Уханова П.С.
Символ белой и красной розы в геральдике, искусстве и иудейской культуре
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 48-54
Аннотация: Целью данной работы является заявление гипотезы о наличии семиотической связи между геральдической розой, розой в художественном искусстве и иудейской и каббалистической концепцией розы как символа мира и древа жизни с частичным сохранением первичного символического значения
Об авторе публикации/статьи:
Уханова Полина Сергеевна (Москва) сотрудник ГБУК г. Москвы "ЦБС ЦАО"
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ухановой П.С.в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 23398 знаков (с пробелами)
48
П. С. Уханова Москва
СИМВОЛ БЕЛОЙ И КРАСНОЙ РОЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ,
ИСКУССТВЕ И ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Целью данной работы является заявление гипотезы о наличии семиотической связи
между геральдической розой, розой в художественном искусстве и иудейской и кабба
листической концепцией розы как символа мира и древа жизни с частичным сохране
нием первичного символического значения.
Само понятие символа в современной культурологии рассматривается как особая ка
тегория культуры, способ накопления и передачи знаний о мире, его значениях и смыслах
из поколения в поколение, который представляет эстетические взгляды той или
иной социокультурной общности, сложившиеся в определенный момент ее истори
ческого развития 1Это, безусловно, справедливо, но мы хотели бы также обозначить
в первом приближении возможность изучения символа не только как способа или ин
струмента для накопления и передачи информации в рамках одной или нескольких со
циокультурных групп, но и в гораздо более масштабных категориях возможного един
ства изначальных сакральных и мифологических смыслов древних знаков, имеющих
общее значение для разных народов и культур ил. 1
Знак и символ со времен стоиков III II веков до н. э. понимается двусторонним или
дуальным, обладающим как материальными, так и идеальными характеристиками, где
материальная составляющая это означающее символа или тело знака а идеальное
его значение2. Подобный культурологический подход к символу начинает складывать
ся, когда экономическое и политическое взаимодействие государств приводит к возник
новению у людей устойчивого интереса к чужой, или иной, культуре. Принято считать,
что закономерным результатом такого взаимодействия становится новая интерпретация
знакомого символа и осознание целостного и неповторимого характера собственной
культуры, однако начатое нами исследование позволяет говорить скорее о возможной
общности изначальных смыслов, заложенных в одних и тех же символах в разных куль
турах, что никоим образом не отменяет множественности и вариативности значений,
которыми знаки могут быть наделены в разных социогруппах и в разные периоды, ведь
множественность интерпретаций обязательный признак художественного семиотиче
ского текста3 ил. 2
Роза является знаком искусственной семиотики, а значит, в основе ее изображения как устного, так и визуального лежит иконический, символический знак, ограничен
ный возможностями человека отобразить желаемое, с одной стороны, и стремлением
сознательно сформировать определенный, условно принятый художественный образ,
с другой4.
49
СИМВОЛ БЕЛОЙ И КРАСНОЙ РОЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ, ИСКУССТВЕ И ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Ил. 1Роза Madame Masson Франция.
Конец XVIII века. Серия Королевский
букет Гравюра резцом и пунктиром,
акварель. 200 300 мм. Государственный
Эрмитаж. Инв. ОГ 230367
Ил. 2. Обломок амфорной ручки с круглым
клеймом с эмблемой цветком розы в центре.
Родос, найдена в Крыму в окрестностях
Керчи. Глина. Длина 7 см. Государственный
Эрмитаж. Инв. П. 1868 15
В геральдике роза относится к естественным негеральдическим фигурам и встреча
ется чаще других цветков. Широко распространен символ розы и в искусстве ил. 3, 4
особенно в классицистических произведениях на античные и религиозные сюжеты
и в работах прерафаэлитов второй половины XIX века.
Символ розы появляется еще в Античности и мифологически связывает розу с леген
дой о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты, из крови которого вырастают пер
вые алые розы5, ставшие символом возрождения и победы любви над смертью. Близкое
семиотическое значение алой розы позднее проявляется и в христианстве, где роза ало
го цвета ассоциируется с кровью Христовой и жертвой Спасителя, которому пришлось
преодолеть смерть и воскреснуть во имя любви к людям известны и легенды о раннехристианских
святых, на месте мученической смерти которых вырастали красные розы.
В иудейской культуре, в частности в каббалистических текстах, алая роза символ
мира или сфиры Гвура, символически связываемая с судом, в то время как белая роза
это милосердие, любовь Творца и сфира Хэсед.
Приди и посмотри есть четыре цвета,
Три скрыты, а один открыт.
Сияющий цвет Хэсед белый
Раскаленный цвет Гвура красный
Сияет как великолепие небес6.
50
П. С. УХАНОВА
Ил. 3. Ю. С. Шоппе. Живые картины. Выращивание Белой Розы.
Германия. 1829. Литография. 22 133 1мм. Государственный Эрмитаж.
Инв. ОГ 4423
Ил. 4. С. Леклерк Старший по оригиналу Ж. Байли I.
Роза девиз шпалеры Весна Франция. 1670.
Серия гравюр, изображающих шпалеры Времена года
Офорт, резец. 165 226 мм. Государственный Эрмитаж.
Инв. ОГ 92970
5 1
СИМВОЛ БЕЛОЙ И КРАСНОЙ РОЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ, ИСКУССТВЕ И ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
При этом в каббалистических источни
ках сфира Хэсед белая роза сопоставля
ется с проявлениями материнской любви,
а в католичестве она является символом
Девы Марии, матери Иисуса Христа, Ма
донны, которую также называют розой без
шипов ил. 5 то есть безгрешной, так как
одним из символических значений шипа
розы является грех существует версия
трактовки рая как места, где розы росли
без шипов Кроме того, в раннем Сред
невековье белая роза становится символом
невинности и девственности, девичества,
что неоднократно находит отображение
в искусстве и моде, в том числе современ
ных, где художественная традиция сопо
ставлять белые розы с невинностью и де
вичеством сохраняется.
В Древнем Риме розы символизируют
девственность, а полураспустившийся бу
тон этого цветка соотносят с образом куб
ка, дарующего бессмертие7, и в этом знаке
невозможно не увидеть сходства с Чашей
Грааля, которая в восточной традиции так
же понимается емкостью, в которой хра
нится эликсир жизни8.
При этом символическое значение белой лилии еще одного цветка Богородицы,
который часто изображают на религиозных картинах и иконах, посвященных Благове
щению, практически идентично, а именно девственность, невинность и непорочность ил. 6
Цветок розы в каббале является символом физического, земного мира или сфиры
Мальхут, материальным воплощением древа жизни. Упоминается в каббалистических
текстах и то, что эта изначальная роза мира содержит в себе и белый, и алый цвет Как
в розе есть красный и белый цвет, так и в душах, устремленных к Творцу, есть свойства
суда и милосердия 9. Также в объяснениях знака розы особое внимание уделяется циф
ре пять в значении пять твердых листьев, окружающих розу и называемых пять врат
спасения 10.
Соединение белого и алого цветов в одной розе и появление в описании ее харак
теристик цифры пять особенно интересны при изучении розы Тюдоров гераль
дического символа, сочетающего в себе красный и белый цвет и состоящего из пяти
алых и пяти белых лепестков, которые в сумме дают цифру десять очень знаковое
для иудейской
нумерологии число, связанное с древом жизни, представляющим собой
десять
миров или сфирот.
Роза Тюдоров, являющаяся геральдической эмблемой Англии и Хемпшира, пред
ставляет собой объединенные пятилистные розы, где меньшая по размеру белая роза
Ил. 5. Л. Фламенг по оригиналу
Спинелло Аретино Лука Спинелли
Мадонна в розах. Франция.
Вторая половина XIX начало ХХ века.
Офорт, резец. 277 184 мм. Государственный
Эрмитаж. Инв. ОГ 393882
52
П. С. УХАНОВА
расположена в центре или поверх алой,
а сама эмблема символизирует объедине
ние королевских династий Ланкастеров
и Йорков ил. 7
На изображении коронации Генри
ха VIII и Екатерины Арагонской на гра
вюре XVI века
сверху их как бы осеняют
символы роза Тюдоров и плод граната
символ покоренной Гранады. Брак Генриха
Тюдора, мать которого происходила
из рода Ланкастеров, и представительницы
семьи Йорков Елизаветы соединил враждовавшие
семьи, в том числе с помощью
объединения их эмблем белой и алой
розы, сформировав единый знак символ,
представляющий собой концентрирован
ное понимание этнического самосознания
и укрепивший связь Ланкастеров и Йор
ков на глубинном символическом уровне.
Ил. 6. Тарелка с веткой белой розы Rosier du Benagles. Серия Розы Россия. 1826.
Фарфоровое заведение Н. Б. Юсупова. Фарфор надглазурная полихромная роспись,
позолота. Диаметр 23 см. Государственный Эрмитаж. Инв. ЭРФ 9 18 1
Ил. 7. Роза Тюдоров
53
СИМВОЛ БЕЛОЙ И КРАСНОЙ РОЗЫ В ГЕРАЛЬДИКЕ, ИСКУССТВЕ И ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Дуальность цветовой характеристики розы представлена и в алхимических трактатах
в том же цветовом значении красное белое, где два цвета относятся к двум первона
чалам сере и ртути. Показательна и роза как символ евангелическо христианского
эзотерического союза эпохи Ренессанса розенкрейцеров или братства мудрецов, зна
ком которых являлась пятилепестковая роза на кресте. Личная печать Мартина Лютера,
ставшая основой для появления символа, известного как роза Лютера, также представ
ляет собой растущий из сердца крест внутри пятилепестковой розы 12.
Цифру пять нередко связывают также с пятью ранами Иисуса Христа, что не про
тиворечит концепции о пяти вратах спасения, упомянутых выше, ведь человечество об
рело спасение через мученическую жертву Спасителя на кресте, которая свершилась
в результате этих пяти ран, известных как стигматы.
Цифра пять и знак розы объединены и в религиозных католических практиках
пятилистные
розы один из самых распространенных в Европе декоративных элемен
тов исповедален, что объясняется фразой sub rosa, в буквальном переводе под розой
то есть под печатью молчания а молитва Розария, читаемая по четкам, фокусирует
внимание на трех пятерицах пяти радостных, пяти скорбных и пяти славных таинст
вах жизни Девы Марии, чьим символом, как мы помним, является белая роза и или
белая лилия.
Встречается образ розы и в лирике поэтов с еврейскими корнями, к примеру у Розы
Ауслендер, понимающей ее как символ коллективной души всего еврейского народа.
Роза у Ауслендер опалена огнем, но неуничтожаема, она отсылает к великой тайне, кор
ни которой уходят не только в коллективную прапамять но и в ветхозаветную Песнь
песней, героиня которой уподобляется лилии и розе двум самым распространенным
цветочным геральдическим символам В оригинале этого произведения использовано
слово шошанна восходящее к египетскому слову ssn, то есть лотос позднее также
обозначавшему и цветок розы 13. Истинной героиней Песни песней считается община
Израиля, или народ Израилев, заключивший союз любви и верности со Всевышним,
некая мистическая коллективная душа, и роза является символом этой души, так же как
роза Тюдоров символом души английского народа.
В античных культурах и во время первых подходов к познанию мира и изучению
природы, точных наук, математики и прочего исследовательская мысль развивалась
параллельно и без серьезных противоречий с формированием религиозной мысли
и системы символов, которые были не менее важны для мировоззрения и миропони
мания людей того времени, чем измеримые величины, поэтому, подходя к изучению
символов с позиции семиотики, мы имеем возможность выйти за пределы научного,
чувственного, аналитического опыта и попытаться погрузиться в глубину и сущность
вещей 14.
Лосев пишет в своем труде Миф. Число. Сущность Самое главное это сущность
вещей, самость вещи, ее самое само. Кто знает сущность, тот знает все 15. Древнее зна
чение символа розы, выявление ее самости, таким образом, может помочь нам лучше
понять более поздние символические значения геральдической розы и символа розы
в искусстве и моде, тем более что даже начальный анализ взаимосвязей и попытка пер
вичного выявления общности смыслов знака розы в Античности, Средневековье, каб
балистической традиции и искусстве демонстрируют признаки наличия такого искон
ного символического единства.
П. С. УХАНОВА 1Шабанова Н. А. Традиционный символ роза в культурологическом аспекте Евра
зийское научное объединение. 20 17. 23 Т. 2. С. 16 1
2 Мечковская Н. Б. Семиотика Язык. Приро
да. Культура курс лекций учеб. пособие.
С. 23, 24.
3 Там же. С. 74.
4 Там же. С. 163.
5 Бидерманн Г. Энциклопедия символов пер.
с нем. В. М. Валькова общ. ред., предисл.
И. С. Свенцицкой. М., 1996. С. 224.
6 Анохина Н. Код Каббалы. Минск, 2006. С. 40.
7 Энциклопедия символов сост. В. М. Ро
шаль. М. СПб., 2007. С. 774.
8 Бидерманн Г. Указ. соч. С. 6 1
9 Раби Хизкия, см. Роза Международная ака
демия каббалы. URL http www.kabbalah.
info rus сontent view frame 2858 rus
сontent view full 2858 main дата обраще
ния 03. 202 0 Шимон бар Иохай. Зоар Каббала Медиа.
URL https kabbalahmedia.info ru sourсes
yUсfylRm дата обращения 03. 202 Мечковская Н. Б. Указ. соч. С. 255. 12 Бидерманн Г. Указ. соч. С. 225. 13 Синило Г. В. Символика розы в лирике Розы
Ауслендер Материалы XVIII Междуна
родной ежегодной конференции по иудаи
ке. Т. 1М., 20 С. 3 12. 14 Шабанова Н. А. Указ. соч. С. 16 62. 15 Цит. по там же. С. 16 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Уханова П.С. Символ белой и красной розы в геральдике, искусстве и иудейской культуре (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|