Кузнецов О.В.
К вопросу о проблемах противодействия использованию запрещенной символики
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 275-280
Аннотация: Тема о проблемах противодействия использованию запрещенных символов и защите официальных символов от надругательств, искажений, принижений и неправомерного использования стала продолжением деятельности Рабочей группы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования терминологии и категориального аппарата геральдического обеспечения, которой мне поручено руководить.
Об авторе публикации/статьи:
Кузнецов Олег Вячеславович (Москва) Кандидат исторических наук; заместитель председателя Геральдического совета г. Москвы - герольдмейстер г. Москвы; член Геральдического совета при Президенте РФ; в 2003-2011 гг. — начальник Военно-геральдической службы ВС РФ — главный военный герольдмейстер
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кузнецова О.В.в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32305 знаков (с пробелами)
275
О. В. Кузнецов Москва
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАПРЕЩЕННОЙ СИМВОЛИКИ
Тема о проблемах противодействия использованию запрещенных символов и защи
те официальных символов от надругательств, искажений, принижений и неправомер
ного использования стала продолжением деятельности Рабочей группы Геральдиче
ского совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования
терминологии и категориального аппарата геральдического обеспечения, которой мне
поручено руководить.
К сожалению, реальная жизнь говорит о том, что кроме геральдической красоты
реально существует и геральдический криминал, и геральдический беспредел. Во все
это втягиваются граждане России, наши дети и внуки, в том числе, а может и в большей
степени, посредством символов.
Ведь некорректность или неточность в этой области может привести в лучше случае
только к административным неприятностям.
Простой пример герб города Армавира. На первый взгляд совершенно безобидная
ситуация. Элементом этого герба является красное перевернутое стропило. А это сим
вол, используемый экстремистской организацией Артиллерийская атака запрещен
ной в Российской Федерации. Но кто об этом знает Кто учитывает подобные моменты
при составлении гербов или при проведении их геральдической экспертизы
Анализ нормативных правовых актов НПА позволяет выделить несколько видов
символики, запрещенной к использованию в России 1экстремистских организаций зарегистрированных и незарегистрированных
2 нацистской
3 оскорбляющей расовые, национальные или религиозные чувства
4 призывающей к насилию, агрессивным или противоправным действиям.
Однако прямая отсылка есть только к первым двум пунктам.
В статье 1Основные понятия Федерального закона от 25 июля 2002 года 4 ФЗ О противодействии экстремистской деятельности наряду с понятием экстремистских
материалов дается определение понятия символики экстремистской организации символика, описание которой содержится в учредительных документах организации,
в отношении которой по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным за
коном, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете
деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности 1
276
О. В. КУЗНЕЦОВ
Таким образом, описание в учредительных документах фактически является единст
венным существенным признаком, определяющим экстремистскую символику. А какая
она по внешнему виду
Говоря об ответственности общественных и религиозных объединений, иных ор
ганизаций за осуществление экстремистской деятельности статья 9 нужно отметить Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отно
шении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации
или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным
законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат раз
мещению в информационно телекоммуникационной сети Интернет на сайте феде
рального органа государственной регистрации. Указанный перечень также подлежит
опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительст
вом Российской Федерации 2.
Учредительными документами в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации являются устав и учредительный договор.
Действующим законодательством предусмотрен запрет на использование символи
ки экстремистских организаций, то есть той символики, которая содержится в учреди
тельных документах такой организации. Однако не у всех экстремистских организаций
есть учредительные документы и не все они были зарегистрированы в федеральных
органах исполнительной власти.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года 4 ФЗ О противодействии экстремистской деятельности символика экстремист
ских организаций, у которых учредительные документы отсутствуют, не относится к по
нятию символика экстремистской организации то есть остается вне зоны правового
регулирования.
Статья 16 вышеназванного закона Недопущение осуществления экстремистской
деятельности при проведении массовых акций определяет, что при проведении массо
вых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций,
использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских
материалов.
Однако НПА не содержат ни определений понятий атрибутика и символика
ни полного их перечня. Существующие перечни противоречивы.
Понятие символика ее состав содержится во многих нормативных документах.
Например, Федеральный закон от 19 апреля 1995 года 82 ФЗ Об общественных
объединениях статья 24 Символика общественных объединений гласит Общест
венные объединения вправе иметь символику эмблемы, гербы, иные геральдические
знаки, флаги, а также гимны 3.
Федеральный закон от июля 200 1года 95 ФЗ О политических партиях статья
7 Символика политической партии отмечает Политическая партия может
иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться
в уставе политической партии 4. В качестве эмблемы и иных символов политической
партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Рос
сийской Федерации политических партий, а также эмблемы и иные символы организа
ций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
277
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Федеральный закон от 12 января 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих организациях статья 3 Правовое положение некоммерческой организации утверждает Некоммерческие
организации вправе иметь символику эмблемы, гербы, иные гераль
дические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредитель
ных документах 5.
Прежде всего речь, опять же, идет о терминологии. Действующие НПА не опре
деляют понятия символика и атрибутика следующим образом ни на федеральном
уровне, ни на других уровнях.
Даже в научном обороте, имеющем значение для НПА, нет ничего, заслуживающего
внимания. Так, в словаре Т. Ф. Ефремовой находим атрибут 1необходимое, сущест
венное, неотъемлемое свойство объекта или явления в отличие от случайных, преходя
щих его состояний 2 предмет, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого л.,
чего л. символика 1символическое значение, приписываемое чему н. С. цветов.
2 совокупность каких н. символов 6. Все это крайне неконкретно.
Федеральный закон от 19 апреля 1995 года 80 ФЗ Об увековечении Победы со
ветского народа в Великой Отечественной войне 194 945 годов статья 6 Борьба
с проявлениями фашизма гласит Важнейшим направлением государственной по
литики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой
Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Россий
ская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по пре
дотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей
территории 7.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской
символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Ве
ликой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или сим
волики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или
лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений
в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказа
ния главных военных преступников европейских стран оси Нюрнбергского трибунала
либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основан
ными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных
военных преступников европейских стран оси Нюрнбергского трибунала либо выне
сенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны 8.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или сим
волики организаций в том числе иностранных или международных отрицающих
факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для
суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси Нюрнбергско
го трибунала либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуна
лов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказа
ния главных военных преступников европейских стран оси Нюрнбергского трибунала
либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны 9.
Проблема заключается в том, что невозможно в обозримом будущем не только най
ти изображение и описание этой символики, но даже полный список этих признанных
виновными по решениям судов разных стран и разных уровней организаций.
278
О. В. КУЗНЕЦОВ
Перечень организаций, указанных в частях третьей и четвертой рассматриваемой
статьи, а также атрибутики и символики указанных организаций определяется в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с феде
ральным законодательством в области урегулирования использования символики за
прещенных в Российской Федерации организаций, в том числе нацистской символики.
Тщательный анализ действующего законодательства в рассматриваемой области позво
ляет выделить несколько основных законодательных пробелов и упущений 1Отсутствие на официальных сайтах федеральных органов исполнительной влас
ти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объ
единений, иных организаций, информации о символике запрещенных в Российской
Федерации организаций, в том числе нацистской символике.
На сегодняшний день на сайте Министерства юстиции Российской Федерации со
держится лишь перечень общественных и религиозных объединений, иных организа
ций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о лик
видации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным
законом от 25 июля 2002 года 4 ФЗ О противодействии экстремистской деятель
ности описание, а также перечень символики этих организаций, опять же, отсутствует.
2. Наличие в Федеральном законе от 25 июля 2002 года 4 ФЗ О противодей
ствии экстремистской деятельности некорректного определения понятия символика
экстремистской организации
Как уже было сказано, оно не включает в себя символику тех организаций, у которых
нет учредительных документов и которые не были официально зарегистрированы.
Хотя Федеральный закон от 12 января 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих орга
низациях часть 5 статья 3 и определяет перечень понятий, составляющих символику.
Даже есть некоторые ограничения. Символика некоммерческих организаций долж
на соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране
интеллектуальной собственности. Она не должна совпадать с государственной сим
воликой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской
Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государ
ственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований
и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символи
кой иностранных государств, а также с символикой международных организаций
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы
эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей
в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций,
деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный
флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государ
ственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные сим
волы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства 10.
А что же делать с другими символами кличи, лозунги, речевки, действия зигование
разве не предстают очень мощными по психологическому воздействию символами
279
К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
А личные, родовые гербы, флаги, штандарты преступников, которые являются физи
ческими лицами Это все что В целом очень много вопросов и неопределенностей 1Что считать определяющим, например на флаге только форму, только цвет,
только эмблему или надпись а если она на арабском
2. Девиз это тоже символ, как и гимн, и песня они равнозначны эмблемам и фла
гам, а по своему эмоциональному и психологическому воздействию еще и значительно
сильнее.
3. Приветствие это символ, за него тоже наказывать
4. А если запрещенными оказались очень простые символы, например красное пе
ревернутое стропило, а это элемент экстремистской организации, его нельзя использо
вать Или можно в сочетании с чем то Тогда какова степень выраженности
Такое положение крайне опасно для общества, его нравственного состояния. Пора
с этим что то делать. Можно предпринять маленькие шажочки потихоньку, чтобы
не оставить без работы наших внуков 1дать нормативно определение понятий геральдического обеспечения, и прежде
всего, пока кого то не посадили, символика и атрибутика пересмотреть определе
ние понятия символика экстремистских организаций в которое целесообразно вклю
чить символы всех запрещенных на территории Российской Федерации организаций,
а не только тех, у которых есть учредительные документы. Определить на законодатель
ном уровне понятия символика, оскорбляющая расовые, национальные или религиоз
ные чувства символика, призывающая к насилию, агрессивным и противоправным
действиям
2 решить вопрос о недостаточности для признания сходства до степени смешения
описания символики без рисунка
3 в норматив, определяющий сходство до степени смещения, добавить слова по
совокупности существенных признаков иначе мы останемся без красивых символов,
форменной одежды, а кто то может решить, что черный прямоугольник это запре
щенный символ
4 создать единую базу данных символики экстремистских организаций, а также на
цистской символики и опубликовать в информационно телекоммуникационной сети Интернет
5 разработать и нормативно утвердить в соответствии с действующим законода
тельством концепцию и стратегию реализации единой государственной политики
в области геральдики в России
6 еще больше расширить полномочия Геральдического совета как уполномочен
ного органа ввести официально понятия экспертов, аттестовать их и определить ква
лификацию Иначе, кто будет делать экспертные заключения
Но спасти положение в целом может только закон О символике Российской Феде
рации Наконец то Геральдический совет получил и такие полномочия, и такой адми
нистративный ресурс, чтобы замахнуться на эту задачу. Иначе голова кругом
Что такое иные символы, кто их определяет, кто возьмет на себя ответственность
дать экспертное заключение с учетом того, что это может испортить жизнь человеку
Где база данных Нет. А, если бы была, как же ее публиковать, не нарушив закон Кто
уполномочен ее создать Что значит порочить Какие символы могут оскорбить расовые,
национальные или религиозные чувства Как определить степень выраженности
О. В. КУЗНЕЦОВ негатива чтобы символ считать запрещенным Как показать исторические реалии без
использования исторических символов Как воспитывать молодежь на патриотических
символах, не показывая плохие
В конце концов, как вернуть нашим потомкам здоровые цивилизационные истори
ческие и, возможно, необходимые человечеству энергетические символы, которые ока
зались запрещенными только потому, что на каком то коротком промежутке времени
кто то подло обозначил ими безнравственные идеи, цели и действия
Призываю коллег не только задуматься над этим, но и активнейшим образом обсуждать
и исправлять. 1Федеральный закон от 25 июля 2002 года 4 ФЗ О противодействии экстре
мистской деятельности Электронный
фонд правовых и нормативно техниче
ских документов. URL https doсs.сntd.
ru doсument 90 1823502 дата обращения
0 2.202 1
2 Там же.
3 Федеральный закон от 19 апреля 1995 года 82 ФЗ Об общественных объединени
ях Электронный фонд правовых и нор
мативно технических документов. URL
https doсs.сntd.ru doсument 90 562 дата обращения 0 2.202 1
4 Федеральный закон от июля 200 1года 95 ФЗ О политических партиях
Электронный фонд правовых и норматив
но технических документов. URL https
doсs.сntd.ru doсument 90 1792270 дата об
ращения 0 2.202 1
5 Федеральный закон от 12 января 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих организациях
Электронный фонд правовых и нормативно
технических документов. URL https doсs.
сntd.ru doсument 90 15223 дата обращения
0 2.202 1
6 Атрибут Ефремова Т. Ф. Новый толково
словообразовательный словарь русского
языка. URL https efremova.slovaronline.
сom 25 19 ATRIBUT дата обращения
3 2.2022 Символика Ожегов С. И.,
Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского
языка. URL https diс.aсademiс.ru diс.nsf
ogegova 2 19222 дата обращения 3 2.2022
7 Федеральный закон от 19 апреля 1995 года 80 ФЗ Об увековечении Победы совет
ского народа в Великой Отечественной войне 194 945 годов Электронный фонд пра
вовых и нормативно технических докумен
тов. https doсs.сntd.ru doсument 90 773 дата обращения 0 2.202 1
8 Там же.
9 Там же. 10 Федеральный закон от 12 января 1996 года 7 ФЗ О некоммерческих организациях
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кузнецов О.В. К вопросу о проблемах противодействия использованию запрещенной символики (2022) Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|