| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Сфрагистика › : Ерешко Ю.В. Геральдика в рукоделии в дореволюционной России / 2023 | ||
Ерешко Ю.В.
Геральдика в рукоделии в дореволюционной РоссииБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы семинара "Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина", Государственный Эрмитаж, 18.01.2023. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023. - 28 с. Аннотация: В дореволюционной России рукоделие было важной составляющей жизни общества, особой культурой, «визитной карточкой» каждой семьи и постоянно развивающейся, функционально-эстетической системой. Образованная хозяйка должна была уметь вышивать. Женские рукоделия признавались крайне необходимым пунктом обучения молодых девушек, наравне с наукой и искусством, и были естественной и неотъемлемой частью программы в образовательных учреждениях. Об авторе публикации/статьи: Ерешко Ю.В. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Ерешко Ю.В.
в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 62009 знаков (с пробелами)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ ГЕРАЛЬДИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА Семинар Заседание 18 января 2023 года в 15.00 в Зале Совета Государственного Эрмитажа Государственный Эрмитаж, 2023 Составители А. А. Трипольская, К. С. Бурлаков 1 Ю. В. Ерешко ГЕРАЛЬДИКА В РУКОДЕЛИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В дореволюционной России рукоделие было важной составляющей жизни общества, особой культурой, визитной карточкой каждой семьи и постоянно развивающейся, функционально эстетической системой. Образованная хозяйка должна была уметь вышивать. Женские рукоде лия признавались крайне необходимым пунктом обучения молодых деву шек, наравне с наукой и искусством, и были естественной и неотъемлемой частью программы в образовательных учреждениях. Все просвещенные родители, заботясь об умственном и нравственном развитии своих дочерей, стараются возбуждать в них еще с самого юного возраста также охоту и любовь к рукодельным занятиям, и приучать ко всем разнообразным приемам, необходимым при шитье и вышивании 1 Вышивкой занимались не только женщины, но и мужчины. Сигизмунд Феликсович Либрович в своих воспоминаниях об известном издателе Маврикии Осиповиче Вольфе, в заметках о писателе Сергее Николаевиче Терпигореве псевдоним Сергей Атава отмечал Была у Терпигорева ку рьезная страсть любил он заниматься делом, совсем не подходящим для мужчин, а тем более, для писателя, вышиванием по сукну. Вышивки свои он дарил приятелям и знакомым. К именинам Вольфа в 1882 году Атава прислал ему вышитую собственноручно туфлю с надписью Великому Маврикию от смиренного Сергея, пока одна туфля, другой не успел, но надеюсь поспеть к следующим именинам Но до следующей терпиго ревской туфли Вольф не дожил 2. Николай Васильевич Гоголь в Мертвых душах так описывает губер натора сам вышивал иногда по тюлю вышивка цветными нитками по тонкой, сетчатой материи. Ю. Е Какой искусник я даже ни как не мог предполагать этого. Как хорошо вышивает разные домашние узоры Он мне показывал своей работы кошелек редкая дама может так искусно вышить 3. Рукоделие и рисование в школах Императорского женского патриоти ческого общества преподавал Касьян Дмитриевич де Шагрен. В 1895 году им было составлено руководство 64 рисунка для вышивки гладью вы шедшее в свет в издательстве А. Ф. Маркса в Санкт Петербурге. Каждый рисунок в альбоме сопровождался тщательным описанием, чтобы вы шивальщица могла самостоятельно справиться с работой, подчеркнуть 2 красоту и отчетливость швов в различных сочетаниях и достичь изящно сти и нежности 4 вышивки. Сам автор в предисловии, проникнутом осо бым трепетом к этому виду искусства, писал До сих пор вышивка гладью была простым чередованием всех швов в различных сочетаниях, переда чи же рельефа предмета, чего, собственно, и должно требовать от глади, не имелось совершенно в виду. Только при применении предлагаемого мною приема, гладь эта одна из самых изящных работ изменит свой характер простой комбинации швов и сделается работою вполне художе ственною. Это будет своего рода рисование иглою, в котором свет и тени будут передаваться швами глади. Верность моего взгляда и полнейшую приложимость предлагаемого мною приема на практике доказало само дело. По составленному мною рисунку, с применением предлагаемого приема, была исполнена вышивка, и результат получился вполне же лательный. Экспертная комиссия на выставке работ Императорского Женского патриотического общества признала мой прием вполне целе сообразным и применимым к вышивке 5. Интересно, что в Европе зачастую заказы высокого уровня поруча ли профессиональным вышивальщикам мужчинам, для которых этот вид ремесла был основной специальностью 6. Профессиональные ма стера были приписаны к гильдии Святого Луки. Некоторые из них жили при монастырях и аббатствах, занимаясь производством вышитых изде лий, предназначенных для украшения одежд духовенства и интерьеров церквей. Светской вышивкой помимо церковных мастеров занимались и придворные вышивальщики 7. Их имена дошли до наших дней. Практическое значение рукоделия определялось материальным поло жением семьи. Это могло быть заработком для бедных, для девушек из семей среднего достатка возможностью подготовить приданое и обеспечить себя и своих близких бельем и одеждой. Для состоятельных семей рукоделие было способом проведения досуга, развлечением и путем сле дования моде. Вышивание кошельков, домашних подушек, скатертей, раз ных мелких подарков и т. п. для своих близких было распространенным явлением. Кроме того, по навыкам и мастерству шить, вязать и вышивать очень часто оценивались хозяйственные способности молодой девушки, ее женственность, скромность, трудолюбие, терпение, семейные ценно сти они были отличной характеристикой при устройстве ее замужества. Поэтому, независимо от состояния семьи, девушки обязательно учи лись кройке и шитью. Исключением не стала и императорская семья. Иван Егорович Забелин, описывая домашний быт русских цариц XVI и XVII веков, отмечал Царица была сама рукодельницею. Она нередко по обещанию сама вышивала шелками, золотом и серебром и низала жемчугом и каменьями какую либо утварь в домовые свои церкви, в со боры или в монастыри к особо чтимым угодникам. Точно также она сама работала и некоторые предметы из платья государю, и детям, например, 3 ожерелья или воротники к сорочкам и кафтанам, как и самые сорочки, обыкновенно вышиваемые шелками и золотом, также ширинки или платки, полотенца и т. п. Детям у царицы в хоромах шились даже куклы, для чего отпускались туда нередко лоскутки и остатки разных дорогих и легких шелковых и золотых тканей. Мы не упоминаем о детском белье, которое большею частью тоже по всему вероятию изготовлялось в комна тах царицы, особенно для маленьких детей 8. В XVII и XVIII веках в домах знати и в доме царской семьи рядом с тере мом всегда отводилась одна или несколько комнат для рукоделия, образуя таким образом мастерские, где женщины, состоящие на службе у семьи, работали над вышивкой. Ю. Е. под руководством хозяйки дома 9. Са мыми многочисленными вышитыми изделиями с наиболее интересными и характерными узорами стали вышивки на покрывалах, рушниках и сто ловом белье, использовавшиеся для украшения дома хозяйки. Супруга Николая II Александра Федоровна очень любила вязать и вы шивать. Рукоделием она занималась как дома, так и в поездках, и во вре мя отдыха на яхте. Являясь председателем Императорского женского патриотического общества, своим примером она вдохновляла многих именитых женщин они шили и вязали уже не только ради удовольствия, но и для благотворительных целей. Вещи передавались в приюты, боль ницы, монастыри и т. д. На попечении общества было 2 1заведение, среди них Женская рукодельная школа Императрицы Марии Александровны с состоящими при ней курсами учительниц рукоделия на углу Знамен ской улицы и Виленского переулка и Школа нянь Государыни Импера трицы Александры Федоровны в Царском селе, в которой воспитанницы проходили особый курс по изучению рукоделия. В Петербурге при содействии императрицы в 19 году была открыта Школа народных ремесел, профессиональное учебное заведение, переиме нованное вскоре в Школу народного искусства, в которой обучались девуш ки из разных уголков России, по окончании получавшие аттестат на звание мастерицы художницы по изученным производствам В дальнейшем они имели право преподавать, действительно являясь высокопрофесси ональными рукодельницами. Современники называли школу деревней в столице или художественным монастырем В 1992 году школа была возрождена и работает до сих пор по адресу Витебская улица, 6 8. Супруга императора старалась привить любовь к рукоделию всем, кто ее окружал, в том числе и своим детям. Семейные фотографии император ской семьи служат ярким подтверждением, что дочери Николая II с самых ранних лет много занимались рукоделием. Свои работы они жертвовали на благотворительность. Александра Федоровна также устраивала ремес ленные выставки и ярмарки, где были представлены как ее работы, так и вышивки ее дочерей, специально выполненные к данным событиям. Все вырученные средства направлялись в благотворительные фонды. 4 Особое значение в сохранении и передаче традиций, изучении, раз витии, популяризации искусства вышивки во второй половине XIX века приобрело Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге. Богатейшая коллекция произведений ев ропейской вышивки XVI XVIII веков из Франции, Германии, Англии, Австрии в Музее декоративно прикладного искусства, созданном при учи лище, стала не только уникальным музейным собранием, но и бесспорно важным, наглядным пособием в образовательном процессе, воспиты вающим вкус и поднимающим уровень профессионализма в исполнении вышивки воспитанниками учебного заведения. Во время Первой мировой войны многие женщины посвятили себя благотворительности шили на фронт белье и одежду, вязали теплые вещи, варежки, носки и т. п. Рукоделие приобрело новый смысл помочь своей родине в трагические минуты ее истории. После драматических событий 19 17 года рукоделие стало для многих женщин единственным средством существования, давало работу и спаса ло от голодной смерти. В целом рукоделие в России всегда было частью духовного, материаль ного и нравственного благополучия семьи, семейных ценностей и женско го творчества. В середине XIX века начался расцвет издания литературы в помощь молодым хозяйкам практических пособий, альбомов с узорами и схема ми для вышивания, журналов и приложений к ним, отдельных листов с узорами для вышивки и т. д. Они знакомили с правилами и приемами вышивания, объясняли технику исполнения, особенности тканей, нитей и т. п., демонстрируя все разнообразие этой сферы деятельности. Целью изданий была практическая польза, усовершенствование техники вышив ки, стремление расширять вкусы дам, желавших следовать тенденциям мировой моды и, безусловно, они вносили определенную эстетику в ис кусство рукоделия. Публикация подобной литературы приветствовалась публикой и сопровождалась большим количеством восторженных отзывов читательниц в самых разных российских изданиях. Книги и альбомы включали два основных раздела дамская мода и ру коделия, хозяйство и домашняя экономия. Первый рассказывал о па рижской и столичной моде, тенденциях в светской и домашней жизни общества, затрагивал практическую часть дамского рукоделия, знакомил с новыми направлениями в вышивке как в России, так и заграницей. Выбор рисунков для вышивания диктовался вкусами французских, английских, немецких журналов со всеми их новинками в области домашнего обихода. Вторая часть была посвящена последним достижениям ведения хозяйства способам глажки, стирки, хранению вещей, поварским находкам, хитростям и методам экономного ведения хозяйства дома 5 Выбор книг и альбомов был широк, перечислять их можно долго. Сре ди них Альбом для вышивания по канве, составленный по оригинальным рисункам Ю. Дрюмлега 1898 Настольная книга дам и девиц. Самоучи тель кройки, шитью, вязанью, вышиванию и другим домашним рукоде лиям Генриха Елемана 1885 Узоры старинного шитья в России 1889 в начале 1900 х годов были изданы серии Альбом узоров для вышива ния по канве Азбука вышивки Азбука вышивальщицы Азбука для метки белья Альбом новых узоров по канве Полная школа дамских рукоделий Альбом вышиваний по канве узоров и азбуки Рисунки для вышивок приложения к журналам Нива Путеводный огонек и многие другие. Каждая серия имела свой номер, или номеровались вы пуски того или иного издания. О количестве публикуемых альбомов мо жет свидетельствовать тот факт, что на одном из выпусков Азбуки для метки белья стоит номер 324. Более того Для развития любви к игольным работам и для того, что бы указать женщинам наглядным образом разнообразное употребление многочисленных материалов, преимущественно назначенных для швей ных и вышивальных работ, Акционерное Общество Дольфусъ Мигъ и Ко через издателя TH de Delmont в Mюльгаyзен Эльзас в типографии Александра Гроссета под фирмой Ф. Дрейтш в Риге издало большую се рию книг, задуманных, как полная библиотека по рукоделию 10. Книги выпускались на французском, немецком и русском языках. Хотя эти книги далеко превосходят все предложенное в этой отрасли до насто ящего времени, как художественным своим достоинством и выбором содержащихся в них узоров, так и тщательностью выполнения послед них, однако ж, они продаются дешевле существующей продажной цены только очень обширный сбыт этих изданий, вполне соответствующих назначенной цели, дает возможность пустить эти книги за такие умерен ные цены Книгоиздательство Германа Гоппе с 1892 года опубликовало в течение трех лет по два в год шесть выпусков Курса рукоделий. Все роды руко делий для школы и дома с пояснительными рисунками каждый раздел и картинка сопровождались объяснительным текстом, чтобы облегчить самостоятельное обучение тому или иному виду рукоделия. Данное ру ководство приобреталось как частными клиентами, так и учебными за ведениями. Издание было получено и Учительской библиотекой церкви Святого Иоанна на Офицерской улице, 54 в Санкт Петербурге. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни всегда. Растительные, геометрические, зооморфные мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, книги. В русской вышивке главная роль отводилась растительным моти вам. Фактически, они составляли основу орнаментального полите са Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, 6 образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплета лись сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками 12. В XIX начале XX века изучению византийского и древнерусского ор намента было уделено особое внимание, издавались альбомы образцов, заимствованные из миниатюр рукописей, мозаик и стенописей церквей, икон, а отчасти с сохранившихся древних парчей, набоек и других тканей 13. Рисунки орнаментов воспроизводили в натуральную величину, увеличивали, публиковали как отдельными листами, так и специальны ми изданиями и пособиями. На основе коллекции Натальи Леонидовны Шабельской был составлен Альбом великолепных образцов русского, украинского и белорусского искусства Это богато иллюстрированное издание знакомило с русским народным искусством и этнографией в России и за рубежом. Ценные све дения о вышивке как о ремесле собрали исследователи кустарных про мыслов во второй половине XIX начале XX в. 14. В целом во второй половине ХIХ века большую общественную и госу дарственную поддержку получило изучение и развитие русского народно го искусства, началось возрождение интереса к русской старине, искусству народных промыслов, также особое внимание стали уделять и истории искусства вышивания вообще. Этому в огромной степени способствовали увлеченность идеей, коллекционирование и другая деятельность Алексан дра Петровича Базилевского, Саввы Тимофеевича Морозова, Александра Александровича Половцова, Саввы Ивановича Мамонтова, Сергея Васильевича Малютина, Марии Клавдиевны Тенишевой, Дмитрия Васильевича Григоровича и многих других выдающихся представителей русской худо жественной интеллигенции. На рубеже XIX XX веков влияние зарубежной моды привнесло в ру коделие новые мотивы. Большую популярность приобрели монограммы, а также российский герб и другие геральдические элементы. Их вышива ли не только профессиональные мастера, но и обычные домохозяйки. Это были родовые гербы, декоративные гербы и геральдические мотивы, все чаще появлявшиеся в общих альбомах для рукоделия, которые включали алфавит, растительный орнамент, акант, спирали, плетенку, цветы, якоря, рыб, разнообразные затейливые фигуры и т. п. Особую часть занимали зооморфные фигуры драконы, грифоны, львы, птицы. Значимое место в вышивке отводилось и двуглавому орлу. Изображение орла вело свои истоки к народному искусству Восточной Европы и традиционному в русском искусстве мотиву двуглавой птицы. Украшения многофигурными композициями, включающими фигуру орла, особенно распространились в конце XVIII века. Прочно укоренив шись в провинциальном быте XIX века, эта тенденция пришла из по мещичьей культуры, не без влияния Западной Европы. Вышивальщицы 7 были в каждой усадьбе, созданные ими произведения украшали дом, ис пользовались на праздниках и уходили на продажу. В коротком рассказе Николая Семеновича Лескова О вреде чтения светских книг, бываемом для многих есть интересный момент о вышив ке орла и о разном отношении к этому изображению. Бедная девушка из чувства благодарности священнику вышила шелком на белом носовом платочке изображение журавля. Выбор птицы священнику не понравил ся, и девушка еще несколько раз приносила платки с другими птицами, объясняя свой выбор теми или иными лучшими качествами каждой пти цы. Но она так и не смогла ему угодить, потому что сам он втайне желал видеть только орла, разными способами намекая девушке Назначь та кую птицу, которой дано в самых высях парение и оттоле широкое созер цание Говорит он ей это, ясно знаменуя птицу орла, на котором желал опереть свои нози, но прямо то выразить и ей не желал, чтобы не было пересказу, а ее вкусу и благоразумной догадке доверялся но она хотя тон кий вкус в изучении своего мастерства имела, но почтительную догадку ко угождению особам через многочтение светских книг совершенно утрати ла и ум свой и доброту чувств испортила. А ректор сказал Не твое дело говорить так об орле на орла изображении высший сан духовный в церкви становится Девица покраснела и стала приносить извинения, что об орлецах, в служении употребляемых, не знала, а судит об орле так потому, что птицы эти хищничеством живут, других терзают и живую кровь проливают. Для того ей и казалось, что орлы на языческих знаменах изображены, а в христианском вкусе ей лучше орлов кажется тихая ла сточка, милосизая птичка, у окна мирных домов обитающая, отлетающая и опять к нам отовсюду возвращающаяся 15. В вышивке орла, как правило, представляли обобщенно, чаще с рас простертыми крыльями, или поднятыми вверх, или опущенными вниз, без каких либо атрибутов царской власти и без короны. Однако орла вы шивали и как государственный герб, со всеми присущими ему атрибутами. Особенно часто вышивка с изображением двуглавого орла встреча ется на рушниках и подзорах. Вышивка с многофигурными компози циями, включающими сказочных героев, волшебных и реальных зверей и птиц, двуглавых орлов и растительные мотивы, обладала характерным гармоничным стилистическим единством построения изображений, вы разительностью и богатством деталей, благородной строгостью рисунка, всегда имела композиционный центр, по сторонам от которого распола гались симметричные группы, неся на себе особую символику пожела ние благополучия, достатка, спокойствия и процветания. Рушник ритуальное праздничное полотенце из домотканого холста, его использовали для оформления красного угла и совершения обрядов. Обыден ный предмет служил не только украшением, но и символом соединения, обе регом дома и семьи, что, естественно, отражалось в семантике вышивки ил. 1 8 Подзоры края полотенец, которые украшали свадебную постель и вхо дили в состав приданого, включали многофигурные композиции, выши тые белыми нитями по белому льняному полотну разными приемами строчки 16. Но стоит заметить простыни с подзорами бытовали дале ко не в каждой семье. Их наличие свидетельствовало об определенном до статке владельцев. До 2 метров длиной и 50 70 см шириной эти нарядные полотнища пришивали к свисающему с постели краю простыни. Нередко вышитую композицию обрамляли края плетеного кружева Существует три разновидности строчевых швов по письму по перевити и по пе реплетной сетке Общим для них является противопоставление плотных частей узора ажурному сетчатому фону 17. Кроме того, вышивали все типы подзоров народные вышивальщицы, вносившие в их исполнение не только свое мастерство, но и понимание сюжетов и образов, превращая тем самым бытовой предмет в произведение искусства 18. Особую популярность приобрела вышивка родовых гербов на быто вых вещах, используемых в конкретной семье. Вышивку гербов можно было заказать в магазинах, что было отражено в прейскурантах. В прейскуранте 1890 года Магазина белья Придворного поставщика Артюра в Санкт Петербурге на Невском проспекте, 23 владелец заведения Станислав Фомич Стракач писал В виду многочисленного спроса в по следнее время на столовое белье с затканными вензелями и гербами вместо обыкновенных меток, которые легко выпороть я в последнее мое прибы вание заграницею заключил с несколькими фабриками условие, в силу ко торого они обязаны при заказе на сумму в 400 рублей серебром камчатого столового белья Голландской фабрикации высших сортов делать затканные вензеля или гербы без добавочной платы вследствие чего я предлагаю, как частным моим заказчикам, так и различным обществам, как то клубам, гостиницам, офицерским кружкам и тому подобным собраниям 19. В пре йскуранте подчеркивалось, что для обновления ассортимента владелец два раза в год совершает поездки в Париж, Лондон, Гамбург, Берлин, Вену, Белфаст, Билефельд и т. д., собирает все, что только успело войти в моду для своих клиентов, которые находятся не только в Москве и Петербур ге, но и в отдаленных губерниях, в частности Азиатской России, Персии, Монголии и пограничных города Китая. Спрос на метки был высок, то вар хорошо расходился в магазине ил. 2 Стоимость меток по рисункам из прейскуранта начиналась от 5 коп., самыми дорогими были вензеля и гербы 1руб. 50 коп. и фамилия с почерком 1руб. 60 коп. Любопытно, что сам Станислав Фомич Стракач имел еще одно от ношение к рукоделию как практическому ремеслу, с 1878 года являясь почетным членом Совета Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Петербурге20. В прейскуранте Владимира Левинсона 1900 х годов, магазин которо го находился в Москве у Кузнецкого моста, присутствуют изображения 9 Ил. 1Рушник с изображением двуглавого орла. Начало XX века. Коллекция Ю. В. Ерешко Ил. 2. Скатерть с затканным узором герба. Начало XX века. Коллекция Ю. В. Ерешко. Фрагменты 10 Ил. 3. Прейскурант магазина Владимира Левинсона в Москве у Кузнецкого моста. 1887. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б, в с. 38, 39 гербов княгинь А. Г. Трубецкой и В. Н. Лобановой Ростовской, выполнен ные на столовом белье по специальному заказу ил. 3 Примером уже вышитого герба может служить скатерть с гербом рода графа Строганова ил. 4 Схемы вышивки российского государственного герба печатались на от дельных рекламных листах крупных заведений, особенно часто парфю мерной фабрики Эрманс в Москве и парфюмерно косметического товарищества Брокар и Ко Большой отдельный рекламный лист со схемой вышивки герба печатни ков по заказу словолитного заведения Осипа Ивановича Лемана издавался в типографии Шредера на Гороховой улице, 49 в Санкт Петербурге ил. 5 Продажей альбомов по рукоделию занимались книжные и галантерей ные магазины, часто ставившие на издания в качестве рекламы свои марки и печати, что сегодня позволяет нам узнать, где именно был куплен тот или иной альбом. Так, Метки и узоры для вышивания продавали уни версальный магазин Мюр и Мерилиз в Москве, торговый дом С. Эсдерс и К. Схейфальс в Санкт Петербурге, в которых можно было приобрести а б в 12 Ил. 4. Скатерть с гербом рода графа Строганова. Начало XX века. Коллекция Ю. В. Ерешко. Фрагменты все необходимое для рукоделия. Кроме того, это издание было в ассорти менте книжного магазина Гросман и Кнебель на Петровской линии, 13 в Москве. В альбоме были представлены схемы для вышивки геральдиче ского характера ил. 6 Две страницы посвящены зооморфным фигурам единорогу, львам, птицам, грифонам, двуглавому орлу. В прейскуранте магазина Мюр и Мерилиз в Москве лето 1893 года в разделе Отделение гардинного тюля представлен образец гардинного тюля с фестонами стоимостью 90 коп. за аршин, на котором присутствует рисунок с гербом, в центре которого лев, стоящий на задних лапах, под рыцарским шлемом, в окаймлении двух геральдических птиц ил. 7 2 1 На рекламном листе неизвестной паровой фабрики часть листа не со хранилась с изображением российского герба стоит штамп Галанте рейная торговля Моисея Самсоновича Кабацкого в Таганроге на Новом базаре Этот же магазин продавал большие цветные схемы для вышива ния с красивыми, сказочными сюжетами. Сборник узоров, азбук и монограмм автотиполитографии Г. П. Эйн горна, расположенной на Мещанской улице, 2 1в Санкт Петербурге, про давался у единственного представителя М. П. Петрова, на его книжном складе под фирмой А. Ф. Сухова в Столярном переулке, 9. Азбуку для метки белья автотиполитографии издательницы Кароли ны Кремер можно было приобрести на Кронверкском проспекте, 7 1и на Зверинской улице, 46 в Санкт Петербурге. Альбом узоров для вышивания 13 Ил. 5. Схема вышивки герба печатников по заказу Словолитного заведения О. И. Лемана. 1890 е. Коллекция Ю. В. Ерешко 14 а б в г д 15 е ё Ил. 6. Альбом Метки и узоры для вышивания 1884. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б е с. 73 77 ё 82 16 по канве и Альбом новейших Русских, Малороссийских канвовых узо ров и вышивания ил. 8 книгоиздательства Торгового дома Е. Коновалова и Ко в собственном доме на Андроньевской улице в Москве. Книги по рукоделию покупали на складах фабрики у Ильинских ворот, в Лубян ско Ильинских торговых помещениях и на Никольской улице, на Новой площади, в лавках Троице Сергиевой лавры. В Санкт Петербурге книги продавались на Апраксином дворе, в Графском проезде, 65 66, в Одес се на Преображенской улице, 37 и в Нижнем Новгороде в Мебельном ряду, 53. Листы с рисунком российского государственного герба печатались в Мо скве в типолитографии И. Е. Ермакова на Пятницкой улице в собственном а б в Ил. 7. Прейскурант магазина Мюр и Мерилиз в Москве. 1893. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б с. 79 из раздела Отделение гардинного тюля в с. 47 из раздела Отделение Дамского и детского белья. Метки гладью 17 Ил. 8. Альбом новейших Русских, Малороссийских канвовых узоров и вышивания. 1900 е. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б с. 2 1 а б 18 Ил. 9. Лист с рисунком для вышивания. 1900 е. Хромолитография М. Т. Соловьева. Коллекция Ю. В. Ерешко 19 Ил. 10. Каталог изданий книгоиздательства Германа Гоппе. 1895. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б с. 2 1 доме, типолитографии Е. И. Пичу гиной в собственном доме на углу Валовой улицы и Славушенского пе реулка, в хромолитографии М. Т. Со ловьева на 2 й Рогожской улице, в доме Легейда ил. 9 В 1892, 1893, 1895 годах книгоизда тельство Германа Гоппе, расположен ное в Санкт Петербурге на Садовой улице, 22, выпускало отдельный лист для рукоделия с изображением рос сийского государственного герба, от печатанный в 22 красках для канвовой работы ил. 10 22. Хромолитографии российского государственного герба печатались в Москве П. П. Щегловым в соб ственном доме на Зацепской улице и А. И. Стрельцовым на 1й Мещан ской улице в собственном доме ил. Стоимость альбомов и листов была совершенно разной книги Каролины Кремер 25 коп., отдельные листы для полотенец и скатертей в два цве та ее же издательства 10 коп. листы с гербом книгоиздательства Германа Гоппе 50 коп., Альбом узоров для вышивания по канве 1руб. 50 коп., Альбомы книг с узорами библио теки D. M. с. от 25 коп. до 2 руб. 25 коп. Особую роль играли приложе ния к журналам, такие как Дамские рукоделия к Парижским мо дам при журнале Нива ил. 12 Альбом узоров к журналу Роди на Альбом вышиваний по канве узоров и азбуки к журналу Пу теводный огонек и многие другие. О всех новинках в рукоделии и акту альных тенденциях моды рассказы вал журнал Модный магазин а б 20 Ил. Схема для вышивки российского государственного герба. 1900 е. Хромолитография А. И. Стрельцова. Коллекция Ю. В. Ерешко Кроме российских изданий приобретались и зарубежные. Наиболее интересной является немецкая Азбука вышивальщицы в которой со браны узоры для нескольких видов вышивки на разных тканях. Она была выпущена в типографии издательства Рудольфа Гертекера в Лейпциге для торгового дома Фридриха Эрстманна и Пауля Хельбига, специали зировавшегося на продаже отделочной тесьмы, бахромы, трикотажа и гобеленов для машинного и ручного способа вязания, чулочного про изводства и вышивки самого высокого качества с использованием ярких натуральных красителей. Альбом был издан как практическое пособие по вышивке и как рекламный проспект продукции фирмы. В преди словии к альбому говорится, что по приведенным схемам обязательное обучение проходили все работники Смирнской вязальной фабрики23. Рисунки узоров были представлены в синем и красном цветах предпо лагалось, что цвета будут выбраны в процессе вышивки в зависимости от вкуса, моды или цели работы. В альбоме кратко были даны реко мендации по выбору нити, ткани, способа вышивки и правила стирки готовых вещей. Альбом был востребован и переиздавался несколько раз ил. 13 2 1 Ил. 12. Приложение Дамские рукоделия к Парижским модам при журнале Нива Октябрь 1900 года. Коллекция Ю. В. Ерешко На одном из таких альбомов находится экслибрис библиотеки Омской учительской семинарии. Первое специальное педагогическое учебное за ведение Западной Сибири Омская учительская семинария была осно вана в 1872 году, занимала промежуточное положение между начальной и средней школой. Она давала своим выпускникам педагогические на выки, но не предоставляла право поступать в высшие учебные заведения. В штате семинарии состояли преподаватели не только русского языка, словесности, математики, истории, географии, физики, естествоведения, гимнастики, пения, рисования и черчения, но и ручного труда, уроки ко торого проходили в специальных мастерских при семинарии. Большое значение для качественного образования имело состояние учебно методического фонда. В семинарии было три библиотеки фунда ментальная, ученическая и библиотека при начальном училище. Штат ного библиотекаря семинарии не полагалось, его избирали из числа наставников на два года. Нельзя сказать, что библиотека семинарии была богата, но ежегодно происходило пополнение ее фондов 24. История попадания альбома для вышивания в библиотеку семинарии пока неизвестна, однако сохранившийся экслибрис свидетельствует, что 22 а г б д в 23 Ил. 13. Азбука вышивальщицы Das ABс der Stiсkerin 19 10 е. Коллекция Ю. В. Ерешко а титульный лист б ё с. 33 37 е ё 24 воспитанники учебного заведения пользовались этим изданием, опубли кованным в Лейпциге. При рассмотрении развития рукоделия в дореволюционной России, становится очевидно, что геральдика не только сопровождала официаль ную, протокольную, светскую жизнь общества, но также являлась инте ресной частью быта, повседневных занятий, ведения хозяйства, увлечений и образования маленьких воспитанниц учебных заведений, молодых деву шек, опытных хозяек, домохозяек и в целом представителей самых разных сословий, взглядов и убеждений. Ил. 14. Бархатное панно с вышитым государственным гербом России. XX век. Коллекция Ю. В. Ерешко 1Альбом дамских работ для начинающих заниматься рукоделием, издаваемый при журнале Ваза СПб., 1852. С. 1 2 Либрович С. Ф. На книжном посту. Воспоминания. Записки. Документы. Пг. М., 19 13. С. 107. 3 Гоголь Н. В. Мертвые души. М., 20 14. С. 8 16. 4 64 рисунка для вышивки гладью сост. К. Де Шанген. СПб., 1895. С. 1 5 Там же. С. 1 6 Косоурова Т. Н. Вышивка Европы. Произведения XVI XIX веков для украшения интерьера и костюма в собрании Государственного Эрмитажа. СПб., 2022. С. 7. 7 Там же. С. 26. 8 Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 20 12. С. 45 1452. 9 Holme с. The Peasant Art of Russia. London Paris New York, 19 13. P. 5. 10 Метки и узоры для вышивания. Эльзас, 19 13. С. 96. Там же. 12 Русские орнаменты сост. и авт. предисл. В. И. Ивановская. М., 2006. С. 5. 13 Писарев С. И. Древнерусский орнамент с X по XVII век включительно на парчах, набойках и других тканях. СПб., 1903. С. 4 Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко этнографический очерк. М., 1978. С. 9. 15 Лесков Н. С. О вреде чтения светских книг, бываемом для многих Он же. Собрание сочинений. Т. 7. М., 1958. С. 346. 16 Вышитые подзоры. Конец XVIII начало XIX века каталог выставки. СПб., 20 12. С. 5. 17 Там же. С. 5, 6. 18 Там же. С. 38. 19 Прейскурант. Магазин белья придворного поставщица Артюра. Санкт Петербург. Невский проспект, дом графа Строганова 23. СПб., 189 1С. 5. 20 Справочная книга о купцах города Санкт Петербурга. СПб., 1892. С. 566. 2 1Прейскурант. Универсальный магазин Мюр и Мерелиз Лето 1893. М., 1893. С. 79. 22 Каталог изданий книгоиздательства Германа Гоппе. СПб., 1895. С. 2 1 23 Das ABс der Stiсkerin. Leipzig, 19 15. P. 1 24 Чуркина Н. И. Деятельность Омской учительской семинарии по подготовке учителей начальных училищ западной Сибири в конце XIX начале XX века Омский научный вестник. 2009. 175 С. 155. Геральдика в рукоделии воспитывала вкус, повышала уровень мастер ства, развивала творчество и, безусловно, несла особую эстетику и на слаждение от создаваемой вышивки, украшавшей порой совсем бытовые вещи, но наделявшей их красотой и изяществом исполнения ил. 14 Редактор Д. А. Ступникова Верстка А. В. Стадник Подписано в печать 12.0 12023 Заказ 1Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии Государственного Эрмитажа 190000, Санкт Петербург, Дворцовая наб., 34 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ерешко Ю.В. Геральдика в рукоделии в дореволюционной России (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |