| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика (2022) › Черных А.П. Португальские знаки различения (diferenças) в трактате А. Коэлью (1645) | ||||||
Черных А.П.
Португальские знаки различения (diferenças) в трактате А. Коэлью (1645)// Геральдика: исследования и практика (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 22-29 Аннотация: Способы видоизменения герба для создания гербов младших членов рода известны с конца XII века и получили распространение в XIII–XIV веках. Полноправным обладателем родового герба был только глава рода. Отец жил относительно долго, и его быстро взрослевшие сыновья должны были в общественной жизни пользоваться другим гербом, отличающимся от родового. Младшие сыновья не наследовали родовое достояние, в том числе и герб, они обзаводились своими потомками и становились основателями новых линий с новыми гербами. Об авторе публикации/статьи: Черных А.П. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 45970 знаков (с пробелами)
22 А. П. Черных Москва ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ DIFEREN AS В ТРАКТАТЕ А. КОЭЛЬЮ 1645 Способы видоизменения герба для создания гербов младших членов рода известны с конца XII века и получили распространение в XIII XIV веках. Полноправным обла дателем родового герба был только глава рода. Отец жил относительно долго, и его быстро взрослевшие сыновья должны были в общественной жизни пользоваться дру гим гербом, отличающимся от родового. Младшие сыновья не наследовали родовое достояние, в том числе и герб, они обзаводились своими потомками и становились основателями новых линий с новыми гербами. Если в XIV веке и существовал некий свод правил этих изменений, то записан он не был. Во Франции эта система именовалась бриз рами brisure Способов видоизме нений было не менее семи наиболее известны примеры, относящиеся к ветвям коро левского дома. Потребность во внутриродовом различении получила распространение в родах суверенов высокого уровня, где уделялось большое внимание порядку наследо вания, а уже затем, вторично, в подражание им, обычай был усвоен простыми облада телями гербов. В Англии признаки ветвления рода обнаруживаются в начале XIV века. Считается, что английская система знаков каденции marks of сadenсy была изобретена гербовым королём Подвязка Джоном Райтом ум. 1504 около 1500 года. Однако они встречаются на полвека ранее, в геральдическом трактате Р. Стрингуэя 1455 года. Они же зафиксиро ваны в труде Дж. Босуэла 1Девять английских знаков каденции, полагающихся каждому сыну по порядку2, представляют собой маленькие дополнительные фигуры, не подчи няющиеся правилу цветов и помещавшиеся в центральной части главы или пояса. Позднее знаки каденции в теории усложнились предполагалось, что второй сын вто рого сына должен помещать полумесяц на полумесяц, но это ликвидировало всякий ви зуальный смысл такого герба. На практике этого просто избегали. В крупных родах гербы с видоизменениями сохранились в многочисленных источниках, а для большинства се мейств это практически было неактуально или применялось настолько скромно, что по чти не оставило следов. Теоретические тексты настаивают на строгости использования знаков каденции, однако большинство геральдических памятников их явно игнорируют. В Германии и Швейцарии система знаков ветвления рода Beizeiсhen была менее упо требительна. Подобные бризурам примеры существуют, но наиболее распространённым В статье сохранено авторское использование буквы ё и знаков ударения. Примеч. ред. 23 ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ DIFEREN AS В ТРАКТАТЕ А. КОЭЛЬЮ 1645 способом различения ветвей было видоизменение шлемовой эмблемы при совершен но одинаковых полях гербового щита. В средневековой Италии, особенно северной её части, бризурами spezzatura не пользовались в Центральной Европе знаки каденции были распространены очень мало. О системе различительных знаков в средневековых Кастилии и Арагоне, исходя из источников, говорить трудно. В 1668 году в Испании попытались ввести правило шести фигур исключая титло которыми можно дополнять герб поверх всего но это не стало распространённым обыкновением. В португальской геральдике по степени изученности тема видоизменения посредст вом дополнительных знаков одна из самых тёмных. В отношении королевских гербов всё более или менее ясно3, но наряду с нею существовала уникальная, непохожая на другие и нигде, насколько я знаю, за пределами Португалии не распространённая традиция различающих знаков diferen as для благо родных. Она сохранилась в гербовых хартиях XVI века4 и более поздних. Геральдические словари говорят, что diferen a маленькая фигура в правом углу гербового щита для различения ветвей рода и отдельных особ, чаще всего сыновей наследников. Это прямоугольник гонт briсa или квадрат размером 164 поля с неким изображением. Есть разные их виды5. Различение общее diferen a geral ou quebra знак для обо значения незаконнорождённости и диффамации. Называется общим, потому что при меняется и к особам королевской крови, и к обычным сеньорам6. Народное различение diferen a popular pe a solta ou briсa пустая или обременённая фигура, помещаемая в гербы вторым сыновьям. Наиболее употребительными являются гонт, подушка almofada, сoxim кольцо, чертополох, лебедь, полумесяц, звезда, геральди ческая лилия, буквы, луна, ирис, браслет, мерлетта, облако, четырёхлистник, треугольник, трилистник и др.7 Это фигура всегда малого размера, позволяющего размещение в одной четвертой части первого кантона или четверти щита, её классическом месте, но, если это место занято другой фигурой, знак различения располагается в середине главы. Подробнее о гонте briсa сообщается, что это маленькая фигура, которая помеща ется в правую часть главы, другого цвета и занимает 6 щита, а подчас и того мень ше. Может быть одноцветной, рассечённой, пересечённой, скошенной, обременённой одной или несколькими фигурами8. Королевская diferen a это титло, по португальски скамейка для качания, качалка banсo de pinсhar известный с XVI века способ различения для особ королевского дома Португалии, отличавший инфантов по близости к наследованию трона, то есть по старшинству9. Особое внимание к гербам корона в Португалии начала проявлять с середины XV века. Это отразилось и в наградной политике даровании гербов за службу 10, и в общем усилении контроля со стороны короны. Время появления особой португальской систе мы предположительно XVI век, когда общее законодательство заговорило о гербах В историографии есть мнение, что в XVII веке в Португалии число способов различе ния гербов свелось к одному только гонту 12, но, судя по всему, это далеко не так. В португальских гербовниках, где представлены гербы глав домов, никаких обозна чений младших членов рода не увидишь. Памятники с ними вообще не слишком часты. Поэтому имеет смысл обратиться к источнику XVII века трактату А. Коэлью. 24 А. П. ЧЕРНЫХ Сочинение Антониу Коэлью Книга, повествующая о происхождении и наследо вании королей Португалии Livro em que se trata da origem dos reis e quantos houve em Portugal e сomo suсederam это четвёртый португальский геральдический трак тат, автор которого занимал должность гербового короля Португал при Филиппе III, Жоане IV, Афонсу VI 13. Трактат Коэлью не только геральдический это одновременно трактат о знатности, о происхождении титулов и должностей. Ранее известный только в цитатах, впервые он был опубликован М. Нортоном в 2006 году 14. Всё рукописное наследие А. Коэлью гербовники, генеалогические стихотворения, хроника хранилось в библиотеке мар киза де Лоурисала, графа де Эрисейра 15. Трактат известен в двух кодексах копиях. Одна, сделанная в 1765 году, находится в Архиве Браги 16. Вторая, более известная как Regimento do Rey d Armas, принадлежала Афонсу де Дорнелаш, а ныне находится в собрании Мартина Албукерке 17. Антониу Коэлью занимал должность главного герольда 25 лет с 1639 по 1664 год, а над трактатом начал работать в 1623 году 18. Учитывая должность, трактат должен быть относительно точным отражением существовавшей в Португалии практики. Трактат состоит из трёх частей. Первая часть начинается со списка королей Пор тугалии. Эта не компилятивная, а исследовательская часть о португальской знати и ти тулах представляется автору необходимой для того, чтобы далее говорить о родовых гербах 19. Вторая часть трактата это 73 главы, посвящённые знати и фидалгии, гербам и гер бовым должностным лицам. В ней говорится и о четырёх типах геральдических шле мов, которые таким образом становятся иерархическим признаком. Первый открытый и прямостоящий обозначает короля, наследного принца, инфантов и в качестве осо бой привилегии герцогов Брагансских. Второй открытый и обращённый на три чет верти вправо общий для всех фидалгу. Третий тоже открытый даётся в качестве ми лости дарования нового аноблирования и фидалгу известного замка solar сonheсido Четвёртый тоже соотносится с милостью аноблирования наделяемый милостью имеет шлем закрытый, а с пятого поколения открытый20. Сообщается, что гербом Португалии может пользоваться только король у королевы щит не ромбовый, а той же формы, что и у короля. Наследный принц имеет такой же, но с различением золотым титлом с тремя подвесками. У инфантов гербы как у отца, но с золотым титлом с тремя подвесками, обременёнными согласно рождению. Дочери короля носят герб в ромбовом щите, обременённым серебряным титлом2 1 Третья часть специфическая документация герольдии. Коэлью писал свой трактат во времена королей Португалии из Габсбургов, но в ин тересующем нас разделе это не отразилось. Возможно, он был отредактирован за пять лет после 1640 года, а скорее всего, и особой редактуры не потребовалось Коэлью мыслил и писал в рамках Португальского королевства. Значительная часть находивше гося в Лиссабоне Архива знати погибла в 1755 году, но Коэлью была известна порту гальская геральдика до этой катастрофы, и это заставляет с большим вниманием отнестись к тексту 1645 года. Вот что писал Антониу Коэлью в своём трактате о знаках различения. Глава 60 трактата, упомянув о французском обычае ношения полного герба только главой рода и об аналогичном в Португалии, повествует о семи разных по 25 ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ DIFEREN AS В ТРАКТАТЕ А. КОЭЛЬЮ 1645 происхождению видах потомков, которые имеют разное отношение к наследованию достояния и, соответственно, герба22. Далее Коэлью пишет о различениях в королев ском роде глава 62 о гербах духовных и светских лиц с использованием того же слова diferen as. Глава 64 посвящена тому, сколько гербов можно носить в одном гербовом щите, и предуведомляет, что никто не может носить гербы более чем четырёх родов, ссылаясь на Установления и Регламент гербовых королей23. Можно носить гербы как отцовского, так и материнского рода. В португальской геральдике части герба, приходящие от обе их этих линий, в смысле благородства имеют равную ценность. При этом традиционно гербы в первой четверти считаются более благородными24 и ношение в них отцовских гербов рекомендуемо. На какое то время Коэлью вроде бы отступает от темы и пишет о том, как благород ные должны носить свои гербы со шлемовой эмблемой и намётом глава 65 но опять подчёркивает, что никто, кроме главы, не может носить полные гербы без различений, чтобы показать преимущество, которое он имеет перед прочими из рода 25. Различе ние не д лжно помещать поверх какой либо фигуры гербов, но так, чтобы наименее скрывать эту фигуру26, как в гербе Жоана Тошкану27. Непосредственно родовым знакам различения посвящена глава 66. Ссылаясь на Установления и Регламент, Коэлью пишет, что всякий глава рода носит в щите гербы этого рода чистыми limpas и непосредственными direytas без какого либо знака различения или сочетания с другими гербами 28. Он пишет, что тот, кто будет главой двух родов, носит гербы обоих соединёнными в одном рассечённом щите. Если трёх, то и их носит в одном щите. В случае если будет главой четырёх родов, то носит щит четверочастный с гербами каждого рода, и носит упомянутые гербы чистыми и без различений29. По смерти отца основной герб рода наследуется старшим сыном. В то же время, пишет Коэлью, другие братья могут носить упомянутые гербы со своей diferenssa, чтобы быть распознанными по ней и, если захотят носить в своём щите больше гербов тех родов, откуда они происходят, они могут это сделать, как мы уже сказали 30. Надо полагать, что уделить столько внимания визуализации родового различения А. Коэлью подвигли несогласованность способов этой визуализации и отсутствие регламентации. Забегая вперёд, скажу, что полной ясности и ему достичь не удалось, хотя, будучи практиком, в какой то мере он писал трактат как руководство в своей деятельности. Глава 67 повествует о том, каковы знаки различения и как они выглядят это одна геральдическая лилия из цвета или метала, или составленная из них, или звёзды, или шпорное колёсико, или чистый трилистник, или пикаду из цвета или металла3 1или мерлетта, или кольцо, или полумесяц, или какое либо другое различение, которое даёт герольдия по представлению гербовому королю 32. Таковые изображения должны быть помещаемы в первом кантоне щита в правой части, не совпадая с фи гурами герба где наилучшим образом их можно разместить и увидеть 33. В трактате есть попытки дать некоторые видоизменения за счёт размеров этих знаков34, но при мерами подтвердить их не удаётся. Интересно то, что признаки, в том числе и бастар да, не вечные в четвёртом колене линьяжи очищаются и гербы носятся без знака незаконнорождённости 35. 26 А. П. ЧЕРНЫХ Тем не менее далее в трёх главах главы 68 70 излагаются знаки тех, кто происходит по той или иной линии. Каждый, кто происходит от какого либо линьяжа со стороны отца по мужской линии и деда по женской, носит в качестве знака различения одну по ловину гонта из цвета или металла, и в ней одну из мужских diferenssas с соблюдением правила цветов глава 68 36. Каждый, кто происходит из рода со стороны матери по женской линии и деда по мужской, всех трёх законных, да носит знаком различения один гонт горностая arminho или белки veyro или горностаевый arminhada или беличий virada или переплетён ный или усеянный цветом или металлом, и поверх каждого из них другая мужская diferenssa, или первая буква имени особы которой оный герб даден, или той более древней, от которой он происходит глава 69 37. Глава 70 говорит о том, что каждый, кто происходит из поколения со стороны мате ри и деда, обоих по женской линии, носит один гонт из металла или цвета и поверх одну квадратную геральдическую подушечку с четырьмя кисточками, будучи же праде дом с женской стороны, носит поверх одно кольцо 38. Глава 7 1опять повествует о тех, кто происходит от одного, двух и более родов по мужской и женской линиям, и о гербах, которые им д лжно носить и где именно. Повто ряется, что количество гербов, допустимое в одном щите, ограничивается четырьмя39. Конечно, предлагаемая Коэлью регламентация этих знаков различения свидетельст вует о неясности в этом вопросе и попытке самого гербового короля навести порядок. Налицо явное намерение визуально урегулировать гербы различного родового проис хождения, объединяемые в одном щите. Трудно судить о том, в какой степени это было инициативой герольдии, а в какой диктовалось острой практической потребностью. Даже если предположить серьёзную обоснованность попытки, её реальное развитие мне не известно. Разумеется, обычная для геральдики топографическая иерархия полей существовала, но за пределами обозначения почётного места в правом верхнем углу это было обречённым предприятием, поскольку нельзя и вообразить ничего более раздо ропорождающего, чем попытка публично определить, какой род лучше, какой хуже, какой более благороден, какой менее. С побочными и бастардными обозначениями незаконнорождённости, которым по священа глава 72, всё, как и с королевскими знаками каденции, обстоит более однозначно. Предусматривается отдельный порядок ношения королевских гербов для происходящих от бастардов40 незаконнорождённость королевской крови наделена особыми геральдическими привилегиями. Предположу, что со всем, что находилось за пределами королевских знаков каден ции, ясности не было и в XVII веке. Я был бы рад, если бы текст трактата рассеял мои недоумения, но этого, увы, не происходит. XVII век изобиловал геральдическими трактатами и квазиучебниками. Например, написанный в 1676 году, спустя всего 30 лет после трактата А. Коэлью, португальский трактат Антониу Вилаш Боаш и Санпайю Португальская знатность 4 1Это трактат о знати. Маловероятно, чтобы, невзирая на декларации, эти трактаты действительно предназначались для знати42. В главе XXVI О порядке создания гербового щита, цветах, металлах и их значениях, о шлеме, намёте и шлемовой эмблеме, по каким причинам они утрачиваются и кто будет главой рода автор изложил всю формальную геральдику. О знаках каденции в гербах 27 ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ DIFEREN AS В ТРАКТАТЕ А. КОЭЛЬЮ 1645 королевского рода говорится и в этой главе43, и в предшествующей44. Текст упоминает о разных визуальных признаках ранга шлемах, головных уборах одна из попыток того времени визуализировать социальную структуру. Замечу, что примеры неизбеж ных конфликтов по поводу различительных знаков должны быть, но ни этим авторам, ни мне они не известны. Вилаш Боаш пишет Глава рода обязан носить непосредственные direitas гербы без различений sem differen as или сочетания с какими либо другими гербами. И бу дучи главой более чем одного рода, он обязан в своих четвертях носить непосредст венные гербы всех тех родов, главой которых является. Другие братья и все прочие из рода курсив мой. А. Ч. носят их с различием. И так до четырёх гербов, если пожелают, от которых происходят, четверочастно, а более нет. И если пожелают носить гербы только со стороны своих матерей, то могут это сделать. Различение differen a надлежит помещать в кантоне щита, и это может быть цветок, звезда, птица или другая подобная вещь. Пространство, в которое помещается это различие, называется гонтом briсa 45. Из приведённых текстов не складывается отчётливой и понятной системы разли чений. Коэлью претендует на обозначение системы, уточняющей главу рода. Но если в ситуации с одним родом это установить несложно, то при трёх четырёх родах трудности возрастают необыкновенно, оттого и ясности нет. Первоначально у меня сложилось впечатление, что это исключительно бумажный феномен, одна из прихотливых дериваций канцелярской геральдики, не существовав шей на практике. Однако есть источники в материале более долговечном, чем бумага и пергамен, монументальные резные гербы. Это, например, четверочастный герб рода Са S s примерно 1776 года в Каза ду Кру зейру в Пиньейру да Бенпошта, в первой четверти герб Са с различением гонтом. Или герб рода Мораиш в Каза душ Мораиш в Сан Висенте да Бейра с различением. На особняке Лапела Solar de Lapela в Монсане виден четверочастный герб рода Абреу Abreus в первой четверти герб Абреу с различением гонтом, обременённым три листником. На доме Барбоза Масиел во Вьяна ду Каштелу где с 1922 года находится Муниципальный музей сохранился герб 1730 года четверочастный, в первом и четвер том поле герб Тейшейра с гонтом, обременённым одним трилистником в первом поле. Эти отдельные примеры далеко не полный список. В современной португальской историографии авторитетный А. Нортон не спешит однозначно высказываться. Более популярный труд Маркеша де Абрантеша упомина ет знаки различения, но вскользь46. Абрантеш справедливо считает их установление и контроль за ними прерогативой герольдии47. Говоря о резервировании полных гер бов за главой рода, он отметил ключевую проблему Во многих случаях было неизвест но, кто был этим главой вследствие генеалогической недокументированности 48. Дейст вительно, фамилия Алмейда разделилась на разные ветви в конце XIV века, а в XVI веке было неясно, какая именно может считаться тем главным стволом, который имеет право использовать полные гербы дома Алмейда. Подобное касается и других родов. Для ряда домов главенство ветви, достигшей высокого положения в королевстве, первородной и законной, определялось по умолчанию Это решало проблему в от ношении двух трёх десятков имён, которые зависели от генеалогической информи рованности гербового короля. Но новые Установления создавали у пользователей 28 А. П. ЧЕРНЫХ впечатление, что четверочастное деление дарованных гербов равнозначно различе нию И ещё один факт был забыт законодателем, его представителями и исполните лями, а именно то, что одна и та же особа могла быть главой различных родовых имён и гербов и иметь первородство в других семействах, что вполне возможно при передаче герба по женской линии49. Законодатель претендовал и, замечу, тщетно на то, чтобы гербовые короли удов летворяли притязания на главенство50. Этого, естественно, не получилось. На появление португальских знаков различения, несомненно, повлияли геральдические традиции Пиренейского полуострова. Свобода избирать любую фамилию и герб по отцовской или материнской линиям приводила к тому, что герб не обязательно сов падал с гербом отца и система дифференцирования служила только для того, чтобы показать, по какой наследственной линии герб происходит. Но настаивать на их ибе рийской уникальности не позволяет, допустим, Жак д Амрикур 1333 1403 автор Зер цала знати Эсбе который впрямую говорит об обычае усвоения гербов с материнской стороны во Фландрии в XIV веке. Знаки различения появились в Португалии в XVI веке, в эпоху социального расцвета Португалии, не исчезли в XVII XVIII веках. Памятуя о том, что смертность среди пор тугальской знати была высока по Родословным книгам при нормальной детности род зачастую продолжался единственным наследником можно предположить, что юри дически регуляционный потенциал знаков различения был скромен. Судя по тому, на сколько невелики португальские знаки различения по размерам, они предназначались исключительно для употребления внутри семьи. Португальские памятники с diferen as нечасто встречаются в публичном пространстве. Знаки различения не королевская система, которая ближе к общей западноевропейской с использованием титла, это система, предназначенная для массы, если так можно выразиться, знати. Казалось бы, система майората делала систему различения сыновей по порядку рождения ненужной, но на практике системы майората оказывалось, видимо, недостаточно. Изучение португальских знаков различения затруднено тем, что до Мануэла I вообще не очень понятно, каковы они. Систематизация португальской геральдики в XVI веке позволяет говорить о внутренне едином периоде. О состоянии её в XVII веке свидетельствуют трактаты Коэлью и Вилаш Боаш и Санпайю. И третий период XVIII XIX века. В чём цель и смысл появления знаков различения Понятно, что герольдия выпол няла функцию контроля. Но зачем это знати На первый взгляд потребность та же, что и в отношении бризур и знаков каденции оперативная идентификация, более индивидуального уровня, чем коллективный родовой герб. Португальская специфика визуализации членов рода, не являющихся его главой, маленькими, затруднительными для визуализации португальскими знаками различения состоит в одновременном соче тании с обычаями усвоения гербов по женским линиям. Португальские знаки различения не похожи на бризуры они не создают нового герба, настолько дополнения незначительны и малозаметны. Адресат diferen as нахо дится не вне, а внутри рода. Португальская diferen a не живёт в веках. Возможно, это влияние восприятия герба Нового времени обладатели боятся утратить герб как сви детельство древности рода. В Средние века они были гораздо свободнее и смелее в этом отношении. ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ DIFEREN AS В ТРАКТАТЕ А. КОЭЛЬЮ 1645 1Bossewell J. Workes of Armorie, Deuyded into Three Bookes. Fol. 10v. London, 1572. 2 Fox Davies A. сh. A сomplete Guide to Heraldry. London, 1909. сh. XXXI Marks of сadenсy. P. 477 507. 3 О знаках различения королевского дома существуют как опубликованные труды Seixas M. Metelo de. сontributo para o estudo do sistema de diferen as da сasa Real portuguesa os bot es esmaltados armoriados da сruz proсessional de Santo Andr de Mafra Tabardo. 2006. N 3. P. 29 54 так и остающиеся в рукописи Сampos с. A Livro dos Braz es d Armas da Familia Real Portugueza d. Ms., Pal сio Naсional da Ajuda, сota 1234 неизданная рукопись 1885 года 4 сBA de Jo o Tosсano. 30.07. 1577. ANTT сBA de Ant nio Matela. 20.0 580. ANTT сBA de Ant nio de Figueiredo. 19.07. 158 1ANTT. 5 Bandeira L. Stubbs Saldanha Monteiro. Voсabul rio Her ldiсo. Lisboa, 1985. P. 98. 6 Ibid. 7 Ibid. P. 189. 8 Ibid. P. 56. 9 Ibid. P. 46, 98. 10 См. Черных А. П. Орёл и мавр герба Габри эла Гонсалвеша Казус. Индивидуальное и уникальное в истории 20 18 под ред. О. И. Тогоевой, И. Н. Данилевского, при участии О. Е. Кошелевой. Вып. 13. М., 20 18. С. 133 146. Установления господина короля Дона Ма нуэла I. Книга 2. Титул XXXVII перевод, комментарий А. П. Черных Европейское дворянство XVI XVII вв. границы сосло вия. М., 1997. с. 145 150. 12 Abrantes M. de. Introdu o ao estudo da her ldiсa. Lisboa, 1992. P. 77. 13 Norton M. A. A Her ldiсa em Portugal. Vol. 3. Lisboa, 2006. P. 3 4 Ibid. 15 В том числе Livro de Armas de muitos Reinos, e сidades, e de muitos Reys 1645 Trovas de Jo o Rodrigues de S Alсaide m r do Porto sobre a origem das gera es Livro dos Braz es de todos os fidalgos de Portugal Titulos de varias Familias de Portugal сhroniсa de El Rey D. Jo o IV Norton M. A. Op. сit. P. 45 16 Arquivo Distrital de Braga, шифр Ms. 90 7 Norton M. A. Op. сit. P. 39, 49. 18 Ibid. P. 4 142. 19 Ibid. P. 32. 20 Ibid. P. 35. 2 1Ibid. 22 сoelho A. Livro em que se trata da origem dos reis e quantos houve em Portugal e сomo suсederam Norton M. A. Op. сit. P. 230 23 1 23 Ordena es. Liv. 5. Tit. 102. 3 Regimento dos Reis d Armas. сoelho A. Op. сit. P. 243. 24 Norton M. A. Op. сit. P. 36. 25 сoelho A. Op. сit. P. 248. 26 Ibid. 27 Гербовая хартия Жоана Тошкану 1577 года сBA de Jo o Tosсano 30.07. 1577. ANTT пря мо говорит о знаке различения diferen a в гербе золотом чертополохе сardo de ouro 28 сoelho A. Op. сit. P. 250. 29 Ibid. 30 Ibid. P. 25 1 3 1Пикаду piсado в португальской геральди ке изображение животного, рыбы, птицы или вещи, усеянной фрагментами другого, отличного от основного, цвета Bandeira L. Stubbs Saldanha Monteiro. Op. сit. P. 184 При меч. моё. А. Ч 32 сoelho A. Op. сit. P. 252. 33 Ibid. 34 Ibid. 35 Ibid. 36 Ibid. P. 253. 37 Ibid. P. 254. 38 Ibid. P. 254, 255. 39 Ibid. P. 256. 40 Ibid. P. 258. 4 1Vi s Boas e Sampayo A. Nobiliarсhia portugueza. Tratado da Nobreza hereditaria, politiсa. Ed. 2a. Lisboa, 1676. 42 Norton M. A. Op. сit. P. 3 1 43 Vi s Boas e Sampayo A. Op. сit. P. 2 16. 44 Ibid. сap. XXV. P. 2 13 2 15. 45 Ibid. P. 220. 46 Abrantes Marqu s de. Op. сit. P. 22. 47 Ibid. P. 5 1 48 Ibid. P. 58. 49 Ibid. P. 59. 50 Ibid. P. 58. |
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |