| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика (2022) › Белова Г.В. Взгляд на Мариинский Посад через призму истории и геральдики (к 400-летию Сундыря) | ||||||
Белова Г.В.
Взгляд на Мариинский Посад через призму истории и геральдики (к 400-летию Сундыря)// Геральдика: исследования и практика (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 299-318 Аннотация: Что позволило волжскому городку сохранить имя императрицы в своем названии до нашего времени? Банальный случай – его сокращение до неблагозвучного, но удобного в произношении – Марпосад, отсюда и Марпосадский район. И вряд ли в советские времена кто-то из горожан знал, чье имя носит их город. «Что в имени тебе моем?» – вопрошает великий А. Пушкин. Хочется ответить словами другого поэта: «и дым отечества нам сладок и приятен», в каждом имени поселения заключена история родного края – «преданья старины глубокой», которые нельзя забыть или вычеркнуть, абы не уподобиться Ивану, не помнящему родства. Об авторе публикации/статьи: Белова Герта Витальевна (Чебоксары) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Беловой Г.В.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1. Памятник императрице Марии Александровне в Мариинском Посаде. Скульптор И. И. Зеленков
ID: 3391
![]() 2. Проект герба Мариинско-Посадского района
ID: 3392
![]() 3. Герб Мариинского Посада 1991 года
ID: 3393
![]() 4. Проект герба Мариинского Посада
ID: 3394
![]() 5. Герб Мариинского Посада
ID: 3395
![]() 6. Флаг Мариинского Посада
ID: 3396
![]() 7. Герб Мариинско-Посадского района
ID: 3397
![]() 8. Флаг Мариинско-Посадского района
ID: 3398
![]() 9. Гербы сельских поселений Мариинско-Посадского района
ID: 3399
![]() 10. Рисунок Малого герба императрицы Марии Александровны
ID: 3400
![]() 11. Должностной и памятный знак главы администрации МариинскоПосадского района
ID: 3401
![]() 12. Знак «Почетный гражданин» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
ID: 3402
![]() 13. Нагрудный знак депутата МариинскоПосадского районного собрания депутатов
ID: 3403
![]() 14. Эмблема праздника «День города» (Мариинский Посад)
ID: 3404
![]() 15. Эмблема к 400-летию Мариинского Посада
ID: 3405
![]() 16.
ID: 3406
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 92443 знаков (с пробелами)
299 Г. В. Белова Чебоксары ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ К 400 ЛЕТИЮ СУНДЫРЯ В 2020 году волжский городок Мариинский Посад ранее Сундырь отметил свой 400 летний юбилей. Как правильно считать возраст города с момента основания по селения или получения статуса города Ближе к нашему времени находится дата переименования села Сундырь в город Мариинский Посад 1856 год. В далеком 1956 году в районной газете Ленинское знамя появилась необычная для того времени статья научного сотрудника Института географии Академии наук СССР Г. Матвеева на целый газетный разворот Мариинскому посаду сто лет где расска зывалось об одном из семи городов Чувашии. Конечно, невозможно было даже пред ставить публикацию такой статьи в сталинские времена, когда происходило изменение названий городов с царскими именами Петроград в Ленинград, Екатеринбург в Свердловск, Екатеринодар в Краснодар И только начавшаяся эпоха оттепели позволи ла автору напечатать большую статью о старинном городке. Правда, автор тактично умолчал, в честь кого был переименован город в 1856 году по указу самого императора Александра II 1 Что позволило волжскому городку сохранить имя императрицы в своем названии до нашего времени Банальный случай его сокращение до неблагозвучного, но удоб ного в произношении Марпосад, отсюда и Марпосадский район. И вряд ли в со ветские времена кто то из горожан знал, чье имя носит их город. Что в имени тебе моем вопрошает великий А. Пушкин. Хочется ответить словами другого поэта и дым отечества нам сладок и приятен в каждом имени поселения заключена история родного края преданья старины глубокой которые нельзя забыть или вычеркнуть, абы не уподобиться Ивану, не помнящему родства. В июне 199 1года впервые в истории города были проведены массовые театрализо ванные представления с императрицами в честь празднования, казалось бы, не совсем юбилейной даты 135 летия города и опубликован обширный материал в районной газете2. Себя нужно было обозначить, и город уже не боялся своего императорского имени, гордился им. Этот всплеск эмоций обращения к истории города совпал уже с эпохой перестройки. Наверное, с этого момента и началось постепенное духовное возрождение и осознание значимости ИМЕНИ города в его истории. С тех пор у горожан зародилась мысль о необходимости увековечить память императрицы Марии Алек сандровны как покровительницы города. Прошло еще целых 12 лет, и эта мечта реа лизовалась в год празднования 400 летия дома Романовых в 20 13 году. На берегу Волги 300 Г. В. БЕЛОВА была установлена скульптура императрицы в полной рост в роскошной горностаевой мантии с крестом в руке. Автором является И. И. Зеленков, профессор, доцент кафе дры академической скульптуры Московской государственной художественно промыш ленной академии имени С. Г. Строганова. Скульптор перед созданием образа детально изучал исторические записи, портреты и подлинный гардероб императрицы. Импера трица достойна нашей благодарной памяти. Памятник это и молитва, и благослове ние города и человека, человека труженика, человека этой прекрасной земли заявил на церемонии открытия Иван Зеленков. Скульптура императрицы высотой 3,2 метра выполнена из тонированной бронзы, а крест, которым она благословляет город, из золоченой бронзы ил. 13. Дата перехода села Сундырь в статус города неоспорима, так как документально за фиксирована Сенатским указом от 6 июля 1856 года О переименовании села Сундыря Чебоксарского уезда Казанской губернии и прилежащих к нему деревень в посад и о на именовании сего посада и богаделенного в оном дома Мариинским 4. В 1990 году вышел в свет исторический очерк С. К. Дмитриева Мариинский посад где автор рас крыл причины перехода жителей в статус горожан5. Широко отмечалась дата 150 лет него юбилея города в 2006 году. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, 18 июня 1856 года император Александр II утвердил решение Государственного со вета о преобразовании села Сундырь в посад Мариинский в честь императрицы Ма рии Александровны. Отсюда и берется день празднования города 18 июня. Однако эта дата соответствует старому юлианскому календарю, который применялся в России до февраля 19 18 года. В переводе на современный григорианский календарь 18 июня будет соответствовать 30 июня. Так сложилось, что празднуют 18 июня. И тут впервые за свою долгую историю в 2020 году город решил отметить юбилей Сундырского поселения 400 лет со дня основания. К сожалению, широкого празд нования не получилось из за сложившейся ситуации с пандемией. Откуда взята дата основания Сундыря в 1620 году В разных документах приводятся разные точки зрения, которые мы и проанализируем в этой статье. В исторической науке неоспоримой датой основания поселения считается год первого упоминания в летописи или историческом документе. Историк второй половины XIX века Г. Перетяткович в своем диссертационном ис следовании Поволжье в XVII и начале XVIII века рассказывает о русской колонизации Среднего Поволжья после Смутного времени, где упоминает о Сундыре Одним из таких мест было пустынное пространство на правом берегу Волги в тридцати верстах от города Чебоксары, где протекают две небольшие речки, впадающие в Волгу Верхняя и Нижняя Сундырка около двадцатого года XVII века на этом месте находилась лишь пустынька Сундырская И вот здесь начинают селиться крестьяне, образовывается не большая община, положившая основание селу Сундырю, которое царь Михаил Федо рович в 1624 году пожаловал в вотчину Крутицкому митрополиту 6. Вначале кажется, что именно данное издание послужило основополагающим источником для обозна чения даты основания Сундырского поселения 1620 годом, так как в других документах прописан иной неопределенный временной отрезок начало XVII века. В Памятной книге Казанской губернии на 1863 год отмечено, что первоначальное основание этого села относится к началу XVII века, по крайней мере из писцовых книг видно, что село уже существовало в 1624 г. и в нем находилась церковь во имя святой 30 1 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ Троицы и что оно принадлежало в то время Крутицким митрополитам 7. Хотя у того же Перетятковича и в некоторых других документах есть конкретная историческая дата 1624 год, почему то она не была взята за основу отсчета основания Сундыря. Мариинский Посад Чебоксарского уезда, прежде всего бывшее село Сундырь, на ходится на правом берегу Волги, между двумя речками Верхнею и Нижнею Сундырка ми, на ровной площади. Первоначальное основание его относится к началу XVII века 1620 год 8. Дата нашлась, но она ничем не обоснована. Почему 1620 год считается на чалом XVII века, а не относится к первой четверти века, не совсем понятно. Наверное, дата 1620 года оказалась более выигрышной по отношению к 1624 году по причине ее раннего происхождения, хотя разница совсем небольшая. В этой же Памятной книге приведен полностью исторический документ выписка из писцовой книги 1654 года, где говорится, что в 1624 году царь Михаил Федорович жалует село Сундырь, что была пустынька Сундырская на речке на нижней на Сун дырке и на реке на Волге 9 митрополиту Ионе за подписью дьяка Ивана Болотникова. Однако эта дата упорно игнорируется и превалирует другая точка зрения, что первона чальное основание села Сундыря относится к началу XVII века и даже чуть пораньше. Ил. 1Памятник императрице Марии Александровне в Мариинском Посаде. Скульптор И. И. Зеленков 302 Г. В. БЕЛОВА Оказалось, разумный смысл в этом есть. Недавно найденные документы подтверждают это предположение. В своей диссертации Монастыри правобережья Казанской земли во второй поло вине XVI первой половине XVIII веков функционирование, землевладение и хозяйство кандидат исторических наук А. Чибис приводит новую дату. На правобережной части Кокшайского уезда некоторое время действовала мужская Троицкая пустынь, располагавшаяся вблизи речки Сундырь. По видимому, она была основана в начале XVII века по инициативе частных лиц. Это видно из грамоты Приказа Казанского двор ца кокшайскому воеводе К. И. Владычкину от 2 декабря 16 14 года 10. В ней говорится о том, что в Сундырской пустыни была Троицкая церковь, жили старец Пимин и три мирских бобыля. Но затем церковь была сожжена ворами старец в 16 13 16 14 году утонул в Волге, и пустынь прекратила свое существование Нужно помнить, что начало XVII века в истории России характеризуется междина стическим кризисом, смутой. Например, в 1609 году город Цывилск воровские люди и черемиса разорили и выжгли без остатку и грацких жителей в полон побрали, и от того их воровского разорения градское место было пусто пять лет 12. Чебоксарский Троицкий мужской монастырь в 1609 году был сожжен и разорен, а настоятель отец архимандрит Геласий был убит. Видимо, не удалось избежать разорения и Сундырско му поселению. Следующий найденный документ также относится к 16 14 году, из него ясно, что в этом же году по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Сундыр ская пустынь с угодиями была передана свияжскому Богородицкому монастырю. Копия данного документа была обнаружена в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки из собрания Я. Л. Барскова 13. За пустынью были закреплены рыболовные угодья и луга, которые и привлекли свияжский Богородицкий монастырь, отвечавший за процесс христианизации правобережной стороны Казанского края. Таким образом, по нововыявленным документам основание Сундыря можно передвинуть еще на шесть лет с 1620 года на 16 14 год. Через десять лет Сундырские земли переходят к Крутицкой митрополии. Аноним ный автор исторического очерка о Мариинском посаде, написанного в 1873 году, изве щает нас, что в Сундыре была домовая вотчина Митрополита Сарского и Подонского, а жители под именем крестьян принадлежали Митрополичьей вотчине 14. С уничтоже нием же в 1764 году монастырских вотчин жители Сундыря были приписаны в ведом ство государственных крестьян. Таким образом, почти полтора века сундырцы нахо дились в вотчине Крутицкой митрополии. Автор высказывает версию более раннего возникновения Сундырского поселения, предполагая, что хотя основание Сундыря и относится к XVII веку, но время заселения его, кажется, можно отсчитывать даже не сколько раньше. Известно, что на месте нынешнего Чебоксарского уезда русское племя стало селиться между коренными обитателями чувашами, другими инородцами и при шельцами татарами еще в исходе XVI века, когда для усиления между инородцами рус ского элемента стали вызывать сюда русских из внутренних губерний. Большая часть таких селений находилась на нагорной стороне Волги 15. Рассмотрим более подробно версию раннего заселения Сундыря и выгодности данной местности для поселенцев. В качестве косвенного аргумента можно рассмотреть историю основания города Кокшайска и уезда на смежном берегу Волги. Весной 1574 года послал царь Иван Грозный воеводу князя А. Д. Палецкого ставить крепость 303 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ на левом берегу Волги в устье рек Большой и Малой Кокшаги. Это была военная кре пость без посада. Людям селиться здесь запрещалось, особенно черемисам. В крепости проживали стрельцы, казаки, дворяне, дети боярские, приказные служители. А. И. Све чин отметил, что город стоит в весьма нужном месте для защиты от разбойников, ко торые укрываются в лесах 16. Наличие военной крепости позволяло контролировать черемисскую сторону и перевоз через Волгу. В Среднем Поволжье такие сторожевые крепости были построены как на правом берегу Волги Чебоксары 1555 Козьмодемь янск 1583 Цивильск 1589 Ядрин 1590 так и на левобережной стороне Кокшайск 1574 Царевококшайск 1584 Царевосанчурск 1585 Яранск 159 1Интересен наказ Михаила Федоровича, данный на управление Кокшайском с уездом, где царь просит и чюваше и черемисе ко всяким людем держати ласка и привет и береженье, чтоб они в Кокшайском измены не завели и никакого дурна не учинили 17. С основанием города Кокшайска к нему был приписан одноименный уезд, со стоявший из двух волостей левобережной Чемуршинской, населенной марийцами, и правобережной Сундырской, в которой проживали чуваши. Таким образом, мы на ходим косвенное подтверждение существования Сундыря еще в 1574 году, когда был образован Кокшайский уезд, то есть на 46 лет раньше ныне закрепившейся условной даты 1620 год. В ходе губернской реформы Екатерины II в 178 1году правобережная Сундырская волость отошла к Чебоксарскому уезду. В Сундырскую волость входили чувашские деревни Сундырь, Торханкасы Сотниково Турмышкасы, Астакасы, Теньгесево Яще рино Хюнсюрево, Сутчево, Собачкино, Шигаево, Яндуганово, Мукрукасы, Алдбоши, Атыково Большое Маклашкино большинство из которых существуют и поныне 18. А теперь рассмотрим значимость и привлекательность географического положения Сундыря для переселенцев. В Журнале Министерства внутренних дел 1856 года отмече но, что село Сундырь лежит на правом берегу Волги, против устья двух впадающих в по следнюю с левой стороны рек Большой и Малой Кокшаги, замечательных значитель ным сплавом по ним леса 19. Г. Перетяткович добавляет, что здесь кроме высокого берега, подходящего для пахоты, находилось у Волги место, где могла быть устроена удобная пристань20. Из писцовой книги 1654 года можно узнать, что велено Кокшайского уезду домовой вотчины села Сундыря с деревнями, крестьянам в Кокшайском уезде в горней и луговой стороне в государевых лесах бревна и дрова лучшу сечь, и лыки драть про себя, а не на продажу, безпенно, а черемисских и чувашских бортей со пчелами и бортного и дельного деревья ничем не портить, и корье и лубье с бортных и с дельных деревьев не снимать и ни чем бортных и дельных дерев не пустошить да к тому селу Сундырь и к деревням рыбная ловля на Волге реке 2 1В рыбном промысле были заинтересова ны богатые и влиятельные монастыри, которые по государевым жалованным грамотам рыбную ловлю имели на Волге. Богата была сундырская местность землями для пахоты и непашенным лесом, бортными и дельными деревьями, рыбными угодьями и бобровы ми гонами, сенными покосами на Чермушинском острове и не только этим. Например, в 1746 году у крутицкого митрополита насчитывалось здесь пашни 750 десятин, леса 806 десятин, сенокоса 165,5 десятин, рыбные ловли по реке Волге 30 верст22. Село располагалось на выгодном транспортном пересечении волжского торгового пути и перевоза через реку на Кокшайскую дорогу. Можно привести два интересных случая из истории. 304 Г. В. БЕЛОВА У голштинского посольства были виды на торговлю с Персией. Удалось догово риться с Москвой и в 1636 1639 годах совершить путешествие по Волге на корабле Фредерик 35 метров в длину, 12 метров в ширину и 2 метра в глубину построенном в Нижнем Новгороде. На корабле находились 15 офицеров, 27 матросов и 78 человек посольства и еще дополнительно нанятая охрана, время было еще неспокойное. По пути следования немецкий ученый энциклопедист Адам Олеарий подробно описывал гео графическое положение разных мест. 9 августа 1636 года он записал в своем дневнике Девятого того же месяца мы прибыли к острову Казину потом к деревне Сундырь, на правом берегу и еще к городу Кокшай на левом берегу Волги Около этого места Волга на протяжении нескольких миль везде мелка, так что мы едва прошли через мели. Поэтому в течение этого и следующих дней у нас было очень много трудов и хлопот с заносом якоря и наматыванием якорного каната. В течение 10 го августа мы продвину лись всего на полмили 23. Автор отмечает неглубокое дно Волги в данном месте, что не сомненно препятствовало плаванию больших кораблей, но было выгодно для перевоза. Следующий случай связан с историей Пугачевского восстания. После разгрома цар скими войсками повстанцев под Казанью в 1774 году Пугачев с остатком верных ему ка заков бежал по Кокшайской дороге в марийские леса. В Истории Пугачева А. С. Пуш кина отражен факт переправы его через Волгу 18 июля он вдруг устремился к Волге на Кокшайский перевоз и в числе пятисот человек лучшего своего войска переправился на другую сторону 24. Все лодки на перевозе были затоплены по приказу прибывшего из Свияжска сержанта. Из показаний местных жителей следует, что Пугачев перепра вился с немалою партиею в Нагорную сторону вплавь на лошадях, а другие спло тя дранье и лес 25. Близ деревни Нерядово отряд Пугачева расположился на ночлег. И место его переправы на высоком правом берегу Волги в трех километрах от Сундыря вошло в историю как пугаческий взвоз Таким образом, кокшайская переправа через Волгу и ее охрана имели важное стратегическое значение. Это выгодное место по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича и получил крутицкий митрополит Иона в 1624 году. Г. Перетяткович описывает На бойком ме сте, под защитою сильного человека, каким несомненно в то время был митрополит, Сундырская крестьянская община развивает значительную деятельность Община заселяет не только местность, непосредственно примыкающую к Волге, но отделяет от себя колонии и постепенно населяет даже такие земли, которые находились в рассто янии нескольких верст от села и от реки Волги 26. В селе в 1646 году находились 3 1двор крестьян и 46 дворов бобылей, преобладание бобылей над крестьянами указывает на продолжающийся прилив населения. Заселение земель происходило в форме, обыч ной на Руси появились починки, которые постепенно покрывали собою окрестности села Сундыря. При этом естественно было заселиться прежде всего местам, ближайшим к селу. И действительно, первые починки, судя по их большому развитию во время описи, были именно те, что лежали о бок с селом, за оврагами, в которых протекали речки Верхняя и Нижняя Сундырки. У села Сундыря по описи 1646 года починков было восемь Денисов 17 дворов Верхний Сундырь 7 дворов Ворошилов 10 дворов Ко стентинов 4 дворов Брагин 10 дворов Подшивалов 12 дворов Моляков 13 дво ров Кибачев дворов Всего в митрополичьей вотчине насчитывалось 158 дворов, а людей 506 человек. Состояние общины в самом селе в сороковых годах XVII века указывает на то, что она значительное количество починков могла отделять в разное 305 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ время без ущерба для себя. Кроме этого, земли вдоль реки Волги стали раздавать в руки русских помещиков, где селились русские крестьяне так появляется починок Нерадов помещика Ф. Н. Нерадова 12 дворов починок Сорокин помещика Б. В. Сорокина 3 двора починок Исаев помещика Д. М. Романова 9 дворов починок Куницын помещика С. С. Водолеева 3 двора а в них было 84 человека27. В Цивильске в то время было 55 дворов 12 1человек в Ядрине 96 дворов 3 14 человек в Чебоксарах 2 12 дворов 66 1человек 28. Таким образом, Сундырское посе ление, хотя и не городское, занимало по численности населения второе место после Чебоксар. Уже по описи 1685 года в селе Сундыре и восьми деревнях насчитывалось всего крестьянских и прочих дворов 195, а в них 763 человека, да двор преосвященного Варсонофия, митрополита Сарского и Подонского, и десять дворов церковных при четников29. За 40 лет население увеличилось почти на полсотни дворов, что говорит о привлекательности данного места для поселенцев. Одни потомки поселившихся здесь русских людей считают себя выходцами из внутренних губерний, а другие потомками прибывших сюда для службы. В своем труде Древние города и другие булгаро татарские памятники в Казанской губернии С. М. Шпилевский ссылается на Н. И. Золотницкого, насчитавшего 17 селений с названием Сундырь в Казанской губернии, все из них находились по правую сторону Волги в Козьмодемьянском уезде восемь, Цивильском пять, Чебоксар ском два и по одному в Тетюшском и Ядринском уездах30. В статье даны описания местонахождения разных Сундырей и версии топонимических особенностей названия. В. Д. Димитриев относит бывшее село Сундырь ныне Мариинский Посад Чебоксар ского уезда к материнскому поселению, а все остальные к дочерним, которые на но вом месте сохранили название своей сельской общины. Скорее всего, этот факт ха рактеризует процесс заселения Сундыря русскими поселенцами и вытеснения из него чувашских крестьян в другие незаселенные места на правобережье Волги. Кроме того, сие есть свидетельство более раннего происхождения Сундырской сельской общины, которая сумела обрасти не только своими починками, но и отпочковать от себя много численные дочерние поселения. Подводя итоги взгляда через призму истории на юбилейный Мариинский Посад, можно констатировать наличие у него двух значимых дат основания Сундырского поселения и переименования его в посад Мариинский. Из этих двух дата перехода в ста тус города 18 июня 1856 года является неоспоримой и документально зафиксирован ной. А вот дата возникновения села Сундыря 1620 год которая ныне взята за основу юбилейного празднества, вызывает сомнение из за отсутствия документального под тверждения. В процессе исследования удалось удревнить происхождение Сундыря до 16 14 года, зафиксированного в двух исторических документах, и косвенным образом до 1574 года даты образования Кокшайского уезда, в составе которого находилась правобережная Сундырская волость. С геральдической точки зрения Мариинский Посад является наиболее успешным из всех муниципальных образований Чувашии. Ему посчастливилось стать малой родиной геральдиста Вадима Анатольевича Шипунова. Неуемный талант художника охватил все сферы геральдического пространства мариинско посадской земли будь то муниципальная символика города, района и сельских поселений, гербы учебных заведе ний или учреждений здравоохранения личная геральдика также не осталась в стороне, 306 Г. В. БЕЛОВА а еще было создано бесчисленное количество баннеров и буклетов к праздничным ме роприятиям. Рассмотрим, с чего начинался процесс геральдизации края и накопления положительного опыта по развитию муниципальной символики. Герб Мариинского Посада простой и впечатляющий одновременно на голубом поле над горой корона. Странный символ для небольшого городка, разбросавшего домики на высоких холмах правого берега Волги, если не знать истории города. В 1856 году по прошению жителей и купцов Сундыря император Александр II, как уже было сказано, издает указ о переименовании села в посад Мариинский в честь супруги. В песне о го роде поется За служенье стране верой правдою, за красивый купеческий лик, в честь Марии жены государевой Мариинский Посад нарекли А еще раньше по легенде здесь останавливалась Екатерина Великая, с тех пор это место так и называется Госу дарева гора. Словом, императорская символика для глубоко провинциального городка вполне оправданна. Но это сейчас, а десятки лет назад до момента получения герба путь был тернист и долог. В 1990 году был объявлен конкурс на герб города. В нем приняли участие художники из Чебоксар, Нижнего Новгорода, Ульяновска. О. Залогин в статье Выбираем символ города пишет, что недалек тот день, когда Мариинский По сад отметит свое 135 летие. Эту памятную дату марпосадцы и его патриоты намерены встретить с гербом визитной карточкой города, которой, к сожалению, у города пока еще нет. На недавно состоявшемся заседании конкурсной комиссии горсовета было рассмотрено около сорока вариантов гербов. Комиссия отобрала наилучшие работы для опубликования их в печати, чтобы ознакомить жителей города3 1В этом конкурсе победил проект герба В. А. Шипунова. 2 сентября 199 1года постановлением Мариинско Посадского городского совета депутатов утвержден герб города. Из описания первоначального проекта герба Го род Мариинский Посад назван в честь императрицы Марии Александровны, которая отличалась благотворительной, просветительской деятельностью. Центральное место в гербе занимает корона зеленого и белого цветов. Белый цвет по древним традициям символ чистоты, честности. Зеленый цвет цвет вечности и созревания, роста, а так же самостоятельности. Этот цвет означает надежду и помогает продвижению челове ка, а также обозначает Государеву гору, у подножия которой расположен Мариинский Посад, побережье Волги. Белые ленты, идущие от короны, символизируют женское начало, перекликаясь с названием города в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Корона означает мудрость и расположена на темно голубом фоне. Голубой цвет это дух истины. Благотворно влияет на глаза, а ведь глаза отра жают истину. Завершением короны является крест это знамение подвига победы над смертью. Крест есть символ четырех сторон света, эквивалент круга года. Крест эмблема устойчивости. Таким образом, в гербе города Мариинского Посада отражено его название и местоположение 32 ил. 2 4 Целых восемь лет герб шлифовался до геральдического совершенства. В процессе легитимации герба художнику пришлось основательно изучить правила гербоведения, освоить массу исторической и научной литературы, неутомимо работать над эскизами герба, чтобы отразить уникальную особенность родного города. Проект вызвал немало споров у членов Геральдического совета по поводу императорской короны на гербе. В ответе Герольдии В. А. Шипунову отмечено В принципе помещение такого знака в городском гербе всегда было свидетельством особой почести и внимания со стороны 307 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ лентами инфулами такая композиция не согласуется с геральдическими реалиями отече ственной истории упростить орнамент во главе щита ввиду несоответствия имеющейся версии общим геральдико графическим нормам исключить белую каемку щита в гераль дике она может иметь негативное толкование исключить из описания и иных официальных документов указания на форму, пропорции щита французской формы и т. д. 34. Экспертиза шипуновского герба заняла почти год. Изучив исторические докумен ты, члены Геральдического совета посоветовали автору заменить несоответствующую Ил. 2. Герб Мариинского Посада 199 1года Ил. 4. Проект герба Мариинского Посада верховной власти, поэтому для его ис пользования необходима особая мотива ция. Было решено, что наименование го рода в честь императрицы может служить достаточным основанием для внесения в герб ее короны. Однако при этом необ ходимо изобразить действительно импе раторскую корону, а не королевскую, как в представленной версии 33. В следующем письме главе городской администрации Ю. Б. Шолину Герольдия просит в представленные проектные мате риалы по гербу внести ряд поправок из менить внешний вид короны она должна соответствовать короне императрицы, тог да как на рисунке изображена королевская корона, соединенная с императорскими Ил. 3. Проект герба Мариинско Посадского района 308 Г. В. БЕЛОВА корону малой императорской, которую носила Мария Александровна. Герольдия помогла составить геральдическое описа ние герба Мариинского Посада 1999 года В лазури синем, голубом поле золотая, украшенная золотыми и в цвет поля са моцветами, с золотыми лентами малая Им ператорская корона венец Императрицы над двумя золотыми, с зелеными вершина ми, горами, стоящими одна позади другой на зеленой земле вписанная оконечность в цвет поля. Девиз НЕОБИЖЕННО ЖИТЬ начертан золотыми литерами на лазоревой, положенной золотом ленте 35 ил. 5 У города появился свой девиз, а также впервые был создан флаг города голу бое полотнище с соотношением ширины к длине 2 3, несущее изображения фигур из герба города золотистый, украшенный золотистыми и голубыми самоцветами, с золотистыми лентами, короны Императрицы над золотистыми горами с зелеными вершинами, видимыми одна за другой 36 ил. 6 Т. Синицкая в статье Гербы зеркала истории восхитилась, что на зависть соседям герб получился не просто красивым, но и грамотным по всем правилам геральдики, науки тонкой и капризной37. Ил. 5. Герб Мариинского Посада Ил. 6. Флаг Мариинского Посада 309 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ 20 мая 1999 года герб и флаг города Мариинский Посад были утверждены решением районного Собрания депутатов и, таким образом, получили легальное признание. В По ложении о муниципальном гербе отражен статус официального символа Герб города Мариинский Посад опознавательно правовой знак, составленный и употребляемый в соответствии с правилами геральдики, являющийся основным официальным симво лом местного самоуправления В Положении о муниципальном флаге также зафикси ровано, что флаг города Мариинский Посад является опознавательно правовым знаком, служащим символом муниципального образования, единства его территории, населе ния, прав и самоуправления38. 14 декабря 2000 года государственным герольдмейстером России Г. В. Вилинбаховым было подписано свидетельство о том, что герб и флаг на ос новании решения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации были внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации ГГР РФ за 577, 578. Таким образом, первым обладателем герба в Чувашской Республике, зане сенного в ГГР РФ в 1999 году, стал Мариинский Посад39. Вестник геральдиста подыто жил, что Мариинский Посад спустя восемь лет получил герб с императорской короной40. А местная печать констатировала, что отныне Мариинский Посад гербовый град. И по делилась радостью На днях произошло долгожданное для всех марпосадцев событие в районном Доме культуры состоялась презентация герба и флага города Мариинского Посада, которые ранее успешно прошли геральдическую экспертизу Вечно сиять ко роне на гербе и флаге славного города Мариинского Посада пожелал в своем послании из Санкт Петербурга главный эксперт Государственной Герольдии М. Медведев 4 1 Однако через некоторое время пошли нападки на девиз города, с моей точки зрения, совершенно уникального по глубине изречения Необиженно жить Сперва хочу отразить позитивный взгляд на девиз специального корреспондента журнала Семья Г. Михеева. История маленького волжского городка Мариинский Посад своеобычна. Всегда пребывающий в тени отечественной жизни, город вдруг выделился на гербе появился любопытный девиз Необиженно жить Чтобы понять, отчего здесь люди вдруг захотели жить без обиды, автору захотелось в Мариинском Посаде побывать. Ознакомившись с жителями городка, он отметил позитивный настрой и их позицию, что не будем обиды держать и выдюжим 42. Через некоторое время на городском форуме разгорелась дискуссия по поводу девиза герба при въезде в город. Спорщики высказывались, что девиз призывает к смирению и это выгодно властям. Р. Кириллова предполагает, что, может быть, с обывательской точки зрения девиз звучит несовременно. Но сейчас, как никогда раньше, необходимо научиться мыслить положительно. Ведь падение человеческого сознания началось в тот момент, когда в человеке проснулись и стали расти зависть и обида. Главное сегодня это умение понимать друг друга и быть терпимым к точке зрения другого. И девиз ста ринного города как раз об этом. То есть при всей архаичности он вполне современен43. Другим аргументом было, что нет такого слова необиженно в словаре, что не несет отрицательную оценку. Пришлось разобрать девиз с семантической точки зре ния. Здесь отрицание не является полным общим не распространяется на все из речение, которое сохраняет положительный смысл. Не будучи приставкой в слове необиженно выражает только частное отрицание и, более того, усиливает его смысловую нагрузку степень стойкости или степень красоты, а также глубину духовного совершенства в слове необиженно Один из основателей отечественной геральдики 3 10 Г. В. БЕЛОВА Ю. Арсентьев подчеркивал Геральдика есть нечто сходное с энциклопедией. Она имеет свою особую теологию, объясняющую ее таинственные символы свою фило софию, рассматривающую свойства ее фигур свою юриспруденцию, определяющую права на пользование гербом. Ее геометрия рассматривает геральдические фигуры и их расположение на гербовом щите ее арифметика их число история их происхождение и причины и наконец, ее грамматика дает объяснение всех принятых в них специальных терминов 44. Разъяснив в свой статье особую мудрость жизненной фи лософии, отраженной в предельно лаконичной форме девиза45, хотелось бы пожелать современникам быть более компетентными в своих суждениях о геральдических знаках, относиться с должным уважением к официальной символике малой Родины, так как это часть нашего исторического и культурного наследия, чем нужно и должно гордиться. Государственный герольдмейстер России Г. В. Вилинбахов предложил В. А. Шипунову разработать герб родного района. Журналист А. Букин писал Идея герба Ма риинско Посадского района дерзка, неожиданна, и одобрена Государственной героль дией, но думаю, привыкнуть местным властям к ней будет нелегко, Полосатый лев со звездой в лапах для сельского района символ не менее удивительный, чем импера торская корона. Шипунов и здесь пошел своим путем, развивая первоначальную идею. Район был образован в 1927 году и свое наименование получил от названия города. Значит, и символика района должна быть связана с императрицей Марией Александ ровной, которая была дочерью Великого герцога Гессен Дармштадтского Людвига II. Герб герцога коронованный лев с серебряными и красными полосами. Звезда в лапах льва тоже неслучайна и символизирует район, как родину космонавта Андрияна Ни колаева. Вот и выстроил художник связь прошлого с настоящим при помощи таких классических символов. Хотя, надо заметить, очень от него хотели какую нибудь ракету с дымным хвостом. Но по международным правилам никакие технические устройства XX века в геральдике не применимы 46. Герб и флаг были утверждены решением Со брания депутатов Мариинско Посадского района от 27 июня 2003 года С 20 1047 и внесены в ГГР РФ за 1750 и 175 1А. Егоров в статье Царский город Марпо сад. Он обзавелся гербом Великого герцогства Гессен описал подготовку марпосадцев к 180 летнему юбилею покровительницы города императрицы Марии Александров ны. К этой дате районное собрание депутатов официально приняло герб своей земли. Основой оного явился личный герб императрицы, включающий в себя бело красного гессенского льва. Причем зверюга восседает на местной знаковой достопримечательно сти Государевой горе ил. 7, 8 К празднику марпосадцы заказали роскошное платье за 45 тысяч рублей, точь в точь как у Марии Александровны, сделанное по ее парад ному портрету из Эрмитажа. И теперь от туристов с круизных теплоходов нет отбоя, все хотят сфотографироваться с самой императрицей 48. В ходе реформы местного самоуправления 2006 года сельские поселения получили право разрабатывать свои официальные символы. Из сельских поселений района первым в Чувашии оказалось Шоршелское, утвердившее герб и флаг в ноябре 2006 года и получившее регистрационные номера 2822, 2823. Главной фигурой герба являет ся серебряный сокол в голубом поле. Изображение сокола здесь не случайно, так как позывным А. Г. Николаева, третьего космонавта СССР, родившегося в этом селе, было Я Сокол Два серебряных ключа образно символизируют родники, ведь Шор шелы в переводе с чувашского означают светлые ключи 49. В 2007 году разработали 3 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ муниципальные символы два сельских поселения Октябрьское 35 10, 35 и Бичуринское 35 14, 35 15 50, осталь ные восемь сельских поселений обрели герб и флаг в следующем 2008 году. Таким образом, за три года все сельские поселе ния Мариинско Посадского района раз работали и утвердили свои официальные символы, прошедшие геральдическую экспертизу и получившие свидетельства о регистрации в ГГР РФ ил. 9 Геральдический процесс легитимации официальных символов муниципальных образований района и роль правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере муниципальной геральдики, были проанализированы мною в статье Гераль дико правовые основы муниципальной символики Мариинско Посадского района Чувашской Республики 5 1 Так как сам художник живет в Мари инском Посаде, то в первую очередь он и идентифицирует геральдическими сред ствами близлежащее пространство, будь то муниципальные образования или учеб ные организации. Из 12 гербов, созданных Ил. 7. Герб Мариинско Посадского района Ил. 8. Флаг Мариинско Посадского района 3 12 Г. В. БЕЛОВА Ил. 9. Гербы сельских поселений Мариинско Посадского района 3 13 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ художником, десять принадлежат учебным заведениям, расположенным на территории Мариинско Посадского района, из них шесть находятся в пределах самого города гим назия 1Коноваловская общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа 2, два профессиональных училища и 28, объединенные в техноло гический техникум и лесотехникум, а также четыре герба школ района бичуринской, шоршелской, сутчевской и приволжской. Поэтому неудивительно, что большинство сочиненных гербов школ имеет один уникальный символ малой Родины двуглавую гору. В очерке о Мариинском Посаде 1873 года повествуется, что вид посада еще пре краснее с так называемой Сударевой горы, которая и название свое получила, по объ яснению старожилов, от того, что императрица Екатерина II в проезд свой по Волге в 1767 году останавливалась на этой горе кушать и будто бы долго любовалась живописным местоположением Сундыря52. Иконографические особенности гербов учебных за ведений были рассмотрены мною в выступлении на научной конференции 20 19 года в Государственном Эрмитаже53. Также недавно напечатана статья Отражение символи ки малой родины в гербах учебных заведений Чувашии в региональном педагогиче ском журнале Народная школа 54. Императрица Мария Александровна, в честь которой назван город на Волге, особая любовь художника В. А. Шипунова. Гербы для ее императорского величества в числе его самых вдохновенных произведений. В 2005 году им было создано по заказу Гераль дического совета изображение герба Марии Александровны для выставки геральдиче ской графики, приуроченной к коллоквиуму Международной геральдической академии в Санкт Петербурге ил. 10 Ил. 10. Рисунок Малого герба императрицы Марии Александровны 3 14 Г. В. БЕЛОВА Ил. 13. Должностной и памятный знак главы администрации Мариинско Посадского района Кроме того, В. А. Шипуновым разра ботаны представительские знаки. Нагруд ный знак депутата Мариинско Посадского районного собрания депутатов был сочи нен в традициях российской геральдики с учетом мнения Геральдического совета, который отметил грамотное составление всех шести представленных проектов дан ного знака. Предпочтение было отдано проекту в виде декоративного картуша с помещенным в нем гербом Мариинско Посадского района в овальном щите ГГР РФ 3654 55 ил. Знак Почетный гражданин Мариин ско Посадского района Чувашской Республики также прошел геральдическую экс пертизу и регистрацию ГГР РФ 7529 ил. 12 Должностной и памятный знак Ил. 12. Знак Почетный гражданин Мариинско Посадского района Чувашской Республики Ил. Нагрудный знак депутата Мариинско Посадского районного собрания депутатов 3 15 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ Ил. 14. Эмблема праздника День города Ил. 15. Эмблема к 400 летию Мариинского Посада главы Мариинско Посадского района получил высокую оценку экспертов и был реко мендован к утверждению56 ил. 13 На основе герба Мариинского Посада была разработана геральдическая эмблема Дня города. Эксперты отметили безупречный характер проекта и возможность ее успеш ного использования ил. 14 К нынешнему, 400 летнему юбилею со дня основания Сундырского поселения ныне Мариинский Посад художник сочинил праздничную эмблему ил. 15 Таким образом, мариинско посадская сторона насыщена разносторонней геральди ческой символикой, которая целесообразно применяется в практической жизни сооб щества на различных торжественных и праздничных мероприятиях. На сегодняшний день В. А. Шипунов работает не только на поприще мариинско посадского края, но и на благо всей Чувашии, им создано более 400 знаков муниципальной символики. И в этом созидательном процессе необходимо отметить важную роль музея геральди ки, появившегося в 20 году на основе творческой лаборатории художника геральди ста. Деятельность музея можно отнести к новым формам и методам создания, хране ния, изучения и распространения геральдических знаний о символике родного края. Туристы восхищаются его экспонатами, узнают много нового и интересного. Встре чи с главами сельских поселений носят познавательно информационный, практиче ский характер, служат началом процесса герботворчества муниципальной символи ки. Супруги Шипуновы проводят много встреч лекций с подрастающим поколением в детских садах, школах родного города, организуют разные выставки геральдических экспозиций. Музей геральдики является дополнительной точкой культурного разви тия гражданского сообщества и привлечения туристов в город с прекрасным именем императрицы. 3 16 Г. В. БЕЛОВА Еще один интересный факт. Супруги Шипуновы были удивлены, когда узнали, что рядом в Чебоксарах живет искусный мастер Борис Федорович Чачев, изгото вивший копию Большой императорской короны к известному фильму Тайны двор цовых переворотов режиссера Светла ны Дружининой. У них появилась мысль о создании копии Малой императорской короны для музея геральдики. Б. Ф. Чачев оказался человеком творчески увлеченным. 20 мая 20 16 года в День герба и флага Ма риинского Посада и в год 160 летнего юби лея города в музее геральдики состоялась презентация Малой императорской коро ны. Автор, которому пришлось собирать корону буквально по крупицам, соблюдая форму и цвет, также был приглашен на данное мероприятие. Так в музее геральди ки появился этот уникальный экспонат, свя занный с историей династии Романовых57. У горожан есть полюбившийся им символ Гессенский лев исторический сим вол Гессена и личного герба императрицы Марии Александровны коронованный лев, разделенный серебреными и красными поясами. Этот символ выбрали сами горожане в 2006 году в преддверии 150 летнего юбилея города в ходе предложенного им соци ального опроса из нескольких персонажей. Данный символ растиражирован и удачно используется как театрализованный персонаж полосатый львенок талисман на всех праздничных мероприятиях города и района и как эмблема разных городских конкур сов. Выпускник Чебоксарского художественного училища Андрей Логинов прини мал активное участие в преддверии вышеуказанного юбилея города, им был написан портрет Марии Александровны, который и ныне украшает фойе здания администрации города и района. А в 2020 году к 400 летнему юбилею мариинско посадского поселения он преподнес в дар музею геральдики свою работу, посвященную покровительнице города ил. 16 Сохранение памятников культуры и истории, отражение их в символике края спо собствуют развитию города как туристического объекта. Многие гости города любят посещать мастерскую геральдического художника В. А. Шипунова. В 2020 году Мари инский Посад стал победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях России. Го рожане гордятся своим поистине историческим городом, внося посильную лепту в сбе режение памятников истории и культуры. Ил. 16. Портрет императрицы Марии Александровны в музее геральдики. Художник А. Логинов 1Матвеев Г. Мариинскому посаду 100 лет Ленинское знамя. 1956. 2 1июня. 49 385 С. 2. 2 Залогин О. Мариинский Посад в день 135 ле тия. Репортаж летопись Ленинское зна мя. 199 16 августа. 94 687 1С. 2, 3. 3 17 ВЗГЛЯД НА МАРИИНСКИЙ ПОСАД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ И ГЕРАЛЬДИКИ 3 Императрицу, учредившую в России Красный Крест, увековечили в Чувашии. 400 летие дома Романовых РИА Но вости. 20 13. 9 августа. URL https ria.ru soсiety 20 130809 955398 172.html дата об ращения 10.0 12022 4 Полное собрание законов Российской импе рии. Т. 3 1СПб., 1857. 30699. С. 55 1553. 5 Дмитриев С. К. Мариинский Посад истори ческий очерк. Чебоксары, 1990. С. 24, 25. 6 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века очерки из истории колонизации края. Одесса, 1882. С. 34. 7 Памятная книга Казанской губернии на 1863 год. Казань, 1862. С. 107. 8 Памятная книга Казанской губернии на 1868 1869 год. Казань, 1868. С. 9. 9 Там же. 10 Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 10. Оп. 5. Д. 9 14. Л. 98, 98 об. Чибис А. А. Монастыри правобережья Казан ской земли во второй половине XVI пер вой половине XVIII веков функциониро вание, землевладение и хозяйство дис. канд. ист. наук. Чебоксары, 20 С. 52. 12 Кочетков В. Д., Николаев Г. А. Цивильск исторический очерк. Чебоксары, 1987. С. 15. 13 РГБ. Научно исследовательский отдел рукописей. Ф. 16. Барсков Я. Л. Папка 26. Ед. хр. 15. 14 Мариинский посад Исторический очерк Ив. Д Казань, 1875. С. 2. 15 Там же. 16 Кокшайск Кокшага, К анла, Покров ское Краеведческий портал Родная Вятка. 20 18. 3 1марта. URL https rodnayavyatka. ru plaсes 4820 дата обращения 10.0 12022 17 Наказ государя царя Михаила Феодоровича, данный на управление г. Кокшайском с уездом, чувашскими и черемисскими волостя ми. Кострома, 19 13. С. 4. 18 Кокшайский уезд Чувашская энцикло педия в 4 т. Т. 2 Ж Л. Чебоксары, 2008. С. 285. 19 Мариинский Посад Казанской губернии Журнал Министерства внутренних дел. Ч. 20. Октябрь. СПб., 1856. С. 99. 20 Перетяткович Г. Указ. соч. С. 34. 2 1Памятная книга Казанской губернии на 1868 1869 год. С. 9. 22 Димитриев В. Д. История Чувашии XVIII века. Чебоксары, 1959. С. 50 1 23 Олеарий А. Описание путешествия в Моско вию и через Московию в Персию и обрат но пер. А. М. Ловягина. Кн. 4. СПб., 1906. С. 367 369. 24 Пушкин А. С. История Пугачева. М., 1983. С. 86. 25 Бежал Пугачев через Кокшайск Марий ская правда. 20 14. 28 июля. URL https www.marpravda.ru news religiya bezhalpugaсhev сherez kokshaysk дата обраще ния 16.0 1202 1 26 Перетяткович Г. Указ. соч. С. 34. 27 Журнал Министерства внутренних дел. С. 99. 28 Димитриев В. Д. Посадские люди, поме щики, монастыри и крепостные крестьяне Чебоксарского, Цивильского, Ядринского и Кокшайского уездов по переписным кни гам 1646 года Вестник Чувашского уни верситета. 2004. 1С. 10 28. 29 Мариинский посад Исторический очерк С. 4. 30 Шпилевский С. М. Древние города и другие булгарско татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. С. 504. 3 1Залогин О. Выбираем символ города. К 135 летию Мариинского Посада Ленинское знамя. 199 8 мая. 6 1С. 3. 32 У города свой герб Ленинское знамя. 199 2 сентября. 109. С. 1Мариинско Посадская сторона новь и старина летопись района. Чебоксары, 1999. С. 13 1 33 Письмо Государственной Герольдии при Президенте Российской Федерации В. А. Шипунову А 10 1563 от 26 декабря 1998 года. 34 Письмо Государственной Герольдии при Президенте Российской Федерации главе администрации Ю. Б. Шолину А23 2 102 от 3 1марта 1999 года. 35 Шипунов В., Шипунова Г. Покровительница Мариинского Посада Наше слово. 2005. 18 июня. 57, 58. С. 47. 36 Там же. 37 Синицкая Т. Гербы зеркала истории Молодежный курьер. 2003. 18 июня. 24. С. 13. 38 О гербе и флаге города Мариинского По сада Положение Гербоведъ. Русская Г. В. БЕЛОВА геральдическая коллегия. 2000. 4 1С. 147 149. 39 Шипунов В., Шипунова Г. Указ. соч. С. 3. 40 Мариинский Посад спустя восемь лет по лучил герб с императорской короной Вестник геральдиста. 2000. 12. С. 24 У Мариинского Посада ко дню рождения появились свои герб, флаг и три песни о го роде Советская Чувашия. 2000. 8 июня. 107. С. 1 4 1Отныне Мариинский Посад гербовый град Наше слово. 2000. 7 июня. 46. С. 1 42 Михеев Г. Необиженно живущие Семья. 2008. 39. С. 12, 13. 43 Кириллова Р. Девиз города призывает жить без обид Коллизия. Культура. История. 20 12. 26 октября. 19 1С. 3. 44 Арсентьев Ю. В. Геральдика. Лекции, читан ные в Московском Археологическом инсти туте в 1907 1908 году. М., 1908. С. 99. 45 Белова Г. В. О девизе герба Мариинского Посада Необиженно жить с исторической и философской точки зрения Вестник Российского университета кооперации научно теоретический журнал. Чебоксары, 20 13. 2 12 С. 94 98 Она же. К 400 ле тию Дома Романовых Наше слово. 20 12. 10 октября. 98 99. С. 4, 5. 46 Букин А. Корона для провинции Алфа вит. 2000. 27. С. 16. 47 Положение о гербе Мариинско Посадского района, Положение о флаге Мариинско Посадского района Наше слово. 2003. 20 августа. 72. С. 2. 48 Егоров А. Царский город Марпосад. Он обзавелся гербом Великого герцогства Гес сен Ведомости Чувашской Республики. 2004. 3 9 августа. 23. С. 15. 49 Решение Собрания депутатов Шоршел ского сельского поселения от 24 ноября 2006 года С 10 2 О гербе и флаге Шор шелского сельского поселения Посад ский вестник. 2006. 29 декабря. 29 С. 1Красотина М. Символом Шоршел вы бран сокол Советская Чувашия. 2007. 26 апреля. С. 3. 50 Решение Собрания депутатов Октябрьского сельского поселения от 29 июня 2007 года С 22 1Об утверждении муниципаль ных символов Октябрьского сельского по селения Мариинско Посадского района Чувашской Республики Посадский вест ник. 2007. 9 июля. 18 47. С. 1Решение Собрания депутатов Бичуринского сельско го поселения 16 августа 2007 года С 2 Об утверждении муниципальных симво лов Бичуринского сельского поселения Мариинско Посадского района Чувашской Республики Посадский вестник. 2007. 22 августа. 23 52. С. 1 5 1Белова Г. В. Геральдико правовые основы муниципальной символики Мариинско По садского района Чувашской Республики XVI Международная научно практическая конференция Современные концепции на учных исследований 24 25 июля 20 15 года. 20 15. 7 16 Ч. 5. С. 89 92. 52 Мариинский посад Исторический очерк С. 8. 53 Белова Г. В. Геральдика учебных заведений Чувашии ТГЭ. Т. 98 Геральдика ис следования и практика материалы научной конференции 20 22 февраля 20 19 года. СПб., 2020. С. 300 3 12. Изображения гер бов приведены на с. 303, 304. 54 Белова Г. Отражение символики малой роди ны в гербах учебных заведений Чувашии Народная школа. 2020. 2. С. 89 9 14. С. 79 8 1 55 Письмо Геральдического совета при Прези денте Российской Федерации председателю Мариинско Посадского районного собра ния депутатов И. С. Сергееву от 14 июня 2007 г. А62 2 255. 56 Письмо Геральдического совета при Пре зиденте Российской Федерации главе Ма риинско Посадского района А. А. Шумову от 14 июня 2007 г. А62 2 258. 57 Колесникова Н. Малая Императорская коро на в музее геральдики Наше слово. 20 16. 25 мая. 38. С. 3. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Белова Г.В. Взгляд на Мариинский Посад через призму истории и геральдики (к 400-летию Сундыря) (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |