| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовый курьер. № 1. (2022) › Пашков М.М. Историографический и геральдический аспекты изучения герба и диплома на дворянство актеров Федора и Григория Волковых | ||||||
Пашков М.М.
Историографический и геральдический аспекты изучения герба и диплома на дворянство актеров Федора и Григория Волковых// Гербовый курьер. № 1. (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербовый курьер : журнал [печатное периодическое издание]. 2023. № (1). С. 64-70 Аннотация: Вопрос о присвоении герба и диплома на дво‐ рянство великому русскому актеру, основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову (1729 – 1763), и его брату Григорию (1735 – 1829?), и их бытовании, довольно подробно рассмотрен в историко‐биографической и искусствоведческой литературе. Однако, историографический и особенно геральдический аспекты изучения дворянского диплома и герба братьев Ф. и Г. Волковых рассматриваются в этих работах весьма слабо. Более того, за время, прошедшее с момента по‐ следней крупной научной публикации по данному вопросу в 1983 г., появилось несколько весьма ин‐ тересных новых данных, проливающих свет на перипетии бытования и изучения дворянского диплома, пожалованного Г. Волкову. Об авторе публикации/статьи: Пашков Марк Михайлович (Челябинск) Просмотр публикации в формате PDF: › Пашков М.М. Историографический и геральдический аспекты изучения герба и диплома на дворянство актеров Федора и Григория Волковых (2022)
› См. также другие статьи Пашкова М.М.
в библиотеке найдено еще 24 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 58108 знаков (с пробелами)
ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 64 М Пашков, г. Челябинск, эксперт по геральдической атрибуции markpashkov yandex.ru ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ И ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕРБА И ДИПЛОМА НА ДВОРЯНСТВО АКТЕРОВ ФЕДОРА И ГРИГОРИЯ ВОЛКОВЫХ Вопрос о присвоении герба и диплома на дво рянство великому русскому актеру, основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову 1729 1763 и его брату Григорию 1735 1829 и их бытовании, довольно подробно рассмотрен в историко биографической и искусствоведческой литературе. Однако, историографический и осо бенно геральдический аспекты изучения дворян ского диплома и герба братьев Ф. и Г. Волковых рассматриваются в этих работах весьма слабо. Более того, за время, прошедшее с момента по следней крупной научной публикации по данному вопросу в 1983 г., появилось несколько весьма ин тересных новых данных, проливающих свет на пе рипетии бытования и изучения дворянского ди плома, пожалованного Г. Волкову, и позволивших установить его местонахождение в XIX в. в семье Симанских. Также были выявлены новые изобра жения и описания герба Волковых, аутентичные времени пожалования им дворянства. В связи с этим, появилась необходимость в обобщении вновь полученных данных, их сопоставлении с предыдущими исследованиями, и прояснении не которых спорных моментов. Сразу следует оговориться дворянский диплом был подписан императрицей Екатериной II 10 сен тября 1765 г. только на имя Григория Волкова, так как Федор Волков, как известно, умер 4 15 апреля 1763 г., однако, дворянское достоинство было при своено 3 августа 1762 г. обоим братьям, что отме чается в тексте диплома. 1Там же еще раз упоми нается Федор, чьи заслуги на службе императрице 1Федеральное государственное бюджетное учреждение куль туры Государственный центральный театральный музей име ни А Бахрушина далее ФГБУК ГЦТМ им. А Бахруши на Инв. КП 129400 1фотокопия страницы диплома по сравнению с братом должны быть отмечены особливо в воздаяние вышеозначенных как его, Григорья, так особливо покойного брата его родного Федора Волковых верных НАМ и усердных служеб 2 По этой причине, часто в литературе можно встретить указание на то, что диплом был выдан также и Федору Волкову, или только ему, что не является верным. Тем не менее, очевидно, что сюжет герба и текст диплома, также относится и к Федору, и, если бы не его преждевременная смерть, диплом был бы, прежде всего, предназна чен ему, и в меньшей степени Григорию. Таким образом, в дальнейшем, мы будем именовать этот документ дипломом Г. Волкову Мнения о значимости служеб Григория и Федора Волковых императрице Екатерине II кар динально расходятся в исторической и биографи ческой литературе. От признания их одними из главных действующих лиц дворцового переворота 28 июня 9 июля Федор Волков якобы подготовил план действий при перевороте,3 и сымпровизиро вал по чистому листу бумаги якобы манифест Ека терины II, который и продекламировал ей 4 вплоть до отрицания их какой либо заметной роли в заго воре. Довольно емкий синопсис этих мнений при водит О Хоруженко,5 приходя к выводу о вспо могательной роли Федора, и еще в меньшей сте 2 ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина Инв. КП 12940 фо токопия страницы диплома 3 Тургенев А Записки Русская старина. СПб., 1887. Т. 53. Вып. 1С. 83 84. 4 Ярцев А Ф Волков основатель русского театра Серия ЖЗЛ СПб., 1892. С. 24 Эфрос Н. Волков, Федор Григорьевич Новый энциклопедический словарь. Т. СПб., 19 12 Стб. 407. 5 Хоруженко О Дворянские дипломы XVIII в. М., 1999. С. 99 100. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 65 пени, Григория, в заговоре, приведшем на престол Екатерину II. Об этом свидетельствует и то, что они были причислены к так называемому четверому, последнему, рангу заговорщиков по степени уча стия,6 и то, что, будучи недворянами членами ку печеского сословия получили дворянство более чем через месяц после переворота, а диплом и герб и вовсе были подготовлены и выданы Григо рию более чем через два года после успеха пере ворота. Получатель дворянского диплома Григорий Волков прожил долгую жизнь. Он ушел из театра после воцарения Екатерины II. 3 июня 1765 г. ему присвоен чин титулярного советника, с назначени ем в придворную камер цалмейстерскую контору учреждение, занимавшееся убранством и мебли ровкой царских дворцов 7 помощником камер цалмейстера, статского советника Ивана Михайло вича Морсошникова Морсочникова 17 17 1785 8 Прослужив в этой должности около десяти лет,9 в 1775 г. он еще упоминается в Месяцослове как помощник И Морсошникова, 10 но уже в 1777 г. на его место приходит другой помощник капитан Иван Иванович Мищенко. О дальнейшей судьбе Григория Волкова ничего неизвестно. О том, что Григорий Григорьевич использовал полученный герб, свидетельствует прорисовка его гербовой печати, известная по так называемому Гербовнику А Князева 12 рис. 1К сожалению, несмотря на указание в гербовнике на принадлеж ность Г Волкову, герб так и остался неатрибути рованным, у рисунка отсутствуют атрибутирующие его комментарии в обоих изданиях Гербовника А Князева в 19 12 г. под ред. С Тройницко го и в 2008 г. под ред. О Наумова 13 Далее мы 6 Бильбасов В История Екатерины II. Т. 2. Берлин, 1900. С. 93 94. 7 РГАДА. Ф. 286. Оп. 1Кн. 53 1Л. 379 Опубл. в Старикова Л Новые документы о первых русских актерах братьях Федоре и Григории Волковых Ежегодник АН СССР Памятники культу ры. Новые открытия. 198 1Л., 1983. С. 178 179. 8 Адрес календарь российский на лето 1766 от Рождества Хри стова СПб., 1766. С. 108 Адрес календарь российский на лето 1767 от Рождества Христова СПб., 1767. С. 5. 9 Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1772 от Рождества Христова. СПб., 1772. С. 140 Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1773 от Рожде ства Христова. СПб., 1773. С. 128. 10 Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1775 от Рождества Христова. СПб., 1775. С. 148. Месяцослов с росписью чиновных особ в государстве на лето 1777 от Рождества Христова. СПб., 1777. С. 183. 12 Гербовник А Князева 1785 г. сост. С Тройницкий. СПб., 19 12. С. 26. 7 9 13 Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 г. под ред. О Наумова. М., 2008. С. 49. еще вернемся к этой прорисовке при характери стике геральдических особенностей герба. Очевидно, что диплом на дворянство находил ся у Г Волкова вплоть до самой его смерти. Одна из его дочерей, Екатерина Григорьевна 1762 1829 14 вышла замуж за вице адмирала Александ ра Лукича Симанского 1752 18 10 15 Таким обра зом диплом оказался в семье Симанских. В 1908 году ди плом в качестве экс поната участвует в те атральной выставке в Санкт Петербурге, как документ, принадле жащий княгине Екате рине Павловне Ухтом ской урожд. Си манской 1865 по сле 19 16 правнучке Александра Лукича. 16 В 1908 19 10 гг. велись переговоры В Рышкова петербургского представителя известного москов ского мецената и театрального деятеля, основателя театрального музея Алексея Александровича Бах рушина, 1865 1929 с княгиней о покупке дипло ма. 17 В 19 10 г. сделка, наконец, состоялась и ди плом поступил в музей А Бахрушина. Уже тогда диплом был в очень плохом состоянии. Судя по состоянию обугленности листов бумаги, он, веро ятно, пережил пожар. Поэтому все страниц ди плома, включая папку фото папки и кустодии на с. 90 сразу после поступления в музей по заказу А Бахрушина были сфотографированы наиболее долговечными и дорогими средствами фотографии того времени, очень вероятно, что с помощью пла тиновой фотопечати платинотипии 18 Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность ис торику И Афонасенко, усилиями которого циф ровые копии этих уникальных фотографий стали доступны и позволили в целом прочитать текст до кумента, за исключением мест с невосполнимыми утратами. 14 Вел. кн. Николай Михайлович. Петербургский некрополь. Т. IV. СПб., 19 13. С. 75. 15 Научно исследовательский отдел рукописей РГБ. Ф. 27 1 Симанские. Карт. 1Ед. хр. 8, Карт. 6. Ед. хр. 10. 16 Переписка В Рышкова и кн. Е Ухтомской О грамоте Ф Волкова ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госкатало ге 3037968. по КП ГИК КП 72674. 17 Там же. 18 ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина Инв. КП 129396 129407 Впервые фотографии воспроизведены в Старикова Л Указ. соч. С. 173 КП 129396 1КП 129407 74 КП 129399 75 КП 129400 77 КП 129405 1 Рис. 1Герб Волковых в Гербовнике А Князева ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 66 Расшифрованный текст всего документа был опубликован Л Стариковой в 1983 г. 19 Он также включал в себя и текст описания герба блазона Для вящего же свидетельства и в признак сей НАШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ милости и возведения в дворянское достоинство пожаловали МЫ помя нутого Григорья Волкова с рожденными от него и впредь рождаемым законным детям и их наслед никам и потомству обоего пола нисходящей ли нии Родовой Дворянской Герб впредь и в вечные времена иметь и употреблять, а именно На две части поперек разделенный щит, из которых в верхней части на золотом поле голубой крест, с положенной в середине оного золотою Импера торской короною, а в нижнем в красном поле се ребряный кинжал, перпендикулярно положенный, с золотою рукояткою, проходящей сквозь золо тую диадему. Над щитом несколько открытый, к правой стороне обращенный стальной дворян ский шлем с произрастающим сверх оного волком натурального цвета назад смотрящим, который в лапах держит перпендикулярно изображенный в щите серебряный кинжал с золотою диадемою. По сторонам щита опущен шлемовый намет го лубого и красного цветов, с правой стороны под ложенный золотом, а с левой серебром, так как оный дворянской герб в сей НАШЕЙ жалованной грамоте и самыми красками изображен. Чего ра ди жалуем помянутому Григорию Волкову и рож денным от него и впредь рождаемым законным наследникам и потомству от него мужеского и женского пола по нисходящей линии вышеописан ный герб иметь и употреблять 20 В 19 12 г. диплом из собрания А Бахрушина был представлен в качестве экспоната на выставке Ломоносов и Елизаветинское время в Санкт Петербурге, в разделе XI Театр. Музыка. Зрели ща где он привлек внимание известного искусст воведа барона Н Врангеля, принимавшего уча стие в составлении каталогов данной выставки.2 1 Н Врангель сообщил о нем геральдисту В Лу комскому, в то время чиновнику Департамента Ге рольдии Правительствующего Сената. Так как Гер бовое отделение Департамента Герольдии готови ло в тот момент очередной XX й сборник ди пломных гербов оказавшийся последним а све дения о данном гербе оказались отсутствующими в архиве департамента, учреждение заинтересова 19 Старикова Л Указ. соч. С. 174 176. 20 Там же. С. 176. 2 1Всеволодский Гернгросс В Выставка Ломоносов и Ели заветинское время Каталог. Отдел XI Театр. Музыка. Зре лища СПб., 19 12. С. 14. 26. лось документом. Летом 19 15 г., когда В Луком ский стал уже управляющим Гербовым отделени ем, завязалась переписка ведомства с Музеем А Бахрушина.22 В переписке В Лукомский просил сообщить ему описание герба и снять копию с его изображения см. Приложение Т герб на тот момент был уже почти полностью утрачен, музей по возможности восстановил блазон и отослал письмо с ним в Гербовое отделение. В трактовке музея описание звучало так На две части попе рек разделенный щит, из которых в верхней час ти голубой крест с положенной по середине оно го золотою Императорскою короною, а в нижнем в красном поле серебряный кинжал, перпендику лярно положенный с золотою рукояткою прохо дящей сквозь золотую диадему. Над щитом не сколько открытый, к правой стороне обращен ный стальной дворянский шлем с произрастаю щим сверх оного волком натурального цвета, на зад смотрящим, который в лапах держит пер пендикулярно изображенный в щите серебряный кинжал с золотою рукояткою. По сторонам щи та опущен шлемовый намет голубого и красного цветов, с правой стороны подложенный золо том, а с левой серебром 23 Как видно, цвет верхней части герба в описа нии не был указан. Это вызвало повторный запрос Гербового отделения в музей, с вопросом разъяс нить, какого же цвета должно быть верхнее поле герба см. Приложение Правление музея ответи ло цвет красок герба трудно разобрать, по этому трудно сказать, какого цвета должна быть верхняя часть щита и продолжило В изложенном же в грамоте описании герба сказа но в верхней части в золотом поле голубой крест 24 Действительно, в этом месте текст был фрагментарно утрачен. Однако, на фотографии видно частично сохранившееся слово ло мъ что позволило прочитать его как золотом 25. Т по правилам геральдики, металлами, на которые 22 ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госкаталоге 936586. по КП ГИК ГЦТМ КП 332385 9 в Госкаталоге 168398 по КП ГИК ГЦТМ КП 333904 23 в Госкатало ге 1683985 1по КП ГИК ГЦТМ КП 333904 24 в Госката логе 16839859 по КП ГИК ГЦТМ КП 333904 22. 23 Письмо Правления Литературно Театрального Музея им. А. Бахрушина в Гербовое Отделение Департамента Герольдии Правительствующего Сената от 24 июля 19 15 г. с дополнитель ными сведениями о грамоте на дворянское достоинство и гербе актеров Г. и Ф. Волковых. Приложение 1Описание гер ба в грамоте. ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госката логе 1683985 1по ГИК КП ГЦТМ КП 333904 24. 24 ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госкаталоге 168398 по КП ГИК ГЦТМ КП 333904 23. 25 ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина Инв. 129404 1 ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 67 накладывается финифть в данном случае, голубой цвет, т лазурь могут быть только золото или се ребро, верхнюю часть щита можно было уверенно считать золотой т желтой Пока велась переписка, составление XX го тома Дипломного сборника26 было закончено, и в него успело попасть только описание герба. Его изо бражение так и не было отрисовано художниками Гербового отделения, видимо, из за утрат описа ния, приведших к изъянам в полноте блазона, не позволивших понять, как верно нарисовать герб. В 202 1г., стало известно о наличии герба Г Волкова в так называемом Гербовнике Л Талызина 27 Этот неофициальный гербовник был в конце XVIII в. составлен герольдмейстером Лукья ном Ивановичем Талызиным и преподнесен Екате рине II. Он был введен в научный оборот А Хме левским и И Афонасенко. В варианте Л Талы зина имеется интересное отличие гербовый щит не пересечен, а имеет главу рис. на с. 90 Т верхняя часть герба изображена в виде почетной фигуры главы. Данное отличие некритическое, оно может говорить, как о вариации исполнения герба художником, так и о самобытном варианте. К сожалению, гербы в Гербовнике Л Талы зина изображались без внещитовых элементов, поэтому нашлемник и намет герба графически не показаны. При этом, цвета герба полостью совпа дают с официальным блазоном. В прорисовке гер ба в Гербовнике А Князева однако, перепута ны вероятно, случайно цвета верхнего поля и фи гуры в нем, в подписи говорится, что поле синее, крест золотой должно же быть наоборот поле золотое, а крест в нем синий лазоревый 28 Таким образом, в настоящий момент известны три изображения герба в трактовках А Князева, Л Талызина и почти утраченное в дипломе и три описания по фотографиям диплома, по при ложению в письме музея А Бахрушина в Гербо вое отделение, и в публикации Л Стариковой В 1970 1980 х гг. изображение герба было реконст руировано Л Стариковой по уже рассмотренной фотографии страницы диплома с гербом и страниц с его описанием, и отрисовано художницей М Ягуновой, как в ч б варианте рис. 2 так и цвет ном.29 Эти изображения широко используются в 26 РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 85. Окончательно сборник был под готовлен к 19 17 г., но его составление велось в 19 15 г. 27 Хмелевский А Афонасенко И Гербовник Л Талызина. Российские дворянские гербы XVIII в. М., 202 1С. 52. Табл. II IV. 28 Гербовник А Князева 1785 г. Указ. соч. 29 Старикова Л Указ. соч. С. 178 Евграфов К Федор Вол ков Серия ЖЗЛ М., 1989. Вклейка. искусствоведческих и научно популярных публика циях, и в выставочной деятельности музея имени А Бахрушина. В Российском го сударственном архиве древних актов РГАДА также хранится копия текста диплома, сде ланная с оригинала.30 Сам диплом упомянут в справочнике О Хоруженко,3 1однако, с ошибочной ссылкой, что герб внесен в Об щий гербовник, т. V, 139.32 На самом же деле по указанной ссылке находится герб другого Волкова, полного тезки актера,33 камер фурьера 6 го класса Федора Григорьевича. Данный же герб Волковых в Общий гербовник не вносился, однако, как уже было ска зано, формуляр диплома был внесен без изобра жения в т. XX Дипломного сборника под 12.34 Доктор искусствоведения Людмила Михайлов на Старикова, работая в музее им. А Бахрушина, очень много сделала для введения в научный обо рот разнообразных материалов к биографиям ве ликого русского актера и его брата. Ее заслуги пе ред историей российского театра велики и неоспо римы. Однако, при геральдическом анализе гер ба35 ею были допущены значительные ошибки, ис кажающие суть его сюжета, и свидетельствующие о непонимании функций, формы и содержания ге ральдического изображения, незнании методики геральдической работы. В то время, когда Л Старикова писала свою статью, 1980 е гг., на учно геральдические исследования в СССР были крайне редки, формы и методы изучения герба были неизвестны большинству советских ученых. Возможно поэтому, к сожалению, искусствовед прибегла к излишне эмоциональным, зачастую переходящим в экзальтированность пафосным ла 30 РГАДА. Ф. 154. Оп. 2. Д. 1Л. 2 13 2 15об. 3 1Хоруженко О Дворянские дипломы XVIII в. М., 1999. С. 302. 382. 32 Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской импе рии. Ч. V. СПб., 1800. 139. 33 По некоторым сведениям, это младший сводный брат Ф Волкова Азбучный указатель имен русских деятелей для Русского биографического словаря. Ч. 1А Л Сборник Импе раторского русского исторического общества. Т. 16. СПб., 1887. С. 0 34 РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 85 Старикова Л Указ. соч. С. 178 179. 35 Старикова Л Указ. соч. С. 176 178. Рис. 2. Реконструкция герба Г. Волкова Л Стариковой худ. М Ягунова ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 68 ментациям, содержание которых совершенно не соответствовало ни сюжету герба, ни историческим фактам. Прежде всего, следует отметить, что сюжет лю бого герба и его фигур необязательно может четко и конкретно быть расшифрованным т полно стью понятым исследователем. Начиная рассмот рение сюжета с почетной части композиции верх него поля, или главы, как в варианте Л Талызи на исследовательница совершенно верно тракту ет фигуру золотой императорской короны как свидетельство особого высочайшего покрови тельства и благоволения 36 Это действительно так, с данным утверждением вполне можно согласить ся. Если мы рассмотрим гербы, данные коллегам братьев Волковых по участию в перевороте, мы увидим подобные короны в почетной части гербо вой композиции и в гербе В Шкурина,37 и в гербе А Евреинова.38 Все они недворяне, которым императорской милостью было присвоено дво рянское достоинство, что и символизировала им ператорская корона. Правда, А Князев в своем Гербовнике ошибочно называет императорскую корону красной княжеской шапкой 39 но эту ошибку можно отнести за счет мелкоты и нераз борчивости изображения данной фигуры на ис пользуемой им для прорисовки печати. Однако, с трактовкой почетной фигуры лазу ревого голубого креста на золотом поле как пере крещенных лент ордена Св. Андрея Первозванного категорически нельзя согласиться. Употребление в гербе символических изображений инсигний знаков отличия которыми армигер никогда не был награжден, принципиально невозможно. По добную узурпацию составлявшая герб Герольд мейстерская контора никогда бы не допустила. Ес тественно, в данном случае также совершенно не уместна логика хотели наградить орденом, но не наградили, так как Ф. Волков отказался от него, но ленту ордена поместили в герб Леген да о том, что Ф Волков якобы отказался от орде нов и должностей,40 предложенных ему Екатери ной II, была подвергнута критике еще в конце XIX в. Предположительно, в этом случае имелся ввиду не Федор Волков, а кабинет секретарь Петра III Дмит 36 Старикова Л Указ. соч. С. 177. 37 РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 8 1кн. 16 Дипломного сборника 49. 38 Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской импе рии. Ч. I. СПб., 1798. 108. 39 Гербовник А Князева 1785 г. Указ. соч. 40 Хоруженко О Указ. соч. С. 99 100 Старикова Л Указ. соч. С. 177. рий Волков.4 1Но даже если эта легенда и правди ва, как уже было отмечено выше, отсутствие на граждения орденом ведет к отсутствию права на помещение символов и эмблем этого ордена в герб. Поэтому, скорее всего, здесь крест как почет ная фигура, на которую помещена корона, исполь зован для отличия верхнего поля от почетной части подобных же гербов например, у В Шкурина глава, рассеченная на столбы, у А Евреинова лет, также свидетельствующий об императорской милости, и т и лучшей узнаваемости герба. Также нельзя буквально воспринимать симво лические значения геральдических цветов в том виде, как их приводит Л Старикова золотой фон символизирует в геральдике богатство, силу, верность, постоянство 42 Ничто не свиде тельствует именно о такой трактовке цветовой гаммы данного конкретного герба. Этот и даль нейшие экзерсисы в области теории геральдиче ских цветов характеризуют лишь чрезмерно бук вальное понимание исследовательницей сведений А Лакиера, которые относятся ко времени появ лению цветов в геральдической символике в За падной Европе в XI в.43 Они не могут быть универ сальными, и применимыми в полной мере, в том числе к российской геральдике середины XVIII в. Поэтому эти указания никак не помогают рас шифровать герб Волковых. Золотой же цвет поля в данном случае нужно трактовать вместе с фигу рой короны, также как императорскую милость Перейдя к рассмотрению фигур нижнего поля герба кинжала и продетую сквозь него диадему корону искусствовед пытается доказать, что эти фигуры атрибуты древнегреческой музы траге дии Мельпомены, и они не имеют никакого отно шения к участию братьев Волковых в дворцовом перевороте. Отметим, что классическими атрибу тами Мельпомены, как музы трагедии, являлись мантия, театральная трагедийная маска и меч или палица 44 Ни кинжал, ни диадема или коро на в число атрибутов музы никогда не входили. Если с наличием кинжала, как аналога меча, еще можно с трудом согласиться, то диадема в любом случае отсутствует у Мельпомены как атрибут. Вполне естественно, что даже символического намека на цареубийство в геральдическом изо 4 1Эфрос Н. Указ. соч. Стб. 407. 42 Старикова Л Указ. соч. С. 177. 43 Лакиер А Русская геральдика. СПб., 1855. Кн. 1С. 46 47. 44 Тахо Годи А Мельпомена Большой энциклопедический словарь. Мифология. М., 1998. С. 358 Буслович Д Персиа нова О Руммель Е Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л., 1978. С. 84. ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 69 бражении, по крайней мере в России до 19 17 г., не могло быть в принципе. Однако, двусмысленность изображения, допускающая в том числе и такую трактовку сюжета, могла сохраняться долгое вре мя. В частности, два портрета Ф Волкова работы А Лосенко,45 их различные копии и вариации, а также гравюры XIX в., сделанные с этого портре та46 показывают в левой руке актера театральную маску, а в правой именно кинжал с насаженной на него золотой короной диадемой рис. 3 и рис. на с. 90 При этом, маска обращена лицевой сто роной к кинжалу. Следует обратить внимание, что корона, как в гербе, так и на портретах, изображе на негеральдически, то есть она не статусная, а ус ловная, представляя собой простейший обод с зубцами. Таким образом, это действительно мо жет говорить об атрибутах театрального искусства. С другой стороны, в XVIII в. были очень популярны символи ческие изображения, которые активно ис пользовались, в том числе и для геральди ческих целей. В широ ко известном сборни ке начала XVIII в. Symbola et emblemata мы находим похожее изображение три короны также условные, и с зубца ми продетые сквозь турнирное копье.47 Эта эмблема символизирует изречение Мы должны победить или умереть Данная фраза очень точно может отражать девиз участников заговора, но вряд ли относится к мир ной театральной деятельности. В некоторых вариантах портрета Ф Волкова XIX в. художники и граверы, видимо по цензурным соображениям, не рисуют корону диадему в руке актера, оставляя в одной его руке маску как сим вол комического искусства а в другой кинжал как символ трагического 48 В связи с этим, оче видно, что данная символика длительное время 45 Ф Волков и русский театр его времени сборник материа лов. М., 1953. С. 244 Государственная Третьяковская галерея. Каталог. М., 1947. С. 54. 46 Ровинский Д Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Стб. 45 1452. 47 Symbola et emblemata seleсta. Символы и емблемата. Amsterdam, 1705 46 47. 134. 48 Например, на литографии Вильгельма а на гравюре П Бореля рука, держащая кинжал, не показана вообще. воспринималась двояко, и дальнейшие попытки доказать, что она ничего общего не имеет с царе убийством, довольно неубедительны. Кинжал в гербе Волковых серебряный, а цвет этот на символическом языке геральдики означа ет невинность, чистоту. Стало быть, кинжал этот чистый и символизирует принадлеж ность к актерской профессии Федора Волкова и его брата продолжает Л Старикова.49 Это снова более чем сомнительное утверждение. Ло гично, что кинжал изображен натурального цвета т с серебряным белым лезвием и золотой желтой рукояткой. Никакого дополнительного символического значения цвета мелких фигур в гербе не несут, на изображениях герба они едва видны, и никак не могут говорить о чистоте кин жала, и тем более помыслов его владельца. Еще одно пафосное утверждение Л Стари ковой также нельзя оставить без внимания. В ка честве клейнода нашлемника фигура волка. Обычно в геральдике волк изображался в профиль, обращенным вправо, смотрящим вперед. В дан ном случае волк смотрит назад, оглядываясь в прошлое, на того, кто прославил фамилию Вол ковых, в честь кого дан был этот герб 50 пишет она. Волк, действительно, гласная фигура нашлем ника герба, и символизирует фамилию Волков С этим вполне можно согласиться. Но обращен ность его головы абсолютно непринципиальная вещь в геральдике. Во внещитовых элементах гер ба фигуры животных могли изображаться обра щенными с обернувшейся головой Особенно это характерно для щитодержателей, но данный ню анс встречается и в нашлемниках. Символически такая трактовка, мягко говоря, некорректна. Если следовать логике Л Стариковой, получается, что, когда парные животные щитодержатели смотрят в разные стороны наиболее частый вариант они одновременно смотрят и в прошлое, и в будущее. В том, что волк в нашлемнике также, как и в сюжете самого герба, держит в лапах кинжал с продетой сквозь него диадемой, нет ничего зага дочного и удивительного. Фигура нашлемника очень часто повторяет такую же фигуру в щите. Это вовсе не фамильная деталь герба как утвер ждает Л Старикова,5 1а помещенные в нашлем ник обычные фигуры из гербового щита. Они не могут быть исключительной принадлежностью всей фамилии Волковых, а имеют отношение толь 49 Старикова Л Указ. соч. С. 178. 50 Там же. 5 1Там же. Рис. 3. Портрет Ф Волкова работы гравера Вильгельма кинжал без диадемы ГЕРБОВЫЙ КУРЬЕР. 2022. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАШКОВ М ГЕРБ АКТЕРОВ ВОЛКОВЫХ. 70 ко к братьям Г. и Ф. Волковым, представляя их как актеров и участников дворцового переворота. Подытоживая вышесказанное, отметим сле дующее. Диплом на дворянство Г Волкову уни кальный документ начального периода царствова ния Екатерины II. Но из за очень плохой сохранно сти и малодоступности его изучение сопряжено с немалыми трудностями. Однако, в начале XX в., благодаря усилиям коллектива музея А Бахру шина, удалось в значительной мере сохранить со держание раритета, расшифровать и прочитать текст. Огромное значение для изучения диплома и герба в нем имели работы Людмилы Михайловны Стариковой, реконструировавшей почти полностью утраченное изображение герба, уточнившей и опубликовавшей весь сохранившийся текст дипло ма, но в то же время, в значительной степени не сумевшей правильно описать герб с точки зрения формальной геральдики, раскрыть его сюжет, а также полно и корректно изучить геральдический аспект существования герба и диплома Г. Волкову. Таким образом, в последнее время были полу чены новые данные о гербе Г. Волкова, в т изо бражения из введенного в научный оборот гербов ника XVIII в., атрибутировано изображение этого герба в уже известном гербовнике XVIII в., продол жилось изучение биографий Ф. и Г. Волковых. Поя вились возможности исследовать документальные материалы музея им. А Бахрушина, касающиеся этого уникального экспоната, довольно точно вос становить историю его бытования в XVIII XX вв. Все это позволяет также восстановить официаль ные изображение и описание данного герба и сде лать вывод о двоякой трактовке его сюжета, кото рый связан как с участием братьев Волковых в дворцовом перевороте, так и с их профессиональ ной театральной деятельностью. ПРИЛОЖЕНИЕ Письма Управляющего Гербового отделения Де партамента Герольдии Правительствующего Се ната В Лукомского в правление Литературно Театрального Музея А Бахрушина 1В музей имени Алексея Александровича Бахрушина. Приступая к составлению очередной книги Сборника дипломных гербов, невнесенных в Об щий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи Гербовое Отделение Департамента Ге рольдии Правительствующего Сената обращается в музей имени Алексея Александровича Бахрушина с покорнейшей просьбой не отказать в сообщении сведений о гербе, пожалованном Императрицей Екатериной II в грамоте на дворянское достоинство актеров Феодора и Григория Волковых храня щейся в музее и бывшей в 19 12 году на выставке Ломоносов и Елизаветинское время каталог XI Театр стр. 14, 26 Крайне желательны были бы калька рисунка герба и его описание из текста грамоты, а также указание времени подписания последней. Июня 22 дня 19 15 года. 184, г. Петроград. Управляющий Гербовым Отделением В. Лукомский. Прим. Публикуется впервые. ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госкаталоге 936586. по КП ГИК ГЦТМ КП 332385 9. 2. В Литературно Театральный музей имени Алексея Бахрушина в Москве. Гербовое Отделение Департамента Герольдии Правительствующего Сената имеет честь выразить Литературно Театральному музею имени Алексея Бахрушина глубокую благодарность за обязатель ное и столь подробное сообщение сведений о дворянском дипломе и гербе, пожалованном акте рам Григорию и Федору Волковым. К сожалению, из цитированного по тексту ди плома описания означенного герба не усматрива ется, какого цвета металла должна быть верхняя часть щита, на коей изображен голубой крест с зо лотою короною. Гербовое Отделение было бы крайне признательно, если бы Музей нашел воз можным уведомить о том дополнительно. Вместе с сим, Гербовое Отделение, почитает своим долгом присовокупить, что, по справке в Ар хиве Департамента Герольдии, помянутый диплом значится подписанным ИМПЕРАТРИЦЕЮ ЕКАТЕРИНОЮ в 10 день сентября 1765 года. Июля 28 дня 19 15 года. 236, г. Петроград. Управляющий Гербовым Отделением В. Лукомский. За Секретаря Ф. Калупин. Прим. Публикуется впервые. ФГБУК ГЦТМ им. А Бахрушина в Госкаталоге 16839859. по КП ГИК ГЦТМ КП 333904 22. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пашков М.М. Историографический и геральдический аспекты изучения герба и диплома на дворянство актеров Федора и Григория Волковых (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |