Керсновский Р.
Summa numismatica
// Монета в культуре Средних веков (2018)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Керсновский Р. Монета в культуре Средних веков. Пер. с польск. яз. Т. Ю. Стукаловой. М.: Государственный исторический музей (ГИМ), 2018. С. 507-511 [Заключение]
Об авторе публикации/статьи:
Керсновский Рышард (1925-2006) (Варшава) польский историк и нумизмат; профессор Института истории науки Польской академии наук, руководитель сектора средневековой истории Польши
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Керсновского Р.в библиотеке найдено еще 10 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23661 знаков (с пробелами)
Заключение
Summa numismatiсa
редставленная выше совокупность сведений о монетах и их месте в культуре Средних веков не имеет и не может иметь характера ни исчерпывающей компиляции источникового материала, ни полного обзора проблем, которые от материал предлагает для разрешения. И в той и в другой области нетрудно слать дополнения, зато трудно составить их полный перечень, после чего уже с нашлось бы места ни для вопросов, ни для ответов. Об этом хорошо знают ноте исследователи монет, авторы работ, выборочный список которых содержу помещенный далее обзор новой литературы по данной теме. Но еще более мирным был бы список работ, посвященных истории средневековой культуры, лностью опускающих этот вид исторических источников и перечень вопро хоторые хотя бы частично представлены в этой книге. Так может место мо тъ з культуре Средних веков было столь скромным, что не заслуживает больно внимания
Конечно, содержащийся на монетных штемпелях литературный и иконогра гческий материал не обнаруживает высших интеллектуальных и художествен хх достижений Средневековья. Однако он является верным отражением той хи, типичным произведением ее культуры и свидетельством ушедших времен, гэоткие тексты и простые изображения на отдельных монетах, может, и мало э говорят, но собранные вместе они дают своеобразное изложение тогдашних аний о мире и образы перемен в способе восприятия этого мира. Эта сово тшая Summa numismatiсa 1охватывает или хотя бы затрагивает почти все ос зные категории и проблемы средневековой культуры власти и подчинения, хатства и нищеты, правды и лжи, добродетели и порока, добра и зла, смире г я и гордыни, а еще самовосхваления, справедливости, алчности, веры, магии, хта, обычая, труда, времени, знака, символа, слова и письма, образа, числа, информации,
пропаганды, эстетики и еще целое множество вопросов, которые нашли в ней отражение. Не обо всех них говорилось выше, да и те, что были представлены, конечно, можно рассмотреть гораздо внимательнее, подробнее, в более широком или другом контексте. Но тогда с неизбежностью возникнут следующие вопросы, и будут предприняты попытки дать новые ответы, как это обычно и происходит в исследовательской работе.
Как вся культура христианского Средневековья опутана идеей параллелизма макро и микрокосма, выражается языком символов и аллегорий, заключена в условные схемы, так и повествование об окружающем мире, помещенное на монетные штемпели, является продуктом соответствующего способа восприятия и выражения. И это повествование тем более аутентично и правдиво, что вели его не ученые корифеи, строившие собственные системы мировоззрения, а бесчисленное множество авторов штемпелей, которые на протяжении столетий в сотнях мастерских почти во всех странах Европы старались использовать и приспособить язык этого повествования к окружающим их реалиям. Именно эта подлинность позволяет заметить на штемпелях явления и процессы, отмеченные в географической и хронологической таблицах так, что это не всегда совпадает с другими, повсеместно признанными факторами культурного развития. Эти особенности, несомненно, отчасти являются результатом возможных ошибок, возникших из за невежества или случайных искажений принятого всеми кода, в некоторой степени проистекают из существования воздействующих течений, вызывающих распространение некоторых образцов и моделей независимо от основного потока культурных влияний наконец, они могут быть результатом иного понимания знаний о мире или иного их приложения в отдельные периоды и в разной социальной среде. Ведь монеты, несмотря на то, что они создавались по преимуществу в более или менее близком окружении правителя впрочем, в широком и весьма разнообразном понимании значения последнего слова все же подвергались воздействию и других слоев и групп, прежде всего клира, позже горожан, особенно купцов, иногда рыцарства, влиявших на формирование как их материальных характеристик, так и содержания, и форм их штемпелей. Они являлись индикаторами не только интересов всех этих социальных групп, но и их ментальности, не всегда совпадающей с канонами, навязанными современными им литературой и искусством. Поэтому при всех аналогиях, и даже больше при всех условностях и зависимостях, позволяющих считать монетные штемпели артефактами пластической и словесной культуры, характерной для данного места и времени, они сохраняют своеобразную автономность, будучи не только еще одним свидетельством этой культуры, но и информационно дополняя ее, по крайней мере на некоторых территориях.
Наверное не по слепой случайности эту автономность в гораздо большем масштабе демонстрируют монеты, происходящие из регионов, не относящихся к наиболее развитым в данный период ни в культурной, ни в экономической
Summ.i t 509 Наиболее характерные примеры дают здесь многократно упомянутые mo г. явившиеся в XII XIII вв. в центральноевропейских и восточноальпий т талонах, а также в конце XIV XV в. на Руси. Аналогии между этими гггппами, относящимися к разным областям цивилизации, не обнаружи мп взаимосвязей и взаимовлияний, иллюстрируют феномен культурной енции, по всей видимости базирующейся на сходстве социально эконо j x условий, возникших независимо друг от друга в двух отдаленных ре Lmсhho там появились монеты с наиболее разнообразными штемпелями, богатыми с точки зрения представленного содержания, хотя не всегда ста исполненными, особенно по сравнению с современной им продукцией о западноевропейских монетных дворов. Однако для истории культуры лстельства имеют большое значение, ибо демонстрируют живучесть изо гльного языка, использовавшегося как средство общественного договора.
нечно, эти сообщения были выражены в той же системе знаков и симво торой пользовалась вся культура христианской Европы они понимались l менее жестко, может быть, порой даже не очень осознанно, но с тем тй произвольностью, на которую можно было расширить если не само поле тонирования культуры, то по крайней мере, сферу ее восприятия, выраже таспространения. Таким образом штемпели монет, отчеканенных как раз x. якобы периферийных территориях, имеют отличный от повсеместно ттого и в тот момент обязательного в Европе смысла некоторых понятий король здесь может означать князь гарпия может символизировать правителя, а дьявол стать положительным персонажем. Подобные сме вытекали не только из невежества или непонимания литературных либо таоических канонов, но иногда и из меньших ограничений для авторского ггажения, менее подчиненного условностям, касающимся формы и содер тэобщения. Именно на этих окраинах европейской культуры еще в конце ттвтковья встречались монеты со штемпелями, не укладывавшимися в типо магические и идеологические программы. Если в Великом княжестве Твер XV в. появились монеты, представляющие охоту иной на медведя, то их, хоть и не без оговорок, отнести к большой группе штемпелей, прослав тгс правителя, на этот раз в роли отважного охот Однако немного времени спустя на аналогичных вских монетах появляется фигура дровосека с то в руке, наклонившегося над пнем 66 1309 2 мотив явно выходит за условленные рамки, вводя rovia, вообще не отраженную в мировоззрении,
азаемом штемпелями средневековых монет. Если на сотнях европейских мы встречаем изображения звезд, солнца и полумесяца, то как правило, ловные символы, относящиеся к религиозным и литературным текстам,
Ф
ь,
я
667
309. Денга. Русь. Великое княжество Московское. Около 1435
5 10 n l h iw с HiU
а не к небесным телам. Но лишь на одной из монет валашского воеводы Влада III 1456 1462 прозванного Сажающим на кол обнаружилась звезда с длинным волнистым хвостом, несомненно представляющая кометы Галлея или Тоска нелли, которые как раз в 1456 и 1457 гг. появлялись в небе над Европой, вызывая каждый раз повсеместное потрясение, и это можно рассматривать как свидетельство преодоления условности, прямое обращение к наблюдению внешнего мира и незнание или пренебрежение предрассудками о дурном пророчестве данного знамения. Подобные случаи можно найти и в других регионах, особенно там, где культура христианской Европы получала значительные добавки из других традиций или влияние англосаксонской, норманнской, монгольской или арабской цивилизаций. Большинство этих сюжетов и вкраплений не только формального характера обеспечило монетам средневековой Европы статус культурного плюрализма, столь плодоносного во всех проявлениях.
Нетрудно также заметить, что богатство и разнообразие содержания штемпелей не идут в паре со значимостью этих монет на рынке. Скорее напротив, чем более многообразны штемпели, чем больше случайной и локальной информации они передают, тем в целом меньше роль этих монет в экономической жизни. И наоборот, стабильные штемпели, подвергавшиеся только необходимой актуализации паспортных данных, характерны главным образом для монет, обслуживавших развитый товарно денежный рынок, хорошо на нем известных и прочно с ним связанных. Это касается денежных единиц не только высших номиналов флоринов или венецианских дукатов, но и более низкого уровня, таких как турские или пражские гроши, английские стерлинги, шиллинги Тевтонского ордена, вплоть до мелких разменных монет, представляющих на своей собственной территории не менее важный элемент денежной системы. Поскольку чем более значимой была их функция как средства обращения, тем, по необходимости, более единообразным являлся их внешний вид. Процесс этой униформизации, яркое доказательство экономического развития, захватывал поочередно отдельные страны с каролингских времен и до конца Средневековья, a mutates mutandis 3 можно проследить и позже, вплоть до сего дня. Одновременно эта тенденция ограничивала возможности авторского выражения, постепенно превращая сообщение в условный знак, пригодный для обслуживания потребностей рынка, но уже мало что говорящий о мире, который наблюдали его исполнители.
Такой штемпель, даже если он имел черты только знака, все же нередко выполнялся с большим старанием, являясь свидетельством и эстетического чувства, и граверского искусства своих создателей или исполнителей. Монеты, особенно те, что были выпущены на главных монетных дворах, действовавших в Византии и позднее в Северной Италии, Фландрии, Франции, Англии, с XIV в. в Чехии, Саксонии и других местах, порой представляли штемпели, которые, несмотря на стереотипность черт, можно считать произведениями или даже шедеврами художественного ремесла, и в данной роли артефактов медальерского искусства
П n h l l SV h l lK i l S l l ни тоже находят свое место в развитии культуры. Это место тем более существенно, что выделяется не только актом творения, но и широким распространением его результатов.
Повторим здесь мысль, уже высказанную на первых страницах этой книги монета имела большие возможности, чтобы воздействовать на воображение ее пользователей, однако с условием, что помещенное на ней сообщение было им понятно, выражено на языке, характерном для данного культурного круга, и отвечало интеллектуальному уровню получателя. Трудно однозначно определить, в какой степени эти условия исполнялись в отдельных случаях, однако весьма вероятно, что это происходило чаще, чем принято сегодня считать, так как монеты несли тот же самый или аналогичный груз понятий и сравнений, с которыми их пользователи часто встречались и в других обстоятельствах будь то при дворе правителя или в школе, и прежде всего в церкви, рассматривая скульптуры витражи или же слушая воскресные проповеди, наполненные повествованиями о святых и поучительными примерами. Да и когда они видели стены башни королевского замка, проезжающую по дороге свиту сеньора с соколами, а также группу рыцарей с красовавшимися львами или угрожающими драконами на щитах, то это была их действительность, которую, несмотря на все условности, искажения и заимствования, на программное презрение к реальному миру, монетные штемпели должны были отражать и действительно отражали. Также можно предположить, что даже наиболее схематичные и обобщенные мотивы, такие как замок храм или голова в короне присутствующие на отдельных монетах, воспринимались в категориях бесспорной конкретики вот мок в нашей местности, вот наша церковь, наш правитель. Особенно та монета, что хранилась дома, бралась в руки, рассматривалась вблизи, монета, которая являлась собственностью наблюдателя более, чем какие либо иные современные ей предметы, внушала своим бесчисленным пользователям чувство причастности к событиям, происходящим вокруг. Этот пользователь, кем бы он ни был, находил в ней не только определенную денежную единицу, но и какой то образ современного ему мира каким он являлся, каким пользователь привык его видеть или хотя бы каким желал видеть. Так и мы, столетия спустя лержа в руках этот металлический кружок с оттиснутым на нем знаком, стараемся найти в нем отражение тогдашней реальности и самосознания людей, участвовавших в формировании культуры Средних веков, отражение тогдашнего мира такого, каким он был, а не только такого, каким мы привыкли или каким бы желали его видеть.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Керсновский Р. Summa numismatica (2018)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|