Пчелов Е.В.
«Всадник означает самого царя, побеждающего врагов...»: Как изменялся герб России в эпоху Петра Великого
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Родина. № 12, 2022. С. 98–101
Аннотация: Эпоха Петра Великого была временем коренных преобразований многих сторон российской жизни. Не осталась в стороне и государственная символика, которая всегда зримо отражала идеологические предпочтения и исторические ориентиры. К началу правления Петра в качестве государственного герба использовалась композиция царской печати, созданной в 1667 г. Ее появление было связано с окончанием войны с Речью Посполитой и присоединением земель Левобережной Украины и Белоруссии к Московскому царству.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27594 знаков (с пробелами)
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА РОДИНЫ
Евгений Пчелов, кандидат исторических наук
8 ГОД 350 ЛЕ Я СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА 1РОД НЛ ПРО О. П ШЪ ШЮВАТЬ 1АТЕРИАЛЫ
О ЛИЧНОСТИ И СВЕРШЕНИЯХ ПЕРВОГО РУССКОГО И ШЕРАТОР Всадник означает са 1ого царя,
побеждающего врагов
Как uз.д, 1е ялся герб России в эпоху Петра Великого
Герб с печати
Эпоха Петра Великого была временем коренных
преобразований многих сторон российской
жизни. Не осталась в стороне и государственная
символика. которая всегда зримо отражала
идеологические предпочтения и исторические
ориентиры. К началу правления Петра в качестве
государственного герба использовалась
композиция царской печати, созданной в 1667 г.
Ее появление было связано с окончанием войны
с Речью Посполитой и присоединением земель
Левобережной Украины и Белоруссии к Московскому
царству.
К концу войны титул российского царя приобрел
пышный и величественный вид ему соответствовал
и новый герб, каждый элемент которого
означал определенное наименование
в титуле. В целом получилась сложная и несколь
98 РОДИНА
Аtк 1брь 2022 номер деенадцать
П тъ Петра I сm3pozo типа.
Гос ударст 1tн wи
uсmopи ltсJ Uu музtй.
ко перегруженная деталями композиция, в ко
рой тем не менее появились некоторые новы значимые детали, сохранившиеся в дальнеit
шем.
В центре герба помещалось изображение
двуглавого орла, на груди которого находился
щиток с еще одним изображением всадника
в короне, убивающего дракона. Это был
старинные символы московских государей,
ходящие еще ко временам Ивана При этом
всадник воспринимался как образ самого гоq
даря, хотя изобразительно этот сюжет и вое
дил к известной иконописной композиции Ч
святого Георгия о змие. Новыми в гербе 1667
были поднятые крылья орла и регалии скю
и держава в его лапах Над головами орла пс
мещались три короны они соответствовали
вам титула царь Казанский, царь Астрахан
царь Сибирский А по двум сторонам орла
изображения шести градов в виде крепо
со зданиями и храмами, сопровождаемые
ми В, М. Б и В, 3, С. Они означали Великую.
лую и Белую России и Восточные, Западн
и Северные страны, на которые простирал
власть российского монарха.
Самым загадочным казалось изображек
под орлом. Здесь с двух сторон напротив дрj
друга стояли две группы воинов, вооруже
секирами и копьями. Это странное изобра
ние соответствовало словам титула отчич
дич и было бы совсем непонятно, если не
его происхождение. Дело в том, что компо
ция государственной печати восходила к n
ти царской жалованной грамоты Богдану
ницкому 1654 г. А там под орлом изобража
присяга Запорожского войска русскому ц
На государственной печати запорожские
и русские воины превратились в две толпы
ников, каждая из которых обозначала по о
титульному наименованию uотчич и де
а под ними, в свою очередь, подразумеваr
вновь присоединенные земли, считавшиес 5
ринной отчиной и дединой московск
ря как наследника древнерусских князей
Такая печать использовалась и наел
ми Алексея Михайловича вплоть до начала
ствования Петра 1Изображение на ней п
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА РОДИНЫ
не менялось, а для каждого нового государя вырезалась
новая надпись легенда. Но при Петре
все таки одна изобразительная трансформация
произошла. В нижней части герба между дву
мя группами воинов появились четыре креста,
расположенных вертикально один над другим.
С двух сторон эти кресты фланкировали два знамени,
которые держали воины, отчего в старых
описаниях иногда можно встретить утверждение,
будто бы эти кресты располагались на ленте.
Матрица такой печати хранится в коллекции
Исторического музея в Москве2, где вообще сосредоточены
великолепные образцы российской
государстве нной сфрагистики, в том числе
петровского времени.
Андреевский крест
Крест, как очень важный символ, постепенно
занял существенное место в различных вариантах
государственного герба петровской
эпохи но это был уже крест Х образный,
крест апостола Андрея Первозванного. Как
известно, в самом конце XVII века, после возвращения
из Великого посольства Петр учредил
первый российский орден орден святого
апостола Андрея Первозванного, ставший
высшим орденом и высшей наградой Российской
империи3
Для царя Андрей Первозванный был важен
в двух отношениях. Во первых, еще со времен
Повести временных лет он воспринимался в качестве
духовного покровителя России. В летописи
содержится известная легенда о том,
что апостол якобы посетил земли будущей Руси Киева и Новгорода, и благословил их. Русь,
таким образом, вписывалась в апостольскую
преемственность, причем даже от самого первого, первозванного апостола Христа. С другой
стороны, Андрей Первозванный был рыба
о 2 з
ком и в этом качестве считался покровителем
мореплавания. А море и флот в сознании Петра
Великого занимали одно из первых мест. Петр
познакомился с морским культом апостола Андрея
в Европе, где, например, его Х образные
кресты украшают герб знаменитого портового
города Амстердама.
Этот морской культ пришел и в Россиюнедаром
андреевский крест, голубой по цвету
моря, стал символом российского военного
флота. На знаках же ордена апостол Андрей
именовался именно покровителем страны,
о чем недвусмысленно говорили латинские
буквы в концах андреевского креста S АР R,
т святой Андрей покровитель России
на латыни. Знак ордена
и его цепь а это
был единственный
российский орден,
который имел шейную
цепь с начала
XVI в. стали изображаться
в композициях
государственного
герба. Расположение
их относительно
двуглавого орла было
первоначально весьма
разнообразным.
Так, в коллекции
Исторического
музея находится матрица
одной из походных
печатей Петра начала XVIII в.
на которой изобра
жение Андреевского
креста занимает
место щитка со всадником на груди двуглавого
орла. Иными словами, Андреевский крест
находится в центре геральдической композиции,
можно сказать, в самом сердце орла,
как бы заменяя символическое изображение
самого царя. Вокруг орла расположены буквы
Ц I В К ПАП В Р, которые означают Царь
и Великий Князь Петр Алексеевич Повелитель
Всея России 4 с характерной для орфографии
эпохи петровских реформ заменой буквы иже на букву и десятеричное как более
близкую к латинскому шрифту.
На других печатях цепь ордена Андрея
Первозванного охватывает щит с двуглавым
орлом, увенчанный короной, здесь очевидно
влияние западноевропейской геральдики,
где гербовые изображения помещались в геральдические
щиты. Однако в конечном итоге
цепь ордена стала окружать центральный щиток
с изображением всадника на груди орла.
Такую композицию можно видеть уже на государственной
печати 17 10 г. работы медальера
Готфрида Богдана Гаупта5, служившего мастером
на Московском монетном дворе.
РОДИНА 99
декабрь 2022 номер двенадцать
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА РОДИНЫ
Короны
Вторым важным изменением
государственного
герба стала
форма корон, увенчивающих
орла. С 1625 г.
таких корон было
три две помещались
над головами орла
и третья выше двух
первых и между ними,
как бы осеняя всю
композицию. В XVII в.
эти короны имели вид
царских венцов. Затем,
в начале XVIII в.
на печатях они стали
представлять собой
обручи с несколькими
дугами наверху, которые
соединялись под
крестом. Такая форма
отсылала к королевским
коронам Западной
Европы.
Подобного типа короны присутствова
ли в тогдашних гербах датского и польского королей,
близки к ним были также короны гербов
правителей Швеции, Франции и Англии. Петр 1
таким образом, вновь демонстрировал европейский
статус российской монархии, становясь
вровень, в частности, со своими союзниками
и противником в Северной войне. Затем короны
российского герба, начиная, по крайней мере,
с печати Гаупта, приобрели вид императорских,
т состоящих из двух полушарий и центральной
дуги, увенчанной крестом. Такой тип корон имелся
лишь в гербе императора Священной Римской
империи. Русский государь оказывался равным
по своему статусу уже главному монарху тогдашней
Европы, и показательно, что в государственной
символике имперский статус России
был зафиксирован по меньшей мере за десять
лет до того, как Россия официально была провозглашена
империей.
Щитки с гербами
Третье важное изменение касалось появления
в композиции государственного герба щитков
с гербами важнейших титульных объектов.
Титул русских государей прошел длительную
эволюцию и в начале XVIII в. включал в себя
более трех десятков различных территориальных
наименований, обозначавших государства
и земли, на которые простиралась власть мо сковского
царя. К 1672 г. сложился и комплекс
территориальных гербов тех объектов, которые
перечислялись в титуле. Однако эти гербы
не включались в композицию собственно государственного
герба. 100 РОДИНА
декабр 2022 номер двенадцат 5
Герб России из днегника
И. Г. Корба, кон
XVll г. 6
П аm pa6omw Бtt, tpa, 17 12 z. Прор т.м
из к ШJ t Л 3,r uqнz.
Концом XVII в. датируется рисунок государственной
печати из дневника Иоганна Георга
Корба. секретаря имперского посольства.
побывавшего в России в 1698 1699 гг.6 На нем
впервые на крыльях орла расположены щитки
с шестью гербами главных титульных объектов киевский, владимирский, новгородский, казан
ский, астраханский, сибирский а еще 26 щит
с титульными гербами обрамляют по окружности
двуглавого орла. Несмотря на всю пышносп,
композиции, никаких государственных печатеii
с таким изображением неизвестно, поэтому во
прос о том, что послужило образцом для этого
рисунка, остается открытым. На самих же печатях
шесть щитков с гербами первых титульнь х
объектов, расположенных на крыльях орла, по
являются в начале XVIII в. Их, в частности, можно
увидеть на печати работы Гаупта. При этом
каждый из щитков увенчивает княжеская или
царская корона. Расположение щитков с террм,
ториальными гербами на крыльях орла вновь
сылает к геральдике Священной Римской империи.
Именно там еще со времен Ренессанса
закрепилась традиция, когда гербы государств
и городов, входивших в состав империи, изображались
на крыльях орла. причем поскольку
их было много даже на отдельных перьях 1
И в этом аспекте Петр, безусловно, подчерки
высший, имперский статус своего государства
Тем не менее изображение титульных гер
бов именно на крыльях двуглавого орла дово
но скоро было заменено на их расположение
в круговом обрамлении самого орла, хотя и са
ми гербы, и их статусные короны остались нео
менными. Такая композиция присутствует
на государственной печати работы мастера
кера 17 12 года8, а окончательно она закреп а печати созданной во второй половине 17
rr. мастером Иоганном Гедлингером. Тип печати
Гедлингера, сделанной для императрицы AJ.
ны Иоанновны, использовался и последующи
российскими монархами.
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА РОДИНЫ
Всадник драконоборец
При Петре I произошла и трансформация семантики
одного из важнейших элементов герба
всадника драконоборца, помещавшегося
в щитке на груди орла. Жители Московского государства
XVI XVII вв. были единодушны всадник
означает самого царя, побеждающего врагов
и защищающего свою державу 9 Изобразительно
же драконоборец напоминал Георгия Победоносца
в известном иконографическом сюжете чуда Георгия о змие Так его воспринимали иноземцы,
такая же трактовка стала закрепляться
в петровскую эпоху. К примеру, в Ядре российской
истории написанном в 17 16 г., кн. А Хилков
прямо называл всадника святым Георгием 10.
Точно так же понимал этот образ и сам Петр 1
В своей записке о штандарте и флагах которую
военный историк П Белавенецдатирова. 17 12 17 18 гг., государь признавал святого Е оргия Белавенец неверно прочитал Еrорр.
древним гербом владимирских князе во
шим в герб государственныйu. В 1730 г. всад
был уже официально признан святым Георn
и это изображение было утверждено в ка, е
московского герба 12
Новые цвета
Наконец, еще одним важным изменЕ сЮtеv
новое цветовое решение государстве
ба. При московских государях орег. 7
Герб России из Жалованной
грамоты
И Ско ропадскому. 17 18 z. РГАДА. в
Медальер Иоганн Карл
Гедлингер 169 77 19
Граф Ф Санти.
Портрет работы
графа П. Ро тари.
был золотым, нередко в красном поле, но вообще
никакой официальной расцветки герба не существовало.
При Петре же утвердились иные
цвета черный орел в золотом поле. Именно такая
расцветка встречается на царских жалованных
грамотах с начала 17 10 х гг. 13 Такой же орел
украсил и штандарт государя, на котором черный
двуглавый орел на золотом полотнище держал
в клювах и лапах карты четырех морей.
Официальное закрепление гербового колорита
произошло после создания в России
в 1722 г. Герольдмейстерской конторы специального
учреждения, ведавшего в том числе
и геральдикой. Товарищ герольдмейстера Fраф
Франц Матвеевич Санти, собственно, и занимавшийся
разработкой гербов, еще в сентябре 1722 г. описывал главную фигуру герба так Поле
золотое или желтое, на котором изображен императорский
орел песочный, т черной, двоеглавой 14 А в 1726 г. герб в этой расцветке был
утвержден в связи с созданием новой государственной
печати орел черный с распростертыми
крыльями в желтом поле 15
Сочетание черной фигуры двуглавого орла
и желтого золотого поля вновь характерно
для геральдики Священной Римской империи.
Так же, как и у цесаря Римского так и у императора
Всероссийского в качестве герба выступал
теперь черный двуглавый орел с раскрытыми
и поднятыми крыльями в золотом поле щита.
Империи были не только равны по статусу чем
отличались от всех остальных государств Европы
но и равнозначны по исторической преемственности.
Империя Запада возводила себя
к империи Древнего Рима. Российская же империя
была воплощенным третьим Римом
И в этом диалоге двух Римских империй рождалась
новая российская государственная геральдика. 106 тmi rечати см Пчелов З Государственная печать хаVЛОВАЧа
З ет ю герба
W 1D с IO uарства
apxv 1стa. 20 17. 58.
слова печать Как показывают
другие печати эпохи
Петра 1это сокращение
слова повелитель,
5 Вилинбахов Г Государственный
герб России.
500 лет. СПб., 1997. С. 42.
6 Лакиер А Указ. соч.
С. 177 178.
7 Та же традиция была заимствована
и в герб курфюр
стов Бранденбургских.
8 Каменцева Е.И Устюгов Н
Указ. соч. С. 15 7.
9 Вилинбахов Г Вилинбахова
Т Святой Георгий
Победоносец. Образ святого
Георгия Победоносца
в России. СПб 1995. С. 24 27. 10 Ядро российской истории.
М 1770. С. 38 6. Бела венец П Изменение
Российского Г осударственного
герба в Императорский
период историческая
справка Вестник
императорского общества
ревнителей истории. Пг 19 15. Вып. С. 69. 12 Лакиер А Указ. соч. С. 184. 13 См к примеру, жалованную
грамоту И Скоропадскому
от 5 января 17 г. РГАДА. Ф. 135. Отд. 1pyбp. lV. 56 1Герб и флаг России. Х ХХ
века. М 1997. С. 274. 15 Полное собрание законов
Российской империи. СПб., 1830. Т. 7. 4850. С. 589
РОДИНА 10 1
декабрь 2022 номер двенадцать
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. «Всадник означает самого царя, побеждающего врагов...»: Как изменялся герб России в эпоху Петра Великого (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|