Паранина А.Н., Паранин Р.В.
Семиотика географического пространства – времени как графическая матрица геральдических знаков (на примере тамги Рюрика)
// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CXV. (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 115 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 18–20 февраля 2021 года / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2022. С. 6-12
Аннотация: Принципы физической географии и современное представление о геокультурном пространстве как целостности природы и культуры позволяют исследовать материальные основы древних знаков и знаковых систем. Авторами разработан алгоритм формирования геометрических фигур и мифологических образов с помощью простейших древних технологий ориентирования в географическом пространстве и времени. В статье представлен потенциал использования графиков тени солнечных часов-календарей как матрицы геральдических знаков, отражающих геопозицию землевладений в территориальной системе.
Об авторах публикации/статьи:
Паранина А.Н.
Паранин Р.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 26931 знаков (с пробелами)
6
А. Н. Паранина, Р. В. Паранин Санкт Петербург
СЕМИОТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВРЕМЕНИ
КАК ГРАФИЧЕСКАЯ МАТРИЦА ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ЗНАКОВ НА ПРИМЕРЕ ТАМГИ РЮРИКА
Принципы физической географии и современное представление о геокультурном
пространстве как целостности природы и культуры позволяют исследовать материаль
ные основы древних знаков и знаковых систем. Авторами разработан алгоритм форми
рования геометрических фигур и мифологических образов с помощью простейших
древних технологий ориентирования в географическом пространстве и времени. В ста
тье представлен потенциал использования графиков тени солнечных часов календарей
как матрицы геральдических знаков, отражающих геопозицию землевладений в терри
ториальной системе.
Введение
Знаки Рюриковичей представляют собой яркую страницу древнерусской гераль
дики, продолжают использоваться в официальной символике и вызывают большой
интерес у исследователей 1Авторов статьи привлекло разнообразное художественное
оформление этих знаков на единой графической основе, что обеспечивает возмож
ность сравнения генетически связанных вариантов с выделенным инвариантом устой
чивой графической основой.
Опыт семиотических исследований подсказывает, что наибольшей стабильностью
обладают характеристики территории. Обозначение территории это прежде всего ее
адрес в пространственной системе, или, иными словами, геопозиция, устанавливаемая
способами астрономического ориентирования. Наиболее простым способом ориен
тирования, известным с древнейших времен, является определение сторон горизонта
и времени по Солнцу. В работе В. И. Паранина Историческая география летописной
Руси показано, что на основе солярной навигации формировалась топонимическая
маркировка территориальных систем локальных и региональных2.
Знаки индексы классификации Пирса, отражающие связь объектов и явлений в пространстве времени, не интересовали семиотиков, сконцентрировавших внимание на социальных
коммуникациях. Более того, в исходных семиотических моделях долго от
сутствовало природное звено, на что первым указал академик Ю. С. Степанов3. Однако
новое биосемиотическое направление исследований практически не коснулось та
ких жизненно важных знаков знаний, как астрономический хозяйственный календарь,
приметы изменений погоды или маркеры ландшафта, связывающие свойства видимых
7
СЕМИОТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВРЕМЕНИ КАК ГРАФИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
и скрытых от глаз элементов природных систем например, характер растительности
уровень грунтовых вод Белым пятном в семиотике культуры остается язык простейших
технологий инструментального ориентирования в географическом пространстве
времени,
знание которого определяло развитие общества и личный жизненный успех
на протяжении всей истории человечества4. Авторы статьи предлагают новый геогра
фический подход как возможность системного исследования семиотических процес
сов природы и культуры на основе законов функционирования целостного географиче
ского пространства с учетом конструктивной роли надсистемы планета Земля и космос
В 2008 2020 годах с помощью гномона элемента солнечных часов календарей, да
ющего тень проведены исследования каменных лабиринтов и петроглифов Севера
и других регионов России. Было доказано, что диаметры каменных дуг и направления
линейных элементов рисунков фиксируют положение Солнца в дни солнцестояний
и равноденствий5. Аналогичные результаты были получены специалистами в области
археологии, геологии, физики и математики на объектах Воронежской области, Дагес
тана, Республики Северная Осетия Алания, Испании6.
Сопутствующие исследования семиотики света, преломленного в сферическом гео
пространстве, наполнили сакральные знаки и мифологические образы рациональным
содержанием. Например лабрис двусторонний двурогий топор богов света пло
щадь, покрытая тенью солнечного гномона за один год ил. 13 атрибуты древних
богов рога, крылья, рыбий хвост график тени за один день вертикальный предмет
гномон, первый угломер. Легенда о минотавре прочитана как аллегорическое описание
борьбы героя с рогатым быком временем, где копье и веревка инструменты, необхо
димые для получения тени и ее измерения7.
На основе полученных данных сформулировано положение об астрономической
природе знака и абстрактного мышления человека8. На протяжении многих тысячеле
тий солнечные часы календари на всех широтах Земли использовались для измерения
углов и обозначения направлений границ астрономических сезонов, частей суток и ча
стей стран света. Универсальные и общедоступные технологии ориентирования в пространстве
времени могли сформировать язык, который понятен всем.
Цель статьи рассмотреть возможности применения солнечных часов календарей
к реконструкции графических, художественных традиций, воплощенных в знаках Рю
риковичей. Гипотеза работы состоит в том, что, поскольку главной собственностью
являлись земли, а названия земель долгое время входили в состав имени, то статус вла
дельца могли отражать знаки, раскрывающие пространственную характеристику владе
ний адрес в территориальной системе геопозицию
Объекты и методы исследования
Объектами графического и семантического анализа выбраны изображения на пе
чатях Изяслава Владимировича и Святослава и другие знаки Рюриковичей, характе
ризующиеся схематичностью9. Рассматривалось их графическое сходство со знаками,
которые описаны вблизи Балтийского и Черного морей, на Кавказе и нижней Волге,
в степных районах Европы и Азии. Учитывалось, что аналоги тамги домовые знаки таленмерке народов финноугорской языковой группы ставились на дом и все иму
щество, заменяли роспись и печать еще в начале ХХ века.
8
А. Н. ПАРАНИНА, Р. В. ПАРАНИН
Ил. 1Тени солнечного гномона и мифологический образ света
а графики тени б прорисовка линий тени в дни равноденствий и солнцестояний в лабрис
а
б в
9
СЕМИОТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВРЕМЕНИ КАК ГРАФИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
Для выявления астрономической основы знаков использованы модели небесной
сферы 10, а также схемы положения тени гномона за один день и один год. На ил. 1
представлены 1график, построенный по данным азимута и высоты Солнца над го
ризонтом на 22 е число каждого месяца и расчетов длины тени с помощью основ
ной тригонометрической функции ил. 1а 2 прорисовка линий тени вертикального
гномона и контура площади, покрытой тенью в дни равноденствий и солнцестояний ил. 1б 3 полученная ранее астрономическая интерпретация древних сакральных зна
ков ил. 1в
Потенциал солярной навигации в формировании образов и смыслов
С формой графиков тени хорошо согласуются разнообразные художественные ассоциации знаков Рюриковичей
геральдико нумизматические изображения светильник, птица государствен
ные эмблемы трезубец, держава, скипетр монограмма руническая или византийская
Ил. 2. Образы, основанные на семиотике света
а крылья б лук в ладья
а
б в 10
А. Н. ПАРАНИНА, Р. В. ПАРАНИН
геометрический орнамент византийский, скандинавский, восточный, славянский воин
ская эмблема якорь, ладья с мачтой, лук со стрелой, рогатый шлем, топор с двумя лез
виями голова быка и т. д. Так, например, в любой день года графики напоминают рога
и крылья, летом и в дни равноденствий они имеют форму лука, а в зимнее время похожи
на якорь и ладью ил. 2
Наиболее устойчивым элементом знаков Рюриковичей является двузубец. Форму двузубца гра
фики тени имеют ежедневно, за исключением полярных дней на Севере и дней равноденствий.
Этот факт зафиксирован в образном выражении вилы света Благодаря
такой
форме тени бог света в мифах разных народов представлялся рогатым, а понятия бык и время иногда обозначены одним и тем же словом например, в языке марий
цев Эти обстоятельства объясняют также широкое почитание быка и аллегорический
смысл его участия в мифологических сюжетах, состязаниях и ритуалах.
Третий элемент знаков Рюриковичей не является обязательным, но всегда занимает центральное
положение, например ось якоря веретено мачта корабля, стрела и др. В устройстве сол
нечных часов календарей центр площадки, размеченной графиками тени, занимает гно
мон выступающий над поверхностью элемент, источник тени информации о положении
Солнца точка центра на ил. 12 К нему относится выражение свет клином
сошелся применяемое в отношении главного элемента какой либо системы.
С инструментальной интерпретацией осевого элемента знаков согласуются истори
ческие свидетельства о применении якоря, мачты и стрелы в качестве источников тени
для ориентирования по Солнцу. В качестве инструмента, дающего тень, могут исполь
зоваться также фигура человека, вертикальный элемент головного убора, палка, посох,
жезл, скипетр, копье, вертикально поставленные объекты, осевые элементы конструк
ций, выделяющиеся в ландшафте природные объекты положительные элементы ре
льефа, вертикально поставленные камни, высокие деревья. Гномон дал новое измере
ние полдень третье после восхода и захода высоту Солнца и широту места, части дня
и стороны горизонта, соединив все земли в единую пространственную систему. Север
стал надежной точкой отсчета, закрепленной в понятиях тор тре трон Поскольку
наклонный на Полярную звезду предмет является проекцией оси мира в физическом
смысле, гномон символически обозначает ее в широком семантическом контексте 12.
Элементы солнечных часов в структуре знаков Рюриковичей
Высокой схематичностью отличаются изображения знаков на древнерусских печа
тях, датируемых Х ХI веками ил. 3 Ранее мы отмечали Надпись новгородской печа
ти разбивается на три части RAN TAL OS. Началом следует считать верхние три буквы,
две из которых сливаются с тенью гномона утром первого дня нового года в некоторых
формах тамги особая роль этого направления отмечается крестом, ключом, изломом
Прочтение в целом отражает цикличность движение вокруг оси. Однако верхнее со
четание букв разбивается крестообразным гномоном на RA и N, которые обозначают
главные составляющие наблюдения движения Солнце и гномон С учетом детализа
ции получается Солнце гномон круг ось где эквивалентные по смыслу пары распо
ложены диагонально 13.
Совмещение изображений печатей и графиков тени в дни солнцестояний и равноденствий
еще раз подчеркивает космогоническую идею циклического времени
СЕМИОТИКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВРЕМЕНИ КАК ГРАФИЧЕСКАЯ МАТРИЦА
Ил. 3. Совмещение графиков тени и структуры знаков Рюриковичей
а на печати Изяслава Владимировича, Новгород б на печати Святослава, Киев
и равновесия, заложенную в структуру рассматриваемых знаков 1на печати Изяслава
четко прорисован косой крест, построенный на азимутах теней на восходе заходе Солнца
в дни зимнего и летнего солнцестояний, при этом различия углов, лежащих на ли
нии гномона и меридиана согласуются с оптическим эффектом рефракции, которая приподнимает диск Солнца над горизонтом, немного увеличивая светлое время суток
2 знаки, расположенные по краю печати Святослава, соответствуют 12 элементам современного
циферблата и 12 созвездиям зодиакального круга 3 изображение быка
в центре печати Святослава копирует элементы зимнего графика тени, верхний контур
которого имеет форму U, а нижний V.
Выводы
Географический подход к реконструкции генезиса знаков и знаковых систем, вклю
чая геральдические, основывается на адаптационном значении знаков в прошлом.
Явления
солнечного света порождают самые яркие знаки природы на Земле. В них
одновременно заключены и энергия, и информация, необходимые для жизни и адек
ватного поведения. Особую значимость имеют сведения о порядке пространства и вре
мени, роль которых особенно повышается в периоды понижения глобальных темпера
тур плейстоцен и при высокой континентальности климата, так как в таких условиях
понижается продуктивность ландшафтов и повышается их изменчивость.
Сопоставление знаков Рюриковичей и связанных с ними художественных образов
с графиками тени гномона солнечных часов календарей позволяет выделить в них
графические и семантические элементы, относящиеся к технологиям ориентирования
по Солнцу 1устойчивый элемент двузубец рога, направленные вверх передает форму
а б
А. Н. ПАРАНИНА, Р. В. ПАРАНИН
тени в зимнее время года 2 центральный зубец олицетворяет гномон выступающий
над площадкой наблюдений предмет, дающий тень источник информации о про
странстве и времени его вариантами могут быть трон, скипетр, посох Одновременно
гномон символизирует ось мира, поскольку является ее физической моделью.
Выделение одного из зубцов может передавать информацию о начале года и или
геопозиции пространственной принадлежности знака, например слева вверху на ци
ферблате солнечных часов ложится первая тень в день зимнего солнцестояния, это северо
западное направление выделенный осевой элемент соотносится с северным направлением и ролью
организующего центра. 1Соболева Н. А. Очерки истории российской
символики от тамги до символов государст
венного суверенитета. М., 2006.
2 Паранин В. И. Историческая география ле
тописной Руси. Петрозаводск, 1990.
3 Степанов Ю. С. Семиотика. М., 197 1
4 Paranina A. N., Paranin R. V. Information in Geographiсal
Spaсe as the Basis of сross disс nary
Researсhes in сulture Geography European
Journal of Geography. 20 17. Vol. 8. N 3.
P. 67 77.
5 Паранин Р. В., Паранина Г. Н. Лабиринт ориентация
в географическом пространстве
и эволюция знака Геокультурное про
странство Европейского Севера генезис,
структура, семантика материалы IV Помор
ских чтений по семиотике культуры. Архан
гельск, 2009. С. 5 16 5 18.
6 Paranina A. N., Paranin R., Khetagurov T. N. сrossdisс nary
Researсhes of Objeсts of Anсient
Heritage on the Example of Stone Labyrinths
and Petroglyph TransNav, the International
Journal on Marine Navigation and Safety of Sea
Transportation. 20 17. Vol. N 4. P. 729 734.
7 Паранина Г. Н. Свет в лабиринте время, пространство,
информация. СПб., 20 10.
8 Паранина А. Н., Паранин Р. В. Космические
ритмы и технологии навигации как факто
ры культурогенеза и биологической эволю
ции человека Природное и культурное
наследие междисциплинарные исследо
вания, сохранение и развитие. СПб., 20 19.
С. 73 85.
9 Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфра
гистика и геральдика. 2 е изд., доп. М., 1974. 10 Российская астрономическая сеть. URL
http www.astronet.ru дата обращения
09.07.202 Азимут и высота солнца над горизонтом
Planetсalс. URL https planetсalс.ru 320 дата
обращения 09.07.202 2 Paranina A., Paranin R. Primary Navigation Purpose
of Petroglyphs Reсonstruсtion on the
Basis of the Gnomon Open Aссess Library
Journal. 20 17. Vol. 4. N 8. P. 3. 13 Паранина Г. Н. Отражение пространства
и времени в древних символах на примере
знака Рюрика Общество. Среда. Развитие.
20 10. 2. С. 199 207, особенно с. 200, 20 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Паранина А.Н., Паранин Р.В. Семиотика географического пространства – времени как графическая матрица геральдических знаков (на примере тамги Рюрика) (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|