начале XX в. артели мастеров серебряников также имели собственные клейма с указанием номера артели. Например, двадцатая артель серебряников ставила следующее клеймо 20А вторая художественная артель 2ХА и т. п. Из вышесказанного следует, что на золотых и серебряных изделиях должны находиться два именника пробирного мастера и мастера, изготовившего вещь. Различить их можно по следующим признакам 1на клейме пробирного мастера обыкновенно находится обозначение года, чего никогда не бывает на клеймах мастеров 2 если клеймо пробирного мастера не сопровождается годом, то следует обратить внимание на форму щитка, так как клейма мастеров бывают самых разных форм, в то время как именник пробирного мастера обязательно помещен в прямоугольном щитке 3 если же оба именника заключены в прямоугольных щитках и без точного года, то различить их можно только зная имена и фамилии мастеров и пробирных мастеров того времени. После введения в 1896 г. Нового пробирного уставя, с 1899 г. для всей России установлено единообразное клеймо с изображением женской головки в кокошнике, в профиль влево, заключенное в щитки различной формы. Встречается то же клеймо и без щитка. Вместе с изображением женской головы в том же щитке помещались инициалы управляющего пробирным 13 М. М. Постникова Лосева 193 округом, а иногда, кроме этого, и цифры, указывающие пробу. 8 января 1898 г. Департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов был разослан следующий циркуляр Управляющим местными пробирными округами На происходившем осенью минувшего 1896 г. при Департаменте Торговли и Мануфактур особом совещании из чинов пробирного надзора по проекту новой по пробирной части инструкции, принята была между прочим новая система пробирных клейм для золотых и серебряных изделий Приступив ныне к заготовлению пробирных клейм, согласно образцам, указанным в упомянутой инструкции, Департамент Торговли и Мануфактур не мог не обратить внимания на то, что число таковых клейм должно определиться в количестве 12 1образца, особо для каждого пробирного учреждения не считая при этом набора для слитков что в общей сложности требует вырезки свыше 2000 штампов для разного рода клейм А всего 2400 47 Новые клейма должны были быть повсеместно введены с 1января 1899 г.48 По всем пробирным округам были разосланы образцы требовательных ведомостей с изображением клейм в виде женской головы в профиль влево в кокошнике, заключенной в щитки различной формы круглые, овальные, прямоугольные, в форме молотка или прямоугольника со срезанными или скругленными углами, а также и без обрамления. Вместе с изображением женской головы, носившей название знак удостоверения иногда помещалась в том же щитке цифра, указывающая пробу, и инициалы управляющего пробирным округом49. В связи с этим распоряжением для казанского окружного пробирного управления, например, было заказано на Санктпетербургском Монетном дворе одиннадцать различных штампов, на которых изображение женской головы в кокошнике сопровождалось именником ИА, управлявшего в эти годы казанским пробирным округом, горного инженера, статского советника Ивана Андреевича Адо50. С 1908 г. по всем пробирным округам были введены клейма в виде той же женской головы в кокошнике, но обращенной в другую сторону, в профиль вправо, сопровождаемой буквой греческого алфавита, различной для каждого пробирного округа. С 1927 г. для клеймения золотых и серебряных изделий было утверждено для всех пробирных учреждений Союза ССР новое клеймо голова рабочего с молотом, также с шифром в виде букв греческого алфавита для различных инспекций пробирного надзора. С 1936 1937 гг. ювелирные фабрики и заводы СССР, которые были организованы в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Баку, Тбилиси и Ереване, начали ставить на изделия из золота и серебра свои клейма имен ники. С 1953 г. к именнику фабрики или завода добавляется последняя цифра года, например ЛФ6 Ленинградская фабрика 1956 г. Т30 Таллинский ювелирный завод, 1960 ЛЮ2 Ленинградская ювелирная фабрика, 1962 МЮ4 Московская ювелирная фабрика, 1964 КЮ4 Киевская ювелирная фабрика, 1964 г. и т. д. Начиная с 1930 х годов, кроме ювелирных фабрик, клеймили свои изделия именниками также и ювелирные артели и промкомбинаты. Как и фабрики, с 1953 г. они добавляли к именнику последнюю цифру года, например ПИ5 Красносельская артель По заветам Ильича 1955. В тех случаях, когда именники двух или трех предприятий выражены одинаковыми буквами и цифрами, как например, БЮФ Бронницкая ювелирная фабрика и БЮФ Бакинская ювелирно часовая фабрика, 1963 или АМ6 артель Металлист костромской инспекции и АМ6 артель Мхатва ри тбилисской инспекции, 1956, следует для определения места производства и названия предприятия посмотреть на шифр пробирной инспекции. Московский Монетный двор в 195 953 гг. ставил на реставрированные вещи клеймо именник ММД и букву Р в круглом щитке. Начиная с 1954 г. на производящихся на Московском Монетном дворе золотых корпусах часов ставятся клейма, совмещающие в одном щитке клеймо пробирной инспекции, именник Московского монетного двора Министерства финансов и последнюю цифру года. С 1июня 1958 г. для клеймения изделий из драгоценных металлов были введены пробирные клейма нового образца с эмблемой серп и молот на фоне пятиконечной звезды, их изображение сопровождается буквами русского алфавита для обозначения различных инспекций пробирного надзора. Кроме ремесленников, объединенных серебряным рядом в древней Руси, существовало значительное число серебряников и золотых дел мастеров, изделия которых не подвергались клеймению. Эти мастера работали не на продажу, а обслуживали крупных феодалов, как светских, так и церковных. Это были великокняжеские и патриаршие золотых и серебря 194 ных дел мастера, казенные монастырские серебряники и домовые ремесленники, работавшие на нужды монастырей, архиерейских домов и крупных вотчинников. Рост экономического и политического значения Московского государства, объединившего раздробленные русские земли, и, в связи с этим, новое политическое полоя ение московского великого князя не могли не привлечь за собой увеличения роскоши в оформлении дворцового быта. Уже в XV в. церемониал жизни великокняжеского двора, приемы и пиры во дворце приобрели чисто византийскую роскошь. Для постоянного обслуживания нужд двора, для изготовления многочисленных предметов в Москву стягивались мастера различных специальностей как русские, так и иностранцы. В Московском Кремле вырастают великокняжеские мастерские, позднее получившие название Оружейной палаты, где изготовляли как боевое оружие и броню, так и парадные, богато украшенные доспехи, всевозможную утварь и украшения в этих мастерских работали ювелиры алмазники серебряники и золотых дел мастера. С ростом могущества и расширением владений Русского государства выросло и значение московского митрополита, стоявшего во главе русской церкви. Требовалось изготовить множество драгоценных предметов для украшения новых каменных соборов в Московском Кремле. После постав л ения в 1589 г. первого патриарха царские золотых и серебряных дел мастера должны были выполнить также заказы на драгоценную посуду и украшения для патриаршего быта, почти не уступавшего в пышности быту царского двора. О великокняжеских и царских мастерах XV и XVI вв. сохранились лишь отрывочные сведения. Имена их за немногими исключениями неизвестны, трудно установить их количество и условия работы. Значительно больше документальных сведений сохранилось о золотых дел мастерах и серебряниках XVII в., бывших в ведении Приказа серебряного дела, а позднее, с 1634 г., и Приказа золотого дела. Золотая и Серебряная палаты, где работали царские мастера, помещались в XVII в. в Кремле, против Потешного дворца. Обе палаты входили в состав Оружейной палаты, этой академии художеств своего времени, где были собраны лучшие художественные силы страны. В начале XVII в. значительная часть ценностей из царской казны была утрачена переплавлена или разграблена в годы шляхетской интервенции. Вступление на престол новой династии выдвинуло вопрос об изготовлении новых регалий и богатых уборов для царя, драгоценной утвари и парадного оружия. Временно нарушенная деятельность Приказа серебряного дела и мастерских не только возобновляется в 16 13 г., но и принимает еще более широкие размеры. В Золотой и Серебряной палатах было введено разделение труда, мастера делились по узким специальностям и над каждой более или менее сложной вещью работало несколько специалистов. Среди них были мастера как золотого, так и серебряного дела чеканщики, резчики и сканщики, мастера чер невого, басменного, судового кунганного м, котельного, цепочного, крестового, сережного дела были мастера алмазники, резчики по камню и знаменщики. Государевы или жалованные мастера Золотой и Серебряной палат получали оплату деньгами и хлебом рожью, овсом в зависимости от квалификации. Часть работ они выполняли не в зданиях палат, а по домам, под контролем царских дьяков. Для срочных работ в помощь жалованным мастерам привлекались иногда серебряники из серебряного ряда, а также временно созывались лучшие мастера из городов. Мастерским Московского Кремля придавалось настолько большое значение, что царь сам лично следил за их работой проверял искусство приезжих мастеров, беспощадно отсылая обратно на родину тех, кто не удовлетворял художественным требованиям Московского двора, награждал и повышал оклады за понравившиеся ему работы и даже иногда утверждал рисунок предмета, прежде чем мастер приступал к его изготовлению. В 1700 г. Золотая и Серебряная палаты указом Петра I были закрыты, и производство золотых и серебряных изделий лишь в очень незначительных размерах вновь развернулось в Оружейной палате. В 17 г. новым указом Петра I лучшие мастера разных художеств были переведены для работы в Петербург, где вскоре была введена цеховая организация, объединившая мастеров в два цеха русский и иностранный. Кроме мастеров государевых работавших в кремлевских мастерских, были еще и такие, которые обслуживали нужды крупных вотчинников и также внесли значительный вклад в художественную культуру Русского государства. Особый интерес представляют художественные мастерские именитых людей Строгановых в Соли Вычегодской в XVI и XVII вв. В этих мастерских работали многочисленные специалисты по различным видам прикладного искусства. Ведя постройку церквей, соборов и собственных хором, Строгановы приглашали к себе резчиков по камню и дереву, серебря ников чеканщиков и эмальеров, живописцев 195 13 и других мастеров, замечательные произведения которых сохранились до наших дней. Казенные серебряники, получавшие от монастыря годовое жалованье, известны в XV XVI вв. в Троице Сергиевом монастыре, этом значительном центре культуры древней Руси, причем в XVI в. часть из них жила в Москве, в Троицкой Неглиненской слободе52. При новгородском Софийском доме в XVI в. также работали казенные мастера серебряники, изготовлявшие серебряную посуду и предметы церковной утвари. Монастырские приходо расходные книги и другие документы сохранили много сведений О серебряниках XVI и XVII вв., приписанных к московскому Чудову монастырю53, Соловецкому 54, Кирилло Белозерскому55, Иосифо Воло коламскому56, нижегородскому Печерскому57, вологодскому Спасо Прилуцкому58, и другим монастырям. Некоторые из этих мастеров принимали постриг и продолжали работать, входя в состав монастырской братии. Другие жили на монастырских подворьях, выполняя самые разнообразные работы. Так, например, серебряник Матвей Андреевич Старостин, крестьянин Спасо Прилуцкого монастыря, беспахот ный бобыль не только делал серебряные оклады на иконы и чинил старую серебряную утварь для монастырских церквей, но также вырезал надписи на серебряных и оловянных блюдах и тарелках, чинил медное паникадило и делал новое, а также паял главу колокольни59. Сохранилась челобитная 1687 г. серебряника Васьки Васильева, бывшего дворового человека князя П. С. Урусова, отпущенного на волю вдовой князя, в которой он просит записать его с женой и детьми за Печерским монастырем в работники серебряное делать 60. При архиерейских домах в XVII и XVIII вв. также обычно работал небольшой штат мастеров6 1Серебряники, обслуживавшие нужды вологодского архиерейского дома, например, не значатся в XVIII в. среди штатных слуг, получающих определенное жалованье. Работы их оплачивались сдельно. Встречаются, однако, записи в приходо расходных книгах о выдаче серебряникам, наравне со слугами архиерейского дома, ржи, овса, солода и других продуктов. Серебряники, работавшие при архиерейском доме, делали новую и чинили старую посуду и церковную утварь как серебряную, так и медную. Они чистили оклады и различные предметы в ризнице, вырезали печати и надписи. Они сами покупали в торговых рядах медные щетки для чистки серебряных вещей, гвозди для прибивки окладов, ртуть для позолоты 62. В XVII в. происходит много изменений в жизни посадского населения, на положении которого тяжело отразился процесс усиления налогового гнета. Протест посадских людей выражался как в виде выступлений против правительственных мероприятий, так и в бегстве ремесленников с посада. В монастырские или вотчинные хозяйства, к богатым боярам и поместному дворянству скрывались ремесленники, изнемогавшие под тяжестью непосильного тягла. Терпя нужду, они добровольно превращались в зависимых холопов, шли в закладчики так как там, хотя и не намного, но было все же легче, чем на посаде. Увеличение торгово промышленного населения посадов было крайне важно для экономики страны, и Соборное уложение окончательно ликвидировало закладчиков Домовые ремесленники, зависимые от монастырей и богатых людей, в связи с реформой 1649 г. включались в состав посадского населения. Эти выгодные для феодального государства и посадских верхов мероприятия означали для мелких ремесленников усиление гнета, так как окончательно прикрепляли их к посадскому тяглу. Дела по сыску беглецов дают сведения о ма стерах серебряниках, живших в закладчиках В Москве, например, серебряник из Екатерининской слободы Ивашка Федоров состоял закладчиком Новодевичьего монастыря, для которого монастырское всякое изделие делает серебряник Сретенской сотни Семейко Буйвол жил у боярыни Арины Никитишны Романовой, серебряник Богдан Афанасьев у князя Юрия Яншеевича Сулешова63. Та же картина наблюдалась по всей стране мастера серебряники и другие ремесленники, сбежавшие с посада, работали в Пафнутье Боровском монастыре, в Кирилло Белозерском, у коломенского епископа Рафаила64, а также в Калуге у князя Д. И. Пожарского и у боярина Н. И. Романова65. У боярина И. Б. Черкасского были задержаны в 1640 г. и возвращены на посад в Лухов серебряники Петр и Еремей Калинины66. Ростовский серебряник Григорий Алексеев, сбежавший вместе с сыном в 1637 г., был взят по сыску в ярославском Спасском монастыре и возвращен в Ростов на посад67. Большие изменения в организации серебряного ряда произошли в 1700 г., когда указом от 19 января все дела Серебряной палаты были переданы в ведение Оружейной палаты и мастерские были сильно сокращены. Оружейная палата с этого времени рассылала в местные центры железные клейма для клеймения серебряных изделий. Клеймение на местах производили старосты серебряного ряда. После введения в XVIII в. цехового устройства, организация производства и надзора за качеством драгоценных металлов в серебряном цехе мало отличалась от организации серебряного ряда68. По указу от 27 апреля 1722 г. все ремесленники должны были явиться для записи в цеха. Вначале основной задачей цеховой организации в России была охрана интересов государства, и лишь после издания в 1785 г. Ремесленного положения наступили изменения в деятельности цехов. Контроль за качеством металла целиком перешел в ведение Пробирной палаты. Цеховое устройство оформлялось медленно, особенно в местных центрах. Далеко не все мастера золотого и серебряного дела были в XVIII в. записаны в цех, как в столицах, так и в других городах. В XIX в. серебряные цехи в России постепенно теряли свое значение. В первой половине XIX в. было издано несколько законов и положений, имевших целью упростить цеховую организацию, недостатки которой выступали все нагляднее в связи с развитием капитализма в России. К середине XIX в. они уже являлись обременительной формой, лишенной содержания. В серебряный цех записывались уже не только ремесленники, обрабатывавшие драгоценные металлы. Так, например, по сведениям Тверского магистрата за 1852 г. в состав серебряного цеха входили золотых дел мастера, часовщики, серебряники, чеканного мастерства, медники, слесари, ружейники, цирюльники и переплетчики всех сословий Ввиду того что окончательное упразднение цехов представляло значительные трудности, Министерство внутренних дел, на основании разъяснений Совета, начало ликвидацию цехового устройства постепенно. Уже в 1902 1903 гг. цехи были ликвидированы в большинстве городов. После 1905 г. ход событий несколько изменился в сторону более благоприятного отношения к цехам со стороны Министерства торговли и промышленности, куда перешло заведование ремесленными организациями. В 19 10 г. на Всероссийском ремесленном съезде был выработан новый Ремесленный устав, устранявший ряд пережитков прошлого, сильно тормозивших развитие ремесел69. В Нижнем Новгороде, например, в начале XX в. в серебряный цех входили, кроме золотых и серебряных дел мастеров, ювелиров и часовщиков, также позолотчики, парикмахеры, переплетчики, иконописцы, граверы, сумочники, коробочники и зубные техники70. К середине XVIII в. относятся первые документальные сведения о крупных мастерских золотого и серебряного дела, носивших название фабрик Одна из них была организована в 175 1г. в Москве купцом Василием Матвеевым Кункиным, получившим монополию на производство церковной утвари из драгоценных металлов. В 1752 г. на фабрике которую возглавлял производитель В. М. Кункин, работало около 70 человек вольнонаемных мастеров и работных людей Сам же Кункин над теми мастерами яко той фабрики производитель имею одно только в мастерстве смотрение 7 Фабрика Кункина существовала до его смерти, последовавшей в 176 1г. Вторая фабрика финифтяная на меди с накладкой серебром и золотом да черневых на серебре обронная была организована в 176 1г. в Великом Устюге купцами Афанасием и Степаном Поповыми. В 1766 г. фабрика производила в год на 1703 рубля72. А. и С. Поповым было разрешено на первый случай купить для работы на этой фабрике людей без земли мужеска полу двадцать душ, а жен ска сколько при них обретатца будет а затем принимать вольнонаемных. Фабрика просуществовала до 1776 г., когда она во время большого пожара сгорела 73. С первой четверти XIX в. замечается процесс укрупнения мастерских золотых и серебряных изделий и из их среды выделяется ряд владельцев фабрик, например, Губкин, Сазиков и Овчинников в Москве, Морозов и Фаберже в Петербурге. Это были уже настоящие фабрики, которые имели паровые и газовые двигатели, механические станки, все возраставшее количество рабочих, штаты художников и скульпторов и даже иногда прекрасно оборудованные школы для учеников Овчинников Обороты их быстро возрастали, и они закупали сырье не только в России, но иногда и за границей и участвовали в международных выставках. Фирма Сазикова, например, неоднократно получала награды на лондонских выставках, в частности, за серебряную скульптуру. Произведения этой фирмы вывозились для сбыта за границу. Во второй половине XIX в. часть крупных фирм имела отделения и в Москве и в Петербурге. К концу XIX в. крупные фирмы уже не справлялись с предъявляемым на их изделия спросом, и как в Петербурге, так и в Москве образовались довольно крупные мастерские например, М. Перхин, Ю. Раппопорт, Г. Вигстрем работавшие на фирму Фаберже. Качество их работы было иногда очень высоко, о чем свидетельствуют такие предметы как знаменитая золотая модель первого сибирского экспресса74, заказанная Фаберже и выполненная мастерской М. Перхина. В начале XX в. маломощные владельцы мастерских и ушедшие от своих хозяев мастера 197 начали объединяться в артели, которые частично работали на крупные фирмы, а частично на крупных скупщиков, переправлявших их изделия в провинцию, где серебряное дело стояло в эти годы на низком уровне. В конце XIX и начале XX в. в таких крупных центрах производства серебряных изделий для широкого рынка, как село Красное близ Костромы п Рыбная слобода близ Казани вырабатывались дешевые предметы, доступные, благодаря низкой цене, широким массам городского и отчасти сельского населения. Рост производства в этих центрах требовал организованного рынка для сбыта изделий. Закупка необходимого для работы сырья, владение недоступными мелким ремесленникам орудиями производства вальцами, штампами а также и сбыт готовых изделий все это концентрируется в руках крупных скупщиков, от которых мастера были в полной зависимости. Костромские купцы Кондырев, Путилов, Мазовы и другие торговали красносельскими изделиями по всей России, как в европейской, так и в азиатской ее части75. Бывший серебряник из Рыбной слободы И. Марточкин в начале XX в. становится скупщиком в том же селе. На него работает до 30 человек серебряников, он выписывает сырье из за границы и сбывает изделия не только в самой России, но также и в Западной Европе и в Америке. Другой крупный скупщик этого времени 3. Кубарев, располагавший годовым оборотом в 5000 рублей, имел своего постоянного агента в Берлине, а в 1908 г. послал для продажи в Лондон на 500 рублей изделий мастеров Рыбной слободы76. В 1802 г. в России учреждаются министерства, и все управление пробирным надзором передается Министерству финансов, сначала в ведение горного департамента, позднее, с 1874 г., в кредитную канцелярию, а затем в Департамент государственного казначейства. С 1894 г. до Октябрьской революции пробирным надзором ведает Департамент Торговли и Мануфактур. Пробирные операции с начала XIX в. начали проводить в специально оборудованных пробирных палатках, которых к 1840 г. насчитывалось более 60. По указу 13 июня 186 1г. пробирные палатки кроме Москвы и Петербурга были преобразованы в пробирные учреждения, состоявшие в губернских городах при казенных палатах, а в уездных при казначействах. В 70 х годах XIX в. многие пробирные учреждения были упразднены. Они были закрыты в Твери, Орле, Тобольске, Перми, Вологде, Новгороде, Кишиневе и других городах. С этих пор тверские мастера должны были клеймить свои изделия в Москве, орловские в Курске, вологодские в ярославском пробирном учреждении, новгородские в Петербурге и т. д.77 По уставу 1882 г., были вновь учреждены пробирные палатки в наиболее крупных центрах пробирных округах. К 1896 г. название пробирная палатка было заменено наименованием окружное пробирное управление Возглавлял пробирное управление управляющий округом, при котором находилось несколько пробиреров, помощников пробиреров и обслуживающий персонал. В крупных ювелирных центрах были установлены должности губернских пробиреров. Правильность функционирования пробирного надзора нарушилась во время первой мировой войны и в период гражданской войны. С 1924 г. пробирные управления стали взвешивать и учитывать драгоценные камни в метрических единицах, а в 1927 г. был совершен переход на метрическую систему проб и изданы новые правила клеймения. В наши дни ювелиры Советского Союза работают на государственных фабриках и заводах. После Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство обратило серьезное внимание на восстановление и развитие ювелирного дела. В 20 х годах было организовано первое ювелирное товарищество в Москве МЮТ которое непосредственно подчинялось Народному комиссариату финансов. В 19 18 г. начал функционировать платиновый завод, который в основном выпускал всевозможные изделия для нужд химической и электротехнической промышленности, медицины, радиотелефона, телеграфа, научных и промышленных лабораторий и лишь незначительное количество серебряных ювелирных изделий. Этот завод имел высококвалифицированный состав мастеров, быстро расширял свое производство и вскопе начал удовлетворять не только спросы внутреннего рынка, но и экспортировать значительное количество платиновых изделий за границу78. В этот период работало также небольшое число ювелиров кустарей. В 1927 г. Московское ювелирное товарищество было передано в контору ювелирных изделий Мосторга, объединявшую республиканские ювелирные конторы Тбилисскую, Харьковскую и др В 1937 г. был организован Главювелирторг, двадцать контор которого были расположены по всему Союзу. Тогда же возникли в ряде городов крупные ювелирные фабрики, работающие до настоящего времени. В 1959 г. произошло разделение Главювелир 198 торга, в результате чего каждая республика получила самостоятельное отделение. Подготовка кадров для ювелирной промышленности осуществляется в специальных художественных школах и художественноремесленных училищах. Ведущие фабричные художники состоят членами специальных творческих объединений Союза советских художников. Лица, работающие в ювелирно художественной промышленности, делятся на следующие группы 1рабочие, которые в зависимости от узкой специальности называются ювелирами, филигранщиками, эмальерами, штамповщиками и др. 2 модельеры, т. е. рабочие высшей квалификации, выполняющие первые эталонные образцы моделей 3 художники, имеющие специальное образование высшее или среднее На различных ювелирно художественных предприятиях организация труда строится по разному в зависимости от вида вырабатываемых изделий и объема производства. Если изделия выпускаются массовыми тиражами, работа производится с кооперационным разделением труда, при помощи разнообразных штампов, станков и пр. Если же изделия выра 1Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов М. Л., 1950, стр. 45 и 239. 2 Там же, стр. 73 и 283 284. 3 В Новгородском музее заповеднике. 4 В Загорском музее заповеднике. 5 Там же. 6 Особо следует отметить изданные в 19 г. В. Майковым, в 19 12 г. 1Д. Грековым и в 1930 Г. с. Бахрушиным Новгородские писцовые книги и лавочные книги 7 Дополнения к Актам историческим т. I. СПб., 1846, 93, стр. 144. В. И. Троицкий. Словари М., 19 14 М., 1928. 9 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 1стр. 153 154. 10 ЦГАДА, архив ГОП, оп. 32, стб. 49956, л. 2. М. В. Довнар Заполъский. Организация московских ремесленников в XVII в. Журнал Министерства народного просвещения Ж Н 19 10, стр. 13 64. 12 ЦГАДА, архив ГОП, оп. 32, стб. 49956, л. 2. 13 Там же, оп. 2 1стб. 33970, л. 4. 14 Записки Отделения русской и славянской археологии СПб., 185 1т. I, стр. 7 8. ЦГАДА, архив ГОП, оп. 14, стб. 22809, л. 7. 15 Там же. 16 Там же, л. 4. 17 Там же, оп. 16, стб. 26205, л. 1и 2. 18 Там же. 19 Там же, л. 3. 20 Полное собрание законов Российской Империи СПб., 1830 1839, гл. V, п. 2, стр. 7. батываются мелкими сериями, то в основном их обработка выполняется самостоятельно рабочими высокой квалификации частично на специальных приспособлениях, частично же вручную. Высокохудожественные индивидуальные изделия с уникальными камнями, как правило, выполняются ювелирами, имеющими самую высокую квалификацию. Эскизы новых изделий в основном разрабатываются художниками фабрики или завода и под их непосредственным наблюдением выполняются модельерами из металла. Однако авторами новых образцов являются нередко модельеры, а иногда и рабочие. Вновь созданные образцы после утверждения их художественным советом становятся эталонами, и по ним фабрики выпускают массовую или мелкосерийную продукцию. Для художников и модельеров ежегодно организуются курсы повышения квалификации, на которых они прослушивают специальные лекции, изучают лучшие памятники ювелирного искусства прошлого и новинки современного ювелирного искусства различных народов, знакомятся, в сопоставлении с ювелирными украшениями, с новыми моделями одежды. 2 1ЦГАДА, архив ГОП, оп. 32, стб. 49956, л. 1 22 Там же, л. 2. 23 Там же, оп. 14, стб. 22809, л. 1 24 Там же, л. 2. 25 Там же. 26 Там же, л. 6 и 7. 27 ГИМ, 37520. 28 В. И. Троицкий. Клейма на русских серебряных изделиях. Оружейная палата М., 1925. 29 В собрании Государственного Исторического музея. 30 ЦГАДА, архив ГОП, оп. 2 1стб. 33970, л. 2. 3 1Осип Пантелеев Астраханец жалованный мастер, см. В. И. Троицкий. Словарь Московских мастеров золотого, серебряного и алмазного дела XVII в., вып. 2. 32 ЦГАДА, архив ГОП, оп. 14, стб. 22809, л. 9. 33 Там же, оп. 16, стб. 26 10 1л. 3. 34 Там же, л. 6. 35 Там же, оп. 2 1стб. 33970, л. 3. 36 Ярмарки устраивались около монастырей Макарье ва Шелтоводского в г. Макарьеве на Волге и Свен ского Успенского, близ г. Брянска. 37 ЦГАДА, оп. 17, стб. 28970, л. 7. 38 ГОП, 590, 59 1599, 607, 608, 6 10, 6 808 8 13, 19 14, 1942 1943 Опись Оружейной палаты М., 1884. 39 А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, т. II. М., 1883, стр. 537. 40 И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей, ч. I, стр. 540. 4 1Там же, стр 7 13. 199 42 ГОП, 590, 59 1 43 Там же, 6 10, 6 44 Там же, 599. 45 ЦАТР, 230 ЯРМЗ, 272. 46 На чеканном окладе большого Евангелия из монастыря св. Антония в собрании Новгородского историко художественного музея. 47 ЦАТР, Отдел дореволюционных фондов, ф. 176, д. 44, св. 4, л. 1 48 Там же, л. 63. 49 ЦАТР, Отдел дореволюционных фондов, ф. 176, д. 44, л. 64 65. 50 Там же, л. 67 68. 5 1Мастера судового кунганного дела изготовляли серебряную посуду и в том числе кувшины кун ганы 52 См. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., в двух томах. М. Л., 1947, т. I, стр. 282 283. 53 См. ЦГАДА, Мазуринский ф., кн. 273, 1586, л. 3 220. 54 См. там же, Отписная книга Соловецкого монастыря конца XVI в. 40, л. 139. 55 См. Н. Никольский. Кирилло Белозерский монастырь. СПб., 1897, стр. 105 и 266. 56 См. ЦГАДА, Приходо расходная книга Иосифо Волоколамского монастыря, 1592 г., 10, л. 18 и 8 1об. 57 См. А. Титов. Вкладная книга нижегородского Печерского монастыря. Ростов Великий, 1896, стр. 26. 58 См. ОПИ ГИМ, ф. 6 1Спасо Прилуцкого монастыря, д. 245, л. 60 85. 59 См. ЦГАДА, ф. 196, д. 150, л. 12 д. 145, л. 16 д. 156, л. 20 об. д. 162, л. 3 ОПИ ГИМ, ф. 6 1д. 24 1л. 72 д. 242, л. 20 об д. 244, л. 16, 66, 67, 72 об. д. 246, л. 29 об. д. 247, л. 29, 34, 42 и 92. 80 ГОА, ф. Печерского монастыря, д. 49 1529, л. 1 8 1ВОА, ф. 5 12, д. 149, л. 17, 1692 1694 гг. 62 ВОКМ. Опись казенной посуды, учиненная 1760 года 3999 3 рукопись 83 См. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. I, стр. 288. 64 См. П. П. Смирнов. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. II, стр. 544. 65 См. ЦГАДА, Писцовая книга г. Калуги, 16 13 1627 гг., л. 158, 342, 343 и др. 66 Там же, ф. 137, кн. 5, Владимира города книга о причисленных в посад людях, л. 54. 67 ГИМ, Отдел рукописей, Ув. 9 174 а, 4 л. 188. 68 По вопросу об организации золотого и серебряного дела в XVIII веке имеется обстоятельная работа Т. Г. Гольдберг Очерки по истории серебряного дела в России XVIII века стр. 7 144. 89 К. Л. Пажитнов. Проблема ремесленных цехов и законодательств русского абсолютизма, гл. IV. М., 1952, стр. 128 168. 70 ГОА, ф. 38, он. 648, д. 34. Алфавит мастеров серебряного цеха. 7 1ЦГАДА, ф. 243, д. 270 1л. 6 10 635. 72 Там же, ф. 19, д. 40, л. 127. 73 Т. Г. Гольдберг. Черневое серебро Великого Устюга. М., 1952, стр. 2. 74 В собрании Государственной Оружейной палаты. 75 М. Постникова Лосева. Костромское серебряное дело. Труды ГИМ вып. XVIII. М., 1947, стр. 159 160. 78 Мелкая промышленность Казанской губернии. Оценочно статистическое бюро Казанского губернского земства Казань, 19 стр. 22 1223. 77 См. ЦГИАЛ, ф. 37, оп. 20, д. 6 18, л. 5 59 ф. 37, он. 24, д. 146, л. 5. 78 Московский платиновый завод треста Уралплатина ВСНХ Каталог платиновых изделий М., 1928, стр. 6 7. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Постникова-Лосева М.М. Организация золотого и серебряного дела. Мастера. Клеймение изделий из драгоценных металлов (1974)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |