| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Черепенчук В.С. История флагов: от рыцарских знамен до государственных штандартов (2020) › «Рождение знамени»: ранняя история | ||||||
Черепенчук В.С.
«Рождение знамени»: ранняя история// История флагов: от рыцарских знамен до государственных штандартов (2020)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В книге: Черепенчук В.С. История флагов: от рыцарских знамен до государственных штандартов. М.: Эксмо, 2020. С. 8-63 [Раздел 1] Аннотация: Давайте для начала разберемся с понятиями «знамя» и «флаг». В чем разница между ними? С точки зрения специалистов, знамя — это в первую очередь символ определенных достижений, это отличительный знак, который должен не только напоминать о подви- гах дедов и прадедов, но и вдохновлять на борьбу и подвиги их потомков. Например, полковое или войсковое знамя. Оно всегда изготавливается в единственном экземпляре и служит официальным символом конкретной воинской части (армии, пол- ка, подразделения). Водрузить свое знамя над укреплениями поверженного врага или захватить вражеское знамя в бою — большая честь. Об авторе публикации/статьи: Черепенчук В.С. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Черепенчук В.С.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 128137 знаков (с пробелами)
РАЗДЕЛ 1РОЖДЕНИЕ ЗНАМЕНИ РАННЯЯ ИСТОРИЯ 9 Знамя и флаг есть ли разница Давайте для начала разберемся с понятиями зна мя и флаг В чем разница между ними С точки зрения специалистов, знамя это в пер вую очередь символ определенных достижений, это отличи тельный знак, который должен не только напоминать о подви гах дедов и прадедов, но и вдохновлять на борьбу и подвиги их потомков. Например, полковое или войсковое знамя. Оно всег да изготавливается в единственном экземпляре и служит офи циальным символом конкретной воинской части армии, пол ка, подразделения Водрузить свое знамя над укреплениями поверженного врага или захватить вражеское знамя в бою большая честь. Лишиться своего знамени несмываемый 10 Рождение знамени. Ранняя история позор. И по сей день слово знамя исполь зуют в основном приме нительно к военной об ласти и в большинстве изданий, посвящен ных вексиллологии, утверждается, что зна мя, в отличие от фла га, уникально. Оно существует в един ственном экземпляре, например Знамя Кор ниловского полка Знамя Саперного батальона Первой дивизии и так далее рис. А вот если речь идет не о конкретных подразделе ниях, а о каких либо службах Вооруженных сил в целом, то тогда мы уже говорим о флаге Флаг Восточного военно го округа Флаг войск связи Военно морской флаг Флаг Министерства обороны России рис. 12 Но знамя может быть не только военным. Все мы слыша ли выражение переходящее знамя так можно называть гражданские знаме на изготавливающи еся, например, как символы отдельных вполне мирных пред приятий и играющие роль награды за трудо вые свершения. Кроме того, напри мер, в России на про тяжении почти двух сот Рис. 1Флаг Министерства обороны России лет существовало Рис. Знамя Преображенского лейб гвардии полка, сформированного в 169 1году Петром I 1Знамя и флаг есть ли разница так называемое Государственное знамя Российской импе рии желтое золотое полотнище с черным двуглавым ор лом и гербами отдельных земель и княжеств, впервые разра ботанное геральдистами в 1742 году и во многом повторявшее царский штандарт Петра I. Впрочем, о штандартах и обо всем, что с ними связано, речь у нас пойдет отдельно. Пока обратим внимание на то, что государственное знамя наря ду с короной, скипетром и державой входило в число госу дарственных регалий. Бело сине красный флаг тогда играл роль торгового и использовался в основном на море, а вот флаг Российской империи, состоявший из черной, желтой и белой полос, появился лишь в 1858 году. О нем мы тоже обязательно поговорим. НАКАЗАНИЕ Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, на другательство над Государственным гербом Российской Феде рации или Государственным флагом Российской Федерации может быть наказано ограничением свободы, принудитель ными работами, арестом либо лишением свободы на срок до одного года. Флаг это, в отличие от знамени, явление более массо вое Да, так же как и полковое или дивизионное знамя, го сударственный флаг требует уважения к себе в большин стве стран существуют законы, строго карающие, например, за порчу флага или за его непочтительное использование. Но если полковое знамя является официальным символом только одного конкретного полка, то государственный флаг, являющийся одним из государственных символов, может быть поднят не только на крыше здания правительства, его можно увидеть в дни празднеств на крышах и стенах самых разных учреждений школ, банков, университетов, транс портных предприятий рис. 13 12 Рождение знамени. Ранняя история Вы можете сказать Но это ведь тоже свое го рода уникальное яв ление Ведь государ ственный флаг это символ конкретно го государства, отра жающий его историю и особенности, в сим волической форме рас сказывающий самое главное об этом самом государстве Да, это действительно так. И в этом так же как и в довольно за путанной истории российской государственной символи ки одна из причин того, что иногда у нас действительно понятия знамя и флаг пересекаются, а в некоторых изданиях по вексиллологии вообще не делают различия между ними. Возможно, вы обратили внимание, что упо минавшееся в предисловии Знамя Победы в то же время Рис. 1Знамя Победы Рис. 1Флаг Российской Федерации над крышей Зимнего дворца 13 Знамя и флаг есть ли разница называют штурмовым флагом а по сути оно представля ло собой изготовленный в полевых условиях Государствен ный флаг СССР с выведенным на нем белыми буквами на званием дивизии рис. 14 ЗНАМЯ ПОБЕДЫ 150 я стрелковая Идрицкая Идрицко Берлинская диви зия была сформирована в 1943 году в районе Старой Руссы. В апреле 1945 года, когда началась Берлинская операция, дивизии было вручено одно из девяти знамен, предназна ченных для водружения над Рейхстагом. В ходе взятия эти знамена были установлены в разных частях здания, в том числе и собственно Знамя Победы 150 й дивизии, кото рое установили Михаил Егоров, Алексей Берест и Мели тон Кантария. Так что, как видите, определенная путаница действительно есть. А сейчас мы запутаем вас еще больше ведь на самом деле большинство государственных флагов, по сути, вырос ли из военных знаков отличия, появившихся значительно раньше. Первоначально то, что мы сейчас именуем знаме нами и флагами, играло роль военных и церемониальных символов, а позднее появилась еще одна область флаг как символ власти правителя, как обозначение его владений, как государственный символ. Но не будем пугать читателя на самом деле сохранившие ся исторические источники вполне позволяют нам разобрать ся в истории знамен и флагов. Оговоримся сразу мы все же будем придерживаться той точки зрения, что знамя это в первую очередь военный символ, а флаг понятие более широкое. Поэтому говорить, например, государственное знамя не совсем верно. Но в то же время сказать барон такой то собрал под своим флагом сотни воинов вполне допустимо 14 Рождение знамени. Ранняя история Иногда предлагают такую классификацию современных флагов ВИДЫ ФЛАГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ ФЛАГИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ. ПРОВИНЦИЙ, ОБЛАСТЕЙ И ПР. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ ФЛАГИ ВОЕННО МОРСКОГО И ТОРГОВОГО ФЛОТА ФЛАГИ РАЗЛИЧНЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФЛАГИ КОНКРЕТНЫХ ВОЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЗНАМЕНА ФЛАГИ ОРГАНИЗАЦИЙ, КОРПОРАЦИЙ СИГНАЛЬНЫЕ ФЛАГИ Как видим, здесь знамя представлено как разновидность флага. Что же касается остальных видов мы затронем их историю и особенности позже. Надо сказать, что все подобные классификации не являются истиной в последней инстанции и не застрахованы от неточностей например, не всегда мож но провести четкий водораздел между флагами различ ных вооруженных сил и флагами военно морского и торго вого флота, а национальный флаг что это такое, разберемся позднее может не отличаться внешне от флага государствен ного. Да и в целом понятие национальный флаг довольно многозначно. 15 1 Самые первые Где и когда впервые появилось то, что мы можем на звать знаменем или флагом пусть и чисто условно В какой стране, в каком государстве Вопрос довольно сложный. Во первых, в эпоху Древнего мира, например, многие изобретения, открытия и про чие достижения военные и государственные симво лы вполне можно отнести к их числу были сделаны практически одновременно и независимо друг от друга. Поэтому по сей день честь изобретения флага истори ки приписывают то Древнему Египту, то Древнему Ки таю. А из этого вытекает во вторых можно ли счи тать, скажем, символические изображения богов или их священных животных, вокруг которых собирались вои ны, флагами и знаменами в их современном понимании 16 Рождение знамени. Ранняя история Наверное, можно, ведь в Древнем мире религия и хра мовые обряды были тесно связаны с властью рис. 15 А иногда правитель параллельно со своими непосред ственными обязанностями отправлял функции жреца и толкователя знамений Если мы будем оттал киваться именно от это го, то можно с уверенно стью сказать прообразы таких государственных символов, как флаги, по явились еще в Древнем Египте, около 3200 года до нашей эры, более пяти тысяч лет назад В Египетском музее Каи ра хранится ценный экс понат так называемая палетка Нармера Это пластина из твердой гор ной породы алевроли та, своей формой напо минающая вытянутый треугольник с закруглен ными углами. Ее разме ры около 42 на 63 сантиметров. Ученые предполагают, что когда то она могла как использоваться в культовых мероприятиях в храме, так и исполнять какие то чисто практические функции например, служить для расти рания красок. Но нам сейчас более всего интересны изо бражения на этой палетке. На ней представлены победы фараона Нармера, которому, в частности, приписывают честь объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое Рис. 1Фараон Эхнатон с супругой совершают подношения Атону солнцу. Рельеф XIV в. до н. э. 17 12 Самые первые государство хотя, скорее всего, этот процесс был мно гоэтапным и растянулся на много лет На одной сторо не палетки в центре изображен Нармер, замахнувший ся булавой на пленника. Над ним изображение бога Гора в образе сокола. ТАК КТО ЖЕ ОБЪЕДИНИЛ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Личность фараона Нармера по сей день вызывает споры. Из за того что до нас дошло не так уж много исторических источников пятитысячелетней давности, а также из за слож ностей с прочтением древнеегипетских иероглифов, выска зываются предположения о том, что Нармер это вообще некий собирательный образ нескольких фараонов. Также иногда его отождествляют с другими правителями воина ми Менесом или Царем Скорпионом Изображение на другой стороне палетки гораздо интерес нее. Его центральную часть занимают два фантастических существа серпопарда нечто вроде львов с длинными змеиными шеями Возможно, они олицетворяют две ча сти объединенного Египта. А над ними представлено це лое шествие В верхнем левом углу палетки сам фара он Нармер его легко узнать, так как он втрое выше всех остальных персонажей обычная для Древнего Египта особенность перед ним же и позади него шествуют ца редворцы, несущие в руках нечто вроде фигурных вым пелов на длинных шестах. Ученые предполагают, что это символы разных областей и провинций Египта, ставше го единым государством рис. 16 Достоверно прочитать эти изображения практически не возможно, но, вероятнее всего, их основу составляют силу эты священных животных, считавшихся покровителями той или иной территории и посвященных определенно му божеству, которых в Египте было великое множество. 18 Рождение знамени. Ранняя история Можно предположить, что эти символы слу жили не просто опо знавательными зна ками отдельных географических ре гионов, но и изобра жались на печатях, а также могли быть ориентиром для сбора войск. Чем не прооб разы знамен и флагов Примерно к этому же или чуть более позднему времени относится флаг най денный в 1972 году в иранском Кхабисе. На нем пред ставлены изображения трех женских фигур, льва, орла и быка. Видимо, так же как и в Древнем Египте, это изо бражение было предназначено для несения на высоком шесте. Упоминания о пра дедушках знамен и флагов есть и в Би блии там говорит ся о том, что именно под ними в древнем Израиле отдель ные племена реша ли важные вопросы. Более того, история сохранила описания символов отдель ных колен изра илевых но, ско рее всего, по своему Рис. 1Палетка Нармера Можно рассмотреть шествие с символами областей Египта Рис. 1Антонис ван Дейк. Медный змий. Ок. 16 18 1620. Музей Прадо 19 12 Самые первые смыслу и назначению они были ближе не к военным знаменам, а к родовым гербам. Отголоски этого можно найти и в таких известных преданиях, как, например, история о медном змии Согласно Ветхому Завету, когда Моисей выводил израильский народ из египет ского плена, многие люди, измученные долгими пе реходами по пустыне, начали роптать и предлагать вернуться обратно. За этим последовало божье наказа ние на путников пролился дождь из ядовитых га дов, спастись от которого можно было лишь под защи той медного змия, установленного Моисеем на высоком шесте столбе Есть предположения, что поклонение змею как, впрочем, и некоторым другим животным могло существовать в Иудее еще в древнейшие време на, а Ветхий Завет просто закрепил этот факт, при писав пророку изготовление чудодейственного изобра жения рис. 17 ПРЕДКИ И РОДСТВЕННИКИ Высказываются предположения, что история о медном змии является отголоском древнего тотемизма представ ления о родстве племени, рода или в более редких случаях конкретного человека с каким либо животным, растени ем или явлением природы. Тотемизм существует и поны не например, у североамериканских индейцев или ко ренных австралийцев рис. 18 Так что вполне вероятно, что змий в древние, доветхозаветные времена был то темом какого то из израильских родов. Нечто более напоминающее современные флаги, изготов ленные из ткани, появилось в Китае около 1500 года до н. э. Первоначально это были, видимо, опознавательные знаки императора, высших чиновников и полководцев. Полот нища ткани, на которых изображали драконов, тигров, 20 Рождение знамени. Ранняя история хищных птиц, дополня лись лентами и кистями из конского волоса. Как видим, история флага как такового уходит сво ими корнями в глубокую древность Правда, как именно назывались по добные предметы в Егип те, Иудее или в Китае к сожалению, сейчас уже не выяснить. Рис. 1Индейские тотемные столбы в Ванкувере реконструкция Современное фото 2 От Македонии до Персии В 1904 году в Москве под руководством историка и искусствоведа Александра Ивановича Успен ского была издана рукопись неизвестного авто ра XVII столетия Писание о зачинании знак и знамен, или прапоров рис. 19 Там появление прадедушек современных флагов и знамен в Европе описывается так Вельмейшей начальной, что из веку на землю полк вел, тот был Моисей, вельмейший слуга всемо гущего Бога. Он истинно был князь и водитель, такой князь и такой водитель, что после его кроме Христа Спасителя нашего навек тако на сем свете невиден был. Такожде разделил он израильских 12 колен 22 Рождение знамени. Ранняя история в 12 полков и приказал разные знамя и знаки иметь, под которыми они б всегда ходили. И сия слава о сотворении знамен греченам и македонянам извест на учинилась, и учали себе такоже знамяна творить и иметь по своему обычаю А от гречан приняли римляне сие дело 1 Конечно, это сочинение, ко торому около 400 лет, сей час выглядит несколько наи вным. Но все же в нем можно проследить несколько тен денций, с которыми соглас ны большинство современ ных историков во первых, точно определить время по явления первых прообразов знамен достаточно сложно автор процитированного произведения, как чело век явно религиозный, свя зывает их непосредственно с ветхозаветными история ми а во вторых, в истории флагов разных регионов есть определенная преемствен ность. Но на кого ориенти ровались греки и македонцы на древних евреев или на более близкие территориально народы вопрос спорный. 1Успенский А Писание о зачинании знак и знамен, или пра поров. По рукописи XVII века. М. Издание Императорского обще ства Истории и Древностей Российских при Московском универси тете. 1904. Рис. 1Писание о зачинании знак и знамен, или прапоров московское издание 1904 года 23 13 От Македонии до Персии Применительно к государствам Древнего мира бывает достаточно сложно провести грань между флагом и гер бом, между родовым знаком и знаменем одно и то же изображение могло чеканиться на монетах, присутство вать на украшающих дворец рельефах, служить опознава тельным знаком для войск и родовой эмблемой династии. В качестве примера можно привести династию Ахеме нидов, правившую перса ми в VIII IV веках до н. э. Представитель этой дина стии Кир II Великий превра тил персидское государство в огромную державу, пре кратившую свое существо вание около 330 года до н. э. под ударами армий Алексан дра Македонского. Наиболее узнаваемым символом этой державы было изображение распростершего крылья зо лотого орла бронзовые пластины с таким изображени ем, предназначенные, видимо, для несения на высоком шесте или копье, археологи находили во время раскопок рис. 0 Судя по всему, существовали и тканые вариан ты, но они из за своей недолговечности до нас не дошли. Таким образом, в VI столетии до н. э. персы уже актив но использовали прообразы знамен и флагов, более или менее напоминавшие современные. Но, как мы помним, на этих землях находили и значительно более древние изображения, еще не принявшие облик привычных нам флагов, но уже использовавшиеся как войсковые знач ки и ориентиры для солдат да и вообще для всех под данных. Рис. 0. Золотой орел Ахеменидов 24 Рождение знамени. Ранняя история ЧУДЕСНЫЙ ПЕТУХ Довольно популярным объектом изображения в культуре пер сов был красно золотой петух Пародаш, который, по представ лениям древних персов, своим криком отгонял разнообразную нечисть. Кроме того, ежеутренний крик петуха укреплял цепи, которыми был прикован к скалам демон Заххак поэтому Па родаша называли стражем и защитником Позднее, на закате истории Древнего мира и в раннем Сред невековье, существовало еще одно персидское государ ство империя Сасанидов, правда, относительно этни ческой принадлежности основной массы населения этого государства историки спорят до сих пор. Там одним из важ нейших символов был флаг, представлявший собой ква дратное полотнище или пластину с орнаментом, напоми нающим четырехлепестковый цветок рис. 112 Это так называемый Драфш Кавиан или символическое изображение фартука легендарного героя кузнеца Кава Кавы По преданию, однажды этот кузнец, призывая на род к восстанию против тирана чужеземца, в ка честве опознавательного знака для единомышлен ников поднял на высоком шесте свой фартук, сши тый из бычьей шкуры. Что же касается изобра жения на фартуке это звезда удачи Акотар. Некоторые специалисты в области вексиллоло гии считают, что именно в государстве Сасанидов Рис. Драфш кавиан в виде полотнища родилось представление 25 13 От Македонии до Персии о том, что потеря знамени в данном случае украшенно го звездой удачи непременно приведет к разгрому армии и в целом является страшным позором. Впрочем, подобное изображение встречалось и в более ранних восточных го сударствах, что заставляет думать, что Драфш Кавиан гораздо старше самой империи Сасанидов. Да и представ ление о святости военного знамени имело место и в более ранних государствах Высказываются также версии, что Акотар на самом деле вовсе не звезда, а древний солярный солнечный символ. Но вернемся в Древний мир. В IX веке до н. э. в Северной Африке финикийцами было создано государство Карфаген, которое быстро разбогатело и начало играть огромную роль в торговле и политике Сре диземноморья. После возвышения Рима началась схват ка двух гигантов войны Рима с Карфа геном вошли в историю как Пунические по латыни карфагеняне именовались Poeni или Puni отсюда и название и закончились около 149 146 года до н. э. падением Карфагена. Римские авторы, описывавшие эти события, неоднократно упоминали знамена карфагенских пол ководцев, в частности знаменитого Ганни бала. Сведения о них достаточно скудные, но можно предположить, что популярным мотивом при оформлении карфагенских знамен были различные обозначения, свя занные с богиней Танит и богом Баал Хам моном. Эти божественные супруги по читались прежде всего как соответственно олицетворения луны и солнца, хотя с те чением времени им приписывались все но вые и новые обязанности считалось, что Рис. 2. Драфш кавиан изготовленный из металла и увенчанный изображением орла 26 Рождение знамени. Ранняя история Танит покровительствует жен щинам, является воительницей иногда ее изображали с льви ной головой Баал Хаммон был также покровителем правителей и богом плодородия. Обоим бо гам при необходимости прино сились жертвы. До наших дней сохранились кар фагенские каменные стелы, на ко торых высечены символические изображения Танит трапеция в некоторых случаях треу гольник увенчанный горизон тальной полосой и кругом. Часто над всем этим можно было уви деть полумесяц рис. 3 Дан ный рисунок мог одновременно олицетворять равновесие, гармо нию, защиту и служить символическим изображением чело векоподобной фигуры. Баал Хаммон обычно изображался с увенчанным сосновой шишкой посохом символом плодовитости и иногда с пуч ком колосьев. Его голову в большинстве случаев венчала тиа ра или корона. А иногда символическим изображением этого бога служил просто круг изображение солнца рис. 4 Все перечисленные атрибуты, видимо, могли быть изобра жены на карфагенских военных флагах еще в первые века существования государства. В греческих источниках есть упоминания о том, что в V веке до н. э. корабли афинского флота уже опознавали друг дру га по неким знакам из пурпурной ткани видимо, они кре пились на мачтах пурпурный же цвет благодаря своей яр кости был виден издалека. Рис. 3. Карфагенская стела с символикой богини Танит 27 13 От Македонии до Персии Большинство древнегреческих го родов имели свои символы так, например, олицетворением столи цы Афин была богиня Афи на или посвященная ей сова, Ко ринф символизировал крылатый конь Пегас рис. 5 Их изобра жали на монетах, чеканившихся в этих городах, и, судя по все му, на прообразах боевых знамен, имевшихся в то время у греков. Как известно, греки были пре красными флотоводцами, и одно из самых известных морских сра жений древности битва при Са ламине состоялось в 480 году до н. э. во время греко персидских войн. Эта битва описана такими древними авторами, как Геродот, Ктесий, Эсхил. В частности, эти источники упоминают о том, что сигналом к атаке для греческих кораблей стал некий флаг с изображением боевого щита, вывешенный на мачте стра тегом Фемистоклом. Некоторые исследователи пишут о том, что это вообще был первый в исто рии Европы матерчатый флаг Но с учетом всего изложенного выше эта информация вызывает определенные сомнения В конце VII века до н. э. на терри тории современной южной Ита лии был основан греческий го род колония Посейдония, через несколько столетий захваченный Рис. 4. Анри Поль Мотт. Невеста Баала. 1885. Музей Орсе Рис. 5. Древняя коринфская монета статер с изображением Пегаса 28 Рождение знамени. Ранняя история римлянами и переименованный в Пестум. В XIX ХХ веках археологами там было найдено несколько древних гробниц с прекрасно сохранившимися фресками, на которых мож но рассмотреть воинов, несущих на плечах подобия знамен, водруженные на копья рис. 6 В четвертом столетии до н. э. молодой македонский царь Александр начинает свои завоевательные походы, поло жив начало созданию огромной империи, в состав которой войдут земли Греции, Сирии, Палестины, Персидской дер жавы, Египта В гробницах македонских царей в частно сти, в тех, которые считают принадлежащими родителям Александра археологи находили изображение шестнадцати лучевой звезды. По месту обнаружения большинства подоб ных изображений окрестности города Вергина в современ ной Греции такую звезду стали называть вергинской Рис. 6. Фрески из Пестума. Ок. IV в. до н. э. 29 13 От Македонии до Персии Встречается также наименование вер гинское солнце Впро чем, ряд исследовате лей склонны думать, что этот символ не яв ляется чисто македон ским и ранее был рас пространен в Греции, а македонцы просто за имствовали его и сде лали символом правя щей династии. Но что означает эта звезда Самое популярное объяснение таково четыре луча олицетворяют стихии зем лю, огонь, воздух и воду а остальные двенадцать главных богов греческого пантеона. Хотя встречаются изображения вергинской звезды и с двенадцатью, и с восьмью лучами ИСТОРИЯ ДРЕВНЯЯ И СОВРЕМЕННАЯ Изображение вергинской звезды в наши дни можно увидеть на флаге, который совместно используется тремя областями Греции Западной, Центральной и Восточной Македониями рис. 7 На флаге Северной Македонии, которая ныне явля ется самостоятельным государством, с 1992 по 1995 год также была изображена вергинская звезда но на красном фоне. Сейчас на красном флаге Северной Македонии стилизован ное восьмилучевое желтое солнце рис. 8 Вероятнее всего, вергинская звезда укрепляла боевой дух полков Александра во время многочисленных военных по ходов. В 183 1году при раскопках Помпей была обнаружена мозаика, созданная примерно в 100 году до н. э. и представляющая про тивостояние Александра Македонского и персидского царя Рис. 7. Флаг Греческой Македонии 30 Рождение знамени. Ранняя история Дария III во время битвы при Иссе Ма лая Азия Это сра жение состоялось в 333 году до н. э., и персы потерпели в нем сокрушитель ное поражение. К сожалению, мо заика сохранилась не полностью, но ключевых персонажей вполне можно рассмотреть слева Александр верхом на коне пронзает ко пьем одного из защитников персидского правителя, а почти в центре безоружный Дарий на колеснице, с ужасом взи рающий на своего соперника. Переведите взгляд от фигуры Дария вправо там, над головами коней и воинов, вы уви дите большое пятно мозаика осыпалась. Именно там ког да то находилось изображение, которое историки называют персидским штандартом Что такое штандарт Пока ска жем только, что это слово не использовалось ни македонца ми, ни персами, ни римлянами оно появилось значительно позднее. Возмож но, на этом штан дарте находилось изображение уже известных вам орла или петуха. Если присмотреть ся, то часть шеста, на котором распо лагался штандарт, и рамы основы все же сохрани лась рис. 9 Рис. 9. Мозаика Битва при Иссе Ок. 100 года до н. э. Национальный археологический музей Неаполя Рис. 8. Современный флаг Северной Македонии 3 3 От Македонии до Персии Что же касается воинов Александра, то на сохранивших ся частях мозаики нет ничего, что можно было бы принять за прототипы воинских знамен. Правда, доспехи маке донского правителя украшает изображение головы горго ны Медузы есть версии, что подобные изображения са мых страшных представителей мифологии могли у разных народов размещаться не только на доспехах, но и на штан дартах в первую очередь для устрашения врагов. До нас дошли рисунки, сделанные археологами вскоре по сле обнаружения мозаики. На них грандиозное произведение его размер почти 3 на 6 метров представлено без дефек тов и штандарт за спиной персидского правителя виден очень хорошо. Он имеет квадратную форму, сделан, судя по всему, из ткани и украшен бахромой по нижнему краю рис. 120 Означает ли это, что в начале XIX века мозаика была в бо лее пристойном состоянии Возможно, да. Но, конечно же, не в столь блестящем, как можно судить по рисункам. Ско рее всего, художник просто дополнил по своему разумению утраченные фрагменты. Был ли фрагмент с персидским фла гом утрачен уже тогда или на тот момент он существовал хотя бы частично достоверно не известно. Кстати, и само название, данное мозаике искусствоведа ми, Битва при Иссе довольно условно. Мы не знаем, какое конкретно сражение времен противостояния персов и македонцев здесь представлено. Древ неримский писатель Плиний Старший упо минает о некоей фре ске работы греко ма кедонских мастеров конца IV века до н. э., которая, возможно, послужила образцом Рис. 120. Неизв. автор. Рисунок Мозаика Битва при Иссе XIX в. Справа хорошо виден штандарт 32 Рождение знамени. Ранняя история для помпейской моза ики, но до наших дней не сохранилась. Конечно, безоговороч но верить как истори ческому источнику мозаике, созданной более чем через двести лет после смерти Да рия и Александра, мы не можем. Но все же нужно признать уже в эпоху Древнего мира военные знамена пусть и не совсем такие, как сейчас были вполне обыденным явлением. Правда, судить о том, у какого народа и как они назывались, практически невозможно На картине французского придворного художника XVII века Шарля Лебрена Вступление Александра Македонского в Ва вилон мы видим и боевые знамена, и фигурки на высоких древках и то и другое несут воины в правой части карти ны рис. 12 1На алом полотнище можно рассмотреть изо бражение змеи, а позолоченная фигурка представляет собой то ли быка, то ли барана все эти существа вполне могли служить в качестве символов и опознавательных знаков ма кедонским воинам. Как известно, в огромной армии Алек сандра были представители самых разных народов и пле мен. Впрочем, фантазию французского художника никто не ограничивал, и стопроцентно исторической эта живо пись не может считаться никак. Это в первую очередь лич ный взгляд художника, так же как, например, произве дение Шарля ван Лоо, где над армиями Александра реют белоснежные знамена рис. 122 Конечно, перечисленные нами примеры далеко не исчерпы вают историю флагов и знамен древних государств речь Рис. 12 1Шарль Лебрен. Вступление Александра Македонского в Вавилон. 1665. Лувр 33 13 От Македонии до Персии идет лишь о наиболее ха рактерных образцах. Пока обратим внимание вот на что. Большин ство древних знамен от личались от современ ных способом крепления полотнища на древке. В большинстве случаев на высоком шесте ко пье укреплялась дере вянная рамка или просто поперечная перекладина, к которой уже прикрепляли собственно матерчатое полотни ще. А когда же появились флаги, прикрепленные к древку боковой стороной полотнища, то есть такие, которые сейчас более нам привычны Многие издания пишут о том, что та кой способ крепления полотна появился еще в Древнем Ки тае, но до Европы дошел только к IX X веку, причем пер вопроходцами в этом оказались викинги. Наиболее широко такие флаги распространились в период крестовых походов. Но на самом деле, вероятнее всего если судить по греческим и римским росписям и мозаикам, хотя они не всегда дают до стоверную информацию первые флаги с боковым крепле нием имели место на территории нынешней Европы еще в эпоху Древнего мира, хотя, конечно, были редки. В III II веке до н. э. начинается период активных завоева ний, осуществлявшихся Римской республикой. Римляне восприняли и творчески переработали многие достиже ния покоряемых ими народов. Это в полной мере относит ся и к истории знамен, в развитие которой Рим внес значи тельный вклад Рис. 122. Шарль ван Лоо. Победа Александра над пенджабским владыкой Пором. 1738. Музей искусств округа Лос Анджелес 34 1 Штандарты, сигнумы, вексиллумы До нас дошло множество названий и изображений различных римских штандартов. Ну вот, кста ти, и настал удобный момент разобраться с тем, что же обозначает это слово. По поводу происхождения термина штандарт есть несколь ко версий. Похожие слова, обозначавшие воинское знамя, су ществовали в разных языках нидерландское standard ста рофранцузское estendard и так далее. В России его начали активно употреблять лишь в первой трети XVIII века, хотя в Европе оно, видимо, существовало за несколько столетий 35 1Штандарты сигнумы, вексилл умы до того. И судя по всему, первоначально штандартом там на зывали любой боевой опознавательный знак не только по лотнище на древке, но и разнообразные фигурки, символы, матерчатые хвосты и прочее. Поэтому когда мы говорим о персидских штандартах или римских штандартах в этом есть определенная неточность. Да, с точки зрения со временного исследователя, то, что мы видим за спиной Дария на мозаике битва при Иссе или в руках римских легионе ров на античных рельефах, это штандарты. Хотя ни древ ние греки, ни древние персы, ни древние римляне это слово не использовали. Мы употребляем слово штандарт приме нительно к древним военным знакам просто для удобства хотя бы потому, что зачастую попросту не знаем, как они на зывались у себя на родине Правда, к Риму это не относится. Сейчас штандартами принято называть 1Знаки различия военных формирований как историче ских, так и современных В Русской императорской ар мии штандарт вручался за особые заслуги так, в Своде военных постановлений 1840 года говорилось Жало ванные войскам знамена, штандарты и прочие регалии присваиваются им навсегда, как отличительные зна ки, свидетельствующие о храбрости и доблести войск В большинстве случаев штандарт был квадратной формы в документах также встречается описание непрямоугольный так как редко, но встречались штандарты не стандартных очертаний Он мог как крепиться к древку одной стороной полотна как большинство современных флагов так и располагаться на нем при помощи пере кладины по образу и подобию, например, уже известных нам персидских штандартов рис. 123 То есть можно говорить, что штандарт в данном слу чае это разновидность военного знамени, хотя в опре делениях, которые дают авторы соответствующей ли тературы, есть разночтения. Иногда утверждают, что 36 Рождение знамени. Ранняя история штандарт всег да квадратной фор мы, но, как видим, это не совсем верно. Не соответствует ис тине и часто встреча ющееся утверждение, что штандарт всегда укреплен на перекла дине или раме и на правлен лицевой сто роной вперед Вот, например, перед вами штандарт юнкер или эстандарт юнкер, в русской кавалерии до 1856 года они назывались фанен юнкерами, от нем. Fahne зна мя Войсковые штандарты прикреплены к древку од ной стороной рис. 124 2. Исторические и современные персональные знамена знати и некоторых должностных лиц. Например, бо ярские прапоры широко распространенные в России к XVII столетию о них речь впереди 3. Личные знамена главы государства, входящие в число официальных символов власти. Их обычно поднимают там, где в данный момент находится указанное лицо Штандарт Государя Императора Штандарт Прези дента Российской Федерации Таким образом, получается, что понятие штандарт прак тически ничем не отличается от понятия знамя Разве что большим разнообразием размеров и форм. Впрочем, как уже говорилось, в области вексиллологии значения терми нов часто переплетаются между собой хотя бы потому, что пришли они из разных языков, но обозначают при этом схожие предметы. Рис. 123. Участники парада в честь Дня Победы на Красной площади со штандартами фронтов 194 945 годов. Современное фото 37 1Штандарты сигнумы, вексилл умы ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ШТАНДАРТ Штандарт Президента Российской Федерации установлен Ука зом 3 19 от 15 февраля 1994 года. Он представляет собой ква дратное полотнище из трех полос одинаковой ширины белой, синей и красной цвета Государственного флага РФ Полотни ще окаймляется золотой бахромой. В центре золотой Госу дарственный герб Российской Федерации. Ну а теперь подробнее о Древнем Риме. В этом государстве была создана мощная и логично постро енная армия, правда, с течением времени ее структура не сколько видоизменялась. Во времена поздней республики и империи римская армия состояла из легионов от лат. lego, legere собирать В од ном легионе в разное время насчитывалось от 2 до 10 ты сяч человек. Десятой частью легиона была когорта от лат. сohors огораживать которая ко II веку до н. э. состояла из двух манипул от лат. manipula горсть или manus рука Манипула делилась на две центурии от лат. сentum сто Центурия же могла в разное время насчитывать от 60 до 120 человек после реформы Гая Мария в центу риях состояло по 100 воинов. Самой мелкой тактической единицей был контуберний от лат. сontubernium, то есть сопалатник состоявший Рис. 124. Неизв. автор. Эстандарт юнкер Екатеринославского полка слева и трубач Казанского кирасирского полка справа Гравюра ок. 1840 х 38 Рождение знамени. Ранняя история из 8 10 человек. Десять контуберниев формировали цен турию. Полководец и политический деятель Гай Марий ок. 158 до н. э. 86 до н. э. провел военную реформу, снизив иму щественный ценз для воинов, унифицировав обучение и эки пировку, что привело к зна чительному увеличению римских вооруженных сил рис. 125 Структура ста ла более четкой одна центу рия состояла из 100 воинов, 6 центурий составляли когор ту, 10 когорт образовывали легион. Армия при Марии стала бо лее мобильной за счет того, что обозы были уменьше ны а значит, каждый ле гионер начал таскать на себе еще большее количество аму ниции и разного скарба, при том что и до реформы Мария небоевая нагрузка на вои нов была весьма значитель ной рис. 126 ДОЛЯ ЛЕГИОНЕРА Во времена реформы Мария римских легионеров часто назы вали варикозусами подобные заболевания вен нижних ко нечностей возникали от большой физической нагрузки и дол гих переходов и даже мариевыми ослами или мариевыми мулами Встречалось и прозвище ячменники каша и хлеб были основой рациона рядового воина, причем хлеб для себя они подчас вынуждены были жать самостоятельно. Рис. 125. Джон Вандерлин. Марий на развалинах Карфагена. 1807. Музей изобразительных искусств, Сан Франциско 39 1Штандарты сигнумы, вексилл умы Первые знаки прототипы зна мен и флагов ви димо, появились в римской армии задолго до того, как сложилась легионная систе ма Первоначаль но они не были унифицирова ны, и, возможно, в каждом подраз делении командиры создавали эти знаки кто во что горазд. Но практически всегда основой было копье или просто вы сокий шест, на котором укреплялись какие либо яркие, привлекавшие внимание предметы. С расширением госу дарства и войска военные знаки приобретали все более стан дартный и, если можно так сказать, качественный вид. В современной вексиллологии принято все варианты рим ских военных знаков для удобства именовать римскими штандартами Знаки штандарты отдельных когорт или манипул име новались сигнумами от лат. signum знак Пер воначально основой для них, возможно, служили обыч ные копья, но с течением времени начали изготавливать специальные древки с листообразным навершием. Очень часто навершие наконечник изготавливалось в виде от крытой ладони. Этому есть два наиболее популярных объ яснения ладонь либо символизировала присягу на вер ность, которую давал воин, либо являлась визуальным отображением названия манипула что, как вы пом ните, буквально означало горсть Сторонники второго варианта считают, что сигнумы с изображением ладони Рис. 126. Римские легионеры. Современная историческая реконструкция 40 Рождение знамени. Ранняя история по понятной причине были характерны именно для мани пул, а в качестве штандартов других подразделений они использовались редко. Постепенно складывается традиция укреплять на древке сигнума так называемые фалеры металлические пла стины круглой или овальной формы. Первоначально фа леры служили просто для украшения конской сбруи или доспехов, но с течением времени они превратились в на грады за военные заслуги, которыми могли отметить как отдельного воина, так и целое подразделение. Фалеры мог ли быть украшены орнаментом, на них могли изображать богов войны, мифологических персонажей после укрепле ния императорской власти на них появились портреты им ператоров. Также на сигнуме можно было разместить лав ровый венок, если манипула или когорта удостоились его за боевые заслуги, и дощечку с номером подразделения. За сигнум отвечал человек, которого мы сейчас назва ли бы знаменосцем, а в рим ской армии он именовал ся signifer что интересно, он же был и казначеем под разделения, то есть ответ ственность на него возла галась очень серьезная. Почтение к своим воен ным знакам у римлян было огромным рис. 127 В последние десятилетия до н. э., при Октавиане Ав густе, складывается культ императора его обожест вляют и, видимо, в это же время в римских войсках Рис. 127. Различные виды римских штандартов. Иллюстрация из издания 1880 года История флага США 4 Штандарты сигнумы, вексилл умы появляется особый вид штандарта имаго лат. imago, бук вально изображение Он представлял собой начеканен ный на металлическом листе портрет правителя. Этот портрет располагался, как и другие военные штандарты, на высоком древке он не заменял собою другие виды военных знаков, а до полнял их, служа напоминанием о верности присяге и подни мая боевой дух солдат. Тот, кто отвечал за имаго, именовал ся имагинифером и служил всегда в первой когорте легиона. Что же касается легионных знаков вплоть до реформы Гая Мария легионы обычно избирали для своей эмблемы изо бражение какого то животного или птицы кабана, волка, орла. Единства в этом плане не было. Встречались даже ми фологические персонажи, такие как кентавр или Минотавр. Марий, унифицировав войсковую систему, решил внести яс ность и в армейские символы, приняв в качестве единой для всех легионов эмблемы изображение орла птицы Юпите ра царя богов с молниями в лапах, закрепленное на вы соком древке. В период республики орел был серебряным, а при императорах стал золотым вернее, посеребренным и позолоченным соответственно. Таким образом, легионный сигнум, приобретя единообраз ный вид, стал называться аквилой лат. aquila орел и приобрел значение уже не просто опознавательного знака и символа доблести, а в прямом смысле святыни. Легион, утративший аквилу, расформировывался. В легионе было шестьдесят центурионов. Центурионы пер вых пяти когорт считались старшими центурионами выс шего ранга Первым среди них был примипил помощник командира легиона, глава первой центурии первой когор ты. Ему то и была доверена охрана легионного орла в лаге ре орел находился в непосредственной близости от палатки примипила в специальном помещении, которому придавал ся статус святилища. На марше аквилу нес так называемый аквилифер рис. 128 42 Рождение знамени. Ранняя история Особым видом римского штандарта являлся вексиллум лат. vexillum Внешне он представлял собой прямоугольное полот нище из ткани, закрепленное на перекладине, укрепленной поперек древка или копья так же, как многие уже извест ные нам исторические штандарты На полотнище указы вался номер подразделения и его эмблема в большинстве случаев это были знаки зодиака. Воина, который переносил вексиллум, называли вексиллярием или вексилариусом. А вот какие именно подразделения имели вексиллумы в качестве воен ных штандартов до сих пор од нозначно не установлено. Многие историки считают, что вексиллумы использовались подразделениями, не входившими непосредственно в состав легионов например, каки ми то вспомогательными отрядами. Есть также версии, что вексиллум был в первую очередь штандартом кавалерии или отличал какие то особо заслуженные, ветеранские войска. Некоторые специалисты пи шут, что подобный штандарт просто обозначал место пребывания полко водца или служил сигналом, напри мер к началу атаки. Есть и такой вариант имелись и полководче ские и обычные полковые вексил лумы, но тот, который был поднят над палаткой полководца, отличал ся от всех остальных по цвету был ярко красным рис. 129 С уверенностью можно судить лишь о том, что во времена поздней Рис. 128. Аквилифер. Иллюстрация из книги Юлия Цезаря Записки о галльской войне изданной в 1898 году 43 1Штандарты сигнумы, вексилл умы империи в первые века нашей эры век силлум вернее, его фор ма стал основным ви дом римского знамени, практически вытес нив собой прочие виды штандартов. В начале IV века н. э., когда при императоре Константине христиан ство стало господству ющей религией Рима, появился новый тип вексиллума, получив ший название лаба рум Вероятно, назва ние представляет собой измененное латинское laureum, то есть увен чанный лаврами От носительно того, как выглядели первые ла барумы, сохранилось не так уж много сведе ний известно только, что на вершине древка обычно располагалась так называемая хризма, или монограмма Хри ста состоящая из скре щенных букв Х и Р рис. 130 На полотни ще могли разместить Рис. 129. Джованни Баттиста Тьеполо. Битва при Верцеллах победа Гая Мария над кимврами. 1720 е. Музей Метрополитен. Слева хорошо виден легионный орел и нечто напоминающее вексиллум Рис. 130. Хризма на саркофаге римского христианина. IV в. Музей Ватикана 44 Рождение знамени. Ранняя история изображение креста и девиз In hoс signo vinсes С этим знаком победишь Иногда и само полотнище лабарума было крестообразным. Собственно лабарумы до наших дней не дошли, но сохрани лось множество их изображений на римских рельефах, фри зах, саркофагах, фресках. Они были весьма разнообразны по оформлению, но тематика величия христианства и его могущества оставалась неизменной рис. 13 1 ИСТОРИЯ ЛАБАРУМОВ В октябре 3 12 года состоялась так называемая битва у Мульвий ского моста между войсками Константина и Марка Максенция, римского узурпатора, претендовавшего как, впрочем, и Кон стантин на единоличную власть в Западной Римской империи. Константин одержал победу именно она позволила ему сделать христианство государственной религией и впоследствии войти в историю как Великий. По легенде, перед сражением Констан тин увидел во сне штандарт с хризмой и девизом In hoс signo vinсes С этим знаком победишь у нас более известным как Сим победиши В первые века нашей эры у римской кавалерии появляет ся еще один вид штандарта так называемый дракон, или драко draсo По самой популярной версии, римляне заим ствовали его у сарматов ираноязычных кочевников, ко торые тогда активно вливались в римские войска. Дракон представлял собой изготовленную из бронзы голову с рази нутой пастью, к которой сзади крепился длинный матерча тый хвост Этот хвост был сшит в виде конуса, направ ленного узкой частью назад. Во время движения всадника, несшего на древке дракона, воздух попадал в драконью пасть и выходил через матерчатый хвост конус, надувая его и заставляя трепетать на ветру. Есть упоминания о том, что драконы могли издавать разнообразные звуки свист, 45 1Штандарты сигнумы, вексилл умы вой, шипение. Скорее всего, это объяснялось особенностя ми конструкции драконьей головы, в которой проделывали специальные отверстия для возникновения подобных зву ковых эффектов. Возможно, изначально драконы использовались в первую оче редь для определения направления ветра эта информация была необходима лучникам. Но с течением времени они ста ли использоваться для придания дополнительной зрелищности и внушительности войску. Пур пурные драконы сопровождали императора. Похожие штандар ты использовались и позднее в Византийской империи. Наверное, вы уже поняли именно слово вексиллум ста ло основой для названия уже упоминавшейся науки о фла гах вексиллология В Рос сии одним из ее основателей был Петр Иванович Белавенец 1873 1932 Он был капитаном первого ранга, участником Цу симского сражения в миру проявил себя как историк, писа тель, геральдист, автор несколь ких десятков книг, в том чис ле Краткая записка о старых русских знаменах О знаме нах и гербе морского кадетско го корпуса и других. Интересно, что, хотя изучение флагов и знамен велось задолго до наступления ХХ века, термин Рис. 13 1Изображение императора Гонория, в руках которого лабарум с надписью INNOMINE XPI VINсAS SEMPER Именем Христа всегда победишь Рельеф V в. 46 Рождение знамени. Ранняя история вексиллология появился только во второй половине 1950 х годов благодаря американцу Уитни Смиту 1940 20 16 преподавателю Бостонского университета. Написанные им книги, посвященные истории и научному анализу флагов и знамен, способствовали новому всплеску интереса к век силлологии на Западе в 1960 х годах. Тем же Смитом был предложен термин вексиллоид кото рый, впрочем, не слишком часто используется особенно начинающими исследователями. По мнению Смита, вексил лоидом можно называть объект, по функциям схожий с фла гом или знаменем, но отличающийся в некоторых деталях в основном по своему внешнему виду. Смит также предложил систему символов для идентифика ции и описания флагов кем и когда флаг используется, яв ляется ли он гражданским, правительственным, военным, принят ли он официально, каким образом и где можно его вывешивать и так далее 47 1 Византия и Древняя Русь Византия государство, образовавшееся после раз дела Римской империи, унаследовала культур ные черты Греции и Рима, обогатив их восточной яркостью. Штандарты и лабарумы римской традиции про должали свое существование на византийских землях более того, хроники упоминают, что лабарум Константина кото рый был изготовлен по образу и подобию того, что приснил ся императору перед битвой с Марком Максенцием хранил ся как великая реликвия в Константинополе как минимум до IX столетия. Византийцы с их пристрастием к пышности и торжественно сти активно использовали лабарумы и штандарты не только 48 Рождение знамени. Ранняя история во время военных походов, но и, например, в церемонии вос шествия на престол. Нового правителя собравшиеся войска приветствовали громкими кликами, высоко поднимая бога то украшенные знамена В первые века существования государства, видимо, в визан тийском войске были вполне привычным явлением римские одноглавые орлы аквилы, они упоминаются, в частности, в военном трактате конца VI начала VII века Стратеги кон Маврикия Также одноглавый орел в это время си дит на византийских печатях и монетах. Примерно тог да же в описаниях византийских вооруженных сил начинает встречаться такое название военного знамени, как бандон. Если верить источникам, оно, в отличие от римских век силлумов, крепилось к древ ку одной стороной как более привычные нам сейчас фла ги и было украшено несколь кими выступающими коси цами или лентами. Правда, сведения о том, что на этих знаменах изображалось, очень скудны. Постепенно на смену одногла вым орлам в Византии прихо дит двуглавый рис. 132 Его происхождение по сей день является предметом ожесточенных споров исто риков и геральдистов. Чаще всего двуглавого орла связы вают с историей династии Па леологов они управляли Ви зантией с 126 1по 1453 год рис. 133 При Палеологах Рис. 132. Византийский император Иоанн VI Кантакузин на церковном соборе в Константинополе. Миниатюра XIV в. Национальная библиотека Парижа. Под ногами правителя видна подушка с вышитыми двуглавыми орлами 49 15 Византия и Древняя Русь он действительно стал импе раторской эмблемой, но подоб ные изображения встречались в Византии еще в XI столе тии, в годы правления дина стии Комнинов. Причем, ве роятнее всего, византийцы попросту переняли у кого то это изображение. Двуглавые орлы были вырезаны на печа тях, обнаруженных археоло гами на территории бывше го Хеттского царства Малая Азия в индуистской тради ции с глубокой древности была известна двуглавая птица Ган даберунда. Так что византийцы явно не были первопроходца ми в создании этого символа. Но именно благодаря Визан тии одному из крупнейших и сильнейших государств Античности и Средневековья двуглавый орел стал ши роко известен и впоследствии перекочевал в геральдику таких государств, как Россия, Болгария, Священная Рим ская империя и так далее. В ЗНАК УВАЖЕНИЯ В Византии особо почиталась Богоматерь. Ее считали покрови тельницей и в бытовых вопросах, и в политике, и на поле боя. В источниках сохранились упоминания о том, что император Иоанн I Цимисхий, правивший государством в 969 976 годах, после успешного военного похода отказался въезжать в Констан тинополь на раззолоченной триумфальной колеснице. Он поста вил на нее икону Богоматери, с которой не расставался во вре мя похода, сам же почтительно следовал позади. Рис. 133. Эмблема Палеологов. Изображение XV в. 50 Рождение знамени. Ранняя история В IX X столетиях варианты изображений на знаменах византийских войск становятся все более разнообразны ми. Например, на них начинают размещать изображения святых Георгия Победоносца, Федора Стратилата, Дми трия Солунского. Не будем забывать, что именно в Византии в VI столетии был создан образ Спасителя, ставший ориентиром для всех последующих изображений Иисуса Христа. Ныне это изображение Христос Пантократор Христос Всевластный находится в монастыре святой Екате рины на горе Синай. Да и в целом в ранней византийской иконописи сложились все характерные черты и каноны этого вида искусства, унаследованные впоследствии Ру сью так же как и многие традиции изготовления зна мен и флагов. О том, как выглядели древнерусские военные знаки в до христианский период, известно не слишком много. Что же касается их происхождения и назначения, то эта история, судя по всему, не слишком отличалась от истории воен ных штандартов Персидской державы, Греции, Рима, Византии Первоначально эти знаки выполняли функ цию ориентиров для воинов, отмечали местонахождение командира. На высоком древке укреплялись яркие тка ные ленты, пучки конского волоса либо какие то фигур ки. Впоследствии их заменили клинообразные куски тка ни ярких цветов в первую очередь, видимо, красного. Наиболее известным термином, обозначающим древнерус ское военное знамя, является стяг Это более краткая форма от сътягати стягивать то есть соединять, связывать. В некоторых российских диалектах по сей день используется слово стяг или стяжок которым обо значают длинную жердь или палку первоначально, ви димо, подобные жерди использовали для стягивания удержания сена при перевозке на возу. Кроме того, слово 5 5 Византия и Древняя Русь стяг у нас до сих пор используется в значении флаг знамя Мы можем сказать стоять под стягом прав да, в основном для того, чтобы придать изложению бо лее возвышенный стиль. Из широкого обращения слово стяг выходит примерно в XVII столетии, уступив ме сто слову знамя Уже упоминавшийся П. И. Белавенец писал Подобно западной армии войско делилось по военачальникам или владетелям, с которыми они пришли на поле брани. Каж дый владетель имел свой стяг, а потому полки делились и считались по числу знамен или стягов. Так, в 12 16 году в войне князя Георгия Суздальского с новгородцами у по следних было тринадцать, а у первого семнадцать стягов 2. Стягом в Древней Руси также было принято называть и само войско стоять под стягом могло означать не толь ко находиться в непосредственной близости от знамени но и принадлежать к определенному войску быть в со стоянии боевой готовности Сейчас в основном в области фолк хистори высказыва ются утверждения, что войска Древней Руси могли вы ступать в походы под стягами с изображением так назы ваемого коловрата, солярного символа. Но, во первых, никаких убедительных доказательств этому нет, а во вто рых, сам термин коловрат вряд ли имеет древнерусское происхождение. Красные треугольные стяги над головами русских вои нов в походе на Царьград 907 года хорошо видны на ми ниатюрах так называемой Радзивилловской летописи Правда, необходимо учитывать, что оригинал созданный, предположительно, в XIII столетии до нас не дошел, мы можем видеть лишь так называемые списки XV века. Так 2 Белавенец П Краткая записка о старых русских знаменах. СПб. сенатская типография, 19 52 Рождение знамени. Ранняя история что в любом случае ни переписчики, ни автор первона чального документа не могли видеть своими глазами по ходы первых русских князей рис. 134 Что же касается текстов древних документов, то там упо минания стягов встречаются достаточно часто. Во вре мя переходов стяги путешествовали в обозе, на древках их укрепляли непосредственно перед битвой. Охранять стяг как в мирное время, так и во время сражения было дове рено наиболее опытным дружинникам так называемым стяговникам Даже понятия победа или поражение часто поэтически обозначали соответственно как прости рашася стяг яко облацы или подсекоша стяг Так же как и легионные знаки в Древнем Риме, стяги на Руси имели практически сакральное значение. Под ними приносили клятвы, заключали различные полити ческие договоренности. Очень рано в русских летописях начинает упоминаться и еще один вид военного знамени хоругвь. Например, Рис. 134. Миниатюра из Радзивилловской летописи изображающая поход князя Олега на Царьград Константинополь Хорошо видны красные стяги. XV в. 53 15 Византия и Древняя Русь в Слове о полку Игореве XII век мы читаем червле ный стяг, белая хоругвь, храброму Святославичу Популярна версия, что хоругвь это просто более позд няя версия стяга с изображением святого или святых появившаяся после распространения на Руси христиан ства и игравшая практически роль походной иконы То есть на смену стягу пришли хоругви. Но это не совсем так. Да, полотнища с изображениями Богородицы, Иисуса Христа или святых появились на русских землях позже, чем простые стяги. Но само слово хоругвь так же как, впрочем, и стяг и знамя согласно многим исследо ваниям уходит корнями, скорее всего, в так называемый праславянский язык. Понятие хоr gу было практиче ски тождественно стягу а вот znam дало начало та ким терминам, как знак признак знамение После активной христианизации русских земель обычные стя ги, по прежнему игравшие роль в первую очередь ориен тира и символа военной доблести, продолжали существо вать параллельно с хоругвями, которые воспринимались не только как военно религиозное знамя, но и как сим вол победы, олицетворение сильного верой государства. Можно также предположить, что слово хоругвь исполь зовалось на русских землях еще до того, как на полотни щах появились изображения святых, и, соответственно, стяг и хоругвь означали практически одно и то же. А с распространением религиозных изображений хоругвя ми стали называть именно военные знаки с изображени ями святых ликов Много лет спустя слово хоругвь продолжали использовать в широком смысле, для обозна чения всех знамен как святых для защитника государства предметов. Так, в памятке для нижних чинов военно го министерства от 1835 года мы читаем Знамя есть свя щенная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины 54 Рождение знамени. Ранняя история ЦЕРКОВНЫЕ ХОРУГВИ Слово хоругвь применяется также для обозначения церков ного знамени, используемого во время крестного хода. Соглас но церковной традиции, хоругвь представляет собой зримый символ победы добра над злом, жизни над смертью. На хо ругви могут быть представлены как одиночные образы Иису са, Богоматери и святых, так и сложные многофигурные ком позиции сцены из Священного Писания. Хоругви могут быть как матерчатыми с вышивкой, так и деревянными, и металли ческими, и комбинированными например, вышивка с эма левым медальоном рис. 135 С XIV века на русских стягах все чаще начинают изобра жать лик Спасителя и подобные стяги именуют в источниках знамения Иногда исследователи указывают, что имен но тогда от знамения произошло слово знамя Это не со всем верно как уже было сказано, слово znam было из вестно значительно ранее. Так что, скорее всего, его просто Рис. 135. Крестный ход с хоругвями. Современная фотография 55 15 Византия и Древняя Русь привязали к определенному типу изображения. И имен но знамя как обозначение военного штандарта закрепи лось в итоге в русском языке. Согласно летописям, перед черным знаменем с вышитым на нем образом Иисуса Христа молился в 1380 году князь Дмитрий Иванович перед Куликовской битвой. Правда, по поводу цвета исследователи спорят есть версия, что зна мя было не черное, а червчатое то есть красное. Оставалось совсем немного времени что такое для истории несколько десятилетий или даже веков до того момента, ког да русские знамена перестанут быть лишь военными знаками и превратятся в официальные государственные символы Стяги и хоругви были довольно разнообразны по форме тре угольные, прямоугольные, снабженные хвостами На ил люстрациях некоторых летописей хорошо видно, что на древ ке над самим полотнищем стяга иногда размещается то ли связка шнуров, то ли пучки конского волоса так называ емая стяговая челка Видимо, эта деталь была унаследо вана из более древних времен. У кочевников, с которыми древнерусские войска встреча лись регулярно, также имели место разнообразные военные знаки и символы власти полководцев. В XIII веке начинает ся активное противостояние Руси и монголов и до нас до шли, в частности, описания ханского штандарта, сделанно го из девяти конских или ячьих хвостов Тюркское слово бунчук позже использовалось для обозна чения символа власти в Османской империи и на территории Речи Посполитой. Бунчуки имели много общего с монголь скими штандартами и, возможно, являлись их прямыми наследниками они представляли собой шест, украшенный конскими хвостами, увенчанный металлическим шаром или полумесяцем. Бунчук проник и в Запорожскую Сечь его носили перед гетманом и устанавливали перед гетман ской палаткой. 56 1 Раннее Средневековье. Военная доблесть и покровительство церкви В 476 году в Западной Римской империи был от странен от власти правитель Флавий Ромул Ав густ Ромул Августул и фактически управлять государством стали варварские военачальники. С па дением Рима завершилась эпоха Античности и наступило раннее Средневековье. На территории бывшей Западной 57 16 Раннее Средневековье Римской империи начинают формироваться новые госу дарства, которые станут основой хорошо знакомых нам Франции, Германии, Италии Напомним самую известную периодизацию эпохи евро пейского Средневековья, так как к ней нам не раз придет ся обращаться. Раннее Средневековье началось в конце V столетия 476 год и завершилось примерно в середине XI века. Высокое Классическое Средневековье длилось с сере дины XI по конец XIV века. И, наконец, позднее Средневековье наступило в конце XIV и продолжалось примерно до середины XVI сто летия. Конечно, все периодизации довольно условны и государ ства развивались неравномерно. Для культуры раннего Средневековья в Западной Европе характерно смешивание христианской традиции как с рим ским языческим наследием, так и с чертами культуры пришлых, варварских племен. Укрепление значимости церкви и в то же время непрерывные военные конфлик ты оказывали влияние на изобразительное искусство, ко торое становилось глубоко символичным и проникнутым религиозным духом, и на архитектуру, которая станови лась более тяжеловесной. Конечно же, знамена раннего Средневековья тоже отразили на себе особенности евро пейской истории. На протяжении нескольких столетий крупнейшим в Ев ропе было так называемое государство франков, которым с середины VIII по конец X века управляла династия Каро лингов. Она получила название по имени самого известно го своего представителя Карла Великого ок. 747 8 14 К моменту смерти Карл был хозяином практически всей территории нынешней Европы, правда, его наследники начали активный дележ полученных земель рис. 136 58 Рождение знамени. Ранняя история Благодаря размерам своих владений а следовательно, протяженности границ Каролинги были хорошо знако мы с основными достижениями культуры того времени как восточной, так и западной. Сам Карл Великий с боль шим уважением относился к науке, искусству, книжному делу и был глубоко религиозен. Что, впрочем, не мешало ему быть удачливым завоевателем. Около 800 года Карл вме шался в конфликт между папой Львом III и римской знатью, встав на сторо ну главы Святого престо ла. В благодарность папа короновал главу фран ков, который начал име новаться Карл всемило стивейший августейший, коронованный Богом, вла ститель миротворец, пра витель Римской империи, милостью Божьей король франков и лангобардов Надо сказать, что провоз глашение Карла прави телем Римской империи и императором Запа да не слишком повлия ло на карту европейских государств того времени, но зато укрепило тради цию вручения церковью военачальникам разноо бразных знамен, символи зировавших благословение Рис. 136. Альбрехт Дюрер. Карл Великий. Ок. 15 13. Германский национальный музей, Нюрнберг 59 16 Раннее Средневековье и особое благоволение. Сохранилось описание подобного це ремониального знамени, полученного Карлом судя по все му, по форме оно напоминало римский штандарт, допол нительно украшенный бахромой и кистями, окрашенный в зеленый цвет и с богатой золотой вышивкой. В известной книге А. Знамиеровского это знамя именуется гонфано ном Карла Великого 3. Сам термин считается производным от древнефранкского gundfano, то есть gund война и fano знамя Гонфанон иногда именуют также зна менем духовного вассала то есть подобный штандарт яв ляется одновременно и военным знаком, и символом власти полководца правителя, и напоминанием о том, что сей пра витель пользуется особым расположением церкви рис. 137 3 Знамиеровский А. Флаги. Всемирная энциклопедия. М. Эксмо, 2009. Рис. 137. Фридрих Каульбах. Коронация Карла Великого. 186 1Мюнхен, Максимилианеум. Знамена на этой картине в интерпретации художника XIX века почти неотличимы от римских вексиллумов 60 Рождение знамени. Ранняя история Иногда гонфанонами называют боевые знамена немецких ры царей раннего Средневековья. В итальянском варианте тер мин выглядит как Gonfalone и вариация гонфалон тоже часто встречается в русском переводе. Причем многие из дания по вексиллологии от считывают начало истории гонфанонов или гонфалонов только от начала появления итальянских городов госу дарств, то есть не ранее начала XI века, утверждая, что гонфалоны получили широкое распространение в ита льянских коммунах прежде всего как геральдические знаки. Во время церемониальных шествий каждая ком муна несла гонфалон с изображением городского герба или эмблемы. Впрочем, имели место и гонфалоны с изо бражениями святых или библейских сюжетов. Эти по лотнища всегда украшались дополнительно лентами или бахромой. С VIII столетия в Европе становятся хорошо известны ви кинги. Скандинавские морские бродяги внесли свой вклад в историю средневековых знамен. Сохранились описания как небольших флажков, установленных в но совой части скандинавских кораблей видимо, они игра ли роль флюгеров так и более крупных знамен викин гов. Наибольшую известность получило так называемое знамя Ворона рис. 138 Оно представляло собой тре угольный стяг с закругленной широкой стороной и уста навливалось на высоком древке. На белом полотнище располагался силуэт летящего черного ворона. У это го изображения было много смыслов во первых, ворон Рис. 138. Знамя Ворона 6 6 Раннее Средневековье считался птицей Одина верховного божества герма но скандинавской мифологии. Во вторых, он именовал ся птицей войны считался олицетворением смерти как известно, вороны не гнушаются падалью. И нако нец, в глубокой древности ворон, возможно, играл роль тотема. Так что знамя Ворона одновременно подни мало боевой дух викингов и наводило ужас на врагов Знамя, очень похожее на знамя Ворона можно увидеть в числе прочих на так называемом Гобелене из Байе рис. 139 В конце XVII века в соборе этого города была обнаружена вышивка ширина полотна около 50 сан тиметров, длина почти 70 метров изготовленная, судя по всему, во времена Вильгельма Завоевателя ок. 1027 1087 и представляющая сцены нормандского завоевания Англии. Заказчиком этого произведения, возможно, был либо сам Вильгельм, либо его супруга. Интересно, что ни гобеленом, ни ковром оно не явля ется, но название гобе лен закрепилось в исто рии довольно прочно. Вся вышивка представляет собой последовательные сцены морских и сухопут ных сражений, перегово ров, перемещения войск. В руках воинов и прави телей можно рассмотреть военные штандарты, впол не типичные для того вре мени, но представленные достаточно обобщенно рис. 140 К XII столетию в исто рии знамен появляются Рис. 139. Фрагмент Гобелена из Байе В руках у воина предположительно Знамя Ворона XI в. 62 Рождение знамени. Ранняя история новые тенденции. Во пер вых, начинает развивать ся геральдика, появляют ся первые гербы, которые отныне будут прочно связа ны с историей знамен и фла гов. Во вторых, в массе во енных и церемониальных знамен появляется все боль ше личных, родовых, тех, которые не просто являются символом власти конкрет ного полководца или прави теля, но и непосредственно связаны с его владениями, то есть создаются предпо сылки для появления госу дарственных флагов. А значит, мы с вами расстаемся с ранним Средневековьем и переходим к следующему периоду и к следующему разделу Рис. 140. Фрагмент Гобелена из Байе с изображением Вильгельма Завоевателя в центре XI в. |
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |