| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022) › Пчелов Е.В. Государственная геральдика России в конце 1660-х – начале 1670-х годов: новый этап развития и его причины | ||||||
Пчелов Е.В.
Государственная геральдика России в конце 1660-х – начале 1670-х годов: новый этап развития и его причины// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 55-61 Аннотация: Занимаясь историей русской государственной символики и геральдики XVII века, невозможно не обратить внимания на очевидную хронологическую концентрацию некоторых памятников, которые несут на себе изображения государственных и титульных эмблем. Такой период, в частности, охватывает вторую половину 1660-х – первую половину 1670-х годов, то есть последнее десятилетие царствования Алексея Михайловича. Первым официальным геральдическим предметом этого времени можно считать так называемое гербовое (или «гербовное») знамя, сделанное по царскому указу от 13 октября 1665 года. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 41829 знаков (с пробелами)
55 Е. В. Пчелов Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА РОССИИ В КОНЦЕ 1660 х НАЧАЛЕ 1670 х ГОДОВ НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ И ЕГО ПРИЧИНЫ Занимаясь историей русской государственной символики и геральдики XVII века, невозможно не обратить внимания на очевидную хронологическую концентрацию не которых памятников, которые несут на себе изображения государственных и титульных эмблем. Такой период, в частности, охватывает вторую половину 1660 х первую поло вину 1670 х годов, то есть последнее десятилетие царствования Алексея Михайловича. Первым официальным геральдическим предметом этого времени можно считать так на зываемое гербовое или гербовное знамя, сделанное по царскому указу от 13 октября 1665 года 1В историографии бытуют разные датировки создания этого знамени, тем не менее, согласно документам, оно было закончено в июне 1666 году и потом еще допи сывалось в сентябре. На полотнище знамени была надпись Написася сие знамя в лето 7 1апреля в 10 день Однако Л. П. Яковлев интерпретировал год как 7 186 й, то есть 1678 й, что противоречит всем сохранившимся документам включая и упоминания это го знамени в первой половине 1670 х годов Получалось, таким образом, что знамя еще доделывалось даже после смерти Алексея Михайловича, и эта явно ошибочная дата на шла распространение в научной литературе. На самом деле две последние цифры надпи си не читаются, а в самой рукописи есть более поздняя помета 7 176 1668 2. Между тем, и эта дата противоречит сведениям о строении данного знамени. Если же принять, что на знамени был обозначен 7 174 год, то есть 1666 й, когда знамя и было, очевидно, закон чено, то дата 10 апреля снова оказывается малообъяснимой, ибо работа над знаменем ве лась и позже этого срока предполагалось закончить его к Пасхе, которая в 1666 году при ходилась на 15 апреля Как бы то ни было, ясно, что знамя делалось в 1665 1666 годах. Согласно указу, оно должно было заменить знамя Спасова Образа Нерукотворен ного, которой бывает в походех перед ним, Великим Государем 3. Это знамя тоже со хранилось в собрании Оружейной палаты оно было создано в 1653 1654 годах для походов во время войны с Речью Посполитой, в которых лично участвовал царь знамя возили перед государем 4. На этом знамени вышито изображение Спаса Нерукотворно го в окружении четырех херувимов и звезд, а в откосе знамени представлены еще шесть херувимов и серафимов. Знамя сопровождало Алексея Михайловича в первых походах войны, когда были одержаны значительные победы, в том числе взяты Смоленск, По лоцк, Вильна и др. Гербовое же знамя представляло собой принципиально новое с точки зрения знаменной иконографии явление. Центральное место на нем занимали не православные, а государственные символы и образы. В центре средника был помещен 56 Е. В. ПЧЕЛОВ российский герб двуглавый орел с ездецом на груди в том варианте, который как раз сложился в период войны с Речью Посполитой. Под орлом представлена панорама Москвы с изображением Кремля, а в углах средника в клеймах четыре титульных гер ба новгородский, казанский, астраханский и сибирский их порядок справа вверху и внизу и слева вверху и внизу соответственно На кайме знамени непосредственно над орлом в клейме изображен благословляющий Спас Вседержитель, по бокам кото рого два восьмиконечных креста на пятиступенчатых возвышениях образы Голгофы В верхнем клейме на кайме у древка текст о кресте, дарующем победу над врагами подобно кресту Константина Этим и ограничивается христианская символика знаме ни. Спас как бы благословляет Москву и все Российское царство, увенчивая компози цию с государственным гербом. Остальная символика и надписи посвящены царскому титулу, воспроизведенному на знамени полностью текстуально и частично эмблемати чески а также, по видимому, в клеймах помещались и изображения соответствующих городов Рисунок знамени создавал живописного дела мастер Оружейной палаты Станислав Лопуцкий, который и расписывал знамя вместе с помощниками в том числе рисовал и гербы Всего на знамени должно было быть изображено 12 титульных гер бов, или, точнее, печатей новгородская, казанская, астраханская, сибирская, псковская, тверская, пермская, вятская, болгарская, нижегородская, рязанская и ростовская. По опи си 1687 года на знамени также помещались гербы владимирский и киевский, одна ко же никаких следов их изображений на знамени нет, и здесь, по видимому, имелись в виду просто обозначения титулов владимирский и киевский гербы впервые появля ются только в Титулярнике 1672 года В то же время на знамени помещен еще герб смоленский пушка с сидящей на ней какой то фигурой возможно, будущей райской птицей а в описании 167 1года указано, что на знамени четырнадцать печатей в гер бах то есть, по видимому, посчитан еще и двуглавый орел или ездец на его груди Таким образом, знамя 1665 1666 годов можно считать первым русским государевым знаменем, на котором присутствовали и государственный, и титульные гербы. Тем самым, безусловно, демонстрировался высокий статус русского государя в его сравнительно новом титульном воплощении знамя носило подчеркнуто государст венный, а не чисто религиозный характер. Такое внимание к полному титулу и его визу альному воплощению было, конечно, связано с теми принципиальными изменениями, которые произошли в царской титулатуре в период войны. Так, уже с 1652 года в титу ле присутствуют слова Великия и Малыя Русии самодержец с 1654 года наимено вания Киевский Черниговский Полоцкий вторично, после времени Ивана IV Мстиславский и Великия, Малыя и Белыя Русии самодержец с 1655 года Великий князь Литовский Волынский Подольский часть этих обозначений позднее была утрачена 5. Вслед за новым титулом, в котором также появилась пышная заключитель ная часть, обосновывающая права московских государей на новоприсоединенные зем ли Малой и Белой Руси, и многих государств и земель восточных и западных и север ных отчич и дедич и наследник и государь и обладатель изменилось и изображение герба на государственных печатях. Впервые эти изменения фиксируются уже на печати, которая скрепила жалованную грамоту Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года. Далее это изображение было помещено на печать Малороссийского приказа, учре жденного в 1662 году. А затем стало присутствовать и на государственной печати Алек сея Михайловича, по крайней мере начиная с первой половины 1667 года. Так, в тексте 57 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА РОССИИ В КОНЦЕ 1660 х НАЧАЛЕ 1670 х ГОДОВ наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу при отправлении его с царскими грамотами к бранденбургскому курфюрсту и курляндскому герцогу от 4 июня 1667 года, уже содержится описание и объяснение герба на печати6. Главными отличиями от предшествующего варианта государственного герба здесь были поднятые крылья орла и регалии скипетр и держава в его лапах. Именно такой орел украсил и гербовое знамя 1665 1666 годов. Помимо государственного герба на знамени помещались также и титульные гербы, чьи изображения продолжали предшествующую иконографическую традицию, пред ставленную, в частности, на таких памятниках, как саадачные покровцы времен Михаи ла Федоровича и Алексея Михайловича7. Единственным дополнением стало изображе ние смоленского герба с пушкой, который ранее в титульной геральдике не встречался. Оставляя в стороне всевозможные многочисленные домыслы о его происхождении, основывавшиеся в том числе на неверно интерпретированных источниках, таких как пресловутое смоленское пуло следует признать, что этот герб был создан, по види мому, в России, уже после взятия Смоленска в 1654 году, и наличие пушки в нем со всей очевидностью объясняется самим этим фактом. Расположенное же над пушкой нечто неопределенное в более поздних изображениях смоленского герба представляет собой птицу, детали которой, впрочем, в разных памятниках различаются. Само по себе гербовое знамя Алексея Михайловича, воспроизводившее пышную титулатуру царя, сложившуюся в годы войны, отличалось особой торжественностью и было призвано подчеркнуть величие государственной власти. В этом отношении данный памятник до некоторой степени напоминает Большую печать Ивана Грозно го конца 1570 х годов, которая также была создана в годы масштабной Ливонской войны, имевшей схожее идеологическое истолкование присоединение отчинных зе мель и даже совпадавшей по некоторым своим результатам взятие Полоцка с войной Алексея Михайловича. Печать Ивана Грозного, на которой впервые были представ лены титульные печати гербы и которая носила подчеркнуто религиозно государст венный характер Голгофские кресты, увенчивающие изображение государственного герба также призвана была продемонстрировать присоединение новых земель, произошедшее под божественным покровительством, и новый, более высокий статус царя с воспроизведением его полного титула. То же самое видим и на гербовом знамени Алексея Михайловича. Те же причины появления, те же обстоятельства, тот же способ репрезентации и тот же смысл. В 1667 году, вскоре после окончания войны Андрусовское перемирие с Речью Посполитой было заключено 30 января 1667 года произошло очень важное событие официальное объявление наследником престола царевича Алексея Алексеевича 1654 1670 Оно было приурочено к наступлению нового, 7 176 года, то есть торжественная церемония состоялась 1сентября. Царевичу было всего 13 лет, и, конечно, это событие имело причиной не наступление какого либо определенного возраста наследника, а за вершение масштабной войны, ставшей главным звеном в царственных деяниях Алексея Михайловича. Для царевича по царскому указу от 18 февраля 1667 года в мастерских Оружейного приказа Дмитрием Астафьевым, Прокофием Андреевым и иноземцем Андреем Елисеевым был сделан саадачный прибор поднесен царевичу 12 апреля 1667 года, на Пасхальной неделе 8. Замечательным образом шитые изображения на нем соотносятся с изображениями на знамени. На налуче саадака можно видеть панораму 58 Е. В. ПЧЕЛОВ Москвы с Кремлем, над нею в картуше двуглавого орла с поднятыми крыльями но без регалий в лапах и ездеца на груди а вокруг и снизу семь картушей с титульными гер бами новгородским, казанским, астраханским, сибирским, псковским, тверским и перм ским. На колчане еще два клейма с гербами рязанским и смоленским. Изображения этих титульных эмблем идентичны их же изображениям на знамени, за исключением сибирской, в которой вместо дерева между соболями помещена стрела острием вниз. Смоленская же эмблема представляет собой изображение пушки, но без птицы на ней надо заметить, что и на знамени птица, если это птица, конечно, выглядит весьма неопределенно Панорама Москвы с Кремлем заставляет думать, что знамя 1665 1666 го дов и саадак 1667 года составляют в этом отношении единую изобразительную тради цию хотя в деталях государственного герба преемственности не наблюдается Она была продолжена и следующим саадачным прибором, созданным уже для само го царя Алексея Михайловича мастерами под началом, опять же, Прокофия Андреева к Пасхе, то есть к 30 марта 1673 года9. Здесь на налуче снова помещался вид Кремля, а над ним изображение двуглавого орла в картуше с поднятыми крыльями, но без регалий в лапах и ездеца на груди, и даже увенчанного одной короной подобно композиции на саадаке 1667 года и на знамени 1665 1666 годов. В других картушах изображались титульные гербы, но с пропуском астраханского, а именно новгородский, казанский, псковский, сибирский, тверской, пермский, а на колчане рязанский и смоленский. Их изображение повторяли соответствующие изображения саадака 1667 года та же стрела в сибирском гербе и пушка без всяких обременяющих ее сверху деталей в смо ленском но в новгородском были помещены не две, а три рыбы что находит соот ветствие в недатированном Описании печатей царя Алексея Михайловича 10 Итак, эмблематические изображения на гербовом знамени 1665 1666 годов нашли свое про должение на саадаках 1667 и 1673 годов. В том же 1667 году было положено начало русскому флоту 19 июня датирует ся царский указ о строительстве кораблей для посылок из Астрахани на Хвалынское море то есть для плаваний по Каспийскому морю для обеспечения русской торговли в этом регионе Местом строительства кораблей стало село Дединово на Оке. Голлан дец Ян ван Сведен, занимавшийся организацией этой работы, представил в том же году подробную роспись что надо к корабельному строению среди прочего она включала в себя 243 аршина киндяков хлопчатобумажных тканей на пошив четырех корабель ных знамен, а цветами те все киндяки, как великий государь укажет только на кора блях бывает, которого государства корабль, того государства бывает и знамя Кроме того, предполагалось получить и 155 аршинов тафт шелковых тканей на знамена ж, для украшения корабля под которое государство бывает кораблю пристань, в то вре мя те знамена распускают а на тех знаменах писать, что великий государь укажет 12. В этих словах росписи речь шла, собственно, о государственных флагах, которые долж ны были быть подняты на корабле в знак его принадлежности определенной стране. 9 апреля 1668 года была послана память в Сибирский приказ, велено прислать из ме новных товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых так Е. П. белых, лазоревых, к корабельному делу на знамена и на яловчики то есть вымпелы. Е. П. 13. Так были определены цвета материй червчатый, то есть крас ный, белый и лазоревый, то есть голубой, следовательно, установлена цветовая гамма будущего российского флага. Как выглядели пошитые флаги вопрос дискуссионный, 59 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА РОССИИ В КОНЦЕ 1660 х НАЧАЛЕ 1670 х ГОДОВ однако важным идентифицирующим признаком были не столько их цвета и их распо ложение сколько двуглавые орлы, которые по указу от 24 апреля 1669 года велено было нашивать на знаменах и на еловчиках 14. Иными словами, в 1667 1669 году, опять таки после окончания войны, был сделан важный шаг в международной репрезентации Русского царства, вызвавший также попытку создания первого государственного флага, который должен был нести на себе изображение государственного орла и сам корабль по изображениям орлов на носу и корме получил название Орел Итак, ко второй половине 1660 х годов относятся важнейшие события и явления в области геральдической и эмблематической репрезентации Московского царства, причем эта репрезентация носит очевидный государственнический характер формиру ется новое изображение государственного герба, окончательно воплотившееся в печати 1667 года, создаются новое царское парадное знамя 1665 1666 годов и новые саадач ные приборы для царя и царевича 1667, 1673 годов 15, на которых помимо государ ственного орла присутствует геральдическое воплощение территориального царского титула, наконец, определяется символика первого русского корабля и возникает первый вариант государственного флага 1668 1669 годов Следующим шагом на пути развития этого процесса можно считать создание Цар ского титулярника Большой Государевой книги или Корня российских государей работа над которой велась в Посольском приказе с конца 167 1года. 23 мая 1672 года Титулярник был поднесен Алексею Михайловичу, а затем, в том же году, с его первого экземпляра были сделаны две копии лично для царя этот экземпляр хранится ныне в собрании Государственного Эрмитажа и для царевича Федора Алексеевича, нового наследника престола после смерти царевича Алексея в 1670 году этот экземпляр ныне находится в коллекции Российской национальной библиотеки 16. Помимо двуглаво го орла и рисунков государственной и других печатей в Титулярнике представлены 33 титульных герба, в том числе несколько абсолютно новых киевский, владимирский и новые варианты таких гербов, как, например, черниговский или югорский При сравнении титульных гербов в Титулярнике с их прототипами обнаруживается интересная закономерность. Во многих случаях в гербы добавлена христианская сим волика. Так, в новгородском гербе появились трисвечник по сути, трикирий и крест, к тому же перекрещенный с посохом, астраханскую корону венец увенчал крест, в си бирском гербе форму х образного креста приобрели перекрещенные стрелы, в псков ском добавилась выходящая из облаков благословляющая рука, точно так же как в си бирском, х образно перекрещены копья в югорском гербе, в пермском медведя увенчало евангелие с крестом, в вятском был добавлен крест к выходящей из облаков руке с луком и стрелами, в болгарском в лапе зверя появилась хоругвь, увенчанная крестом, и с по лотнищем, на котором также изображен крест, в лапе черниговского орла, опять же, помещен крест, полумесяц под крестом увенчивает двух перекрещенных рыб в бело зерском гербе, крестообразно соединенные стрелы присутствуют также в гербах Ивер ской и Кабардинской земель. Наконец, новые волынский и подольский гербы также включали изображения крестов, киевский герб и вовсе представлял собой изображение архангела, а в лапах владимирского льва также размещался большой крест. Общее коли чество титульных гербов, в которых так или иначе присутствует христианская символика основной формой которой был крест равняется 19, то есть составляет почти 2 3 от их общего числа. Возможно, что тот же христианский подтекст повлиял и на изображение 60 Е. В. ПЧЕЛОВ смоленского герба, где сидящая на пушке птица своим внешним видом близка имен но птице райской. Можно с уверенностью сказать, что кодификация изображений ти тульных гербов, осуществленная в Титулярнике не только опиралась на предшест вующую традицию русской титульной геральдики, но и существенно усилила в ней христианскую символику. Московское царство воспринималось прежде всего царством православным, и эта идеологема нашла свое воплощение в системе его геральдической репрезентации. Кстати, этот христианский подтекст прекрасно выражен в геральдиче ских виршах 1670 х годов на гербы Титулярника частично сохранившихся 17. Однако Титулярник не сразу стал образцом для последующих геральдических изображений. Так, на золотой, украшенной эмалью тарели, которую сделал для царя Алексея Михайловича мастер Юрий Фробос в 1675 году, в изображениях титульных гербов объединены как бы и новации Титулярника и предшествующая ему иконогра фическая традиция 18. Таким образом, в истории государственной символики России период 1660 х на чала 1670 х годов занимает особое место. Первопричиной кардинальных изменений с полной уверенностью можно считать войну с Речью Посполитой 1654 1667 годов, которая воспринималась русской стороной как отвоевание отчины и дедины и кото рая привела к присоединению новых территорий, а следовательно, и имела победные для Русского царства результаты. Уже в самый начальный период войны стремительно поменялся царский титул, достигнув нового, более высокого, торжественного и пыш ного статуса. Параллельно титулу начало изменяться изображение государственного орла этот процесс завершился созданием новой государственной печати в 1667 году. Вторым этапом стало создание новых царских регалий, которые делались константи нопольскими греками и подчеркивали тем самым духовную и государственную пре емственность России от Византии из этих регалий до нашего времени дошли саадак 1656 года, скипетр и посох 1658 года, бармы, держава и наперсный крест 1662 года уже вне греческого следа но, тем не менее, в том же контексте создания новых регалий можно рассматривать и дарение Алексею Михайловичу алмазного трона в 1660 году 19. Наконец, третий этап символической идеологии был связан с успешным завершением войны. Он вылился в создание ряда церемониальных предметов с изображениями титульных гербов, то есть эмблематической визуализацией полного царского титула знамя 1665 1666 годов, саадаки 1667 и 1673 годов и разработкой первого государст венного флага на корабле Орел предназначенного для международных плаваний в 1668 1669 годах. Завершающей точкой в этом процессе можно считать кодифика цию титульных гербов в Титулянике 1672 года, то есть окончательное завершение формирования системы визуальной репрезентации царской власти во всей полноте ее титульного величия. При этом, если во второй половине 1660 х годов на первый план в этом процессе выходила светская, кратологическая семантика, то в Титулярнике она была усилена христианской символикой. В этом виде государственная и титульная геральдика России сохранилась до петровских реформ. 1Яковлев Л. П. Русские старинные знамена. М., 1865. Ч. 2. С. 32 35 Голованова М. П. Знамена второй половины XVI XX века. Т. 1Знамена второй половины XVI начала XVIII века каталог собрания. М., 20 19. С. 74 78. 2 Голованова М. П. Указ. соч. С. 77. 3 Яковлев Л. П. Указ. соч. С. 34. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕРАЛЬДИКА РОССИИ В КОНЦЕ 1660 х НАЧАЛЕ 1670 х ГОДОВ 4 Голованова М. П. Указ. соч. 2. С. 34 39. 5 Пчелов Е. В. Территориальный титул рос сийских государей структура и принци пы формирования Российская история. 20 10. 1С. 5. 6 Подробнее см. Пчелов Е. В. Государствен ная печать Алексея Михайловича 1667 г. к 350 летию герба Московского царства Вестник архивиста. 20 17. 4. С. 147 158. 7 Об этой традиции см. Пчелов Е. В. Титульная геральдика России в царствование Михаила Федоровича ТГЭ. Т. 104 Геральдика исследования и практика материалы науч ной конференции 20 22 февраля 2020 года. СПб., 202 1С. 54 59. 8 Опись Московской Оружейной палаты. Ч. 4. Кн. 3. М., 1885. С. 330, 33 1 9 Там же. С. 327, 328. 10 Подробнее см. Пчелов Е. В. Описание пе чатей Алексея Михайловича и титульная геральдика Московского царства Нумиз матические чтения Государственного исто рического музея 20 19 года материалы до кладов и сообщений. М., 20 19. С. 190 194. Дополнения к актам историческим. Т. 5. СПб., 1853. С. 2 2 Там же. С. 2 19, 220. 13 Там же. С. 253. 14 Там же. С. 274. 15 Здесь важно подчеркнуть, что саадаки по добного уровня выполняли роль официаль ных царских военных регалий. В 1667 году был создан и саадак для царя. 16 Подробнее см. Пчелов Е. В. Изображения титульных гербов России в различных эк земплярах царского Титулярника ТГЭ. Т. 102 Геральдика исследования и практика материалы научной конференции 20 22 февраля 20 19 года. СПб., 2020. С. 9 19. 17 Nilsson N. A. Russian Heraldiс Virsi from the 17th сentury. A Manusсript in the Dioсesan and сounty Library at V ster s, Sweden. Stoсkholm G teborg Uppsala, 1964. 18 См. подробнее Пчелов Е. В. Несомненное мастерство и геральдическое невежество Юрия Фробоса тарель 1675 г. из собрания Оружейной палаты эмблемы и символы Ювелирное искусство и материальная куль тура сборник статей. СПб., 20 15. С. 62 66. 19 См. Бобровницкая И. А., Мартынова М. В. Ре галии российских государей и другие атри буты великокняжеского и царского сана XIV XVII веков каталог собрания. М., 20 18. 12. С. 12 26 скипетр датирован М. В. Мартыновой 1638 годом, с чем мне не кажется возможным согласиться 15. С. 134 143. 16. С. 145, 146. 17. С. 146 15 129. С. 190 207. 44. С. 270, 27 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Государственная геральдика России в конце 1660-х – начале 1670-х годов: новый этап развития и его причины (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |