| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022) › Кузнецова С.И., Смирнова Г.П. Знамена ремесленных цехов Малой гильдии Нарвы середины – второй половины ХIХ века из собрания Нарвского музея | ||||||
Кузнецова С.И., Смирнова Г.П.
Знамена ремесленных цехов Малой гильдии Нарвы середины – второй половины ХIХ века из собрания Нарвского музея// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 194-213 Аннотация: Целью данного исследования является введение в научный оборот малоизвестных и публикуемых впервые предметов ремесленной геральдики Прибалтики, что крайне важно, так как эта область почти не изучена. Надо сказать, что на формирование российской цеховой геральдики, которое началось в Санкт-Петербурге в конце ХVIII века, оказывали влияние приезжие мастера, в том числе и прибалтийские. После выхода Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи (1785), в составе которой было Ремесленное положение со словами: «Управе дать ремесленное Положение, ремесленный значик и управную печать…», были разработаны и в этом же году утверждены, судя по датам на цеховых знаменах из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, цеховые знаки российских ремесленных цехов, при создании которых многое было позаимствовано у немецких цехов. Об авторах публикации/статьи: Кузнецова С.И. Смирнова Г.П. Просмотр публикации в формате PDF: › Кузнецова С.И., Смирнова Г.П. Знамена ремесленных цехов Малой гильдии Нарвы середины – второй половины ХIХ века из собрания Нарвского музея (2022)
Иллюстрации к статье/публикации:
1.
ID: 3237
2.
ID: 3238
3.
ID: 3239
4.
ID: 3240
5.
ID: 3241
6.
ID: 3242
7.
ID: 3243
8.
ID: 3244
9.
ID: 3245
10.
ID: 3246
11.
ID: 3247
12.
ID: 3248
13.
ID: 3249
14.
ID: 3250
15.
ID: 3251
16.
ID: 3252
17.
ID: 3253
18.
ID: 3254
19.
ID: 3255
20.
ID: 3256
21.
ID: 3257
22.
ID: 3258
23.
ID: 3259
24.
ID: 3260
25.
ID: 3261
26.
ID: 3262
27.
ID: 3263
28.
ID: 3264
29.
ID: 3265
30.
ID: 3266
31.
ID: 3267
32.
ID: 3268
33.
ID: 3269
34.
ID: 3270
35.
ID: 3271
36.
ID: 3272
37.
ID: 3273
38.
ID: 3274
39.
ID: 3275
40.
ID: 3276
41.
ID: 3277
42.
ID: 3278
43.
ID: 3279
44.
ID: 3280
45.
ID: 3281
46.
ID: 3282
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 69361 знаков (с пробелами)
194 С. И. Кузнецова, Г. П. Смирнова Санкт Петербург, Нарва ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ СЕРЕДИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА ИЗ СОБРАНИЯ НАРВСКОГО МУЗЕЯ Целью данного исследования является введение в научный оборот малоизвестных и публикуемых впервые предметов ремесленной геральдики Прибалтики, что крайне важно, так как эта область почти не изучена. Надо сказать, что на формирование рос сийской цеховой геральдики, которое началось в Санкт Петербурге в конце ХVIII века, оказывали влияние приезжие мастера, в том числе и прибалтийские. После выхода Жалованной грамоты на права и выгоды городам Российской империи 1785 в со ставе которой было Ремесленное положение со словами Управе дать ремесленное Положение, ремесленный значик и управную печать 1были разработаны и в этом же году утверждены, судя по датам на цеховых знаменах из собрания Государственно го музея истории Санкт Петербурга, цеховые знаки российских ремесленных цехов, при создании которых многое было позаимствовано у немецких цехов. Немецкие цехи Санкт Петербурга уже имели свои эмблемы. Их просто заново утверждали в только что созданной Управе немецких цехов. Действительно, первое появление ремесленной ге ральдики в Санкт Петербурге относится к более раннему времени началу ХVIII века и связано с чужестранными людьми В Указе Петра I от 27 апреля 1722 года предпи сывалось В цехи писать ремесленных всяких художеств и гражданских жителей, как из Российских всяких чинов и из иноземцев, завоеванных городов, так и чужестранных людей 2. Этих чужестранных людей как именовали здесь выходцев из Пруссии, Тюрингии, Саксонии, Баварии и других германских земель, согласно переписи 172 1года в Петер бурге было 188 человек из общего числа ремесленников 1455 А иноземцев завое ванных городов уроженцев присоединенных к России Остзейских провинций Лиф ляндии и Эстляндии по итогам Северной войны и Ништадтского мирного договора в том же 172 1году, числилось 96 человек3. И те и другие привозили в Санкт Петербург не только профессиональные знания и высокое мастерство, но и веками укоренивши еся ремесленные традиции. Организовывали цехи по германскому образцу, в которых все было как на родине уставы, книги мастеров, подмастерьев и учеников печати, кубки и, конечно, цеховые знамена с эмблемами, давно сложившимися и перенесенны ми сюда почти без изменений. Из Остзейских земель в Санкт Петербург, по свидетель ству архивных источников, приехали многие ремесленники. Прибалтийские мастера и подмастерья состояли в немецких цехах, но многие записывались в российские цеха, поскольку являлись подданными Российской империи. В оставленных ими землях цеха 195 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Ил. 1Знамя братства подмастерьев трубочистов Малой гильдии Риги. Рига. 1788. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 74 96 см. Музей истории Риги и мореходства, Латвия. Инв. VRVM 5 1997 появились уже в ХIV веке. И это были немецкие цехи. Не случайно поэтому в коллек ции Нарвского музея знамена только немецких цехов. В Риге, которая дала Петербургу многих искусных мастеров в их числе был и Иоганн Трейлебен, художник, мастер живописного цеха4, автор одного из цеховых знамен кол лекции Государственного музея истории Санкт Петербурга5 с 1352 года существовала гильдия Святого Иоанна Малая гильдия гильдия ремесленников. В отличие от Евро пы, которая уже к концу ХVIII века стала отходить от цеховой системы в связи с раз витием промышленности, созданием крупных мануфактур, в Прибалтике, где глубоко укоренилась цеховая система, мелкие ремесленные производства работали довольно долго. Так, Малая гильдия Риги просуществовала до 1936 года, сохранив традицию воз обновления цеховых знамен. В 1933 году было возобновлено знамя кожевенного цеха Риги6, а последнее возобновленное знамя датировано 1935 годом7. Отсутствие положения о цеховом знаке способствовало появлению очень разных знамен с региональными особенностями. Единственный документ, в котором содер жались рекомендации по форме и виду цехового знака, это распоряжение Рижской депутатской комиссии магистрату Риги от 18 января 1787 года8. В нем говорилось, что цеховой знак должен быть в форме квадрата, шириной в аршин 7 2 см из хорошего полотна или другой ткани, с указанием названия цеха, даты и изображением изделий или инструментов мастеров цеха. Ремесленники Риги делали свои знамена из шелка, расписывали маслом. Знамена были прямоугольной формы, имели размер, близкий к прописанному в регламенте, как, например, знамя братства подмастерьев рижских тру бочистов 1788 года 74 96 см9. Знамя однослойное, при этом двустороннее, с обеих сторон масляная живопись изображен герб трубочистного цеха Малой гильдии Риги. На щите в виде рыцарского доспеха представлены инструменты трубочиста скрещен ные скребки. Внизу лента с наименованием цеха и датой 1788 год ил. 1Все, как ука зано в регламенте рижского магистрата. На обороте зеркальное отображение рисунка лицевой стороны 10. 196 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Ил. 2. Знамя цеха мясников Малой гильдии Риги. Рига. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 130 142 см. Музей истории Риги и мореходства, Латвия. Инв. VRVM 52030. Лицевая и оборотная стороны Ил. 3. Знамя цеха кожевников Дерпта. Дерпт Тарту 1866. Шелк масло. 146 205 см. Эстонский национальный музей, Тарту. Инв. ERM D 10 105. Лицевая и оборотная стороны Ил. 4. Знамя цеха сапожников Дерпта. Дерпт Тарту Первая половина середина ХIХ века Шелк масло. 132,5 243,0 см 125 24 1см без бахромы Эстонский национальный музей, Тарту. Инв. ERM D 10 16 1Лицевая и оборотная стороны 197 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Но, судя по дошедшим до наших дней знаменам ремесленников Риги, продикто ванный регламентом небольшой размер сохранялся только до начала ХIХ века. Все последующие знамена значительно увеличились по размеру, но остались при этом однослойными, то есть с одинарным полотнищем, оформленным живописью с обеих сторон, с одинаковой компози цией на лицевой и оборотной сторонах, поскольку на обороте, как и ранее, ото бражается проступивший на ткани рису нок лицевой стороны. В качестве примера можно привести знамена двух цехов из собрания Музея истории Риги и мореход ства малярного 12 2 см и мясного 130 142 см ил. 2 Такую же картину мы наблюдаем в эстонском Дерпте, ныне Тарту. Знамя кожевенного цеха Дерпта ил. 3 размером 146 205 см, однослойное, двустороннее, с зеркальным повторением композиции лицевой стороны на обороте. Изображе ны два льва щитодержателя с перекрещен ными мездрильными ножами. Подобная композиция представлена в гербе коже венного цеха Малой гильдии Риги 12 и на знамени соответствующего цеха Санкт Петербурга 13. Знамя сапожного цеха ил. 4 с эмблемой в виде ботфорта на малом белом щитке на груди двуглавого орла. Знамя дерптского мясного цеха, видимо, самое большое по размеру 167 262 см не просто одинарное однослойное, оно одностороннее оборотная сторона без живописи На лицевой стороне изображен щит с эмблемой цеха головой быка и двумя перекрещенными топорами под ней 14. Сведений о цеховых знаменах Ревеля, ныне Таллина, подобных знаменам Дерпта и Риги, не сохранилось. Хотя существует мнение о том, что под цеховым знаком ремесленных цехов города подразумевался небольшой флажок из шелка или тафты, закрепленный на крышке заздравного приветственного кубка ил. 5 15, как знак скорняков 17 14 года размером всего 15 2 1см с гербом навершием, в котором два льва щитодер жателя держат в лапах меховую шкуру ил. 6 или как знак мастера кожевенного цеха 1672 года 22,0 22,5 см с вышитым гербом. На лицевой стороне щит с изображением двух оленей лосей с мечами и скребками, выше возникающий козел ил. 7 На обо роте та же композиция, только животных поменяли местами. Ил. 5. Кубок заздравный приветственный цеха перчаточников с флагом цеха скорняков Ревеля. Ревель Таллин Таллинский городской музей, Эстония. Фото Эрвина Сестверка. Кубок 1703. Олово литье, чеканка. Высота 62 см. Инв. TLM 506 1 T 333. Флаг 17 14. Шелк, мех, галун, бахрома шелковая и серебряная нити, серебро. 15 2 1см. Инв. TLM 3 1682 Н 3803 198 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Ил. 7. Флаг для кубка кожевника Пауля Хана, мастера из гильдии Святого Канута. Ревель Таллин 1672. Шелк, позолоченная парча, шелковая и серебряная нити вышивка шелком гладью по форме, серебряной нитью высоким швом и в прикреп, шитье стеклянным бисером и металлическими блестками. 22,0 22,5 см. Таллинский городской музей, Эстония. Инв. TLM 3828 Н 309. Фото Меэли Кюттим. Лицевая и оборотная стороны Ил. 6. Флаг скорняков из гильдии Святого Олафа, с гербом навершием. Ревель Таллин 17 14. Шелк, мех, галун, бахрома шелковая и серебряная нити, серебро. 15 2 1см. Таллинский городской музей, Эстония. Инв. TLM 3 1682 Н 3803. Фото Меэли Кюттим На тулове кубка кожевников гравировка с изображением этого герба. Ниже размеще ны многочисленные подвесные щиты медальоны с эмблемами ремесленников ил. 8 Подобные кубки с крышками использовались в цеховых ритуалах, связанных с прие мом в цех новых членов или приветствием гостей. С начала ХVII века существовала традиция каждый вступающий в цех мастер или подмастерье, выучившийся на мастера, 199 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Ил. 8. Кубок заздравный приветственный цеха кожевников Ревеля. Ревель Таллин 1730. Мастер литейщик Иоганн Стир. Олово, бронза литье, чеканка. Подвесные знаки серебро. Высота 60 см. Таллинский городской музей, Эстония. Инв. TLM 4404 1T 305. Фото Эрвина Сестверка подносил в дар цеху свой знак 16. Он был подвесным с петлей для подвешивания серебряным реже оловянным изготов ленным в виде щита, как правило, овальной формы в эпоху барокко и фигурной фор мы в эпоху рококо высотой от 8 до 15 см. В центральном поле помещалась эмблема ремесла и непременно указывалось имя мастера и дата его вступления в цех, в силу чего эти знаки становились своеобразны ми документами ремесленников. Эта тра диция существовала в ремесленных цехах других прибалтийских городов. И Нарва не была исключением. Этот небольшой город, благодаря вы годному географическому расположению, был когда то одним из важнейших цент ров транзитной торговли в Северной Ев ропе. Где процветает торговля, там разви ваются и ремесла. Нарва была подлинно ремесленным городом, городом доста точно состоятельных мастеров. Известно, что после взятия Нарвы русской армией в 1704 году Петр I остановился в одном из лучших домов города в доме серебряных дел мастера Йогана Луде. Этот дом был построен в 1676 1679 годах по проекту архитектора Захария Хоффмана младше го для сапожника Якоба Ниманна. Впо следствии в Доме Петра I существовал первый мемориальный музей российского императора, затем он был передан со всем имуществом Обществу граждан Большой гильдии Нарвы, Гильдии купцов. Возмож но, что после закрытия в 1920 году Малой гильдии Нарвы, Гильдии ремесленников, в этот музей поступили цеховые знамена. Сейчас они находятся в собрании Нарв ского музея. Первое известное нам упоминание цеховых знамен встречается в общей инвен тарной книге, составленной в 1933 году при объединении двух музеев Нарвы му зея имени Лаврецовых и Дома Петра I 17. Из нее следует, что на учет было принято 200 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА девять цеховых знамен. В инвентарной книге они числятся под 8327 8335. Все зна мена экспонировались в Доме Петра I, в комнате 5. Об этом свидетельствует каталог этого музея, опубликованный в 1937 году, где они приведены под 193 20 8. Сейчас из девяти цеховых знамен сохранилось семь, утрачены знамена цеха канатных мастеров и столярного цеха. На цеховых знаменах, как правило, стоят две даты дата утверждения знака и дата возобновления знамени. Так уж сложилось, что, когда становилась ветхой ткань, старое знамя заменяли новым возобновленным по образу и подобию предыдущего. На пяти знаменах коллекции стоит одна дата возобновления 26 августа 1856 года. Это день коронации императора Александра II. Отметим, что к данному событию были выполнены девять знамен из собрания Государственного музея истории Санкт Петер бурга, еще 24 знамени из собрания Музея истории Риги и мореходства были возобнов лены к визиту Александра II в Ригу незадолго до коронации. Все пять знамен Нарвы двойные то есть из двух полотнищ двусторонние, шелковые, с масляной живописью прямоугольные почти квадратные и одного размера примерно 69 78 см На лице вой стороне вшивной медальон, который обрамлен золотыми ветвями лавра, перевя занными внизу лентой, и увенчан дворянской короной, либо двуглавым орлом с вензе лем АII Александр II в малом щитке на груди. На оборотной стороне белого шелка с использованием одного и того же трафарета выполнено изображение герба Нарвы. По краю с трех сторон бахрома. Самая ранняя дата утверждения цехового знака стоит на знамени слесарного цеха 1668 год ил. 9 Судя по предметам, составляющим эмблему, цех был сложным, объ единял несколько ремесел, главным из которых было слесарное. Оно представлено классической эмблемой данного ремесла золотыми перекрещенными ключами со сложными головками и бородками. К слесарному делу относилось и изготовление ка валерийских шпор и репейков к ним. Под головками ключей мы видим шпору и ре пеек звездообразное колесико у шпоры 19. Часовое и оружейное мастерства пред ставлены также образцами продукции круглым циферблатом механических часов с римскими цифрами и ружьем. И только одно ремесло цеха показано не продукцией, а инструментом домкратное. В центре композиции изображен старинный реечный домкрат. Вокруг медальона надпись золотом на немецком языке FAHNE DES AMTES DER SсHLOSS, SP R, B сHS U UHRM IN NARVA. Знамя управы слесар ных, ружейных и часовых мастеров в Нарве Внизу дата 1668. На оборотной стороне изображен герб Нарвы. Официальное описание этого герба, утвержденно го в 1780 году вместе с другими гербами Санкт Петербургской губернии, звучит так V. поле вверху обнаженный меч, и около его по одному пушечному ядру в средине две серебряные рыбы, под ними сабля, и под оною ядро. Сей герб Нарва имела еще в 1585 году 20. Гербовый щит в обрамлении рогов изобилия и увенчан головкой ангела. Внизу надпись золотом на немецком языке ERNEUERT 1856 DEN 26 AUGUST Воз обновлен 26 августа 1856 На знамени кузнечного цеха ил. 10 в медальоне, который увенчан двуглавым ор лом с вензелем АII Александр II в малом щитке на груди, изображение золотой подковы, наковальни с лежащим на ней молотком, кузнечных молота и молотка внизу, клещей и копытного ножа скобеля По кругу надпись золотом на немецком языке FAHNE DES SсHMIEDE AMTES IN NARVA. Знамя управы кузнецов в Нарве Внизу 20 1 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Ил. 9. Знамя слесарного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 77,0 75,5 см 65,8 70,7 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НМКП 2534. Лицевая и оборотная стороны Ил. 10. Знамя кузнечного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 80,0 92,2 см 69,0 86,7 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НМКП 2435. Лицевая и оборотная стороны дата утверждения знака с неразборчивой последней цифрой 172 5 Наличие под ковы и копытного ножа указывает на то, что основным ремеслом цеха было ремесло коваля2 1Об этом свидетельствует и подвесной знак мастера кузнечного цеха Петруса Тещинского 1754 года из собрания Эстонского исторического музея Таллин на ко тором представлен почти весь набор инструментов коваля клещи для обкусывания ко пыт и вытаскивания гвоздей для пущей достоверности изображены три гвоздя, зажатые клещами молоток гвоздевой на фоне подковы, рашпиль для подточки копыт и, пред положительно, струбцины для зажима копыт22. С большой долей вероятности можно 202 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА допустить, что Петрус Тещинский был мастером нарвского кузнечного цеха, по скольку на знаке, выполненном в фор ме щита овальной формы, над короной у верхнего края два клейма с изображени ем герба Нарвы и инициалами нарвского ювелира Генриха Вонне G. V., автора этой работы ил. Эмблемы слесарного и кузнечного це хов отличаются особой повествователь ностью, и, может быть, благодаря этому в них есть изображения любопытных инструментов, прежде не встречавшихся среди символов данных ремесел домкрат, рашпиль для подточки копыт и копытный нож Зато классические эмблемы следую щих знамен более лаконичны. На знамени сапожного цеха изобра жен ботик гусарский лакированный сапог с коротким голенищем из твердой кожи, с фигурным вырезом в верхней ча сти, украшенном кисточкой, с прибивной железной шпорой с репейком ил. 12 23. Подобные шпоры и репейки мы уже видели на знамени слесарного цеха. Вокруг медальона надпись золотом на немецком языке FAHNE DES Sс HUHMAсHER AMTES IN NARVA. Знамя управы сапожников в Нарве Год утверждения знака указан внизу 1669. Ил. 12. Знамя сапожного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 80 92,2 см 70,7 84,5 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НМКП 253 1Лицевая и оборотная стороны Ил. Знак подвесной мастера цеха кузнецов Петруса Тещинского. Нарва. 1754. Мастер ювелир Генрих Вонне. Серебро гравировка. 10,4 8,0 см. Эстонский исторический музей, Таллин. Инв. АМ 4757 8 К 2760. Фото Вахура Лыхмуса 203 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Ил. 13. Знак подвесной мастера сапожного цеха Малой гильдии Нарвы Юргена фон Денниуса. Нарва. 17 19. Белый металл тиснение, гравировка. 12,5 9,3 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 196 3 Aj 160 3 Ил. 14. Знак подвесной мастера сапожного цеха Малой гильдии Нарвы Векмана. Нарва. 1755. Белый металл тиснение, гравировка. 13,0 9,3 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 196 6 Aj 160 6 Но, судя по подвесным знакам сапожников Нарвы, на самом первом знамени цеха был изображен другой сапог, из тех, что носили в то время, ботфорт24. Именно бот форт с широким раструбом изображен на самом раннем из подвесных знаков мастеров сапожных дел в собрании Нарвского музея знаке 17 19 года сапожника Юргена фон Денниуса ил. 13 На более поздних знаках ботфорт имеет несколько иную форму из за отворота на знаке 1755 года мастера Векмана ил. 14 и знаке 1775 года мастера Иохана Хендриха Шнайдера ил. 15 А вот на знаке Хинриха Хартвига 1739 года ил. 16 Ил. 15. Знак подвесной мастера сапожного цеха Малой гильдии Нарвы Иохана Хендриха Шнайдера. Нарва. 1775. Серебро штамповка, гравировка. 9,0 8,5 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 196 2 Aj 160 2 Ил. 16. Знак подвесной мастера сапожного цеха Малой гильдии Нарвы Хинриха Хартвига. Нарва. 1739. Белый металл тиснение, гравировка. 10,5 8,5 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 196 4 Aj 160 4 204 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Ил. 17. Депутаты иностранных ремесленников со знаменами в похоронной процессии 27 февраля 1855 года. Воспроизводится по Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го с присовокуплением историческаго очерка погребений царей и императоров всероссийских и некоторых других европейских государей. СПб., 1856. Рис. ХIХ. Российская национальная библиотека. Фрагмент. Знамя портного цеха первое слева знамя сапожного цеха второе слева представлена особая композиция изображен двуглавый орел, в одной его лапе бот форт, а в другой изящная женская туфелька на высоком каблуке. Надо сказать, что знамя немецкого сапожного цеха Санкт Петербурга не сохрани лось. Но его можно увидеть на рисунке в книге Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го 25, в котором изображено погребальное шествие 27 февраля 1855 года ил. 17 Сравнивая знамена, нарвское и петербургское, можно от метить несомненное сходство оба знамени небольшого размера, на белом полотнище в цветном медальоне изображение мужского сапога. На этом же рисунке рядом со знаменем сапожного цеха мы видим знамя немецкого портного цеха Санкт Петербурга. Это раннее знамя тоже не дошло до наших дней. В медальоне, выделенном на белом фоне венком из лавровых ветвей, хорошо виден узнаваемый символ портного ремесла золотые ножницы. Полный аналог этому зна мени знамя нарвских портных ил. 18 На белом полотнище изображение золотых раскрытых портновских ножниц. Вокруг надпись золотом на немецком языке FAHNE DES SсHNEIDER AMTES IN NARVA. Знамя управы портных в Нарве Дата утверждения знака 173 1год. Сим вол цеха представлен и на личных знаках. В 1733 году мастер ювелирных дел Винсент 205 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Ил. 18. Знамя портного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 78,5 79,0 см 66,2 73,0 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НМКП 2536. Лицевая и оборотная стороны Ил. 19. Знак подвесной мастера портного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1733. Мастер ювелир Винсент фон Штаде. Белый металл чеканка, гравировка. 14,3 14,7 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 9 1Aj 9 1 фон Штаде изготовил знак ремесленника портного цеха в форме восьмиконечной звезды ил. 19 В медальоне под короной раскрытые портновские ножницы с двумя львами щитодержателями. Именно такая композиция изображена на оттиске печати конца ХVIII века цеха немецких портных Санкт Петербурга и на знамени этого цеха, возобновленном в 188 1году26. Полностью соответствует эмблеме на знамени подвес ной знак 1755 года из собрания Нарвского музея ил. 20 Ил. 20. Знак подвесной мастера портного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1755. Белый металл чеканка, гравировка. 13 10 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 196 10 Aj 160 10 206 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Еще более узнаваемая эмблема принадлежит пекарскому или булочному цеху хорошо знакомый всем крендель ил. 2 1Знамя выполнено по той же композиционной схеме. По кругу надпись на немецком языке FAHNE DES B сKER AMTES IN NARVA. Знамя управы булочников в Нарве внизу дата 1776 год. К этой группе знамен с полным правом можно отнести знамя мясного цеха ил. 22 На оборотной стороне белого шелка по такому же шаблону, как в ранее рассмотренных знаменах, выполнен герб Нарвы. И хотя здесь нет даты возобновления, знамя имеет много визуальных совпадений с предыдущими знаменами Нарвы 1856 года выполнено из шелка светлых тонов, имеет такой же размер и такую же композиционную схему. Ил. 2 1Знамя пекарского булочного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 80,0 92,2 см 67,5 84,5 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НМКП 2532. Лицевая и оборотная стороны Ил. 22. Знамя мясного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 79,7 77,0 см 69 7 1см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 4 10 5 Aj 162 19. Лицевая и оборотная стороны 207 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ Следует отметить, что в Прибалтике хорошо знали эмблемы германских мясников с изображением головы быка, как на подвесном знаке 1752 года мастера Йохана Фрид риха Уля ил. 23 агнца Божьего с прапором ил. 24 как на подвесном знаке 1769 года мастера Шиллинга, и головы быка с двумя перекрещенных топорами, как на знаке 17 12 года мастера Вернера ил. 25 причем топоры могли быть в двух вариантах рас положения под головой быка, как в Риге и Дерпте, или над его головой, как в Ревеле и Нарве. А вот на знамени мясного цеха Риги собрано все голова быка и топоры под ней, а вверху шагающий агнец Божий с прапором ил. 2 Композиция эмблемы мясного цеха Нарвы отличается от приведенных выше эмблем. Кроме головы быка и перекрещенных топоров над ней здесь помещены перекре щенные сабля и меч справа и две перекрещенные рыбы слева внизу, то есть все эле менты, составляющие герб Нарвы, даже три пушечных ядра приняли вид звезд и все изображенное увенчано короной. Вокруг надпись золотом на немецком языке FAHNE DE R FLEISсH AMT E S IN N ARVA. Знамя управы мясников в Нарве На знамени нет даты утверждения знака, поскольку фрагмент шелка, где должна была стоять дата, утрачен. Но мы попробуем установить эту дату. В собрании Нарвского музея есть сур гучный оттиск печати мясного цеха Нарвы с изображением эмблемы цеха, абсолютно аналогичной эмблеме знамени ил. 26 Сама же печать хранится в Тартуском городском музее ил. 27 Цеховой знак и печать цеха утверждались одновременно, и на них была одна и та же эмблема. Так вот, на печати в надписи AMPT DER FLEISсH. AO 92 HAUER IN NARW указаны две последние цифры даты 92 что позволило Кюллике Каплински, автору книги Таллинн город мастеров заменив буквы А NN О цифрами, поставить под изображением печати дату 1792 год27. Однако в собрании Эстонского исторического музея хранится знак мастера цеха мясников Матхеса Йохана Петерсона ил. 28 С опре деленной долей вероятности можно предположить, что владелец этого знака имел от ношение к мясному цеху Нарвы, так как на знаке выгравирована эмблема точная ко пия эмблемы цеха нарвских мясников, изображенной на печати и на знамени. Вряд ли ремесленник мясного цеха другого города стал бы заказывать знак с изображением, где слишком явно читаются элементы герба Нарвы. На знаке стоит дата 1750 год. То есть в этом году уже существовал герб мясников Нарвы в том виде, в каком он представлен на знаке М. Й. Петерсона, и, следовательно, был утвержден до середины ХVIII века. Поэтому дата 1692 год более соответствует действительности. Тем более мясной цех в конце ХVII века уже был в составе Малой гильдии Нарвы учрежден в 1692 году28. Таким образом, у нас достаточно оснований предполагать, что эта же дата 1692 год дата утверждения знака мясного цеха была указана на знамени. При изучении коллекции выяснилось, что первые рассмотренные нами шесть зна мен очень схожи со знаменами из собрания Государственного музея истории Санкт Петербурга, на которых стоит та же дата, что и на знаменах Нарвы 26 августа 1856 года, по целому ряду признаков. Форма, близкая к квадратной размер примерно 69 78 см Нарва и 77 83 см Санкт Петербург без бахромы использование шелка разных цветов для лицевой стороны полотнища и вшивного медальона, чтобы создать го товый цветной фон для изображения эмблемы цеха да и наличие самого вшивного медальона, как и оформление его обрамление золотыми ветвями лавра, перевязанны ми внизу лентой, вверху корона, вокруг надпись золотом с наименованием цеха, ниже 208 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Ил. 23. Знак подвесной мастера цеха мясников Йохана Фридриха Уля. Нарва. 1752. Серебро позолота, чеканка, гравировка. 12,7 8,7 см. Эстонский исторический музей, Таллин. Инв. АМ 4757 9 К 276 1 Фото Вахура Лыхмуса Ил. 24. Знак подвесной мастера мясного цеха Шиллинга. Ревель Таллин 1769. Серебро тиснение, гравировка. 16 12 см. Таллинский городской музей. Инв. TLМ 4224 КA 5 19 V. Фото Станислава Степашко Ил. 25. Знак подвесной мастера мясного цеха Вернера. Ревель Таллин 17 12. Серебро чеканка, гравировка. 5 8,9 см. Таллинский городской музей, Эстония. Инв. TLМ 4225 КA 520 V. Фото Романа Валдре Ил. 26. Оттиск печати мясного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. Бумага сургуч, рукопись. Размер листа 6,5 6,7 см диаметр оттиска 4,5 см. Нарвский музей, Эстония. Инв. NLM 69 48 Aj 70 48 Ил. 27. Печать мясного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1692 Латунь литье. Высота 3 см диаметр 4,3 см. Тартуский городской музей, Эстония. Инв. ТM 94 Aj 6 16 209 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ дата утверждения знака структура это двойные знамена, то есть сшитые из двух полотнищ в Прибалтике это впервые изображение разных композиций на двух сторонах на лицевой эмблемы цеха, на оборотной стороне герба города опять же впервые в прибалтийских землях размещенного на отдельной плоскости свидетельствуют о сходстве. Эта схема была разработана мастером живописного цеха Санкт Петербурга Карлом Мекетом29 для цеховых знамен российской столицы. В качестве примера можно привести зна мя трубочистного цеха Санкт Петербурга ил. 29 Объяснение этому сходству скорее всего заключается в том, что с 1802 года Нарва входила в состав Санкт Петербург ской губернии, была в ведении санкт пе тербургского губернатора. Надо отме тить, что влияние Ремесленной управы Санкт Петербурга, старейшей и крупнейшей в Российской империи, распространялось и на ремесленные управы малых городов губернии. Вполне возможно, что живописцы видели знамена К. Мекета и просто повторили его схему. Но вероятнее всего то, что в период подготовки к такому знаменательному событию, как коронация Александра II, Ил. 28. Знак подвесной мастера цеха мясников Матхеса Йохана Петерсона. Нарва 1750. Серебро чеканка, гравировка. 0 6,8 см. Эстонский исторический музей, Таллин. Инв. АМ 4757 1К 2753. Фото Вахура Лыхмуса Ил. 29. Знамя трубочистного цеха Санкт Петербурга. Санкт Петербург. 1856. К. М. Мекет. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 88 9 1см 75 84 см без бахромы Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V A 13 з. Лицевая и оборотная стороны 2 10 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Ил. 3 1Знамя цеха маляров Малой гильдии Риги. Рига. 1856. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 12 2 см. Музей истории Риги и мореходства, Латвия. Инв. VRVM 520 12. Лицевая сторона Ил. 32. Знамя немецкого малярного цеха Санкт Петербурга. Санкт Петербург. 1856. Шелк масло. 82,0 93,5 см. Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V A 22 з. Лицевая сторона Ил. 30. Знамя малярного цеха Малой гильдии Нарвы. Нарва. 1880. Шелк, бахрома хлопчатобумажная и металлическая нити масло. 76,5 74,5 см 60,8 70,2 см без бахромы Нарвский музей, Эстония. Инв. НMКП 2533. Лицевая и оборотная стороны 2 ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ мастерам живописного цеха Нарвы, создателям рассматриваемых нами знамен, были даны какие то инструкции по возобновлению знамен с целью привести их в соответст вие со столичными знаменами. Подводя итог сказанному, следует отметить, что знамена Риги, Дерпта и Нарвы схо жи по материалу и технике шелк с масляной живописью и эмблемам ремесел коже венного, мясного, малярного и других Но в Риге и Дерпте знамена имели большие размеры причем каждое знамя свои, двух одинаковых по размеру не было и цельные полотнища были однослойными с одинаковыми композициями на лицевой стороне и на обороте с изображением герба города рядом с эмблемой цеха над ней в центре полотнища, либо в верхнем углу у древка, как на знаменах Малой гильдии Риги 1856 года. Вполне возможно, что такими же были и более ранние знамена Нарвы. Знамя малярного цеха ил. 30 значительно отличается от предыдущих знамен по размеру 76,5 74,5 см 60,8 70,2 см без бахромы композиции, более яркому цвето вому решению. Это самое позднее цеховое знамя в коллекции Нарвского музея было возобновлено в 1880 году. На нем представлен традиционный герб маляров, который сложился в довольно раннее время. На знамени малярного цеха Риги стоит дата утвер ждения этого герба 1644 год. На нарвском знамени нет даты утверждения знака, но, судя по датам на предыдущих знаменах, большая часть которых относится к ХVII веку, можно предположить появление в Нарве знамени малярного цеха с таким гербом во второй половине ХVII века. Знамена малярных цехов Риги и Санкт Петербурга были возобновлены в 1856 году. В Риге к визиту императора Александра II в мае этого года ил. 3 1в Санкт Петербурге к его коронации в августе ил. 32 Мы видим полное совпадение гербов двух немецких цехов Риги и Санкт Петер бурга. Шит фигурной формы с тремя светлыми малыми щитками рыцарский шлем нашлемник оленьи рога с фигурой возникающего мавра пышный намет. На знамени Нарвы тот же герб, только в нашлемнике вместо мавра возникающая женская фигура с завязанными глазами. Оборотная сторона в классическом оформлении на белом по лотнище изображен герб Нарвы с использованием явно другого трафарета. Надпись на немецком языке гласит, что знамя было возобновлено 19 февраля 1880 года. Ранее уже говорилось о том, что возобновление знамен всегда было приурочено к каким либо да там. Так и в этом случае. В этот день, 19 февраля 1880 года, по всей России отмечалось 25 летие правления императора Александра II, который вступил на престол 19 февраля 1855 года и коронован был в следующем 1856 году. По случаю юбилея отправлялись службы в соборах и церквях, устраивались торжественные шествия и собрания, выпу скались брошюры, в газетах этому событию посвящались большие статьи. Пока это единственное известное нам знамя, возобновленное к этой дате. В течение всего ХVIII века ремесленные цехи создавались в Петербурге по гер манскому образцу под руководством выходцев из этих земель. Но с присоединением Эстляндии и Лифляндии в Петербург хлынули переселенцы ремесленники из При балтики. В архивных документах Центрального государственного исторического архи ва Санкт Петербурга постоянно встречаются наименования латвийских Рига, Бауска, Вольмар Валмиера Либава Лиепая Митава Елгава Венден Цесис Лемзаль Лим бажи и эстонских городов Ревель Таллин Дерпт Тарту Нарва, Пернов Пярну Верро Выру и др., как мест рождения и прежнего проживания прибывших в Петербург мастеров и подмастерьев. 2 12 С. И. КУЗНЕЦОВА, Г. П. СМИРНОВА Теперь, когда в составе Российской империи оказались целые области на западе с ремесленными городами, с хорошо развитой и веками устоявшейся цеховой систе мой, с отлаженными ритуалами и соответствующими атрибутами, перенимать опыт цеховой организации стало значительно проще, и, главное, не из за границы, а из за воеванных городов. Отсюда сходство эмблем отдельных ремесел Прибалтики и Санкт Петербурга трубочистного, кожевенного, портного, сапожного, мясного, малярного и др Несомненно, Прибалтика оказала влияние на ремесленную геральдику Санкт Петер бурга, формирование которой завершается к середине ХIХ века. Сложилась собственная ремесленная геральдика, которая при всех внешних заим ствованиях приобрела местные черты. Более того, создала стандарт цехового знамени. И происходит уже обратный процесс. Теперь Санкт Петербург влияет на другие реги оны. Свидетельство тому шесть знамен из коллекции Нарвского музея, созданных по схеме петербургских цеховых знамен, схеме Карла Мекета. Итогом данного исследования стало не только выявление взаимосвязи и взаимов лияния цехов прибалтийских городов и Санкт Петербурга в области ремесленной геральдики. Оно наглядно показало, как первая, так называемая волна иноземного влияния, с которой в Петербург пришла германская цеховая система и ремесленная геральдика, сменилась второй, шедшей в основном из Прибалтики, и как третья, уже обратная волна шла от набравшего силу столичного Петербурга в сторону западных областей. Пример тому знамена Нарвы, атрибуция которых позволила расширить представ ление о ремесленной геральдике Остзейских губерний Российской империи. Это стало возможным только при комплексном изучении цеховых знамен и других предметов ремесленной геральдики печатей, кубков, личных знаков мастеров. 1Полное собрание законов Российской импе рии. Собрание 1Т. 22. СПб., 1830. 16 188. 123. С. 366. 2 Там же. Т. 6. 3708. С. 295. 3 Келлер А. Ремесло Санкт Петербурга ХVIII начала ХХ века. СПб., 2020. С. 23 1 4 ЦГИА СПб. Ф. 223. Оп. 1Д. 485. Л. 56. 5 Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V А 23 з. 6 Музей истории Риги и мореходства. Инв. VRVM 458 18. 7 Gaili a А. Amatnieс bas organiz сiju karogi R gas v stures un ku nieс bas muzej Latvijas Arh vi. 1998. N 137. 8 Gaili a А. Amatu organiz сiju karogi R g vietnieс bas laik 1787 1797 Sen R ga Alte Riga. Vol. 7 P t jumi pils tas arheolo ij un v stur R ga, 20 12 500, 502. 9 Ширина увеличивается из за запаса это часть полотнища, обернутая вокруг древка и предназначенная для крепления к послед нему. 10 Сведения о музейных предметах из других собраний любезно предоставлены сотруд никами музеев А. Гайлишей, Музей исто рии Риги и мореходства, Латвия М. Мадар, Эстонский исторический музей, Таллин К. Хийесалу и Т. Туви, Таллинский город ской музей, Эстония Р. Рейнвельт и К. Вис сель, Эстонский национальный музей, Тар ту К. Йесер, Тартуский городской музей, Эстония. Знамена из двух полотнищ и с разными изображениями на лицевой и оборотной сторонах появятся в Риге лишь в 1880 е годы. 12 Brunstermann F. Die Gesсhiсhte der Kleinen oder St. Johannes Gilde in Wort und Bild zum Jubil umsjahr 190 1Riga, 1902 323. 13 Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. V А 19 з. 14 Эстонский национальный музей, Тарту. Инв. ERM D 10 90. 15 Kaplinski К. Tallinn meistrite linn. Tallinn, 1995. Lk. 62. ЗНАМЕНА РЕМЕСЛЕННЫХ ЦЕХОВ МАЛОЙ ГИЛЬДИИ НАРВЫ 16 H bedast dokumendid. K sit liste rippsildid 17. 19. sajandist n ituse kataloog. Tallinn, 20 17. Lk. 7 Narva Linnamuuseumide ld inventuriraamat. I Общая инвентарная книга Нарвских городских музеев Нумерация страниц отсутствует. Даты, когда данные вписаны, нет, но несколькими номерами выше стоит дата 1933 год. 18 Narva Peeter I Muuseumi nimestik. Narva, 1937. Перевод с эстонского языка Опись Нарвского музея Петра I. Нарва, 1937. С. 7. 19 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2003. С. 666. 20 Полное собрание законов Российской им перии. Собрание 1Т. 20. 15 0 12. С. 936. 2 1Коваль кузнец, который занимался в основном подковыванием лошадей. 22 Сведения о кузнечном ремесле любезно предоставлены В. А. Кондуровым, президентом Гильдии кузнецов и художников по метал лу Санкт Петербурга и Северо Западного региона. 23 Романовский А. Русский военный костюм, 1855 1856. М., 20 15. С. 10. 24 Ботфорты букв. от фр. сильные сапоги кавалерийские сапоги с длинными стоя чими голенищами, имеющие вверху при шивные клапаны раструбы закрывающие колено. Раструбы сапог подворачивались и становились своеобразным декоративным элементом. 25 Описание погребения блаженной памяти императора Николая 1го с присовокупле нием исторического очерка погребений ца рей и императоров всероссийских и неко торых других европейских государей. СПб., 1856. Рис. ХIХ. 26 Государственный музей истории Санкт Петербурга. Инв. III A 858 д V А 30 з. 27 Kaplinski K. Op. сit. Lk. 229. 28 Нарвский листок. 1902. 97. С. 2. 29 Кузнецова С. И. Цеховые знамена ремеслен ных цехов Санкт Петербурга конца ХVIII начала ХХ века из собрания Государст венного музея истории Санкт Петербурга альбом каталог. СПб., 20 19. С. 16, 17. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Кузнецова С.И., Смирнова Г.П. Знамена ремесленных цехов Малой гильдии Нарвы середины – второй половины ХIХ века из собрания Нарвского музея (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |