Шпунтов А.В.
В поисках утраченных смыслов: гербы православных церковных иерархов XVII–XVIII веков
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 121-136
Аннотация: Когда речь заходит о гербах православного духовенства, у нас почему-то принято, во-первых, рассуждать с «московской колокольни», обозначая тему как «гербы русского духовенства», даже если речь идет о выходцах с Украины, и часто не принимая во внимание менталитет этих самых бывших шляхтичей; во-вторых, ограничивать обзор гербов весьма небольшим набором имен – это прежде всего патриарх Никон, Димитрий Ростовский, Петр Могила, Стефан Яворский, Иосиф Тризна да Лазарь Баранович. Очень редко называют других архиереев. В качестве исключения можно упомянуть статью Е. П. Комаровской и В. В. Колтовича, где названо с десяток имен. Иногда у других исследователей (например, у Ю. Н. Звездиной) можно встретить обособленно и некоторые другие имена. Но в целом получается, что гербы не бытовали в русской церковной среде. В русской – возможно, да, а вот среди украинского духовенства – скорее, наоборот, у многих церковных иерархов гербы были.
Об авторе публикации/статьи:
Шпунтов Александр Васильевич (Брянск) брянский краевед, геральдист
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шпунтова А.В.в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Иллюстрации к статье/публикации:
1. «Герб» Иисуса Христа. Воспроизводится по: Галятовский И. Мессия праведный Исус Христос Сын Божий. Киев, 1669. Оборот титульного листа.
ID: 3173
2. «Герб» Иисуса Христа. Воспроизводится по: Баранович Л. Lutna Apollinowa kożdey sprawie gotowa. Киев, 1671. С. 150.
ID: 3174
3. Герб Гедеона Балабана. Воспроизводится по: Требник. Стрятин, 1604. С. 6
ID: 3175
4. Печать с гербом Феофилакта Слонецкого. Воспроизводится по: Ситий I. Козацька Україна: печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI – XVIII столiть. Київ, 2017. С. 774
ID: 3176
5. . Герб Феодосия Янковского. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 163
ID: 3177
6. Эмблема сердца. Воспроизводится по: Montanea G. Monumenta emblematum christianorum virtutem… Lyon, 1571. P. 62
ID: 3178
7. Герб Никифора Тура. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 168
ID: 3179
8. Печать Феодосия Углицкого с гербом (внизу). Воспроизводится по: Ситий I. Козацька Україна: печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI – XVIII столiть. Київ, 2017. С. 477
ID: 3180
9. Герб Димитрия Ростовского. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 175
ID: 3181
10. Герб Иоанна Максимовича. Фрагмент гравюры из издания: Зерцало от писания Божественного. Чернигов, 1705. Воспроизводится по: Ситий I. Козацька Україна: печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI – XVIII столiть. Київ, 2017. С. 479
ID: 3182
11. Герб Рафаила Заборовского. Фрагмент гравюры. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 1. СПб., 1884. Л. 32
ID: 3183
12. Герб Лазаря Барановича. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 180
ID: 3184
13. Печать с гербом игумена Сильвестра. Воспроизводится по: Ситий I. Козацька Україна: печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI – XVIII столiть. Київ, 2017. С. 778
ID: 3185
14. Портрет Варлаама Ясинского с гербом. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 1. СПб., 1884. Л. 35
ID: 3186
15. Гравюра с гербом Стефана Яворского. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 349
ID: 3187
16. 18. Портрет Иоасафа Кроковского. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 172. Фрагмент с гербом увеличен
ID: 3188
17. Герб Намет Иоасафа Кроковского. Воспроизводится по: Копинский И. Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный. Киев, 1710. Оборот титульного листа
ID: 3189
18. Герб Иосифа Тризны. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 151
ID: 3190
19. Герб Иллариона Рогалевского. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 175
ID: 3191
20. Гравюра с гербом Прокопия Калачинского. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 1. СПб., 1884. Л. 22
ID: 3192
21. Герб Самуила Мыславского. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 177
ID: 3193
22. Герб Варлаама Леницкого. Фрагмент гравюры. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 350
ID: 3194
23. Печать с гербом Иоасафа Горленко. Воспроизводится по: Ситий I. Козацька Україна: печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI – XVIII столiть. Київ, 2017. С. 471
ID: 3195
24. Эмблема столпа. Воспроизводится по: Montanea G. Monumenta emblematum christianorum virtutem… Lyon, 1571. P. 70
ID: 3196
25. Герб Варлаама Косовского. Фрагмент гравюры. Воспроизводится по: Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 348
ID: 3197
26. Гравюра с гербом Сильвестра Коссова. Воспроизводится по: Столп ясне превелебному, его милости, отцу Сильвестру Коссову… Киев, 1658. Титульный лист
ID: 3198
27. Герб Иннокентия Гизеля. Фрагмент портрета. Воспроизводится по: Український портрет XVI–XVIII століть : каталог-альбом. Київ, 2006. С. 171
ID: 3199
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 49192 знаков (с пробелами)
12 1
А. В. Шпунтов Брянск
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ
ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ XVII XVIII ВЕКОВ
Когда речь заходит о гербах православного духовенства, у нас почему то принято,
во первых, рассуждать с московской колокольни обозначая тему как гербы русского
духовенства даже если речь идет о выходцах с Украины, и часто не принимая во внима
ние менталитет этих самых бывших шляхтичей во вторых, ограничивать обзор гербов
весьма небольшим набором имен это прежде всего патриарх Никон, Димитрий Ро
стовский, Петр Могила, Стефан Яворский, Иосиф Тризна да Лазарь Баранович. Очень
редко называют других архиереев. В качестве исключения можно упомянуть статью
Е. П. Комаровской и В. В. Колтовича 1где названо с десяток имен. Иногда у других ис
следователей например, у Ю. Н. Звездиной можно встретить обособленно и некото
рые другие имена2. Но в целом получается, что гербы не бытовали в русской церковной
среде. В русской возможно, да, а вот среди украинского духовенства скорее, наоборот,
у многих церковных иерархов гербы были.
Известно почти полсотни православных иерархов, имевших гербы или некие эмбле
матические изображения, их заменявшие, выполнявшие как минимум функцию иден
тификации. Рассмотрение каждого из этих гербов заняло бы непозволительно много
времени и места, поэтому лишь обозначим основные тезисы, которые дадут нам воз
можность показать общую картину и привести все известные гербы в некую систему хотя бы в черновом виде
А для этого начнем с главного гербы архиереев, в отличие от гербов прочих гербов
ладельцев, информативны. Если герб любого представителя российского дворянского
рода имеет в лучшем случае некоторую туманную легенду о подвигах предков, за ко
торые был пожалован тот или иной герб, и легенда та известна лишь ограниченному
кругу лиц, то герб архиерея обычно либо прозрачен и не требует дешифровки, либо
сопровождается обильными текстами, толкующими фигуры причем даже те, что были
позаимствованы из обычного шляхетского герба в нужном свете.
Однако, чтобы считывать информацию с этих гербов, придется хоть в небольшой
степени, но попытаться понять менталитет людей той эпохи потому моя статья и оза
главлена В поисках утраченных смыслов
Первое, на чем следует остановить внимание кто были эти гербовладельцы из ду
ховенства Ответ до удивления прост практически все они обучались в Киево Моги
лянской академии или в московском ее филиале Славяно греко латинской академии позднее Московской духовной академии
А. В. ШПУНТОВ 122
Ил. 1Герб Иисуса Христа.
Воспроизводится по Галятовский И. Мессия
праведный Исус Христос Сын Божий.
Киев, 1669. Оборот титульного листа.
Иллюстрация любезно предоставлена
Ю. Э. Шустовой
Ил. 2. Герб Иисуса Христа.
Воспроизводится по Баранович Л.
Lutna Apollinowa ko dey sprawie gotowa.
Киев, 167 1С. 150. Иллюстрация любезно
предоставлена Ю. Э. Шустовой
Вот два выдающихся религиозных дея
теля петровской эпохи Стефан Яворский
и Феофан Прокопович правда, у нас нет
информации о гербе последнего, но сейчас
речь о менталитете Сравним некоторые
моменты их биографий оба шляхетско
го происхождения, оба закончили Киево
Могилянскую академию, оба затем, при
няв униатство, продолжали образование
в Европе, а после, принеся покаяние, вер
нулись в православие И еще один дея
тель той эпохи, основатель, между прочим,
Эллино греческой академии, которая позд
нее была переименована в Славяно греко
латинскую, Симеон Полоцкий из литовской
шляхты, Piotrowski Sitnianowiсz на
духовную формацию которого решающее
значение оказала система образования
иезуитов
после Киево
Могилянской кол
легии он учился в Виленской Академии и,
скорее всего, посещал и другие коллегии
Общества Иисуса 3.
Мы опускаем сейчас богословские во
просы важно вот что большинство
рассматриваемых ниже иерархов имели
украинские корни. Малороссийское духо
венство на протяжении XVII XVIII веков
эволюционировало из шляхетского со
словия и было тесно связано как с като
лическим духовенством, так и с униатами.
Многие из них по своему происхожде
нию принадлежали к шляхте, и если не
были причислены к какому нибудь гербу,
то понятие о гербах имели. Они либо ис
пользовали свой шляхетский герб часто
внося в него изменения либо по особому
толковали его, либо составляли себе герб
оригинальный.
Для толкования герба и тем более для
составления самобытного требовалась
идеологическая и образовательная база.
И если далеко не все из нижеперечислен
ных архиереев учились в католических
школах, то уж заканчивали Киево Моги
лянскую академию, в библиотеке которой 123
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
имелся ряд эмблематических европейских
сборников и гербовников И потому
рассказ о гербах православных иерархов
не получится, если не уделить должного
внимания эмблематике, лежавшей в осно
ве гербовых фигур, а главное, в осмысле
нии и трактовке гербов, в вербальном их
сопровождении.
Прежде чем начать наш геральдиче
ский обзор, необходимо хотя бы упомянуть
о воображаемых гербах Иисуса.
Им посвящено большое количество пу
бликаций. Мы же обратим внимание толь
ко на два герба которые были известны
на Украине один из сочинения Иоан
никия Галятовского, ректора Киевской
академии, Мессия праведный Исус Хри
стос Сын Божий изданного в Киево Пе
черской лавре 1669 а второй из книги
Лазаря Барановича, архиепископа Черни
говского, Lutna Apollinowa ko dey sprawie
gotowa 167 1Данные эмблемы сердце,
гвозди и крест весьма просты, что силь
но отличает их от сложных европейских гербов ил. 12 Упомянутые гербы подробно разобраны в работе Ю. Э. Шусто
вой4, однако не воспроизвести их здесь было бы нельзя.
Следующее, без чего мы не сможем обойтись, без упоминания о гербах некоторых
униатских и католических архиереев, ведь титулом митрополит Киевский, Галицкий
и всея Руси мог титуловаться и православный, и униат. И гербы последних служили
для православных архиереев образцами, которые переосмысливали, наполняли новым
содержанием или иногда лишь изменяли внешние элементы герба.
Представители одного рода могли принадлежать к разным конфессиям, занимая ча
сто высокие церковные должности и пользуясь при этом одним родовым гербом. Герб
Марциана Тризны ум. 1643 униатского епископа Белорусского, герб Гоздава. Этот
же герб был и у Иосифа Тризны ум. 1656 православного архимандрита Киево Печер
ской лавры с 1647 Гербы у них отличаются друг от друга принципиально лишь тем,
что увенчаны различными головными уборами соответствующих конфессий.
Что касается православного духовенства а именно оно нас интересует и его гербов,
то условно выделим такие группы 1Архиереи, которые использовали свои родовые гербы без дополнительной церков
ной атрибутики. Таковых немного, но среди них есть представители и конца XVI века,
и конца XVIII века.
2. Архиереи, которые сохраняли шляхетские гербы, добавляя скрещенные посох
и жезл за щитом, а митру над щитом.
Ил. 3. Герб Гедеона Балабана.
Воспроизводится по Требник.
Стрятин, 1604. С. 6
А. В. ШПУНТОВ 124
3. И самая интересная для нас группа
те, кто осознанно использовали гербовые
фигуры, насыщали гербы особым рели
гиозным смыслом. При этом существо
вавший шляхетский герб мог изменяться,
даже до неузнаваемости, вообще констру
ироваться заново, так, что от собственно
родового герба ничего не оставалось.
Часто акцентировалось внимание на
отдельных фигурах, среди которых могли
быть небесные светила, сердце, стре
лы, столп, агнец, крест. А иногда и на
литерах. Литерам, в отличие от светской
геральдики, где использование букв в гер
бе нежелательно, придавался особый сакральный
смысл.
4. С этим связано существование еще
одной группы те, кто вместо гербовых
фигур помещал в поле щита вензель.
Итак, приведем ряд архиереев, использовавших
родовые гербы без церковной
атрибутики Иосиф II Солтан ум. 1522 епископ Смоленский 1494 1509 митрополит Киев
ский, Галицкий и всея Руси с 1522 власный герб Солтан Гедеон ум. 1607 и Арсений ум. 1569 Балабаны, епископы Львовский и Каме
нец Подольский первый 1569 1607, второй 1549 1565 герб Корчак ил. 3 Мелетий ум. 1593 и Юрий Герман ум. 1558 Хрептович Богуринские, архи
мандрит Киево Печерского монастыря с 1576 и православный архиепископ Полоц
кий, Витебский и Мстиславский с 155 1герб Одровонж Иннокентий Монастырский ум. 1697 игумен Кирилловского монастыря в Киеве с 168 1герб Сас Феофилакт Слонецкий 1738 1827 архимандрит Киево Печерской лавры с 1793 епископ Вологодский и Устюжский с 1803 герб Гералт Giera t ил. 4 изве
стен по печати из Черниговского исторического музея
Следующие архиереи те, кто соблюдал шляхетские традиции, используя родовые
гербы, но с добавлением церковных атрибутов митры, посоха и жезла
Никифор Тур ум. 1599 ил. 5 и Елисей Плетенецкий 1550 е 1624 архиман
дриты Киево Печерского монастыря первый с 1590, второй с 1599 герб у Тура
четверочастный, включающий в себя тамгоподобные знаки, типичные для литовской
геральдики, а у Плетенецкого в гербе три серебряные звезды в червленом поле, сопро
вождаемые сверху черным змеем, свернувшимся в кольцо Гедеон князь Григорий Захарович ум. 1690 и Сильвестр князь Сергей Вяче
славович ум. 1728 Святополк Четвертинские митрополит Киевский, Галицкий
и всея Малыя России 1688 1690 и епископ Мстиславский, Оршанский и Могилев
ский 1707 1728 герб родовой, ранняя версия щит пересечен в верхней части князь
Ил. 4. Печать с гербом Феофилакта
Слонецкого. Воспроизводится по Ситий I.
Козацька Укра на печатки, герби, знаки
та емблеми кiнця XVI XVIII столiть.
Ки в, 20 17. С. 774 125
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
Ил. 6. Герб Феодосия Янковского.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 163
Ил. 5. Герб Никифора Тура.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 168
на коне, поражающий копьем змея, в нижней обнаженный всадник на коне, воору
женный мечом, все фигуры влево Арсений Андрей Желиборский 16 18 1662 епископ Львовский и Каменец Подольский 164 65 1герб Прус II Мелентий Вуяхевич Высочинский 1625 1697 архимандрит Киево Печерской
лавры с 169 1герб Корчак Феодосий Янковский 1696 1750 наместник Троице Сергиевой лавры с 1742
архиепископ Санкт Петербургский и Шлиссельбургский с 1745 герб Слеповрон ил. 6
Ил. 7. Эмблема сердца. Воспроизводится по Montanea G. Monumenta
emblematum сhristianorum virtutem Lyon, 157 1P. 62
А. В. ШПУНТОВ 126
Ил. 8. Печать Феодосия Углицкого с гербом внизу Воспроизводится по Ситий I.
Козацька Укра на печатки, герби,
знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть.
Ки в, 20 17. С. 477
Ил. 9. Герб Димитрия Ростовского.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 175 Сильвестр Кулябка 170 76 1архимандрит Киево Братского монастыря с 1740 архиепископ Санкт Петербургский и Шлиссельбургский с 1750 герб Куля
бок вполне казацкий описанный еще в Малороссийском гербовнике 5, архимандрит
добавил только архиерейские атрибуты Иоанникий Сенютович ум. 1729 архимандрит Киево Печерской лавры с 17 15
герб Корчак Петр Могила 1596 1647 архимандрит Киево Печерской лавры 1628 1646 митрополит
Киевский, Галицкий и всея Руси 1633 1646 герб рода Могил6.
Теперь обратимся к тем, кто использовал гербовые фигуры вполне осознанно, или
наполняя смыслом сам герб в целом, или акцентируя его отдельные элементы.
Среди первых таких фигур назовем сердце. Образ сердца известен не только по гербу
Иисуса, но и популярен в эмблематических сборниках ил. 7
Образ сердца использовали святитель Феодосий Черниговский Полоницкий
Углицкий 1630 е 1696 архиепископ Черниговский с 1692 ил. 8 Димитрий
Ростовский Туптало 165 709 митрополит Тобольский 170 1Ростовский и Яро
славский с 1702 ил. 9 Иоанн Максимович 165 7 15 архиепископ Черниговский с 1697 митрополит Тобольский с 17 ил. 10 Рафаил Заборовский 1677 1747
архимандрит Троицкого Калязинского монастыря с 1723 митрополит Киевский и Га
лицкий с 1743 ил. Сильвестр первая половина XVIII века игумен Пыстынно
Рыхлевского Николаевского монастыря с 173 1ил. 12
Это окрыленное сердце у Иоанна Максимовича, Феодосия Полоницкого Углиц
кого пронзенное стрелами страдания у последнего же пламенеющее у игумена 127
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
Ил. 10. Герб Иоанна Максимовича. Фрагмент гравюры из издания Зерцало от писания
Божественного. Чернигов, 1705. Воспроизводится по Ситий I. Козацька Укра на
печатки, герби, знаки та емблеми кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 479
Ил. Герб Рафаила Заборовского. Фрагмент гравюры. Воспроизводится по
Ровинский Д. А. Матерiалы для русской иконографiи. Вып. 1СПб., 1884. Л. 32
А. В. ШПУНТОВ 128
Сильвестра и Рафаила Заборовского
обремененное литерами Д или Дель
та у Димитрия Ростовского, МАРIА
у Иоанна Максимовича и Сильвестра
увенчанное крестом
Очень подробно символика сердца
в украинском православии раскрыта в ра
боте Г. М. Зеленской7, и сейчас мы оста
навливаться на этом не будем Во сердцы
моем сокрих словеса Твоя Пс. 8
Крест в гербах архиереев естественен. Ис
пользовали его Лазарь Баранович 16 16 1693 архиепископ Черниговский с 1667 ил. 13 Роман Копа 1677 1736 архи
мандрит Киево Печерской лавры с 1730
Афанасий Миславский Милославский ум. 17 14 архимандрит Киево Печерской
лавры 17 10 17 14 Гедеон Вишневский 1678 176 1ректор Московской академии с 1722 епископ Смоленский и Дорого
бужский с 1728
У Барановича и Копы крест простой,
наперсный, на цепи, словно бы надетый
на гербовый щит у Барановича на од
ной из гравюр крест заполнен лите
рами Lazar Baranowiсz У Миславского
крест православный, стоящий на подно
жии Голгофе Вишневский заимствует
крест из герба Прус I в червленом поле
полтора креста к этому гербу были при
писаны Вишневские или Висьневские Wi niewski Впрочем, можем предполо
жить, что кресту здесь придавалось не
сколько иное, религиозное значение.
Обыкоша издавна люде именити
Различныя печати в род х своих м ти.
Кто зв ром, кто птенцем дом свой печатл ет,
Кто мечем, кто стр лою, кто солнцем св тл ет,
а Лазар Баранович сим славится словом Не хвалюся точию о крест Христовом8.
Звезды и полумесяц используют Захарий Копыстенский ум. 1627 архимандрит
Киево
Печерской лавры 1624 1626 Варлаам Ясинский 1627 1707 архимандрит
Киево
Печерской лавры с 1684 митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России
Ил. 13. Герб Лазаря Барановича.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 180
Ил. 12. Печать с гербом игумена Сильвестра.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на печатки, герби, знаки та емблеми
кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. С. 778 129
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
Ил. 14. Портрет Варлаама Ясинского с гербом.
Воспроизводится по Ровинский Д. А. Матерiалы для русской
иконографiи. Вып. 1СПб., 1884. Л. 35 с 1690 ил. 14 Стефан Яворский 1658 1722 митрополит Рязанский и Муромский с 1700 президент Духовной коллегии Святейшего синода с 172 1ил. 15
Небесные светила с гербов Лелива у Копыстенского полумесяц, сопровождаемый
сверху звездой и Сас у Ясинского и Яворского стрела на полумесяце, сопровождаемая
по сторонам звездами получают религиозную трактовку. Яворский не обходит вни
манием и стрелу.
Полумесяц это Церковь Божия на земле, он светит отраженным светом Солнца
Правды Иисуса Христа звезда это путеводная Вифлеемская звезда, божественный
знак9. У Яворского символика намного сложнее и более развернута. Он сам в стихах дал
драматическое осмысление фигур собственного герба в связи с размышлениями о по
следних вещах смерти и Страшном суде, вечной Книге, в которую внесены деяния
каждого книга, приводящая в ужас сердце пронзается острою стрелою О Боже,
коего премудрость предписывает пути по усеянному звездами небу 10.
Лилия цветок Божией Матери. Этот цветок используют Иосиф Тризна ум. 1656
архимандрит Киево Печерской лавры с 1647 его геральдическую форму герб Гоздава
А. В. ШПУНТОВ 130
Ил. 15. Гравюра с гербом Стефана Яворского.
Воспроизводится по Ровинский Д. А. Матерiалы для русской
иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 349 ил. 16 Гедеон Криновский ок. 1726 1763 настоятель Троице Сергиевой лавры 1758 176 1у него лилии имеют натуральный вид.
Трызнянская лилия, за столки в сеняти,
И поля Марсовые дают себя знати
Себе Панне Пречистой, а ей ку оздобе,
Досталася на венец паненской особе
Агнец еще одна фигура, которая не требует дополнительного толкования. Фигура
взята из герба Юноша в червленом поле серебряный баран У иерархов это не про
стой баран, а именно агнец, иногда несущий хоругвь.
Этот герб используют Илларион Рогалевский ум. ок. 1738 1742 архимандрит
Донского монастыря с 1728 архиепископ Черниговский 1735 1738 ил. 17 Арсений
Берло 1670 е 1744 епископ Могилевский с 1730 Белгородский с 1735 Тимофей
Щербацкий 1698 1767 архимандрит Киево Печерской лавры 1740 1747 митропо
лит Московский с 1757 13 1
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
Ил. 16. Герб Иосифа Тризны.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 15 1
Ил. 17. Герб Иллариона Рогалевского.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 175
Ил. 18. Портрет Иоасафа Кроковского.
Воспроизводится по Укра нський портрет
XVI XVIII стол ть каталог альбом.
Ки в, 2006. С. 172. Фрагмент
с гербом увеличен
Ил. 19. Герб Намет Иоасафа Кроковского.
Воспроизводится по Копинский И. Алфавит
духовный, в ползу иноком и мирским,
богоугодне жити хотящим, написанный.
Киев, 17 10. Оборот титульного листа
А. В. ШПУНТОВ 132
Небесное покровительство обозначено в единичном случае использованием шля
хетского герба Кисель он же Намет палатка с сенью, увенчанная крестом. Герб
использовал Иоасаф Кроковский ум. 17 18 архимандрит Киево Печерской лав
ры 1697 1708 митрополит Киевский с 1708 на портрете изображен он сам, стоящий
в палатке, и герб у его ног ил. 18, 19
Вирши, трактующие герб именно как покровительство Нын же Церкви святой
Наметъ родовитый Вм сто Облака от зноя Покров знаменитый приведены в из
дании Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим,
написанный 12.
Церковную утварь и священническое облачение используют в гербах Прокопий Калачинский ум. 1709 ректор Киево Могилянской академии 1697 170 1шляхтич герба Радван в червленом поле золотая хоругвь о трех полосах, увен
чанная крестом На гравюре, посвященной указанной академии, представлены внизу
герб Радван, а в центре всей композиции собственно церковная хоругвь с изображе
ниями святых двух Прокофиев по сторонам и апостола Петра в центре ил. 20 Самуил Мыславский 173 796 митрополит Киевский с 1783 архимандрит
Киево Печерской лавры с 1786 использовал несколько видоизмененный герб Налэнч в червленом поле серебряная головная повязка Вместо обыденной повязки угадыва
ется омофор ил. 2 1Варлаам Леницкий из рода Леницких Рогалей ум. 174 1архиепископ Псков
ский и Нарвский с 173 1использовал самобытный герб, в котором присутствуют и на
персный крест, и панагия, и крест распятия с копием ил. 22
Стрела, летящая вверх, в гербах архиереев означает восхождение к Небу. У Варлаама
Косовского ок. 1654 172 1епископа Иркутского с 1706 и митрополита Смолен
ского с 1720 в гербе Косов устремленная вверх стрела ил. 23 Аналогичная стре
ла и в гербе Иоасафа Горленко 1705 1754 наместника Троице Сергиевой лавры 1745 1748 епископа Белгородского с 1748 Впрочем, вверх она обращена на более
поздних портретах, на ранней печати 1750 ил. 24 мы видим опрокинутый и допол
ненный шляхетский герб Калинова стрела в столб, раздвоенная на конце, сопровожда
емая четырьмя звездами 13.
Столб очень простая фигура, она популярна и известна из различных эмблематиче
ских сборников ил. 25 присутствует, например, в гербе Стефана Романовского 1777 184 1епископа Волынского 18 13 1828 архиепископа Астраханского и Кавказско
го 184 1Совершенно неожиданно столбы столпы мы видим и на гравюре с гербом
Сильвестра Коссова ум. 1657 митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси с 164 1ил. 26 хотя его герб упомянутый выше герб Косов литера N, наложенная на стрелу, об
ращенную вверх и если у Варлаама Косовского наше внимание привлекла именно стре
ла, то у Сильвестра Коссова не так. Трактовка его герба взята нами из Столпа его памя
ти панегрического сочинения и само это сочинение, и эмблематическая расшифровка
подробно разобраны в труде Ю. Н. Звездиной и частично в книге Г. М. Зеленской 14
Повторяться в деталях не будем, обратим лишь внимание на главное литера N прев
ратилась в три столба, средний из которых упал митрополит умер Стрелы, коих здесь
множество, играют важную, но второстепенную роль, как и образы сердца, ступеней
восхождения и львов. 133
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
Ил. 20. Гравюра с гербом Прокопия
Калачинского. Воспроизводится по
Ровинский Д. А. Матерiалы для русской
иконографiи. Вып. 1СПб., 1884. Л. 22
Ил. 2 1Герб Самуила Мыславского.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 177
Ил. 22. Герб Варлаама Леницкого.
Фрагмент гравюры. Воспроизводится по
Ровинский Д. А. Матерiалы для русской
иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 350
Особого внимания заслуживают Иннокентий
Гизель 1600 1683 архимандрит
Киево
Печерской лавры 1656 1683
с его самобытным гербом, содержащим
митру, посох, жезл и гвоздь ил. 27 Ам
вросий Зертис Каменский 1708 177 1
архимандрит Новоиерусалимского мона
стыря с 1748 архиепископ Московский с 1768 пятичастный герб которого дос
тоин отдельного рассмотрения, а здесь
мы его вынуждены опустить из за низко
го качества изображения Исайя Копин
ский ум. 1634 из шляхты герба Любич,
А. В. ШПУНТОВ 134
Ил. 24. Печать с гербом Иоасафа Горленко.
Воспроизводится по Ситий I. Козацька
Укра на печатки, герби, знаки та емблеми
кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17.
С. 47 1
Ил. 25. Эмблема столпа. Воспроизводится
по Montanea G. Monumenta emblematum
сhristianorum virtutem Lyon, 157 1P. 70
Ил. 23. Герб Варлаама Косовского. Фрагмент гравюры.
Воспроизводится по Ровинский Д. А. Матерiалы
для русской иконографiи. Вып. 9. СПб., 1890. Л. 348 135
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ СМЫСЛОВ ГЕРБЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ
митрополит Киевский и всея Руси 163 632 герб которого также требует рас
шифровки в рукописях его изображены
в овальном щите врата и проторенная до
рога Никифор Феотоки 173 800
архиепископ Астраханский и Ставро
польский 1786 1792 герб которого,
увы, не удалось прочитать, в силу того
что доступный мне артефакт низкого
качества патриарх Никон, гербу кото
рого, в отличие от многих других, посвя
щено большое количество работ среди
которых особо выделим публикации
В. В. Мурзина Гундорова 15
Есть также еще ряд изображений, где
в гербовом щите помещался либо вен
зель, либо рисунок храма. Назовем имена
некоторых из обладателей таких гербов
Феофилакт Лопатинский 1670
е 174 1архиепископ Тверской с 1723
Варфоломей Любарский 1699 1774
епископ Вятский с 1758 Павел Конюс
кевич 1705 1770 митрополит
Тоболь
ский с 1758 Гавриил Петров Шапош
ников 1730 180 1епископ Тверской 1763 1770 митрополит Новгородский
и Санкт Петербургский 1799 1800
Платон Левшин 1737 18 12 архиепи
скоп Тверской 1770 1775 митрополит
Московский 1775 18
Мы наблюдаем, как на протяжении
двух столетий изменяются гербы цер
ковных иерархов от светских, шляхет
ских через глубоко осмысленные и на
полненные религиозным значением до
постепенной утраты гербовых традиций
вместе с окончательной инкорпорацией
Малороссии в состав Российской импе
рии. Гербовладельцам духовного сана
было важно подчеркнуть свою конфесси
ональную принадлежность, что их гербы
и доказывают.
На этом мы и остановимся, чтобы, как
я надеюсь, со временем вернуться к наибо
лее интересным вопросам этой темы.
Ил. 27. Герб Иннокентия Гизеля.
Фрагмент портрета. Воспроизводится по
Укра нський портрет XVI XVIII стол ть
каталог альбом. Ки в, 2006. С. 17 1
Ил. 26. Гравюра с гербом Сильвестра
Коссова. Воспроизводится по Столп ясне
превелебному, его милости, отцу Сильвестру
Коссову Киев, 1658. Титульный лист
А. В. ШПУНТОВ
Автор приносит свои извинения за скупой иллюстративный ряд к сожалению, в дан
ный момент мы не имеем возможности украсить настоящую статью всеми известными
артефактами как в силу обилия оных, так и по разного рода техническим причинам.
Автор выражает глубокую признательность Игорю Михайловичу Сытому, старшему
научному сотруднику Черниговского областного исторического музея имени В. В. Тар
новского за предоставленный материал. С его любезного разрешения использованы
иллюстрации из книги Ситий I. Козацька Укра на печатки, герби, знаки та емблеми
кiнця XVI XVIII столiть. Ки в, 20 17. Также автор благодарен за содействие Юлии
Николаевне Звездиной, Юлии Эдурдовне Шустовой и Виктору Владимировичу
Мурзину Гундорову. 1Комаровская Е. П., Колтович В. В. Гербы цер
ковных иерархов на иконографических па
мятниках второй половины XVII первой
половины XVIII вв. Сова. 20 10. 5 7
С. 150 156.
2 См., например Звездина Ю. Н. Столп па
мяти Киевского митрополита Сильвестра
Коссова особенности аллегорической про
граммы Софiйськi читання матерiали
IV Мiжнародно науково практично кон
ференцi Памятки Нацiонального заповiд
ника Софiя Ки вська культурний дiалог по
колiнь Ки в, 2009. С. 33 43.
3 Корзо М. Внешняя традиция как источник
вдохновения. К вопросу об авторстве киевских
и московских православных текстов
XVII в. Два примера Studi Slavistiсi. 2009.
N 6. P. 72.
4 Шустова Ю. Э. Герб Иисуса Христа в укра
инских печатных изданиях XVII в. Гер
бовед. 2004. 70 4 С. 78 84.
5 Лукомский В. К., Модзалевский В. К. Малорос
сийский гербовник. СПб., 19 14 перепеч.
Ки в, 1993. С. 88.
6 Герб Петра Могилы достаточно хорошо
изучен,
и мы не будем здесь на нем оста
навливаться, см., например Ильинский В. М.
Герб Петра Могилы Гербовед. 2000. 39 1С. 84 88.
7 Зеленская Г. М. Символика изразцов Нового
Иерусалима. М., 20 12.
8 Укра нська поезiя кiнець XVI середина
XVII ст. Геральдичнi вiршi. Ки в, 1978, 1992.
URL http izbornyk.org.ua ukrpoetry
anto5 1htm дата обращения 28.09.202 1
9 Миненко Ю. Астральнi символи на гербах
укра нско шляхти XVI XVIII столiть
Укра нське небо 2. Студi над iсторiею
астрономi в Укра нi. Льв в, 20 14. С. 234 240. 10 Цит. по Звездина Ю. Н. Образ сердца в ду
ховной культуре XVII XVIII вв. к гербу
свт. Димитрия История и культура Ро
стовской земли. Ростов, 2003. С. 42 47. На старожитний клейнот ясневельможных,
вельможных, высоце урожоных их милостей
панов Трызнов еп кграмма Укра нська поезiя 12 Копинский И. Алфавит духовный, в ползу
иноком
и мирским, богоугодне жити хотящим,
написанный. Киев, 17 10. Об. тит. л., л. 3 Ср. также герб Горленко, приведенный в Малороссийском
гербовнике Лукомский В. К.,
Модзалевский В. К. Указ. соч. С. 35 14 См. Звездина Ю. Н. Столп памяти Зелен
ская Г. М. Указ. соч. 15 Мурзин Гундоров В. В. Герб патриарха Нико
на символ Русской Православной Цер
кви Обсерватория культуры. 2007. 3.
С. 124 129.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шпунтов А.В. В поисках утраченных смыслов: гербы православных церковных иерархов XVII–XVIII веков (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|