| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Сфрагистика › : Пчелов Е.В. Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства: иконография и семантика / 2022 | ||
Пчелов Е.В.
Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства: иконография и семантикаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: История и архивы. № 4, 2022. С. 12–25 Аннотация: В статье анализируется история использования изображений регалий в титульной геральдике Московского царства XVI–XVII вв. Титульная геральдика представляет собой комплекс гербов тех территорий, чьи наименования входили в состав объектного титула русских государей. Общее число титульных гербов Московского царства составляет три с лишним десятка. Впервые они зафиксированы на Большой печати Ивана Грозного конца 1570-х гг. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Пчелов Е.В. Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства: иконография и семантика
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 150 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 61460 знаков (с пробелами)
History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Отечественная история УДК 929.6 DOI 10.28995 2658 654 12022 4 12 25 Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства иконография и семантика Евгений В. Пчелов Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, dep kvsid rggu.ru Аннотация. В статье анализируется история использования изображе ний регалий в титульной геральдике Московского царства XVI XVII вв. Титульная геральдика представляет собой комплекс гербов тех террито рий, чьи наименования входили в состав объектного титула русских госу дарей. Общее число титульных гербов Московского царства составляет три с лишним десятка. Впервые они зафиксированы на Большой печати Ивана Грозного конца 1570 х гг. На этой печати из 24 титульных гербов эмблем, печатей четыре имели изображения тех или иных регальных предме тов. В двух случаях это были условные короны, увенчивающие гербовые фигуры и свидетельствующие о царском статусе обозначаемых админис тративных территорий Казанское и Астраханское царства В двух слу чаях использовались изображения места под которым подразумевалось сидение для правителя или должностного лица На новгородской печа ти это место имело ступени, что представляло собой, по видимому, более архаичный вариант такого сидения, на тверской печати место выглядело в качестве престола трона. Посох на новгородском месте и княжеская шапка на тверском свидетельствовали о местной специфике управления этих важнейших титульных объектов в общем контексте системы власти Московской Руси. Впоследствии астраханский герб претерпел кардиналь ное изменение, а внешний вид короны стал напоминать королевскую коро ну западноевропейского типа. Такая же корона вместо княжеской шапки к концу XVII в. появилась и на тверской эмблеме. В Титулярнике 1672 г. появились еще два герба с изображениями регалий. В сибирском гербе корона вновь символизировала царский статус титульного объекта. Во владимирском гербе корона, увенчивающая льва, по видимому, означала особый стольный статус великого княжества Владимирского среди земель северной и северо восточной Руси. В целом изображения регальных пред Пчелов Е 2022 13 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике метов в титульных гербах подчинялось четким закономерностям, соот ветствовало статусу соответствующих объектов, а также их исторической значимости. Ключевые слова печать, герб, регалии, корона, трон, посох, государс твенная и территориальная символика, Московское царство Статья поступила в редакцию 6 августа 2022 г. принята к публикации 9 сентября 2022 г. Для цитирования Пчелов Е Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства иконография и семантика История и архивы. 2022. 4. С. 12 25. DOI 10.28995 2658 654 12022 4 12 25 Images of regalia in the titular heraldry of the Mosсow Kingdom. Iсonography and semantiсs Evgeny V. Pсhelov Russian State University for the Humanities, Mosсow, Russia, dep kvsid rggu.ru Abstraсt. The artiсle analyzes the history of the using the regalia images of regalia in the titular heraldry of the Mosсow Kingdom of the 16th 17th сenturies. Titular heraldry is a сomplex of сoats of arms for the territories of whiсh the names were part of the objeсt title of the Russian sovereigns. The total number of titular сoats of arms of the Mosсow Kingdom is more than thirty. They were first reсorded on the Great Seal of Ivan the Terrible in the late 1570s. On this seal, out of 24 titular сoats of arms emblems, seals four had the images of сertain regal objeсts. In two сases, these were the сonditional сrowns сresting the armorial figures and testifying to the royal status of the designated administrative territories the Kazan and Astrakhan kingdoms In two сases, the images of a plaсe were used, whiсh meant a seat for the ruler or an authorized offiсer On the Novgorod seal, that plaсe had the steps, whiсh was, apparently, a more arсhaiс version of suсh a seat on the Tver seal, the plaсe looked like a throne. The pastoral staff in the Novgorod plaсe and the prinсely сap in the Tver plaсe testified to the loсal speсifiсs of the management of these most important titular objeсts in the general сontext of the power system of Musсovy. Subsequently, the Astrakhan сoat of arms had underwent a radiсal сhange, and the appearanсe of the сrown began to resemble a royal сrown of the Western European type. The same сrown instead of a prinсely hat appeared on the Tver emblem by the end of the 17th сentury. In the Titulyarnik title referenсe book of 1672, two more сoats of arms with 14 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов the images of regalia appeared. In the Siberian сoat of arms, the сrown again symbolized the royal status of the titular objeсt. In the Vladimir сoat of arms, the сrown сresting the lion apparently signified the speсial status of the Grand Duсhy of Vladimir among the lands of northern and north eastern Rus In general, the images of the regal objeсts in the titular сoats of arms fo wed сlear patterns, сorresponded to the status of the analogous objeсts, as well as to their historiсal signifiсanсe. Keywords seal, сoat of arms, regalia, сrown, throne, staff, state and territorial symbols, Mosсow Kingdom The artiсle was submitted 06.08.2022 aссepted for publiсation 09.09.2022. For сitation Pсhelov, E 2022 Images of regalia in the titular heraldry of the Mosсow Kingdom. Iсonography and semantiсs History and Arсhives, no. 4, pp. 12 25, DOI 10.28995 2658 654 12022 4 12 25 Титульная геральдика комплекс эмблем печатей гербов тех территориальных образований, наименования которых входили в так называемый объектный титул российских государей. Зародив шись во второй половине XV в., эта заключительная часть монарше го титула прошла длительную эволюцию, постепенно трансформи руясь и пополняясь. Начиная со времени Ивана Грозного известны первые вещественные источники, на которых зафиксированы эмб лемы титульных земель эти эмблемы на самих памятниках име новались печатями а уже к концу XVII в. гербами Первым таким источником является Большая печать Ивана Грозного, созда ние которой относят к концу 1570 х гг. На протяжении XVII века известно еще несколько вещественных и письменных источников, в которых отразилась титульная геральдика Московского царства. К их числу относятся не только вещественные памятники с изобра жениями, но и росписи печатей, в которых содержатся их описания благодаря этому можно установить, что же именно изображалось на них Огромное значение в кодификации титульной геральдики сыграл Титулярник 1672 г., известный в нескольких экземпля рах. Однако к концу XVII в. некоторые титульные гербы продолжа ли сосуществовать в различных, несколько отличающихся друг от друга вариантах. В общей сложности в период Московского царства сформировалось более трех десятков титульных гербов, некоторые из которых являлись прямыми заимствованиями из западноевро пейской геральдики. Целью настоящей статьи является анализ изображений символов власти инсигний и регалий в составе титульных гербов. Представляется существенным не только про следить эволюцию их изображений, но и определить семантику их 15 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике использования в общем комплексе титульных гербов рассматрива емого периода. Итак, на Большой печати Ивана Грозного среди 24 титуль ных эмблем печатей имеются только четыре, в составе которых присутствуют изображения регальных предметов. Рассмотрим их в порядке расположения в рамках общей композиции печати. 1Печать наместника Великого Новагорода. На ней изображено четырехступенчатое возвышение, которое имеет небольшой ароч ный вырез сбоку. На ступенях лежит посох с т образным навершием костылем Судя по изображениям печати, концы этого навершия подняты вверх. С двух сторон возвышения расположены стоящие на задних лапах звери. Внизу под возвышением навстречу друг другу плывут две рыбы. Та же композиция в огрубленном вариан те повторяется на доспехах Лжедмитрия I, сделанных в миланской оружейной мастерской в 1605 1606 гг. Для этого изображения был использован оттиск лицевой стороны Большой печати Ивана Гроз ного. То же изображение новгородской титульной эмблемы печати присутствует и на регальных предметах первых Романовых на саа дачном покровце Большого наряда Михаила Федоровича только звери по сторонам возвышения стали одинаковыми на другом саадачном покровце с царствы 1633 г., на налуче саадака царе вича Алексея Алексеевича 1667 г. Везде возвышение изображает ся одинаково и состоит из четырех ступеней и одной небольшой арки в боковой части. На налуче же саадака Алексея Михайловича 1673 г. рыб три, а само возвышение состоит как бы из трех разно великих загородок. Такое изменение в изображении, по видимому, было связано с новым осмыслением этого сооружения, о чем ска жем далее. В описаниях новгородской печати изображенное на ней пред стает в следующем виде место, а на месте посох, а у места с сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под местом рыба летописное изложение царского указа о создании новой печати новгородских наместников от 1сентября 1565 г. 1место, а на месте посох, около места по сторонам по медведю стоячему, в ысподе под местом земля, под землею озеро, а на озере две рыбы Роспись всем Государевым печатям, ок. 1626 г. 2, место, а на месте посох, а под местом озеро да три рыбки Описание печатей времен Алексея Михайловича 3. Таким образом, помимо двух зверей, изображения которых меня лись медведь и рысь, а затем два медведя и количества рыб 1ПСРЛ. Т. 13. М., 1965. С. 398. 2 РГАДА. Ф. 136. Д. 1Л. 3. 3 Там же. Ф. 27. Д. 359. Л. 2. 16 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов эволюционировавшего от одной до двух и даже до трех централь ные предметы печати новгородского наместника оставались неиз менными это было так называемое место, которое изображалось в виде помоста с четырьмя ступенями и небольшим арочным про емом сбоку, и посох, завершавшийся костылем с поднятыми вверх концами. Помимо новгородской печати с местом, посохом, зверями и рыбами использовалась и другая новгородская наместническая печать. Ее отличие заключалось в отсутствии зверей по сторонам места, т. е. это был своего рода сокращенный вариант Судя по сохранившимся оттискам, а также их прорисовкам, место выгляде ло несколько иначе оно могло быть трехступенчатым, а на боко вой стороне на его частях помимо арочного проема виднелись также проемы поменьше, кроме того, части места отделялись столбиками с круглыми набалдашниками несколько иное описание этого изоб ражения см. Хоруженко 202 1с. 633 Посох же выглядел так же, как и на полном варианте печати. Относительно места и посоха в историографии существует давняя дискуссия. Согласно одной гипотезе, место символизирует вечевую степень, т. е. место посадника на вече, а посох знак влас ти посадника Арциховский 1946, с. 49 53 Иными словами, это символы власти новгородской автономии в этом случае допуска ется гипотетическая возможность существования печати со схо жим изображением в более ранний период, что, увы, не соответ ствует действительности Другая гипотеза исходит из априорного представления, что никакие символы прежней власти на печати новгородского царского наместника не могли быть изображены по определению. В соответствии с этим в месте видится некая кня жеская или царская степень, т. е. некое подобие престола стола на котором мог восседать князь или царь. Посох также считается не посаднической, а царской регалией Порфиридов 1969, с. 190 198 Впрочем, в таком случае возникает вопрос, почему для нов городской печати были выбраны именно эти царские регалии, а не, к примеру, венец или скипетр или же более привычное изображе ние трона в виде кресла такой тип трона уже был известен в Мос ковском царстве Зачем понадобилось выбирать более архаичные варианты регалий Или же эти регалии были инсигниями царских наместников в Новгороде Наконец, относительно недавно с новой интерпретацией места выступил О Хоруженко. По его мнению, под местом следует подразумевать город населенное место т. е. условное изображе ние Великого Новгорода, стоящего у оз. Ильмень и р. Волхов рыбы под местом а посох означает то, что город находится под царской властью Хоруженко 202 1с. 633 Каждая из интерпретаций имеет 17 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике свои доказательства в миниатюрах XV XVI вв. Между тем предпо ложение О Хоруженко кажется наименее обоснованным. Само изображение места, по крайней мере в полном варианте титульной эмблемы, напоминает скорее ступенчатый престол с вполне объяс нимыми внешними элементами в том числе арочкой между пере дней и задней стенками и совершенно не походит на некий услов ный образ города. Кроме того, местом именовали на Руси не просто город, а неукрепленный населенный пункт, а в пределах самого городского поселения посад в отличие от собственно города кре пости что, конечно малоприменимо к Новгороду. В то же время местом называли возвышение и помост, в том числе украшенное сиденье, кресло, трон для почетных или высокопоставленных лиц обычно на возвышении 4. Примеры такого словоупотребления, в том числе относящиеся к концу XV XVI вв., не единичны. Сле довательно, под местом нужно понимать именно церемониальное сидение на возвышении тогда понятно наличие ступенек, арочки и столбиков что подтверждается и дальнейшей эволюцией самой этой эмблемы. Посох же, безусловно, является знаком высокой светской власти подробнее см. Пчелов 20 12 Однако остается главный вопрос почему для новгородской наместнической эмбле мы были выбраны именно эти регалии Не есть ли это отражение старых регалий новгородской власти, унаследованных царски ми наместниками Во всяком случае, анализ других изображений титульных печатей Ивана Грозного ясно показывает, что их созда тели стремились прежде всего отразить местную специфику того или иного территориального образования. А значит, вполне веро ятно, что перед нами именно характерные для Новгородской земли инсигнии власти, которые могли символизировать и историю Нов города, и власть царских наместников над ним. Изменения в изображении и понимании регалий на новгородс кой печати произошли в период 1660 начала 1670 х гг., когда мас штабной трансформации подверглась вся система репрезентации власти Московского царя. Впервые эти новации зафиксированы в описании печатей, которые были изображены на Гербовом знаме ни царя Алексея Михайловича, созданному по указу 1665 г. Нов городская печать там выглядела следующим образом Престол, на нем посох на престоле четыре степени, под престолом две рыбы лодоги престол держат два медведя 5. Так, место в этом описании было прямо названо престолом, который имеет четыре ступени. Именно в качестве престола место было изображено на знамени, и, 4 Словарь русского языка XI XVII вв. Вып. 9. М., 1982. С. 5. 5 Цит. по Голованова М Знамена второй половины XVI XX вв. Т. 1 М., 20 19. С. 75. 18 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов по видимому, также пытался его показать мастер Прокофий Андре ев на саадаке 1673 г. В этот же ряд памятников входит и золотая тарель мастера Юрия Фробоса 1675 г. Здесь новгородское место представляет собой именно престол в виде кресла, но с высокой спинкой, разде ленной как бы тремя ступенями таким образом мастер, вероятно, хотел показать и сам престол царский трон и ступенчатость, унас ледованную от прежней традиции. В виде высокого престола изоб ражено место и на другой золотой тарели, созданной для царевича Алексея Петровича в 1694 г. Окончательно вид царского трона новгородское место приоб рело в Титулярнике 1672 г., который стал своего рода офици альным гербовником Московского царства. Здесь место выглядит в виде царского трона кресла на высоких фигурных ножках, с крас ной подушкой на сиденье, с высокой спинкой, увенчанной с двух углов шарообразными навершиями. Примечательно, что боковые стенки как бы подлокотники трона имеют по три выреза. Пред ставляется, что эта деталь равно как и шарообразные навершия была унаследована от прежней, ступенчатой структуры места. Таким образом, место окончательно превратилось в царскую рега лию. В Описании гербам созданном в последней трети XVII века, место именуется престолом на нем светильник с тремя свещи, а на нем же крест да посог Белоброва 2005, с. 86 Крест на длин ной рукояти и посох положены на трон крест накрест. Сам посох утратил свое костыльное навершие вместо него появилось просто небольшое овальное завершение и вообще стал второстепенной фигурой по сравнению с крестом. Появление креста, трисвечника и само крестообразное расположение креста и посоха полностью соответствует той общей тенденции дополнений и изменений гер бов в Титулярнике которая должна была усилить их христиан скую семантику подробнее см. Пчелов 202 1с. 665 674 Пере крещенные крест справа от зрителя и архиерейский посох слева были характерны в качестве клейнодов для церковной геральдики и присутствовали в гербах высшего православного духовенства эта традиция из восточнославянских земель Речи Посполитой стала известна и в Москве, чему свидетельством является герб патриарха Никона. Хотя посох в новгородском гербе по своему внешнему виду и не архиерейский, сама композиция из положенных крест накрест креста и посоха вполне соответствует именно этой геральдической традиции. 2. Печать царства Казанского. На этой печати изображен дракон, внешне напоминающий василиска. Он стоит на двух лапах, имеет приподнятый длинный хвост и поднятые крылья. Над головой дра кона расположена трехзубцовая трехлучевая корона. На доспехе 19 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике Лжедмитрия I корона имеет большее число зубцов лучей, что могло быть связано с особенностями работы над изображением иностран ных мастеров по русскому оттиску образцу. На саадачном покровце Михаила Федоровича корона состоит из пяти зубцов трех боль ших и двух меньших, расположенных между большими. На налуче саадака 1673 г. корона трехзубцовая на гербовом знамени Алексея Михайловича корона не прослеживается, что, возможно, вызвано его плохой сохранностью на тарели 1675 г. корона пятизубцовая на тарели 1694 г. трехзубцовая. Наконец, в Титулярнике 1672 г. казанский змей дракон увенчан пятизубцовой короной. Как видим, во всех случаях казанский змей имеет корону, что подчеркивается и в описаниях герба змей летучей, а на нем венец Роспись печатей 1626 г. змей, у него на главе корона Описание печатей Алексея Михайловича в коруне василиск Указ о Гер бовом знамени 1665 г. змей с крылами, на главе венец Опи сание гербам конца XVII в Сам змей своим происхождением обязан, по видимому, такому литературному памятнику середины 1560 х гг., как Казанская история Каменцева, Устюгов 1963, с. 134 Итак, голову змея увенчивает трех или пятизубцовая коро на. Ее появление неслучайно и, вне всякого сомнения, сопряжено с царским статусом это печать герб царства Казанского. На древнерусских миниатюрах XV XVI вв. именно пятизубцовая корона является символом царского статуса. Более того, как пока зала А Мельникова, изображение пятизубцовой короны появ ляется на голове всадника и на монетах Ивана Грозного начиная с 1560 х гг., т. е. с того времени, когда царский статус русского монарха был признан Константинопольской церковью Мельнико ва 2002, с. 6 15 6 17 Анализ изображений на монетах Ивана Гроз ного и его преемников показывает, что всадник также мог изобра жаться в трехзубцовой короне. То же самое видим и в памятниках русской сфрагистики периода Московского царства. На Большой печати Ивана Грозного всадник, по видимому, также увенчан трех зубцовой короной. Над головами же двуглавого орла находится корона с пятью зубцами тремя большими и двумя маленькими Все это лишний раз показывает, что корона имеющая чисто услов ный внешний вид над головой казанского змея подчеркивает цар ский статус Казанского государства. 3. Печать царства Астраханского. В отличие от казанской печати печать астраханская прошла серьезную трансформацию в процессе своей истории. На Большой печати Ивана Грозного в качестве аст раханской эмблемы выступает некий хищный зверь со сравнительно большим хвостом. Обычно в нем усматривают волка. Над головой зверя также расположена корона, состоящая из трех зубцов. В свете 20 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов вышесказанного очевидно, что и в данном случае она призвана сим волизировать царский статус Астраханского государства. Типологи чески композиция астраханской печати идентична казанской и там, и там представлены животные реальные или фантазийные увен чанные одинаковыми коронами. Больше подобного рода изображе ний на Большой печати Ивана Грозного не встречается. На доспехе Лжедмитрия I зверь имеет длинные уши, но это, видимо, связано с непониманием оригинального изображения миланскими мастерами. Однако начиная с Росписи печатей 1626 г. и саадачного пок ровца Михаила Федоровича изображение астраханской печати становится другим. На саадачном покровце это большая пятизуб цовая корона с тремя большими и двумя малыми зубцами резной формы и большим обручем, а под нею кривая восточная сабля. То же изображение представлено на другом саадачном покровце 1633 г. а в Росписи 1626 г. оно описано как венец, под венцом сабля В Описании печатей Алексея Михайловича корона, под нею сабля В указе о Гербовом знамени венец золотой, под вен цом голая сабля В Описании гербам коруна с крестом, под коруною полаш Итак, корона именуется то короной, то венцом. Со второй половины 1660 х гг. она действительно начинает изоб ражаться в несколько ином виде. Наиболее детально он предстает в Титулярнике 1672 г. это обруч с пятью лепесткообразными зубцами тремя большими и двумя маленькими над которым высится полусфера, образуемая пятью полудугами, увенчанная крестом крест сугубо христианское дополнение, характерное для общей христианизации гербовой символики в Титулярнике Такую корону, но без креста можно увидеть на тарели 1675 г., а на тарели 1694 г. ее изображение носит более условный характер, но присутствует крест. Иными словами, пятизубцовая корона получа ет полусферическое навершие, что по внешнему виду приближает ее, скорее, к коронам западноевропейского типа для Московского царства короны венцы такой формы не были характерны Таким образом, внешний вид короны стал как бы более торжественным и монументальным Сложно сказать, чем было вызвано изменение астраханского герба при Михаиле Федоровиче, но важно подчеркнуть, что такой его элемент, как корона, сохранился, что лишний раз показывает его особое значение именно для символизации царского статуса данной территории. 4. Печать великого княжества Тверского. С этим гербом связана любопытная история инверсии. Дело в том, что на Большой печа ти Ивана Грозного напротив герба великого княжества Тверского находится герб великого княжества Смоленского. На нем изобра жен трон с лежащей на нем княжеской шапкой. Тверской же герб 2 1 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике представляет собой идущего медведя. Но дело в том, что именно такой медведь был смоленским гербом в то время, когда Смоленс кое княжество входило в состав Литовского государства. Разгадка заключается в обычной инверсии поскольку оттиск печати имеет зеркальное изображение по отношению к ее матрице, резчики мат рицы, по видимому, перепутали смоленский и тверской гербы мес тами, в результате чего на Большой печати Ивана Грозного смолен ский герб стал тверским, и наоборот Пчелов 20 с. 172 173 Эта ошибка была исправлена на саадачном покровце Михаила Федо ровича, после чего трон с шапкой остался эмблемой именно велико го княжества Тверского. Изображалась тверская эмблема в виде престола трона, на сиде нье которого лежала княжеская шапка, трансформировавшаяся в изображение венца такой трехчастный венец, бывший символом достоинства великих князей на миниатюрах и других изобрази тельных памятниках Московской Руси, наиболее отчетливо виден на саадачном покровце 1633 г При этом спинка трона была невы сокой что сближало изображение трона на более поздних, нежели Большая печать Ивана Грозного, памятниках с золотым цар ским местом подаренным шахом Аббасом Борису Годунову а на Большой печати Ивана Грозного между передних ножек трона заметно даже небольшое подножие. В Титулярнике трон пре вратился в сидение без спинки с малиновой подушкой с двумя свисающими концами с аксельбантами, а венец над этим сидени ем стал изображаться в виде короны, подобной пышной короне астраханского герба. Подобная же форма короны изображена на саадаке 1673 г., а на тарели 1675 г. корона маленькая и трехзубцо вая. Вариант, близкий к Титулярнику но более условный в силу размера, присутствует на тарели 1694 г. Описание тверского герба было таким место да шапка Рос пись печатей 1626 г. здесь эта печать еще названа смоленской престол без степени, на престоле лежит венец царский Указ о Гербовом знамени место с коруною Описание гербам Итак, к середине 1660 х гг. шапка стала пониматься как царс кий венец или корона, что повлекло изменение в изображениях. Место же трактовалось как престол, но в отличие от новгород ской печати на тверской место престол был без степени т. е. без ступеней на эту трактовку понятия место обратил внимание еще А Арциховский Арциховский 1946, с. 53 По видимому, местом именовались престолы разных форм и ступенчатое воз вышение, и собственно трон. Великокняжеская же шапка со време нем трансформировалась в корону, царский венец Появление места, т. е. престола трона с шапкой, на тверской печати времен Ивана Грозного может быть объяснено особым 22 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов статусом великого княжества Тверского в общей символике влас ти Московских государей. Титул великого князя Тверского после присоединения к Москве в 1485 г. какое то время принадлежал наследнику общерусского престола. И позднее великое княжество Тверское было значимым титульным объектом, что, в частности, нашло отражение и в нумизматике Зверев, Пчелов 20 10, с. 40 43 А в годы создания Большой печати Ивана Грозного титулом вели кого князя Тверского обладал бывший царь Симеон Бекбулатович, что опять таки демонстрировало высокое значение Твери в титуль ной и символической иерархии власти Московского царства. Поэ тому изображение престола и великокняжеской шапки подчеркива ло этот статус и выглядело вполне очевидным в общей композиции грозненской печати. Следующие регалии, а именно короны, появились в титульных гербах только в Титулярнике 1672 г. Из их числа нужно исклю чить корону, которая увенчивает одноглавого орла в черниговском гербе. Дело в том, что этот черниговский герб Московского царства восходит к гербу Черниговского воеводства времен Речи Поспо литой. Черниговское воеводство Польского королевства в XVII в. имело герб с изображением двуглавого орла, коронованного одной короной происхождение этого герба выходит за рамки настояще го исследования Румянцева 1986, с. 5 1в составе же Русского государства черниговский герб изменился орел стал одноглавым, но корона осталась тем самым орел стал напоминать герб Польши, подобно тому как черниговский двуглавый орел польского време ни напоминал орла Московского а в лапе орла появился длинный крест опять таки в соответствии с общей христианской тенденци ей гербовых изменений в Титулярнике Таким образом, корона в русском черниговском гербе не имела самостоятельного значе ния, а восходила к гербу польского времени. Зато корона появилась в гербе Сибирского царства. Первона чально сибирский территориальный элемент в составе государе ва титула не имел царского статуса, и на Большой печати Ивана Грозного Сибирь символизировала стрела. Затем сибирская эмб лема усложнилась во времена первых Романовых она представля ла собой кедровое дерево, по сторонам которого стояли два соболя иногда вместо дерева изображалась стрела И, наконец, в Титу лярнике обрела свой окончательный вид сложной композиции с луком, двумя стрелами и двумя соболями, которые держат лапа ми пятизубцовую корону. Сибирский герб сформировался как соединение эмблем с печатей главных сибирских городов Пчелов 20 18, с. 64 66 но пятилучевая корона и здесь символизировала именно царский статус Сибири царство Сибирское было треть им из царств, наименования которых входили в титул Московских 23 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике государей допетровского времени это число царств оставалось неизменным вплоть до эпохи Екатерины Великой Наконец, еще одна корона в Титулярнике входит в состав вла димирского герба. Владимирский титульный объект долгое время вообще не имел никакого герба, и такой герб был впервые создан при подготовке Титулярника Он представляет собой изображе ние восстающего геральдического льва, держащего в лапе длинный крест в виде посоха крест, конечно, вновь отсылает к общей хрис тианской геральдической тенденции Титулярника Лев увенчан короной, состоящей из обруча и трех больших зубцов в виде лепес тков, а также двух маленьких зубчиков между ними. В Описании гербам владимирский герб трактуется следующим образом Лев, на главе венец, в передних ногах держит крест В данном случае корона именуется венцом. По своему внешнему виду она напомина ет условные царские короны, что, по видимому, должно было под черкивать исторически очень важный статус великого княжества Владимирского среди других княжеств северной и северо восточ ной Руси. Итак, включение изображений регалий в состав территориаль ных гербов Московского царства было глубоко обоснованным и закономерным и имело важный символический смысл. Зубчатые короны свидетельствовали о царском статусе территориальных объ ектов Казанское, Астраханское и Сибирское царства а также сим волически отражали историческую роль наиболее важных великих княжеств Руси Владимирского и со временем Тверского, где коро на заменила княжескую шапку Новгородские место и посох, веро ятно, показывали историческую преемственность власти в Новго родской земле и символизировали статус царских наместников, сменивших прежних должностных лиц Новгородского государства. Наконец, трон и шапка в гербе Тверского княжества также означали особый статус этого титульного объекта в символической иерархии административного управления в Московском государстве. Пока зательно, что помимо трех царств, регалии в титульной геральдике Московской Руси присутствовали в гербах только наиболее значи мых государственных образований конгломерата русских земель Новгорода, Владимира и Твери. Литература Арциховский 1946 Арциховский А Древнерусские областные гербы Уче ные записки МГУ. Вып. 93 История. Кн. 1М., 1946. С. 43 67. Белоброва 2005 Белоброва О О древнерусском Описании гербам конца XVII в. Гербовед. 2005. 85. С. 8 188. 24 History and Arсhives, 2022, no. 4 ISSN 2658 654 1 Е Пчелов Зверев, Пчелов 20 10 Зверев С Пчелов Е Статус Великого княжества Тверского и его монетная чеканка после 1485 г. Нумизматические чте ния 20 10 года Гос. Исторический музей. М., 20 10. С. 40 43. Каменцева, Устюгов 1963 Каменцева Е Устюгов Н Русская сфрагис тика и геральдика. М. Высшая школа, 1963. 224 с. Мельникова 2002 Мельникова А Место монет Ивана Грозного в ряду памят ников идеологии самодержавной власти Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 6 10 620. Порфиридов 1969 Порфиридов Н Новгородская вечевая печать Вспо могательные исторические дисциплины. Вып. 2. Л., 1969. С. 190 198. Пчелов 20 Пчелов Е Бестиарий Московского царства животные в эмбле матике Московской Руси конца XV XVII вв. М. Старая Басманная, 20 204 с. Пчелов 20 12 Пчелов Е Посох, скипетр, жезл из истории регалий Москов ского царства Вестник РГГУ. Серия Исторические науки. Историо графия. Источниковедение. Методы исторических исследований 20 12. 2 0 1С. 159 173. Пчелов 20 18 Пчелов Е Как сформировался герб Сибирского царства в XVI XVII вв. Труды Государственного Эрмитажа. Т. 92. СПб., 20 18. С. 64 66. Пчелов 202 1Пчелов Е Территориальная геральдика Московского царства в Титулярнике 1672 г. Вестник архивиста. 202 13. С. 665 674. Румянцева 1986 Румянцева В Эмблемы земель и гербы городов Левобе режной Украины периода феодализма. Киев Наукова думка, 1986. 126 с. Хоруженко 202 1Хоруженко О Новгородская вечевая печать в публика циях и исследованиях Вестник Санкт Петербургского университета. История. Т. 66. Вып. 2. 202 1С. 630 643. Referenсes Arсikhovs A 1946 Old Russian regional сoats of arms Uсhyonye zapiski MGU MSU Aсademiс notes vol. 93, History, no. 1pp. 43 67. Belobrova, O 2005 About the Old Russian Desсription of сoats of arms of the end of the late 17th сentury Gerboved, vol. 85, pp. 8 188. Zverev, S and Pсhelov, E 20 10 The status of the Grand Duсhy of Tver and its сoinage after 1485 in Numizmatiсheskie сhteniya 20 10 goda сonferenсe on numismatiсs of 20 10 Mosсow, Russia, pp. 40 43. Kamentseva, E and Ustyugov, N 1963 Russkaya sfragistika i geral dika Russian sphragistiсs and heraldry Mosсow, Russia. Mel nikova, A 2002 The plaсe of Ivan the Terrible сoins among the monuments of the ideology of autoсratiс power in Iz istorii russkoi kul tury From the history of Russian сulture vol. 2, book 1Mosсow, Russia, pp. 6 10 620. Porfiridov, N 1969 Novgorod veсhe seal in Vspomogatel nye istoriсheskie disс ny Auxiliary historiсal disс nes vol. 2, Leningrad, USSR, pp. 190 198. 25 ISSN 2658 654 1История и архивы. 2022. 4 Изображения регалий в титульной геральдике Pсhelov, E 20 Bestiarii Moskovskogo tzarstva zhivotnye v emlematike Moskovskoy Rusi konсa XV XVII vv. Bestiary of the Mosсow Kingdom. Animals in the emblematiс of Mosсow Russia of the late 15th 17th сenturies Mosсow, Russia. Pсhelov, E 20 12 Staff, sсepter, rod from the history of the regalia of the Mosсow Kingdom RSUH RGGU Bulletin. Historiсal studies. Historiography. Sourse Studies. Methods of Historiсal Researсhes Series, vol. 10 1no. 2 1 pp. 159 173. Pсhelov, E 20 18 How the сoat of arms of the Siberian Kingdom was formed in the 16th 17th сenturies in Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha Works of the State Hermitage Museum vol. 92, Saint Petersburg, Russia, pp. 64 66. Pсhelov, E 202 1Territorial heraldry of the Mosсow Kingdom in the Titulyarnik of 1672 Herald of an Arсhivist, no 3, pp. 665 674. Rumyantseva, V 1986 Emblemy zemel i gerby gorodov Levoberezhnoy Ukrainy perioda feodalizma Emblems of lands and сoats of arms of сities of Left Bank Ukraine of the feudal period Kiyv, USSR. Khoruzhenko, O 202 1Novgorod veсhe seal in publiсations and researсhes Vestnik Sankt Peterburgskogo universiteta, Istoriya Bulletin of Saint Petersburg University. History vol. 66, no. 2, pp. 630 643. Информация об авторе Евгений В. Пчелов, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия 125047, Россия, Москва, Миусская площадь, д. 6 dep kvsid rggu.ru ORсID ID https orсid.org 0000 0002 654 1244X Information about the author Evgeny V. Pсhelov, сand. of Sсi. History assoсiate professor, Russian State University for the Humanities, Mosсow, Russia bld. 6, Miusskaya Sq., Mosсow, 125047, Russia dep kvsid rggu.ru ORсID ID https orсid.org 0000 0002 654 1244X Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Изображения регалий в титульной геральдике Московского царства: иконография и семантика (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |