| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Сфрагистика › : Пчелов Е.В. Была ли западноевропейская эмблематика источником для русской геральдики допетровского времени? / 2022 | ||
Пчелов Е.В.
Была ли западноевропейская эмблематика источником для русской геральдики допетровского времени?Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: «В ответ на лучшие дары…»: Венок к 63-му дню рождения Александра Евгеньевича Махова. Тула, 2022. С. 192–199. Аннотация: Александру Евгеньевичу Махову принадлежит переиздание в конце XX века знаменитой книги, сыгравшей большую роль в русской культуре XVIII — начала XIX вв., «Символы и емблемата». Как известно, первое её издание увидело свет в 1705 г. в Амстердаме, в типографии, основанной Яном Тессингом и принадлежавшей Генриху Ветстению. Книга представляла собой сборник из 840 эмблем с их толкованиями (девизами) на нескольких европейских языках, в том числе на русском. Как давно установлено, изображения были заимствованы из французской эмблематической традиции, и это был первый, да и, по сути, единственный опыт книжной инкорпорации западноевропейской эмблематики в русскую культуру. Между тем, ряд эмблем из этой книги, как показали исследования, лёг в основу создававшихся в XVIII веке (особенно в первой его половине) российских городских гербов. Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 40731 знаков (с пробелами)
В ОТВЕТ НА ЛУЧШИЕ ДАРЫ ВЕНОК К 63 МУ ДНЮ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА МАХОВА Т У Л А АКВАРИУС 2 0 2 2 192 Е. В. Пчелов ЭМБЛЕМАТИКА Е. В. Пчелов Москва, ИАИ РГГУ, ИИЕТ РАН Была ли западноевропейская эмблематика источником для русской геральдики допетровского времени Александру Евгеньевичу Махову принадлежит переиздание в конце XX века знаменитой книги, сыгравшей большую роль в русской культуре XVIII начала XIX вв. Символы и емблемата 1Как известно, первое её издание увидело свет в 1705 г. в Амстердаме, в типографии, основан ной ЯномТессингом и принадлежавшей Генриху Ветстению. Книга пред ставляла собой сборник из 840 эмблем с их толкованиями девизами на нескольких европейских языках, в том числе на русском. Как давно уста новлено, изображения были заимствованы из французской эмблематической традиции, и это был первый, да и, по сути, единственный опыт книжной инкорпорации западноевропейской эмблематики в русскую культуру. Между тем, ряд эмблем из этой книги, как показали исследования, лёг в основу создававшихся в XVIII веке особенно в первой его половине россий ских городских гербов2. Но кроме того, в историографии высказывалось и предположение о влиянии западноевропейской эмблематики на русскую геральдику более раннего, допетровского времени, а именно на титульные гербы, то есть гербы печати эмблемы тех земель, чьи наименования с соответствующим статусом правителя входили в состав титула русских государей3. Попытаемся определить так ли это Титульная геральдика во второй половине XVI XVII вв. прошла длитель ную эволюцию, ознаменовавшуюся несколькими этапными трансформация 1Эмблемы и символы Вступ. ст. и коммент. А. Е. Махова. М., 1995, 2000. 2 Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1 С. 178 182 Емелин И. Б. Neutra timet Sub сlypeo. 1декабрь 2009. С. 4 25 Еме лин И. Б. Герб, Ленин и масоны Sub сlypeo. 6, апрель 20 14. С. 12 19 Емелин И. Б. Кончай прикидываться святым Sub сlypeo. 7, октябрь 20 14. С. 7 16 и др. 3 Соболева Н. А.Указ. соч. С. 172 174. 193 Была ли западноевропейская эмблематика ми4. Первый дошедший до нас памятник, на котором присутствуют титульные гербы печати Большая государственная печать Ивана Грозного, созда ние которой датируется концом 1570 х гг., т. е. периодом Ливонской вой ны по видимому, она и была сделана в связи с территориальными присоедине ниями и претензиями времён этой вой ны, что нашло отражение и в царском титуле На этой печати представлены 24 территориальные эмблемы, из которых пять являются заимствованиями из европейской геральдики. Таким образом, собственно русскими можно счесть 19 эмблем. Большинство изображений на этих печатях предельно конкретны и, вероятно, отражают местные природные и промысловые особенности. Таковы изображения раз личных животных хищных пушных зверей, белки, диких копытных, коня, птицы и рыб представленные на 10 печатях. Кроме того, на трёх помещены предметы вооружения лук со стрелой, стрела и сабля. Таким образом, 13 печатей не имеют ярко выраженного символического характера и, скорее, соответствуют региональной специфике попытки увидеть в них некие эм блемы, опираясь, в частности, на Физиолог не кажутся убедительными Остаются шесть печатей, изображения на которых более эмблематичны То, что именно изображено на них, выясняется на основании сохранившихся росписей печатей уже XVII века конечно, в том случае, если изображения не претерпели существенных изменений Это следующие печати цитирую по описаниям печатей XVII в. 5 Новгородская место, а на месте посох, около места по сторонам по медведю стоячему, в ысподе под местом земля, под землёю озеро, а на озере две рыбы При Иване Грозном по бокам места стояли медведь и рысь. Впоследствии количество рыб могло меняться, а место именоваться престолом с четырьмя ступенями Казанская змей летучей, а на нём венец или, по другому описа нию, василиск в короне Астраханская её описания нет, поскольку впоследствии изображение стало другим. Но, судя по изображению на печати Ивана Грозного, там помещён какой то хищный зверь, возможно волк, увенчанный короной Псковская барс, а в описании 1665 г. рысь Тверская на печати Ивана Грозного она названа Смоленской, но это явная и хорошо объяснимая инверсия место да шапка а по более поздним описаниям престол без степени, на престоле лежит венец царский Так этот престол с венцом и выглядит на печати Ивана Грозного 4 Пчелов Е. В.Титульная геральдика Московского царства этапы формирования Вопросы истории. 9 2 202 1С. 186 195. 5 См. Пчелов Е. В. Роспись всем государевым печатям 1626 г. и титульная ге ральдика Московского царства Нумизматические чтения Государственного Исторического музея 20 18 года. Материалы докладов и сообщений. М., 20 18. С. 192 195 Пчелов Е. В. Описание печатей Алексея Михайловича и титульная геральдика Московского царства Нумизматические чтения Государственного Исторического музея 20 19 года. Материалы докладов и сообщений. М., 20 19. С. 190 194 Голованова М. П. Знамёна второй половины XVI XX вв. Каталог собра ния ГИКМЗ Московский Кремль Т. 1М., 20 19. С. 75. 194 Е. В. Пчелов Болгарская барс идущей Поскольку барсы навряд ли водились в Псковской земле и в верхнем Поволжье под барсами в Древней Руси подразумевались гепарды, в том числе использовавшиеся для охоты можно полагать, что в этих случаях мы также имеем дело с чисто эмблематическими изображениями подобно изображениям львов на новгородских печатях времён независимости Происхождение казанской эмблемы усматривают в литературном источ нике середины XVI в. Казанской истории Источники для изображе ний на других печатях неясны понятно только, что новгородская печать прошла определённую эволюцию но в некоторых случаях, по видимому, их следует искать в местных государственных традициях. Так, место т. е. ступенчатое возвышение, на новгородской печати, как уже неоднократно указывалось, могло изображать вечевую степень место должностных лиц на новгородском вече, а венец или княжеская шапка на престоле в случае Твери свидетельствовать о великокняжеском статусе этой земли, весьма существенном во внутригосударственной иерархии уже Московского цар ства. Точно так же и короны над головами змея т. е. дракона или василиска на казанской печати и волка на астраханской указывали на царский ста тус этих территориальных образований, отразившийся и в титуле в формах царь Казанский, царь Астраханский напомню, что до самого конца XVI в. Сибирь в эту триаду царств не входила, хотя и была зафиксирована в титуле Иными словами, навряд ли во всех этих случаях можно усма тривать непосредственное влияние западноевропейской эмблематики или геральдики на русские титульные печати, хотя изображения на некоторых из них и носят весьма близкий к геральдике характер. Далее в титульной геральдике произошли определённые изменения. Они относятся ко времени царя Михаила Фёдоровича и зафиксированы в источниках 1620 х гг. Изменились изображения на четырёх печатях и относительно одной произошла инверсия это касается пермской пе чати, на которую пришло изображение медведя с печати смоленской Нововведения коснулись следующих печатей Астраханская венец или корона под венцом сабля Сибирская древо кедр, по сторонам у древа по соболю Рязанская человек, а у него в правой руке меч в описании 1665 г. человек стоящей во одежде, под одеждою бронь, в правой руке держит саблю голую, другою рукою держит за ножны Позднее этого человека стали называть князем. И на вятской печати к натянутому луку со стрелой была добавлена держащая лук рука. Кроме того, болгарский барс на саадачном покровце Большого наряда Михаила Фёдоровича, где были представлены изображения некоторых титульных печатей, выглядит не как брас, а, скорее, как некое хищное животное с небольшим хвостом может быть, и вправду напоминающее рысь Но можно полагать, что эта вариация для нашей темы существен ного значения не имеет. Также и ростовская печать, на которой при Иване Грозном была изображена какая то птица, теперь стала носить изобра 195 Была ли западноевропейская эмблематика жение оленя. Но опять таки и в этом случае ничего сугубо эмблематиче ского в этом изображении не было напротив, олень выглядел довольно реалистично Итак, можно ли усматривать европейскую эмблематику в этих, новых вариантах титульных гербов Изображение на сибирской печати совер шенно явно отражает местную природно промысловую специфику Си бири. Рязанский воин с мечом также не несёт никаких специфических эмблематических черт этот образ может отражать военное дело когда то пограничного региона или же великокняжеский статус бывшего Рязанского государства Венец на астраханской печати, так же как и корона на волке в предыдущем её варианте, указывает на царский статус этой титульной территории. Более менее некоторые эмблематические черты можно усмот реть разве что в самой композиции на астраханской печати венец и под ним сабля и в композиционном решении печати вятской рука, держащая натянутый лук со стрелой Пойдём дальше. Следующий этап в эволюции титульной геральдики пришёлся на период 1665 1675 гг., когда произошла, можно сказать, окон чательная кодификация всех титульных эмблем, завершившаяся созданием Титулярника в 1672 г. хотя старые варианты некоторых изображений ещё продолжали использоваться какое то время и позже В указе о соз дании Гербового знамени царя Алексея Михайловича от 1665 г. среди изображённых на знамени печатей упоминаются гербы двенадцати ти тульных объектов уже упомянутые мною ранее но на самом знамени к ним прибавилась ещё одна печать смоленская. На ней изображена пушка с чем то сидящим на ней по причине плохой сохранности этого знамени изображение различить практически невозможно На саадач ных приборах царевича Алексея Алексеевича 1667 года и царя Алексея Михайловича 1673 года в качестве смоленской печати выступает просто изображение пушки без всяких других элементов. Понятно, что эта смо ленская печать была создана во время вой ны с Речью Посполитой, когда произошло, наконец, последнее отвоевание Смоленска у Литвы. Пушка более чем естественно показывала военные победы московского вой ска. Кстати, на обоих саадачных приборах на сибирской печати была пред ставлена стрела, по сторонам которой стоят два соболя. Это отличало её от прежнего варианта с кедровым деревом, но опять таки выглядело вполне очевидным отражением сибирской специфики.То же изображение сибирской печати перешло и на золотую тарель мастера Юрия Фробоса, сделанную для Алексея Михайловича в 1675 году. Но свой окончательный вид титульная геральдика приобрела в знаме нитом Титулярнике 1672 г., известном в нескольких экземплярах6. В нём представлено 33 титульных герба, некоторые из которых были, со всей 6 Подробнее об этом см. Пчелов Е. В. Изображения титульных гербов России в различных экземплярах царского Титулярника Геральдика исследования и практика. Материалы научной конференции 20 22 февраля 20 19 г. Труды Го сударственного Эрмитажа. Т. сII 102 СПб., 2020. С. 9 19. 196 Е. В. Пчелов очевидностью, созданы заново, возможно даже, в процессе работы над самой этой книгой. Из этих 33 гербов по меньшей мере шесть были пря мо заимствованы из европейской геральдики а точнее, геральдики Речи Посполитой Девять гербов иногда с некоторыми, несущественными для нашей темы изменениями повторяли гербы предшествующей традиции времён Михаила Фёдоровича и даже Ивана Грозного Сибирский герб был сконструирован чисто геральдическим способом7. В пяти случаях прежние изображения в гербах были дополнены чисто христианской символикой это вообще была магистральная идеологическая тенденция для гербов Титулярника что подтверждают и написанные вскоре неизвестным авто ром и частично сохранившиеся геральдические вирши 8. Так, псковский герб был дополнен выходящей из облаков над барсом рукой на смоленском гербе на пушке разместилась райская птица гамаюн на спине пермского медведя появилось евангелие, увенчанное крестом вятский герб был также дополнен изображением креста а болгарский барс держал в лапе хоругвь с полотнищем, опять таки несущим изображение креста в анонимном Описании гербам составленном в те же годы, он, впрочем, именуется уже агнцем с прапором каковым и остался в дальнейшем И наконец, двенадцать земельных гербов в Титулярнике были со вершенно новыми. Из них герб, относящийся к титульному определению Карталинских и Грузинских царей представляет собой традиционный для Грузии символ Георгия Победоносца, поражающего дракона, а герб кондинский является прямым заимствованием из шведской территори альной геральдики, а именно повторением герба Лапландии возможно, та же шведская геральдика повлияла и на трансформацию болгарского барса в агнца с хоругвью, аналогичного гербу Готланда 9. Киевский герб изображает архангела Михаила с мечом и не имеет сугубо эмблемати ческой подоплёки. Остальные гербы представляют собой следующие изображения Владимирский восстающий коронованный лев с длинным крестом в лапах Югорский выходящие из облаков навстречу друг другу руки, дер жащие копья крест накрест Черниговский одноглавый коронованный орёл с длинным крестом в одной из лап, расположенном диагонально Ярославский идущий на задних лапах медведь с протазаном 7 См. Пчелов Е. В. Как сформировался герб Сибирского царства в XVI XVII веках Труды Государственного Эрмитажа Т. 92 Геральдика исследования и практика. Конференция, посвящённая 25 летию воссоздания Геральдической службы в Рос сийской Федерации Государственный Эрмитаж. СПб., 20 18. С. 64 66. 8 См. подробнее Пчелов Е. В. Территориальная геральдика Московского царства в Титулярнике 1672 г. Вестник архивиста. 3, 202 1С. 665 674. 9 См. Пчелов Е. В. Скандинавская геральдика в территориальной символике Рос сии XVI XVII вв. Вспомогательные исторические дисциплины в пространстве гуманитарного знания. Материалы XXI Международной научной конференции. Москва, 29 3 1января 2009 г. ИАИ РГГУ. М., 2009. С. 300 303. 197 Была ли западноевропейская эмблематика Белоозерский две рыбы, положенные крест накрест, и над ними полумесяц рогами вверх под крестом на печати Ивана Грозного Белоозеро символизировала одна рыба Всея Северныя страны повелитель не останавливаюсь здесь на весьма примечательной истории этого странного титульного определе ния вставший на дыбы конь, сопровождаемый двумя восьмиконечными звёздами сверху и снизу Государь Иверские земли вулкан, пронзённый стрелами крест накрест Кабардинские земли две стрелы крест накрест с наложенным на них в центре гербовым щитком с изображением полумесяца и три звезды по сторонам стрел Черкасских и горских князей всадник с копьём. В двух последних случаях также можно видеть прямое отражение ре гиональной специфики, хотя на кабардинский герб также могла оказать влияние западноевропейская геральдика и со всей очевидностью оказала, учитывая форму гербового щитка в центре композиции Помимо титульных гербов от XVII века известны и некоторые другие территориальные и даже городские гербы. Изображения на печатях си бирских городов и острогов предельно конкретны практически во всех случаях мы вновь сталкиваемся с местной спецификой, преимущественно связанной с пушным промыслом исключения единичны 10. Известны также печати уфимская с изображением куницы, терская с изображением сайгака и симбирская на ней представлен шествующий коронованный лев, держащий в одной из передних лап поднятый меч. Понятно, что в пер вых двух случаях опять таки сыграли роль местные природно охотничьи особенности, и только симбирская печать выбивается из этого ряда. Итак, как говорится, в сухом остатке остаётся немногое. Можно ли усмотреть в немногочисленных территориальных гербах, имеющих оче видные сугубо символические изображения, влияние западноевропейской эмблематики Причём подчеркну именно эмблематики, а не геральдики сведения и о том и о другом, бесспорно, проникали в придворные круги Московского царства В историографии делались попытки некоторых сопоставлений. Так, источником в данном случае служила, прежде всего, книга Символы и ем блемата которая хотя и была издана много позже времён Алексея Михай ловича, несла, как мы помним, в себе наследие предшествующей эмблемати ки. С эмблемами из этой книги соотносились следующие титульные гербы Вятский эмблема 15 Масличная ветвь, обвивающая меч, в руке держитый и еще несколько эмблем 16, 348, 350, 352, 50 1в каждой из которых есть изображение выходящей из облаков руки, которая держит какой либо предмет меч, щит, скипетр и т. п Но ни в одном из этих случаев рука не держит лук со стрелой. Не находится прямой аналогии вятского герба ни в трактате Диего де Сааведры Идея политического хри 10 Пчелов Е. В. Эмблематика печатей сибирских городов и острогов XVII в. Си бирские чтения в РГГУ. Альманах. Вып. 4. М., 2009. С. 84 92. 198 Е. В. Пчелов стианского государя ни в других эмблематических сборниках, начиная с Книги эмблем А. Альчиато. Усматривать же в любой руке, выходящей из облака, неважно что держащей, прямую аналогию с вятским гербом значит делать слишком широкие обобщения, ничего не доказывающие Югорский эмблема 3 1Две руки, любовный узел за оба конца держащие и ещё несколько эмблем 18 1277, 289 и др. во всех из которых из облаков выходят навстречу друг другу руки, держащие разные предметы, но опять таки ни разу перекрещенные копья. Анализ же эм блематических сборников вновь показал, что нигде не находится прямой аналогии югорскому гербу Государя Иверской земли эмблема 529 Огнедышащая гора Эта эмблема имеет девиз Старой моей беде остатки в более поздних издани ях Се следы моей старой любви Каким образом она могла повлиять на герб Иверской земли, совершенно неясно. Тем более что в этом гербе изображён не просто вулкан, а вулкан, пронзённый стрелами. Скорее, можно полагать здесь влияние европейской геральдики или же, возможно, отраже ние природных особенностей Кавказа хотя там и нет огнедышащих гор Всея Северныя страны повелителя эмблема 599 Конь бе гущий Однако в гербе изображён вовсе не бегущий конь, а скачущий или, точнее, вставший на дыбы. Кроме того, его сопровождают звёзды, в эмблеме прототипе отсутствующие Смоленский эмблема 223 Райская птица Однако эта птица изображена летящей ввысь, с соответствующим девизом Высокия ищет Парит на превыспренняя. Ищет вышних Райская же птица в смоленском гербе мирно сидит на пушке. Пушка тоже встречается в эмблематических сборниках, иногда на ней сидит орёл, но мне ни разу не встретилась сидя щая на пушке райская птица прямой аналог смоленского герба. Наконец, казалось бы, наиболее близкая эмблематическая аналогия титульным гербам это эмблема 237 Корона на подушке В Символах и емблемата её сопровождает девиз Прелестная вещь т. е. прельщаю щая в более поздних изданиях также Обманчивое добро Латинский аналог Bonum fa x. Соответствующая эмблема есть и в упомянутом трактате Сааведры это корона, лежащая на подушке, но внутри неё терновый венец. Такая деталь значительно точнее раскрывает подлинный смысл эмблемы это добро действительно обманчиво. Никакого намёка на подобное толкование не содержится в том тверском гербе, который сопо ставляется с этой эмблемой. Визуально некоторое сходство есть, но только в том изображении тверского герба, который присутствует в Титулярнике Там действительно корона увенчивает низкий престол с лежащей на нём подушкой у которой свисают вниз два конца со шнурками Но это лишь частное изображение тверского герба в конкретном памятнике. На самом же деле на тверской печати изображался престол, то есть тронное место, очень хорошо различимое на других её изображениях, начиная с Большой печати Ивана Грозного. Так что сходство здесь обманчиво. Однако в Символах и емблемата есть ещё одна эмблема, которая при большом желании может быть соотнесена с титульной геральдикой Москов 199 Была ли западноевропейская эмблематика ского царства. Это эмблема 109 Лев со скипетром Она изображает восстающего льва правда, не коронованного держащего в одной из лап скипетр, и имеет девиз Кто у меня отимет Кто может его у меня отнять Лев представлен во вполне геральдической позе с поднятым вверх хвостом. Он очень напоминает льва владимирского герба, хотя в гербе лев коронован и держит не скипетр, а длинный крест. В историографии с давних времён бы тует мнение, что будто бы владимирский герб восходит к изображениям львов на памятниках искусства Владимиро Суздальской Руси Однако это вряд ли соответствует действительности, поскольку этот герб появился впервые только в Титулярнике и по своему внешнему виду близок к европейской эмблематике и геральдике, а не к тем изображениям львов, которые были характерны для домонгольской Руси. Между тем, и в западноевропейской геральдике можно увидеть геральдических львов с различными атрибутами в лапах, которые изобразительно весьма близки льву Владимирского герба так, как он представлен в Титулярнике Поэтому вопрос о заимствованиях здесь может ставиться только в самом общем порядке. Кстати говоря, этот же девиз Кто у мене отнимет сопровождал на несохранившихся воротах Ростовского кремля изображение ярославского герба медведя с алебардой 12. Роспись этих ворот относится уже к сере дине XVIII века, и изображения заимствовались как раз из эмблематики, прежде всего из Символов и емблемата Примечательно, что девиз в этом случае был усвоен не владимирскому гербу как можно было бы предпо лагать а ярославскому. Иными словами, титульная геральдика Московской Руси, конечно же, формировалась в общем эмблематическом и геральдическом контексте своего времени, но эмблематика и геральдика были разными символиче скими системами, и именно геральдика оказывала на создание русских титульных гербов определённое влияние. Подводя итоги, можно ответить на поставленный в заглавии вопрос, и этот ответ будет отрицательным. Что делать Как говорится, отрицательный результат тоже результат. См. подробнее Королёв Г. И. К вопросу о происхождении владимирского герба Гербовед. 95. М., 2007. С. 60 67. 12 Шамурин Ю Ростов Великий. Троице Сергиева Лавра. М., 19 13. С. 32. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Была ли западноевропейская эмблематика источником для русской геральдики допетровского времени? (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |