М. М.Постникова Лосева
Русское
ювелирное искусство
его центры и мастера
Исследование охватывает огромный хронологический период XV XX вв. и является по существу первой обобщающей работой по истории ювелирного искусства в России. В научный обиход вводится обширный новый материал. Тщательно освещен характер местного ювелирного искусства, приведены сведения о развитии этих ремесел и об отдельных мастерах. Определено своеобразие традиций таких центров, как Новгород, Псков, Ярославль, Калуга и др.
Академия наук СССР
Институт истории искусств Министерства культуры СССР Государственный Ордена Ленина Исторический музей
М М. Постникова Лосева
Русское
ювелирное искусство
его центры и мастера
XVI XIX вв.
г
В 1рЛю0г кг XpiaTiaviKT тгхуг 0 34 18
k я
Издательство Наука Москва 1974
80 104 0059 П 042 0 174
Ответственный редактор доктор исторических наук О. И. ПОДОБЕДОВА 370 73 Издательство Наука 1974 г
Предисловие
История ювелирного дела в России от древнейших времен и до начала XX столетия до сих пор не была написана. Существовали отдельные главы в сводных историях искусств, посвященные разным видам прикладного искусства и в том числе ювелирному делу. В дореволюционных и советских журналах печатались статьи по вопросам технологии, публиковались материалы и документы, позволяющие восстановить отдельные имена мастеров, охарактеризовать социальные условия их жизни и работы. Вышло несколько словарей мастеров. Печатались отдельные работы по вопросам формирования стиля прикладного искусства. Но все это не давало возможности представить себе общие закономерности сложения золотого и серебряного дела как одного из видов искусства.
Предлагаемая работа является едва ли не первой и единственной попыткой соединить в одном исследовании историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью всего этого от общеисторических условий.
Автору удается в свободной поэтической форме охарактеризовать образную сторону произведений, декоративные возможности различных видов обработки металлов, проследить эволюцию форм и их бытование в разные эпохи и в разных материалах. Вместе с тем образная сторона дается в органической связи с технологией обработки и характеристикой свойств каждого из материалов.
Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства.
Автор в нескольких словах, начиная с домонгольского времени, характеризует Киевскую Русь и Владимиро Суздальскую землю, особое внимание уделяет Новгороду, впервые с такой полнотой обрисовывает Псков, города Поволжья и русского Севера, Сибири, Калуги и, наконец, дает обширное исследование истории ювелирного дела Москвы и Петербурга. Таким образом, охвачен огромный хронологический материал, который отнюдь не рассматривается им статически, а живет и эволюционирует в зависимости от судеб отдельных феодальных княжеств, развития городов централизованного государства и, наконец, столичных и периферийных центров нового времени.
Каждый из центров предстает перед читателем во всем своеобразии своих эстетических идеалов, отразившихся в особенностях форм предметов, их орнаментике и способах обработки металлов. Проделана огромная работа по выявлению в наших государственных и частных коллекциях предметов ювелирного искусства, связанных с тем или иным художественным центром. Но этим далеко не исчерпывается содержание исследования. Второй не менее значительной особенностью его является последовательное выявление мастеров, реконструкция их биографий на основе архивных материалов и характеристика их творческих индивидуальностей на основе анализа исполненных ими произведений.
5
Одним из особенно значительных для музеев, коллекционеров и историков искусства является раздел, посвященный организации клеймения и выявлению клейм отдельных мастеров, мастерских и фабрик, а также пробирных знаков. Исключительное атрибуционное значение имеет прилагаемый к этому разделу указатель клейм.
Это фундаментальное исследование сложилось не сразу. Оно было начато с постепенного изучения отдельных художественных центров, выявления имен мастеров и созданных ими произведений. По мере накопления материала публиковались статьи и монографические очерки, превратившиеся теперь в составные части данной работы. Многие из них стали давно уже библиографической редкостью. Даже вышедшие в свет совсем недавно, они далеко не всегда находятся в центральных, не говоря уже о периферийных, музеях, библиотеках и научных учреждениях. Это еще раз свидетельствует о
том, насколько остро нуждается научная и художественная общественность в обобщающем труде по русскому ювелирному искусству, истории его художественных центров и сведениях о его мастерах.
Собранные автором работы разных лет, объединенные общей концепцией, сложились в стройное исследование, значение которого едва ли можно переоценить. Несмотря на то что разные его части создавались в разное время, на протяжении большого хронологического периода, они настолько объединены внутренней целенаправленностью, общностью методики исследования и принципами рассмотрения материалов, точно они были созданы по одному заранее предусмотренному плану. На самом же деле они являются итогом длительного исследовательского труда одного из немногих крупнейших советских ученых в области прикладного искусства и, в частности, истории золотого и серебряного дела в России.
О. И. Подобедова