Уханова П.С.
Символ граната в искусстве, геральдике и современной моде
// Геральдика: исследования и практика (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа CII: [Т] 102: Геральдика: исследование и практика: материалы научной конференции 20-22 февраля 2019 года / Государственный Эрмитаж Спб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2020. С. 80-86
Аннотация: Целью данного исследования является анализ семиотических взаимосвязей растительного символа граната в искусстве, геральдике и моде. В данной работе мы сфокусировали внимание на знаковой символике граната как плода фруктового дерева и высказали гипотезу о наличии смыслового и семиотического единства этого символа в разных культурах, нациях и на протяжении разных временных периодов, в том числе в современной моде.
Об авторе публикации/статьи:
Уханова Полина Сергеевна (Москва) сотрудник ГБУК г. Москвы "ЦБС ЦАО"
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Ухановой П.С.в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27433 знаков (с пробелами)
П. С. Уханова Москва
Символ граната в искусстве, геральдике и современной моде
Целью данного исследования является анализ семиотических взаимосвязей
растительного символа граната в искусстве, геральдике и моде. В данной работе мы
сфокусировали внимание на знаковой символике граната как плода фруктового дерева
и высказали гипотезу о наличии смыслового и семиотического единства этого символа
в разных культурах, нациях и на протяжении разных временных периодов, в том числе
в современной моде.
Образ человека, его костюм являются древнейшим способом знаковой
репрезентации, при этом костюм как культурное явление включает в себя
непосредственно одеяние, защищающее от воздействия окружающей природной
среды, и комплекс дополнительных деталей украшения, предметы туалета, оружие,
прическу, макияж 1и прочее. Целостное впечатление о человеке складывается не
только из костюма применяемых тканей, мастерства шитья, качества декора и
используемых аксессуаров, но и из прически, макияжа и украшений. Если все
составляющие объединены единым смыслом, формируется логичное,
репрезентативное впечатление, которое не только несет информацию о статусе
человека и его положении в обществе, но и выступает важным критерием в бинарной
оппозиции свой чужой 2.
Использование различных орнаментов зооморфного, растительного,
антропоморфного и других, а также конкретных символов, в частности, плода граната,
в разное время помогало сообщать окружающим важную информацию о человеке
его возраст, статус, положение в обществе или религиозную принадлежность. В наши
дни внедрение в образ символов также является одним из способов самовыражения
человека через внешность, самоидентификации в плане принадлежности к тому или
иному этносу или культуре, а также самопрезентации определенных качеств, черт
натуры, жизненных ценностей, а иногда и знания символической истории.
Гранат как символ известен со времен архаики, мы можем встретить его в
скульптуре, на предметах интерьера и обстановки, например, на коврах. На территории
Азии плод граната до сих пор считается символом богатства, изобилия и процветания,
а в Персии означает солнце3, что можно трактовать и как символ плодородия и самой
жизни в целом. Е. В. Пчелов отмечает очевидное соотношение флористической
символики XVI XVII веков с концептом древа Иесеева4, безусловно связанного с идеей
о Райском плодородном саде, а также заявляет о сочетании в символике плода
граната двух важнейших точек христианской истории грехопадения и искупления
первородного греха новым Адамом Иисусом Христом 5
Упоминается гранатовое яблоко и в Ветхом Завете, причем во фрагменте,
имеющем отношение к костюму. В книге Исход о наряде первосвященника читаем По
подолу ее верхней ризы. П. У. сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового,
пурпурового и червленого цвета, вокруг по подолу ее позвонки золотые между ними
кругом золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы
кругом 6 Словом яблоко в Пятикнижии Моисея на русский язык переведено
древнееврейское слово риммон гранат 7.
Во второй половине XVII века изображение граната встречается в оформлении
иконостасов, на изразцах и в декоративном шитье одежд, более того, в стилизованном
виде гранаты присутствуют в декоре державы царя Алексея Михайловича,
изготовленной греческими мастерами в Константинополе8. Примечательно, что на
тыльной стороне панагии Патриарха Никона, отреставрированной во Всероссийском
художественном научно реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря, на
пластине также изображены цветы граната, которые произрастают из стилизованных
лилий9. Эта панагия относится к типу так называемых золотых запон, которые могли
иметь самую разнообразную форму от цветка гвоздики или тюльпана до граната и
многолучевой звезды 10, и по многим признакам является произведением
константинопольских ювелирных мастерских первой половины середины XVII века, в
которых работали преимущественно греки в искусстве которых гранат встречался
еще во времена архаики, например, в статуе Богини с гранатовым яблоком
Скульптурное изображение богини стилистически близко статуям Древнего Египта
и, вероятно, изображает Астарту, известную в древнеегипетской культуре как Иштар,
богиню любви и власти, символом которой является гранат. На арамейском языке ее
имя звучит как Атайата, также она известна как Аштарот и Аштерт.
В еврейской культуре гранат ассоциируется с праздником Рош а Шана и
считается священным плодом. Раввины объясняют необычную форму граната и его
наполнение тем, что у гранатов нет мякоти, а только семена для свидетельства
благословений и заповедей Божьих, которые созданы не для эгоистических плотских
желаний, а для благословения окружающих, потому что когда плоть умирает, она
уходит навсегда, но когда умирает семя, оно производит новую жизнь 12. Таким
образом, в иудейской культуре гранат напоминает людям, что цель человеческого
существования сотворение блага и благословений для других.
Символ граната представлен также в Песне Песней, где он упоминается
применительно к красоте, плодовитости и плодородию, аналогично азиатскому
значению. Гранаты из бронзы использовались для украшения храма Соломона, венчая
и сам храм, и его столбы 13, а в трудах израильских мудрецов этот плод нередко
символизирует сам Израиль внешне потертый, но наполненный
благословениями 14.
Как мы видим, на протяжении многих столетий на Ближнем Востоке и землях,
омываемых Средиземным морем, окруженные сочной мякотью зернышки граната
ассоциировались с плодородием 15. Гранатовое яблоко считалось символом многих
богинь финикийской Астарты, древнеегипетской Иштар было выше, Деметры,
Персефоны, Афродиты и Афины 16, а в Риме в руке Юноны символизировало брак 17.
В христианстве гранат приобрел более одухотворенный смысл богатства
благодати божией и небесной любви. Надтреснутый плод граната с видимой
внутренней структурой означал искупительную жертву Христа и пролитую на кресте
кровь 18, кроме того, красный сок граната символически понимался как кровь мучеников,
а собранный под одной кожицей многосемянник как символ объединенных церковной
общностью людей 19. Невозможно не заметить аналогию с древне иудейским
значением. Однако если в дохристианскую эпоху под богатством и плодородием
подразумевалось единство земных и духовных благ, то христианская культура,
ориентированная на уход от земных радостей в мир будущего посмертного рая,
наделила гранат в большей степени духовными смыслами, связанными с богатством и
плодородием высших сфер. Использованы символы граната и в оформлении Титулярника Московского государства 1672 года, причем растительный орнамент
мог принимать форму креста20.
В арабском мире плоды граната называют румман 2 1и этот фрукт является
неотъемлемой составляющей традиционного арабского орнамента, а в исламе
ассоциируется с райским садом, обещанным Всевышним истинно верующим и
творящим добро. Орнаментами с использованием символа граната украшены
священные рукописи, изразцы и мозаики, молитвенные коврики, шкатулки и ковры22.
Илл. 1Ковер шерстяной дорожка с изображением двух ваз с плодами граната.
Средняя Азия, Ферганская долина XIX в.
Шерсть 102х352 см
ГЭ VТ 1068
КПГЭ. 1946 6 4
Своим национальным символом гранат считают не только в Израиле и в арабских
странах, но и в Грузии, а также среди грузинского народа, проживающего в других
частях света, при этом подчеркиваются и ценятся не только целебные свойства всех
частей этого плода сока, кожуры, косточек но и его особое символическое значение.
Аналогично древнееврейской традиции и Песне Песней гранат здесь выступает
символом любви Раньше о любви словами не говорили, юноша приносил девушке
плоды граната, и она сразу догадывалась о его чувствах а также многоплодия,
множественности и богатства Гранаты должны быть на свадебном столе это как
символ того, что у молодых будет много всего детей, скота, денег 23.
В странах Азии используют символику граната в орнаментах, а также наносят его
изображение на ткани, керамику, сюзане. В марте апреле 20 17 года в
Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы Музейно
выставочном центре Музей Моды прошла выставка узбекских мастеров Когда
цветет гранат. Хранители традиций Узбекистана Куратор выставки Фатима
Арифджанова и мастера из Узбекистана, принявшие участие в проекте, настояли на
использовании символики граната как знакового плода своей страны, являющегося
неотъемлемой частью узбекской культуры. Первое четверостишие стихотворения
Милы Кузнецовой использовали в качестве лейтмотива проекта, а плод граната в
виде сушеного фрукта, на платках ручной росписи, на предметах одежды, в
украшениях, на керамике и сюзане был активно представлен на выставке.
Когда цветет гранат,
Сливаются в объятьях
Алеющий закат
И в тон закату платье.24
Илл. 2. Фрагмент узбекского сюзане, представленного на выставке Когда цветёт
гранат. Хранители традиций Узбекистана в МВЦ Музей Моды в 20 17 г. Частная
коллекция. Фото автора.
Как естественный негеральдический символ гранат встречается в геральдике
южных стран в частности, его изображение присутствует на гербе испанского города
Гранады, несколько столетий находившегося под властью мусульманских правителей.
Изображения граната активно используются в декоре города и размещаются на
канализационных люках, дверцах электрических щитков, воротах, кованых заборах,
решетках и т. д., а также в рекламных целях на баннерах, вывесках кафе и
сувенирных магазинов. Представлен символ граната и в современных ювелирных
украшениях региона, на предметах одежды, в аксессуарах и на керамике.
Очевидно, свойственный ближневосточной и средиземноморской традиции гранат
был избран для изображения на гербе Гранады как символ богатства города, а также
плодородия его земель, при этом созвучие названий города и фрукта в русском языке
случайно и не имеет отношения к использованию граната на гербе или наименованию
города.
Илл. 3. Изображение граната символа города на крышке канализационного
люка в Гранаде Испания 20 17 г. Фото автора, 20 17 г.
Илл. 4. Фрагмент декора уличного фонаря в Гранаде Испания На постаменте
надпись Sevi 1892 Фото автора, 20 17 г.
Когда символ граната появляется на гербе Гранады, точно неизвестно, но он уже
присутствует на гербе королевства Гранада в 1492 году, а на гербе современной
Испании символизирует это королевство и его последующее вхождение в состав
Испании25 в других четвертях герба гербы королевств Кастильи, Наварры, Леона и
Арагона. Также гранат размещен на гербе Колумбии ранее Новая Гранада
Илл. 5. Герб Королевства Испания
Используют символ граната в своем творчестве и современные дизайнеры и
ювелиры. Чаще всего его можно встретить в работах еврейских, узбекских, армянских
и грузинских мастеров, а также в коллекциях итальянского бренда Dolсe Gabbana,
причем не только на аксессуарах и в украшениях, но и в качестве принта на одежде.
Доменико Дольче и Стефано Габбана, по фамилиям которых назван бренд,
регулярно обращаются к теме материнства и плодородия. На показе коллекции весна
лето 20 12 на подиуме было представлено семь образов с использованием
изображения граната в качестве принта, а на показе коллекции осень зима 20 15 20 16,
названном дизайнерами Mammа на подиум вышли манекенщицы со своими детьми
и беременные женщины в нарядах, украшенных образами Богоматери и другими
символами материнства.
Вопреки открыто провозглашенной нетрадиционной ориентации дизайнеров
бренда, они выступают за сохранение и даже сакрализацию института семьи и
традиционные семейные союзы и ценности. В 20 12 году был запущен международный
проект dolсegabbanafamily, объединивший тысячи семей по всему миру. Любой
желающий после регистрации на сайте проекта http www.dolсegabbana.сom dgfamily
мог загрузить на портал фотографии своей семьи, и после модерации они появлялись
на сайте и становились частью проекта по сохранению и популяризации семейных
ценностей.
В 20 15 году Дольче и Габбана официально выступили с протестом против
усыновления детей парами нетрадиционной сексуальной ориентации и суррогатного
материнства, так что использование в их коллекциях граната на женской одежде можно
смело оценивать как символическое, связанное с идеей плодородия и материнства,
продолжающее ближневосточную, средиземноморскую и азиатскую семиотическую
традицию.
Таким образом, и в наши дни плод граната интуитивно считывается и понимается
как символ плодородия и жизни, так как презентуется в женских образах, носящих ярко
выраженный гендерный характер, и в коллекциях дизайнеров, провозглашающих
святость и ценность материнства и вековых семейных традиций, присущих разным
регионам мира от востока до запада. 1Ярыгин С. А., Сарсамбекова А. С., Шаймердинова Н. Г. Традиционный костюм в системе
знаковой репрезентации власти кочевников Евразии первой половины I тысячелетия Вестник
Томского государственного университета История. 20 18. 5 1С. 132.
2 Там же.
3 Там же.
4 Пчелов Е. В. Флорелигиум Московского Царства предварительные заметки Материалы XXVI
Международной научной конференции Вспомогательные и специальные науки истории в XX
начале XXI вв. призвание, творчество, общественное служение историка М., 20 14. С. 305.
5 Пчелов Е. В. Образы животных и растений в европейской эмблематике и геральдике от
естественнонаучных представлений к символической интерпретации Электронный научно
образовательный журнал История 20 18. T. 9. Вып. 2 66 URL
http history.jes.su s207987840002 137 9 1дата обращения 06.03.20 19
6 Исход, 28 33 35.
7 Щедровицкий Д. Введение в Ветхий Завет Пятикнижие Моисея. М., 20 14. С. 56 1
8 Пчелов Е. В. Флорелигиум Московского Царства. С. 307.
9 Крюкова М. А. Реставрация панагии Патриарха Никона Никоновские чтения в музее Новый
Иерусалим сборник. М., 2002. С. 57. 10 Там же. С. 60. Там же. 12 Гранаты в Израиле и в Библии Еврейский мессианский портал. 20 17. URL
http ieshua.org granaty v izraile i v b i.htm дата обращения 06.03.20 19 13 Там же. 14 Там же. 15 Бидерманн Г. Энциклопедия символов пер. с нем., общ. ред. и пред. И. С. Свеницкой. М., 1996.
С. 6 6 Там же. 17 Там же. 18 Пчелов Е. В. Образы животных и растений в европейской эмблематике и геральдике. 19 Бидерманн Г. Энциклопедия символов. С. 62.
20 Пчелов Е. В. Флорелигиум Московского Царства. С. 308.
2 1Фактически, аналогично древнееврейскому слову риммон
22 Сысоев С. В. Визуализация кодов африканской этники в современном искусстве моды Наука,
технологии, техника современные парадигмы и практические разработки сборник научных
трудов по материалам I Международного научно практического форума, 3 1июля 20 17 г. СПб.,
20 17. С. 995.
23 Шевцова А. А. Плоды Земные Символы Родины в представлениях грузин Мордовии дис.
докт. ист. наук. М., 2007.
24 Кузнецова М. Когда цветёт гранат Изба читальня. 20 12.
URL https www.сhitalnya.ru work 6 16705 дата обращения 06.03.20 19
25 Гранаты Гранады Urbanwild. 20 16. URL https urbandwild.сom granaty granady дата
обращения 06.03.20 19
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Уханова П.С. Символ граната в искусстве, геральдике и современной моде (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|